Научная статья на тему 'Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни'

Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНЫЙ СТРЕСС / EVERYDAY STRESS / ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРЕССА / STRESS EXPERIENCE / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / TEMPERAMENT PROPERTIES / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / VITALITY / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / PERSONAL PROPERTIES / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / PSYCHODYNAMIC PROPERTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Юлия Александровна, Коробова Светлана Юрьевна

Обосновывается актуальность изучения ресурсов переживания стрессовых ситуаций в современных условиях динамически изменяющегося мира. Представлены результаты исследования, программа которого включала диагностику показателей: уровень переживания стресса («Шкала психологического стресса» Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона, адаптация Н.Е. Водопьяновой); уровень стрессонаполненности жизни («Стрессонаполненность жизни» Т.Х. Холмса, Р.Х. Райх); свойства темперамента (опросник В.М. Русалова); жизнестойкость (опросник С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.В. Рассказовой); стратегические установки выбора жизненного пути («Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой). В исследовании приняли участие 106 студентов. Выборка была разделена на подгруппы по соотношению показателей уровня переживания стресса и стрессонаполненности жизни: 1) студенты с высоким уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни (n1=22 человека); 2) студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, стрессонаполненностью жизни ниже среднего значения (n2=25 человек); 3) студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, а стрессонаполненностью жизни ниже среднего значения (n3=18 человек); 4) студенты с низким уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни (n4=41 человек). Были получены значимые различия по личностным (по всем шкалам опросника жизнестойкости, по шкале «рефлексии и поддержки внутренней сложности») и по психодинамическим свойствам (по шкалам эргичности и социальной эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности, пластичности). Построена модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, диагностическая чувствительность которой составляет 92,5 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Юлия Александровна, Коробова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DIFFERENTIATION OF SUBJECTS BY THE LEVEL OF EXPERIENCING STRESS AND BY STRESS STABILITY OF LIFE

The urgency of investigating personal and psychodynamic resources of experiencing stressful situations under the modern conditions of a dynamically changing world is considered and the results of this study are presented. The program of research included psychological diagnostics of the following indicators: level of stress experience (L.Lemura's "Psychological Stress Mesurement", P.Tsieh, L.Fillion, adaptation of N.E. Vodopyanova), level of stressfulness of life ("Social Readjustment Rating Scale" T.X. Holmes, R.K. Reich), the temperament properties (V.M. Rusalov's questionnaire), the level of viability (S. Muddy's questionnaire, adaptation of D.A. Leontief, E.V. Rasskazova), the strategic attitudes of choosing the life path ("Typology of personal choice of a way of life "V.G. Griazeva-Dobshinskaya, AS Maltseva). 106 students took part in the study. The sample was divided into four subgroups according to the ratio of indicators of the level of stress experience and stressfulness of life: 1) students with a level of stress experience and stressfulness of life above average (n1 = 22 people); 2) students with a level of stress above the average, stressfulness of life below the average(n2 = 25 people); 3) students with a stress level of stress above the average, and the stress of a life below the average (n3 = 18 people); 4) students with a level of stress and stressfulness of life below the average (n2 = 41 people). Significant differences were found between the subgroups of students identified, both on personal (on all scales of the vitality questionnaire, on the scale of "reflection and support of internal complexity"), and on psychodynamic resources (on the scales of ergonicity and social ergonicity, emotionality and social emotionality, plasticity). The model of differentiation of subjects by level of experience of stress and stressfulness of life, diagnostic sensitivity of which makes 92,5 % is constructed.

Текст научной работы на тему «Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

159

Психология

УДК 159.923 + 159.944.4

Ю.А. Дмитриева, С.Ю. Коробова

МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПО УРОВНЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОНАПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ1

Обосновывается актуальность изучения ресурсов переживания стрессовых ситуаций в современных условиях динамически изменяющегося мира. Представлены результаты исследования, программа которого включала диагностику показателей: уровень переживания стресса («Шкала психологического стресса» Л. Лемура, Р. Те-сье, Л. Филлиона, адаптация Н.Е. Водопьяновой); уровень стрессонаполненности жизни («Стрессонаполнен-ность жизни» Т.Х. Холмса, Р.Х. Райх); свойства темперамента (опросник В.М. Русалова); жизнестойкость (опросник С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева, Е.В. Рассказовой); стратегические установки выбора жизненного пути («Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой). В исследовании приняли участие 106 студентов. Выборка была разделена на подгруппы по соотношению показателей уровня переживания стресса и стрессонаполненности жизни: 1) студенты с высоким уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни (п1=22 человека); 2) студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, стрессонаполненностью жизни ниже среднего значения (п2=25 человек); 3) студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, а стрессонаполненностью жизни - ниже среднего значения (п3=18 человек); 4) студенты с низким уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни (п4=41 человек). Были получены значимые различия по личностным (по всем шкалам опросника жизнестойкости, по шкале «рефлексии и поддержки внутренней сложности») и по психодинамическим свойствам (по шкалам эргичности и социальной эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности, пластичности). Построена модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, диагностическая чувствительность которой составляет 92,5 %.

Ключевые слова: повседневный стресс, переживание стресса, свойства темперамента, жизнестойкость, личностные свойства, психодинамические свойства.

Введение

Динамика современного мира подразумевает множественные изменения условий жизни и деятельности людей. Всё это увеличивает количество стрессоров, а также уровень их интенсивности в социальной и профессиональной сферах, что приводит к резкому возрастанию уровня стрессогенности в целом [11]. Успешность человека в совладании с ситуациями, вызывающими затруднения, определяется такой системной динамической характеристикой, как индивидуальная устойчивость к стрессу: индивидуально-личностными свойствами и их взаимодействием, которые проявляют особенности индивидуальных способов преодоления затруднений на основе их субъективной значимости [2].

В исследованиях выявлено, что такие психодинамические характеристики, как темп и эргич-ность, являются факторами, положительно влияющими на удовлетворенность жизнью; эмоциональность же является отрицательным фактором [13]. Также исследовано влияние на стрессоустойчивость таких психодинамических свойств, как сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность нервной системы; а также некоторых свойств темперамента: эмоциональной стабильности, эргично-сти, пластичности [6; 8; 12].

Среди личностных свойств с выбором стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями связывают адекватную «Я-концепцию», позитивную самооценку, эмпатический потенциал, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, аффилиативную тенденциию оптимистическое мировоззрение, уровень индивидуального интеллектуального ресурса субъекта [1]. По мнению М.Е. Зеленовой, при воздействии множественных стресс-факторов психологическую устойчивость определяет индивидуальный стиль саморегуляции [5]. «Умение прощать» связывают с низким риском развития заболеваний на фоне стрессовой нагрузки [15].

1 Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

Также исследована взаимосвязь стрессового опыта и его восприятия субъектом: между тяжестью стрессового опыта и возникновением дистресса [14]. В лонгитюдном исследовании G.S. Shields, L.L. Toussaint, G.M. Slavich выявлено, что личностная черта «пессимизм» изменяется при изменении восприятия стрессовой нагрузки [15].

Таким образом, актуальным представляется дифференциация субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, что позволит создать математическую модель их классификации, а также исследование различий в структуре психодинамических и личностных ресурсов, позволяющих субъектам, входящих в разные группы, по-разному переживать повседневные стрессовые нагрузки.

Гипотеза исследования. Дифференциация субъектов по уровню переживания стресса и стрес-сонаполненности жизни обусловлена различиями субъектов в психодинамических и личностных свойствах.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие 106 человек, из них 67 девушек и 39 юношей в возрасте от 17 до 21 года.

Методики исследования

Для исследования феноменологической структуры переживания стресса использовалась «Шкала психологического стресса» Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой [3].

Для исследования стрессонаполненности жизни - методика «Стрессонаполненность жизни» Т.Х. Холмса, Р.Х. Райх [3].

Для исследования личностных свойств - опросник жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.В. Рассказовой [7], содержащий 3 независимых шкалы: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска» и шкалу «жизнестойкость», представляющую собой суммарный показатель по независимым шкалам. Также - опросник «Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Гря-зевой-Добшинской, А.С. Мальцевой [4], диагностирующий стратегические установки выбора жизненного пути и включающий 2 независимые шкалы: «рефлексия и поддержка внутренней сложности» (РПВС) и «осознание и принятие внешней трудности» (ОПВТ).

Для исследования психодинамических свойств использовался опросник структуры темперамента В.М. Русалова [10], который содержит 8 независимых шкал для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (предметная и социальная эргичность, пластичность и социальная пластичность», темп и социальный темп, эмоциональность и социальная эмоциональность) и 1 независимую шкалу для определения социальной желательности ответов.

Дизайн исследования

Исследование личностных и психодинамических ресурсов переживания стресса у субъектов проводилось в два этапа. На первом этапе выявлялись различия между четырьмя группами студентов в личностных и психодинамических ресурсах переживания стресса (по шкалам опросников жизнестойкости и темперамента). На втором этапе была рассчитана модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни.

В рамках исследования вся выборка была разделена на 4 группы студентов, дифференцированных по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни. Критерии дифференциации уровня переживания стресса - средние значения уровня переживания стресса по методике «Шкала психологического стресса» Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой по всей выборке (М=88,47) и уровня стрессонаполненности жизни по методике «Стрессонаполненность жизни» Т.Х. Холмса, Р.Х. Райх по всей выборке (М=332,3).

Подгруппа №1 (nj= 22 человека) - студенты с уровнем переживания стресса и стрессонапол-ненности жизни выше среднего значения.

Подгруппа №2 (n2=25 человек) - студенты с уровнем переживания стресса выше среднего значения, стрессонаполненностью жизни ниже среднего значения.

Подгруппа №3 (n3=18 человек) - студенты с уровнем переживания стресса ниже среднего значения, стрессонаполненностью жизни выше среднего значения.

Подгруппа №4 (n4=41 человек) - студенты с уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни ниже среднего значения.

Для создания модели подверженности стрессу использовался дискриминантный анализ данных психологической диагностики студентов. Все расчеты были выполнены с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics [9].

Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

161

Результаты исследования

На первом этапе исследования анализировались различия в 4 подгруппах студентов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, а также по личностным и психодинамическим свойствам.

Были расчитаны средние значения и стандартные отклонения, а также определен тип распределения каждой переменной, соответствующей каждой шкале каждой психодиагностической методики. Проверка на нормальность распределения осуществлялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования нормальности распределения

Переменная Среднее значение Стандартное отклонение Значение Ъ Колмогорова-Смирнова Уровень значимости

Показатели переживания стресса и стессонаполненности жизни

Уровень переживания стресса 88,5 27,2 0,794 0,553

Уровень стрессонаполненности жизни 332,3 265,9 1,707 0,006

Психодинамические свойства

Эргичность 5,7 3,1 1,188 0,119

Социальная эргичность 6,8 3,6 1,065 0,207

Пластичность 6,6 3,7 1,225 0,099

Социальная пластичность 5,8 3,1 0,974 0,298

Темп 6,9 3,5 1,274 0,078

Социальный темп 7,8 3,0 1,287 0,073

Эмоциональность 5,1 3,6 1,393 0,041

Социальная эмоциональность 5,9 3,7 1,117 0,165

Личностные свойства

РПВС 11,0 3,3 1,069 0,203

ОПВТ 10,8 2,8 0,957 0,319

Вовлеченность 34,4 10,4 0,933 0,349

Контроль 29,9 9,0 0,587 0,881

Принятие риска 18,4 5,6 0,848 0,469

Жизнестойкость 82,7 23,0 1,081 0,193

Условные обозначения: РПВС - рефлексия и поддержка внутренней сложности; ОПВТ - осознание и принятие внешней трудности.

Результаты исследования нормальности распределения всех шкал методик данного эмпирического исследования показали, что практически все шкалы имеют распределение, близкое к нормальному (отсутствуют статистически значимые различия). Только у двух показателей (уровень стрессонаполненности жизни и эмоциональность) распределение отличается от нормального.

Средние значения показателей уровня переживания стресса и уровня стрессонаполненности жизни, стратегических установок выбора жизненного пути, а также показателей жизнестойкости соответствуют средним значениям, полученным при стандартизации методик [3; 7; 17]. Средние значения показателей психодинамических свойств соответствуют средним значениям, полученным в эмпирических исследованиях [16].

Далее для сравнения личностных и психодинамических ресурсов у субъектов 4-х выделенных подгрупп использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллеса. Результаты выявленных статистически значимых различий в психодинамических и личностных свойствах у субъектов разных подгрупп представлены в табл. 2.

Таким образом, выявлены статистически значимые различия среди выделенных групп по большинству психодинамических и личностных свойств.

Таблица 2

Сравнение групп субъектов по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, выраженности личностных и психодинамических свойств

Переменная Значение среднего ранга в подгруппе Хи-квадрат

№ 1 № 2 № 3 № 4

Сравнение групп по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни

Уровень переживания стресса 88,8 79,7 34,4 28,1 78,9**

Уровень стрессонаполненности жизни 87,3 38,4 85,6 30,5 75,1**

Сравнение групп по психодинамическим свойствам

Эргичность 55,2 37,3 66,3 56,8 10,7*

Социальная эргичность 48,3 35,4 67,9 61,0 15,8**

Пластичность 54,9 37,2 69,3 55,7 12,2**

Эмоциональность 69,7 73,4 33,2 41,6 30,7**

Социальная эмоциональность 68,3 71,1 40,1 40,7 24,0**

Сравнение групп по личностным свойствам

РПВС 68,4 47,8 60,4 45,9 9,5*

Вовлеченность 42,7 33,9 70,8 63,7 23,1**

Контроль 42,1 32,7 78,9 61,2 29,3**

Принятие риска 52,8 32,6 75,8 56,8 21,5**

Жизнестойкость 44,0 31,5 76,5 61,9 28,1**

Условные обозначения: ** - р< 0,01; * - р< 0,05; РПВС - рефлексия и поддержка внутренней сложности.

Субъекты первой подгруппы с уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни выше среднего (что подтверждается статистически на уровне 0,01) обладают более высоким уровнем выраженности таких психодинамических свойств, как эмоциональность и социальная эмоциональность, а также высоким уровнем выраженности рефлексии и поддержки внутренней сложности. Субъекты второй подгруппы с уровнем переживания стресса выше среднего и уровнем стрессона-полненности жизни ниже среднего, обладают также высокими показателями эмоциональности и социальной эмоциональности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные психодинамические свойства (эмоциональность и социальная эмоциональность) - это определяющие факторы при дифференциации субъектов с высоким уровнем переживания стресса.

Субъекты третьей подгруппы, обладающие уровнем переживания стресса ниже среднего в сочетании с уровнем стрессонаполненности жизни выше среднего, обладают статистически значимо более высокими показателями по всем личностным свойствам, кроме показателя «осознание и принятие внешней трудности»; и по некоторым психодинамическим свойствам - эргичности и социальной эр-гичности, пластичности. Исследование личностных и психодинамических свойств у субъектов данной подгруппы наиболее интересно в рамках изучения ресурсов стрессоустойчивости: в определении факторов, которые дают возможность субъектам при высоком уровне стресогенности жизни противостоять им без урона для собственного здоровья, сохранять низкий уровень переживания стресса.

Субъекты первой и третьей подгрупп, с уровнем стрессонаполненности жизни выше среднего, обладают высоким уровнем рефлексии и принятия внутренней сложности, при отсутствии статистически значимых различий по другим параметрам. Рефлексия и принятие внутренней сложности - определяющий фактор при дифференциации субъектов с высоким уровнем стрессонаполненности жизни.

Субъекты четвертой подгруппы с уровнем и переживания стресса, и стрессонаполненности жизни ниже среднего, обладают высоким уровнем социальной эргичности, вовлеченности и контроля, а также жизнестойкости в целом.

На втором этапе исследования была разработана математическая модель дифференциации субъектов, отличающихся уровнем переживания стресса и стрессонаполненности жизни. Для разработки модели и дифференциации субъектов по личностным и психодинамическим свойствам использовался дискриминантный анализ данных психологической диагностики.

Результаты анализа подтверждают различия в личностных и психодинамических свойствах студентов выделенных подгрупп, дифференцированных по уровню переживания стресса и стрессо-наполненности жизни, - правильность отнесения субъектов в группы составила 92,5 %.

_Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса..._163

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2018. Т. 28, вып. 2

Основная дискриминантная функция, являющаяся линейным уравнением (включающим только значимые переменные) для классификации субъектов с разным соотношением уровня переживания стресса и стрессонаполненности жизни, выглядит следующим образом:

F= 0,063*УПС + 0,001*УСЖ + (0,045*Т- 0,037*СТ + 0,1*Эм - 0,05*СЭм - 0,051*ПЭ) + (0,056*ОПВТ + 0,013^вовлеченность) - 6,262;

где 1) УПС - уровень подверженности стрессу; 2) УСЖ - уровень стрессонаполненности жизни; 3) психодинамические свойства: Т - темп; СТ - социальный темп; Эм - эмоциональность; СЭм - социальная эмоциональность; ПЭ - предметная эргичность; 2) личностные свойства: ОПВТ - осознание и принятие внешней трудности.

Вклад каждого значимого показателя при дифференциации групп субъектов фактора представлен в табл. 3.

Таблица 3

Вклады показателей в модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса

и стрессонаполненности жизни

Система показателей подверженности стрессу в ситуации профессионального оценивания Вклад показателя в дискриминантную функцию

Уровень переживания стресса 0,928

Уровень стрессонаполненности жизни 0,201

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психодинамические свойства

Темп 0,156

Социальный темп -0,111

Эмоциональность 0,308

Социальная эмоциональность -0,164

Эргичность -0,150

Личностные свойства

ОПВТ 0,159

Вовлеченность 0,119

Условные обозначения: ОПВТ - осознание и принятие внешней трудности.

Таким образом, значимый вклад в модель подверженности стрессу вносят не только показатели уровня переживания стресса и стрессонаполненности жизни (которые были изначально взяты как критерии для разделения субъектов на подгруппы), но и некоторые психодинамические и личностные свойства. Так, среди показателей психодинамических свойств значимы: темп и социальный темп, эмоциональность и социальная эмоциональность, эргичность. Среди показателей личностных свойств наибольший вклад имеет показатель стратегии выбора жизненного пути: осознание и принятие внешней сложности, а также показатель вовлеченности.

Обсуждение и выводы

1. Осуществлена дифференциация выборки на 4 подгруппы по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни. Статистически подтверждены различия этих подгрупп субъектов в таких личностных свойствах, как жизнестойкость (по всем показателям), стратегии выбора жизненного пути личности (показатель рефлексии и принятия внутренней сложности) и в некоторых психодинамических свойствах (эргичности и социальной эргичности, эмоциональности и социальной эмоциональности, пластичности) у четырех выделенных подгрупп субъектов.

Субъекты с уровнем переживания стресса выше среднего обладают более высоким уровнем выраженности таких психодинамических свойств, как эмоциональность и социальная эмоциональность. Субъекты с уровнем стрессонаполненности жизни выше среднего обладают высоким уровнем рефлексии и принятия внутренней сложности. Таким образом, показатели: эмоциональность, социальная эмоциональность и рефлексия и принятие внутренней сложности - могут быть рассмотрены как ключевые факторы при дифференциации субъектов по уровню переживания стресса и стрессона-полненности жизни.

2. Результаты дискриминантного анализа подтверждают различия в личностных и псиодинами-ческих свойствах студентов выделенных подгрупп, дифференцированных по уровню переживания стресса и стрессонаполненности жизни, - правильность отнесения субъектов в группы составила 92,5 %. В модели подтвержден значимый вклад показателей эмоциональности и социальной эмоциональности как предикторов дифференциации субъектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Величковская С.Б. Влияние индивидуально-психологических характеристик личности на выбор стратегий совладающего поведения // Вестн. Московского гос. лингв. ун-та. Серия: Образование и педагогические науки. 2011. № 613.

2. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: дис. ... канд. психол. наук, М., 2007. 195 с.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.

4. Грязева-Добшинская В.Г., Мальцева А.С. Типология личностного выбора жизненного пути: описание методики и результаты психометрической проверки // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2016. № 2.

5. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности // Социальная психология и общество. 2013. № 1.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб., 2008.

7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

8. Михеева А. В. Особенности стрессоустойчивости и тревожности у мужчин и женщин // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 2.

9. Наследов А. IBM Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2013.

10. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М., 1992.

11. Тарабрина Н. В., Журавлев А. Л., Сергиенко Е. А., Харламенкова Н. Е. Повседневный и травматический стресс: современные направления исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М., 2017.

12. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестн. Витебск. гос. мед. ун-та. 2011. № 1.

13. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. №1.

14. De Jong G.M., van Sonderen E., Emmelkamp P.M.G. A comprehensive model of stress - The roles of experienced stress and neuroticism in explaining the stress-distress relationship // Psychotherapy and psychosomatics. 1999. Vol. 6.

15. Shields G.S., Toussaint L.L., Slavich G.M. Stress-related changes in personality: A longitudinal study of perceived stress and trait pessimism // Journal of research in personality. 2016. Vol.64.

16. Имашева Л.Т., Сидоренко Е.В. Связь компонентов эмоционального интеллекта с показателями темперамента // Науч. исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2017. Т. 5.

17. Мальцева А.С. Выбор творческого жизненного пути личности в контекстах социальных взаимодействий: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2011. 210 с.

Поступила в редакцию 24.01.2018

Yu.A. Dmitrieva, S. Yu. Korobova

MODEL OF DIFFERENTIATION OF SUBJECTS BY THE LEVEL OF EXPERIENCING STRESS AND BY STRESS STABILITY OF LIFE

The urgency of investigating personal and psychodynamic resources of experiencing stressful situations under the modern conditions of a dynamically changing world is considered and the results of this study are presented. The program of research included psychological diagnostics of the following indicators: level of stress experience (L.Lemura's "Psychological Stress Mesurement", P.Tsieh, L.Fillion, adaptation of N.E. Vodopyanova), level of stressfulness of life ("Social Readjustment Rating Scale" T.X. Holmes, R.K. Reich), the temperament properties (V.M. Rusalov's questionnaire), the level of viability (S. Muddy's questionnaire, adaptation of D.A. Leontief, E.V. Rasskazova), the strategic attitudes of choosing the life path ("Typology of personal choice of a way of life "V.G. Griazeva-Dobshinskaya, AS Maltseva). 106 students took part in the study. The sample was divided into four subgroups according to the ratio of indicators of the level of stress experience and stressfulness of life: 1) students with a level of stress experience and stressfulness of life above average (n1 = 22 people); 2) students with a level of stress above the average, stressfulness of life below the av-erage(n2 = 25 people); 3) students with a stress level of stress above the average, and the stress of a life below the average (n3 = 18 people); 4) students with a level of stress and stressfulness of life below the average (n2 = 41 people). Significant differences were found between the subgroups of students identified, both on personal (on

Модель дифференциации субъектов по уровню переживания стресса.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

165

all scales of the vitality questionnaire, on the scale of "reflection and support of internal complexity"), and on psycho-dynamic resources (on the scales of ergonicity and social ergonicity, emotionality and social emotionality, plasticity). The model of differentiation of subjects by level of experience of stress and stressfulness of life, diagnostic sensitivity of which makes 92,5 % is constructed.

Keywords: everyday stress, stress experience, temperament properties, vitality, personal properties, psychodynamic properties.

Дмитриева Юлия Александровна,

старший преподаватель кафедры «Психология развития и возрастное консультирование»; научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» E-mail: dmitrieva.julia.86@mail.ru

Коробова Светлана Юрьевна, аспирант, младший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» E-mail: k.svetlana-1991@mail.ru

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)

454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 76

Dmitrieva Yu.A.,

Senior lecturer at Department of Psychology

of Development and Age Consultation,

researcher of the Laboratory of Psychology

and Psychophysiology of Stress-Resistance and Creativity

E-mail: dmitrieva.julia.86@mail.ru

Korobova S.Yu., postgraduate student, Junior Researcher of the Laboratory of Psychology and Psychophysiology of Stress-Resistance and Creativity E-mail: k.svetlana-1991@mail.ru

South Ural State University

(National Researcher University)

Lenina av., 76, Chelyabinsk, Russia, 454080

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.