Научная статья на тему 'Методологическая роль концепции «Экономического человека» в развитии теории и практики предпринимательства'

Методологическая роль концепции «Экономического человека» в развитии теории и практики предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК" / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Анастасия Александровна, Марданова Ирина Михайловна

Обобщены основные концепции «экономического человека» в трудах ученых-экономистов прошлых веков. Показана этапность становления данного понятия в процессе исторического развития предпринимательской деятельности от мелких производств к крупным акционерным предприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическая роль концепции «Экономического человека» в развитии теории и практики предпринимательства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). Экономика. Вып. 20. С. 38-41.

А. А. Попова, И. М. Марданова

методологическая роль концепции «экономического человека» в развитии теории и практики предпринимательства

Обобщены основные концепции «экономического человека» в трудах ученых-экономистов прошлых веков. Показана этапность становления данного понятия в процессе исторического развития предпринимательской деятельности от мелких производств к крупным акционерным предприятиям.

Ключевые слова: «экономический человек», предпринимательство, экономические отношения.

Подчеркивая актуальность озвученного заголовком вопроса, приведем следующие слова: «Историю становления модели человека в экономической науке можно рассматривать как отражение истории развития самой науки, а этапы ее развития и закрепления в качестве предмета исследования — как ступени кристаллизации господствующей попытке неоклассической школы экономической мысли» [8. С. 375]. Более того, в экономической теории концепция экономического человека играет роль не только общеметодологической предпосылки, но и рабочей модели для определения основных экономических категорий и объяснения экономических законов и явлений.

По данным табл. 1 можно проследить становление концепции экономического человека в трудах известных ученых-экономистов. Речь идет о господствующих в определенные промежутки времени концепциях А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, А. Вагнера, А. Маршалла.

На рисунке за основу при рассмотрении того же вопроса взят еще более длительный период — до А. Смита (то есть до появления экономики как подсистемы общества). В те далекие времена справедливо утверждалось, что человек является и целью, и средством ведения хозяйства (домоведения).

В соответствии с «моральной философией», из которой впоследствии и выделилась экономика, поведение купечества определялось религиозными и этическими нормами, а также понятиями справедливости и несправедливости. Более подробно об этом в свое время писали наши отечественные экономисты — А. В. Аникин [1. С. 42],

В. В. Потапов [5. С. 20-21], В. С. Автономов [9. С. 83] и др.

Затем — с возникновением экономической науки — и появилась модель (или концепция) экономического человека. Первоначально она была чисто индивидуальной и — в отличие

от человека «моральной философии» — существенно ограниченной с позиций сущности человека вообще. Далее, по мере развития экономической мысли, экономический человек становился всё более «теоретической абстракцией», определяемой рациональностью и экономическим эгоизмом.

Это был прежде всего капиталист или предприниматель (последний термин появился в конце XIX в.) — человек далеко не идеализированный, «капиталист, ищущий прибыльного применения своих средств» [6. С. 82], ведущий себя в соответствии с логикой собственного экономического интереса и компетентностью экономического субъекта. Под политической экономикой при этом стала пониматься наука, предметом которой и является такого рода человек. Он же (а точнее, его концепция) определял в то время «методологию классической школы» политэкономии [8. С. 372].

Концепция экономического человека позволила вести речь об объективных экономических отношениях и абстрагироваться от человеческих страстей. Однако были и другие пути понимания сущности экономического человека. Назовём два из них.

1. Дж. Бентам. По его мнению, «предметом каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа» является благосостояние в той или иной форме [цит. по 9. С. 52]. В отличие от своих предшественников, Дж. Бентам не доверял согласование индивидуальных «стремлений к благосостоянию» рынку и конкуренции. При этом интересы общества — не более чем сумма интересов граждан, и потому свод законов должен быть построен по принципу «максимального счастья для всех».

2. Немецкая историческая школа. Ее представители выступали против индивидуализма классической школы. В результате, экономического человека они представляли не только как

Таблица 1

Основные концепции «экономического человека» в трудах ученых-экономистов прошлых веков

Автор Содержание концепции

А. Смит [7. С. 27-29, 88-89, 195, 253] Впервые представил целостную теоретическую систему, в основе которой было заложено понятие «экономического человека» (ЭЧ). Это купец или промышленник (далее появится термин «предприниматель»), имеющий следующие свойства: 1) склонность к обмену одного предмета на другой; 2) собственный интерес, эгоизм, одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение. Помимо заработка на выбор занятия влияют и другие факторы: легкость и трудность обучения, приятность или неприятность занятия, его постоянство или непостоянство, больший или меньший престиж в обществе, большая или меньшая вероятность успеха. Рассмотренный А. Смитом класс, обладающий капиталом, менее всего заинтересован в общественном благополучии: он «обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его», пытаясь ограничить конкуренцию. Но если государство обеспечивает свободу конкуренции, то «невидимая рука» объединяет разрозненных действующих экономистов в упорядоченную систему, обеспечивая общее благо

Д. Рикардо [6. С. 82, 86, 95] Считал, что стремление к собственному интересу экономического человека самоочевидно. Главная фигура для него — «капиталист, ищущий прибыльного применения своих средств». Собственный интерес не сводится к чисто денежному, что приводит к разным нормам прибыли в разных отраслях. Что же касается рабочих, то их поведение подчинено привычкам и «инстинктам», а землевладельцы представляют собой праздных получателей ренты, не властных над своим экономическим положением

Дж. С. Милль [3. С. 394-402] Политическая экономия охватывает не всё поведение человека в обществе. «Оно рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством и способное сравнить эффективность разных средств для достижения этой цели. Оно полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов». Политическая экономия есть наука абстрактная, подобно геометрии, ее исходный пункт — не факты, а априорные предпосылки (абстракция человека, стремящегося только к богатству, может быть уподоблена абстракции прямой линии, имеющей длину, но не имеющей ширины)

А. Вагнер [9. С. 83] Основатель «социально-правовой школы» политической экономии. По его мнению, главным свойством «экономической природы человека» является наличие потребностей, то есть «ощущения нехватки благ и стремления ее устранить». Это потребности, обусловленные инстинктом самосохранения и мотивом собственного интереса. Экономической деятельностью управляют также экономические мотивы (желание выгоды и боязнь нужды, надежда на одобрение и боязнь наказания, чувство чести и страх позора, стремление к деятельности и опасение последствий праздности, чувство долга и страх перед угрызениями совести). Говоря иначе, такой — антропоцентрический подход — связан не только с интересом, но и со страхом, который нередко сопровождает тех, кто занимается предпринимательской деятельностью

А. Маршалл [2. С. 83, 90, 124, 152] Приблизил свою модель «экономического человека» к свойствам реальных агентов производства — менеджеров. Экономисты, по его мнению, имеют дело с человеком как таковым, а не с абстрактной его копией. «Когда человек здоров, его работа, даже выполненная по найму, доставляет ему большее удовольствие, чем муки». Ключевым моментом в его экономической теории является рациональное поведение человека — гедониста. Им введено понятие «нормальной деятельности», под которой понимается «ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессиональной группы». По сути, можно говорить о важности корпоративной культуры в достижении делового успеха

эгоиста. К нему они добавляли еще два более благородных побуждения: «чувство общности» и «чувство справедливости» [5. С. 81].

Названные пути, как показано на рисунке, возвращают исследователей к прежнему представлению рассматриваемого объекта А. Смита и Д. Рикардо (а может быть, и

далее — к представителям моральной философии). Но дальнейшего развития они всё же не получили, чего нельзя сказать в отношении социально-правовой школы, в рамках которой исследования сущности экономического человека должны идти по пути выявления не только его целевых установок, но и движущих сил

Менеджерская теория экономического человека как возвращение от вопросов потребления и обмена (что свойственно мар-жинализму) к вопросам производства экономических благ и их расширению. Появление образа «человека-оптимизатора» способствовало формированию в конце XIX века слоя рантье. С их точки зрения процессы производства и реализации экономических благ практически невидимы и представляются всего лишь вопросами вложения капитала, происходящими в сфере обмена

I

Институциональная теория экономического человека — человека социального, контрактного. По сути, речь идет об «экономической личности» менеджера и акционера. Особый аспект обращения на психологическую сторону бизнеса, а не только философскую

Основные этапы становления концепции экономического человека в процессе исторического развития предпринимательской деятельности от мелких производств к крупным акционерным предприятиям

предпринимательской деятельности. И немаловажную роль в этом играет сочетание страха и интереса [9. С. 83]. Однако в любом случае речь можно вести о переходе от индивидуализма экономического человека к его социализации.

Следующим этапом становления концепции экономического человека является маржи-нализм. Его идеологи в своих исследованиях ведут речь о человеке-компьютере, человеке-оптимизаторе. Основными представителями этого направления экономической теории были К. Менгор, О. Беем-Бавери, Ф. Визер, У. Джевонс и др. Они распространили рациональное поведение экономического человека на потребление и обмен (в противовес производству и распределению экономических благ). «Модель человека становится здесь “рабочей”, перерастая

роль «общей методологической предпосылки». При этом реалистичность предпосылок и не входила в намерения основоположников маржина-лизма, стремившихся главным образом к строгости и универсальности своей теории при минимуме допущений. В результате модель человека потеряла непосредственную связь с реальными агентами капиталистического производства» [8. С. 374]. Речь в данной теории по сути шла о человеке-рантье, а не о производителе экономических благ.

В качестве ответа на такой подход появилась — в противовес маржинализму — пежер-ская, а затем — институциональная теория экономического человека. И та, и другая отвергали нереалистические предпосылки полной информации, безошибочного предвидения

и мгновенной реакции на изменение внешних условий предпринимательской деятельности.

Определенную роль в становлении концепции экономического человека сыграли труды А. Маршалла, в которых автор, сохранив основные черты модели гедониста-оптимизатора, стремился максимально приблизить ее к реальным свойствам экономических субъектов. Он стал основоположником неоклассического направления в экономической науке, соединив основные достижения классической теории, маржинализма и немецкой исторической школы. Он неоднократно подчеркивал, что «экономисты имеют дело с человеком как таковым... с человеком из плоти и крови» [2. С. 83].

И, наконец, институциональный этап становления концепции экономического человека. Его мы относим к шестому уровню зрелости данной концепции (табл. 2). Как и предыдущий уровень, его можно отнести к формуле зрелости: производство — нравственность — потребности — обмен.

Таблица2

Обобщенные характеристики формул зрелости концепций экономического человека

Формула зрелости Уровень зрелости

1. Производство — нравственность Первый: классическая школа Второй: политическая экономия

2. Производство — нравственность — потребности Третий: социально-правовая школа Четвертый: маржинализм

3. Производство — нравственность — потребности — обмен Пятый: менеджерская теория Шестой: институционализм

Назовем представителей институционализма, которые имеют отношение к концепции экономического человека. Прежде всего — это «старые»

институционалисты, ставившие во главу угла независимого индивида, который сам, по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл). Это также «новые» институционалисты — основоположники теорий агентов, порядка, общественного выбора, трансакционных издержек (Дж. Бьюкенен, Дж. Ходжсон, В. Ванберг, Дж. К. Гэлбрейт, М. Олсон, О. Уильямсон и др.).

Таковы основные этапы концепции экономического человека, сыгравшие (каждыый в свое время) методологическую роль в развитии теории и практики предпринимательства. Как следует из данных табл. 2, каждый взгляд имеет свою формулу и уровень зрелости.

Список литературы

1. Аникин, А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М. : Политиздат, 1985. 507 с.

2. Маршалл, А. Принципы политической экономики : пер. с англ. М. : Прогресс, 1983. Т. 1. 472 с.

3. Милль, Дж. С. Основы политической экономии : пер. с англ. М. : Прогресс, 1980. Т. 1. 470 с.

4. Олейник, А. Н. Институциональная экономика. М. : ИНФРА-М, 2000. 416 с.

5. Потапов, В. В. Модификации теории полезности. М. : Мысль, 1984. 322 с.

6. Рикардо, Д. Соч. : пер. с англ. М. : Политиздат, 1955. Т. 1. 410 с.

7. Смит, А. Исследование о природе народов : пер. с англ. М. : Соцэкгиз, 1962. 475 с.

8. Столяров, А. М. Становление концепции экономического человека: от классики до неоклассики // Проблемы соврем. экономики. 2008. № 2. 492 с.

9. Автономов, В. С. Модель человека в экономической науке. СПб. : Экон. шк., 1988. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.