Научная статья на тему 'Модель динамики материальных потоков в мультимодальном транспортном узле'

Модель динамики материальных потоков в мультимодальном транспортном узле Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРУЗОПОТОКОВ / MATERIAL FLOWS MODELING / MULTIMODAL HUB

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Багинова Вера Владимировна, Николаева Александра Игоревна, Пашков Николай Николаевич

В статье рассматривается проблема моделирования грузопотоков разных видов транспорта в рамках мультимодального транспортного узла на основе экономической модели межотраслевого баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF DYNAMICS OF MATERIAL FLOWS IN MULTIMODAL HUB

The problems of material flows modeling by different types of transport in multimodal hub based on economic model of input-output balance are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Модель динамики материальных потоков в мультимодальном транспортном узле»

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

УДК 656 Багинова Вера Владимировна,

д. т. н., заведующая кафедрой «Логистика и управление транспортными системами» Московского государственного университета путей сообщения, тел. (495)684-29-07, e-mail: baginova@rambler.ru Николаева Александра Игоревна, аспирант кафедры «Логистика и управление транспортными системами» Московского государственного университета путей сообщения, тел. (495)684-29-07, e-mail: logistic-miit@yandex.ru Пашков Николай Николаевич, д. т. н., профессор кафедры «Логистика и управление транспортными системами» Московского государственного университета путей сообщения, тел. (495)684-29-07, e-mail: PashkovNN@gmail.com

МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ ТРАНСПОРТНОМ УЗЛЕ

V. V. Baginova, A.I. Nikolaeva, N.N. Pashkov

THE MODEL OF DYNAMICS OF MATERIAL FLOWS

IN MULTIMODAL HUB

Аннотация. В статье рассматривается проблема моделирования грузопотоков разных видов транспорта в рамках мультимодального транспортного узла на основе экономической модели межотраслевого баланса.

Ключевые слова: мультимодальный транспортный узел, моделирование грузопотоков.

Abastract. The problems of material flows modeling by different types of transport in multimodal hub based on economic model of input-output balance are analyzed in this article.

Keywords: multimodal hub, material flows modeling.

Результаты исследований в области стратегического управления портовыми комплексами, крупными логистическими центрами и транспортными компаниями говорят о том, что современное состояние транспортного комплекса Российской Федерации характеризуется изношенностью основных фондов и низкой эффективностью взаимодействия различных видов транспорта. Это приводит к росту издержек продвижения грузопотоков по российским транспортным коридорам, ослабляя позиции РФ на международном транспортном рынке.

В связи с этим в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» [1] значительное внимание уделено интеграции работы всех видов транспорта в рамках развития транзитных транспортных коридоров. В частности, на текущую пятилетку Федеральной целевой про-

граммой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [2] предусмотрена организация транспортных коридоров и создание крупных центров интермодальных и мультимодальных перевозок. Для реализации программы запланировано строительство новых путей сообщения, обновление подвижного состава и развитие инфраструктуры различных видов транспорта [1].

Рассматривая проблему лучшего использования транзитного потенциала транспортного комплекса РФ, необходимо отметить такой важный фактор, как геополитическое положение нашей страны, ее расположение между двумя динамично развивающимися регионами мира - Ев-роатлантическим и Азиатско-Тихоокеанским. При развитии уникальной системы железнодорожных коммуникаций, обеспечивающих кратчайшие расстояния трансконтинентальных перевозок, и модернизации транспортной инфраструктуры в соответствии с международными требованиями будет обеспечено эффективное использование международных транспортных коридоров.

Базовыми элементами транспортной системы России определены федеральные и региональные транспортные узлы - центры мультимодаль-ных перевозок. Уровень организации работы в таких мультимодальных центрах определяет качество работы всей транспортной системы, безусловно влияя на экономику и возможность позиционирования России как крупной транспортной державы. При их общем назначении - организации мультимодальных и интермодальных перевозок,

обеспечении комплексного подхода к развитию транспортной и распределительной систем, организации взаимосвязей между всеми видами транспорта, имеющимися на территории узла, компаниями-операторами перевозок, складским и терминальным комплексом - мультимодальные узлы различаются по уровню концентрации пассажиропотоков, грузопотоков и территории влияния.

Классификация мультимодальных транспортных узлов (МТУ) зависит от места их расположения, прохождения в зоне их влияния транспортных коридоров, от геополитического положения не только самого узла, но и государства, в котором данный узел расположен. МТУ федерального значения формируются в центрах действительно крупнейших экономических районов Российской Федерации. Такой центр должен обладать развитой транспортной инфраструктурой, на его территории должны быть достаточно развиты и эффективно функционировать несколько видов транспорта и существовать объективные условия для их дальнейшей модернизации и обеспечения комплексной, взаимоувязанной работы всех имеющихся видов транспорта. В технологическом аспекте МТУ должен обеспечивать в оперативном режиме доставку грузов в пределах зоны своего влияния в прямом, интермодальном и мультимо-дальном сообщениях, т. е. иметь необходимый парк подвижного состава, соответствующие пути сообщения, инфраструктуру и технологии.

Важным атрибутом МТУ федерального значения является наличие достаточно развитого складского и терминального комплекса, способного принять и переработать грузы не только для региона (субъекта федерации), в котором он расположен, но и для всего экономического района, федерального округа. Должна быть развита сеть страховых компаний и банков, способных оказать необходимые услуги во всей зоне влияния данного узла как грузоотправителям и грузополучателям, так и транспортным, складским компаниям. Это страхование грузов и пассажиров, ведение дел в случае наступления страховых выплат, предоставление займов и кредитов на модернизацию транспортной и складской инфраструктуры. Необходимо, чтобы в данном центре имелись достаточно крупные компании-операторы перевозок, способные в дальнейшем взять на себя функции единого оператора мультимодальных транспортных перевозок в пределах зоны влияния федерального МТУ, а возможно и России [2].

Необходимым условием для классификации транспортного узла как мультимодального центра федерального уровня является наличие в его составе морского порта. Для увеличения пропускной способности любого транспортного узла, в составе которого есть морской порт, необходима его техническая и технологическая модернизация. Например, нужно ускорять вывоз грузов с причалов за его пределы, тем самым освобождая их для новых грузовых партий, этого можно добиться путем увеличения перевалочных мощностей.

Однако вложение средств в реконструкцию инфраструктуры и строительство новых терминалов на территории транспортных узлов сопряжено не только с проблемами крупных инвестиций, но и, зачастую, с отсутствием возможности такого территориального расширения - большинство российских портов находится в центре городов. Выходом может стать строительство тыловых терминалов или так называемых «сухих портов» (англ. «dry ports»), способных обеспечить весь комплекс услуг для грузов -накопление судовых партий, прием, хранение, обработку, проведение таможенных операций. Именно это может позволить в разы увеличить пропускную способность транспортных узлов.

При разработке программы формирования мультимодального транспортного узла стратегической задачей является комплексное развитие всех входящих в него видов транспорта, терминального и складского хозяйства, а также их инфраструктурных звеньев. На эффективность загрузки мультимодального транспортного узла влияют как социально-экономические факторы: неравномерность потребления и неритмичность производства; так и технологические факторы: различие пропускной способности путей сообщения и провозной способности подвижного состава разных видов транспорта.

В совокупности эти факторы приводят к необходимости создания складских запасов грузов и резервирования подвижного состава. Минимизация запасов материальных ресурсов увеличивает фондоотдачу и снижает общие транспортно-логистические издержки, которые в настоящее время достигают 70 % конечной цены продукции [3].

По объективным причинам, в различных мультимодальных узлах не все виды транспорта имеют одинаковое развитие, поэтому основу мультимодального транспортного узла составляют два-три вида транспорта, инвестиции в развитие которых позволяют получить наибольший эффект.

Одной из фундаментальных проблем транспортной логистики при организации мультимо-дальных перевозок грузов является проблема управления материальными потоками. Целью настоящей работы является создание рациональной модели транспортного узла в условиях растущего грузопотока и ограниченности пространственно-территориальных ресурсов.

Задачу определения баланса грузопотоков разных видов транспорта сформулируем на основе модели экономического взаимодействия «затраты - выпуск» В. Леонтьева.

Предположим, что крупный мультимодаль-ный транспортно-логистический центр организует взаимодействие грузопотоков п видов транспорта, и пусть ац представляет собой относительный коэффициент затрат, показывающий количество единиц груза I, перевозимых транспортом Ц.

Тогда взаимосвязи между потоками грузов х\, х2,... хп п видов транспорта и конечным спросом, включающим в себя потребление у и новые инвестиции, удовлетворяют следующей системе:

(I - А)х = у, (1)

где I - единичная диагональная матрица, А=|ау| -матрица коэффициентов технологических затрат, хт=[х;, х2, ..., х„] - вектор грузовых потоков.

Система вида (1) в научной экономической литературе получила название «система Леонтьева «затраты - выпуск». Для исследования динамики зависимости валового выпуска продукции от конечного спроса В. Леонтьевым была предложена модифицированная система:

(I - А)х - Вх' = у. (2)

Здесь В - квадратная матрица того же порядка, что и матрица А. Для логистической транспортной системы элемент Ьу матрицы В представляет собой запас груза транспорта I, требуемый для перевозки единицы груза транспортом Ц. Поэтому компоненты вектора Вх' описывают скорость изменения всех видов запасов в их взаимосвязи с изменениями скоростей перевозок х' всех видов транспорта.

В настоящей статье к исследованию задачи (1), (2) применяется метод фазового пространства, при условии, что вектор-функция у = у(х) — кусочно-гладкая интегрируемая функция. Для такой вектор-функции у фазовым пространством уравнения (2) является гладкое С°°-многообразие. В зависимости от полноты исходных данных, для практики интересны несколько случаев.

1. Траснпортно-логистический центр с известными характеристиками грузовых потоков,

стабильной мощностью переработки грузов и фиксированным парком подвижного состава. В этом случае модель динамики материальных потоков записывается в виде однородной системы обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными параметрами. Множество решений линейной однородной системы (2) обыкновенных дифференциальных уравнений (у = const) при изменении параметров А и В исчерпывающе исследовал Ф.Р. Гантмахер на основе теории пучков матриц [4].

2. В более сложном случае, когда изменяется входной вектор у (спрос, потребление), модель динамики материальных потоков записывается в виде линейной неоднородной системы обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными параметрами. Условием существования единственного решения линейной неоднородной системы (2) обыкновенных дифференциальных уравнений с известным законом изменения вектора у является требование невырожденности матрицы В:

det (B) ф 0. (3)

Если условие (3) не выполняется, необходимо предварительно решить задачу оптимизации параметров матрицы В (оптимизация запасов).

3. В реальных ситуациях о значениях элементов матриц A и B известны лишь границы их изменения. В этом случае существование решений уравнения (2) гарантируется, если значения матриц A и B принадлежат множеству точек равновесия по Нэшу в фазовом пространстве состояний системы (рис. 1).

На рис. 1 объемы перевозимой продукции Q1, Q2, Q3 (абсциссы точек пересечения кривых затрат на транспортировку груза) соответствуют критическим размерам фактического объема груза, позволяющим выявить наиболее эффективный вид транспорта.

В наиболее сложном случае о значениях элементов матриц А и В известна лишь их принадлежность некоторому числовому множеству и дифференциальная система (2) может быть вырождена (det В = 0). Тогда дополнительно возникает задача поиска оптимальных значений интер-вально неопределённых параметров матриц A и B, которая решается методами математического программирования [5].

Предлагаемая модель позволяет исследовать динамику материальных потоков мультимодаль-ного транспортного узла с учетом взаимодействия разных видов транспорта, изменения величины

Рис. 1. Множество точек равновес инвестирования, переменного спроса на продукцию и даёт возможность оценить необходимые запасы различных грузов и транспортных средств.

Таким образом, производится координация решений локальных задач для мультимодальных узлов при помощи лимитирующих значений критериев, выражающих соответственно время и себестоимость доставки грузов, что соответствует основным принципам функционирования логистических систем, а именно: доставка груза «точно в срок» и с наименьшими издержками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление Правительства РФ от 20 мая

по Нэшу транспортной системы

2008 г. № 377.

2. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

3. Логистические транспортно-грузовые системы / В.И. Апатцев, С.Б. Лёвин, В.М. Николашин и др. Под ред. В.М. Николашина. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

4. Гантмахер Ф.Р. Теория матриц. - М.: Наука, 1966. - 576 с.

5. Носков С.И. Точечная характеризация множества Парето в линейной многокритериальной задаче / Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2008, № 17. - С. 99102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.