Научная статья на тему 'Дивидендная политика крупнейших нефтегазовых корпораций'

Дивидендная политика крупнейших нефтегазовых корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / ДИВИДЕНДНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / СВОБОДНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / DIVIDEND POLICY / DIVIDEND PAYMENTS / PUBLIC JOINT STOCK COMPANY / NET PROFIT / FREE CASH FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченкова Е.Г., Сабельникова А.В.

В данной статье рассматриваются стандарты разработки, особенности формирования, государственного регулирования, составляющие части и роль дивидендной политики публичных акционерных обществ. Особенное внимание уделено дивидендной политике корпораций нефтегазовой отрасли. Актуальность исследуемой темы заключается в их исключительной важности для функционирования нефтегазового комплекса, являющегося структурообразующим для российской экономики. Цель исследования изучить дивидендную политику публичных акционерных обществ в нефтегазовой отрасли и рассмотреть основные методики определения базы для расчета дивидендных выплат на примере трех крупнейших нефтегазовых корпораций: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Лукойл». Использованные в исследовании методы: сбор и анализ информации, построение выводов. В итоге проведенного анализа сделан вывод о существенных различиях в дивидендной политике и тенденциях ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dividend policy of the largest oil and gas corporations

The article highlights the standards of development, features of formation, state regulation, integral parts and role of dividend policy of public joint stock companies. Special attention is paid to dividend policy of oil and gas corporations. The relevance of the topic is due to their exceptional importance for the functioning of the oil and gas industry, which is structure-forming for the Russian economy. The purpose of the study is to learn about the dividend policy of oil and gas public joint stock companies and to examine main methods of determining the basis for calculating dividend payments on the example of three largest oil and gas corporations: PJSC Rosneft Oil Company, PJSC Gazprom Neft, PJSC Lukoil Oil Company. Applied methods are data collection and analysis of information, drawing conclusions. As a result of the analysis, the conclusion about significant differences in dividend policy and trends of its development was made.

Текст научной работы на тему «Дивидендная политика крупнейших нефтегазовых корпораций»

Дивидендная политика крупнейших нефтегазовых корпораций Dividend policy of the largest oil and gas corporations

Марченкова Е. Г.

Студент 3 курса, Финансовый факультет, Российский экономический университет имени. Г.В. Плеханова,

РФ, г. Москва е-mail: marchenkova.elena.reu@gmail.com

Marchenkova E.

3rd year student,

Faculty of Finance, Plekhanov Russian University of Economics,

Russia, Moscow е-mail: marchenkova. elena.reu@gmail.com

Сабельникова А. В.

Студент 3 курса, Финансовый факультет, Российский экономический университет имени. Г.В. Плеханова,

РФ, г. Москва е-mail: sabelnikova99@yandex. ru

Sabelnikova A.

3rd year student,

Faculty of Finance, Plekhanov Russian University of Economics,

Russia, Moscow е-mail: sabelnikova99@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются стандарты разработки, особенности формирования, государственного регулирования, составляющие части и роль дивидендной политики публичных акционерных обществ. Особенное внимание уделено дивидендной политике корпораций нефтегазовой отрасли. Актуальность исследуемой темы заключается в их исключительной важности для функционирования нефтегазового комплекса, являющегося структурообразующим для российской экономики. Цель исследования - изучить дивидендную политику публичных акционерных обществ в нефтегазовой отрасли и рассмотреть основные методики определения базы для расчета дивидендных выплат на примере трех крупнейших нефтегазовых корпораций: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Лукойл». Использованные в исследовании методы: сбор и анализ информации, построение выводов. В итоге проведенного анализа сделан вывод о существенных различиях в дивидендной политике и тенденциях ее развития.

Annotation.

The article highlights the standards of development, features of formation, state regulation, integral parts and role of dividend policy of public joint stock companies. Special attention is paid to dividend policy of oil and gas corporations. The relevance of the topic is due to their exceptional importance for the functioning of the oil and gas industry, which is structure-forming for the Russian economy. The purpose of the study is to learn about the dividend policy of oil and gas public joint stock companies and to examine main methods of determining the basis for calculating dividend payments on the example of three largest oil and gas corporations: PJSC Rosneft Oil Company, PJSC Gazprom Neft, PJSC Lukoil Oil Company. Applied methods are data collection and analysis of information, drawing conclusions. As a result of the analysis, the conclusion about significant differences in dividend policy and trends of its development was made.

Ключевые слова: дивидендная политика, дивидендные выплаты, публичное акционерное общество, чистая прибыль, свободный денежный поток.

Key words: dividend policy, dividend payments, public joint stock company, net profit, free cash flow.

Наличие крупной минерально-сырьевой базы и исторически сложившаяся развитая система внутренних и внешних экономических отношений по использованию и распределению природных энергетических ресурсов определили топливно-сырьевой характер экономики современной России. О его структурном значении для экономики страны свидетельствует официальная статистическая информация. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики о состоянии внешней торговли в 2018 году доля топливно-энергетических товаров в валовом экспорте была равна 63,7%, а темп прироста абсолютного показателя объема их экспорта по сравнению с 2017 годом составил 35,2% [1]. По отчету Министерства финансов РФ об исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 год удельный вес нефтегазовых доходов в структуре общих национальных доходов увеличился с 39, 6% в 2017 году до 46,4% в 2018 году соответственно [2].

Экономическое значение нефтегазового комплекса проявляется в его влиянии на стабильность национальной валюты и темпы, объемы и технико-экономические показатели общественного производства. От его функционирования и развития зависят обрабатывающая, металлургическая, автомобильная, строительная и другие отрасли национального хозяйства. Также предприятия нефтегазового комплекса создают рабочие места и обеспечивают спрос на рынке труда на специалистов разных профилей. В местах разработки нефтяных месторождений и добычи полезных ископаемых они могут иметь градообразующую роль, становясь основой монопрофильных городов.

Однако отрасли нефтегазового комплекса, связанные с разработкой месторождений, добычей, транспортировкой и переработкой природных ресурсов, являются очень капиталоемкими, трудоемкими и материалоемкими. Компаниям, работающим в этих отраслях, необходимо наличие больших производственных мощностей (производственных площадей, инженерных сооружений, технологического оборудования и другое), человеческого капитала, сырья и материалов для финансового обеспечения своей деятельности. Бизнес-процессы связаны с высокими издержками на разработку новых труднодоступных месторождений, обновление основных фондов, влияющих на точность, быстроту, качество, экологичность освоения природных ресурсов и себестоимость товаров и услуг, их транспортировку по территории страны и за рубеж. Высокие требования к первоначальным финансовым вложениям и постоянным долгосрочным инвестициям в нефтегазовом комплексе ограничивают вход на нефтегазовый рынок компаний, не обладающих необходимыми финансовыми ресурсами. Более того, в условиях зависимости рынка от волатильности цен на углеводороды компании должны иметь большие собственные резервы для покрытия влияния финансовых рисков. Вследствие этого институциональная структура рынка нефти и нефтепродуктов представлена в основном крупным бизнесом. По данным Министерства энергетики РФ на 1 января 2019 года, добычу нефти и газового конденсата на территории страны осуществляли 290 организаций:

• 100 организаций, входящих в структуру 11 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК), объединяющих предприятия технологической цепи: добыча, производство, сбыт;

• 187 независимых добывающих компаний;

• 3 компании, которые работают на условиях соглашений о разделе продукции [3].

Согласно Пояснительной записке Федеральной антимонопольной службы к проекту Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» от 16 июня 2016 года рынок нефти и нефтепродуктов имеет олигопольный характер. Основной объем национальной нефтедобычи (85,2% от общероссийского показателя) и нефтепереработки формируется ВИНК. Растет доля независимых нефтедобывающих компаний. Их общий вклад в суммарном производстве нефти составил на конец 2018 года 14,8% [3]. По организационно-правовой форме ВИНК являются публичными акционерными обществами (далее

- ПАО), что позволяет им привлекать средства государственных и частных инвесторов, в том числе иностранных, через фондовый рынок, не обращаясь к дорогим кредитам. В случае выбора обществом эмиссии обыкновенных и привилегированных акций основным способом мобилизации финансовых ресурсов перед ним возникает обязанность по выплате дивидендов по акциям каждой категории согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Для управления размером дивидендных платежей, формой и периодом их выплаты в целях нахождения оптимального распределения чистой прибыли на выплату дивидендов и на реинвестирование на развитие акционерным обществом разрабатывается дивидендная политика. Она является составной частью управленческой стратегии корпорации, влияющей на финансирование деятельности корпорации, структуру и использование капитала, движение ее денежных средств. Дивидендная политика влияет на показатель совокупной прибыли акционеров (total shareholder return, TSR), состоящий из роста котировок акций и дивидендов. Открытая, четко сформулированная и последовательно реализуемая дивидендная политика является для внешних пользователей, таких как потенциальные инвесторы и кредиторы, показателем зрелости системы корпоративного управления компании и ее нацеленности на рост акционерной стоимости. Это увеличивает инвестиционную привлекательность компании и повышает ее корпоративный имидж, максимизируя ее рыночную стоимость.

Единого стандарта дивидендной политики, применяемого для всех компаний, не существует. Единственное законодательное определение понятия «дивидендная политика» дано только для акционерных обществ с государственным участием Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 декабря 2014 года № 524 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием". В соответствие с пунктом 1.3. дивидендная политика акционерных обществ с государственным участием (далее - Общество) определяется как «совокупность принципов и мер, рекомендованных для обеспечения прав акционеров на получение части прибыли Общества». Указаны рекомендуемые для принятия Обществом составные части дивидендной политики: принципы, размер дивидендов, имеющие право на получение дивидендов лица, порядок принятия решения об объявлении дивидендов Общим собранием акционеров и порядок их выплаты, ограничения на выплату и информирование заинтересованных лиц о дивидендной политике Общества.

Согласно Приказу базой для расчета дивидендов рекомендовано считать чистую прибыль по консолидированной отчетности Общества и его дочерних и зависимых обществ (по отчетности Общества при отсутствии дочерних и зависимых обществ), составленной по Международным стандартам финансовой отчетности (начиная с 2015 года), с учетом доли в прибыли зависимых и совместно контролируемых обществах при их наличии, без учета доходов и расходов, которые были получены от переоценки финансовых вложений, положительных курсовых разниц и прочих нерегулярных (разовых) неденежных составляющих чистой прибыли. Переход к расчету дивидендов по Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО) можно объяснить тем, что цель данной отчетности состоит в предоставлении информации внешним пользователям, и поэтому больше соответствует сложившейся в корпорации реальной ситуации, чем отчетность, составленная согласно Российским стандартам бухгалтерского учета (далее - РСБУ). Более этого, Приказом установлено рекомендованное значение на уровне не ниже 25% от чистой (консолидированной чистой) прибыли, если иное не противоречит позиции акционера. В связи с внешнеполитическими и экономическими событиями 2014-2015 года в России появилась острая необходимость в пополнении государственного бюджета. Как крупный акционер многих ПАО государство потребовало от корпораций повышения уровня дивидендных выплат до 50% от

консолидированной чистой прибыли по МСФО. Однако в приоритете у корпораций инвестирование средств в крупные целевые проекты. В частности, для нефтегазовых - это разработка месторождений, реконструкция и строительство газопроводов, создание новых мощностей.

В 2017 году ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» при участии Ассоциации профессиональных инвесторов разработало «Методические рекомендации ПАО Московская Биржа по составлению и реализации дивидендных политик публичными компаниями» [4], следование которым, по мнению специалистов, может повысить инвестиционную привлекательность компаний и обеспечить прозрачность механизма принятия решений, связанных с дивидендной политикой, для акционеров и всех заинтересованных лиц. Наличие четко сформулированной дивидендной политики является обязательным условием листинга акций на Московской бирже, предъявляемым к потенциальным эмитентам. Главным отличием данных методических рекомендаций от вышеуказанных является подход к определению базового показателя для расчета дивидендов. С учетом положений Кодекса корпоративного управления и мнения институциональных портфельных инвесторов для финансовых компаний приоритетным показателем признается свободный денежный поток на капитал (free cash flow to equity, FCFE) или чистая прибыль (пункт 7.1.). Релевантным показателем для нефинансовых компаний считается свободный денежный поток (free cash flow to firm, FCFF). Однако, по решению совета директоров, может быть принято решение об использовании в качестве базового показателя чистой прибыли; показателя EBITDA или их скорректированных значений. По объяснениям Московской биржи показатели свободного денежного потока более полно отражают фактические денежные средства от операционной деятельности, оставшиеся после всех расходов на поддержание и (или) расширение основных активов компании (CAPEX). Компаниям рекомендуется раскрыть ориентиры компании по доле свободного денежного потока или прибыли, направляемой на дивиденды (payout ratio), что позволяет потенциальным инвесторам прогнозировать денежные потоки от вложения в акции эмитента. Кроме того, в Рекомендациях указываются факторы, которые совет директоров (наблюдательный совет) общества должен принимать во внимание при разработке дивидендной политики: целевое значение доходности инвестированного капитала, размер чистого долга, средневзвешенная стоимость капитала компании, результаты бенчмаркинга по сравнимым международным и национальным компаниям. Рекомендации предусматривают необходимость закрепления в дивидендных политиках их временного охвата, принципов, на которых они основаны, периодичности и формы дивидендных выплат, процедурных моментов, их доступности для заинтересованных лиц.

Методические рекомендации по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием и методические рекомендации Московской биржи являются важными в определении дивидендной политики ВИНК топливно-энергетического комплекса, крупнейшие из которых одновременно являются акционерными обществами с государственным участием и участником торгов на Московской бирже (ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Роснефть»). Одной из проблем при формировании дивидендной политики является сложность финансового планирования и прогнозирования, связанная с зависимостью базы для расчета дивидендов от внутренних и внешних факторов: финансовое положение компании, конъюнктура рынка, в том числе цены на российские энергоресурсы, налогообложение, валютный курс, цикличность экономики. Рассмотрим дивидендную политику лидеров по объему производства среди нефтегазовых корпораций, отличающихся по доли участия государства в уставном капитале: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «НК «Лукойл». Проведем анализ соответствия их дивидендных политик вышеперечисленным рекомендациям.

Дивидендная политика ПАО «НК «Роснефть» была принята Советом директоров корпорации 5 июня 2015 года [5]. По сравнению с действовавшей прежде дивидендной политикой в новой версии увеличилась рекомендуемая сумма дивидендных выплат с не менее 25 % до 35% от чистой прибыли по данным консолидированной финансовой отчетности по требованиям МСФО. В 2016-2017 году Федеральное агентство по управлению госимуществом и Министерство энергетики РФ подготовили два проекта директивы Правительства РФ Совету директоров ПАО «Роснефть» по размеру дивидендных выплат. Вариант Росимущества предусматривал выплату 50% чистой прибыли по МСФО, вариант Минэнерго - 35% соответственно. Решением Совета директоров в качестве базы для расчета дивидендов был утвержден целевой рекомендованный уровень в 50% (Таблица 1).

Таблица 1. Показатели дивидендной политики ПАО «НК «Роснефть» за 2015-2018 г. [5]

2015 2016 2017 2018

Чистая прибыль по МСФО, млрд руб. 356 192 297 649

Чистая прибыль, относящаяся к акционерам, млрд руб. 355 174 222 549

Средневзвешенное количество акций в обращении, млн шт. 10 598 10 598 10 598 10 598

Чистая прибыль на одну обыкновенную акцию, руб. 33,5 16,42 20,95 51,8

Всего выплаченных дивидендов, млрд руб. 124, 50 63,36 111,04 274,54

Отношение выплаченных дивидендов к чистой прибыли, относящейся к акционерам, % 35, 07 36,42 50,02 50,01

Дивиденд на акцию, руб. 11,75 5,98 10,48 25,91

На 2019 год акционерный капитал корпорации состоит из 10 598 177 817 обыкновенных и привилегированных акций. Контрольный пакет (50% + 1 акция) принадлежит государству в лице АО «РОСНЕФТЕГАЗ» и Росимуществу. Дивидендные выплаты осуществляются с периодичностью не менее двух раз в год.

Таким образом, можно отметить тенденцию увеличения доли чистой прибыли, распределяемой на выплату дивидендов акционерам. Данный рост носит директивный характер. За последние три года увеличивается чистая прибыль корпорации, что при неизменном количестве акций в обращении позволяет увеличивать компании чистую прибыль на акцию и размер выплачиваемых дивидендов. Отметим, что базовая чистая прибыль на одну акцию равна разводненной, это свидетельствует о том, что у ПАО «Роснефть» отсутствуют конвертируемые инструменты.

Действующая дивидендная политика ПАО «Газпром нефть» была принята в 2014 году [6]. В соответствии с ней на выплату дивидендов выделяется не менее 25% от консолидированного финансового результата, определяемого по МСФО или не менее 15% от чистой прибыли по РСБУ. Отметим, что в свободном обращении находятся лишь 4,32% акций, остальная доля (95,68%) принадлежит ПАО «Газпром», акции которого на 50,23% контролируются Российской Федерацией. Показатели, отражающие осуществление дивидендной политики, представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Показатели дивидендной политики ПАО «Газпром нефть» за 2015-2018 г. [6].

2015 2016 2017 2018

Прибыль, относящаяся к акционерам, млн руб. 109 661 200 179 253 274 376 667

Средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении, млн шт. 4 718 4 718 4 718 4 718

Прибыль на акцию (в руб. на акцию) Базовая прибыль на акцию 23,24 42,43 53,68 79,84

Разводненная прибыль на акцию 23,24 42,43 53,68 79,84

Всего выплаченных дивидендов, млрд руб. 186,78 190,33 190,34 393,22

Дивиденд на акцию, руб. 6,47 10,68 15 30

Общий размер дивидендов, начисленных на акции данной категории, млн руб. 30 676 50 637 71 119 142 239

% от чистой прибыли по Ш GAAP/МСФО 28 25 28 38

Равенство базовой и разводненной прибыли на акцию свидетельствует о том, что у ПАО «Газпром нефть» отсутствуют конвертируемые инструменты. Отметим, что общий размер дивидендов неуклонно растет, но в процентном отношении к чистой прибыли не имеет четкой динамики к увеличению или к снижению. Несмотря на то, что этот процентный показатель в 2018 году на 10% превышал показатель 2017 года, он далек от 50%, на получении которых от ПАО с государственным участием настаивает Министерство финансов РФ. Однако уже по итогам первого полугодия 2019 года ПАО «Газпром нефть» направило на выплату дивидендов 40% чистой прибыли.

В отличие от «Роснефти» и «Газпром нефти» корпорация ПАО «НК «Лукойл» не является акционерным обществом с государственным участием. Новые принципы дивидендной политики компании были утверждены Советом директоров 16 октября 2019 года [7]. Базой для расчета дивидендов был принят скорректированный свободный денежный поток, который рассчитывается как чистые денежные средства, которые были получены от операционной деятельности, минус капитальные затраты, уплаченные проценты, погашения обязательств по аренде, а также расходы на приобретение акций «Лукойл» по данным отчетности по МСФО. Суммарно дивиденды должны составлять не менее 100% от этой базы. Выплаты производятся дважды в год. Новая дивидендная политика заменила прежнюю, утвержденную 28 октября 2016 года, согласно которой дивидендные выплаты составляли не менее 25% от консолидированный чистой прибыли по МСФО. Дивиденды выплачивались дважды в год: по итогам 9 месяцев и по итогам отчетного года. Согласно положению о дивидендной политике компания стремится к повышению дивидендов ежегодно не менее, чем уровень инфляции, определяемый по Индексу потребительских цен. «Лукойл» пока единственная российская нефтяная компания, перешедшая на выплату дивидендов из свободного денежного потока, а не из процента от прибыли. Изменения были объяснены потерей предшествующей политикой конкурентоспособности и ее несоответствием современным мировым практикам. Действующая дивидендная политика не ограничивает инвестиционный потенциал корпорации, так как расчет дивидендов производится уже после определения расходов на финансирования инвестиционных проектов. Переход на выплату 100% свободного денежного потока в виде дивидендов может свидетельствовать о стабильности компании на рынке, позволяющей ей вознаграждать акционеров и осуществлять инвестиционные программы. Показатели, относящиеся к дивидендной политике корпорации, представлены в Таблице 3. По оценке экспертов финансового портала «Финам.Ру» в 2020 году с учетом корректировок свободного денежного потока, дивиденд на акцию «Лукойл» может достичь 581 рубля, что более чем вдвое превышает нынешний уровень дивиденда [8].

Таблица 3. Показатели дивидендной политики ПАО «Лукойл» за 2015-2018 г. [7]

2015 2016 2017 2018

Чистая прибыль, относящаяся к ПАО «Лукойл», млн руб. 292 853 206 794 418 805 619 174

Средневзвешенное количество обыкновенных акций, тыс. шт. 741 769 712 933 710 871 708 059

Прибыль на акцию (в руб. на акцию) Базовая прибыль на акцию 480,36 290,06 589,14 874,47

Разводненная прибыль на акцию 405,15 290,06 589,14 865,19

Размер объявленных дивидендов, млрд руб. 150,55 165,86 182,87 187,5

Дивиденд на акцию, руб. 177 195 215 250

% от чистой прибыли 36,8 67 36 28,6

(дивиденд на акцию /базовая прибыль на акцию)

Решением собрания акционеров от 20 июня 2019 года к 28 августа были погашены 35 миллионов обыкновенных акций ПАО «Лукойл», вследствие чего общее количество акций было сокращено до 715 миллионов штук, а уставный капитал до 17 875 000 рублей. Более того, на сегодняшний день в корпорации действует Программа обратного выкупа акций, которая предполагает выкуп акций на сумму до 3 миллиардов долларов США к концу 2022 года. Это неизбежно приводит к подорожанию акций на бирже.

Как видно из Таблицы 3, в 2016 и 2018 годах базовая прибыль на акцию не равна разводненной, это объясняется тем, что ПАО «Лукойл» обладает конвертируемыми финансовыми инструментами, в частности облигациями с правом обмена на акции.

В абсолютном выражении размер объявленных дивидендов увеличивается, что коррелируется с целью ПАО «Лукойл» корректировать эту сумму на инфляцию, однако доля чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов, последние два года снижается.

Отметим, что после изменений в дивидендной политике промежуточный дивиденды 2019 года составили 192 рубля на акцию, что составляет 202% от дивидендов на акцию, полученных акционерами по итогам 9 месяцев 2018 года.

Таким образом, дивидендные политики корпораций на сегодняшний день разнообразны. Они разрабатываются в соответствии со стратегией компании и определяются финансовым состоянием корпорации, количеством акционеров, государственным участием и другими факторами. Одни корпорации устанавливают размер средств, направляемый на выплату дивидендов, процентом от чистой прибыли, который также различен, другие переходят на новую систему и рассчитывают сумму дивидендов как 100% свободного денежного потока. Нефтегазовые корпорации с государственным участием пока используют в качестве базы чистую прибыль, устанавливая процент не ниже 25%. ПАО «Лукойл» же в 2019 году осуществило переход к новой дивидендной политике, предусматривающей направление на выплату дивидендов 100% скорректированного свободного денежного потока. Этот переход положительно отразился на размере дивидендов на акцию, выплаченных по итогам 9 месяцев 2019 года. Пока о переходе к такой системе в корпорациях с госучастием речи не идет, однако Министерство финансов РФ уже на протяжении нескольких лет пытается добиться увеличения процента от чистой прибыли, которая направляется на дивиденды, с целью направить эти средства на нужды бюджета.

Список используемой литературы:

1. О состоянии внешней торговли в 2018 году: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/35.htm (Дата обращения 22.11.2019)

2. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год: Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации (Составители: Т.Г. Нестеренко, Р. Е. Артюхин, З. Г. Белякова). — Москва, март 2019— 167 с.

3. Добыча нефтяного сырья: Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1209 (Дата обращения 22.11.2019)

4. Московская биржа разработала рекомендации по дивидендным политикам для публичных компаний

5. (09.01.2018): сайт Московской биржи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moex.com/n18255/?nt=106 (Дата обращения 26.11.2019)

6. Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosneft.ru/ (Дата обращения: 26.11.2019)

7. Официальный сайт ПАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/ (Дата обращения: 26.11.2019)

8. Официальный сайт ПАО «НК «Лукойл» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/ (Дата обращения: 26.11.2019)

9. Зачем компании меняют дивидендную политику? (15.11.2019): Финансовый портал «Финам. ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/zachem-kompanii-menyayut-атаепапиуи-роШки-20191115-17525/ (Дата обращения 23.11.2019)

10. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) "Об акционерных обществах"

11. Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2014 № 524 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием"

12. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения: 26.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.