Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации'

Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конаныхина Ольга Владимировна, Акмаева Раиса Исаевна

Рассмотрены основные элементы, определяющие внешнеэкономическую стратегию России. Обозначена роль государства во внешнеэкономической стратегии. Определены приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main elements determining the foreign economic strategy of Russia. The role of the state in the foreign economic strategy is defined. The author considers the primary development trends of the external economic activity in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации»

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2009. Экономические науки

укладной экономики и конкуренции на товарном рынке. В отличие от тотальной приватизации в России, применялся постепенный переход от директивного управления предприятиями через механизмы централизованного планирования и распределения продукции к управлению финансовыми потоками путем выделения финансовых инвестиций и льготных банковских кредитов.

В-четвертых, если в России для формирования рыночной среды использован монетарный метод либерализации цен на все виды товаров и услуг, то в Китае основным направлением реформы было одновременное освобождение цен на пользующиеся спросом товары и услуги при

сохранении стабильности их общего уровня путем государственной регулировки стоимости определенных товаров, формирование рынков рабочей силы, информации, ценных бумаг, а также рынков

других факторов производства.

***

Разумеется, не может быть речи о механическом перенесении опыта Китая в Россию. Тем не менее, в практике Китая есть общезначимые элементы, присущие современной рыночной экономике, которые могут быть творчески осмыслены и применимы при разработке российской концепции реформ и модернизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дингуй X. Китай: подходы и особенности экономических преобразования // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.

2. Интрилигейтор М. Чему Россия могла бы научиться у Китая при переходе к рыночной экономики // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3.

3. Некипелов А. Почему мы не Китай? // Аргументы и факты. 2009. № 14.

4. Овчинников В. Взлет Китая: чем поучительна

формула успеха // Российская газета. 2009. № 65.

5. Титаренко М. Постепенное создание многоукладной экономики - фактор успеха реформ в Китая // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.

6. Синьчэн Ч. Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 2.

7. Сяоцю.У. Экономический рост Китая и главные принципы управленческой политики // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1.

УДК 338.45:658

Конаныхина О.В., Акмаева Р.И.

Внешнеэкономическая стратегия россии в условиях глобализации

Сложившаяся сегодня система регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержки российского экспорта в условиях глобализации не отвечает потребностям отечественной экономики и задачам активного позиционирования страны в мировом хозяйстве. Текущий финансово-экономический кризис заставил по-новому взглянуть на развитие и состояние внешнеэкономической деятельности страны, глубже проанализировать условия, источники устойчивого и инновационного развития экономики страны на долгосрочную перспективу. Это обусловлено тем, что распространение кризиса стало одним из мощнейших факторов, приведших к падению объемов мировой торговли. Так, например, сокращение экспорта в апреле 2009 года по отношению

к аналогичному периоду 2008 г. составило (%): Россия - 47,9; Япония - 39,1; Германия - 28,7; США - 27,3; Китай - 22,6 [1]. Данные свидетельствует о том, что больше всего от кризиса пострадали страны, в экспорте которых преобладают сырьевые товары, кроме того, согласно прогнозам Всемирного банка, МВФ и ОЭСР, глобальная экономика в 2009 году впервые за последние 60 лет будет сокращаться.

Таким образом, мировой финансово-экономический кризис стал одним из факторов, отразивших всю уязвимость монокультурной специализации российского экспорта и показавший важность и необходимость как определения и формирования стратегически эффективных направлений развития внешнеэкономической деятельности, так и

разработки действенной и четко обозначенной внешнеэкономической стратегии России.

Разработка и реализация внешнеэкономической стратегии позволит:

обеспечить эффективную интеграцию страны в систему мирового хозяйства;

использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления и повышения конкурентоспособности как отечественных товаров и услуг, так и страны в целом;

обеспечить устойчивые темпы экономического роста.

Для достижения и реализации вышеобоз-наченных преимуществ необходим механизм, представляющий собой комплекс мер, направленных на повышение эффективности и реализации внешнеэкономической политики, усиление ее стимулирующих и координационных функций, и связующим звеном этого механизма должно выступать государство. Именно государство призвано создавать институциональную среду, разрабатывать систему стимулов и защиты отечественных производителей посредством формирования законодательной базы, создания благоприятных экономических и организационных условий для развития всех направлений и форм внешнеэкономической деятельности, повышения ее эффективности в целях обеспечения и реализации интересов как хозяйствующих субъектов, так и национальных интересов в целом [3].

Для усиления позиций России на мировых рынках и обеспечения эффективного включения в мирохозяйственные процессы необходим новый качественный подход, основанный на осознании и формировании структуры элементов внешнеэкономической стратегии, учитывающей происходящие и ожидаемые технологические сдвиги, сопровождающие развитие мировой экономики.

Как отмечают академики С.А. Ситарян и И.Д. Иванов, первая половина XXI века характеризуется периодом зарождения, расцвета и преобладания шестого технологического уклада, становление и рост которого будут определять глобальное развитие в ближайшие два-три десятилетия. На первом этапе формирования шестого технологического уклада возникают его ключевой фактор и ядро в условиях доминирования пятого технологического уклада, который объективно ограничивает возникновение производств нового уклада потребностями собственного расширенного воспроизводства. Второй этап наступает с исчерпанием экономических возможностей и замещением доминирующего уклада новым.

Если пятый технологический уклад был основан на применении достижений микроэлектроники в управлении физическими процессами на микронном уровне, то шестой - на использовании нанотехнологий, позволяющих менять молекулярную структуру вещества, придавать ему целевым образом принципиально новые свойства, проникать в клеточную структуру живых организмов, видоизменяя их и создавая новые конструкционные материалы с заранее заданными свойствами. Ключевым фактором нового уклада являются нанотехнологии, клеточные технологии и методы генной инженерии. В число новых производств, формирующих ядро шестого уклада, входят: на-ноэлектроника, наноматериалы и наноструктури-рованные покрытия, оптические наноматериалы, наногетерогенные системы, нанобиотехнологии, нанооборудование.

В процессе замещения технологических укладов Россия имеет все возможности на основе оптимизации состава создаваемых технологических цепочек захватить лидерство на перспективных направлениях становления нового уклада и тем самым попасть в восходящий поток новой длинной волны экономического роста. Как считает академик С.Ю. Глазьев, оптимальная стратегия развития и распространения нового технологического уклада в российской экономике должна основываться на сочетании: лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходство; догоняющего развития в направлениях, где наблюдается значительное отставание; опережающей коммерциализации в остальных направлениях [2].

Происходящие сдвиги в мировом технологическом развитии найдут свое адекватное отражение в структуре мировой торговли, в связи с чем уже прогнозируется сокращение доли минерального топлива и сырья, увеличение доли обрабатывающей промышленности, машин, оборудования и высокотехнологичных товаров. В свою очередь, усложнение технологических процессов будет способствовать росту международного разделения процесса их изготовления на отдельные стадии и размещение этих стадий в разных странах. Как прогнозируют эксперты Rand Corporation, в перспективе на азиатские государства, прежде всего Китай, Японию, Корею, будет приходиться 70-80 % общего объема продаж высокотехнологичных изделий, включая комплектующие. В складывающейся ситуации многие развитые страны, стремясь удержать свое интеллектуальное лидерство, ориентируются преимущественно на

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2009. Экономические науки

накопленные знания, разработку принципиально новых технологий и соответственно торговлю интеллектуальными услугами. Так, например, в последние годы США, Великобритания, Франция устойчиво сохраняют активный баланс в продажах-закупках технологий, прибегая к растущим размерам импорта высокотехнологичных изделий и комплектующих.

Таким образом, прогнозируемые сдвиги в структуре мирового экспорта показывают, в каком направлении должна меняться структура российского экспорта, при условии, если Россия не хочет оказаться на обочине происходящих мирохозяйственных процессов. Данные сдвиги несомненно должны найти отражение в формировании эффек-

тивных приоритетных направлений во внешнеэкономической стратегии как страны, так и отдельных территорий, регионов.

Внешнеэкономическая стратегия безусловно должна основываться на инновационном развитии, в основе которого лежат уже имеющиеся конкурентные преимущества, но с учетом прогнозирования динамики реального состояния промышленности в будущем и предполагаемых изменений в международной специализации. Основные элементы и этапы построения внешнеэкономической стратегии представлены на рис. 1.

Стратегия внешнеэкономической деятельности, на наш взгляд, должна представлять собой совокупность экономических инструментов и

Определение целевых ориентиров внешнеэкономической деятельности

Оценка научных, производственных, технологических,финансовых, инвестиционных, инфраструктурных потребностей

Оценка существующих научных, производственных,технологических, финансовых, инвестиционных инфраструктурных возможностей

Формирование приоритетных задач внешнеэкономической деятельности

Формирование основных приоритетов внешнеэкономической деятельности

Формирование основополагающих принципов внешнеэкономической деятельности

x

Разработка стратегии (субстратегий) внешнеэкономической деятельности

Обоснование эффективности и выбора приоритетных направлений

Мониторинг стратегии. Управление изменениями

Рис. 1. Элементы и этапы внешнеэкономической стратегии. Составлено автором

сознательных действий со стороны правительства государства, направленных на достижение эффективной и сбалансированной внешнеэкономической деятельности, обеспечение высокой степени интернационализации экономики, инвестиционной привлекательности и, в конечном счете, экономического прогресса страны.

Стратегической целью внешнеэкономической стратегии должно стать эффективное встраивание российской экономики в мировое хозяйство и процессы глобализации, способствующее максимальному использованию возникающих в связи с этим преимуществ и минимизации неизбежных при этом рисков.

Основными задачами по достижению и реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности (см. рис. 2), соответствующими стратегической цели внешнеэкономической стратегии, по нашему мнению, должны стать:

1) проведение политики по диверсификации внешнеэкономической деятельности в части экспорта товаров и услуг. Наращивание доли обработанных изделий и услуг, в т.ч. ранее не экспортировавшихся, а также расширение географии зарубежных продаж;

2) повышение конкурентоспособности российских компаний за счет их участия в международных производственно-сбытовых цепочках;

3) принятие экономических и нормативно-правовых мер по устранению препятствий и ограничений для бизнеса во внешнеэкономической сфере;

4) создание благоприятных условий для функционирования эффективных отраслей и секторов национальной экономики, играющих стратегически важную роль в обеспечении конкурентоспособности, обороноспособности и жизнедеятельности страны;

5) проведение модернизации государственных институтов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, а также совершенствование механизмов и инструментов разработки и реализации внешнеэкономической политики.

Постановка основных задач по достижению и реализации основных направлений внешнеэкономической деятельности предполагает и определение принципов реализации внешнеэкономической стратегии, к которым можно отнести следующие:

1) всемерное развитие экспорта - важнейшего фактора повышения конкурентоспособности производства (организации, работающие на экспорт, имеют мощный стимул к повышению конкурен-

тоспособности как продукции, в том числе идущей на внутренний рынок, так и организации всего производства);

2) широкое участие производителей в международных производственно-сбытовых цепочках по созданию добавленной стоимости (это важное и необходимое условие повышения конкурентоспособности российской экономики, развития внешнеэкономического сектора, достижения как внешнеэкономических, так и общехозяйственных целей страны);

3) оперативное определение государством стратегических целей в развитии перспективных отраслей и производств в рамках формирования внешнеэкономической стратегии и создание условий и мотивации для субъектов частного сектора с тем, чтобы последние сами могли определять наиболее эффективные сферы приложения своих ресурсов и способностей (государственная политика должна учитывать политические факторы и экономические условия формирования эффективной внешнеэкономической специализации страны, т.е. прежде всего формируя эффективные институты).

Следовательно, в определении приоритетных направлений развития внешнеэкономической стратегии России необходимо исходить из тех прорывных технологических направлений, где у нас уже накоплен научный потенциал и имеются возможности для создания передовой конкурентоспособной продукции. Мы полагаем, что основными инновационными прорывами России могут выступать: ядерные, космические, медицинские, стратегические, информационные технологии, энергоэффективность и энергосбережение.

Таким образом, очевиден тот факт, что только слаженные и совместные действия государства и бизнеса позволят создать базу для изменения профиля внешнеэкономической специализации страны и стабильного экономического роста в перспективе, получить синергетический эффект посредством реализации и достижения стратегических целей государства и бизнеса, реализуемых через эффективную внешнеэкономическую стратегию.

Итогом реализации стратегии будет превращение России в мощную, высококонкурентоспособную экономическую державу с глобальными интересами, реализуемыми через полномасштабное и активное участие в деятельности международных и региональных экономических организаций, широкое участие в соглашениях о свободной

Рис. 2. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности России. Составлено автором

торговле и интеграционных процессах, растущее коммерческое присутствие национального бизнеса на мировом рынке.

Важным индикатором успешной реализации стратегии должно стать формирование основы инновационной специализации России в международном разделении труда, ориентирующейся на создание и опережающее освоение перспективных рыночных ниш. Это позволит нарастить отечественный научно-технологический потенциал, превратив Россию в одного из лидеров глобальной экономики, обеспечив динамичное и устойчивое развитие российского экспорта.

В заключение хотелось бы отметить, что в условиях глобализации и повышенной значимости внешней среды для устойчивого экономического развития страны, органов государственного управления и хозяйствующих субъектов стратегически необходима научно-обоснованная внешнеэкономическая стратегия, способная предвидеть и реализовать как текущие, так и будущие тенденции развития мировой экономики. Итогом комплексной внешнеэкономической стратегии должно стать согласование и реализация субстратегий как на уровне страны, так и отдельных территорий, регионов в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Греф. Г., Юдаева К. Российская банковская система в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 7. С. 6.

2. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы

экономики. 2009. № 3. С. 34-35.

3. Оводенко А.А., Фетисов В.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности / СПбГУАП. СПб., 2006. С. 125

УДК 338.322

Баширов Э. К., СкрипнюкД. Ф.

Классификация стран мира по степени влияния инноваций на конкурентоспособность национальной экономики

Усиливающаяся интенсивность международной конкуренции на мировых рынках заставляет все глубже рассматривать вопросы обеспечения конкурентоспособности стран за счет формирования, реализации и развития конкурентной инновационной модели экономического развития. Суть ее заключается в обеспечении систематического протекания инновационных процессов в экономике по созданию, внедрению и широкому распространению конкурентоспособных новых или усовершенствованных продуктов, услуг и технологических процессов. В соответствии с методикой Всемирного экономического форума (ВЭФ) обобщённой оценкой конкурентоспособности национальных экономик является Индекс глобальной конкурентоспособности (СС1). При этом эксперты ВЭФ придерживаются точки зрения о различной степени влияния одних и тех же факторов на конкурентоспособность национальных экономик.

На первой стадии конкурентные преимущества национальных экономик основаны на

активном использовании факторов производства, главным образом, неквалифицированной рабочей силы и природных ресурсов. Компании из этих стран конкурируют на основе неценовой конкурентоспособности и производят стандартизованную продукцию с низкой добавленной стоимостью и низкими издержками производства за счет использования дешевых факторов производства. Повышение конкурентоспособности национальных экономик на этой стадии, главным образом, достигается за счет повышения качества функционирования основных социальных институтов (1-я подгруппа факторов в методике ВЭФ), развития базовой инфраструктуры (2-я подгруппа факторов), поддержания общей макроэкономической стабильности в экономике (3-я подгруппа факторов), улучшения качества здравоохранения и повышения уровня начального образования (4-я подгруппа факторов). Влияние же других групп факторов незначительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.