Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарин Иван Владимирович

Актуальность темы исследования определяется стремительным развитием цифровых технологий, проникающих во все сферы общественной жизни. Сложные социально-политические и культурно-мировоззренческие процессы, с которыми сталкивается общество в XXI веке, ставят новые цели перед системой образования и воспитания человека, меняя подход к методам формирования личности. В связи с этим в статье рассматривается понятие «гражданско-правовая культура», ее компоненты, а также структурно-функциональная модель формирования гражданско-правовой культуры студентов среднего профессионального образования в цифровой среде. Методологической основой разработанной модели являются социокультурный, средовой и компетентностный подходы. В состав модели входят пять блоков: ценностно-мотивационный, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-коррекционный. В организационно-деятельностном блоке модели выделены три этапа образовательного процесса (подготовительный, формирующий, развивающий). Представлено наполнение данного блока методами, формами и средствами в зависимости от этапа образовательного процесса. Для оценки уровня сформированности гражданско-правовой культуры разработаны и представлены в статье критерии и показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR FORMING CIVIL LEGAL CULTURE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The relevance of the research topic is determined by the rapid development of digital technologies penetrating into all spheres of public life. The complex socio-political and cultural-world outlook processes that society faces in the 21st century set new goals for the education and upbringing system of a person, changing the approach to the methods of personality formation. In this regard, the article discusses the concept of “civil law culture”, its components, as well as a structural and functional model of the formation of civil law culture of students of secondary vocational education in the digital environment. The methodological basis of the developed model is the socio-cultural, environmental and competence-based approaches. The model includes five blocks: value-motivational, target, content, organizational-activity and effective-correctional. In the organizational and activity block of the model, three stages of the educational process are distinguished (preparatory, formative, developmental). The filling of this block with methods, forms and means, depending on the stage of the educational process, is presented. To assess the level of formation of civil law culture, criteria and indicators have been developed and presented in the article.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

2. Bagova R. Kh. Osobennosti psihologicheskoj gotovnosti k obucheniju v shkole pervo-klassnikov v nacional'nom regione (na primere Kabardino-Balkarskoj Respubliki) [Features of psychological readiness to study at school for first-graders in the national region (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic)], Materialy VIII Mezhdunar. konf. "Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta" (g. Moskva, 29 maja — 01 ijunja 2019 g.) [Materials of the VIII Intern. conf. "Education and training of young children" (Moscow, May 29 — June 01, 2019)]. Moscow, Moscow State University, 2019, pp. 242-243. (In Russian)

3. Bagova R. Kh. Sub#ektivnoe prostranstvo vozmozhnogo dejstvija kak faktor samoopredele-nija lichnosti (u uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol) [Subjective space of possible action as a factor of personality self-determination (among students of secondary schools)]. Cand. psychol. sci. diss. Moscow, 2002, 143 p. (In Russian)

4. Prihozhan A. M. Psihologija trevozhnosti. Doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast [Psychology of anxiety. Preschool and school age]. St. Petersburg, Peter, 2009, 192 p., ISBN 978-5-469-01499-7. (In Russian)

5. Sorokoumova G. V., Shurygina O. V. Sovremennye metody diagnostiki i psihokorrekcii jemocional'nogo vygoranija pedagogov [Modern methods of diagnostics and psychocorrection of emotional burnout of teachers], Vestnik Permskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Sociologija [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2017, no. 3, pp. 437-444. (In Russian)

6. Aliev H. M. Ukroshhenie stressa [Taming of stress]. Moscow, EKSMO, 2011, 288 p., ISBN 978-5-699-49077-6. (In Russian)

7. Bagova R. Kh. Vybor dejstvija v problemnoj pedagogicheskoj situacii i lichnostnoe samoopre-delenie budushhih prepodavatelej [Choice of action in a problematic pedagogical situation and personal self-determination of future teachers], Vkn.: Professional'noe masterstvo sovremennogo pedagoga [In the book: Professional skill of a modern teacher]. Ulyanovsk, 2016, pp. 418-431. (In Russian)

Багова Римма Хамидбиевна, доцент Института педагогики, психологии и физкультур-но-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», кандидат психологических наук, Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, e-mail: bagovarimma@mail.ru Тхагапсова Жанета Хадисовна, магистрант ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, e-mail: thagapsova98@mail.ru

Bagova Rimma Khamidbievna, Associate Professor of the Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture and Sports Education, Kabardino-Balkarian State University named after Kh. M. Ber-bekova, Candidate of Psychological Sciences, Russian Federation, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, e-mail: bagovarimma@mail.ru

Tkhagapsova Zhaneta Khadisovna, undergraduate student, Kabardino-Balkarian State University named after Kh. M. Berbekova, Russian Federation, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, e-mail: thagapsova98@mail.ru

Сведения для цитирования: Башарин, И. В. Модель формирования гражданско-правовой культуры студентов среднего профессионального образования в цифровой образовательной среде / И. В. Башарин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 115-123.

УДК 377 ББК 74.47:16.2

модель формирования гражданско-правовой культуры

СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в цифровой образовательной среде

И. В. Башарин

Актуальность темы исследования определяется стремительным развитием цифровых технологий, проникающих во все сферы общественной жизни. Сложные социально-политические и культурно-мировоззренческие процессы, с которыми сталкивается общество в XXI веке,

ставят новые цели перед системой образования и воспитания человека, меняя подход к методам формирования личности. В связи с этим в статье рассматривается понятие «гражданско-правовая культура», ее компоненты, а также структурно-функциональная модель формирования гражданско-правовой культуры студентов среднего профессионального образования в цифровой среде. Методологической основой разработанной модели являются социокультурный, средовой и компетентностный подходы. В состав модели входят пять блоков: ценност-но-мотивационный, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результа-тивно-коррекционный. В организационно-деятельностном блоке модели выделены три этапа образовательного процесса (подготовительный, формирующий, развивающий). Представлено наполнение данного блока методами, формами и средствами в зависимости от этапа образовательного процесса. Для оценки уровня сформированности гражданско-правовой культуры разработаны и представлены в статье критерии и показатели.

Ключевые слова: гражданско-правовая культура, компоненты гражданско-правовой культуры, цифровая среда, социокультурный подход, средовой подход, компетентностный подход, компетенции.

Современный мир стремительно развивается. Цифровизация проникает во все сферы жизни человека, вызывая социокультурные изменения, несущие за собой угрозы основным человеческим ценностям. Современные электронные устройства (гаджеты смартфоны, GPS, очки дополненной реальности и т. д.) рассматриваются не столько как объекты окружающей среды, сколько как средства, с помощью которых люди воспринимают жизнь, оценивают ее и влияют на нее. Сама же жизнь человека представляется как набор цифровых фактов, находящихся вне культурного и социального взаимодействия, а использование цифровых алгоритмов и набора больших данных позволяет формировать потребности людей и управлять их поведением [1].

Сложные социально-политические и культурно-мировоззренческие проблемы, с которыми сталкивается общество в XXI веке, ставят новые задачи перед образованием и воспитанием человека, методами формирования его личности. Циф-ровизация человека усиливается из года в год. Образовательные системы должны считаться с цифровой трансформацией общества, усилением роли глобальных проблем и готовить выпускников, способных жить в открытом, нестабильном мире, где происходит встреча разных культур, религий, этносов, форм восприятия мира. Образование должно учитывать возможности, риски и пути решения возникающих проблем в условиях цифровой трансформации общества [2], формировать у выпускников навыки, необходимые для повседневной жизни и карьеры, гражданско-правовую культуру, обеспечивающую персональную и социальную ответственность.

Под гражданско-правовой культурой нами понимается комплексная и качественная харак-

теристика личности, включающая в себя совокупность гражданско-правовых знаний, умений и навыков, уровень овладения правовыми и гражданскими основами деятельности, а также совокупность представлений, взглядов, чувств, ценностей, в которых выражено отношение к праву и политической системе [3].

Формирование гражданско-правой культуры в цифровой среде направлено в первую очередь на выработку у студентов навыков: получения гражданско-правовых знаний, умений и навыков с помощью информационно-коммуникационных технологий; использования новых видов цифровых гражданско-правовых услуг; использования цифровых государственных информационных систем и порталов, а также усвоения новых ценностей цифрового общества (неприкосновенность персональных данных, авторское право и т. д.).

Исходя из вышесказанного, мы выделили основные компоненты гражданско-правовой культуры.

1. Ценностно-мотивационный компонент отражает принятие гражданских и правовых ценностей цифрового общества, сформированность мотивов познания правовых основ регулирования общественных отношений, в том числе в цифровой среде, наличие личностной установки на правомерность профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики.

2. Информационно-знаниевый компонент включает в себя информационный поток с гражданско-правовой наполненностью в процессе взаимоотношений, гражданские и правовые знания, умения передавать рациональную и эмоциональную информацию.

3. Деятельностный компонент включает способность к оценке значимой информационно-

знаниевой компоненты ситуации; принятие решений и осуществление деятельности в соответствии с действующими нормами и правилами в условиях цифровой трансформации общества.

4. Рефлексивно-оценочный компонент определяет способность к рефлексивной оценке собственной деятельности с позиций гражданско-правовых норм, критическому осмыслению ее результатов, внесению корректив в содержание правового взаимодействия с другими субъектами в процессе профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики.

Актуальность формирования гражданско-правовой культуры в цифровой среде определяет необходимость создания цифровой образовательной среды в профессиональной образовательной организации.

Опираясь на определение цифровой образовательной среды (ЦОС) как открытой совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [4], мы выделили ее основные компоненты [5]:

1) ценностно-целевой компонент позволяет студентам не только принимать активное участие в образовательном процессе, обеспечивающем формирование гражданско-правовой культуры, но и самостоятельно формировать свою образовательную траекторию, осуществлять самоактуализацию и саморазвитие гражданско-правовых ценностей, мотивов и потребностей;

2) программно-технологический компонент осуществляет обмен данными и электронный мониторинг результатов работы студентов из всех источников;

3) информационно-знаниевый компонент обеспечивает студентов цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебно-методическими комплексами, в которых знания и информация оцифрованы, общедоступны и передаются по электронным каналам связи;

4) коммуникационный компонент создает для студентов условия участия в новых гражданско-правовых интернет-коммуникациях и осуществления взаимодействия с гражданско-правовыми информационными системами;

5) технико-технологический компонент способствует организации различных видов электронного обучения.

Далее рассмотрим структурно-функциональную модель формирования гражданско-правовой культуры студентов в цифровой образовательной среде.

Методологической основой разработанной нами структурно-функциональной модели являются социокультурный, средовой и компетент-ностный подходы.

Философские общенаучные основы социокультурного подхода лежат в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Н. И. Лапина, М. Ю. Резника.

Сущность данного подхода состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Согласно мнению П. Сорокина, личность, общество и культура являются неразрывной триадой. Они не выводятся одно из другого и не сводятся друг к другу, но в то же время неразрывно связаны и взаимопроникают друг в друга [6].

В нашем исследовании данный подход позволяет нам рассматривать личность как носителя новых гражданско-правовых интернет-коммуникаций и взаимодействий в цифровой среде; общество — как совокупность гражданско-правовых взаимодействий; культуру — как совокупность гражданско-правовых знаний, ценностей и норм гражданско-правового взаимодействия.

Данный подход предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к гражданскому обществу и праву. Адаптивность к социокультурным изменениям различного уровня является требованием цифровой эпохи, что находит отражение в стратегии формирующих действий и в технологии формирования гражданско-правовой культуры. В связи с этим на основе данного подхода организуется образовательный процесс в цифровой образовательной среде, позволяющий формировать гражданско-правовую культуру в контексте общечеловеческой культуры с учетом современных реалий жизни в условиях цифровой трансформации общества.

На современном этапе средовым подходом активно занимаются Ю. С. Мануйлов, Ю. В. Громыко, В. А. Ясвин, Т. В. Менг.

По словам Т. В. Менга, данный подход позволяет интегрировать разные аспекты взаимодействия человека со средой в рамках тех социокультурных изменений, которые претерпевает современное общество и которые оказывают значительное влияние на процессы передачи опыта в новом обществе [7].

Необходимость и направления формирования цифровой образовательной среды определены в государственных нормативных документах [8]. Информационно-телекоммуникационная и технологическая инфраструктура образовательной

организации создаст условия для получения разнообразной гражданско-правой информации из электронных источников, ускорит и упростит этот процесс; обеспечит интернет-коммуникации с государственными электронными системами и порталами; позволит осуществить опосредованное управление (через среду) процессами формирования и развития личности обучающегося. При таком подходе в образовательном процессе основной акцент делается на включение внутренней активности студента, его самообучение, саморазвитие.

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [9]. Применительно к предмету нашего исследования это означает, что компетентностный подход к формированию гражданско-правовой культуры студентов в цифровой образовательной среде подразумевает принятие гражданских и правовых ценностей; способность к оценке значимой информацион-но-знаниевой компоненты ситуации; готовность к осуществлению взаимодействия с другими субъектами в цифровой среде с позиций гражданско-правовых норм.

Данный подход позволит в качестве результата рассматривать не только сумму усвоенной информации и знаний в гражданско-правовой области, но и способность и готовность (компетентность) человека адекватно действовать в различных общественно-правовых ситуациях в условиях цифровой трансформации общества.

Данная модель имеет определенную структуру, представленную совокупностью взаимосвязанных, иерархически соподчиненных компонентов, при этом каждый компонент выполняет определенные функции. В состав модели входят пять блоков (ценностно-моти-вационный, целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный, результативно-кор-рекционный), представленных на рисунке 1.

Ценностно-мотивационный блок включает в себя систему ценностей и мотивов формирования гражданско-правовой культуры и формирует ценностно-мотивационный компонент гражданско-правовой культуры.

Лавинообразное развитие цифровых технологий, свободный доступ к высокоскоростному интернету, развитие социальных сетей осложняет поиск истинности в контексте добра и зла. Принятие выпускниками гражданско-правовых ценностей, развитие мотивов их

формирования обеспечивает регулирование и стабилизацию общественных отношений в условиях неопределенности цифрового общества. Основным мотивом является становление свободной и сознательной личности, ориентированной на созидание и профессиональное становление в цифровом обществе, готовой к нестандартным способам решения поставленных задач и принятию решений в осуществлении своей гражданско-правовой деятельности.

Цифровая образовательная среда не только позволит организовать активное включение обучающихся в процесс формирования ценностных ориентаций и гражданско-правовых установок, уважительное отношение к действующим в обществе гражданско-правовым нормам, ориентацию в повседневной жизни и профессиональной деятельности на осознанное соблюдение гражданско-правовых норм, но и обеспечит самостоятельное формирование ими своей образовательной траектории, самоактуализацию и саморазвитие.

Ценностно-мотивационный блок формирует векторы постановки цели формирования гражданско-правовой культуры в цифровой образовательной среде. Цель и назначение модели определяются в целевом блоке.

Основаниями для определения цели являются: во-первых, заказ государства на подготовку выпускника, готового осуществлять активную общественно-политическую деятельность в условиях цифровой трансформации общества; во-вторых, складывающиеся в результате цифровой трансформации новые общественные отношения; в-третьих, потребность выпускника в успешной профессиональной деятельности в развивающейся цифровой экономике.

Цифровая образовательная среда позволит учесть динамику изменяющегося мира, его многовариантность и непостоянство, позволит благодаря информационно-коммуникационным технологиям организовать межличностную коммуникацию субъектов образования в различных ролях и полномочиях.

Таким образом, целью данной модели является подготовка социально активных выпускников, готовых: получать и передавать гражданско-правовую информацию в цифровом формате; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти через электронные ресурсы и системы; представлять и защищать свои права и интересы как в жизни, так и при выполнении профессиональной деятельности в реалиях цифрового общества.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования гражданско-правовой культуры студентов среднего профессионального образования

Данная цель показывает, что для формирования гражданско-правовой культуры социально активных выпускников необходимо овладение ими гражданско-правовыми компетенциями. Систему гражданско-правовых компетенций, необходимых для осуществления гражданско-правовой деятельности, в том числе в цифровом обществе, включает в себя содержательный блок. Таким образом, содержательный блок формирует информационно-знаниевый компонент гражданско-правовой культуры.

Цифровая образовательная среда, во-первых, обеспечивает образовательный процесс цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебно-методическими комплексами, в которых знания и информация оцифрованы, общедоступны и передаются по электронным каналам связи; во-вторых, осуществляет доступ к цифровым образовательным ресурсам, размещенным в сети Интернет; в-третьих, обеспечивает получение информации, размещенной в государственных электронных системах.

Для усвоения содержания образования, выраженного в компетенциях, необходим органи-зационно-деятельностный блок, позволяющий организовать последовательную, поэтапную совместную деятельность педагога и студентов.

Он обеспечивает цифровую практико-ори-ентированную среду, благоприятствующую активизации практических возможностей студентов, выработке способности к использованию гражданско-правовых норм в практической деятельности в цифровой среде. Данный блок формирует деятельностную компоненту гражданско-правовой культуры.

На первый план выступают интерактивные личностно ориентированные технологии (кейс-

технологии, проектные технологии, мозговой штурм, контент-анализ). Основными формами проведения занятий являются дискуссии, деловые игры, решение ситуационных задач, синхронное и асинхронное взаимодействие в цифровой образовательной среде.

Организация деятельности по формированию гражданско-правовой компетентности в цифровой среде реализуется через работу с цифровыми ресурсами, электронным учебно-методическим комплексом, электронными государственными порталами; сетевое взаимодействие на форумах и в социальных сетях; он-лайн-встречи с представителями правоохранительных и государственных структур.

В этом блоке мы выделили три этапа образовательного процесса: подготовительный, формирующий, развивающий. Наполнение данного блока будет меняться в зависимости от этапа образовательного процесса (табл. 1). Также в зависимости от этапа будут реализовываться педагогические условия формирования гражданско-правовой культуры:

- сочетание традиционных и цифровых технологий освоения учебных дисциплин, являющихся ресурсной базой формирования гражданско-правовой культуры;

- использование в соответствии с этапами обучения ситуационных задач, направленных на формирование гражданско-правовой культуры в условиях цифровой трансформации общественных отношений;

- организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, направленная на приобретение и реализацию опыта гражданско-правовой деятельности в условиях цифровой трансформации общественных отношений.

Таблица 1

Методы, формы и средства этапов образовательного процесса, направленного на формирование гражданско-правовой культуры студентов

Методы Формы Средства

Подготовительный этап

Объяснительно-иллюстративные (наглядные), репродуктивные (действие по образцу) Лекции, решение стандартных ситуационных задач, работа с электронными ресурсами, системами и порталами по образцу, классные часы Электронные учебно-методические комплексы, интернет-ресурсы, базы знаний, информационно-справочные системы, типовые ситуационные задачи

Формирующий этап

Беседа, самостоятельная работа, частично-поисковые, кейс-технологии, мозговой штурм Тематические дискуссии, семинары, конференции, деловые игры, решение ситуационных задач, синхронное и асинхронное взаимодействие в цифровой среде Электронный учебно-методический комплекс сложной структуры, ситуационные задачи, информационные системы и порталы, ситуационные задачи разного уровня сложности

Окончание таблицы 1

Методы Формы Средства

Развивающий этап

Проблемно-поисковые, проектные, исследовательские, контент-анализ Проекты, решение практико-ориен-тированных ситуационных задач, онлайн-конференции, интернет-коммуникации, добровольческое (волонтерское) движение, самоуправление Государственные информационные системы, портал государственных услуг, практико-ориентированные ситуационные задачи, творческие мероприятия

Определение уровня формирования гражданско-правовой культуры происходит в ре-зультативно-коррекционном блоке.

Функции блока: анализ (выявляет затруднения и ошибки, определяет способы коррекции); стимулирование (формирует уверенность, целеустремленность, интерес к гражданско-правовой деятельности); диагностика (оценивает эффективность формирования гражданско-правовой культуры, выявляет несформировавшие-ся гражданско-правовые компетенции и значимые свойства личности, такие как честность, порядочность, активная гражданская позиция, соблюдение норм правопорядка, любовь к Родине и т. д).

Данный блок формирует рефлексивно-оценочную компоненту гражданско-правовой культуры.

Для оценки уровня сформированности гражданско-правовой культуры нами разработаны следующие критерии и показатели:

1) когнитивный критерий (включает показатели глубины и полноты гражданско-правовых знаний, необходимых в том числе и для осуществления профессиональной деятельности);

2) деятельностный критерий (включает показатели осознанности и активности в решении ситуационно-практических задач в гражданско-правовой сфере и работе с государст-

венными электронными системами и порталом государственных услуг);

3) личностный критерий (включает наличие ценностных и мотивационных показателей, таких как интерес к получению гражданско-правовых знаний и осуществлению гражданско-правовой деятельности, патриотизм, толерантность, социально-политическая осведомленность и т. д.).

Сформированность гражданско-правовой культуры оценивается по четырем уровням: интуитивный (низкий); допустимый (удовлетворительный); оптимальный (средний); активный (высокий).

Разработанная нами модель показывает, что процесс формирования гражданско-правовой культуры в цифровой образовательной среде достаточно многогранен, так как формирует не только гражданско-правовую культуру, но и навыки участия студентов в общественно-политической жизни через электронные ресурсы.

Формирование таких навыков становится все более актуальным, так как прозрачность и открытость действий государства обеспечивается электронными ресурсами, а возможность людей оперативно доносить свое мнение до органов государственной власти и местного самоуправления реализуется также через электронные ресурсы.

Библиографический список

1. The National Artificial Intelligence Research and Development Strategic Plan // Networking and Information Technology Research and Development Subcommittee. — 2016. — October. — 48 p. — URL: https://www.nitrd.gov/PUBS/national_ai_rd_strategic_plan.pdf.

2. Львов, Л. В. Проблемы профессионального образования в условиях перехода к цифровой трансформации жизни / Л. В. Львов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 24-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 2324 апреля 2019 г.). — Екатеринбург : Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2019. — С. 487-490.

3. Башарин, И. В. Анализ понятия «гражданско-правовая культура» / И. В. Башарин // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12. — № 4. — С. 100-109.

4. Кушнир, М. Э. Цифровая образовательная среда / М. Э. Кушнир // Директория-онлайн : [сайт]. — 2017. — 13 июня. — URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 11.10.2021).

5. Башарин, И. В. Понятие и компонентный состав цифровой образовательной среды образовательной организации / И. В. Башарин // Педагогическая наука и образование : сб. статей. — Челябинск : Изд-во Уральского гос. ун-та физической культуры, 2019. — С. 48-51.

6. Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин ; под общ. ред. А. Ю. Согомонова : пер. с англ. С. А. Сидоренко. — Москва : Политиздат, 1992. — 218 с. — ISBN 5-250-01297-3.

7. Менг, Т. В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе / Т. В. Менг // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 70-83.

8. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : [приказ Мин-просвещения России от 02.12.2019 № 649] // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 11.10.2021).

9. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 2004. — № 3. — С. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Basharin, I. V Model for forming civil legal culture of secondary vocational education students in the digital educational environment / I. V. Basharin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 115-123.

MODEL FOR FORMING CIVIL LEGAL CULTURE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

I. V. Basharin

The relevance of the research topic is determined by the rapid development of digital technologies penetrating into all spheres of public life. The complex socio-political and cultural-world outlook processes that society faces in the 21st century set new goals for the education and upbringing system of a person, changing the approach to the methods of personality formation. In this regard, the article discusses the concept of "civil law culture", its components, as well as a structural and functional model of the formation of civil law culture of students of secondary vocational education in the digital environment. The methodological basis of the developed model is the socio-cultural, environmental and competence-based approaches. The model includes Ave blocks: value-motivational, target, content, organizational-activity and effective-correctional. In the organizational and activity block of the model, three stages of the educational process are distinguished (preparatory, formative, developmental). The filling of this block with methods, forms and means, depending on the stage of the educational process, is presented. To assess the level of formation of civil law culture, criteria and indicators have been developed and presented in the article.

Key words: civil law culture, components of civil law culture, digital environment, socio-cultural approach, environmental approach, competence-based approach, competencies.

References

1. The National Artificial Intelligence Research and Development Strategic Plan. Networking and Information Technology Research and Development Subcommittee, 2016, October, 48 p, available at: https://www.nitrd.gov/PUBS/national_ai_rd_strategic_plan.pdf. (In English)

2. Lvov L. V. Problemy professional'nogo obrazovanija v uslovijah perehoda k cifrovoj transfor-macii zhizni [Problems of vocational education in the context of the transition to digital transformation of life], Materialy 24-jMezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Innovacii vprofessional'nom iprofessional'no-pedagogicheskom obrazovanii» (g. Ekaterinburg, 23-24 aprelja 2019 g.). [Materials of the 24th Intern. scientific-practical conf. "Innovations in vocational and vocational pedagogical education" (Yekaterinburg, April23-24, 2019)]. Yekaterinburg, Publishing house of the Russian State prof.-ped. University, 2019, pp. 487-490. (In Russian)

3. Basharin I. V. Analiz ponjatija «grazhdansko-pravovaja kul'tura» [Analysis of the concept of "civil and legal culture"], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt[Modern higher school: an innovative aspect], 2020, vol. 12, no. 4, pp. 100-109. (In Russian)

4. Kushnir M. E. Digital educational environment. Directory-online, 2017, June 13, available at: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (accessed: 11.10.2021). (In Russian)

5. Basharin I. V. Ponjatie i komponentnyj sostav cifrovoj obrazovatel'noj sredy obrazovatel'noj organizacii [Concept and component composition of the digital educational environment of an educational organization], Sb. statej «Pedagogicheskaja nauka i obrazovanie» [Digest of articles "Pedagogical science and education']. Chelyabinsk, Publishing house of the Ural State University of Physical Culture, 2019, pp. 48-51. (In Russian)

6. Sorokin P. A. Chelovek, civilizacija, obshhestvo [Man, civilization, society]. Moscow, Politiz-dat, 1992, 218 p., ISBN 5-250-01297-3. (In Russian)

7. Meng T. V. Sredovyj podhod k organizacii obrazovatel'nogo processa v sovremennom vuze [Environment approach to the organization of the educational process in a modern university], Iz-vestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Bulletin of the Russian State Pedagogical University A. I. Herzen], 2008, no. 52, pp. 70-83. (In Russian)

8. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy : prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 02.12.2019 № 649. Garant, 2021, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73235976/ (accessed: 11.10.2021). (In Russian)

9. Zeer E. F. Modernizacija professional'nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod [Modernization of vocational education: a competence-based approach], Obrazovanie i nauka [Education and science], 2004, no. 3, pp. 27. (In Russian)

Башарин Иван Владимирович, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: bashivan@mail.ru

Basharin Ivan Vladimirovich, teacher at the South Ural Multidisciplinary College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: bashivan@mail.ru

Сведения для цитирования: Харланова, Е. М. Проактивная подготовка будущих педагогов и специалистов социальной сферы к воспитательной деятельности / Е. М. Харланова, С. В. Рослякова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 123-131.

УДК 377 ББК 74.47

ПРОАКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

и специалистов социальной СФЕРЫ к воспитательной деятельности1

Е. М. Харланова, С. В. Рослякова

Статья посвящена проблеме подготовки будущих специалистов социальной сферы и педагогов к воспитательной деятельности. Выявлены противоречия, обусловливающие выбор новых подходов в построении такой подготовки. Авторами определено, что в настоящее время актуально освоение студентом проактивной позиции, выражающейся в принятии ответственности и осуществлении деятельности по решению воспитательных задач, отвечающих как современным запросам, так и вызовам будущего. Разработана авторская модель проактивной подготовки, целевым ориентиром которой является становление и развитие субъектности студента (от воспроизведения реализуемых практик к прогнозированию, проектированию и преобразованию воспитательной деятельности). Она представляет собой поэтапную структуру, обеспечивающую последовательное развитие субъектной позиции студента; включает субъектно-сре-довую, содержательную, процессную подсистемы; реализуется во взаимодействии с участниками образовательных отношений посредством проектно-конструктивной деятельности обучающихся по решению актуальных задач воспитания.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсеева» в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение проактивной подготовки будущих педагогов и специалистов социальной сферы к реализации воспитательной деятельности в условиях коллаборации» (руководитель Е. М. Харланова; рег. № МК-042-21 от 26.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.