Научная статья на тему 'Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов'

Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная компетентность / формирование информационной компетентности / самостоятельная работа студентов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячова М. В.

Статья посвящена построению структурно-функциональной модели формирования информационной компетентности будущих специалистов в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Структурно-функциональная модель опирается на компонентный состав педагогической категории «информационная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to creating a structural-functional model of information competency development of future professionals in course of extracurricular independent work. The structural-functional model is based on the compositional analysis of the pedagogical notion "information competence".

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов»

М. В. Горячева

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин

Ставропольского института экономики и управления имени О. В. Казначеева. Научный руководитель - доктор юридических наук, кандидат филологических наук,

профессор Е. Н. Атарщикова

Статья посвящена построению структурно-функциональной модели формирования информационной компетентности будущих специалистов в процессе внеаудиторной самостоятельной

368

Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной.. .

работы. Структурно-функциональная модель опирается на компонентный состав педагогической категории «информационная компетентность».

Ключевые слова: информационная компетентность, модель формирования, самостоятельная работа студентов.

The article is devoted to creating a structural-functional model of information competency development of future professionals in course of extracurricular independent work. The structural-functional model is based on the compositional analysis of the pedagogical notion «information competence.»

Key words: information competency, model of development, independent student work.

Необходимость формирования у студентов вузов информационной компетентности обусловлена требованиями информационного общества, в рамках которого и будет происходить трудовая деятельность личности.

Формирование информационной компетентности - сложный процесс, охватывающий все этапы обучения и особенно самостоятельную работу студентов, а также их научно-исследовательскую деятельность. В основе формирования информационной компетентности лежат следующие методологические подходы: компетентностный (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, В. В. Краевский), лич-ностно ориентированный (В. В. Давыдов,

A. М. Маркова), деятельностный (В. П. Бес-палько, А. А. Вербицкий, Т. А. Ильина,

B. А. Сластенин), системно-структурный (А. А. Аверьянов, И. Б. Новик, 3. А. Решето-ва), технологический (В. П. Беспалько, П. И. Образцов, Е. С. Полат, П. И. Пидкаси-стый, М. Н. Скаткин, А. И. Уман).

Мы понимаем формирование информационной компетентности как организованный процесс преобразования знаний в области информационно-коммуникационных технологий в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющий вырабатывать и применять решения в сфере будущей профессиональной деятельности.

Одним из резервов формирования информационной компетентности у студентов может и должна стать внеаудиторная самостоятельная работа, согласно которой ов-

ладение профессиональной деятельностью выстраивается с учетом педагогических условий и психологических механизмов, при которых, во-первых, обучающийся становится не просто студентом, а формирующимся и развивающимся специалистом, во-вторых, накопленный им потенциал обеспечивает формирование информационной компетентности в условиях моделируемой, имитируемой или реальной профессиональной деятельности.

Противоречие между потребностью педагогической практики в формировании информационной компетентности студентов в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и отсутствием системного педагогического подхода к решению данной проблемы предопределило необходимость создания и обоснования соответствующей экспериментальной модели.

Моделирование как метод научного познания применим во многих науках. Моделирование - это построение принципиальной схемы, отражающей реальный процесс или явления. Модель - это некая система объектов, знаков, обозначений, которые воспроизводят наиболее существенные свойства реального процесса или явления. Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование. Требования, предъявляемые к моделям педагогических процессов, взяты нами из работ А. М. Новикова и Д. А. Новикова : ингерентность, простота модели,ее адекватность.

Наиболее распространенным в педагогике типом моделей является структурно-функциональная модель, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между компонентами системы. Мы предлагаем структурно-функциональную экспериментальную модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в которой представлено взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном пространстве института. Важным этапом создания модели является выбор существенных свойств моделируемого процесса или его формализация.

В основу экспериментальной модели нами положен социальный заказ общества, требования государственного стандарта высшего профессионального образования. На них опираются принятые за основные методологические подходы: личностно ориентированный, деятельностный, компе-тентностный, системно-структурный и технологический. Из методологических подходов следуют технологический и содержательные блоки. Структурно-функциональная модель формирования информационной компетентности во время внеаудиторной самостоятельной работы студентов представлена на рис. 1. Условно в составе экспериментальной модели мы выделяем пять взаимосвязанных компонентов. Все эти компоненты соответствуют структуре информационной компетентности, определенной нами на основе работ российских ученых А. В. Хуторского, Е. А. Зимней, С. В. Тришиной.

Рассмотрим отдельные компоненты описываемой модели.

Практический компонент. Развитие информационной компетентности осуществляется в процессе моделирования некоторых моментов будущей профессиональной деятельности и в основном посвящена самостоятельной информационной деятельности. Для этого может быть использован

проектный метод обучения, технологии групповых заданий, элементы дистанционного обучения. Практическому компоненту в модели соответствует технологический блок, который состоит из трех частей: информационно-образовательная среда вуза, дидактический комплекс информационного обеспечения и методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ. Процесс педагогического взаимодействия преподавателей и студентов выражается в проективной деятельности преподавателей по формированию информационной компетентности у студентов и моделировании студентами своей будущей профессиональной деятельности.

Содержательный (когнитивный) компонент. Самостоятельная работа студентов должна быть ориентирована на перспективное развитие технических средств обучения. Теоретическим ядром содержания должно стать изучение современных гипермедиа-, мультимедиа- и интернет-технологий и методов их использования в учебной и профессиональной деятельности. В зависимости от содержательного компонента и стандартов по различным дисциплинам могут выбираться методы обучения. В экспериментальной модели содержательному (когнитивному) компоненту соответствует организационно-содержательный блок, который опирается на выбранные методологические подходы.

Коммуникативный компонент. Преподаватель содержательно определяет уровень информационной компетентности студентов и учитывает эту информацию в процессе консультирования, а также при формулировании тематики и требований к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ. Особое внимание уделяется педагогике сотрудничества и коммуникационной составляющей информационной компетентности. Коммуникативный компонент определяет процесс взаимодействия препода-

Мониторинг

Диагностика

-4

3

г

с

комтмашагогичкких угябвии, с] --..........т.....ф™'илфорт слаоствуюших «ффективлт и проиема •""""Т--.......-

Т ехнопогич еский 6п ок Организационно-содержательный блок

Информационно-образовательная среда ВУЗа Дидактический комплекс инф ормадионкого обеспечения Методические рекомендации для студентов Технологии и методы образования П ринципы развивающего образования

Методологические подходы 2 X о * о

Личностно-ориентированный подход Компетентностный подход Деятельносгиый подход Системно-структурный подход Т ехнопогический подход

Социальный заказ информационного общества. _ Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образовании _

Рис. 1. Модель формирования информационной компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов

о

&

2

о

в

65 X в

м

в в

•е-

о га

С в о

X X

о

£ о

3 н

п

X

го я

н

о

43

о

ч

вателей и студентов, а также студентов между собой.

Рефлексивно-оценочный компонент. Необходима ориентация подготовки студентов на рефлексию и самооценку. В последние десятилетия рефлексия осознается как самостоятельный и важный элемент учебной деятельности. Рефлексия в личностно-ориентированном обучении помогает не только закрепить и откорректировать проведенные действия, операции, по-настоящему понять механизмы, смыслы, проблемы и способы проделанной работы, но и спроектировать свою будущую деятельность. Это своеобразный «разбор полетов»,

«осмысления пройденного».

2

А. В. Хуторской рекомендует методику организации рефлексии, которая включает следующие этапы:

1. Остановка предметной деятельности для анализа предшествующей деятельности;

2. Восстановление последовательности выполненных действий;

3. Изучение последовательности действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам;

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии, оценка способов их достижения, выдвижения гипотез по отношению к будущей деятельности;

5. Проверка гипотез в последующей предметной деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент представлен в модели контрольно-оценочной деятельностью преподавателей и самооценкой студентов. Достигнутые уровни информационной компетентности определяются нами с помощью диагностики и мониторинга, за которыми следует их контроль и коррекция.

Ценностно-мотивационный компо-

нент. Необходима ориентация подготовки студентов на самообразование и постоянное повышение квалификации и осознание связи между использованием информационных и коммуникационных технологий и успешностью в будущей профессиональной деятельности. Ценностно-мотивационный компонент информационной компетентности представлен в экспериментальной модели в виде мотивации со стороны студентов и инновационно-творческой деятельности со стороны преподавателей.

Содержание самостоятельных работ по формированию информационной компетентности у студентов включает в себя три основных направления: теоретическое, методическое и практическое. Функциональным ядром модели явились методические указания по выполнению самостоятельных работ по отдельным изучаемым дисциплинам и дидактический комплекс информационного обеспечения, содержание которых ориентировано на формирование информационной компетентности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: «Эгвес», 2004. С. 60-61.

2

Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. С. 85-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.