Научная статья на тему 'Модель экономического развития современной России'

Модель экономического развития современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
СТАДИИ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Т. Н., Курганский Д. В.

В настоящей работе рассмотрены стадии развития экономики России; определены основные особенности экономического развития современной России. Показана роль инвестиций и инноваций при построении новой модели экономического развития России. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we consider the stage of development of the Russian economy, the main features of the economic development of Russia. The role of investment and innovation in the construction of a new model of economic development of Russia

Текст научной работы на тему «Модель экономического развития современной России»

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ* MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIA

Т. Н. Савина, к.э.н. доцент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Д. В. Курганский, студент 1-го курса экономического факультета специальности «Бизнес информатика»

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Аннотация

В настоящей работе рассмотрены стадии развития экономики России; определены основные особенности экономического развития современной России. Показана роль инвестиций и инноваций при построении новой модели экономического развития России.

Abstract

In this paper we consider the stage of development of the Russian economy, the main features of the economic development of Russia. The role of investment and innovation in the construction of a new model of economic development of Russia.

Ключевые слова: стадии развития, экономическое развитие, инновации, инвестиции.

Keywords: stage of development, economic development, innovation and investment.

В своей предвыборной программе 2012 г. президент РФ В. В. Путин обозначил, что сильная экономика - основа для роста благосостояния наших граждан и гарантия национальной безопасности. Модель экономического роста прошлого десятилетия, основанная на высоких ценах на нефть и использовании недозагруженных мощностей, построенных ещё во времена СССР, практически исчерпала себя [3]. Подчеркнем, что сегодня приоритетным направлением развития экономики России является ее переход от экспортно-сырьевой к инновационному типу развития. В связи с этим, возникает вопрос о необходимости реформирования существующей модели экономического развития.

При обсуждении возможных моделей экономического развития экономики России следует учитывать две ключевые особенности

(возможности): первая - горизонт планирования; вторая - конкурентные преимущества.

Относительно первой возможности заметим, что проблема экономического развития современной России может выглядеть по-разному в разных временных горизонтах. Так, в краткосрочном периоде правительство заинтересовано в экономическом развитии как средстве поддержания социальной и политической стабильности. В свою очередь способы поддержания экономического развития в краткосрочном периоде могут противоречить целям долгосрочного развития и условиям формирования долгосрочной модели экономического развития. Так, в краткосрочном периоде для правительства наиболее важным является обеспечение притока инвестиций, в то время как в долгосрочном периоде принципиальным может оказаться вопрос их качества.

Анализируя факторы конкурентности и стадии развития экономики России, справедливо будет отметить, что вопрос долгосрочного экономического развития - это прежде всего вопрос реализации конкурентных преимуществ на разных стадиях развития экономики. В этой связи, интересной представляется модель конкурентных преимуществ, разработанная М. Портером1. В своей теории Портер выделяет следующие три стадии экономического развития, которым соответствуют свои факторы конкурентности.

1) стадия факторной конкурентности, основывается на том, что конкурентность экономики зависит от стоимости факторов производства, главным образом, - ресурсов и рабочей силы;

2) инвестиционная стадия, предполагает, что конкурентность повышается за счет роста эффективности использования факторов производства;

3) инновационная стадия, проявляется в том случае, когда конкурентность обусловлена уникальностью производимой продукции.

1 Портер М. Ю. - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы , признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами.

Анализируя вышеупомянутые стадии развития относительно экономики России можно видеть, что первая стадия, охватывающая период 1999-2003 гг., в нашей стране оказалась свернутой и не позволила развернуть рыночную реиндустриализацию в полной мере. Относительно второй стадии заметим, что она проходила в условиях экономического роста, была ориентирована на внутренний рынок и поддерживалась доступными кредитными ресурсами. Последние в свою очередь замещали инвестиции, в результате, эффективность использования ресурсов оказалась достаточно низкой. В этой связи остается открытым вопрос - возможен ли в сложившихся условиях переход к стадии инновационного развития? Можно ли построить новую модель экономического развития, ориентированную на повышение конкурентоcпособности экономики России за счёт уникальности производимой продукции?

Для решения поставленных вопросов целесообразно выделить ряд главных переменных, на которые, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать особое внимание: 1) источники внутреннего и внешнего спроса; 2) источники инвестиций в инновации; 3) роль и глубина институциональных преобразований; 4) уровень государственного дирижизма. Дадим некоторую оценку указанным переменным.

1) Проблема удовлетворения спроса. Данная проблема, обеспечивающая условия для динамичного длительного развития, рассматривается в контексте тех условий, которые определяют конкурентные возможности российской экономики на сегодняшний день, а именно:

1) относительно высокая стоимость рабочей силы;

2) относительно низкий уровень технологического и институционального развития;

3) наличие природных ресурсов.

Соответственно, предполагается, что модель экономического развития должна опираться на использование последнего фактора как естественного преимущества и компенсацию первых двух факторов (недостатков).

Модели, в которых государство стимулирует спрос или выступает организатором инвестиционного процесса, являются минимально

эффективными, так как возможности обеспечения устойчивого долгосрочного экономического развития с опорой на рост внутреннего потребительского и государственного спроса, по общему мнению, весьма ограничены.

В последние годы в России широко обсуждалась возможность решения проблемы долгосрочного экономического развития за счет перераспределения доходов от экспорта сырья в пользу специфических производственных ниш -наукоемкой и капиталоемкой продукции, которая могла бы стать ресурсом наращивания несырьевого экспорта. Предполагается, что развитие индустрии такой продукции зависит от высокой концентрации инвестиционных ресурсов, и что именно способность государства обеспечить такую концентрацию окажется конкурентным преимуществом России при занятии этих ниш. Такой вариант вызывает сомнения как с точки зрения наличия у государства соответствующих инвестиционных ресурсов на фоне роста социальных обязательств и нестабильности сырьевой конъюнктуры, так и с точки зрения возможностей обеспечить эффективность таких инвестиций и - соответственно

- конкурентоспособность России в выбранных секторах.

Если говорить о показателе ВВП на душу населения, то Россия по этому показателю находится в зазоре между бедными и богатыми странами. В результате, наша страна не является страной с дешевой рабочей силой, и, соответственно, будет проигрывать развивающимся странам в сфере массового промышленного производства. В то же время Россия является страной с немодернизированной экономикой, а потому не может конкурировать с развитыми странами в их нишах.

В связи с этим традиционные представления о важности слабого рубля для стимулирования спроса на товары, произведенные в стране, явно перестают соответствовать действительности. Практика показывает, что товары для бедных слоев населения производят в бедных странах, а товары для богатых - в богатых странах. Россия не относится ни к первым, ни ко вторым, и потому низшие слои населения покупают товары из Азии, а богатые - из Европы и Северной Америки.

2) Проблема источника инвестиций ставит перед нами вопрос: ориентируемся ли мы на частные инвестиции, что потребует максимальных усилий по улучшению инвестиционного климата и деловой среды, или считаем, что недостаток частных инвестиций в связи с невозможностью значительного улучшения делового климата может быть частично или полностью компенсирован инвестиционной активностью государства?

Даже самый поверхностный анализ платежного баланса РФ подтверждает тезис о том, что россияне вкладывают деньги в зарубежные активы, предпочитая последние локальным инвестициям. Привлеченные долговые ресурсы не приводят к замещению импорта или росту экспорта и, таким образом, не создают основу для улучшения структуры платежного баланса страны. Недостаток инвестиций обусловлен тем, что предприниматели считают соотношение «инвестиционный климат и риск / возможная доходность инвестиций» в России недостаточно привлекательным. Таким образом, поскольку рассчитывать на скорое и значительное улучшение инвестиционного климата в России не приходится, то и резкий приток инвестиций в модернизацию экономики также маловероятен.

Анализ проблем инновационного инвестирования российских предприятий позволяет сделать некоторые выводы. Так, за период 1998-2001 гг. удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, составил от 33 до 66%, удельный вес их продукции - 62,5-88 %. В объеме экспорта на долю этих организаций приходилось 86-96 %. В промышленности продукция, новая для таких организаций, но не новая для рынка, составила соответственно от 16 до 40 % и от 7 до 10 %. В сфере услуг доли аналогичных частей услуг равнялись 16-24% и 3-8%.

По различным оценкам, от 70 до 100 % прироста производства продукции промышленно развитых стран обеспечивается именно за счет использования инноваций, высокой инновационной активности предприятий.

К сожалению, в России ситуация в области инноваций много хуже и величины показателей существенно ниже. Так, в промышленности технологические инновации в 2005 г. осуществляли всего 9,3 % предприятий.

Однако удельный вес их продукции равнялся 41,3 %, а в объеме экспорта доля их продукции составляла 48,5 %. В структуре продукции промышленности продукция, новая для организаций, осуществлявших технологические инновации, но не новая для рынка, и продукция, новая для рынка, составили соответственно 1,9 и 0,5 %. В сфере услуг - 8,1 и 0,5% [1].

Технологическим инновациям препятствуют недостаток свободных средств, высокая стоимость нововведений и уровень экономического риска. Недостаток квалифицированного персонала оценен в 1,5, что ниже, чем в таких странах, как Бельгия, Германия (2,0), Нидерланды и Португалия (2,2), при относительно равных российским оценках других приведенных факторов. Это может означать либо абсолютно, либо относительно российских требований высокий уровень квалификации российского персонала.

Россия пока проигрывает в инновационной гонке. Вместе с тем, несмотря на трудности 1990-х гг., она обладает значительным инновационным потенциалом, достаточным для осуществления серьезного инновационного рывка и решения масштабных задач. Проблема лишь в том, что такие задачи необходимо правильно сформулировать и найти оптимальные пути их решения.

Один из них состоит в том, что общество в целом должно формировать инновационный заказ, которого со стороны российской экономики нет. Такой заказ можно считать сформированным только тогда, когда он подкреплен соответствующими финансовыми ресурсами. В условиях рыночной экономики работать без денег невозможно. Деньги выполняют роль основного индикатора, устанавливающего область эффективной деятельности. Однако многие наши предприятия, ориентированные на инновационную деятельность, сегодня просто не имеют для этого финансовых ресурсов. Согласно статистическим данным половина российских компаний обрабатывающих отраслей вообще не тратит средства на НИОКР, и только у 20 % предприятий из их числа эти расходы за год превышают 1 млн. руб. На инновации в среднем уходит 0,5% выручки отечественных предприятий, в ведущих мировых компаниях эта доля составляет от 7 до 12%. Инновационный потенциал российской экономикой пока не обеспечен.

3) Институциональные преобразования. Среди институциональных мер особо следует обсудить реформы в политической и правоприменительной сферах, направленных на защиту прав собственности, развитие конкуренции. Ключевую роль здесь играет реформа судебной системы. Особой проблемой является коррупция, которая фактически блокирует проведение любых политик за счет снижения реальной управляемости государственного аппарата до критического уровня. Среди набора институциональных проблем, ограничивающих сегодня развитие российской экономики, в центре внимания находится глубокая институциональная модернизация, охватывающая социальные и политические институты.

Так, в рамках развития институтов первого порядка необходимо отдельно остановиться на формальных институтах нормативно-правового регулирования, призванных стимулировать инновационную деятельность и конкуренцию. В этой связи речь пойдет о разработке соответствующих нормативно-правовых документов, которые должны предусматривать следующие:

- введение единых правил осуществления инновационной деятельности;

- создание благоприятных условий (правовых, экономических, организационных) для формирования, развития и эффективного использования инновационного потенциала, повышения инновационной активности и восприимчивости;

- определение четких целей, задач и принципов, порядка формирования и реализации государственной инновационной политики, конкретных форм и методов государственной поддержки инновационной деятельности, способствующих повысить эффективность производства и конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции на внутреннем и зарубежных рынках;

- развитие малого и среднего инновационного предпринимательства;

- создание и развитие комплексной инфраструктуры инновационной деятельности;

- взаимную ответственность государства и хозяйствующих субъектов, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства, и др.

Цели и механизмы совершенствования функционирования правовых институтов в сфере развития конкуренции могут быть выражены следующими направлениями:

- сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, в том числе путем замены на альтернативный вид регулирования, осуществляемый экономическими субъектами, - обязательное страхование ответственности;

- ускорение введения системы электронного документооборота между органами власти и расширение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

- внедрение в органах власти процедуры экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

- разработка и принятие региональных программ развития конкуренции,

задачами которых являются: упрощение процедуры организации и

осуществления предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте и недопущение их появления, сокращение прямого участия государства и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, расширение практики заказа социальных (в том числе медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур, развитие системы государственного и муниципального заказа, совершенствование инфраструктуры;

В части требований к антимонопольному законодательству как к формальному институту, оказывающему непосредственное влияние на состояние и развитие конкурентной среды (являющейся неотъемлемым элементом становления и развития инновационной экономики) необходима реализация следующих мероприятий:

- грамотно и умело определять положение компании на рынке в качестве доминирующей исходя не исключительно из фактической доли рынка, приходящейся на компанию, а руководствуясь так называемым поведенческим подходом, который предполагает определение возможности компании влиять на рынок по результатам оценки и анализа совокупности факторов, а именно: наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов, соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабах производства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ее конкурентов и т.д.;

- существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа;

- при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти [2].

Важное место в структуре институтов развития первого порядка занимают такие экономические институты развития как: налоговая и бюджетная система, финансово-банковский сектор и др. Таким образом основными направлениями институциональных преобразований должны стать:

• защита прав собственности;

• содействие конкуренции, формирующей спрос на инновации;

• обеспечение верховенства права;

• демократический общественный контроль над государственными органами;

• устранение «мягких бюджетных ограничений»;

• сокращение поддержки неэффективных производств;

• повышение открытости экономики;

• действенные меры по укреплению правопорядка и ограничению коррупции.

4. Роль государственного дирижизма. Говоря о роли и назначение государственного дирижизма обратится к взглядам на эту проблему известного

ученого-экономиста Цаголова Н.Г. В своей книге «Модель для России» он говорит о важности политики государственного капитализма на сегодняшнем этапе экономического развития. По мнению Цаголова от государства необходимо жесткая политика борьбы с монополиями и в частности в сырьевом и энергетическом секторах. В своей книге автор опровергает основные тезисы выдвигаемые противниками государственного капитализма.

Таким образом, можно видеть, что особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях мировой конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.

Работа выполнена в рамках реализации гранта РГНФ, проект № 11-02-00328а

Список литературы

1. Дубровка А. Проблемы инвестирования передовых производств // Экономист. - 2008. - № 10. - С. 46-49.

2. Савина Т. Н. Совершенствование институтов развития как необходимое условие перехода к инновационной экономике // Системное управление (Электронное периодическое научное издание), Саранск. - Выпуск 1 (15). -2012.

3. http://putin2012.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.