Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / языковая личность / лингвокультурный аспект / поликультурное образование / условия формирования этнокультурной толерантности / иностранный язык / tolerance / linguistic personality / linguistic and cultural aspect / multicultural education / conditions for the formation of ethno-cultural tolerance / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Юрьевна Огаркова, Екатерина Алексеевна Салтыкова

Рассматриваются проблемы формирования этнокультурной толерантности у обучающихся старших классов. Раскрыты основные аспекты понятия «толерантность». Разработана и экспериментально проверена эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантной языковой личности школьников старших классов в поликультурной образовательной среде. Итогом исследования является модель организации формирования толерантной языковой личности при обучении иностранному языку с использованием новых ресурсов и подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Юрьевна Огаркова, Екатерина Алексеевна Салтыкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of ethno-cultural tolerance and conditions for its implementation

The problem of formation of ethno-cultural tolerance among high school students is under review. The article reveals the main aspects of the concept of “tolerance”. The authors developed and experimentally tested the ef fectiveness of psychological and pedagogical conditions contributing to the formation of a tolerant linguistic personality of high school students in a multicultural educational environment. The result of the study is a model of formation of a tolerant linguistic personality in the process of teaching a foreign language using new resources and approaches.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.1)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-146-151

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

© Елена Юрьевна Огаркова1, Екатерина Алексеевна Салтыкова2

12Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия 'lena_stov@mail.ru 2katya_saltykova@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования этнокультурной толерантности у обучающихся старших классов. Раскрыты основные аспекты понятия «толерантность». Разработана и экспериментально проверена эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантной языковой личности школьников старших классов в поликультурной образовательной среде. Итогом исследования является модель организации формирования толерантной языковой личности при обучении иностранному языку с использованием новых ресурсов и подходов.

Ключевые слова: толерантность, языковая личность, лингвокультурный аспект, поликультурное образование, условия формирования этнокультурной толерантности, иностранный язык.

Для цитирования: Огаркова Е.Ю., Салтыкова Е.А. Модель формирования этнокультурной толерантности и условия ее реализации // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 100. № 5. С. 146-151. doi: 10.18522/20701403-2023-100-5-146-151

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.1)

Original article

Model of formation of ethno-cultural tolerance and conditions for its implementation

© Yelena Y. Ogarkova1, Ekaterina A. Saltykova2

12Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga, Russian Federation 'lena_stov@mail.ru 2katya_saltykova@mail.ru

Abstract. The problem of formation of ethno-cultural tolerance among high school students is under review. The article reveals the main aspects of the concept of "tolerance". The authors developed and experimentally tested the effectiveness of psychological and pedagogical conditions contributing to the formation of a tolerant linguistic personality of high school students in a multicultural educational environment. The result of the study is a model of formation of a tolerant linguistic personality in the process of teaching a foreign language using new resources and approaches.

Key words: tolerance, linguistic personality, linguistic and cultural aspect, multicultural education, conditions for the formation of ethno-cultural tolerance, foreign language.

For citation: Ogarkova Y.Y., Saltykova E.A. Model of formation of ethno-cultural tolerance and conditions for its implementation. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 100. No 5. P. 146-151. doi: 10.18522/2070-14032023-100-5-146-151

Введение

Современный мир отличается особым динамизмом и многополярностью, существенными изменениями в социальной сфере и во взаимоотношениях между людьми, народами и государствами, высокими темпами развития науки и технологий, которые невозможны без активного обмена информацией и взаимодействия на всех уровнях. Положительные тенденции развития общества сопровождаются напряженностью, разницей во взглядах и ценностях, поэтому важнейшей задачей современной школы является формирование человека нового уровня, способного к адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды [13]. Рос-

сийская школа, отвечая вызовам времени, уходит от традиционного фокусирования образовательного процесса на овладении знаниями, умениями и навыками, сегодня она призвана готовить личность, компетентную не только в предметных областях, но и владеющую универсальными навыками, которые дадут возможность самореализации и дальнейшего саморазвития.

Актуальность исследования определяется важнейшей задачей, поставленной перед российской образовательной системой - развить у обучающихся способность к формированию своей активной жизненной позиции как участника межкультурного взаимодействия, руководствуясь принципами взаимного уважения и принятия культурного разнообразия. Одна из ключевых учебных областей, в рамках которой происходит формирование и развитие этнокультурной толерантности, - филологические дисциплины, в частности, иностранные языки.

Обсуждение

Понятие толерантности отличается универсальностью и актуальностью на разных этапах социального развития общества, а исследование сущности данного понятия носит междисциплинарный характер, что подтверждают работы в области философии, политологии, психологии, а также лингвистики и литературоведения. Среди них необходимо упомянуть в первую очередь исследования Н.А. Купиной [14], О.А. Михайловой [8], И.А. Стeрнинa [11], в центре научного внимания которых находятся национальный концепт «толерантность», соотношение понятий «толерантность» и «терпимость», феномен толерантности в художественных текстах и др.

Как следует из перечисленных исследований, в лингвистике понятие «толерантность» появилось как термин относительно недавно. В русском языке оно имеет два значения и соотносится с понятиями 1) терпимости, 2) ненасилия. В лингвистике термин языковой толерантности обозначает совокупность всех средств общения (вербальных и невербальных), которые индивидуум использует в общении с теми, кто отличается от него [5, с. 8]. Б.Я. Шари-фуллин отдельно уточняет понятие речевой толерантности как способности индивидуума приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям экстралингвистических явлений и активное проявление терпимости к «нестандартным» для данного индивидуума способам и средствам общения, к которым относятся, например, жаргонизмы, арготизмы, обсценизмы и пр. [15, с. 118]. Исходя из приведенных определений можно сделать вывод, что толерантность является категорией коммуникативной.

Л.Ю. Абдуллова выделяет четыре основных аспекта в содержании понятия «толерантность»: устойчивость, терпимость, допустимость и воспитание самоограничения. В их основе - пять принципов: неприятие насилия, полный отказ от него; добровольность и свобода выбора; умение убедить и заставить себя, при этом не воздействуя принудительно на других; законопослушание; принятие «иного» как «другого» [1].

Изучение толерантности проходит на принципах гуманизма, которые основываются на: признании безграничности человеческих возможностей и его способности совершенствоваться; правах личности на свободное проявление своих способностей, убеждений; утверждении блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений [2, с. 31].

В становлении толерантной языковой личности важнейшую роль играет развитие линг-вокультурологической компетенции как составной части общей языковой компетенции, однако проблема формирования названной компетенции в старших классах изучена недостаточно, практически отсутствует методика диагностирования уровня ее сформированности. Особое значение мониторинг уровня компетенции имеет на этапе старшей школы, когда подростки перешли в стадию юношества. «Ранняя молодость» характеризуется неопределенностью молодого человека в обществе, это начало зрелого периода, восприимчивый возраст для устойчивого развития основных социальных потенций человека.

В педагогике исследуются различные технологии и виды деятельности, направленные на личностное развитие обучающихся в поликультурном образовании [3], формирование межкультурной компетенции при развитии различных видов речевой деятельности как неотъемлемой части общей коммуникативной компетенции [6]. Однако при разностороннем исследовании линг-вокультурного аспекта тема диагностики толерантности языковой личности на сегодняшний день

разработана фрагментарно. В этих целях используются разработки психологов, например, методика измерения выраженности этнической толерантности З.В. Сикевич [10], экспресс-установление индекса толерантности по опроснику Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, опросник общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [9] и др.

Базой данного исследования стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги. Экспериментальная часть исследования проводилась в группах 10-х классов базовой школы, в каждой группе около 40% обучающихся представляют различные национальности, проживающие на территории Российской Федерации. Все старшеклассники говорят на русском языке и используют его как язык общения между собой.

Проведенная диагностика (опросник «Диагностика уровня эмпатии» (автор И.М. Юсупов [7]), тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) [12], методика измерения степени выраженности этнической толерантности (автор З.В. Сикевич [10])) дала возможность оценить уровень психологической подготовки к толерантному иноязычному общению, уровень основных коммуникативных умений и выявить наиболее распространенные факторы, которые тормозят формирование толерантной языковой личности, а именно: трудности в использовании вербальных и невербальных средств общения, неспособность четко и логично выражать свое мнение на иностранном языке; низкая способность к адаптации своего поведения к реакциям собеседников; недостаточное развитие навыков публичных выступлений; стереотипное и не всегда толерантное восприятие других людей, носителей иной культуры и языка.

Для осмысления ситуации и перевода ее в стадию решения проблемы было принято решение разработать модель формирования толерантной языковой личности. Для разработки таковой модели при помощи средств английского языка за основу был взят комплексный подход З.В. Сикевич [10], Л.Ю. Абдулловой [1] к структуре этнокультурной толерантности, состоящей из когнитивного компонента (убеждения, наличие достаточной лингвокультурной информации для понимания и оценивания других), эмоционального компонента (благоприятная, дружественная атмосфера для межкультурного общения) и непосредственных толерантных действий (готовность к компромиссу, сотрудничеству, гибкость к изменениям, поддерживание социальных контактов). Кроме того, модель базируется на схеме целенаправленного формирования этнокультурной толерантности как личностного качества А.А. Корякиной [4].

Перечисленные основные теоретические положения и данные, полученные в результате первичной диагностики уровня этнокультурной толерантности, легли в основу модели организации работы по формированию толерантной языковой личности обучающихся старших классов в процессе обучения английскому языку. Она состоит из четырех блоков и отражает взаимосвязь и взаимообусловленность структурных элементов; направлена на решение обозначенной проблемы межкультурного общения за счет применения личностно-ориенти-рованного, компетентностного и инновационного подходов.

I. Целевой блок

Цель: проведение учебных мероприятий по повышению этнокультурной толерантности с использованием современных технологий и новых методик для формирования толерантной языковой личности на старшем этапе школы.

Задачи: выявить уровень этнокультурной толерантности, эмпатии и коммуникативных умений в различных иноязычных ситуациях; изучить возможности организации целенаправленной работы по формированию этнокультурной компетентности как компонента толерантной языковой личности; разработать комплекс заданий для развития этнокультурной толерантности; создать условия для развития этнокультурной толерантности на уроке; оценить контрольные мероприятия.

Диагностика: контроль, оценивание, прогнозирование, выявление проблем, требующих решения.

II. Организационно-функциональный блок

Подходы: личностно-ориентированный, инновационный, компетентностный.

Принципы: сознательности, систематичности, интенсивности, индивидуализации и сотрудничества.

Педагогические условия: развитие этнокультурной толерантности как компонента целостного учебного процесса, направленного на формирование толерантной языковой личности, с учетом индивидуальных особенностей старшеклассников; многократное повторение всех видов речевой деятельности на основе лингвокультурологического материала; обоснованный выбор места, формы и продолжительности проведения учебных мероприятий и их органичное включение в общую программу изучения английского языка.

III. Технологический блок

Этапы: подготовительный (мотивация), организационный (отбор материала, разработка заданий), практический (применение новых заданий), контроль и коррекция (тесты, самоконтроль, индивидуальные консультации).

Виды деятельности: обучающая, закрепляющая, развивающая, творческая.

Формы: работа с письменным, аудио- и видеотекстом; подготовка сообщений, ролевые игры; выполнение проектов.

Технологии и методы: web-quest, метод проектов, РКМЧП, диалог культур, обучение в сотрудничестве, обучение по станциям, CLIL, игровые приемы.

IV. Диагностический блок

Уровни: вынужденное выполнение комплекса заданий, редкое проявление инициативы (низкий); попытки организации взаимодействия с другими и корректировка результатов при помощи учителя, нейтральное отношение к комплексу заданий, наличие до двух любимых видов заданий (средний); всестороннее оценивание своего и общего результата, способность самокорректировки, заинтересованность, инициатива и творческий подход к выполнению любого вида комплекса заданий, высокий уровень командной работы (высокий).

Критерии и показатели: мотивационно-целевая направленность (активный устойчивый учебно-познавательный интерес); субъективность (ценностное отношение к полученным знаниям); деятельностная готовность к индивидуальной и командной работе, владение методикой ее выполнения; рефлексивная оценка (способность оценить свои внутренние возможности, прогресс, умение анализировать и корректировать свои ошибки).

Результат: переход обучающихся на более высокий уровень сформированности этнокультурной толерантности.

Для реализации модели формирования толерантной языковой личности разработан комплекс заданий и упражнений на основе лингвокультурного материала, т.к. ряд негативных факторов непосредственно связан с низким уровнем развития социокультурного компонента.

Технологии и методы, применяемые для разработанного комплекса заданий и упражнений целевой направленности, основываются на использовании как современных, так и традиционных ресурсов, в первую очередь, чтобы не перейти в другую крайность - полную гейми-фикацию и превращение учебного процесс в развлечение, в том числе с использованием цифровых ресурсов. Для успешного выполнения задания должны быть тщательно продуманы, при необходимости подготовлены инструкции, опоры. Задания должны быть сформулированы максимально однозначно.

Следующее условие успешной организации работы по формированию этнокультурной толерантности заключается в наличии адекватных условий для ее выполнения: соответствующая атмосфера на уроках и во внеурочное время, место и оборудование (в классе, школьной библиотеке или в компьютерном классе). Обязательное условие при внедрении новых подходов - наличие вводной части (знакомство с рациональными приемами выполнения задания, при необходимости повторное разъяснение хода его выполнения, в том числе и индивидуально). Такие условия способствуют созданию положительной мотивации, стимулируют активное участие в уроке.

Выводы

Разработанная модель формирования толерантной языковой личности предусматривает использование всех трех социальных форм работы: индивидуальной работы, работы в парах

и групповой работы, в зависимости от содержания, вида развиваемой языковой компетенции, условий проведения и индивидуальных особенностей участников. Необходимо обратить особое внимание на возможность использования профессионально-ориентированного контента (технология CLIL) для формирования конкретных коммуникативных умений в определенной области. Это могут быть индивидуальные и групповые сообщения, презентации, письменное реферирование, аннотация, комментарии, переводы текстов, статей с уклоном на те предметы, которые старшеклассники планируют сдавать в качестве экзаменов на выбор, и которые возможно будут востребованы ими в будущей учебе и профессиональной деятельности, научные веб-квесты (scientific tasks) для знакомства и приобщения школьников к научным исследованиям в определенных областях знаний.

Список источников

1. Абдуллова Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды // Мир науки. 2018. № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN318.pdf (дата обращения 29.01.2023).

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

3. Колобова Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании // Ав-тореф. дис. докт. пед. наук. Оренбург, 2006. 43 с.

4. Корякина А.А. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). С. 179-182.

5. Кудрявцев А.Г. Языковая толерантность как элемент культурной компетентности. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-tolerantnost-kak-element-kultumoy-kom-petentnosti/viewer (дата обращения 13.01.2023).

6. Малькова Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения // Дис. канд. пед. наук. М., 2000. 263 с.

7. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. - URL: http://ioc.rybadm.ru/universitet/vektor/psi/test_3.pdf (дата обращения 5.02.2023).

8. Михайлова О.А. Лингвокультурологические аспекты толерантности: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 124 с.

9. Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко. - URL: https://mul-tiurok.m/files/oprosnik-kommunikativnoi-tolerantnosti-v-v-boiko.html (дата обращения 1.02.2023).

10. Сикевич З. В. Психологические методы в социологическом исследовании: учебно-методическое пособие для вузов. 2-е изд., доп. СПб.: Лань, 2022. 128 c.

11. Стернин И.А. Толерантность и коммуникация // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллектив. М.: Олма-Пресс, 2005. 540 с.

12. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха). - URL: https://multiurok.ru/files/test-l-mikhelsona-perevod-i-adaptatsiia-iu-z-gilbu.html (дата обращения 1.02.2023).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 401333920/ (дата обращения 29.01.2023).

14. Философские и лингвокультурологиче-ские проблемы толерантности / Отв. ред. Купина Н.А., Хомяков М.Б. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. 550 с.

15. Шарифуллин Б.Я. Толерантность и объективность. // Речевое общение: специализированный вестник. Красноярск, 1952. № 8-9 (16-17). С. 118-121.

References

1. Abdullova L.Yu. Relevant issues of fostering younger schoolchildren's ethno-cultural tolerance in the context of multi-ethnic educational environment // Online magazine "World of Science". 2018. No. 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN318.pdf (accessed: 29.01.2023).

2. Kodjaspirova G.M., Kodjaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary. M.: Publishing center "Academy", 2000. 176 p.

3. Kolobova L. V. The formation of a student's personality in multicultural education // Dr. pedagogical Sci. diss abstract. Orenburg, 2006. 43 p.

4. Koryakina A.A. The question of the formation of tolerance in the multicultural educational environment // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2019. No. 1 (26). Pp. 179-182.

5. Kudryavtsev A.G. Language tolerance as an element of cultural competence. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-tolerantnost-kak-element-kulturnoy-kompetent-nosti/viewer (accessed 13.01.2023).

6. Malkova, E.V. Formation of intercultural competence in the process of working on texts for reading // Dis. cand. of sciences (Pedagogy). M.: 2000. 263 p.

7. Methodology "Diagnostics of empathy level" by I.M. Yusupov. - URL: http://ioc.rybadm.ru/universitet/vektor/psi/test_3.pdf (accessed 5.02.2023).

8. Mikhailova O.A. Linguoculturological aspects of tolerance: an educational and methodological manual. Yekaterinburg: Ural University Press, 2015. 124 p.

9. Test of communicative tolerance V.V. Boyko. - URL: https://multiurok.ru/files/oprosnik-kom-munikativnoi-tolerantnosti-v-v-boiko.html (date of application 1.02.2023).

10. Sikevich Z.V. Psychological methods in sociological research: an educational and methodological guide for universities. 2nd ed., add. Saint Petersburg: Lan, 2022. 128 p.

11. Sternin I.A. Tolerance and communication // Philosophical and linguoculturological problems of tolerance: collective. M.: Olma-Press, 2005. 540 p.

12. Test of communicative skills of L. Michelson in the adaptation of Y.Z. Gilbukh. - URL: https://mul-tiurok.ru/files/test-l-mikhelsona-perevod-i-adaptatsiia-iu-z-gilbu.html (accessed 1.02.2023).

13. Federal State Educational Standard of Basic General Education (approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc / 401333920/ (accessed 29.01.2023)

14. Philosophical and linguoculturological problems of tolerance / Ed. Kupina N.A., Khomyakov M.B. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2003. 550 p.

15. Sharifullin B.Ya. Tolerance and objectivity // Speech communication: specialized bulletin. Krasnoyarsk, 1952. No. 8-9 (16-17). P. 118-121.

Статья поступила в редакцию 17.08.2023; одобрена после рецензирования 27.08.2023; принята к публикации 06.09.2023.

The article was submitted 17.08.2023; approved after reviewing 27.08.2023; accepted for publication 06.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.