Научная статья на тему 'Модель «Экономического человека»: содержание и формы проявления'

Модель «Экономического человека»: содержание и формы проявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4644
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ВЫГОДЫ / ПОЛЕЗНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азыркина А.С.

В статье приведены сущность и содержание модели «экономического человека», а так же определены формы их проявления. Даны основные характерные черты модели «экономического человека», обозначены и описаны условия его существования и функционирования. В статье показана эволюция модели «экономического человека» в научных трудах выдающихся учёных, выделены особенности каждой из моделей, а также представлены современные концепции «экономического человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель «Экономического человека»: содержание и формы проявления»

МОДЕЛЬ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

© Азыркина А.С.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье приведены сущность и содержание модели «экономического человека», а так же определены формы их проявления. Даны основные характерные черты модели «экономического человека», обозначены и описаны условия его существования и функционирования. В статье показана эволюция модели «экономического человека» в научных трудах выдающихся учёных, выделены особенности каждой из моделей, а также представлены современные концепции «экономического человека».

Ключевые слова экономический человек, личный интерес, выгоды, полезность, эволюция, общество, экономическая мысль.

Общая характеристика модели экономического человека

Ещё в 1854 г. немецкий экономист Г. Госсен в своей работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности» предложил теорию, которая базировалась на том, что главным мотивом, определяющим поведение человека, является стремление к получению максимума удовольствия (максимума полезности). Таким образом, ещё задолго до формирования классической модели «экономического человека», учёные признавали стремление человека удовлетворить свои потребности наилучшим образом. Следует так же оговориться, что под потребностями понимаются именно материальные потребности, которые, согласно первому закону Госсена, имеют свой определённый предел. «Полученное индивидом от единицы благо (полезность) уменьшается с ростом количества этих единиц, находящихся в его распоряжении. Иными словами, все потребности имеют тенденцию к насыщению». Так же следует иметь ввиду, что получаемые субъектом наслаждения понимаются часто количественно, что дает возможность приравнять их к денежным суммам.

Модель «экономического человека» вошла в основу многих экономических теорий. Хотя сама модель на пути своего развития претерпевала много модификаций, каждый учёный, занимавшейся данной проблемой, привносил в неё что-то новое. Однако, тем не менее, можно выделить общие, неотъемлемые черты, характерные для модели «экономического человека»:

1. Экономический человек всегда должен выбирать. Это связано с тем, что ресурсы ограничены, в отличие от потребностей человека,

* Кафедра Мировой экономики и международного бизнеса. Научный руководитель: Юшкова С.А., доцент кафедры «Теоретическая социология», кандидат экономических наук.

что, в свою очередь, ограничивает возможность одновременного удовлетворения всех потребностей.

2. Человек осуществляет выбор на основе двух факторов: предпочтения и ограничения. Первые характеризуют субъективные желания человека и являются всеохватывающими. Ограничения же характеризуют объективные возможности индивида. Главным ограничением экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг.

3. Альтернативы выбора всегда сопоставимы и сравнимы между собой. Т.е. экономический человек может сравнить и оценить возможные варианты выбора, с точки зрения их полезности для удовлетворения его потребностей.

4. Осуществляя выбор, экономический человек руководствуется своим личным интересом. Действия человека определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д.

5. Информация, доступная для экономического человека, как правило, ограничена. Человек не знает заранее всех допустимых вариантов действия, а так же результаты известных вариантов.

6. Выбор экономического человека является рациональным. Т.е. из известных вариантов человек выбирает тот, который, по его мнению, или согласно его ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям. В современной экономической теории имеется в виду, что люди выбирают то, что они предпочитают. Важно заметить, что мнения и ожидания могут быть ошибочными, и тогда субъективно рациональный выбор может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю.

Данная модель «экономического человека» создавалась на протяжении многих лет и продолжает видоизменяться сегодня. Со временем, многие черты экономического человека, ранее считавшиеся основополагающими, отпали как необязательные или сохранились, но в модифицированном виде (например, непременный эгоизм человека или полнота информации).

Исторические концепции и эволюция понятия «экономический человек»

Следует отметить, что термин «экономический человек», в том значении, в котором мы его понимаем сегодня, ещё в 19 веке прочно вошёл в экономическую науку. Это было обусловлено эволюцией классической политической экономической мысли в первой половине 19 века. В этот период, представители английской ветви классической политэкономии стали отождествлять богатство со всем разнообразием товаров, не отдавая предпочтений их происхождению промышленному или сельскохозяйственному (в

отличие от представителей школы физиократов, чьи идеи господствовали в обществе ранее).

Одним из наиболее известных и значимых представителей данного течения является английский (шотландский) экономист Адам Смит (1723-1790). В своём величайшем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит впервые перешёл к системе экономических знаний, а не решению отдельных экономических проблем. Его подход включал понятие экономического человека, или, словами Смита, человека-эгоиста [1]. По А. Смиту, это субъект рынка, производитель, работающий на рынок. Главной чертой экономического человека Смит считал его экономическую волю. Согласно характеристике учёного, экономический человек-личность эгоистичная, рациональная, «не связанная с другими узами долга или благодарности», которая «гораздо вернее достигнет своей цели, если обратится к эгоизму своих коллег», так как «экономический эгоизм способен двигать горы» [2].

По мнению А. Смита, человек преследует свой интерес, предлагая свои товары (услуги) на обмен другим людям. В доказательство этому, хочется процитировать экономиста: « Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах» [3].

В своей работе экономист исходил из того, что стремление отдельно взятого человека к личной выгоде совпадает с интересами общества в целом и благотворно сказывается на росте общественного блага и увеличении общественного продукта. Из концепции так называемого своекорыстного интереса возникла идея невмешательства, или «естественной свободы». Которая оправдывалась тем, что если человеческий эгоизм в получении личной выгоды в итоге сводится к выгоде и благу всего общества, то будет не целесообразно препятствовать его проявлению.

Ещё одной, не менее значимой характерной чертой экономического человека по Смиту является обязательное наличие «взаимоинтереса» [4]. Именно эта категория явилась источником обогащения и причиной разделения труда, а как следствие и повышение его производительности.

Таким образом, можно выделить основные характерные черты «экономического человека» по А. Смиту:

1. Преобладание собственного интереса в поведении, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить своё положение».

2. Понимание неизбежности взаимовыгодного обмена, в связи с невозможностью удовлетворить свои потребности в одиночку.

3. Основной причиной мотивации экономического поведения является собственный интерес, выгода.

4. Преимущественная занятость в делах, требующих предпринимательских способностей.

5. Основной мотив предпринимателя - максимизация прибыли с учётом денежных факторов благосостояния.

6. Компетентность экономического субъекта в собственных делах.

В дальнейшем, модель «экономического человека» получает своё развитие в трудах такого известного английского учёного - экономиста как Давид Рикардо (1772-1823). В своём труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) учёный пытался определить объективные законы, которые управляют распределением благ. Д. Рикардо не зря называют «последователем и одновременно оппонентом Адама Смита» [5]. В отличие от Смита, который доказывал, что стремление человека к личной выгоде является приобретённым в течение жизни качеством, Рикардо говорил о стремлении к собственному благополучию человека, как к врождённому и естественному инстинкту. Основным объектом исследований Рикардо был «капиталист, ищущий прибыльного применения своих средств» [6]. Однако следует оговориться, что в данном случае, как и у А. Смита, личный интерес не ограничивается лишь денежным. В своей работе Д. Рикардо обращал внимание на разницу в экономическом поведении среди разных классов, говоря о том, что лишь капиталисты ведут себя в соответствии с логикой собственного интереса. В то время как представители рабочего класса больше следовали привычкам и «инстинктам», а землевладельцы выступают лишь как получатели ренты, которые ограниченны в изменении своего экономического положения, в силу невозможности повлиять на конъюнктуру земельного рынка и незанятости в производительном труде. Можно сказать, что концепция «экономического человека» у Рикардо, в дополнение к вышеперечисленным характеристикам той же концепции Смита, характеризуется ещё и существенными классовыми различиями в поведении [7].

Теория «экономического человека» не оставила без внимания и такого известного британского экономиста как Д.С. Милля (1806-1873). Учёный поддерживал взгляды его предшественников, в очередной раз, указывая на то, что основой экономической деятельности является личный, эгоистический интерес каждого отдельного человека. Однако Милль оговаривался, что данный подход исключает другие качества и свойства реального человека. Можно сказать, что Милль превзошёл односторонние взгляды Смита и Рикардо на естественное и постоянное существование собственного интереса. Он смотрел на человека глобально, учитывая как его экономическую сущность, так и неэкономическую. Учёный делал акцент на том, что политическая экономия рассматривает человека лишь как «существо, желающее обладать богатством и способное сравнить эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов» [8].

Милль указывал на односторонность подхода Смита и Рикардо, говоря о том, что реальная природа человека намного сложнее, а его поступки не-

предсказуемы. Однако Милль не критиковал Смита и Рикардо, считая, что только когда «главная цель рассматривается как единственная» возможен подлинный научный анализ общественных явлений.

Так, В.С. Автономов, комментируя работу Милля, писал: «Экономический человек в трактовке Милля - это не реальный человек, знакомый нам по наблюдениям за собой и другими людьми, а научная абстракция, выделяющая один-единственный мотив из всего спектра человеческих побуждений. Подобный метод является, согласно Миллю, единственным подлинно научным способом анализа для общественных наук, в которых невозможны эксперимент и опирающаяся на них индукция».

Существенный вклад в развитие и модификацию модели «экономического человека» внёс английский социолог и родоначальник английского утилитаризма Д. Бентам (1748-1832). Он рассматривал «благосостояние в той или иной форме» как «предмет каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа», а, следовательно, и как цель его действий. Это оказало влияние на то, что единственной универсальной наукой, по мнению Бентама, должна была стать «эвдемоника» - наука или искусство достижения этого благосостояния [9]. Благосостояние Бентам предлагал измерять вычитанием суммы страданий из суммы удовольствий за данный период времени. Бентам исходил из того, что наслаждения и страдания поддаются количественному измерению и соизмерению: «Кто не станет подсчитывать, когда речь идет о таких важных материях, как страдания и наслаждения? Люди считают, одни менее, другие более точно, но считают все». Наслаждения и страдания, согласно Бентаму, являются своего рода векторными величинами, определяющими направление деятельности человека.

Таким образом, можно выделить основные черты характерные для модели «экономического человека» Бентама:

1. Универсальность модели. Возможность её применения не только к экономической сфере, как это делали представители классической школы.

2. Надклассовый характер модели. В связи с абстрактным пониманием человека, Бентам не относит его к капиталистам, рабочим или землевладельцам.

3. Гедонизм - последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствий и избежанию огорчений. (В связи с универсальностью модели, богатство рассматривается лишь как одна из форм удовольствия.)

4. Пассивно-потребительская ориентация как следствие гедонизма. Человек в большей степени нацелен на потребление, в меньшей на производство. По Бентому «всякая реальность интересует человека лишь тогда, когда ее можно с пользой для себя употребить», а отсутствие заинтересованности в сфере производства учёный объяс-

няет как то, что «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение».

5. Счётный рационализм. Согласно убеждениям Бентома, всякий человек способен производить все е арифметические действия, которые необходимы для получения максимально возможного счастья, а ошибка возможна только в результате недостаточной способности к арифметике, пристрастной оценки или предрассудков [10].

Следует упомянуть, что концепция «экономического человека» Бентома получила название «утилитаристской», так как в её основании лежит принцип пользы, выгоды.

Дальнейшее развитие и модификация модели прослеживается в трудах К. Маркса (1818-1883) великого философа, социолога и экономиста. В основе его концепции «экономического человека» лежит понимание человека как «совокупности общественных отношений». «Экономический человек» у Маркса - это, прежде всего, воплощение определенной социальной или классовой функции; моральное же поведение такого субъекта для Маркса представляется в подавляющем большинстве случаев не имеющим серьезного значения. Важнейшей потребностью человека экономист считал потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе. Маркс не абстрагировал отдельного человека от общества и, в этой связи, Маркс видел сущность не в эгоизме, а в саморазвитии личности в рамках общества и в его интересах.

Однако данное понимание Марксом экономического человека выступает серьёзным поводом для его критики. Так, Э. Фромм - немецкий социолог и один из основателей неофрейдизма, в своей работе «Концепция человека у Карла Маркса» пытался доказать несостоятельности теории Маркса. Социолог писал: «Я попытаюсь доказать, что интерпретация Маркса ошибочна: 1) в марксистской теории нет такого положения, что главным мотивом человеческой деятельности является материальная выгода; 2) истинная цель Маркса состояла в освобождении человека от давления экономической нужды, с тем чтобы он мог - и это главное - развиться как человек (сформировать себя как гармоничную личность). То есть главная забота Маркса -освободить человеческую личность, помочь человека преодолеть утраченную гармонию с природой и другими людьми» [11].

В дальнейшем, Альфред Маршалл (1842-1924) - английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики - дал своё определение экономического человека. В основе экономического человека он выделил такие черты, как «уверенность в собственных силах, самостоятельность в выборе пути, осознанное принятие решений, предусмотрительность». Следует отметить, что экономический человек Маршалла существует и трудится как в

рыночной среде, так и вне её, например, в натуральном хозяйстве. Рыночные отношения распространяются на все сферы общения человека, на семейные отношения и политику [12].

Так же Маршалл считал возможным измерить мотивы деятельности и поведения экономического человека в денежном выражении. По словам экономиста: «эти весы, как бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая общественная наука». Маршалл рассматривал человека, учитывая всю многогранность его сущности. Говоря о мотивации действий экономического человека, он не отождествлял любой выбор в поведении человека исключительно с его корыстными целями и личным интересом, более того, Маршалл обращался к моральным критериям, таким как порядочность, нормы, чувство неловкости по отношению к другим людям. Однако экономист оговаривался: «Но все эти соображения утрачиваются, когда в дело вмешивается привычка или обычай» [13].

Современные модели «экономического человека»

Говоря о современном понимании модели «экономического человека» следует отметить, что особое распространение получил неоклассический подход. Одной из основных причин этого господства является всеохват-ность неоклассической модели, ее готовность единообразно объяснить не только все экономические явления, но и процессы, протекающие далеко за пределами экономической жизни.

Но в 1980-е годы начало складываться новое понимание модели «экономического человека», в котором ученые пытались охватить и синтезировать достоинства предыдущих моделей и избежать противоречий. Для описания свойств и логики данной модели, хотелось бы обратиться к работе современного российского экономиста В.С. Автономова «Человек в зеркале экономической теории». Автор выделяет такие характерные черты как:

1. Меньшая абстрактность и большая реалистичность модели (в отличие от неоклассической модели).

2. В этой модели акцентируется не логический выбор, который субъект совершает из представленных на его рассмотрение внешней средой вариантов поведения, а его практическая познавательная деятельность, в ходе которой человек активно включается в окружающий мир и сталкивается при этом с теми или иными проблемами, причем, как правило, не логического, а скорее «личностного» характера. Выбор изучается не с точки зрения результата, а с точки зрения самого процесса выбора.

3. Альтернативная модель экономического поведения лишена ситуационного детерминизма, столь характерного для неоклассики. Объяснение человеческих действий следует искать не в изменении внешних условий его деятельности, а в первую очередь в самом человеке, в его внутреннем мире [14].

Если неоклассическая модель основана на постулате рациональности, то для альтернативной модели исходным понятием, пожалуй, является неопределенность. Существующую для каждого экономического субъекта неопределенность можно трактовать двояко: во-первых, это нехватка информации о будущем или настоящем, которую можно восполнить, но не при существующей институциональной структуре, во-вторых, это в принципе неустранимая неопределенность, связанная с тем, что окружающая субъекта «среда» состоит из людей, которые также действуют по своим, только им известным соображениям. Поэтому прошлый опыт не может быть ключом к будущему (Дж. Шэкл). Каждому человеку доступно лишь частичное, неполное знание, а полное - прерогатива только рынка в целом (Ф. Хайек) [15].

Таким образом, модель «экономического человека» видоизменялась и приобретала более совершенные черты. На сегодняшний день, данная модель находит своё применение в различных сферах: на финансовых рынках, фирмах, в предпринимательской деятельности. Как говорил Ж.-Б. Сэй, предприниматель - «лицо, которое берется за свой учет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт». По Сэю, в функции предпринимателя входят соединение факторов производства (капитала и труда), сбор информации и накопление необходимого опыта (ибо информация не может быть полной, а опытом можно воспользоваться и в неопределенных ситуациях), принятие решения и организация производственного процесса [16].

В завершение, хотелось бы выделить основные общие проблемы модели «экономического человека» и обратиться к современному экономическому словарю:

1. явления рассматриваются как чисто экономические, но реальная жизнь протекает в многомерном пространстве;

2. модель ориентирована на процесс получения материальных средств, необходимых для удовлетворения заданных потребностей человека, не учитывает влияние неэкономических факторов деятельности, хотя рынок подразумевает не только экономическую свободу, но и определенные социальные, экологические, правовые, этические и иные требования к поведению субъектов;

3. безразличие модели к нравственным регуляторам поведения, отсутствие нравственного фактора в экономике и деформаций в системе рыночных отношений от неэтичного поведения рационально устремленных субъектов [17].

Подводя итоги, хотелось бы ещё раз обратить внимание на то, что модель «экономического человека», в той или иной форме, своими корнями уходит в далёкое прошлое. Людям пытались объяснить и попытаться предугадать поведение человека, определить силу, которая движет им и его поступками. Однако модель «экономического человека» в той форме, которой мы её знаем сегодня, принято относить к периоду развития и процветания

классической политической экономической мысли, к периоду, когда господствовали идеи Адама Смита и других представителей данного течения.

Безусловно, со временем, модель изменялась и совершенствовалась, однако, в её основе постоянно сохранялись определённые черты, характерные для экономического человека.

Список литературы:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.; Л., 1935.

2. Силласте Г.Г. Экономическая социология: учеб. пособие. - 2-е изд. -2012.

3. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Изд-во ЭКМОС, 1998. - 248 с.

4. Смит А. Теория нравственных чувств. - М., 1997.

5. Афанасьев В.С. Давид Рикардо. - М.: Экономика, 1988.

6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. -1817.

7. Столяров А.М. Становление концепции экономического человека: от классики до неоклассики // Проблемы современной экономики. - 2008. -№ 2 (26). - С. 20-21

8. Милль Дж.С. Основы политической экономии: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - Т. 1.

9. Бентам И. Введение в основания нравственности законодательства. -М., 1998.

10. Артамонов В.С. Человек в зеркале экономической теории. Глава I: от Маркса до Кейнса. - Наука, 2007.

11. Фром Э. Марксова концепция человека. Глава I: Маркс и фальсификация его мыслей // Скепсис. - 2011. - № 3 (12).

12. Силласте Г.Г. Экономическая социология: учеб. пособие. - 2-е изд. -2012.

13. Силласте Г.Г. Экономическая социология: учеб. пособие. - 2-е изд. -2012.

14. Антамонов В.С. Модель человека в экономической науке. - Наука, 1998.

15. Антамонов В.С. Модель человека в экономической науке. - Наука, 1998.

16. Антамонов В.С. Модель человека в экономической науке. - Наука, 1998.

17. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. - Инфра-М, 2010. - С. 120-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.