Научная статья на тему 'Модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем'

Модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1225
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / MODEL / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Елена Владимировна

Цель: на основе теоретического исследования физического воспитания студентов подготовительного и специального медицинских отделений, разработать модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Методология: модель разработана с позиции личностноориентированного, деятельностного и системного подходов. Результаты: предложена модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, отличительные признаки: реализация принципов индивидуализации и дифференциации отражает интересы и способности студента, свободный выбор форм, методов и средств физической культуры, направленных на оздоровление. Теоретическое наполнение занятий, включает компьютерные программы и базы данных, что способствует формированию у студентов теоретических знаний по заболеванию, и практических навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Область применения результатов: образовательный процесс вуза, а именно: физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Purpose: is the development of a model of physical education for students with disabilities, witch is based on theoretical studies of physical education for students of the preparatory and special medical offices. Methodologythe: model was developed with the personality-oriented, active and systemic approaches Results: the model of physical education for students with disabilities, distinctive signs: the implementation of the principles of individualization and differentiation reflects the interests and abilities of the student, the free choice of the forms, methods and means of physical culture aimed at improvement. The theoretical content of lessons, includes computer programs and databases, that fosters students ' theoretical knowledge of their diseases, and the practical skills of independent employment by physical exercises. Practical implications: the University educational process, namely: physical education for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем»

УДК 615.825.1 (075.8) МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Красильникова Е.В.

Цель: на основе теоретического исследования физического воспитания студентов подготовительного и специального медицинских отделений, разработать модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем.

Методология: модель разработана с позиции личностно-

ориентированного, деятельностного и системного подходов.

Результаты: предложена модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, отличительные признаки: реализация принципов индивидуализации и дифференциации отражает интересы и способности студента, свободный выбор форм, методов и средств физической культуры, направленных на оздоровление. Теоретическое наполнение занятий, включает компьютерные программы и базы данных, что способствует формированию у студентов теоретических знаний по заболеванию, и практических навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Область применения результатов: образовательный процесс вуза, а именно: физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем

Ключевые слова: модель, физическое воспитание, студенты с

ослабленным здоровьем.

MODEL OF PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Krasilnikova E.V.

Purpose: is the development of a model of physical education for students with disabilities, witch is based on theoretical studies of physical education for students of the preparatory and special medical offices.

Methodologythe: model was developed with the personality-oriented, active and systemic approaches

Results: the model of physical education for students with disabilities, distinctive signs: the implementation of the principles of individualization and differentiation reflects the interests and abilities of the student, the free choice of the forms, methods and means of physical culture aimed at improvement. The theoretical content of lessons, includes computer programs and databases, that fosters students ' theoretical knowledge of their diseases, and the practical skills of independent employment by physical exercises.

Practical implications: the University educational process, namely: physical education for students with disabilities.

Keywords: model, physical education, students with disabilities.

Для занятий физической культурой студенты распределяются по медицинским отделениям: основное, подготовительное и специальное.

Последние два отделения составляют студенты с ослабленным здоровьем, слабой физической подготовленностью. Такие студенты особенно нуждаются в укреплении здоровья, развитии физических качеств, однако физическое воспитание именно этих студентов в вузе часто бывает неэффективным [3,5,6].

Тому есть много причин. Обозначим некоторые из них: отсутствие индивидуального подхода при выборе физических упражнений на занятиях физической культурой; отсутствие знаний о пользе, которую могут принести

человеку с ослабленным здоровьем занятия физической культурой. Существует страх принести вред своему здоровью путем занятий физической культурой, часто подкрепляемый необоснованным ограничением двигательного режима медицинскими работниками и информацией о «страшных случаях», произошедших на уроках физической культуры, полученной из средств массовой информации. Занятия физически слабых студентов, составляющих подготовительную группу вместе с физически сильными заведомо ставят первых в ситуацию неуспеха, которой они стараются избегать.

Современная организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем не опирается на их сильные стороны, такие как хорошее владение компьютерными технологиями, умение и готовность получать теоретические знания, выполнять самостоятельные творческие задания, представлять результаты своих исследований аудитории. Также не используется желание молодых людей, имеющих серьезные заболевания, расшить знания о своем заболевании и путях сохранения стойкой, длительной ремиссии, о том, как укрепить свое здоровье, повысить умственную и физическую работоспособность, улучшить внешний вид.

В результате значительная часть студентов с ослабленным здоровьем, низкой физической подготовленностью изначально негативно относится к занятиям физической культурой, занимается без должного усердия, стремится под разными предлогами пропускать занятия. Все перечисленное приводит к тому, что эффективность занятий у этих студентов невысокая.

Для повышения эффективности занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем мы применили метод моделирования, широко используемый в педагогической науке. Вслед за Б.Г. Глинским, В.П. Кахановским [1,2] мы рассматриваем модель как мысленно представляемую и материально реализованную систему, которая отображает и воспроизводит наиболее существенные для данного исследования свойства и отношения

объекта педагогического исследования, способствует расширению знаний об этом объекте и его преобразованию.

Модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, включает следующие блоки: организационно-целевой, процессуальный,

содержательный, контрольно-оценочный.

Организационно-целевой блок объединял цель, задачи и принципы физического воспитания данной категории студентов. Цель создания модели -повышение эффективности физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Задачи: формирование у студентов стойкой мотивации к занятиям физической культурой; создание компьютерных программ, направленных на оздоровление студентов; составление индивидуальных программ физического воспитания; составление студентами индивидуальных комплексов физических упражнений; оценка эффективности индивидуальных программ.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, закономерности которого находят свое отражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. В педагогической науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия [4,11].

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. В основе каждого методологического подхода лежит целостная система принципов.

Орган изаци онно-целево й блок

Цель: повышение эффективности физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем

Задачи: формирование стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями; создание компьютерных программ; создание студентами индивидуальных программ физического воспитания; оценка эффективности индивидуальных программ

=ї*

Принципы: гуманнизации, индивидуализации и дифференциации; систематичности и последовательности; сознательности и активности саморазвития; рефлексивности

Диагностический

Проце

ссуаль

ный

блок

Контр

ольно-

оцено

чный

блок

Компоненты

Мотивационный

Познавательный

Деятельностный

Рефлексивный

Теоретическое наполнение занятий

Банк данных №1

Банк данных №2

Учебное пособие по ЛФК

Педагогические условия: формирование мотивации, применение компьютерных технологий, самоконтроль

Содер

жате

льный

блок

&

І

£

Мотивационно-ценностный

Когнитивный

Практический

Рефлексивно-аналитический

а

к

г

£

выше среднего

средний

ниже среднего

Результат: повышение мотивации, повышение уровня здоровья, повышение успеваемости

Рис. 1. Модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем

В соответствии с методологическими походами, применяемыми в физическом воспитании вообще [4,8] и в нашем исследовании в частности, определили наиболее важные принципы: гуманизации, индивидуализации и дифференциации, систематичности и последовательности, сознательности и активности, рефлексивности.

Принцип гуманизации ориентирует воспитание на человека как на

наивысшую ценность жизни, развитие гуманистических свойств личности обучаемого и развитие гуманистических свойств личности педагога. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учитывать индивидуальность каждого обучаемого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности. Согласно этому принципу, учитываются различия между группами студентов по их социальной, возрастной, образовательной направленности. Принцип систематичности и последовательности

предполагает осуществление совместной деятельности со всеми субъектами в определенном порядке, системе. В соответствии с этим принципом

предлагаемый материал планируется, делится на разделы, устанавливается порядок и методика совместной деятельности. Принцип сознательности и активности определяет активное включение в деятельность направленную на повышение эффективности физического воспитания всех участников

представленной модели. Принцип рефлексивности предполагает

сформированный опыт анализа, контроля, оценки и коррекции деятельности по укреплению и сохранению своего здоровья.

Процессуальный блок отражает взаимодействие субъектов (педагога и студента) на разных этапах организации учебно-познавательной деятельности. Взаимодействие направлено на выполнение мысленных и практических действий, формирование мотивационно-ценностного отношения к

деятельности и результатам познания, системы знаний и представлений о способах познания, о свойствах, качествах объектов познания. Он включает

компоненты: мотивационный, познавательный, содержательный,

рефлексивный. Мотивационный компонент направлен на формирование интереса, потребности студентов в получении знаний и применении их на практике в области укрепления и сохранения здоровья, в потребности самостоятельных занятий физическими упражнениями. Познавательный компонент обеспечивает высокий уровень знаний в области укрепления и сохранения здоровья. Деятельностный компонент включает владение формами, методами, средствами физического воспитания. Рефлексивный компонент предполагает формирование умений самооценки, навыков самоконтроля, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включение студента в осмысление, проделанной работы, решенной задачи, проблемы.

Педагогические условия:

1.Формирование мотивации к занятиям физической культурой: включение

студента в обсуждение его интересов, желаний; выявление трудностей, противоречий; выстраивание совместной деятельности: моделирование,

проектирование деятельности.

2.Наличие компьютерных программ:

• «Программа для управления оздоровлением студентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями в образовательном процессе вуза [9];

• « Психо-физиологический статус студента вуза нефизкультурного профиля обучения»[10].

3.Организация самоконтроля: включает систематическую фиксацию в

дневнике самоконтроля и анализ студентом своего состояния и поведения, с целью работы над собой. Для работы используются приемы: самообязательство, самоотчет, осмысление собственной деятельности.

Содержательный блок включает учебно-методические материалы: банк данных №1, банк данных №2, учебное пособие по лечебной физкультуре [7]. Эти материалы предназначены помочь студентам расширить и

систематизировать знания о своем здоровье, здоровом образе жизни. Банк данных №1 содержит электронные учебные материалы по видам заболеваний наиболее распространенных в среде студентов и состоит из разделов: 1) Основы анатомии и физиологии, 2) Основные причины заболеваний, 3) Основные симптомы при заболеваниях органов, 4) Классификация заболеваний органов, 5) Методические рекомендации по применению лечебной физической культуры и закаливанию, направленные на улучшение состояния больных органов и организма в целом. Банк данных №2 включает иллюстрированное описание физических упражнений, показанных при заболеваниях, наиболее распространенных в студенческой среде. Учебное пособие по ЛФК при патологии органов дыхания содержит в систематизированном виде информацию по лечебной физкультуре при легочной патологии.

Контрольно-оценочный блок представлен критериями, показателями и уровнями эффективного физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, которые отражены в табл.1.

Таблица 1

Критерии, показатели, методы оценки эффективного физического

воспитания студентов с ослабленным здоровьем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий Показатель Методика

Мотивационно-ценностный Степень сформированности мотивации к занятиям Анкета, тест Рокича

Когнитивный Познавательная активность Тестовые задания методика Аукума

Практический Активная деятельность по выбранному алгоритму Методики оценки физического развития, функционального состояния, физической подготовленности

Рефлексивно-аналитический Самоконтроль, самооценка, оценка личных достижений Дневник самоконтроля, портфолио достижений

Мы предлагаем оценивать эффективность физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем по уровням: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Высокий уровень характеризуется высокой мотивацией, стремлением к достижению целей укрепления и сохранения здоровья. Студент осознает необходимость в контроле своего здоровья, соблюдении правил и норм поведения; проявляет высокую познавательную активность по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни, выполняет разработанные комплексы физических упражнений, регулярно контролирует свое самочувствие и ведет дневник самоконтроля.

Выше среднего характеризуется положительным отношением к достижению целей укрепления и сохранения здоровья. Студент осознает необходимость в контроле своего здоровья, соблюдении правил и норм поведения; проявляет достаточно высокую познавательную активность по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни, выполняет разработанные комплексы физических упражнений, регулярно контролирует свое самочувствие и ведет дневник самоконтроля.

Средний уровень характеризуется невысокой мотивацией, непостоянством в стремлении к достижению целей укрепления и сохранения здоровья. Студент не осознает на достаточном уровне необходимость в контроле своего здоровья, соблюдении правил и норм поведения; проявляет неустойчивую познавательную активность по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни, не регулярно выполняет разработанные комплексы физических упражнений, хаотично контролирует свое самочувствие и ведет дневник самоконтроля.

Ниже среднего характеризуется низкой мотивацией, студент не проявляет стремления к достижению целей укрепления и сохранения здоровья, имеет низкий уровень осознания необходимости контроля своего здоровья, в соблюдении правил и норм поведения; проявляет низкую познавательную

активность по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни; не регулярно выполняет разработанные комплексы физических упражнений, не контролирует свое самочувствие и нерегулярно ведет дневник самоконтроля.

Низкий уровень характеризуется низкой мотивацией, студент не проявляет стремления к достижению целей укрепления и сохранения здоровья, имеет низкий уровень осознания необходимости контроля своего здоровья, в соблюдении правил и норм поведения; не проявляет познавательную активность по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, ведения здорового образа жизни, не выполняет разработанные комплексы физических упражнений, не контролирует свое самочувствие и не ведет дневник самоконтроля.

Выводы: предложенная модель физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем имеет отличительные признаки: реализация принципов индивидуализации и дифференциации отражает интересы и способности студента, свободный выбор форм, методов и средств физической культуры, направленных на оздоровление. Теоретическое наполнение занятий, включает компьютерные программы и базы данных, что способствует формированию у студентов теоретических знаний по заболеванию, и практических навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Список литературы

1. Глинский Б.Г. Моделирование как метод научных исследований: Гносеологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1965. 247 с.

2. Кахановский В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. 2-е изд. Ростов н/ Д: Феникс, 2005. 608 с.

3. Косухин В.В., Кривцов А.С., Завизинова Н.А. Восстановление и поддержание здоровья студентов средствами физической культуры // Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация в высших

учебных заведениях: сб. статей IV международной научной конференции. Белгород-Красноярск-Харьков: ХГАДИ, 2011. С. 130-132.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002. 368 с.

5. Красильникова Е.В. Состояние здоровья студентов гуманитарного вуза применительно к занятиям физической культурой // Инновации молодых: сборник науч. трудов общ. ред. Ф.И. Иванов, С.А Шипилова. Новокузнецк, 2011. С. 169-179.

6. Красильникова Е.В, Коновалова Н.Г Личностно-ориентированная технология физического воспитания студентов специальной медицинской группы // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации. Материалы международной научнопрактической конференции. В 3-ч.Ч.3. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2012. С. 17-24.

7. Красильникова Е.В, Коновалова Н.Г, Давыденко М.Р. Лечебная физическая культура: учеб. пос. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. 117 с.

8. Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.vseslova.com (дата обращения: 19.08.2012)

9. Красильникова Е.В., Коновалова Н.Г., Трубецкой В.В. Программа для управления оздоровлением студентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями в образовательном процессе вуза. Свидетельство № 201617181, заявка №2010614138. Реестр программ для ЭВМ. 3 с.

10. Красильникова Е.В., Коновалова Н.Г. Психо-физиологический статус студента вуза нефизкультурного профиля обучения. Свидетельство № 2010616888, заявка №2010613720. Реестр программ для ЭВМ. 2 с.

11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 1996. 96 с.

References

1. Glinsky B.G. Modelirovanie kak metod nautchnich issledovany: gnoseologitchesky analys [Simulation as the method of scientific studies: Gnosiological analysis]. M.: MGU. 1965. 247p.

2. Kachanovsky V.P. Osnovy philosophy: utchebnoe posobie dlja aspirantov [Bases of the philosophy of the science: teaching aid for the graduate students]. Rostov n/D: Fenix, 2005. 608 p.

3. Kosuchin V.V., Krivtsov A.S., Zavizinova N.A. Trudy 4 nautchnoj konferentiy “Zdorovjesberegaustchie tehnologii I fizitcheskaja reabilitatia” [Proc. 4th Int. scientific conf. “Healthcare technologies and physical rehabilitation in university”]. Belgorod-Krasnojarsk-Harkiv: HAGDE, 2011. p. 608

4. Koletchenko A.K. Enciklopedia pedagogitchesky technology: posobie dla prepodavateley [Encyclopedia of the pedagogical technologies: Benefit for the teachers]. SPb: KARO, 2002. 368p.

5. Krasilnikova. E.V. Sostojanie zdorovja studentov gumanitarnogo vuza primenitelno k zanjatijam fizitcheskoy kulturoy [Jang scientist’s innovation]. Novokuznetsk, 2011. pp.169-179

6. Krasilnikova. E.V., Konovalova N.G. Litchnostno-orientirovannaja

tehnologiaphusitcheskogo vospitania studentov specialnoj medicinskoj gruppy [Proc. Int. scientific conf. “Theory and the practice of pedagogical science in the contemporary peace: tradition, problem, the innovation”]. Novokuznetsk, 2012. pp.17-24

7. Krasilnikova E.V., Konovalova N.G., Davidenko M.P. Letchebnaja fiskultura: utchebnoe posobie [Therapeutic physical culture: Benefit for teachers and students]. Novokuznetsk, 2011. 117p

8. Slovar pedagogitcheskih terminov [Dictionary of the pedagogical terms]. www.vseslova.com (accessed August, 19, 2012).

9. Krasilnikova E.V., Konovalova N.G., Trubetskoy V.V. Programma dlja upravlenija osdorovleniem studentov s otklonenijamy v sostojanii zdorovja I

hronitcheskimi sabolevanijamy v obrasovatelnom procecce [Program for control of the health of students with the deviations in the health status and the chronic diseases in the educational process]. № 201617181, the claim №2010614138. List of computer programs. 3 p.

10. Krasilnikova E.V., Konovalova N.G. Psychofisiologitchesky status studentov vuza [Psychophysiological status of the student of Higher Education]. № 2010616888, the claim №2010613720. List of computer programs. 2 p.

11. Jakimjanska I.S. Lithcnostno-orientirovannoe obutchenie v sovremennoj chole [the Personal-oriented Teaching in the contemporary school]. М, 1996. 96 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Красильникова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

ул. Циолковского, д.23, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654041, Россия e-mail: elenakras32@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Krasilnikova Elena Vladimirovna, senior lecturer in physical education and sport

Novokuznetsk branch-Institute of the Kemerovo State University 23, Tsiolkovsky St., Novokuznetsk, Kemerovo Oblast, 654041, Russia e-mail: elenakras32@mail.ru

Рецензент:

Коновалова Нина Геннадьевна, проректор по научной работе, доктор медицинских наук, Кузбасская государственная педагогическая академия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.