Научная статья на тему 'Модель динамики мотивов в производстве и потреблении как инструмент анализа влияния духовности на экономику'

Модель динамики мотивов в производстве и потреблении как инструмент анализа влияния духовности на экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ФИЛОСОФ-СКИЙ АСПЕКТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ECONOMY / PHILOSOPHICAL ASPECT / MODELING / SPIRITUALTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирютко Юрий Алексеевич

В статье содержится краткое описание модели динамики мотивов в производстве и потреблении в контексте анализа влияния духовности на экономику. Рассматриваются пред-посылки модели и элементы ее графической реализации. На базе предлагаемого автором определения духовности при-водится иллюстрация эффекта влияния состояния духовности на систему мотивации хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of production and con-sumption motivation as an instru-ment of the spirituality to an econ-omy influence analysis

The article represents a brief description of the model of produc-tion and consumption motivation as an instrument of the spiritu-ality to an economy influence analysis. It contains the model pre-suppositions and its graphical elements. On the basis of the au-thor’s spirituality definition the article realizes an illustration the effect of the spirituality to economy influence

Текст научной работы на тему «Модель динамики мотивов в производстве и потреблении как инструмент анализа влияния духовности на экономику»

Ю.А. ПИРЮТКО

Юрий Алексеевич ПИРЮТКО — аспирант кафедры общей экономической теории СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономическая теория, философия хозяйства.

-Ф- -Ф- -Ф-

МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ МОТИВОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ И ПОТРЕБЛЕНИИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ДУХОВНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ

При рассмотрении проблемы соотношения экономики и духовности с теоретико-практической точки зрения возникает следующий вопрос: каким образом духовность влияет на экономику? Конкретнее: можно ли оценить это влияние в терминах экономической эффективности, может ли духовность снизить либо повысить ее? Обзор специальной литературы по теме позволяет судить, что, несмотря на обширное количество публикаций о духовности в экономике, такая постановка вопроса отсутствует. Тем не менее она представляется важной, поскольку выводит тему отношения экономики и духа на более высокий уровень конкретизации [3; 4].

Что это может дать в перспективе? Здесь видятся два противоположных сценария. С одной стороны, это может сформировать предпосылки дальнейшего конструктивного развития темы духовности в экономике, допустим, с применением экономико-математического моделирования в учете и управлении духовностью в экономике для целей повышения ее эффективности. С другой — привести к утверждению бесперспективности подобной постановки вопроса, как некорректной, так и опасной, уводящей от созидательности, поскольку ставит высшую ценность заведомо и целенаправленно в подчинение экономике как более низшей. Впрочем, наиболее вероятным представляется вариант, лежащий в диапазоне между этими двумя крайностями. Наша задача состоит в том, чтобы показать возможности постановки вопроса о влиянии духовности на экономику, возможности конструктивного и созидательного развития этого направления исследований. В данной статье будет рассмотрен один из теоретических инструментов, в рамках которого получает развитие анализ влияния духовности на экономику. Данным инструментом является модель динамики мотивов в производстве и потреблении.

Модель динамики мотивов в производстве и потреблении (далее — МДМ) [1, с. 71] означает формализованное представление концепции об общих психологических закономерностях в экономике. Данная экономико-психологическая модель явилась синтезом трех направлений мысли — марксистской теории стоимости, неоклассических основ микроэкономики и психологической школы бессознательного. Сознательная сфера моделируется с использованием некоторых принципов и теоретических элементов неоклассической микроэкономики, сфера бессознательного в модели представляет собой творческое развитие идей, заложенных еще 3. Фрейдом и существенно доработанных его последователями — социальными психологами, в частности Э. Фроммом [2, с. 55]. Стоимостное измерение продукта базируется на концепции трудовой теории стоимости, блестяще развитой в теории К. Маркса.

ГРНТИ 06.03.07 ©Ю.А. Пирютко, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольского.

Обратимся к содержанию модели. МДМ — это модель психологической оценки производимого и потребляемого продукта. Она отражает динамическое изменение субъективной (психологической) оценки стоимости (ценности) производимого и потребляемого продукта в зависимости от его количества, строится в системе двух координат: по оси ОХ откладывается количество произведенного (потребленного) продукта, по оси OY — психологическая оценка его стоимости. В реализуемом нами подходе уделяется внимание только сознательной сфере, поскольку, во-первых, тема бессознательного сложна и требует отдельного рассмотрения, во-вторых, как нам представляется, ее включение в анализ не меняет содержания конечных выводов.

Итак, динамику изменения психологической ценности продукта регулируют мотивы производства и потребления. Производство регулируется мотивами производства, потребление — мотивами потребления. Для упрощения рассмотрим только мотивы производства, так как мотивы, заведующие производством и потреблением, содержательно отражают друг друга: диалектически производство — это потребление, а потребление — это производство, все зависит от точки зрения [подробнее о переходе потребления в производство и наоборот см.: 2, с. 62].

Итак, мотивы, управляющие производством в рамках МДМ, следующие: мотив достижения результатов в производстве (МДРП); мотив затрат в производстве (МЗП); мотив наслаждения производством (МНИ); мотив самореализации (МСр).

В свою очередь эти 4 мотива можно подразделить на следующие 2 группы: мотивы производства ради потребления (МДРП и МЗП) и мотивы производства ради производства (МНП и МСр). Раскроем суть приведенной классификации. Производство имеет ценность постольку, поскольку произведенный продукт полезен для конечного потребления: эта идея выражена в группе мотивов «производства ради потребления». Однако производство имеет также ценность постольку, поскольку оно значимо само по себе: оно дает человеку возможность наслаждения самим процессом производства и совершенствует его трудовые навыки. Этот момент выражает группа мотивов «производство ради производства».

Рассмотрим последовательно все мотивы. Начнем с группы мотивов «производство ради потребления». МДРП отражает полезность продукта для его потребления. При этом ценность каждой последующей единицы созданного продукта убывает, так как, по мере роста запаса созданного продукта, он становится все более изобильным, а значит, все менее редким. А ведь еще древние римляне говорили: "Qarum quod rarum" («Дорого то, что редкостно»). Чем больше становится продукта, тем меньше становится его ценность. Ранее мы упоминали о том, что один из предпосылочных принципов МДМ родственен неоклассической микроэкономике. Оценка продукта по критерию «редкости-изобилия» и является, на наш взгляд, этим родственным принципом. Итак, покажем рассмотренную закономерность графически (см. рис. 1). На графике видно, что чем больше количество производимого продукта X, тем меньше его оценка с позиции МДРП.

Рис. 1. Мотив достижения результата в производстве

Перейдем к рассмотрению следующего мотива — мотива затрат в производстве (МЗП). Этот мотив управляет процессом расходования фактора производства (обозначим его У) в процессе создания по-

лезного продукта X. По мере расходования фактора производства У его ценность все более возрастает, поскольку его запас все более сокращается. Закономерность здесь действует точно так же, только если в предыдущем случае запас продукта возрастал (осуществлялось его производство), то теперь он убывает, ведь рассматриваемый нами продукт — фактор производства 7, а он расходуется, сокращается в процессе производства. Графически эта зависимость выглядит следующим образом (см. рис. 2).

Рис. 2. Мотив затрат в производстве

Рассмотренные выше разнонаправленные мотивы действуют одновременно, ведь в сознании хозяйствующего субъекта отражается отношение одновременно и к результатам, и к затратам. Соотношение мотивов обусловливает то количество продукта X, которое будет создано в процессе производства. Для иллюстрации психологической «точки равновесия», представляющей собой то количество продукта, которое будет произведено, необходимо совместить на одном графике два вышеописанных мотива (см. рис. 3).

М

М0

О

Рис. 3. Совместное представление мотива результатов и мотива затрат в производстве

Отметим, что совместить на одном графике реализацию мотивов в отношении разных продуктов (продукта потребления X и фактора производства У) позволяет их единое измерение на основе трудовой теории стоимости — оба продукта измеряются в количестве часов труда, которые они в себе воплощают.

Перейдем к раскрытию содержания группы мотивов «производство ради производства». Как отмечалось, данные мотивы воплощают восприятие процесса производства как самостоятельной ценности, не связанной с ценностью производимого продукта для его потребления. Мотив наслаждения производством (МНП) реализуется в том, что производство продукта X воспринимается как своеобразное творчество, когда субъект, производя продукт, получает удовольствие от этого процесса, наслаждается им. Производство продукта, ощущаемое «через призму» этого мотива, является благом само по себе. А согласно исходной предпосылке моделирования, чем благо более изобильное, тем оно менее ценное. Таким образом, при возрастании количества произведенного продуктах как количества произведенного «творческого процесса» его ценность, значимость для субъекта снижается. Графическое описание МНП аналогично МДРП.

Наконец, последний рассматриваемый нами мотив — мотив самореализации. Данный мотив отражает повышение ценности затрачиваемого фактора производства по мере его расходования. Функциональная закономерность динамики психологической оценки ценности продукта здесь аналогична той, что реализуется в мотиве затрат в производстве. Однако существует различие содержательного толка, которое состоит в том, что в мотиве самореализации субъект реализует свой творческий потенциал, который раскрывается и развивается по мере увеличения количества произведенного продукта. Предполагается, что чем больше продукта произведено, тем более квалифицированным становится субъект, тем выше растет его мастерство. Графическое описание МСр аналогично МЗП, поэтому не будем приводить графическое описание МНП и МСр.

Перейдем к ключевому вопросу, а именно: как МДМ может использоваться в качестве инструмента анализа духовности в экономике? Это, в свою очередь, требует определения самой духовности Спектр подходов к духовности широк. Тем не менее анализ специальной литературы показывает, что определения духовности реализуются через совокупность определенного набора категорий. На основании анализа этих категорий и содержания концепции хозяйственной системы как целого, изложенной в трудах Д.Ю. Миропольского [1; 2], предлагаем следующее определение духовности.

Духовность — это реализация целостности бытийной и творческой составляющих субъекта (человека как индивида, или общности людей) в состоянии единства системой более высокого уровня бытия (в пределе — с миром в целом).

Рассмотрим реализацию данного определения в понятийном пространстве МДМ. Отразим совместную реализацию всех рассмотренных мотивов (см. рис. 4).

Рис. 4. Совместная реализация мотивов МДМ

При предположении о соотношении реализации мотивов, представленном на рис. 4, влияние духовности на мотивацию хозяйствующего субъекта будет следующей. Духовность, реализуемая как душевная целостность, приводит мотивацию к единству, в котором мотивация «производства ради потребления» объединяется с мотивацией «производства ради производства». В рассматриваемом случае это приводит к тому, что количество произведенного продукта в системе увеличивается. Однако данный эффект является частным случаем, рост производства в связи с проявлением духовности происходит не всегда. Отметим, что представленные выкладки носят предварительный характер и нуждаются в дальнейшей доработке и апробации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мирополъский Д.Ю. Формирование типов хозяйственных систем: динамика материальной структуры и процессы неравновесия: дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 1997.

2. Основы теоретической экономики / под ред. Д.Ю. Миропольского, И.А. Максимцева, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2014.

3. Мирополъский Д.Ю., Дятлов С.А., Плотников В.А., Попов А.И. Государство и рынок: проблемы выбора подходов к управлению развитием национальной экономики // Известия СПбУЭФ. 2011. № 1. С. 141-145.

4. Мирополъский Д.Ю. Пирамида Хеопса и развитие экономики на инновационной основе // Известия СПбУЭФ. 2012. № 1. С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.