Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

398
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / CULTURE OF A PRESCHOOL CHILD / COMPONENTS OF CULTURE / CULTURAL NEEDS / A MODEL OF THE FORMATION OF CULTURAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азлецкая Елена Николаевна, Масич Любовь Григорьевна, Иващенко Елена Геннадиевна

В статье обосновывается актуальность разработки и внедрения подходов к формированию культурных потребностей ребенка дошкольного возраста. Теоретическая значимость работы заключается в том, что теоретически обоснована модель формирования культурных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные в ходе исследования результаты в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Приведены и проанализированы результаты исследования. Представленная модель реализации комплекса мероприятий и образовательных событий, включающих в себя знакомство с разнообразными видами культуры, вариативные способы обмена впечатлениями и создания собственного мнения по поводу культуры у детей дошкольного возраста, способствуют формированию культурных потребностей ребенка на основе его собственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF THE FORMATION OF THE CULTURAL NEEDS OF A PRESCHOOL CHILD

The article substantiates the relevance of the development and implementation of approaches to the formation of the cultural needs of a preschool child. The theoretical significance of the work lies in the fact that the model of the formation of the cultural needs of a senior preschool child is theoretically substantiated. The practical significance of the work lies in the possibility of using the results obtained in the course of the research in the educational activities of preschool educational institutions. The research results are presented and analyzed. A model for the implementation of a set of activities, educational events, including acquaintance with various types of culture, variable ways of exchanging impressions and creating their own opinion about culture in preschool children, is presented. Due to this, the formation of the cultural needs of the child should take place on the basis of his own interests.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

Научная статья

УДК 3373.2

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-11-24

Азлецкая Елена Николаевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-7293-3948 eazletskaya@mail.ru

Масич Любовь Григорьевна

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 ст. Ленинградская, Краснодарский край , Россия ORCIDiD: https://orcid.org/ 0000-0001-7484-6541 mdou_8_kolosok@mail.ru

Иващенко Елена Геннадиевна

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 ст. Ленинградская, Краснодарский край , Россия ORCIDiD: https://orcid.org/ 0000-0003-0758-5999 ivashenko751963@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается актуальность разработки и внедрения подходов к формированию культурных потребностей ребенка дошкольного возраста. Теоретическая значимость работы заключается в том, что теоретически обоснована модель формирования культурных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные в ходе исследования результаты в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Приведены и проанализированы результаты исследования. Представленная модель реализации комплекса мероприятий и образовательных событий, включающих в себя знакомство с разнообразными видами культуры, вариативные способы обмена впечатлениями и создания собственного мнения по поводу культуры у детей дошкольного возраста, способствуют формированию культурных потребностей ребенка на основе его собственных интересов.

Ключевые слова: культура ребенка дошкольного возраста, компоненты культуры, культурные потребности, модель формирования культурных потребностей

Для цитирования: Азлецкая Е.Н., Масич Л.Г., Иващенко Е.Г. Модель формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №5. С. 11-24. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-11-24

Original article

Elena N. Azletskaya

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCIDiD:https://orcid.org/0000-0002-7293-3948 eazletskaya@mail.ru

Lyubov G. Masich

Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten, general developmental type № 8 Leningradskaya municipal district Leningradsky district,

Krasnodar region, Russia ORCIDiD: https://orcid.org/ 0000-0001-7484-6541 mdou_8_kolosok@mail.ru

Elena G. Ivaschenko

Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten, general developmental type № 8 Leningradskaya municipal district Leningradsky district,

Krasnodar region, Russia ORCIDiD: https://orcid.org/ 0000-0003-0758-5999 ivashenko751963@mail.ru

MODEL OF FORMATION OF CULTURAL NEEDS OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE

The article substantiates the relevance of the development and implementation of approaches to the formation of the cultural needs of a preschool child. The theoretical significance of the work lies in the fact that the model of the formation of the cultural needs of a senior preschool child is theoretically substantiated. The practical significance of the work lies in the possibility of using the results obtained in the course of the research in the educational activities of preschool educational institutions.

The research results are presented and analyzed. A model for the implementation of a set of activities, educational events, including acquaintance with various types of culture, variable ways of exchanging impressions and creating their own opinion about culture in preschool children, is presented. Due to this, the formation of the cultural needs of the child should take place on the basis of his own interests.

Keywords: culture of a preschool child, components of culture, cultural needs, a model of the formation of cultural needs

For citation: Azletskaya E.N., Masich L.G., Ivashchenko E.G. A model of the formation of the cultural needs of a preschool child. Pedagogy: history, perspectives. 2020. Vol. 3 No. 5. C 11-24

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-11-24 (In Russ.).

Введение

В рамках национальных проектов «Образование» и «Культура» Краснодарский край принимает участие в проекте «Культурный норматив школьника» [1]. Он будет реализовываться в девяти российских регионах. «Культурный норматив школьника» направлен на духовное развитие учащихся, воспитание у детей и подростков эстетического чувства и уважения к культурному наследию [2].

Актуальность разработки модели формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста определяется тем, что духовное, художественное и эстетическое развитие являются важнейшими аспектами воспитания дошкольника. Они способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияют на познание моральной стороны реальности, повышают познавательную активность, способствуют социализации личности через присвоение культурного опыта. Так, Е.Н. Азлецкая пишет: «Системное духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности» [3, с. 4]. Детство - сложный многомерный феномен культурного развития дошкольника, характеризующий специфику и содержание существования, формирование и развитие деятельности ребенка. Культурные потребности ребенка не могут возникнуть «внезапно» с его переходом в новый статус «школьник» и вхождением во взрослый мир. Этот процесс «врастания» в культуру проходит через формирование культурных потребностей ребенка дошкольного возраста [4], присвоение культурно-исторического опыта семьи на основе постижения культуры [5], в том числе социокультурной среды воспитания (города, станицы, поселка). «Эффективным способом всестороннего гармоничного развития личности является активное включение ребенка в деятельность художественно-эстетической направленности (изобразительную, музыкальную, театрализованную, художественно-речевую и др.). Эти виды деятельности служат положительным эмоциональным обогащением, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняя беспокойство, напряжение, чувство беспомощности. То есть художественно-эстетическая деятельность способствует формированию благоприятного психологического климата для развития детей», - подчеркивают в своем исследовании Е.Н. Азлецкая и С.И. Карлаш [3, с. 5].

В соответствии с требованиями закона «Об образовании в РФ», ключевых целей требований ФГОС ДО, а также существующим инновационным направлением развития образования Краснодарского края возникла необходимость в разработке и апробации новых подходов к формированию культурных потребностей ребенка дошкольного возраста.

Мы руководствовались положением, разработанным Ю.Е. Зиятдиновой, которая писала: «Выбор модели должен быть четко согласован со спецификой социокультурной ситуации и теми проблемами, которые являются насущными для развития российской культуры. Важны координация и последовательность этапов в формировании культурных потребностей, их удовлетворении с учетом сбалансированности задач и целей культурно-социального, политического, экономического развития общества и государства. В настоящее время в России система формирования культурных потребностей не подкреплена в достаточной мере ресурсным обеспечением, что тормозит достижение культурных, духовных, социальных целей, в целом социокультурное развитие общества» [6, с. 103]. В связи с этим мы определили проблему, решаемую в ходе формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста, которая заключается в разрешении противоречия между актуальностью культурного развития обучающихся, активным привлечением воспитанников к восприятию художественной культуры и ис-

кусства, развитием их мотивации к освоению ценностей отечественной культуры и обеспечением преемственности содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в области культурного развития.

Результаты исследования и обсуждение

Теоретическая и практическая разработка формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста связана с такими исследователями, как Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, В.В. Зайцев, Е.Н. Шиянов и др. В своих исследованиях авторы разработали гуманистическую модель образования культуропо-добного типа. Они пришли к выводу, что такая модель ориентирует науку и практику на открытие новых аспектов культурных ценностей в образовательной деятельности. По мнению авторов, перед современной педагогикой стоит задача воссоздания культуры в образовании, сохранения и развития культурной личности [7; 8 и др.].

Развитие культуры ребенка стало предметом исследования педагогов с разных точек зрения: становления целостной картины мира (Л.А. Венгер, И.Э. Куликовская, В.И. Логинова, Н.Н. Поддъяков, О.П. Радынова и др.); культуры познания (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, М.Б. Зацепина, И.Э. Куликовская, А.И. Савенков, Н.Г. Салмина, Е.А. Тупичкина и др.); музыкально-эстетического развития (Н.А. Ветлугина, Н.В. Корчаловская, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.); становления социокультурного опыта (Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Грабаровская, С.А. Дуд-никова, Т.Б. Захараш, О.Л. Князева, С.А. Козлова, М.В. Корепанова, С.В. Петерина, Р.Б. Стеркина, Н.Е. Татаринцева); физической культуры (Л.В. Абдульманова, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров, Е.В. Утишева и др.); изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, З.В. Лиштван, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева и др.); культурно-экологического воспитания (Л.Ф. Захаревич, С.Н. Николаева, Н.Е. Черноиванова и др.).

Идеи педагогической антропологии А.Я. Данилюк, А.А. Макареня, К.Д. Ушинского, концепции воспитания личности в событийной среде Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова и других внесли значительный вклад в культурное развитие личности ребенка.

Особое значение придается организации свободного времени ребенка в научных трудах Ю.П. Азарова, H.A. Ветлугиной, Н.К. Крупской, H.A. Метлова, В.А. Сухомлинского и других, где показано, что досуг организован взрослыми в целях создания комфортных условий для развития в дошкольной образовательной организации и семье. Как вид интегративной деятельности детей рассматривают досуг М.В. Крулехт и М.В. Созинова [9; 10].

Развитие личностной культуры дошкольника в образовательном пространстве праздника исследовала И.Н. Буторина [11]. Автор пришла к выводу, что педагогический аспект культурного развития общества связан с возрождением традиций народа, его осмыслением в новой социокультурной реальности и приобщением нового поколения к системе культурных ценностей.

На основании научных данных можно сказать, что наличие культурной потребности необходимо рассматривать как одно из необходимых условий реализации духовно-художественно-эстетического воспитания и его центральной задачей.

Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, социальной группы, общества в целом; внутренний стимул деятельности. Мы опираемся на подход к этой концепции Д.А. Леонтьева: «Потребность - это система отношений между субъектом

и средой» [12]. То есть можно утверждать, что сущность потребностей ребенка заключается во взаимоотношениях между ребенком и социально-образовательной средой.

В научной литературе культурные потребности рассматриваются как составная часть потребностей человека. Исследователи выделяют несколько направлений культурных потребностей: художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и др. [13]. В соответствии с широким толкованием культурные потребности определяются как потребности в реализации существенных сил человека в процессе его материальной, социально-политической и духовной деятельности. Так, например, Ю.Е. Зиятдинова пишет: «...динамика культурных потребностей в современном мире, которая находит отражение и в российской культуре, сопряжена с формированием культурных потребностей как сложной задачей российской современной культурной политики, осуществляемой государством и различными социально-культурными институтами» [6, с. 102]. Исследователи подчеркивают, что культурные потребности не ограничиваются духовными потребностями, но также охватывают ряд материальных потребностей, таких как, например, потребность в физической культуре и спорте. Кроме того, культурные потребности невозможно представить без процесса создания культурных ценностей и их потребления. Производство и потребление, будучи двумя сторонами единой системы, выражают основу индивидуализации культурных потребностей, утверждал М.С. Каган [14].

Культура ребенка дошкольного возраста рассматривается нами вслед за М.Б. Зацепиной как целостное качество личности, которое формируется под руководством педагога в процессе планомерного, целенаправленного культурного развития, определяемого формированием культурных потребностей, образовательной деятельностью и взаимодействием с различными сферами жизни в процессе культурного досуга, основанном на собственных интересах ребенка [15]. На наш взгляд, именно это позволит ребенку к концу дошкольного возраста самостоятельно оценить содержание этой деятельности, способы и формы организации свободного времени для общественно значимых целей, что в конечном счете окажет влияние на развитие его творческих способностей и активности, в обогащение собственного опыта и повышение оценочного отношения к духовно-эстетическому содержанию «зоны ближайшего окружения», а также для более быстрого вхождения в культуру социума.

Согласно исследованиям, удовлетворение потребностей заставляет человека действовать. М.С. Каган считал, что человеческая деятельность «.может быть определена как активность субъекта, ... а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности» [16, с. 43]. И.Ф. Петров писал: «Потребности личности отражают ее индивидуальное своеобразие» [17, с. 172]. И далее автор подчеркивал: «Личность не может мыслиться вне контекста ее культурных потребностей» [17, с. 174]. Поскольку потребность первична, а деятельность вторична, культурное развитие ребенка невозможно без формирования его культурных потребностей. Культурная потребность - важнейшая составляющая, способствующая формированию целостного мира ребенка, а удовлетворение культурных потребностей - необходимое звено в их формировании. «.Жизнь человека регламентирована его потребностями», - писал И.Ф. Петров [17, с. 172].

Исследования показали, что потребности социальной группы, в которую входит человек, влияют на формирование его потребностей. В формировании культурных потребностей, по мнению исследователей, на первом месте находит-

ся семья и дошкольная образовательная организация, в которой закладывается культура ребенка дошкольного возраста [4].

Согласно научным данным, именно первые 6-7 лет жизни каждого ребенка должны быть интересными и запоминающимися, развивающими природные способности. Мы исходим из положения, что именно детство представляет собой сложное социальное явление, при котором ребенок развивается в культурном пространстве, формируются его культурные потребности, формируются и совершенствуются составляющие жизни, происходит расширение общения детей с искусством, развитие эмоционального мира и сенсорной культуры дошкольников.

Для разработки модели формирования культурных потребностей ребенка был выбран старший дошкольный возраст, что оправдано формированием универсальной символической картины мира у ребенка 5-7 лет, а следовательно, базовых основ личности, сохраняющих свои особенности в последующие годы. В эти годы интернализуются социальные, знаково-символические структуры, у ребенка формируются аксиологические и семантические основы мировоззрения, мироощущения и трансформации мира, возрастает произвольность поведения. Независимость суждений, настойчивость, целеустремленность - вот черты личности, которые формируются в дошкольном возрасте и развиваются в дальнейшей жизни. У детей оформляются начальные элементы запланированной деятельности, умение определять последовательность действий, оценивать свою успешность, готовность выявлять и исправлять допущенные ошибки, интересоваться не только результатом, но и способом выполнения заданий [18].

Таким образом, формирование культурных потребностей ребенка дошкольного возраста посредством системного взаимодействия с учреждениями культуры дошкольной образовательной организации и семьи имеет под собой научную, нормативно-правовую основу и обусловлено приоритетным направлением развития образования Краснодарского края.

Изучение и сравнительный анализ практик реализации аналогичного проекта в РФ и Краснодарском крае показали, что опыта, связанного с духовным и художественно-эстетическим развитием детей дошкольного возраста, достаточно много. Однако разработанная нами модель предполагает, прежде всего, формирование культурных потребностей дошкольников посредством развития базовых компонентов культуры ребенка дошкольного возраста. Анализ информации о культурном становлении личности показал, что целевой аудиторией являются в основном школьники и студенты. Аналогичный опыт работы с дошкольниками крайне ограничен. В то же время этот возрастной период жизни важен - именно в эти годы происходит формирование основ человеческой личности. Известен афоризм, что «все мы родом из детства». Именно в детском возрасте человек или становится участником цивилизации, активным потребителем знаний в области науки и культуры, или же он проходит мимо всего этого.

Предполагается, что результаты внедрения модели формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста посредством системного взаимодействия с учреждениями культуры дошкольной образовательной организации и семьи внесут определенный вклад в развитие системы дошкольного образования Краснодарского края, так как это позволит:

- совершенствовать содержательно-методические основы процесса формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста;

- расширить образовательное пространство формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста;

- разработать механизмы, позволяющие оптимизировать взаимодействие

дошкольной образовательной организации, семьи и объектов культуры муниципалитета (региона), которые обеспечат формирование культурных потребностей ребенка дошкольного возраста;

- обогатить практику формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста посредством системного взаимодействия учреждений культуры, дошкольной образовательной организации и семьи инновационным содержанием;

- расширить опыт культурного развития ребенка дошкольного возраста с учетом его индивидуальных потребностей.

Содержание модели

Идея модели заключается в реализации комплекса мероприятий, образовательных событий, включающих в себя знакомство с разнообразными видами культуры, вариативные способы обмена впечатлениями и формирование собственного мнения по поводу культуры у детей дошкольного возраста. За счет этого должно происходить формирование и культурных потребностей ребенка на основе его собственных интересов.

Основываясь на положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, модель обеспечивает цельность культурного и образовательного пространства, формирование культурных потребностей ребенка дошкольного возраста на основе его собственных интересов и преемственность содержания, форм и методов освоения культурного наследия России, Краснодарского края, муниципалитета.

Целевая аудитория:

- дошкольные образовательные организации;

- учреждения культуры;

- дети дошкольного возраста 5-7 лет и родители воспитанников (их законные представители).

Таблица. Модель формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста

Table. Model of the formation of cultural needs of a preschool child

Цель: формирование культурных потребностей ребенка дошкольного возраста 5-7 лет посредством системного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и учреждений культуры_

»

о ч

ю «

О со

CD

Ч

CD

Задачи

1. Создать условия для вовлечения детей и их семей в культурную жизнь, привлечь внимание к культуре России, Краснодарского края, станицы_

2. Апробировать инновационные механизмы погружения обучающихся в культурный контекст на основе посещения различных видов учреждений культуры, определенных «Маршрутным листом куль-турно-досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста» на основе его собственных интересов_

3. Повысить общий уровень знаний дошкольников о культурном богатстве страны, Краснодарского края, муниципального образования

4. Развить художественно-эстетический вкус путем знакомства с произведениями культуры, рекомендованными в «Маршрутном листе культурно-досуговой деятельности ребенка дошкольного воз-

раста», в том числе с использованием информационных ресурсов культуры и образования_

5. Формировать эмоционально-ценностное и эстетическое восприятие культуры, навыки и умения отражать собственное мнение о культурном событии при помощи ведения «Культурного дневника дошкольника»_

6. Предоставить возможность социально-образовательного лифта для выпускников дошкольной образовательной организации, проявивших талант в овладении культурными компетенциями_

7. Повысить компетенции участников образовательного процесса по формированию культурных потребностей ребенка дошкольного возраста на основе его собственных интересов_

8. Обеспечить преемственность содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в области культурного развития

« к

S »

Е- О

rt Ч *

а

CD

Ч О

и

Базовые компоненты культуры ребенка дошкольного возраста

Коммуникативный

Физический

Нравственный

Познавательный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детский игровой

Ценностно-ориентировочный

Экологический

Трудовой

Художественно-эстетический

Психологический

Досуговый

Информационный

Исторический

«Я - сам»

Организация процесса формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста посредством системного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и|учреждений культуры_

к о л

ю

й и к с е ч и г о л о н х е Т

1. Разработка положения о культурном маршруте ребенка дошкольного возраста.

2. Разработка методики составления «Маршрутного листа культурно-досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста».

3. Разработка «Культурного дневника дошкольника».

4. Повышение компетенций участников образовательного процесса дошкольной организации по организации культурно-досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста на основе его собственных интересов.

5. Создание сетевого взаимодействия ДОО и учреждений культуры._

Методы обучения

Формы организации обучения

Средства обучения

Психолого-педагогические условия

1. Словесные

2. Наглядные

3. Практические

4. Проблемные

5. Мониторинг

1. Практические задания

2. Самостоятельная и совместная деятельность

3. Культурный клуб

4. Культпоход

5. Культурные события

1. Маршрутный лист культурно-досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста

2. Культурный дневник дошкольника

1. Системность

2. Следование принципам развития

3. Методика культурного развития

Показатели

»

0 ч

ю «

А К со К ЕЛ Ел ч t^ со

CD

а

1

о к л ч о а ь к

о ^

ориентиры базовых

целевые развития компонентов культу ры ребенка дошколь ного возраста

компетенции педагогов дошкольной организации по формированию культурных потребностей ребенка дошкольного возраста на основе его собственных интересов_

компетенции родителей по организации куль-турно-досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста на основе его собственных интересов_

Результативность

1) удовлетворение личностных культурных потребностей и интересов ребенка дошкольного возраста;

2) сформированность базовых компонентов культуры ребенка дошкольного возраста;

3) развитие компетенций участников образовательного процесса ДОО по организации культурно-досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста на основе его собственных интересов.

Источник: составлено авторами научной статьи.

Source: compiled by the authors of the scientific article.

Заключение

Таким образом, теоретический анализ позволил нам прийти к следующим выводам:

1. Культурные потребности ребенка дошкольного возраста - это потребности, обусловленные их социальной природой. Их сущность заключается в отношениях «ребенок - культурная среда».

2. Формирование культурных потребностей является необходимым условием гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.

3. Для обеспечения психолого-педагогических условий формирования культурных потребностей требуется реализация специальной образовательной деятельности, основанной на системном взаимодействии дошкольной образовательной организации, семьи и учреждений культуры.

4. Проблема формирования культурных потребностей детей дошкольного возраста предполагает отбор оптимальных видов деятельности в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Формирование культурных потребностей детей дошкольного возраста основано на деятельностном подходе и включает в себя организацию культурных событий:

- разработку культурного маршрута - пути следования, заранее намеченного, исходя из интересов ребенка, который побудили взрослые, окружающий социум;

- очные посещения учреждений культуры - культпоходы;

- организацию культурного клуба, предусматривающего очное общение

с воспитанниками деятелей культуры и искусства, развитие творческих навыков детей дошкольного возраста на территории дошкольной организации;

- использование цифровой культуры для знакомства детей с произведениями культуры и искусства с использованием информационных ресурсов о культуре и искусстве;

- ведение детьми «Культурного дневника дошкольника» для внесения информации о посещении учреждений культуры, участии в культурных событиях и отражения собственного мнения и чувств о культурном событии;

5. Целевыми ориентирами развития базовых компонентов культуры ребенка дошкольного возраста являются: игровой, коммуникативный, информационный, познавательный, исторический, физический, нравственный, художественно-эстетический, экологический, трудовой, досуговый, «Я - сам».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Проект «Культурный норматив школьника» / URL: https://www.kubzsk.ru/news/11157/

2. Всероссийский культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника» Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации / URL: https://www.roskultproekt.ru/kulturnyi-normativ-shkolnika

3. Азлецкая Е.Н., Карлаш С.И. Система художественно-эстетического развития дошкольников на основе национально-культурных традиций Краснодарского края как средство духовно-нравственного воспитания / Международный психолого-педагогический форум Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России» // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - № 5(64). - 31 октября 2019. ISSN: 2588-0365 / URL: http://grani.vspu.ru/jurnal/69

4. Зацепина М.Б. ЮНЕСКО и культура ребенка дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 1. - С. 133-139 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yunesko-i-kultura-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.

5. Розенберг Н.В. Семья как культурная единица, способ сохранения и трансляции культурных традиций // Гуманитарные науки. Философия. - 2008. - № 4. - С. 45-53.

6. Зиятдинова Ю.Е. Динамика культурных потребностей и культурная политика в современной России: Дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Зиятдинова Юлия Ефимовна [Место защиты: Российская академия государственной службы]. - М., 2005. - 133 с.: ил.

7. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - N 8. - С. 44-53. - ISSN 0869-561Х

8. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.06 / Власова Татьяна Ивановна [Место защиты: Ростовский государственный педагогический университет]. - Ростов н/Д, 1999. - 136 с.

9. Крулехт М.В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-detskogo-dosuga-v-vospitanii-cheloveka-kultury.

10. Созинова М.В. Факторы становления содержательного досуга в социокультурном пространстве современного города // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3 (47) / URL: https://www.gup.ru/events/news/smi/sozinova.pdf

11. Буторина И.Н. Развитие личностной культуры ребенка-дошкольника в воспитательном пространстве праздника: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.07 / Буто-

рина Ирина Николаевна [Место защиты: Южный федеральный университет]. - Ростов н/Д, 2009.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс] / URL: http: //www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html

13. Петрова С.И. Культурная деятельность и культурные потребности // Бюллетень науки и практики. - 2019. - Т. 5. № 11. - С. 329-332 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-deyatelnost-i-kulturnye-potrebnosti.

14. Каган М.С. Философия культуры: Учеб. пособ. для акад. бакалавр. / М. С. Каган. - М.: Юрайт, 2019. - 353 с. (Авторский учебник). ISBN 978-5-534-06178-9. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт] / URL: https://urait.ru/bcode/437807.

15. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культур-но-досуговой деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Зацепина Мария Борисовна [Место защиты: РГБ ОД]. - М., 2005. - 363 с. 71:06-13/33

16. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. - М., 1984. - 252 с.

17. Петров И.Ф. Потребностное содержание личности: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник КемГУ. - 2012. - № 2 (50). - С. 167-175 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnostnoe-soderzhanie-lichnosti-vzaimosvyaz-i-vzaimoobuslovlennost.

18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1997. - 384 с. / URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10040.- ISBN 5-89395-027-5.

REFERENCES

1. The project "Cultural standard of the student". URL: https://www.kubzsk.ru/news/11157/

2. All-Russian cultural and educational project "Cultural standard of schoolchildren" of the Ministry of Culture of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://www.roskultproekt.ru/kulturnyi-normativ-shkolnika

3. Azletskaya E.N., Karlash S.I. Historical and national-cultural traditions of the peoples of the South of Russia. Electronic scientific and educational journal VGSPU "Faces of knowledge". No. 5 (64). October 31, 2019. ISSN: 2588-0365 / URL: http://grani.vspu.ru/jurnal / 69

4. Zatsepina M.B. UNESCO and the culture of a preschool child. Teacher of the 21th century. 2010. No. 1. S. 133-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yunesko-i-kultura-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.

5. Rosenberg N.V. Family as a cultural unit, a way of preserving and transmitting cultural traditions. Humanities. Philosophy. No. 4, 2008. Pp. 45-53.

6. Ziyatdinova Yu.E. Dynamics of cultural needs and cultural policy in modern Russia: dissertation ... candidate of cultural sciences: 24.00.01. Ziyatdinova Yulia Efimovna; [Place of defense: Russian Academy of Public Administration]. M. 2005. 133 p.: ill.

7. Bondarevskaya E.V. Value bases of personality-oriented education. E.V. Bondarevskaya. Pedagogy. 2007. N 8. S. 44-53. ISSN 0869-561X

8. Vlasova T.I. Theoretical and methodological foundations and practice of upbringing the spirituality of modern schoolchildren: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.06. Vlasova Tatiana Ivanovna; [Place of defense: Rostov State Pedagogical University. Rostov n/D, 1999. 136 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Krulekht M.V. Pedagogical potential of children's leisure in the upbringing of human culture. Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskiy-potentsial-detskogo-dosuga-v-vospitanii-cheloveka-kultury.

10. Sozinova M.V. Factors of the formation of meaningful leisure in the socio-cultural space of a modern city. Modern problems of science and education. No. 3 (47). 2013 / URL: https: //www.gup.ru/events/news/smi/sozinova.pdf

11. Butorina I.N. Development of personal culture of a preschooler child in the educational space of the holiday: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.07. Butorina Irina Nikolaevna; [Place of protection: Southern Federal University]. Rostov n/D, 2009.

12. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. [Electronic resource]. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html

13. Petrova S.I. Cultural activity and cultural needs. Bulletin of Science and Practice. 2019. T.5. No. 11. Pp. 329-332. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-deyatelnost-i-kulturnye-potrebnosti.

14. Kagan M.S. Philosophy of culture: a textbook for academic baccalaureate. M.S. Ka-gan. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 353 p. (Author's textbook). ISBN 978-5-534-06178-9. Text: electronic. EBS Yurayt [site]. URL: https://urait.ru/bcode/437807.

15. Zatsepina M.B. Formation of the foundations of a child's culture by means of cultural and leisure activities: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.05. Zatsepina Maria Borisovna; [Place of protection: RSL OD]. M., 2005. 363 p. 71: 0613 / 33

16. Kogan L.N. The purpose and meaning of human life. L.N. Kogan. M., 1984. 252 p.

17. Petrov I.F. Necessary content of personality: relationship and interdependence. Bulletin of the KemSU. 2012. No. 2 (50). Pp. 167-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnostnoe-soderzhanie-lichnosti-vzaimosvyaz-i-vzaimoobuslovlennost.

18. Lisina M.I. Communication, personality and psyche of a child. M.I. Lisina. Moscow: Institute of Practical Psychology; Voronezh: Publishing house NPO 'MODEK', 1997. 384 p. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10040. ISBN 5-89395027-5.

Информация об авторах: Азлецкая Елена Николаевна, доцент, кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7293-3948 eazletskaya@mail.ru

Масич Любовь Григорьевна, заведующая, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8

ст. Ленинградская, Краснодарский край, Россия ORCID iD: https://orcid.org/ 0000-0001-7484-6541 mdou_8_kolosok@mail.ru

Иващенко Елена Геннадиевна, старший воспитатель, МБДОУ детский сад обще-развивающего вида № 8

ст. Ленинградская, Краснодарский край, Россия ORCID iD: https://orcid.org/ 0000-0003-0758-5999 ivashenko751963@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Заявленный вклад авторов: Азлецкая Елена Николаевна - разработка научного аппарата исследования, теоретическое обоснование модели формирования культурных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста, разработка модели формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста 5-7 лет посредством системного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и учреждений культуры

Масич Любовь Григорьевна - автор идеи модели формирования культурных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста, создание условий для реализации исследования

Иващенко Елена Геннадиевна - разработка модели формирования культурных потребностей ребенка дошкольного возраста 5-7 лет посредством системного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и учреждений культуры

Information about the authors: Elena N. Azletskaya, Associate Professor, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7293-3948 eazletskaya@mail.ru.

Masich Lyubov Grigorievna, Head, municipal budgetary preschool educational institution kindergarten, general developmental type № 8 Leningrad Municipal Formation Len-ingradsky District, Krasnodar region, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/ 0000-0001-7484-6541 mdou_8_kolosok@mail.ru

Ivaschenko Elena Gennadievna, Senior Educator, municipal budgetary preschool educational institution kindergarten, general developmental type № 8 Leningrad Municipal Formation Leningradsky District, Krasnodar region, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/ 0000-0003-0758-5999 ivashenko751963@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Contribution of the authors: Azletskaya Elena Nikolaevna - development of scientific tools of research, theoretical substantiation of model of formation of cultural needs of the older preschool child, development of model of formation of cultural needs of preschool-age children 5-7 years through system interaction between preschools, families, and cultural institutions

Masich Lyubov Grigorievna -author of the idea of a model for forming the cultural needs of an older preschool child, creating conditions for the implementation of the study

Ivaschenko Elena Gennadievna -development of a model for forming the cultural needs of a child of preschool age 5-7 years through systematic interaction of preschool institutions, families and cultural institutions

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 23.09.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 10.10.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2020

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.