Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ'

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаркина Т.А.

В данной статье рассмотрена модель экономической прибыли типа EVA, особенности её применения для оценки целей развития российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC PROFIT MODEL: ESSENCE, SPECIFICS APPLICATION IN BUSINESS VALUATION OF RUSSIAN COMPANIES

In this article, the economic profit model type EVA, its application for assessment purposes of development of Russian companies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ»

подвижны и эмоциональны. Им сложно вникнуть в учебный материал, потому что их природа требует другого: игр, общения со сверстниками, подвижной деятельности. С помощью игры учитель может донести до учеников эти непростые сведения, вовлечь их в интересный квест или предложить отгадать загадки. Таким образом учитель сможет наладить коммуникацию с учениками, поможет им сплотиться и раскрыть свои творческие способности.

Неслучайно с трудными, недружными классами, как правило, работает психолог и обращается именно к играм, чтобы наладить атмосферу в коллективе. Терпимость, уважние друг к другу и сотрудничество - вот какой результат дадут игры на сплочение. Дети узнают больше друг о друге, научатся договариваться, совместно принимать решения, действовать сообща, работать не сам за себя, а за целую команду, за общий результат.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что игра очень пластична, правила можно постоянно менять, что позволит школьнику безболезненно входить в мир взаимоотношений, уметь находить общий язык с разными людьми, уступать и отстаивать свою точку зрения. В игре происходить формирование коммуникативных способностей детей, именно игра даёт возможность начать сначала и исправить свои ошибки. Кроме того, с помощью игры можно устранить напряжённость в классе, сплотить детей.

Использованные источники:

1. Шиллер. Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество.— М.: Гослитиздат, 1955.— С. 16

2. Харитоновича Д. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемнённый мир: Эссе.,Комм. - СПб: , 2010. Издательство Ивана Лимбаха -С.10

3. Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль: Наука, 2006. - 188 с., с.22

УДК 338.27

Самаркина Т.А. студент магистратуры 38.04.01МБУ Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана

Россия, г. Мытищи МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Аннотация: в данной статье рассмотрена модель экономической прибыли типа EVA , особенности её применения для оценки целей развития российских компаний.

Ключевые слова: модель экономической прибыли, бухгалтерская прибыль, экономическая добавленная стоимость, российский бизнес.

Samarkina T.A., master's student 38.04.01MBU Mytishchi branch of Bauman Moscow State Technical University

Russia, Mytishchi THE ECONOMIC PROFIT MODEL: ESSENCE, SPECIFICS APPLICATION IN BUSINESS VALUATION OF RUSSIAN COMPANIES

Abstract: in this article, the economic profit model type EVA , its application for assessment purposes of development of Russian companies.

Key words: model, economic profit, accounting profit, economic value added, is Russian business.

В настоящее время вопросы прогноза и определения приоритетов развития отечественной экономики находятся в центре внимания, как Правительства Российской Федерации, так и широких кругов российского бизнеса - от мелких частных фирм до крупных компаний. Это обусловлено, прежде всего, санкционным давлением, мировым падением цен на сырье и отдельные категории спроса, мировой общественно -политической ситуацией, которая характеризуется непредсказуемостью и стремлением ведущих западных держав к изоляции России в различных сферах своих традиционных экономических интересов.

Как известно, любой прогноз строится на определенных моделях, использующих выявленные общие закономерности развития и поведения исследуемого объекта при влиянии различных факторов.

Одной из таких основополагающих моделей является модель экономической прибыли. В ее основе лежит подход к оценке успешности бизнеса не на учете бухгалтерской прибыли7, а на основе использования критерия экономической прибыли (добавленной стоимости). Модель экономической прибыли устанавливает, что стоимость является балансовой статьей (то, что затрачено на приобретение актива бизнеса) с прибавкой или вычетом поправки на тот факт, что вложенный капитал дает доход больший или меньший от того, что прогнозировалось.

Данная модель среди специалистов экономического профиля получила обозначение EVA (сокращенно от английского - economic value added, «экономическая добавленная стоимость») 8 [1].

В области корпоративных финансов экономическая добавленная стоимость EVA рассматривается в качестве показателя оценки эффективности и служит оценкой добавленной стоимости, создаваемой компанией или какой-либо фирмой в единичный период времени (это может быть месяц, квартал или год). Добавленная стоимость является важным финансовым показателем того, что экономисты называют терминами экономической прибыли или экономической ренты.

7 Бухгалтерская прибыль - общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учёту в соответствии с действующими законодательными правилами за отчётный период без учёта расходов, включая упущенную выгоду.

8 Названа именами разработчиков модели Джоела Стерна и Беннета Стюарта.

Как уже было отмечено, EVA - это показатель экономической, а не бухгалтерской прибыли компании после уплаты всех налогов и уменьшенной на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Логический смысл показателя EVA заключается в том что, компании или предприятию не достаточно просто иметь положительный финансовый результат свой экономической деятельности или доходность на одну акцию. Необходимо обеспечивать такой уровень свой эффективности (рентабельности), который позволяет не только получить выгоду от вложенного капитала, которая превышает расходы на привлечение капитала, но и создавать дополнительную прибавочную стоимость.

Способами расчета показателей EVA являются следующие [2]:

EVA = (r-c)xK = NOPAT - cxK, (1)

где:

r - рентабельность инвестированного капитала (ROIC9);

r = NOPAT/K;

c - WACC10;

K - собственные оборотные средства (capital employed), равные разности всех активов и текущих обязательств.

EVA = NOPLAT - DCC = NOPLAT - ICxWACC, (2)

где:

NOPLAT - чистая операционная прибыль;

DCC - нормальные затраты капитала;

IC - величина инвестированного капитала (IC = (ОТА-БТО)+ОС+(АП-БОП))11;

EVA = NOPAT - WACC xC, (3)

где C - инвестированный капитал.

Таким образом, экономическая сущность показателя EVA заключается в определении того, на сколько сумма чистой прибыли компании превышает стоимость капитала, задействованного для ее получения

EVA = EBIT - CExWACC, (4)

где: EBIT - чистая прибыль уплаты процентов и налоговых платежей;

CE - собственные оборотные средства (capital employed).

В представленном виде применение выше приведенной методике не всегда оправдано, поскольку она не выявляет всех тенденций (качества) оценки EVA.

Поэтому в корпоративных отчетах фирм более распространена

9 От английского Return On Invested Capital - коэффициент рентабельности инвестированного капитала -отношение чистой операционной прибыли компании после выплаты налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала.

10 Средневзвешенная стоимость капитала (от английского - weighted average cost of capital) — это средняя процентная ставка по всем источникам.

11 ОТА - операционные текущие активы; БТО - беспроцентные текущие обязательства; ОС - чистые основные средства (т.е. недвижимость, производственные помещения, оборудование); АП - прочие активы; БОП - прочие беспроцентные обязательства.

видоизмененная методика оценки EVA

EVA = (ROCE - WACC) x CE, (5)

где ROCE выступает как рентабельность задействованного капитала, или прибыль на инвестированный капитал (от английского - return on capital employed). Иначе - показатель отдачи от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала компании и долгосрочно привлеченных средств (долгосрочных кредитов, займов).

Применение второго варианта оценки EVA (5) обусловлено его следующим преимуществом. Из расчета становится возможным увидеть показатель рентабельности задействованного капитала, а также величину разрыва между ним и стоимостью капитала. Процентная величина такого разрыва и есть значение EVA, только в относительном выражении.

Основным преимуществом показателя EVA является то, что он может показать чистый вклад компании и, что важно, ее структурных подразделений в увеличение рыночной стоимости. В настоящее вокруг это подхода сформировалось целое научное экономическое течение, получившее название VBM - value based management (управление, нацеленное на создание стоимости). Это подчеркивает высокую значимость модели EVA в данной интерпретации - все управление компанией должно быть направлено на максимизацию значения EVA, так как он является определяющим критерием увеличения рыночной стоимости компании.

Применительно к российской действительности он подразумевает, в том числе, аккуратное применение мероприятий по оптимизации штатной численности сотрудников и структурных подразделений компаний. Ведь не редок подход, когда недостаток средств компенсируется простым сокращением численности персонала и подразделений без учета оценки эффективности их деятельности и вклада в успешность бизнеса.

Использование подходов EVA и VBM ориентирует высшее руководство компаний на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Стоимость же предприятия определяется ее дисконтированными будущими свободными денежными потоками. Принципиальным различием по сравнению с классической концепцией управления бизнесом является ориентация на стоимость предприятия, а не на текущую прибыль [3]. То есть, если прибыль компании является константой на определенный промежуток времени (краткосрочная оценка), то стоимость компании является долгосрочным ориентиром и наиболее эффективным инструментом экономической деятельности. В связи с этим модель экономической добавленной стоимости EVA предполагает, что именно на основе такого показателя, как экономическая добавленная стоимость, должны быть разработаны нормативы деятельности компании для определения долгосрочных целей своего развития и оценки успехов и неудач. Как инструмент оценки эффективности задействования инвестированного капитала EVA позволяет генеральным менеджерам компании принимать обоснованные решения по активизации прибыльных направлений

деятельности и, что важно, способствует выявлению неэффективного использования средств при реализации проектов, рентабельность которых не покрывает затраты на привлечение активов.

Что касается применения EVA в практике оценки бизнеса российских компаний, то отмечается определенная трудность и не восприимчивость использования методов управления на основе оценки стоимости для целей долговременной капитализации. В этом случае показателен пример результатов исследования, проведенного специалистами КПМГ12 и ГУ-ВШЭ13. В частности, на рисунке 1 приведены результаты опроса отношения российского бизнеса к различным показателям развития компаний (в части мотивации их деятельности и постановки целей развития) [4].

■Для мотивации ■ Дпя пос тэноюи цепей

Рисунок 1 - Отношение российского бизнеса к приоритетности экономических показателей для целей и мотивации развития компаний

Из рисунка 1 видно, что, например, для целей мотивации только шестая часть опрошенных оперирует экономическими показателями, характерными для модели EVA, «капитализация» и «экономическая добавленная стоимость». Для постановки целей бизнеса ситуация лучше -примерно одна треть респондентов высказывается за упомянутые показатели. Однако для обоих случаев главенствуют краткосрочные выгоды - показатели «рост выручки» и «чистая прибыль».

Отсутствие ориентации на оценку стоимости бизнеса влечет за собой нежелание акционеров своими средствами участвовать в поддержке проектов, нацеленных на краткосрочный результат. В результате проигрывает и бизнес, которому в современных условиях не хватает средств (в том числе из-за закрытия доступа к международным финансовым

12 KPMG (рус. КПМГ) — одна из крупнейших в мире сетей, оказывающих профессиональные услуги, и одна из аудиторских компаний Большой четвёрки наряду с Deloitte, Ernst & Young и PwC. Международная штаб-квартира расположена в Амстелвене (Нидерланды).

13 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

ресурсам), и акционер, который заинтересован в преумножении своих средств через долговременную доходность приобретенных акций.

Приведенный пример означает, что в целом система управления стоимостью в России пока не направлена на то, чтобы менеджмент существенного числа компаний мыслил в интересах акционеров.

Следует отметить, что вопросы применимости моделей экономической прибыли для оценки российского бизнеса гораздо шире и многообразней, чем они рассмотрены в настоящей статье. Видно, что в модели экономической прибыли входят достаточно большое количество различных специфичных показателей. В этой связи основной проблемой российских компаний является трудность декомпозиции показателей стоимости на более низкий уровень, то есть перевод стратегических целей в решение текущих операционных задач.

В целом же модель EVA может использоваться как для инвестиционной оценки бизнеса в целом, так и для оценки эффективности его отдельных аналитических объектов: направлений развития компаний, инвестиционных проектов или структурных бизнес-подразделений компаний. В частности, при реализации модели EVA можно использовать существующую в российских компаниях классификацию центров финансовой ответственности.

Использованные источники:

1. Ивашковкская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. -№ 4. — С. 113-132.

2. [Электронный ресурс] URL: https//ru.wikipedia.org/wiki/ Экономическая добавленная стоимость (дата обращения: 23.10.2017).

3. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 507 с. — Серия : Авторский учебник.

4. Вашакмадзе Теймураз. Концепция управления стоимостью компании [Электронный ресурс] URL: www.cfin.ru [Корпоративный менеджмент] (дата обращения: 23.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.