Научная статья на тему 'Маркетинговые методы в реализации государственных стратегий инновационного развития'

Маркетинговые методы в реализации государственных стратегий инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Правик Юлия

Проанализированы компоненты общей модели инвестиций и инновационной экономики. Данная модель используется в Украине, России и Беларуси для развития экономических секторов этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyses the components of the general model of investment and innovation economy. This model is used in the Ukraine, Russia and Belarus for the development of economic sectors of these countries.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые методы в реализации государственных стратегий инновационного развития»

Маркетинговые методы

в реализации

государственных стратегий

инновационного

развития

о

X X

5

X

ф X

Украина, Россия и Беларусь имеют государственные стратегии инновационной деятельности до 2020 г. Их цель - создание долгосрочных ориентиров развития субъектов инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также финансирование фундаментальной и прикладной науки, поддержка коммерциализации разработок.

ГИ

и

Юлия Правик,

старший научный сотрудник Центра научно-технической информации и содействия инновационному развитию Украины, кандидат технических наук

Пока власти перечисленных государств особое внимание обращали на декларирование выбранного пути инновационного развития экономики, большинство стран, категорически не согласных мириться с ролью сырьевых придатков мировой экономики, выбрали модель развития инвестиционно-инновационной экономики и успели добиться впечатляющих результатов.

Данная статья посвящена выявлению проблем, которые служат камнем преткновения на пути достижения ожидаемых со

стороны правительства результатов, предложению универсальной маркетинговой модели инновационной деятельности государства, с помощью которой можно комплексно реализовать стратегические планы и задачи, повысить общую результативность инновационной активности.

Процессам инновационного развития, поддержки научно-технологического потенциала страны и вопросам экономической интеграции в системе международного технологического обмена посвящены работы таких известных российских ученых, как Ж.И. Алферов, лауреат Нобелевской премии, В.П. Зинов, Ю.Н. Андреев и др., а также известных украинских ученых В.М. Гееца, С.И. Дорогунцова, Ю.П. Пахомова, М. Згуровского и др. Но поскольку данная проблематика носит постоянный системно-меняющийся характер и рассматривается на высшем государственном уровне при утверждении программ и долгосрочных стратегий развития макроэконо-

мических показателей страны, то проведение исследований и мониторинг научной деятельности следует осуществлять на постоянной основе.

Идеологическая конкуренция, желание политического и экономического доминирования являются основной движущей силой для многих стран и осуществляются на основе передовых научно-исследовательских разработок и соответствующей научно-технологической и инновационной политики. Бюджетное финансирование зачастую ассоциируется с «проеданием денежных ресурсов», выделенных на науку, а не инвестированием в научно-технический сектор, о чем свидетельствуют официальные статистические данные анализируемых государств (Украины, России и Беларуси), где основные средства на научные разработки были заработаны самими научными учреждениями, либо были привлечены как частные внутренние инвестиции, или же поступили из-за рубежа (табл. 1-2) [3, 1].

2000 2005 2007 2008 2009 2010

Все затраты 76697,1 230785,2 371080,3 431073,2 485834,3 523377,2

в том числе по источникам финансирования

Cредства бюджетов всех уровней* 41190,9 140463,8 228449,2 272098,8 315928,7 360334,2

собственные средства научных организаций 6947,2 20743,8 30555,8 35855,1 35312,3 47407,6

Средства внебюджетных фондов 4969,7 4048,3 6649,6 6343,7 7952,7 10140,0

Средства организаций предпринимательского сектора 14326,2 47759,8 77491,6 89959,7 94529,9 85863,3

Средства образовательных учреждений высшего профессионального образования 58,1 181,2 890,0 518,1 327,2 508,2

Средства частных некоммерческих организаций 32,6 60,4 248,3 674,9 377,3 556,5

Средства иностранных источников 9172,4 17528,0 26795,8 25622,8 31406,1 18567,5

* Включая средства организаций государственного сектора и бюджетные ассигнования на выполнение научных исследований и разработок образовательных учреждений высшего профессионального образования, непосредственно выделенные им из бюджета

Основные статистические показатели научной и инновационной деятельности в Беларуси приведены в табл. 3 [2].

Следует отметить, что в Украине, согласно данным за 2011 г., работает 1255 организаций, которые выполняют научные исследования и разработки, что на 11% меньше, чем в 1992 г., в России - 3492 (на 2010 г.), что на 23,4% меньше показателей 1992 г. В Беларуси в 2000 г. количество таких организаций составило 307, а по состоянию на 2011 г. - 501, что свидетельствует о приросте на 61% за данный период [2].

Такие пессимистичные данные в Украине и России обусловливают объективную необходимость принятия на государственном уровне оперативных кардинальных мероприятий и методов стимулирования, которые смогли бы до минимума снизить «утечку мозгов», привлечь внутренние и внешние инвестиции в инновационные разработки и обеспечить достойный уровень жизни ученым. Одним из таких мероприятий является инновационный маркетинг, который играет особую роль в позиционировании страны на международном рынке инноваций, поиске бизнес-партнеров и потенциальных инвесторов, а также успешной коммерциализации технологий.

Он представляет собой концепцию классического маркетинга, из которой следует, что компания должна непрерывно совершенствовать свои продукты, а также формы и методы их

продвижения и сбыта. Инновационный маркетинг имеет две направленности - маркетинг нового продукта и модернизация уже существующего товара - и включает стратегическую и оперативную (тактическую) составляющие. Начальный этап поиска инновации заключается в исследовании рынка, динамики спроса, наличия конкуренции, потребительских предпочтений и ожиданий. Далее следует разработка новации и стратегии проникновения новинки на рынок, оперативный инновационный маркетинг, оценка результатов и корректировка стратегии.

Принципиальная новизна товара, технология его производства обусловливают инновационную монополию компании на начальных стадиях жизненного цикла нового товара, начиная с этапа инвестирования в инновационный проект. Вторая стадия стратегического инновационного маркетинга заключается в про-

ведении НИОКР и исследовании рынка. На третьей происходит реализация научных разработок и их запуск в производство. Затем компания-новатор выходит со своей новинкой на рынок и при отсутствии конкуренции получает максимальную прибыль, реализуя новацию по наивысшей цене. Заключительный этап -оперативный инновационный маркетинг, тесно связанный со стадиями жизненного цикла нового продукта.

Итак, что же собой представляет с теоретической точки зрения универсальная инновационная модель экономики? Ее основными составляющими являются [6]:

■ наука высокого уровня, обеспечивающая создание новых технологий;

■ система рыночной апробации и отбора наиболее экономически эффективных разработок;

■ механизмы организации новых наукоемких производств.

в том числе за счет средств

Итого средств собственных государственного бюджета иностранных инвесторов других источников

2000 1757,1 1399,3 7,7 133,1 217,0

2001 1971,4 1654,0 55,8 58,5 203,1

2002 3013,8 2141,8 45,5 264,1 562,4

2003 3059,8 2148,4 93,0 130,0 688,4

2004 4534,6 3508,5 63,4 112,4 857,3

2005 5751,6 5045,4 28,1 157,9 520,2

2006 6160,0 5211,4 114,4 176,2 658,0

2007 10850,9 7999,6 144,8 321,8 2384,7

2008 11994,2 7264,0 336,9 115,4 4277,9

2009 7949,9 5169,4 127,0 1512,9 1140,6

2010 8045,5 4775,2 87,0 2411,4 771,9

2011 14333,9 7585,6 149,2 56,9 6542,2

Таблица 1. Внутренние затраты РФ на научные исследования и разработки по источникам финансирования, млн руб.

Таблица 2.

Источники

финансирования

инновационной

деятельности

в Украине,

млн грн.

о х

X

5

X

Синергия знаний

Затраты на научные исследования и разработки в том числе внутренние затраты на научные исследования и разработки

2000 76,3* 66,0*

2001 139,2 121,7

2002 190,9 162,3

2003 263,5 223,6

2004 377,3 313,7

2005 511,2 441,5

2006 602,8 523,7

2007 1039,8 934,8

2008 1084,7 962,4

2009 1050,0 883,3

2010 1303,7 1140,6

2011 2342,2 2081,9

* с учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)

Таблица 3. Основные показатели деятельности организаций Республики Беларусь, выполняющих научные исследования и разработки, млн руб.

Именно на основе этих составляющих инновационной модели развития экономики наукоемкие предприятия вознаграждаются прибылью, покрывающей все расходы на разработку и внедрение инноваций.

Современная мировая экономика характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией производства, которые и определяют конкурентоспособность национальных экономик. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в передовых технологиях, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Здесь сконцентрировано свыше 90% мирового научного

Название компоненты Характеристика

Маркетинг-инструментарий инновационной продукции Способствует уменьшению неопределенности на рынке, выявлению рисков и повышает вероятность получения положительного экономического эффекта от внедрения НИОКР

Создание единой консолидированной базы инновационных разработок Постоянное обновление информации по базе данных и соответствие конфигурациям поиска для заказчика позволяет своевременно преобразовывать поступающую текущую информацию в системе, используя полный комплекс параметров для ее сбора, обработки, хранения и поиска. Составляющими частями конфигурации являются маркетинговые информационные подсистемы обеспечения комплекса контроля и управления необходимыми параметрами, которые отвечают за наполнение информацией, ее качество, разделение на секторы применения, оценку новизны и др.

Коммерциализация инновационных разработок Выбор оптимального направления коммерциализации

Таблица 4. Компоненты маркетинговой модели инновационной деятельности

Анализ риска наукоемкой продукции выбранного направления

Создание каталога наукоемкой продукции на основе запроса

Анализ конкурентной среды на основе сформированного каталога наукоемкой продукции и мониторинг рынка «разработчик - заказчик»

Оценка экономического эффекта инновационных разработок ц Определение направлений коммерциализации научно-технических разработок

щт Преобразование научно-технических разработок в2 в товар на рынке технологий

О X X

5

X

Разработка маркетинговой стратегии инновационной продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

Рис. 1. Алгоритм работы ММИД

Определение методов продвижения научно-технической продукции на рынке технологий

Адаптация научно-технического предложения к потребностям конкретного заказчика технологии

потенциала и контролируется 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5-3 трлн долл., а уже к 2015 г., согласно прогнозам, достигнет 4 трлн долл. Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой технологической продукции, значительна. Так, ежегодно от экспорта этой продукции США получают около 700 млрд долл., Германия - 530 млрд, Япония -400 млрд долл. [4, 5].

Наибольшим наукоемким потенциалом располагают страны «большой семерки», однако им уже дышат в затылок несколько десятков государств, среди которых «азиатские тигры» -Китай, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и др. В настоящее время их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет более 15%.

Особенно впечатляют темпы развития экономики Китая за последние 20 лет. За этот период КНР достигла значительного научно-технологического прогресса, несмотря на то что большинство инноваций здесь получают путем «обратного инжиниринга». Численность ученых в Китае с 1995 г. увеличилась почти втрое, до 1,4 млн (ежегодное увеличение на 10%), количество научных публикаций в международных рецензированных журналах возросло почти в 5 раз. И главным фактором таких достижений является ежегодный рост на 20% (уже на протяжении последних 10 лет) объемов финансирования НИР (0,6% от объема ВВП в 1995 г., 1,5% - в 2008 г. и по плану в 2020 г. - более 2,5%).

Именно формирование долговременной инновационной и технической политики на базе стратегического подхода служит мощным механизмом целенаправленного регулирования экономики со стороны государства. При этом эффективная инновационная деятельность возможна лишь при взаимовыгодном партнерстве государства и бизнеса. Именно партнерстве, а не противостоянии

50

Ожидаемые результаты при применении на государственном уровне модели инновационного маркетинга в научно-технологическом обмене

или поглощении, как это систематически происходит в Украине.

Так, например, недооценка роли инноваций и научно-технического обеспечения социально-экономического развития привела к тому, что даже крупные украинские корпорации, которые имели ресурсы для реинвестиций, не успели завершить модернизацию производственных мощностей экспортоориентиро-ванных отраслей. Это обусловило значительное разрушение не только промышленного, но и научного потенциала и, соответственно, обострение социальных проблем. Поэтому страна должна преодолеть технологическое отставание от других государств, а также создать предпосылки для приближения приоритетных отраслей к «экономике знаний». Единственным путем спасения ситуации является коммерциализация инновационной продукции.

Универсальная маркетинговая модель инновационной деятельности, предлагаемая автором, разработана на базе сравнительного анализа и синтеза, базирующихся на системном подходе. С учетом того что научно-техническая продукция является специфичным видом инновационного продукта, теоретико-методические основы инновационного маркетинга могут быть трансформированы в систему инновационного маркетинга научно-технической продукции. Исходя из данного предположения и в силу ситуации, происходящей на рынке НИОКР, корректирование традиционных инструментов маркетинга с учетом особенностей инновационной продукции как товара является объективной необходимостью.

В табл. 4 продемонстрированы предлагаемые автором компоненты маркетинговой модели инновационной деятельности (ММИД).

На основе описанных компонент может быть построен общий алгоритм работы ММИД, который базируется на взаимодействии коммерциализации инновационных разработок и трансфере

Общая модернизация экономики, коммерциализация технологий

Повышение конкурентоспособности наукоемкой продукции на международном рынке

Рост доли высокотехнологичных производств

Повышение

доли рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда

технологий, включая мониторинг, анализ и оценку научной новизны. Алгоритм позволяет просчитывать экономическую эффективность каждой отдельно взятой научной разработки по интересующему направлению деятельности для потенциального покупателя технологии, а также помогает определить специфические требования для разработчика, которые впоследствии могут быть сформированы в виде технико-экономических обоснований инновационного продукта, что, в свою очередь, будет способствовать последующей его коммерциализации, снизит инвестиционную неопределенность и нивелирует будущие риски (рис. 1).

Таким образом, модель инновационного маркетинга в научно-технологическом обмене и компоненты маркетинговой модели инновационной деятельности, предлагаемые автором в данной статье, при их применении на государственном уровне будут способствовать продвижению и коммерциализации перспектив-

ных научных проектов и существующих разработок и повысят рейтинг государства на мировом рынке технологий. ■

Summary

The paper analyzes the components of the general model of investment and innovation economy, following which the results must match the development of sectors of the economy of Ukraine, Russia and Belarus, which are nominally chosen this path of development of the state. The problems, which serve as a "stumbling block" for downside, from governments of these countries results, take its rightful place in the global high-tech market. The article describes the ways to achieve a successful export-oriented industrialization of high technology products, illuminated key role innovative marketing promotion of high technology products to the world technology market. Proposed model of innovative marketing in scientific and technological exchanges and components marketing model innovation, the application of which will contribute to the promotion of high technology products and enhancing the commercialization of promising research projects.

Литература

1. Государственная служба статистики Украины. Электронный ресурс: www.ukrstatgov.ua.

2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ science.php.

3. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/ IssWWW.exe/Stg/d2/22-09.htm.

4. Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org.

5. World Economic Forum .The Global Competitiveness Report 2011-2012. Электронный ресурс: http://www.weforum.org/reports.

6. Правик Ю.М. 1нвестицйний менеджмент: Навч. поабник. - К., 2007.

Рис. 2.

Ожидаемые результаты при применении на государственном уровне модели инновационного маркетинга в научно-технологическом обмене

о х

X

5

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.