Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественнонаучное мышление / коренные народы Севера / «мягкая» педагогическая модель / общинное самоуправление / этнокультурная образовательная среда / natural science thinking / indigenous peoples of the North / “soft” pedagogical model / community self-government / ethnocultural education environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волегжанина Ирина Сергеевна, Голуб Татьяна Владимировна

Актуальность исследования определяется рассмотрением этнокультурной образовательной среды арктической школы в качестве важного педагогического условия успешной интеграции выпускников из числа коренных малочисленных народов Севера в поликультурное высокотехнологичное общество Российской Федерации. Цель статьи — описать модель этнокультурной образовательной среды общинного самоуправления арктической школы и раскрыть ее возможности для развития естественнонаучного мышления учащихся. Научная новизна исследования заключается в том, что конкретизировано понятие «этнокультурная образовательная среда арктической школы», описана модель общинного самоуправления для развития естественнонаучного мышления детей коренных малочисленных народов Севера. Установлено, что этнокультурная образовательная среда тесно интегрирована со средой семьи и рода коренных малочисленных народов. Описанная авторами модель относится к «мягким» педагогическим моделям и учитывает сущность и особенности естественнонаучного мышления детей коренных малочисленных народов Севера. Возможности этнокультурной образовательной среды для развития этого вида мышления раскрываются через содержание ее взаимосвязанных компонентов: пространственносемантического, содержательнометодического и коммуникационноорганизационного. Наполнение компонентов было разработано авторами на основе обобщения и дополнения опыта ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волегжанина Ирина Сергеевна, Голуб Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF ETHNOCULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT OF A COMMUNITY SELF-GOVERNANCE ARCTIC SCHOOL

The relevance of the research is determined by consideration of the Arctic school’s ethnocultural education environment as an important pedagogical condition for the successful integration of indigenous graduates into the multicultural high-tech society of the Russian Federation. The purpose of this article is to describe the community self-governance model of ethnocultural education environment of an Arctic school and to reveal its potential for the development of students’ natural science thinking. The scientifi c novelty of the study is to specify the concept “ethnocultural education environment of an Arctic school”, and to describe the community self-government model for the development of natural science thinking of children from among indigenous peoples of the North. It is established that the ethnocultural education environment is closely integrated with the environment of family and tribe of indigenous peoples. The model described by the authors belongs to “soft” pedagogical models and takes into account the nature and characteristics of the natural science thinking of children from among indigenous peoples of the North. The potential of the ethnocultural education environment for the development of this type of thinking is revealed through the content of its interconnected components such as spatialsemantic, contentmethodological and communicativeorganisational. The authors generalised and expanded the Arctic Experimental Boarding School’s experience to develop the content of components mentioned.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК/UDC 378.1

DOI 10.54509/22203036_2024_2_11 EDN CETEGN

Волегжанина Ирина Сергеевна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск

Голуб Татьяна Владимировна

учитель математики, ГБОУ Республика Саха (Якутия) «Экспериментальная школа-интернат Арктика», г. Нерюнгри

Volegzhanina Irina S.

Doctor of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Head of Foreign Languages Department, Siberian Transport University, Novosibirsk

Golub Tatiana V.

Teacher of Mathematics, Arctic Experimental Boarding School, Neryungri

МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АРКТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

THE MODEL OF ETHNOCULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT OF A COMMUNITY SELF-GOVERNANCE ARCTIC SCHOOL

Аннотация. Актуальность исследования определяется рассмотрением этнокультурной образовательной среды арктической школы в качестве важного педагогического условия успешной интеграции выпускников из числа коренных малочисленных народов Севера в поликультурное высокотехнологичное общество Российской Федерации.

Цель статьи - описать модель этнокультурной образовательной среды общинного самоуправления арктической школы и раскрыть ее возможности для развития естественнонаучного мышления учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что конкретизировано понятие «этнокультурная образовательная среда арктической школы», описана модель общинного самоуправления для развития естественнонаучного мышления детей коренных малочисленных народов Севера. Установлено, что этнокультурная образовательная среда тесно интегрирована со средой семьи и рода коренных малочисленных народов. Описанная авторами модель относится к «мягким» педагогическим моделям и учитывает сущность и особенности естественнонаучного мышления детей коренных малочисленных народов Севера. Возможности этнокультурной образовательной среды для развития этого вида мышления раскрываются через содержание ее взаимосвязанных компонентов: пространственно-семантического, содержательно-методического и коммуникационно-организационного. Наполнение компонентов было разработано авторами

на основе обобщения и дополнения опыта ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика».

Abstract. The relevance of the research is determined by consideration of the Arctic school's ethnocultural education environment as an important pedagogical condition for the successful integration of indigenous graduates into the multicultural high-tech society of the Russian Federation.

The purpose of this article is to describe the community self-governance model of ethnocultural education environment of an Arctic school and to reveal its potential for the development of students' natural science thinking.

The scientific novelty of the study is to specify the concept "ethnocultural education environment of an Arctic school", and to describe the community self-government model for the development of natural science thinking of children from among indigenous peoples of the North. It is established that the ethnocultural education environment is closely integrated with the environment of family and tribe of indigenous peoples. The model described by the authors belongs to "soft" pedagogical models and takes into account the nature and characteristics of the natural science thinking of children from among indigenous peoples of the North. The potential of the ethnocultural education environment for the development of this type of thinking is revealed through the content of its interconnected components such as spatial-semantic, content-methodological and communicative-organisational. The authors generalised and expanded the Arctic Experimental Boarding School's experience to develop the content of components mentioned.

Ключевые слова: естественнонаучное мышление, коренные народы Севера, «мягкая» педагогическая модель, общинное самоуправление, этнокультурная образовательная среда.

Keywords: natural science thinking, indigenous peoples of the North, "soft" pedagogical model, community self-government, ethnocultural education environment.

Введение

Изменения в современном обществе, которое характеризуется как поликультурное и высокотехнологичное, ориентируют педагогов национальных общеобразовательных школ на необходимость учитывать культурное разнообразие в процессе развития личности выпускника из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Как показывает анализ изученной педагогической литературы, этнокультурная направленность исторически присуща отечественному образованию. По мнению В. К. Шаповалова, данная характеристика позволяет оценить, насколько цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самореализации в условиях мировой цивилизации [1]. В диссертации А. Б. Панькина этнокультурная направленность (коннотация) обосновывается в качестве педагогического принципа, раскрывающего специфику образовательной системы по формированию соответствующей этнической картины мира, этнического менталитета, этнокультурных традиций, обеспечивающих сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса [2]. В соответствии с данным принципом образование рассматривается как деятельность, этнокультурно детерминированная по цели, содержанию и способам ее осуществления.

Важно подчеркнуть, что этнический компонент образования направлен на развитие личности, восходящей от этнической культуры к мировой. Речь идет, в том числе, о развитии естественнонаучного мышления, которое осуществляется в этнокультурной образовательной среде школы. Учет принципа этнокультурной направленности позволяет создать условия для интеграции детей коренных малочисленных народов в полиэтническое, поликультурное общество страны. Этот процесс предполагает сохранение этнической культурной идентичности наряду с усвоением ценностей других культур при обучении различным дисциплинам. Таким образом, развитие естественнонаучного мышления детей коренных малочисленных народов

в национальной школе с учетом принципа этнокультурной направленности является актуальной проблемой современной педагогической науки.

Вместе с тем существует противоречие между потребностью поликультурного технологического общества страны в развитии личности выпускника, принадлежащего к коренным малочисленным народам, способного интегрироваться в это общество, и отсутствием модели этнокультурной образовательной среды, реализация которой в российской школе обеспечила бы развитие естественнонаучного мышления с учетом национальной идентичности. Проводимое исследование направлено на разрешение выявленного противоречия на примере общеобразовательной школы, осуществляющей обучение детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Цель статьи - представить модель этнокультурной образовательной среды общинного самоуправления школы Крайнего Севера и раскрыть ее возможности для развития естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС. Достижение поставленной цели определяется решением следующих задач: 1) конкретизировать определение ключевого понятия исследования «этнокультурная образовательная среда арктической школы»; 2) описать модель этнокультурной образовательной среды общинного самоуправления на примере опыта работы школы-интерната «Арктика»; 3) выявить возможности этнокультурной образовательной среды, реализуемой по модели общинного самоуправления, для развития естественнонаучного мышления школьников из числа КМНС.

Для решения поставленных задач представляется необходимым определить степень научной разработанности темы исследования.

В исследовании С. В. Тарасова этнокультурная образовательная среда рассматривается подсистемой социокультурной среды, чувствительной к влиянию комплекса внешних факторов, которые распределяются по уровням [1]. На глобальном уровне выделяется социокультурный фактор, на региональном уровне -этнокультурный фактор, на локальном уровне - личностные факторы, которые связаны с формированием и развитием личности детей коренных малочисленных народов. Для детей КМНС особенности этих процессов определяются влиянием сохраняемых в семьях универсальных ценностей арктической культуры. Данный факт при моделировании этнокультурной среды школы в условиях Крайнего Севера учитывается Н. Д. Неустроевым, в своем исследовании обращавшимся к деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ Крайнего Севера [4].

Анализ изученных педагогических трудов показал, что российскими учеными было разработано несколько моделей этнокультурной образовательной среды арктической школы. Так, Д. А. Даниловым описаны три таких модели: «кочевая школа-сад в кочевых родовых общинах; стационарная школа с филиалами в миницентре родовой общины, представляющем полустационарное, полукочевое поселение людей; школа с гибкой организацией учебного процесса для тех, кто проживает в поселке и занимается традиционными видами северного хозяйства» [5, с. 71]. Отметим, что все перечисленные модели относятся к сельским школам. За рамками работы Д. А. Данилова остается модель образовательной среды школы, в которой совместно обучаются дети КМНС и других национальностей.

Выявленный пробел в научных знаниях отчасти устраняет А. Ф. Головин, обращаясь к модели образовательной среды интегративной школы на Крайнем Севере [6]. В своем исследовании ученый выделил два типа таких школ - автономный (кочевая школа) и инте-гративный (школа, в которой обучаются дети семей КМНС, включенных в современные формы хозяйствования и адаптированных к сельским и городским условиям). В диссертации З. С. Жирковой школа аборигенных северных народов интегративного типа определяется как открытая социальная система, созданная в соответствии со спецификой современной производственной деятельности и традиционного уклада жизни [7].

Связать рассмотренные модели с моделью этнокультурной образовательной среды традиционной школы позволяет обращение к идеям этнопедагогики Г. Н. Волкова [8]. В частности - к идее «культурного партнерства», предполагающей включение в образовательный процесс школы родителей ребенка с учетом их культурных особенностей (о сохраняемых в семьях универсальных ценностях арктической культуры упоминалось выше).

В целом изученные модели образовательных сред можно отнести к «мягким» педагогическим моделям. Разделение педагогических моделей на «мягкие» и «жесткие» было предложено В. А. Тестовым вслед за появлением математической теории «мягких» моделей, в основу которой полагается идея недетерминированности, непредсказуемости путей эволюции сложных систем. По определению В. А. Тестова, «мягкие» педагогические модели «учитывают изменившиеся социально-экономические условия современной России, появление принципиальной неопределенности, многозначность возможных жизненных

ситуаций, когда требуется умение жить и действовать в условиях выбора» [9, с. 35].

Приведенная характеристика отражает сущностную организацию образовательной среды арктической школы как специфической педагогической системы, ориентированной на развитие личности учащихся (включая естественнонаучное мышление) в системе этнокультурных ценностей. Полнее раскрыть сущность этнокультурной образовательной среды арктической школы позволяют следующие общетеоретические положения, сформулированные с опорой на исследование С. В. Тарасова.

1. Становление личности происходит в постоянных взаимодействиях с образовательной средой школы.

2. Образовательная среда школы и личность учащегося находятся в отношениях взаимовлияния и взаимозависимости.

3. Условием успешного развития личности является обеспечение открытого взаимодействия (диалога). Школа как субъект культуры предоставляет возможности для развития ребенка в многомерном диалогическом пространстве.

Также предлагается учитывать существенные характеристики образовательных сред, которые выделяются по следующим признакам:

- стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманистическая (гуманитарная) - технократическая и т.д.);

- характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная, национальная - универсальная и т.д.);

- степени творческой активности (творческая -регламентированная);

- характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).

На практике различные типы образовательных сред реализуются посредством типовых структурных компонентов: пространственно-семантического (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства учащихся, символика и традиции); содержательно-методического (содержание обучения, формы и методы обучения); коммуникационно-организационного (психолого-физиологические и типологические особенности, ценности и стереотипы педагогов и учащихся; особенности межличностной коммуникации;организационные условия - культура управления, наличие инициативных групп педагогов и родителей).

Методология

Разработка модели этнокультурной образовательной среды арктической школы и определение ее воз-

можностей для развития естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС осуществлялись с использованием возможностей следующих значимых методологических подходов.

Положения синергетического подхода, сообразующегося с синергетической картиной мира [10], принимались во внимание при выборе «мягкой» модели этнокультурной образовательной среды. С позиций данного подхода реализуется ее коммуникационно-организационный компонент. Синергетическому подходу в исследовании соответствуют принципы диалогич-ности и открытости. С позиций системного и индивидуально-дифференцированного подходов реализуется пространственно-семантический компонент модели. При этом системному подходу соответствует принцип целостности, а индивидуально-дифференцированному подходу - принцип культурного разнообразия. С учетом положений интегративно-развивающего подхода осуществляется реализация содержательно-методического компонента модели. Данному методологическому подходу соответствуют принципы взаимодополняемости и развития. Наконец, с позиций этнокультурного подхода процесс развития естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС в образовательной среде арктической школы рассматривается как деятельность, этнокультурно детерминированная по цели, содержанию и способам ее осуществления. Этнокультурному подходу в исследовании соответствуют принципы этнокультурной направленности и природосообразности.

Результаты

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что образовательная среда арктической школы создает условия для решения тех же задач, что стоят перед традиционной школой. Отсюда этнокультурная образовательная среда будет объединять в себе универсальные (присущие образовательной среде любой российской школы) и специфические (определяемые принципом этнокультурной направленности) черты. В этом синтезе проявляется сущность этнокультурной образовательной среды арктической школы, учет которой позволяет конкретизировать задачи обучения и воспитания детей КМНС. Среди таких задач:

1. Ориентирование учащихся на всестороннее понимание культуры своего народа, включая родной язык, литературу и обычаи этноса.

2. Развитие представлений о множественности культур в России и мире с перспективным взглядом на культурное разнообразие как средства реализации личности с учетом ее ценностных предпочтений.

3. Интеграция детей КМНС в поликультурную среду, где осуществляется равноправное взаимодействие с носителями различных культур, обучение их толерантности, взаимопониманию, гуманному межэтническому общению.

4. Формирование условий, способствующих социальной адаптации и самореализации детей КМНС в поликультурном высокотехнологичном обществе РФ.

5. Формирование у учащегося этносо-ориентирован-ных образовательных идеалов, чувства принадлежности и статуса среди КМНС.

Полученные знания о сущности этнокультурной образовательной среды школы позволили конкретизировать определение этого ключевого понятия исследования применительно к развитию естественнонаучного мышления школьников из числа КМНС.

Этнокультурная образовательная среда арктической школы представляет собой целостность специально создаваемых с учетом социокультурного и этнокультурного факторов педагогических условий, обеспечивающих результативное развитие естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС для их социальной адаптации и самореализации в поликультурном высокотехнологичном обществе при сохранении этнической идентичности.

Опираясь на идеи авторов изученных исследований, выскажем мысль о том, что в современных реалиях любая модель арктической школы должна обеспечивать тесную связь обучения детей КМНС как с традиционным укладом жизни, так и с укладом поликультурного высокотехнологичного общества РФ. Такая связь может быть реализована в процессе развития естественнонаучного мышления школьников, которое проявляется в способности критически мыслить, анализировать реалии окружающего мира, защищать интересы этноса в современном высокотехнологичном обществе, принимая обоснованные решения на основе традиционных и естественнонаучных знаний.

Важно подчеркнуть, что педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов Севера для развития личности реализуется во взаимосвязи образовательной среды школы со средой семьи и рода. Несмотря на то, что изученные исследования преимущественно посвящены моделям сельских школ Крайнего Севера, такая взаимосвязь представляется важным педагогическим условием эффективного развития естественнонаучного мышления детей КМНС в традиционных школах. Именно из-за своей этнокультурной направленности образовательная среда арктической школы как педагогическая система не является жестко детерминированной.

Вышеизложенные рассуждения позволяют обосновать выбор в пользу «мягкой» модели этнокультурной образовательной среды арктической школы - модели самоуправления. Т. В. Тестов называет эту модель наилучшим вариантом гибкого управления образовательным процессом через советы и рекомендации, когда развитие личности определяется ее ценностными предпочтениями. Тот факт, что своеобразие уклада жизни, формы хозяйствования и коллективного выживания в экстремальных условиях Крайнего Севера выражается в родовом и общинном самоуправлении арктических малочисленных народов, позволил уточнить модель самоуправления как общинное самоуправление [11].

Педагогическая модель общинного самоуправления успешно реализуется в межрегиональной школе-гимназии малочисленных народов Севера «Арктика» (ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика», г. Нерюнгри), в которой также могут обучаться дети других национальностей. Школа-интернат, где учащиеся проживают круглосуточно в течение учебного года в отрыве от семьи, решает задачу создания особой этнокультурной образовательной среды, отличающейся уникальными традициями, ритуалами и способами совместного времяпрепровождения.

Модель такой среды базируется на идее формирования различных общин для детей разного возраста с целью создания психологического климата заботы, добра и взаимной ответственности. Типичная для КМНС общинная форма жизни представляет собой добровольное сообщество людей, объединенных общими условиями проживания и традиционной хозяйственной деятельностью на этнической территории. Ее цель -национальное выживание, развитие и возрождение уникальной экономики, культуры и языка, обеспечение социальной поддержки членам сообщества и нетрудоспособным родственникам [12]. Отсюда образовательная деятельность в арктической школе направлена на то, чтобы сплотить учащихся на началах традиционного сообщества для реализации инновационных проектов, формирующих этническую идентичность и определяющих характер межэтнических взаимодействий, т.е. внешних взаимодействий с другими народами [13]. В этой связи важным личностным качеством рассматривается лидерство, способствующее самореализации выпускника как представителя Арктики, способного управлять и отстаивать интересы своего народа в различных ситуациях [14].

Поддержка детского самоуправления в ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика» осуществляется через парламент «Суглан», представительством которого является Совет.

Поскольку учащимся подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-организатора) в детско-взрослое самоуправление [15].

Ориентируясь на типологию образовательных сред С. В. Тарасова, охарактеризуем этнокультурную образовательную среду арктической школы, организованную по модели «общинное самоуправление».

Такая образовательная среда является партнерской по стилю взаимодействия между ее субъектами (дети разных возрастов живут по общинам, в которых есть главы, а также семьи; реализовано детское самоуправление при поддержке взрослых), полиэтнической - по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (в школе обучаются дети различных общин и национальностей), творческой - по степени творческой активности (в процессе обучения естественнонаучным предметам используется этнокультурный материал), открытой - по характеру взаимодействия с внешней средой (взаимодействие педагогов, детей и родителей из семей КМНС осуществляется в культурном партнерстве).

Выявленные характеристики этнокультурной образовательной среды школы общинного самоуправления реализуются в совокупности взаимосвязанных структурных компонентов, каждый из которых способствует более результативному развитию естественнонаучного мышления школьников из числа КМНС. Содержание представленных ниже компонентов модели разработано авторами путем обобщения многолетней деятельности ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика». В этом заключается практическая значимость проведенного исследования.

Пространственно-семантический компонент связан с организацией жизненного пространства учащихся, что особенно важно для школ, ориентированных на детей из культурно-многонациональных семей. Дети разных возрастов объединяются в общины или культурные группы для проживания на одном этаже. Такая форма общежития способствует формированию отношений дружбы, взаимопомощи и взаимодействия.

В интернате на каждом этаже присутствуют символы и традиции, отражающие национальные особенности различных культурных групп. Информационные стенды и уголки украшены национальными флагами, афоризмами мудрых или рассказами о великих людях конкретных этносов. Школьная символика и традиции, направленные на сохранение и уважение культурного наследия различных национальностей, обучают школьников взаимопониманию и толерантности.

Применительно к развитию естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС пространственно-семантический компонент реализует педагогическую стратегию вовлечения в изучение естественных наук, что выражается в следующем.

1. Общинно-ориентированная организация жизненного пространства способствует адаптации детей из различных культур к образовательной среде традиционной школы, что способствует вовлечению в процесс изучения естественных наук.

2. Принятие достижений культур различных национальностей через конкретные символы и традиции формирует интерес к мировой культуре и науке, включая естественнонаучные знания.

3. Школа, отражающая разнообразие культур, позволяет учащимся выражать свою индивидуальность и самобытность через участие в мероприятиях традиционной общеобразовательной школы (например, олимпиадах по математике и естественным наукам).

Перспектива развития данного компонента связывается с созданием системы менторства, когда старшие учащиеся из числа КМНС, помогая младшим в освоении предметов естественнонаучного цикла, способствуют их адаптации к школьной жизни, развитию национальной и культурной идентичности.

Содержательно-методический компонент включает в себя содержание, формы и методы обучения, направленные на развитие естественнонаучного мышления детей КМНС. Включение в содержание обучения тем, примеров и задач, отражающих многообразие культур и национальностей, способствует более глубокому и осмысленному усвоению учебного материала. Использование интерактивных форм обучения, групповых заданий и дискуссий помогает стимулировать взаимодействие между представителями различных культур, развивать критическое мышление, способствовать обмену знаниями и опытом. Методы проблемного и проектного обучения применяются для развития навыков самостоятельного мышления, адаптации к новым ситуациям и поиску креативных решений.

Применительно к развитию естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС содержательно-методический компонент реализует педагогическую стратегию ориентирования на изучение естественнонаучных концепций и теорий, в частности:

1. Обучение, ориентированное на уважение культурного разнообразия, способствует формированию у школьников понимания и толерантности к различиям, что является важным аспектом развития естественнонаучного мышления.

2. Совместная работа над проектными заданиями с участием учащихся, принадлежащих различным культурам, позволяет развивать навыки коллективной работы и понимания точек зрения других людей.

3. Включение в обучение различных аспектов культуры разных народов позволяет учащимся лучше понимать мир в его многообразии, обогащая себя новыми естественнонаучными знаниями и расширяя свой кругозор.

Перспектива развития данного компонента связывается с использованием педагогического потенциала интерактивных презентаций и естественнонаучных проектов для лучшего понимания местной экосистемы и культурных особенностей этносов, проведением собственных научных исследований и экспериментов по естественным наукам для развития навыков наблюдения, анализа и критического мышления.

Коммуникационно-организационный компонент содержательно включает в себя психолого-физиологические и типологические особенности участников процесса обучения, их ценности, стереотипы, особенности межкультурной и межличностной коммуникации, а также организацию процесса управления, наличие инициативных групп педагогов и родителей. Учет потребностей, способностей и предпочтений каждого ребенка позволяет учителям разрабатывать более эффективные педагогические стратегии и тактики. В частности, развитие навыков эффективного общения способствует лучшему пониманию друг друга, решению конфликтов и деятельности в сотрудничестве. Включение инициативных групп педагогов и родителей в процессы управления школой позволяет реализовать педагогическую стратегию поддержки детей КМНС и стимулирует их разностороннее личностное развитие.

Применительно к развитию естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС коммуникационно-организационный компонент реализует педагогическую стратегию поддержки данного процесса, а именно:

1. Глубокое понимание индивидуальных и культурных различий учащихся и педагогов способствует улучшению межличностного взаимодействия в процессе обучения.

2. Продвижение идей открытости, толерантности и уважения к различиям культурам и национальностям поощряет создание инклюзивной среды, где каждый учащийся чувствует себя важным и уважаемым членом общества.

3. Участие в инициативных группах и совместная деятельность педагогов, детей и родителей способствует развитию лидерских качеств, сотрудничеству

при решении общих проблем, исключению конфликтных ситуаций.

Перспектива развития данного компонента связывается с созданием и образовательных ресурсов на родном для детей КМНС языке с целью облегчения усвоения содержания обучения и повышения интереса к изучению естественных наук.

Соглашаясь с В. А. Тестовым, отметим, что «мягкая» педагогическая модель общинного самоуправления не отрицает включение «жестких» (технологических) элементов. Первые показывают свою педагогическую полезность при решении творческих задач и действиях в проблемных ситуациях, вторые - при решении типовых задач и действиях в стандартных ситуациях. В таком представлении учитывается сущность естественнонаучного мышления и специфика его развития у детей КМНС. В более раннем исследовании авторов статьи подчеркивалась диалектическая связь ассоциативно-образного и абстрактно-логического типов мышления [16]. Развитие этих компонентов естественнонаучного мышления рассматривается как творческий поиск множества путей решения учебных задач в соответствии с ценностными ориентирами личности и этническими ценностями КМНС.

Заключение

Результаты проведенного исследования расширяют научное знание о межкультурном, этнокультурном воспитании личности в современном мире в части представлений о возможностях этнокультурной образовательной среды арктической школы для развития естественнонаучного мышления детей КМНС.

1. На основании выполненного исследования авторам удалось конкретизировать содержание ключевого понятия статьи и описать модель этнокультурной образовательной среды применительно к развитию естественнонаучного мышления детей КМНС. Этому предшествовала работа по обобщению научных представлений о моделях образовательных сред школ в условиях Крайнего Севера, которая позволила обосновать выбор в пользу модели общинного самоуправления. Описанная модель учитывает сущность естественнонаучного мышления школьников из числа КМНС, обеспечивая его развитие в соответствии с принципами при-родосообразности, культурного разнообразия и этнической направленности.

2. Изучение предложенной модели позволило установить, что педагогические возможности этнокультурной образовательной среды арктической школы проявляются в содержании ее взаимосвязанных структурных компонентов (пространственно-семантического,

содержательно-методического, коммуникационно-организационного). Их конкретное наполнение было разработано на основе обобщения опыта ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика» и расширено применительно к развитию естественнонаучного мышления учащихся из числа КМНС.

3. В результате проведенного исследования было установлено, что этнокультурная образовательная среда арктической школы характеризуется как партнерская, полиэтническая, творческая и открытая. Ей присуща интеграция со средой семьи и рода КМНС. Поэтому использование этнокультурного материала в обучении естественным наукам является важным условием для изучения детьми КМНС научных концепций и законов.

4. Выявленная этнокультурная направленность образовательной деятельности арктической школой не изменяет, но дополняет задачи, стоящие перед российскими общеобразовательными школами. Многолетний положительный опыт ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика» подтверждает педагогическую полезность модели общинного самоуправления для адаптации выпускников из числа КМНС в полиэтническое высокотехнологичное общество, помогая успешному построению своих жизненных, образовательных и профессиональных траекторий. Таким образом, создавая уникальную образовательную среду по «мягкой» модели общинного самоуправления, арктическая школа реализует свой педагогический потенциал для развития естественнонаучного мышления творческой саморазвивающейся личности, принадлежащей КМНС.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке педагогического обеспечения процесса развития естественнонаучного мышления школьников из числа КМНС в этнокультурной образовательной среде арктической школы.

Литература

1. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность Российского образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 36 с.

2. Панькин А. Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2002. 343 с.

3. Тарасов С. В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. № 1. С. 5-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Неустроев Н. Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. Якутск : ФГАОУ ВПО «Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова». 2013. 240 с.

5. Данилов Д. А. Организационно-педагогическое обеспечение регионализации образования // Успехи современного естествознания. 2004. № 1. С. 70-72.

6. Головин А. Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России // Амурские эвенки. Большие проблемы малого этноса. Вып. 1. 2003. 265 с.

7. Жиркова З. С. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 1998. 180 с.

8. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

9. Тестов В. А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. № 8. С. 35-39.

10. Ершов Ю. Г Синергетика как научная картина мира // Социум и власть. 2015. № 1 (51). С. 127-135.

11. Марфусалова В. П. Общинное самоуправление в школе «Арктика». Нерюнгри : Нерюнгринская городская типография, 2003. 69 с.

12. Устав ГБОУ РС (Я) «ЭШИ «Арктика» от 27.06.2022 № 01-03/1365 [Электронный ресурс]. URL: https://nrg-esi. obr.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/2022/07/17/files/ Устав_compressed.pdf (дата обращения 20.02.2024).

13. Хадикова А. Х. Этническое сознание как фактор интерэтнических связей современных осетин [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20088 (дата обращения: 20.02.2024).

14. Школа «Арктика» как образовательный бренд республики [Электронный ресурс]. URL: https://sakhalife.ru/shkola-arktika-kak-obrazovatelnyj-brend-respubliki/ (дата обращения 20.02.2024).

15. Программа воспитания ГБОУ РС (Я) «ЭШИ Арктика» на 2021-2026 гг., протокол № 1 от 09.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://nrg-esi.obr.sakha.gov.ru/vospitanie- (дата обращения 20.02.2024).

16. Волегжанина И. С., Голуб Т. В. Сущность и структура развития естественнонаучного мышления школьников из числа коренных народов Севера // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 3 (51). С. 21-27.

References

1. Shapovalov V. K. Jetnokul'turnaja napravlennost' Rossijskogo obrazovanija. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. [Ethno-cultural orientation of Russian education. Extended Abstract of Dr. habil. thesis]. Moscow, 1997, 36 p. (In Russian).

2. Pan'kin A. B. Proektirovanie nacional'no-regional'nyh obrazo-vatel'nyh sistem na osnove principa jetnokul'turnoj konnotacii. Dis. . d-ra ped. nauk. [Designing national-regional educational systems based on the principle of ethno-cultural connotation. Dr. habil. thesis.]. Volgograd, 2002, 343 p. (In Russian).

3. Tarasov S. V. Obrazovatel'naja sreda kak sociokul'turnaja i peda-gogicheskaja kategorija [Education environment as a socio-cultural and pedagogical category]. Vestnik LGU im. A. S. Push-kina, 2014, no. 1, pp. 5-15. (In Russian).

4. Neustroev N. D. Sel'skaja malokomplektnaja shkola Jakutii v uslovijah innovacionnogo razvitija. Jakutsk [Yakutia's rural small

comprehensive school under the conditions of innovative development]. Yakutsk, 2013. 240 p. (In Russian).

5. Danilov D. A. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie regionalizacii obrazovanija [Organisational and pedagogical support for regionalisation of education]. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 2004, no. 1, pp. 70-72. (In Russian).

6. Golovin A. F. O koncepcii modeli jetnicheskoj (nacional'noj) shkoly dlja korennyh malochislennyh narodov Severa Rossii [On the concept of an ethnic (national) school model for small indigenous peoples of the Russian North]. Amurskie jevenki. Bol'shie problemy malogo jetnosa, iss. 1, 2003, 265 p. (In Russian).

7. Zhirkova Z. S. Social'no-pedagogicheskie osnovy sovershen-stvovanija dejatel'nosti shkol malochislennyh narodov Severa. Dis. ... kand. ped. nauk. [Social and pedagogical foundations for improving the activities of schools of small indigenous peoples of the North. Ph. D. habil. thesis]. Yakutsk, 1998, 180 p. (In Russian).

8. Volkov G. N. Jetnopedagogika [Ethnopedagogy]. Moscow, 1999, 168 p. (In Russian).

9. Testov V. A. "Zhestkie" i "mjagkie" modeli obuchenija ["Hard" and "soft" models of teaching and learning]. Pedagogika, 2004, no. 8, pp. 35-39. (In Russian).

10. Ershov Ju. G. Sinergetika kak nauchnaja kartina mira [Synergetics as a scientific picture of the world]. Socium i vlast', 2015, no. 1 (51), pp. 127-135. (In Russian).

11. Marfusalova V. P. Obshhinnoe samoupravlenie v shkole "Arktika" [Community self-government in the "Arktika" school]. Neryungri, 2003, 69 p. (In Russian).

12. Ustav GBOU RS (Ja) "JeShI "Arktika" ot 27.06.2022 No. 01-03/1365 [The Charter of the SBEI Republic of Sakha (Yakutia) Arctic Experimental Boarding School]. URL: https://nrg-esi. obr.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/2022/07/17/files/ Устав_compressed.pdf (accessed 20.02.2024). (In Russian).

13. Hadikova A. H. Jetnicheskoe soznanie kak faktor interjetnich-eskih svjazej sovremennyh osetin [Ethnic consciousness as a factor of inter-ethnic relations of modern Ossetians]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 1-2. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=20088 (accessed 20.02.2024). (In Russian).

14. Shkola "Arktika" kak obrazovatel'nyj brend respubliki [The Arctic School as an educational brand of the Republic]. URL: https:// sakhalife.ru/shkola- arktika-kak-obrazovatelnyj- brend-respubliki/ (accessed 20.02.2024). (In Russian).

15. Programma vospitanija GBOU RS (Ja) "JeShI Arktika" na 2021-2026 gg. [Mentoring Programme of the SBEI Republic of Sakha (Yakutia) Arctic Experimental Boarding School for 2021-2026]. URL: https://nrg-esi.obr.sakha.gov.ru/vospit-anie- (accessed 20.02.2024). (In Russian).

16. Volegzhanina I. S., Golub T. V. Sushhnost' i struktura razvitija estestvennonauchnogo myshlenija shkol'nikov iz chisla koren-nyh narodov Severa [The nature and structure of the development of scientific thinking among indigenous students of the North]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2023, no. 3 (51), pp. 21-27. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.