Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМИ КОРПОРАЦИЯМИ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗРАБОТКУ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ'

МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМИ КОРПОРАЦИЯМИ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗРАБОТКУ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕДОБЫЧА / НЕФТЕГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТИЦИИ В НЕФТЕДОБЫЧУ / OIL PRODUCTION / OIL AND GAS FIELDS / INVESTMENT FINANCING / INVESTMENTS IN OIL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буеави Али Фадль

В публикации на примере Ирака и Российской Федерации рассматривается проблематика инвестирования корпоративного сектора в разработку нефтегазовых месторождений. Констатируется наличие ряда проблем, связанных с отсутствием финансово-экономических механизмов побуждения корпораций к интенсификации финансирования и неэффективным государственным управлением в данной сфере. Отмечается невысокая склонность нефтедобывающих предприятий обоих государств инвестировать в разработку нефтегазовых месторождений и перекладывание бремени финансирования на государство. Для решения проблемы предлагается особая модель финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями. Данная модель возможна только при выполнении определенных условий: долгосрочное участие; Парето-ответственность между государством и нефтедобывающими корпорациями - 20/80 % в долях финансирования развития месторождений; установление фиксированной платы нефтедобывающим корпорациям за аренду на уровне не ниже 50 % как инструмент справедливого изъятия нефтегазовой ренты; соблюдение экологической безопасности. Применение модели позволит способствовать дальнейшему формированию и устойчивому развитию нефтегазового комплекса на формирующихся рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of long-term financial relations between the state and oil-producing corporations in order to increase investment in the development of oil and gas fields

The publication examines the problems of corporate sector investment in the development of oil and gas fields on the example of Iraq and the Russian Federation. It is stated that there are a number of problems associated with the lack of financial and economic mechanisms to encourage corporations to intensify financing and inefficient public administration in this area. There is a low tendency of oil-producing enterprises of both states to invest in the development of oil and gas fields, and shifting the burden of financing to the state. To solve the problem, it is proposed to build a special model of financial relations between the state and oil-producing corporations. This model is only possible under certain conditions: long-term engagement; Pareto-responsibility between the state and oil corporations, 20/80% in shares of funding for field development; the establishment of a fixed fee oil corporations for the rent at a level not below 50% as tool fair withdrawal of oil and gas rent; observance of environmental safety. The application of the model will contribute to the further formation and sustainable development of the oil and gas complex in emerging markets.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМИ КОРПОРАЦИЯМИ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗРАБОТКУ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ»

Экономика,

¡¡рерапЕ&,1нина1ельство

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

Модель долгосрочных финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями с целью увеличения инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений

Буеави А.Ф. 1

1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В публикации на примере Ирака и Российской Федерации рассматривается проблематика инвестирования корпоративного сектора в разработку нефтегазовых месторождений. Констатируется наличие ряда проблем, связанных с отсутствием финансово-экономических механизмов побуждения корпораций к интенсификации финансирования и неэффективным государственным управлением в данной сфере. Отмечается невысокая склонность нефтедобывающих предприятий обоих государств инвестировать в разработку нефтегазовых месторождений и перекладывание бремени финансирования на государство. Для решения проблемы предлагается особая модель финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями. Данная модель возможна только при выполнении определенных условий: долгосрочное участие; Парето-ответственность между государством и нефтедобывающими корпорациями - 20/80 % в долях финансирования развития месторождений; установление фиксированной платы нефтедобывающим корпорациям за аренду на уровне не ниже 50 % как инструмент справедливого изъятия нефтегазовой ренты; соблюдение экологической безопасности. Применение модели позволит способствовать дальнейшему формированию и устойчивому развитию нефтегазового комплекса на формирующихся рынках.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нефтедобыча, нефтегазовые месторождения, финансирование. инвестиций, инвестиции в нефтедобычу

The model of long-term financial relations between the state and oil-producing corporations in order to increase investment in the development of oil and gas fields

Bueavi A.F. 1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Corporate Finance and Corporate Governance Department, Russia

Введение

В условиях системных трансформаций глобального нефтегазового рынка, в число определяющих факторов международной конкурентоспособности государств -экспортеров углеводородов входит постоянное расширение мощностей, позволяющее восполнять вырабатываемые месторождения, а также балансировать предложение на рынке в соответствии с уровнем спроса. Для обеспечения данной цели необходимо формировать условия устойчивого расширенного финансирования инвестиций в разработку нефтегазовых месторождений, что нередко является очень непростой задачей [1] (Ivanova, Lavrov, 2019). Для таких государств, как Россия и Ирак, данная проблематика складывается особо остро, ввиду существенной степени зависимости государственных финансов от нефтегазовых доходов, которые формируют 40-70 % от доходов бюджета: в Российской Федерации в 2018-ом году нефтегазовые доходы составили 46,3 % доходов федерального бюджета, оцениваемых в 8,7 % ВВП, без учета которых ненефтегазовый дефицит бюджета составил бы 6 % ВВП [2] (Mau i dr., 2019). В Ираке, в свою очередь, за тот же 2018 год, удельный вес нефтегазовых доходов в совокупных доходах национального бюджета составил 86 % [3]. Тем самым проблематика эффек-

ABSTRACT:_

The publication examines the problems of corporate sector investment in the development of oil and gas fields on the example of Iraq and the Russian Federation. It is stated that there are a number of problems associated with the lack of financial and economic mechanisms to encourage corporations to intensify financing and inefficient public administration in this area. There is a low tendency of oil-producing enterprises of both states to invest in the development of oil and gas fields, and shifting the burden of financing to the state. To solve the problem, it is proposed to build a special model of financial relations between the state and oil-producing corporations. This model is only possible under certain conditions: long-term engagement; Pareto-responsibility between the state and oil corporations, 20/80% in shares of funding for field development; the establishment of a fixed fee oil corporations for the rent at a level not below 50% as tool fair withdrawal of oil and gas rent; observance of environmental safety. The application of the model will contribute to the further formation and sustainable development of the oil and gas complex in emerging markets.

KEYWORDS: oil production, oil and gas fields, investment financing, investments in oil production

JEL: O13, Q28, Q50

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Bueavi A.F. (bueavi0yandex.ru)

CITATION:

Received: 22.08.2019 / Published: 30.09.2019

Bueavi A.F. (2019) Model dolgosrochnyh finansovyh otnosheniy mezhdu gosudarstvom i neftedobyvayuschimi korporatsiyami s tselyu uvelicheniya investirovaniya v razrabotku neftegazovyh mestorozhdeniy [The model of long-term financial relations between the state and oil-producing corporations in order to increase investment in the development of oil and gas fields]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo. 9. (3). - 143-150. doi: 10.18334/epp.9.3.41139

тивного государственного финансового управления в нефтегазовой отрасли не просто актуальна для обеих стран, но и возводится на уровень национальной экономической безопасности.

Проводимые нами исследования показывают, что в России и в Ираке проблематика инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений складывается по-разному. Так, российское государство, выступая собственником недр, передает коммерческим компаниям добычу нефти на основе лицензии на разработку недр либо на основании соглашений о разделе продукции (СРП) [4] (Вапйоуа, 2017). Отличие моделей такого участия заключается в том, что в первом случае за пользование недрами корпорации расплачиваются фискальными или фиксированными денежным платежами, во втором - передают в собственность государства часть добытой нефти. Природная рента изымается государством через арендные платежи, а также налогообложение добычи полезных ископаемых, содержание которых вызывает масштабную критику [5] (Reshetilova, 2002). Современная фискальная политика российского государства не формирует стимулов у нефтедобывающих компаний инвестировать в развитие месторождений, а, равно как в развитие отрасли глубокой переработки углеводородов -получаемые сверхприбыли идут на потребление и обогащение собственников, в то время как бремя развития отрасли ложится на бюджет [6, 7] (Pancheva, 2015; Masterov, 2018).

Сложности финансирования корпоративным сектором Российской Федерации инвестиций в разработку нефтегазовых месторождений, а также во вторичную переработку углеводородов усугубляются негативным воздействием факторов внешнего порядка, включая недоступность и дороговизну кредита; ограничения, вплоть до полной невозможности, международных заимствований в условиях «войны санкций»; неразвитость национального фондового рынка. В результате, корпоративный сектор не только не имеет заинтересованности направлять свои доходы на развитие, но также и не располагает альтернативными источниками привлечения финансирования для таких инвестиций. Бремя финансирования инвестиций в нефтедобычу и переработку тем самым прямо или косвенно ложится на государственный бюджет Российской Федерации, который и без дополнительной финансовой нагрузки балансируется со значительным дефицитом, мультиплицируя риски национальной экономической безопасности.

Ирак, как и Россия, один из крупнейших глобальных участников нефтегазового

ОБ АВТОРЕ:_

Буеави Али Фадль, аспирант (соискатель) (bueavi0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Буеави А.Ф. Модель долгосрочных финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями с целью увеличения инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 143-150. doi: 10.18334/ерр.9.3.41139

рынка, занимающий третье место в мире по разведанным запасам нефти. Управление нефтегазовой сферой Ирака, в свою очередь, централизовано в руках государства, которое 100 % участвует в нефтегазовом бизнесе. Де-факто единая Государственная нефтяная компания де-юре разделена на три автономных предприятия по территориальному принципу [10] (Subkhankulova, 2014). В добыче нефти участвуют и иностранные компании, включая российские, которым государство передает фиксированный платеж за добытые ресурсы (19 долларов/баррель), забирая остаток доходов в бюджет - основная масса получаемых средств зачисляется в Фонд развития БИ.

Кроме того, анализ опыта государственной монополии в нефтегазовой сфере Ирака показывает недостаточно высокую эффективность данной модели без включения в нее рациональных рыночных механизмов финансирования: государство фактически перечисляет значительную долю нефтегазовой природной ренты на развитие нефтегазовых компаний (или в фиксированный доход иностранных корпораций, занимающихся добычей и экспортом нефти и газа), а на разработку и развитие нефтегазодобычи отвлекает дополнительную часть поступающих в бюджет нефтегазовых доходов, тем самым сокращая ресурсы для расширенного восстановления экономики и социальной инфраструктуры государства, существенно пострадавшего от многолетней гражданской войны и международной военной интервенции.

Не следует забывать и о том, что государство - далеко не самый эффективный собственник [11] (Вга^Ьепко, 2019). Именно в коммерческом секторе под влиянием интересов владельцев и в ходе деятельности мотивированных и высококвалифицированных менеджеров формируются наилучшие практики управления финансами и развитием - естественно, при наличии заинтересованности вкладывать в развитие месторождений, а не перекладывать финансирование на плечи государства. Бюрократизм, инертность, невысокий профессионализм и недостаточная опытность чиновников приводят к неэффективному использованию финансов, выделенных на развитие месторождений. По имеющимся данным, в странах с государственной монополией на разработку месторождений из числа развивающихся и формирующихся рынков, до 78-95 % средств, выделяемых государством на разработку новых нефтегазовых месторождений, расходуется неэффективно, и не менее половины из указанных сумм безвозвратно утрачивается по причине совершения деяний коррупционной направленности [12].

В результате наблюдается относительно невысокая склонность нефтедобывающих предприятий обоих государств инвестировать финансовые ресурсы в разработку нефтегазовых месторождений - данная задача, прямо или косвенно, ложится на плечи государства, задачи которого лежат несколько в другой плоскости, прежде всего, в финансировании инфраструктуры - как промышленной, так и социальной.

Анализ опыта развитых государств, которые, несмотря на сырьевую ориентированность экономики, сумели добиться динамически устойчивого развития (в частности, Норвегии, Канады, др.), позволяет сформулировать систему условий для эффектив-

ного развития и финансирования инвестиций в нефтедобычу, среди которых рациональный и сбалансированный фискальный режим; развитие институциональной поддержки сегментов отрасли, осуществляющих разведку и добычу в сложных условиях; налаживание рациональных связей между нефтяным сектором и национальной промышленностью; эффективное инвестирование средств суверенных фондов [13, 14] (Chernyavskiy, Kosobutskiy, 2018; Thurber, Hults, Heller, 2011). Аналогичные тезисы, постулаты и принципы будут справедливыми и для газовой отрасли.

На основании изучения зарубежного опыта и фактического состояния формирования долгосрочных финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями с целью увеличения инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений предлагаем осуществить концептуальное реформирование данных отношений, на основе следующих предпосылок:

- побуждение предпринимателей к инвестированию в устойчивое развитие [8] (Khadavimogaddam, Masud, Amdzhadi, 2019);

- сочетание инструментов обеспечения долгосрочной заинтересованности в инвестирование в устойчивое развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли и удешевления заемного капитала;

- формирование системы финансовых институтов по всей цепи инвестирования - страховых компаний, специализированных банков, специализированных организаций фондового рынка и др.;

- активизация модели сокращения технологических рисков в отрасли [9] (Bogatkina, Eremin, 2019);

- создание среды для синергетического развития отраслевой инновационной системы.

С учетом изложенного нами предлагается концептуальная организационно-экономическая модель долгосрочных финансовых отношений, отражающая взаимосвязь между государством и нефтедобывающими корпорациями с целью увеличения вложений инвестиций корпораций в разработку нефтегазодобывающих месторождений.

Модель основывается на долгосрочном участии корпораций в финансировании инвестиций в разработку месторождений нефти и газа. Она предполагает переложение до 80 % финансирования расходов на корпорации (Парето-ответственность между государством и нефтедобывающими корпорациями - 20/80 % в долях финансирования развития месторождений) [15]. Корпорации также должны не менее 50 % получаемых доходов отдавать в качестве платежей за аренду месторождений. Еще один важный принцип функционирования модели - соблюдение экологической безопасности.

При выполнении таких условий государство сможет вкладывать средства в развитие инфраструктуры, а нефтедобывающие корпорации - в развитие добычи нефтепродуктов.

Заключение

Входе проведенного исследования выявлено, что как в Российской Федерации, так и в Республике Ирак безотносительно модели участия государства на нефтегазовом рынке имеют место системно-структурные диспропорции, которые в конечном результате приводят к проблемам в финансировании инвестиций в разработку нефтегазовых месторождений. Для их преодоления нами рекомендуется к применению организационно-экономическая модель долгосрочных финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями с целью увеличения инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений. Основу данной модели составляет принцип справедливого участия нефтегазовых корпораций в финансировании развития нефтедобычи. Полагаем, что в целях обеспечения международной конкурентоспособности национального нефтегазового сектора, а также в интересах национальной экономической безопасности современное государство должно стремиться выстраивать регулирование и поддержку отрасли, исходя из необходимости побудить корпорации инвестировать доходы, включая ренту и монополистический доход, в инновации, природоохранные мероприятия, развитие добычи и наращивание мощностей по переработке нефти и газа.

ИСТОЧНИКИ:

1. Иванова Н.М., Лавров С.Н. Влияние антироссийских санкций США на зарубеж-

ную экспансию крупнейших российских нефтегазовых ТНК ПАО «Лукойл» и ПАО «Роснефть» (инвестиционная стратегия крупнейших российских компаний нефтегазового сектора в условиях ужесточения санкционных ограничений) // Вестник международных организаций, 2019. - № 1. - doi: 10.17323/1996-7845-2019-01-08.

2. Мау В. и др. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. (Вып.

40). - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019.

3. Федеральное министерство финансов Ирака: Официальный сайт. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://mof.gov.iq/pages/en/FederalBalanceForFiscalYear.aspx.

4. Данилова Н.В. Горное право: Учебное пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.

5. Решетилова Т.Б. Горная рента в механизме управления использованием недр. -

М.: Изд-во Московского гос. горного ун-та (МГГУ), 2002.

6. Панчева В.С. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в России.

/ диссертация,.. канд. эконом. наук: 08.00.10. - М., 2015.

7. Мастеров А.И. Государственное стимулирование формирования инвестиционного

спроса в российской нефтегазовой промышленности // Экономика. Налоги. Право, 2018. - № 6.

8. Хадавимогаддам Ф., Масуд М. Г., Амджади Ф. Некоторые правовые аспекты иран-

ского и мирового опыта разработки совместных месторождений нефти и газа // Актуальные проблемы экономики и права, 2019. - № 1.

9. Богаткина Ю.Г., Еремин Н.А. Механизмы экономико-рентабельного инжиниринга

нефтегазовых ресурсов // Экспозиция Нефть Газ, 2019. - № 3(70).

10. Субханкулова Р. Р. О нефтегазовой отрасли Ирака. - М.: Ин-т Ближнего Востока, 2014.

11. Братченко С.А. Содержание категорий «эффективность» и «цель деятельности» для частных и государственных компаний // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право, 2019. - № 3

12. Escobar A. Encountering development: The making and unmaking of the Third World. - Princeton University Press, 2011

13. Чернявский С.В., Кособуцкий Б.Е. Стимулирование инновационных процессов в ВИНК от добычи до переработки нефти // Вызовы менеджмента, 2018. - № 2.

14. Thurber M.C., Hults D.R., Heller P.R.P. Exporting the "Norwegian Model": The effect of administrative design on oil sector performance // Energy Policy, 2011. - № 9.

15. Brooks S.M., Kurtz M.J., Gallemore C. Oil and Development: Technology, Geology, and the 'Curse'of Natural Resources, 2018

REFERENCES:

Bogatkina Yu.G., Eremin N.A. (2019). Mekhanizmy ekonomiko-rentabelnogo inzhiniringa neftegazovyh resursov [Mechanisms of economic and cost-effective engineering of oil and gas resources]. Ekspozitsiya Neft Gaz. (3(70)). (in Russian). Bratchenko S.A. (2019). Soderzhanie kategoriy «effektivnost» i «tsel deyatelnosti» dlya chastnyh i gosudarstvennyh kompaniy [The content of the categories «effectiveness» and «target activities» for private and public companies]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 29 (3). (in Russian). Chernyavskiy S.V., Kosobutskiy B.E. (2018). Stimulirovanie innovatsionnyh protsessov v VINK ot dobychi do pererabotki nefti [Stimulation of innovative processes in vertically integrated oil company from oil production to oil refining]. Vyzovy menedzhmenta. (2). 112-120. (in Russian). Danilova N.V. (2017). Gornoe pravo [Mining law] M.; Berlin: Direkt-Media. (in Russian).

Ivanova N.M., Lavrov S.N. (2019). Vliyanie antirossiyskikh sanktsiy SShA na zarubezhnuyu ekspansiyu krupneyshikh rossiyskikh neftegazovyh TNK PAO «Lukoyl» i PAO «Rosneft» (investitsionnaya strategiya krupneyshikh rossiyskikh kompaniy neftegazovogo sektora v usloviyakh uzhestocheniya sanktsionnyh ogranicheniy) [The impact of anti-Russian US sanctions on foreign expansion of major Russian oil and gas TNCs, PJSC «LUKOIL» and JSC «Rosneft» (an investment strategy of major Russian oil and gas companies in the conditions of toughening of sanctions restrictions)]. International organisations research journal. 14 (1). 126144. (in Russian). doi: 10.17323/1996-7845-2019-01-08.

Khadavimogaddam F., Masud M. G., Amdzhadi F. (2019). Nekotorye pravovye aspekty iranskogo i mirovogo opyta razrabotki sovmestnyh mestorozhdeniy nefti i gaza [Some of the legal aspects of Iranian and world experience of development of joint oil and gas fields]. Current problems of economics and law. 13 (1). (in Russian).

Masterov A.I. (2018). Gosudarstvennoe stimulirovanie formirovaniya investitsionnogo sprosa v rossiyskoy neftegazovoy promyshlennosti [State stimulation of investment demand in Russian oil and gas industry]. Economy. Taxes. Law. 11 (6). (in Russian).

Mau V. i dr. (2019). Rossiyskaya ekonomika v 2018 godu. Tendentsii i perspektivy. (Vyp. 40) [Russian economy in 2018. Trends and prospects. (Vol. 40)] Moscow: Izd-vo In-ta Gaydara. (in Russian).

Pancheva V.S. (2015). Sovershenstvovanie nalogooblozheniya dobychi nefti i gaza v Rossii [Improving the taxation of oil and gas in Russia] M.. (in Russian).

Reshetilova T.B. (2002). Gornaya renta v mekhanizme upravleniya ispolzovaniem nedr [Mining rent in the governance of the subsoil use] M.: Izd-vo Mosk. gos. gorn. un-ta (MGGU). (in Russian).

Subkhankulova R. R. (2014). O neftegazovoy otrasli Iraka [About the oil and gas sector of Iraq] M.: In-t Blizhnego Vostoka. (in Russian).

Thurber M.C., Hults D.R., Heller P.R.P. (2011). Exporting the "Norwegian Model": The effect of administrative design on oil sector performance Energy Policy. 39 (9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.