Научная статья на тему 'Модель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза'

Модель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ЦЕЛЕВОЙ БЛОК / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК / MODEL / PROFESSIONAL CULTURE / SOCIAL SERVICE PROCUREMENT / TARGET BLOCK / CONCEPTUAL BLOCK / CONTENTS BLOCK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

В статье рассматривается разработанная автором структурно-функциональная модель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в вузе. Предложенная модель базируется на теоретико-методологических подходах и представляет собой целостную, открытую педагогическую систему, являющуюся составной частью всего процесса профессиональной подготовки социального работника и отличающуюся единством целевого, концептуального, содержательного, критериально-оценочного и результативного блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилович Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Formation of Professional Communication Culture of Future Social Workers in Conditions of Higher Education

The article considers the structurally functional model of the formation of professional communication culture of the future social workers in the higher education developed by the author. The offered model is based on theoretical-methodological approaches, and represents the integral, open, pedagogical system serving as a constituent component of the entire process of vocational training of the social worker and being distinguished by the unity of target, conceptual, contents, criterion-assessment and productive blocks.

Текст научной работы на тему «Модель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Н.В. Курилович

Кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000

В статье рассматривается разработанная автором структурно-функциональная модель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в вузе. Предложенная модель базируется на теоретико-методологических подходах и представляет собой целостную, открытую педагогическую систему, являющуюся составной частью всего процесса профессиональной подготовки социального работника и отличающуюся единством целевого, концептуального, содержательного, критериально-оценочного и результативного блоков.

Ключевые слова: модель, профессиональная культура, социальный заказ, целевой блок, концептуальный блок, содержательный блок.

Выявление структурно-уровневых и содержательных характеристик культуры профессионального общения социального работника (репродуктивно-прагмати-ческий, аксиолого-продуктивный, креативно-функциональный уровни) позволило перейти к моделированию процесса формирования культуры профессионального общения социального работника в системе его профессиональной подготовки.

В концептуальном плане предложенная модель представляет собой целостную, открытую педагогическую систему, являющуюся составной частью всего процесса профессиональной подготовки социального работника и отличающуюся единством целевого, концептуального, содержательного, критериально-оценочного и результативного блоков.

Целевой блок. Цель выступает по отношению к остальным компонентам модели в качестве управляющей инстанции; она не просто управляет компонентами модели, а служит стимулирующим, определяющим фактором разработки содержания коммуникативного образования будущих специалистов, что свидетельствует о наличии связей порождения и развития.

В научной литературе выдвигаются разные источники целеполагания. Применительно к предмету нашего исследования весьма продуктивной представляется точка зрения И.А. Колесниковой [2], выявившей следующие источники:

— социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан;

— субъект изучения как особая социальная реальность, имеющая самостоятельную ценность;

— социальный работник как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к преобразованию и воздействию на другого».

На основе разных трактовок понятия цели складывается ее понимание как образа желаемого результата с фиксированным временем получения, соотнесен-

ного с возможностями его получения к требуемому сроку, мотивирующего будущих профессионалов действовать в направлении его достижения, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить полученный результат с ожидаемым. Под ближайшей целью мы понимаем формирование культуры профессионального общения будущего социального работника на более высоком уровне, необходимом для осуществления будущей эффективной профессиональной деятельности, а под перспективной — повышение качества коммуникативного образования студентов — социальных работников, обладающих высокой адаптационной и профессиональной конкурентоспособностью и мобильностью в условиях динамично развивающегося современного общества. В таком случае целеполагание и последующее прогнозирование становятся определяющими звеньями процесса формирования культуры профессионального общения социального работника и управления коммуникативным образованием студентов — социальных работников.

Процесс формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников является конкретно-историческим социальным явлением, что предполагает наличие социального заказа. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах, стандартах и учебных планах вузов, квалификационных характеристиках должностей и т.п. В таких документах формируются требования государства и общества к людям определенной профессии, определяются основополагающие для данного периода развития страны профессиональные ценности.

Ценностная палитра имеет тенденцию разрастаться по мере развития личности, она не имеет ограничений. Пирамида ценностей растет вниз за счет ценностной интерпретации частных внешних форм проявления ценностей либо ценностных отношений. Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через принятие (или непринятие) личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Таким образом, социальный заказ общества, отражающий ценности и идеальные ценностные ориентации профессии, формирует идеальный тип личности профессионала и обусловливает соответствующую цель профессионального образования. Социальный заказ реализует ориентирующую функцию формирования культуры профессионального общения социального работника.

Социальный заказ государства и общества на идеальный тип личности профессионала представляет собой своего рода декларацию, перечисление, обоснование приоритетных ценностей, которые в идеале должны превратиться в ценностные ориентации личности. Цель образовательного процесса, заданная извне, сформулированная в программных документах государства (закон, доктрина, национальная программа, стандарты образования и т.п.), определяет стратегии. Цель образования, заданная внутри вузовской образовательной системы как цель деятельности, в значительной мере предвосхищает ее результат, т.е. реализует целе-

полагающую функцию. Естественно, что цель образования не является однозначно линейной, скорее, она представляет собой дерево целей. В общем виде цель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников как деятельности предполагает развитие у студента профессионально значимых коммуникативных качеств и умений в широком культурно-гуманитарном контексте как базовой основы культуры профессионального общения:

— коммуникативную субъектность — сформированность профессионально-смысловой позиции студента, которая предполагает самоопределение человека, его активность и ответственность;

— коммуникационную образованность как способность человека быть адекватным динамичной ситуации, умение работать с расширяющимся знанием в изменяющемся обществе;

— толерантность как принятие ценностей человека — социального клиента, осознание границ своей свободы и прав другого человека, умение договариваться.

Сложность цели неизбежно трансформирует содержание процесса формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в более частные элементы — задачи. Для достижения цели задачи, конкретизирующие содержание процесса, должны быть взаимосвязаны и составлять путь, последовательность формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников. Простой набор не связанных общей целью задач не приведет его к достижению цели.

На этом уровне объективно возникает противоречие между институциона-лизацией процесса формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников (дифференциация) и целостным (интеграция) характером развития личности. Проявлением этого противоречия является формирование различных программ, учебных планов по формированию у студента личностно-профессиональных качеств, характеристик, в том числе культуры профессионального общения.

Концептуальный блок содержит методологические подходы, закономерности, принципы, организационно-педагогические условия исследуемого процесса.

К основным методологическим подходам, позволяющими раскрыть сущность, содержание и особенности формирования культуры профессионального общения социального работника в процессе вузовского обучения на общенаучном уровне относятся системный, деятельностный подходы; на частнонаучном — аксиологический, компетентностный, диалогический подходы.

Методологию данного исследования объединяет главная идея о необходимости выделения в культуре профессионального общения социального работника ее духовной стороны, отличающейся от интеллектуальной своим гуманистическим качеством, предполагающим, что гуманистические принципы не просто признаются в системе прав человека, но являются ведущими в аксиологическом профиле личности, акмеологической интенции, активно реализуются и проявляются как «гуманотворчество», определяя гуманистический вектор развития культуры общества. Культура профессионального общения социального работника — это

проявление гуманистической направленности и индивидуального подхода в реализации функций и задач профессиональной деятельности, решении проблем социального клиента. Это определяет направленность всех составляющих культуры профессионального общения социального работника: культуры восприятия, мышления, взаимодействия, саморегуляции, эмпатии, рефлексии, толерантности, этикета общения с социальным клиентом и своими коллегами и т.д.

Концептуальная основа формирования культуры профессионального общения социального работника в процессе обучения в вузе базируется на системе следующих закономерностей:

— гуманистический характер теории и практики социальной работы как профессиональной деятельности детерминирован системой субъект-субъектных отношений, где коммуникативная составляющая играет доминирующее значение;

— обусловленность и вариативность этапов личностного и профессионального роста будущего специалиста социальной работы логикой системогенеза непрерывности образования и взаимосвязи теории и практики социального образования;

— эффективность процесса формирования культуры профессионального общения будущего социального работника зависит от уровня развития мотива-ционно-ценностного отношения будущих социальных работников к предстоящей профессиональной деятельности;

— формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе эффективно при стимулировании внут-риличностных факторов: коммуникативных способностей, коммуникативной самостоятельности, коммуникативной компетентности, коммуникативного поведения;

— необходимость формирования культуры профессионального общения социального работника определяется повышением требований к качеству коммуникативной подготовки данных специалистов, модернизацией и интеграцией отечественной системы социального образования в европейское и мировое образовательное пространство, что требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов и воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза.

Краеугольным камнем данной концепции является взаимосвязь принципов гуманизма, многоуровневости, интеграции, преемственности, дополнительности, непрерывности, культуросообразности, субъектности, партисипативности. Именно система принципов реализует концептуальную функцию, следовательно, определяет подходы к отбору содержания и внутриличностных факторов формирования культуры профессионального общения специалистов. Имея перед собой конкретные задачи формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников, специалист (осознанно или неосознанно) стоит перед дилеммой учета требований каких-либо нормативных педагогических положений, т.е. решает проблему выбора нормативных концептов конструируемой модели. В реально функционирующих педагогических системах принципы выполняют педагогически нормирующую роль, что позволяет определить их вторую функцию как нормативную.

Системный характер модели формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе выражается в том, что все ее составляющие объединяются в рамках определенной целостной структуры как ее элементы.

К «основным», особо значимым для исследования культуры профессионального общения социального работника теоретическим положениям отнесены: деятельность как основание личности, социализация как социально-педагогическое и психологическое явление, самовоспитание и самореализация как механизм развития личности и главный предмет педагогических технологий. Определение данных элементов теоретической системы как основных исходит из содержания объективной системы культуры профессионального общения социального работника, основными элементами которой являются личность специалиста, его профессиональная деятельность, прежде всего коммуникативная.

Содержательный блок модели характеризуется последовательностью этапов усвоения элементов содержания для достижения конкретных целей обучения; системным, логическим развертыванием соответствующих коммуникативных знаний; конгруэнтностью содержания будущей профессиональной деятельности; использованием межпредметных связей.

Основным регламентирующим элементом содержательного блока модели формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе, ее методической, информационной и правовой основой является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, нормы и требования к качеству образовательного процесса и подготовленности обучаемых, сложившиеся в конкретном образовательном учреждении, в том числе нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер.

При формировании культуры профессионального общения у будущих социальных работников в процессе обучения в вузе особенно важно опираться на уже сформированные запросы и интересы студентов, развивать у них внутреннюю потребность в коммуникативных знаниях, используя такие методы обучения, которые бы позволяли превращать информацию как общественную ценность в лично значимое для обучающегося достояние.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о методах формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников. Данные методы представляют собой совокупность наиболее общих способов решения поставленных задач и осуществления формирующих взаимодействий. Анализ этих методов показывает, что они выполняют преобразовательную функцию.

Полифункциональная концепция формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников, основанная на углублении понимания функций обучения и воспитания, позволяет осуществить технологический подход.

Иерархическая совокупность функций конкретной образовательной системы выводит на отбор методических средств и технологий и их применение, при этом реализуется технологическая функция.

Центральной функцией модели формирования культуры профессионального общения социального работника в процессе вузовского обучения является функция межличностного общения.

Преобразования, происходящие в личности, представляют собой психологический механизм взаимодействия влияний преподавателя и отношения к этому влиянию студента, базирующийся на переживании студентом своего отношения к внешнему воздействию на основе удовлетворения / неудовлетворения потребностей (информационно-потребностная теория); на взаимодействии процессов эксте-риоризации / интериоризации и др.

В данном случае важно, что в процессе работы этого психологического механизма наступает результат — формируются требуемые личностные и профессиональные качества человека, отражающие его убеждения и мировоззрение и проявляющиеся в его коммуникативной деятельности. Их сопоставление в самом широком плане дает понимание эффективности процесса формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников, степени совпадения субъективного — цели, с объективным — результатом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Всемирная энциклопедия. Философия. — М.; Мн., 2001.

[2] Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Академия, 2005.

MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATION CULTURE OF FUTURE SOCIAL WORKERS IN CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

N.V. Kurilovich

Chair of Social Work, Youth Studies and Management in Social Sphere Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Internatsional'naya str., 33, Tambov, Russia, 392000

The article considers the structurally functional model of the formation of professional communication culture of the future social workers in the higher education developed by the author. The offered model is based on theoretical-methodological approaches, and represents the integral, open, pedagogical system serving as a constituent component of the entire process of vocational training of the social worker and being distinguished by the unity of target, conceptual, contents, criterion-assessment and productive blocks.

Key words: model, professional culture, social service procurement, target block, conceptual block, contents block.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.