Таблица 5
Индексы цен в Амурской области
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Индекс потребительских цен (декабрь, % к декабрю предшествующего года) 115,5 112,6 113,2 109,1 109,6
в том числе
на продовольственные товары 115,8 109,3 111,6 108,8 112,0
на непродовольственные товары 111,5 107,5 106,9 105,5 106,0
Индекс цен производителей промышленной продукции 119,1 109,3 106,2 112,5 115,8
Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию 114,1 116,0 102,1 111,3 121,3
Индекс потребительских цен на продовольственные товары снизился в период с 2003 до 2007 гг., соответственно, с 115,8 до 112,0%, на непродовольственные товары — с 11,5 до 106,0% (табл. 5). Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию увеличился в период с 2003 по 2007 гг. с 114,1 до 121,3%.
Заключение
Позитивным результатом развития экономики области за последние годы явилось не только преодоление значительного общеэкономического спада, но и наметившийся рост в ряде отраслей экономики.
Несмотря на положительно сложившуюся ситуацию, экономика области не предоставляет перспектив развития пере-
рабатывающей промышленности, которая является залогом дальнейшего развития Амурской области, а пока бюджет области формируется за счет дотаций федерального бюджета, а инвестиционные вложения за счет федеральных программ, экономика области не будет развиваться интенсивными темпами.
Библиографический список
1. Гордеев А. Приоритетные направления долгосрочной аграрной политики / А. Гордеев // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 4. - С. 2-6.
2. Амурский статистический ежегодник: сборник. — Амурстат.-Б., 2007. — 566 с.
3. WWW.Amurobl.ru «Итоги работы агропромышленного комплекса Амурской области 2007 г и задачи на 2008г».
+ + +
УДК 69.003:658.14.012.2 Л.А. Мочалова,
О.М. Князева
МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В АПК
Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовое планирование, стратегическое управление, финансовые программы, бюджетирование, строительство, корпоративная стратегия, финансовая политика, функциональная стратегия, процесс формирования финансовой стратегии.
Активизация государственной политики в области строительства реконструкции и модернизации объектов АПК и предоставление на эти цели кредитных ресурсов
в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» повышают роль строительных предприятий в АПК. Поэтому менеджеры должны создать условия и механизмы эффективного функционирования строительных предприятий в АПК.
Исходя из того, что на современном этапе развития экономики России в условиях высокого динамизма внешней среды одним из основополагающих принципов, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие предприятия, является стратегическое управление, а трансформаци-
онные процессы, происходящие в отечественных интегрированных структурах, во многом связаны с финансами, особую важность приобретают формирование и реализация финансовой стратегии. Это обуславливает необходимость анализа проблем и выработки практических рекомендаций в этой области.
К числу наиболее характерных для современных строительных корпораций проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, можно отнести отсутствие стратегического управления в деятельности предприятия и ориентацию на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным. В настоящее время весь процесс финансового планирования ограничивается оперативным уровнем планирования и финансовыми планами в рамках бизнес-плана. Особенностью предприятий строительства является то, что проектные задания со сметно-финан-
совыми расчетами, только после утверждения которых подписывается подрядный договор на конкретный объект, на многих предприятиях остается единственным вариантом финансового плана.
Совершенствование управления отечественных строительных предприятий предполагает, прежде всего, выработку такой финансовой стратегии их развития, которая позволила бы эффективно распределять и использовать все производственные и финансовые ресурсы. В дальнейшем на этой основе возможно будет обеспечить устойчивое положение на рынке, а также перейти от реактивной формы управления к управлению на основе анализа и прогнозов.
Стратегическое управление, нацеленное на стабильное устойчивое развитие строительных организаций, укрупненно можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов: определение миссии и стратегических целей, анализ внешней и внутренней среды, определение стратегии развития компании, разработка функциональных стратегий, разработка стратегических планов, их выполнение, контроль и оценка реализации.
Финансовая стратегия — это область пересечения и специализированной интеграции финансового и стратегического менеджмента.
Место и роль финансовой стратегии в стратегическом управлении неоднозначно
оцениваются в экономической литературе. Чаще всего финансовая стратегия компании как инструмент регулирования используется в связке с инвестиционной и кредитной стратегиями, что, в общем, является обоснованным. Схожее мнение имеется в учебнике по стратегическому менеджменту под редакцией А.Н. Петрова.
Авторы данной статьи считают, что финансовая стратегия должна быть органически встроена в работу по подготовке и реализации общей стратегии корпоративной структуры. По отношению к корпоративной стратегии финансовая носит подчиненный характер, поэтому должна быть согласована с целями и направлениями корпоративной стратегии. При этом финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии развития организации. Финансовая стратегия может вносить определенные коррективы в общую стратегию развития организации, так как изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития фирмы. Разработка финансовой стратегии предприятия нацелена на построение эффективной системы управления финансами, с помощью которой можно обеспечить решение тактических и стратегических задач его деятельности. Основу финансового управления составляет решение двух вопросов: как рационально использовать финансовые ресурсы организации для обеспечения её развития и обогащения её владельцев, и какие источники финансирования привлечь для оптимизации деятельности организации.
Исследование современной отечественной и зарубежной литературы позволило авторам уточнить понятие «финансовая стратегия».
Финансовая стратегия — это один из важнейших видов функциональной стратегии, это система формулирования долгосрочных целей финансовой деятельности, на основе которой детально прорабатывается концепция привлечения и использования финансовых ресурсов корпорации, включая конкретный механизм формирования требуемого объема финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в активы предприятия, ориентируясь при этом на изменения внешней среды.
-> Функциональные стратегии
Марке- Произ- Иннова- Другие
тинговая водствен- ционная
ная
Финансовая стратегия
Реализация финансовой стратегии
1. Разработка финансовых политик
Долгосрочная финансовая политика Краткосрочная финансовая политика
2. Разработка финансовых программ
Перспективные Текущие Оперативные
3. Ресурсное обеспечение программ: процесс бюджетирования тактических мероприятий
Перспективные Текущие Оперативные
Анализ
- внешней
среды
Анализ
среды
Анализ
внутрен-
ней среды
Рис. Позиционирование финансовой стратегии в системе стратегического управления
и планирования развития корпорации
В результате анализа существующих моделей стратегического управления, планирования и осмысления концепции финансового планирования в статье представлена авторская модель процесса стратегического управления и планирования в корпорации, в которой уточнены место финансовой стратегии, алгоритм ее формирования и реализации (рис.) [2-4].
На основе анализа динамики факторов внешней и внутренней среды строительных организаций проводится оценка тен-
денций их экономического и финансового развития. Анализ среды не может быть выделен отдельным первоначальным этапом процесса стратегического управления, т.к. оценку среды необходимо осуществлять постоянно. Поэтому анализ окружения следует представлять отдельно в виде базиса, на котором строится модель стратегического менеджмента.
В качестве главной стратегической цели финансового управления, как правило, выбирается максимизация благосостояния
собственников, обеспечиваемая путем максимизации рыночной стоимости предприятия. Эта главная цель должна быть конкретизирована с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятий группы.
Для достижения генеральной цели — роста стоимости предприятия — все монетарные цели предприятия должны быть, в силу их взаимосвязанности, согласованы и сбалансированы в процессе планирования.
Разработка и внедрение финансовой политики по отдельным направлениям финансовой деятельности позволят более четко определить единую концепцию развития организации в долгосрочной и в краткосрочной перспективе, выбрать из всего многообразия механизмов и методов достижения поставленных целей наиболее оптимальные.
Увязка целевых показателей финансовой стратегии с имеющимися ресурсами предприятия осуществляется с помощью разрабатываемых для предприятия программ (используется программно-целевой метод планирования). Структура и порядок разработки финансовых программ деятельности предприятия зависят от содержания и сложности решаемых задач. При этом любая разрабатываемая для предприятия программа должна включать в себя: обоснование целей программы; характеристику содержания программы; систему показателей конечных результатов деятельности предприятия и их ограничения; комплекс основных, вспомогательных и обслуживающих подпрограмм и проектов; варианты реализации программы по срокам и объемам с расчетом потребности предприятия в ресурсах по каждому варианту программы; оценку эффективности по каждому варианту программы, связывающую затраты, конечные результаты программы и соответствующие целевые нормативы развития предприятия.
В результате разработки системы показателей эффективности (целевых стратегических нормативов), разбитых по годам, формируются целостное детализированное понимание и сроки выполнения задач, стоящих перед предприятием с учетом всех имеющихся у него сильных и слабых сторон.
Данные показатели эффективности используются для составления тактических (перспективных, текущих и оперативных) финансовых планов. Основным инструментом на этом этапе планирования является бюджетирование, т. к. оно позволяет оптимизировать систему использования различных ресурсов предприятия и представить финансовую стратегию в формате языка цифр.
Характерной особенностью системы стратегического управления является наличие устойчивой обратной связи и, соответственно, обратного влияния каждого процесса на остальные, т.к. динамические методы изменения внешней среды, ее неопределенность требуют внесения соответствующих коррективов на любом этапе системы стратегического управления. Все предыдущие этапы пересматриваются не один раз в связи с появлением новых обстоятельств. Процесс стратегического управления находится в постоянном движении и представляет собой замкнутый цикл.
Авторами рекомендуется использовать подход, при котором стратегия является основой системы управления финансовохозяйственной деятельностью корпорации. Для этого необходимо, чтобы она была выражена в виде системы значений ключевых показателей эффективности. Другими словами, установки, сделанные в стратегическом плане, должны получить экономическое обоснование и уточнение в перспективных, текущих и оперативных планах, в настоящее время этого можно добиться, используя стратегически ориентированную систему бюджетного управления компанией.
Библиографический список
1. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 1989.
3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия / И.А. Бланк. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 720 с.
4. Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях / Л.А. Мочалова // Финансовый менеджмент. — 2004. — № 3. — С. 12-18.
+ + +