Научная статья на тему 'Модель актуализации календарной обрядности русских Сибири в музее (на примере Кемеровской области)'

Модель актуализации календарной обрядности русских Сибири в музее (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / КАЛЕНДАРНЫЙ ОБРЯД / CALENDAR RITUAL ACTUALIZATION / АКТУАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM ACTIVITIES / УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / UNIQUE SELLING PROPOSITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глушкова П.В., Головач Д.В.

В статье разрабатывается модель актуализации календарного обряда в аспекте создания уникального торгового предложения. Противоречие между практической деятельностью музеев, презентующих традиционный календарь и слабой теоретической разработанностью данного направления, ведет не только к трансформации подлинной традиции, но и позволяет создать конкурентноспособный продукт на рынке подобных услуг. В статье разрабатываются методы, принципы и компоненты актуализации календарного обряда, которые соответствуют характеристикам уникального торгового предложения. Модель содержит конкретное предложение: возможность погрузится в прошлое и принять участие в максимально приближенном к аутентичному обряде. Предлагаемая модель ориентирована на воспроизведение аутентичных форм, что кардинально отличает ее от конкурентных стилизованных. Сильная сторона разрабатываемой модели заключается в возможности приобщения посетителя к подлинной традиционной культуре. Внедрение предлагаемой модели в музейную деятельность обеспечит сохранение подлинных объектов нематериального культурного наследия и повысит спрос на услуги, предлагаемые музеем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Глушкова П.В., Головач Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Updating the Calendar Rituals of Russians in Siberia in the Museum (on the Example of Kemerovo Region)

The museum is looking for new forms of work with the visitor. It expands the range of cultural and educational activities, present intangible cultural heritage. Events for updating these objects help to attract visitors to the museum, therefore, they act as a source of income. But the desire to strengthen the economic component of this area leads to a deformation of the self-activity of the museum. The lack of a uniform methodology for updating leads to the transformation of tradition and unlikely it would create a competitive product on the market of such services. Development of model updating the calendar ceremonies at the museum will balance recreational, scientific and educational component measures to ensure the preservation of authentic objects of intangible cultural heritage and create a unique selling proposition. Model updating the calendar rite as a conditional sample is an interactive program based on the method of complex sciencebased reconstruction using the methods and techniques of staging and local adaptation of temporal correlation, the inclusion of reproducing such presentational elements of ritual acts as ceremonial, ritual paraphernalia, traditional costume, ritual kitchen. Using the model involves the passage of such stages as the preservation of the calendar rites by its fixation and inclusion in the museum collection, identification of structural ritual elements and their relationships, adapting to the shape of the elements of cultural and educational activities, the choice of methods and techniques, script writing activities, identification and reproduction related items rite. In implementation of this model, you need to focus on principles such as scientific, focus on authenticity, complexity, attractiveness, interactivity. By means of the developed model, it is reproduced as close to the authentic rite, the visitor has an opportunity to immerse himself in the recreated traditional atmosphere, the event will have characteristics of a unique selling proposition.

Текст научной работы на тему «Модель актуализации календарной обрядности русских Сибири в музее (на примере Кемеровской области)»

УДК 069: 394.21

МОДЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ СИБИРИ В МУЗЕЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Глушкова Полина Валерьевна, аспирант, преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: polina-glushkova@mail.ru

Головач Денис Владимирович, магистрант кафедры музейного дела, преподаватель кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: 89131206666@mail.ru

В статье разрабатывается модель актуализации календарного обряда в аспекте создания уникального торгового предложения. Противоречие между практической деятельностью музеев, презентующих традиционный календарь и слабой теоретической разработанностью данного направления, ведет не только к трансформации подлинной традиции, но и позволяет создать конкурентноспособный продукт на рынке подобных услуг. В статье разрабатываются методы, принципы и компоненты актуализации календарного обряда, которые соответствуют характеристикам уникального торгового предложения. Модель содержит конкретное предложение: возможность погрузится в прошлое и принять участие в максимально приближенном к аутентичному обряде. Предлагаемая модель ориентирована на воспроизведение аутентичных форм, что кардинально отличает ее от конкурентных стилизованных. Сильная сторона разрабатываемой модели заключается в возможности приобщения посетителя к подлинной традиционной культуре. Внедрение предлагаемой модели в музейную деятельность обеспечит сохранение подлинных объектов нематериального культурного наследия и повысит спрос на услуги, предлагаемые музеем.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, календарный обряд, актуализация, музейная деятельность, уникальное торговое предложение.

THE MODEL OF UPDATING THE CALENDAR RITUALS OF RUSSIANS IN SIBERIA IN THE MUSEUM (ON THE EXAMPLE OF KEMEROVO REGION)

Glushkova Polina Valerievna, Post-Graduate Student, Lecturer, Department of Museology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: polina-glushkova@mail.ru

Golovach Denis Vladimirovich, Undergraduate Student, Department of Museology, Lecturer, Department of Social Sphere Economy, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: 89131206666@mail.ru

The museum is looking for new forms of work with the visitor. It expands the range of cultural and educational activities, present intangible cultural heritage. Events for updating these objects help to attract visitors to the museum, therefore, they act as a source of income. But the desire to strengthen the economic component of this area leads to a deformation of the self-activity of the museum. The lack of a uniform methodology for updating leads to the transformation of tradition and unlikely it would create a competitive product on the market of such services. Development of model updating the calendar ceremonies at the museum will balance recreational, scientific and educational component measures to ensure the preservation of authentic objects of intangible cultural heritage and create a unique selling proposition. Model updating the calendar rite as a conditional sample is an interactive program based on the method of complex science-based reconstruction using the methods and techniques of staging and local adaptation of temporal correlation, the inclusion of reproducing such presentational elements of ritual acts as ceremonial, ritual paraphernalia, traditional costume, ritual kitchen. Using the model involves the passage of such stages as the preservation

of the calendar rites by its fixation and inclusion in the museum collection, identification of structural ritual elements and their relationships, adapting to the shape of the elements of cultural and educational activities, the choice of methods and techniques, script writing activities, identification and reproduction related items rite. In implementation of this model, you need to focus on principles such as scientific, focus on authenticity, complexity, attractiveness, interactivity. By means of the developed model, it is reproduced as close to the authentic rite, the visitor has an opportunity to immerse himself in the recreated traditional atmosphere, the event will have characteristics of a unique selling proposition.

Keywords: intangible cultural heritage, calendar ritual actualization, museum activities, unique selling proposition.

На сегодняшний день музей активно ищет новые формы работы с посетителем. Кроме того, сегодня остро стоит проблема сохранения и презентации объектов нематериального культурного наследия, подверженных в условиях глобализации и информатизации современного общества разрушению [4]. Выходом из сложившейся ситуации стало расширение спектра культурно-образовательных мероприятий, презентующих различные объекты нематериального наследия. В 1970-е годы в музеях-заповедниках начинают воспроизводиться традиционные ремесла, фольклорные формы. Календарные обряды стали презентоваться в музеях позже, ближе к 90-м годам XX века. Большая роль в этом принадлежит музеям под открытым небом. Первые праздники, приуроченные к народному календарю, стали проводить музеи Русского Севера [9, с. 69-76]. В Кемеровской области тенденция актуализации народного календаря зародилась уже в XXI веке, а многие музеи начали работать в данном направлении лишь в последние несколько лет. На сегодняшний день практически в каждом музее проводятся мероприятия, актуализирующие народный календарь. Это вызвано не только острой необходимостью сохранения пласта историко-культурного наследия. Презентация объектов нематериального наследия в музее в рамках различных форм культурно-образовательной деятельности осознается как значимый фактор экономического развития. Мероприятия по актуализации данных объектов способствуют привлечению посетителей в музей, следовательно, выступают в качестве источника доходов. Однако, наряду с этим можно проследить тенденцию: стремление усилить экономическую составляющую данного направления ведет к деформации собственно-музейной деятельности. Происходит смещение акцента с научно-образовательной функции на

рекреационную, причем реализация рекреационной составляющей мыслится как отход от непосредственного сохранения наследия и ориентация на включение современных элементов в деятельность музея. Итогом является создание однотипных стилизованных немузейных мероприятий. Отметим, что на сегодняшний день отсутствует единая методика по работе музея с таким объектом нематериального наследия, как календарная обрядность, что ведет не только к нарушению принципов собственно музейной работы, но и не позволяет создать конкурентноспособный продукт на рынке подобных услуг. Разработка модели актуализации календарной обрядности в музее, таким образом, позволит решить сразу несколько проблем: сбалансировать рекреационную и научно-образовательную составляющую мероприятия, презентующего календарную обрядность, обеспечить сохранение подлинных объектов нематериального культурного наследия, создать уникальное торговое предложение.

Термин «уникальное торговое предложение» был введен Р. Ривсом по отношению к эффективной стратегии рекламирования. Он впервые заговорил о необходимости выделить продукт из ряда подобных на основе конкретных характеристик. Р. Ривс выявил три условия, которые необходимы для создания уникального торгового предложения:

1. Предложение должно быть предельно конкретным, то есть должно сообщать о выгоде для потребителя.

2. Предложение должно быть уникальным: то есть либо должно предлагать уникальный товар, либо содержать уникальное утверждение о товаре.

3. Предложение должно быть сильным, способным привлечь потребителя. То есть способным его заинтересовать [7].

Актуализация, деятельность по сохранению и включению объектов нематериального наследия в современное культурное пространство [8], происходит в музее посредством создания и воспроизведения моделей. Актуализация календарных обрядов в музее осуществляется через воспроизведение элементов комплексной структуры обряда в рамках форм культурно-образовательной деятельности посредством специфических методов, приемов, на основе принципов, обуславливающих специфику отбора элементов и их презентации, охарактеризовав которые с точки зрения потенциальной возможности создания уникального торгового предложения, можно создать оптимальную модель. Модель актуализации календарного обряда будет представлять собой условный образец, основанный на комбинации данных форм, элементов, методов, приемов и принципов.

В современном обществе можно проследить тенденцию усиления внимания к традиционной культуре, соответственно, уровень требований современного потребителя значительно вырос. Мы имеем дело с искушенным потребителем, следовательно, необходимо разработать уникальное предложение, способное удовлетворить его потребности. Уникальной особенностью разрабатываемой модели станет ориентация на аутентичность. Данное предложение обеспечит комплексное воспроизведение подлинных объектов нематериального культурного наследия, а также будет способствовать воссозданию региональной специфики. При формировании модели актуализации будет учитываться как экономический, так и научно-образовательный потенциал музея, что позволяет рассматривать современный музейный менеджмент не в отрыве и не в противоречии по отношению к пониманию музея в традиционном ключе. Именно такой взгляд на музейную деятельность способствует развитию регионального культурного потенциала. Применив стратегию Р. Ривса к предлагаемой модели, можно выявить следующие ее свойства:

1. Предлагаемая модель будет содержать конкретное предложение: возможность погрузится в прошлое и принять участие в максимально приближенном к аутентичному обряде. То есть музей предлагает знакомство с подлинным воссозданным объектом нематериального культурного наследия.

2. Наряду с разнообразием форм презентации календарной обрядности, все они, в основном, носят стилизованный характер. Предлагаемая модель ориентирована на воспроизведение аутентичных форм, что кардинально отличает ее от конкурентных.

3. Сильная сторона разрабатываемой модели заключается в возможности приобщения посетителя к подлинной традиционной культуре. Погружение потребителя в атмосферу аутентичности будет способствовать увеличению туристического потока не только на региональном, но и на федеральном уровне, увеличению спроса у потребителя.

Рассмотрим составные элементы предлагаемой модели. Традиционный календарный обряд - сложная комплексная структура [1, с. 100]. Его презентация в музее строится на воспроизведении обрядовых актов, элементарных элементов обрядовых действий, сопутствующей ритуальной атрибутики, вербальных форм, исполнительских искусств, традиционной кухни, ритуальных костюмов. Можно выделить презентативные элементы календарной обрядности с точки зрения возможности создания уникального торгового предложения.

1. Презентация комплекса обрядовых актов. Воспроизведение в музейной деятельности календарных обрядов способствует привлечению огромного потока посетителей. Организация праздников формирует у участников чувство сопричастности действия, соответственно обладает такими свойствами, как аттрактивность, эмоциональность и экспрессивность. В рамках практической деятельности музеев Кемеровской области презентуется ограниченный спектр обрядовых актов, не воспроизводятся уникальные регионально специфичные акты. Кроме того, акты воспроизводятся как отдельные элементы, а не как единый обряд. Отличительной чертой разрабатываемой модели является воспроизведение традиционного обряда во всей полноте.

2. Воспроизведение ритуальной атрибутики и традиционных костюмов. Воссоздание ритуальных предметов способствует привлечению посетителей сразу в двух аспектах. Специально изготовленные реконструкции подлинных предметов дают возможность использования их в рамках презентации обрядовых актов. Такие воспроизве-

дения позволяют увеличить интерактивность действия, следствием становится их аттрактивность и востребованность у посетителей. Ритуальная атрибутика может продаваться, что является дополнительным доходом. На сегодняшний день музеи Кемеровской области осуществляют торговлю в рамках проведения мероприятий, однако производится продажа стилизованных типичных изделий мастеров. Реконструированные костюмы, а не использование стилизаций, способствуют увеличению аттрактивности презентуемого действия. Стилизованные образцы народного костюма распространены повсеместно, а точную копию, реконструкцию, возможно увидеть только в музее, соответственно музей таким образом отвоевывает позиции у конкурирующих в данном аспекте предприятий. Возможно использование костюмов различными способами, способными обеспечить экономические вливания: фотографирование в традиционном костюме (реконструкции) или с моделью в традиционном костюме, продажа элементов традиционных костюмов (например, ритуальных масок или других составных элементов костюмов ряженых, традиционных поясов, которые могут использоваться при гадании, головных уборов и т. д.) Уникальность разрабатываемой модели будет заключаться в создании реконструкций, точных копий подлинных предметов. В музеях Кемеровской области для изготовления ритуальной атрибутики применяются методы аналогии (предмет воспроизводится на основании сходства с подлинником, но с определенным процентом отступлений и авторских интерпретаций) или стилизации (воспроизведение предмета с низким процентом достоверности) [2, с. 473].

3. Включение в структуру мероприятия воспроизведений подлинных образцов исполнительских искусств также способствует формированию аутентичного образа. Музеи Кемеровской области практикуют привлечение к проведению мероприятий фольклорных коллективов, репертуар которых зачастую включает стилизации. Презентация аутентичных песен и танцев, характерных для региона, станет преимуществом по отношению к конкурентам.

4. Актуализация традиционной кухни может выступить как значимый фактор в создании уникального торгового предложения, так как способствует не только актуализации данного пласта

нематериального наследия, но и способна обеспечить стойкий интерес у посетителя. Эффективной формой презентации обрядовой кухни является организация мастер-классов по приготовлению традиционных блюд, однако, практики по их проведению единичны [3, с. 54]. Воссоздание традиционных рецептов дает возможность создать уникальное блюдо, попробовать которое у посетителя не представится возможности нигде, кроме данного музея.

Обрядовые элементы презентуются в музее на базе различных форм культурно-образовательной деятельности. Наиболее предпочтительной формой в музеях Кемеровской области является праздник. Это обусловлено такими его характеристиками, как комплексность (возможность включения разнообразных форм культурно-образовательной деятельности), зрелищность, способность формировать чувство сопричастности действию и отвечать требованиям современного посетителя, нацеленного на рекреацию. Однако, потенциал такой формы, как интерактивная программа, не используется в полной мере. В рамках программы возможен индивидуальный подход, следовательно, можно учитывать индивидуальные требования посетителя. Интерактивная программа позволяет включать посетителя в действие, что также способно повысить ее конкурентноспособность. Кроме того, соблюсти ориентацию на аутентичность в рамках музейной программы значительно проще, чем в рамках праздника. Уникальность будет заключаться в предложении индивидуально-ориентированной, интерактивной, направленной на воспроизведение аутентичности программы, представленной только в музее.

Интерактивная программа может включить такие внутренние формы, как экскурсия, мастер-класс, конкурс, театрализованное представление. Мастер-класс обладает высокой степенью эффективности с точки зрения создания уникального торгового предложения, так в рамках данной формы не только происходит демонстрация объектов нематериального культурного наследия, но и возможность посетителя изготовить свой собственный продукт или приобрести продукт, изготовленный профессионалом.

Презентация элементов календарного обряда в музее в рамках различных форм культурно-образовательной деятельности происходит по-

средством применения определенных методов. Методы по актуализации народного календаря условно можно разделить на вербальные и ак-циональные. Вербальные методы представляют собой устное сообщение о традициях, присущих тому или иному празднику. Основным вербальным методом является метод интерпретации календарной обрядности посредством материальных предметов, ее иллюстрирующих. Метод интерпретации основан на раскрытии семантической составляющей музейного предмета. Вербальные методы широко применяются в музейной практике, и посредством их невозможно создать уникальное торговое предложение.

К акциональным методам можно отнести метод фиксации, трансляции, ревалоризации, реконструкции, моделирования, театрализации, стилизации. Под трансляцией понимается механизм передачи традиции ее носителем последующим поколениям. Метод трансляции тесно связан с методом фиксации. Под фиксацией понимается выявление обряда в естественной среде и презентация его в неизменном виде. Метод фиксации подразумевает актуализацию календарного обряда самими носителями традиции, а значит, может способствовать передаче ее от поколения к поколению, то есть трансляции как обеспечению ее непрерывного существования. Методы фиксации и трансляции наиболее продуктивны с точки зрения создания уникального торгового предложения, но в рамках актуализации календарной обрядности русских Сибири не применимы, так как на сегодняшний день носители традиции, способные презентовать данный объект нематериального наследия, отсутствуют. Вернуть первоначальное значение календарному обряду на данном этапе развития культуры также не представляется возможным. Данная традиция сегодня не воспроизводится и может быть только восстановлена на базе имеющихся материалов. В данном случае необходимо прибегнуть к такому методу актуализации нематериального культурного наследия, как реконструкция.

Метод научно-обоснованной реконструкции представляет собой моделирование нематериальных объектов с целью получения информации об их функционировании [8]. Реконструкция способствует комплексной актуализации обряда, посетитель получает исчерпывающие сведения

о его функционировании. Источниковой базой для реконструкции могут являться музейные собрания, архивные источники, научная литература. В музеях Кемеровской области метод реконструкции не применяется ни в одном музее, соответственно использование модели актуализации календарного обряда, основанной на данном методе, позволит музеям занять пустующую нишу. Уникальным торговым предложением будет реконструированный традиционный обряд.

Возможно создание уникального предложения на основе метода моделирования с высокой степенью достоверности, то есть воспроизведение обряда в приближенной к аутентичной форме. Интерактивное моделирование, то есть воспроизведение обряда при участии посетителей, также видится эффективным. Конкретное предложение в данном случае заключается в возможности принять участие в воссозданном подлинном обряде.

Усилить зрелищность мероприятия, презентующего народный календарь, можно посредством метода театрализации, подразумевающего использование приемов, характерных для других видов искусств. Под театрализацией понимают художественное осмысление какого-либо реального события или факта [5, с. 13]. Театрализация основана на сочетании двух видов зрелищ-ности - музейной и театральной и включает три взаимосвязанных направления. Первое - построение экспозиционного пространства по законам драматургического произведения, где экспонаты предстают актерами, посетитель - режиссером, а экспозиция - спектаклем. Второе - направлено на привнесение в практику экспонирования выразительных элементов из области театрального действия и других видов зрелищности: костюмированных персонажей, применение ролевых и обучающих игр (музеи ремесел, например), представление ритуалов (этнографические музеи), музыкальное, звуковое и сенсорное сопровождение музейной деятельности. Третье направление - внедрение в музейную деятельность театрализованных мероприятий [10]. В первом случае, театрализация способствует прочтению заложенных в музейных предметах смыслов, но не является собственно методом актуализации. Во втором случае театрализация также имеет сопутствующее значение, усиливая эффективность

других методов. Методом актуализации, соответственно, театрализация может являться при организации в музее театрализованных представлений. Посредством театрализованных форм возможно воспроизвести объект нематериального наследия, но важно использовать данный метод в органичном единстве с музейной экспозицией [6, с. 33-34]. Сегодня театрализация применяется музеями повсеместно, но театрализация с ориентацией на музейную экспозицию, базирующаяся на методе реконструкции, - явление уникальное.

В практиках музеев Кемеровской области наиболее распространенным методом является метод стилизации. Под стилизацией понимается трансформация традиционных обрядовых элементов с целью вписать их в современный контекст или придать объектам современной действительности формальное сходство с традиционными элементами. В том случае, когда акцент с научной и образовательной составляющей праздника смещен в сторону ее рекреационной составляющей, стилизация становится доминирующим методом. Основная задача стилизации - привлечь внимание к культурному наследию, вызвать интерес, не окунаясь в глубинные семантические слои. Стилизация строится на соединении традиционных элементов с современной основой. Наряду с тем, что посредством метода стилизации невозможно презентовать и сохранять подлинные объекты нематериального культурного наследия, данный метод ведет к тому, что организованное на его основе музейное мероприятие не обладает преимуществами по отношению к конкурентным. Таким образом, посредством метода стилизации невозможно создать уникальное торговое предложение.

При создании УТП может быть использован прием адаптации, который также подразумевает преобразование традиционных элементов в современные формы. Использование данного приема возможно только при применении метода моделирования. Однако целью адаптации является приспособление традиционных элементов к реалиям современной действительности и особенностям работы музея, в то время как основной целью стилизации является привлечение внимания посетителя. Метод адаптации применяется в двух случаях: при сложности воспроизведения тради-

ционных элементов, при сложности восприятия обрядового элемента посетителем. Использование приема адаптации обусловлено необходимостью, соответственно, обоснованное применение данного метода при актуализации народного календаря не влияет на конкурентноспособность такого мероприятия. С точки зрения привлечения посетителя метод адаптации призван сделать традиционный элемент максимально привлекательным: то есть вносить интерактивные элементы, способствовать созданию образности.

Модель актуализации календарного обряда, способствующая созданию уникального торгового предложения, представляет собой интерактивную программу, построенную на методе комплексной научно-обоснованной реконструкции с применением методов театрализации и адаптации, приемов темпоральной и локальной соотнесенности и включенности, воспроизводящую такие презентативные обрядовые элементы, как обрядовые акты, ритуальная атрибутика, традиционный костюм, ритуальная кухня. Воспроизведение всех элементов стоит выполнять на основе метода реконструкции.

Реализация данной модели возможна лишь при прохождении таких этапов, как сохранение календарного обряда посредством его фиксации и включения в музейное собрание, выявление структурных обрядовых элементов и их взаимосвязей, адаптация элементов к форме культурно-образовательной деятельности, выбор методов и приемов, написание сценария мероприятия, определение и воспроизведение сопутствующих элементов обряда.

Кроме того, при реализации данной модели необходимо ориентироваться на такие принципы, как научность, подлинность, комплексность, аттрактивность, интерактивность. Принцип научности подразумевает обращение к научной литературе, музейным архивам, использование тщательно выверенной информации. Научная основа актуализации календарного обряда необходима в рамках деятельности музея как специфического института по сохранению культурного наследия. Кроме того, научная основа не только не препятствует, но и способствует формированию уникального торгового предложения. Принцип научности позволяет воссоздавать аутентичные уникальные формы.

Принцип ориентации на подлинность не позволяет использовать инородные, современные элементы, ярко отражающие свое время. Нарушение данного принципа ведет к искажению восприятия традиционной культуры, у посетителя теряется ощущение подлинности и ценности происходящего.

Принцип комплексности (целостности) предполагает воспроизведение не только непосредственно структуры обряда, но и дополнение его соответствующими словесными формами, реконструкциями атрибутики, то есть необходимо учитывать все факторы, воспроизводить все элементы. Реконструкция атрибутов производится по этнографическим описаниям, на основе анализа музейных коллекций, фотоархивов и пополняет научно-вспомогательный фонд музея. Принцип комплексности предполагает также всестороннее рассмотрение обряда. Посредством ориентации на принцип комплексности возможно создание конкурентноспособного продукта, так как воссозданный во всей полноте обряд позволяет погрузиться в атмосферу прошлого, создает чувство сопричастности.

Не менее важным является принцип интерактивности, предполагающий активное участие посетителей. Следование данному принципу способствует превращению посетителя в участника события. Во время реконструкции зритель сопри-частен действию, в какой-то момент перестает быть наблюдателем и оказывается включенными в процесс. Принцип аттрактивности предусматривает подачу календарного обряда в увлекательной форме. Принципы интерактивности и аттрактив-ности позволяют обеспечить спрос на данный продукт у посетителя, сформировать устойчивый интерес к происходящему, повысить аттрактив-

ность презентуемого объекта нематериального наследия и, как следствие, создать уникальное торговое предложение, занять соответствующую экономическую нишу.

Таким образом, актуализация календарного обряда в музее - сложный, многоступенчатый процесс. Однако лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий актуализация будет не только способствовать привлечению посетителей, но и отвечать принципам музейной работы. Зачастую при попытке привлечь посетителя музей отходит от концепции научности и начинает работать исключительно в направлении развлечения, что вызывает противоречие между увлекательностью и научностью. Разработанная модель способствует не только ориентации на принципы музейной работы, но и рассматривает деятельность по актуализации календарной обрядности как уникальное торговое предложение, что позволит обеспечить потребительский спрос и повысить экономическую эффективность музейной деятельности. В рамках актуализации создается уникальный продукт, который за счет своей уникальности и неповторимости способен конкурировать на рынке услуг. И в то же время создание данного продукта обеспечивает сохранение исчезающего пласта нематериального культурного наследия. Воспроизведение стилизованных типичных модификаций не только неконкурентноспособно, но и ведет к трансформации, а следовательно, способствует разрушению традиционной культуры. Разработанная модель является уникальным торговым предложением, так как характеризуется свойствами, не дублируемыми конкурентами: посредством нее воспроизводится максимально приближенный к аутентичному обряд и посетитель имеет возможность погрузиться в воссозданную традиционную атмосферу.

Литература

1. Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Мотив «уничтожения - проводов нечистой силы» в восточнославянском купальском обряде [Электронный ресурс] // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). - М.: Наука, 1990. - С. 99-118. - URL: http://www.inslav.ru/images/stories/pdf/1990_ Pogrebal'nyj_obr'ad.pdf. - Загл. с экрана.

2. Глушкова П. В. Воспроизведение ритуальной атрибутики в рамках презентации календарной обрядности русских в музеях под открытым небом Сибири // Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики: сб. науч. ст. по итогам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - Кемерово: Практика, 2014. - С. 472-477.

3. Глушкова П. В. Кимеева Т. И. Актуализация традиционной обрядовой кухни в деятельности музеев Кемеровской области // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2014. -№ 28. - С. 49-55.

4. Кирюшина Ю. В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности [Электронный ресурс] // Извест. Алт. гос. ун-та. - 2011. - № 2. - URL: http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/cult/TheNews0fASU-2011-2-1-cult-01.pdf. - Загл. с экрана.

5. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высш. шк., 1990. - 208 с.

6. Краснова, Е. М. Музейная театрализация как одно из направлений современных коммуникативных тенденций: на примере музеев республики Беларусь [Электронный ресурс] // Вопр. музеологии. - 2012. -№ 1 (5). - С. 31-35. - URL: http://history.spbu.ru/userfiles/5.pdf. - Загл. с экрана.

7. Ривс Р. Реальность в рекламе [Электронный ресурс]. - URL: http://profilib.com/chtenie/79411/rosser-rivz-realnost-v-reklame-7.php. - Загл. с экрана.

8. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp. -Загл. с экрана.

9. Шулепова Э. А., Каулен М. Е., Чувилова И. В., Черкаева О. Е., Губина М. В., Чернявская Н. Е., Хаханова Л. П. Культурное наследие в контексте инновационных гуманитарных технологий // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2009. - С. 5-90.

10. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии [Электронный ресурс] // Вопр. музеологии. - 2011. -№ 2 (4). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-muzey-idei-i-realii. - Загл. с экрана.

References

1. Vinogradova L.N., Tolstaia S.M. Motiv "unichtozheniia - provodov nechistoi sily" v vostochnoslavianskom kupal'skom obriade [The motif of the "destruction of wires evil forces" in Eastern Slavic Midsummer rite]. Issledo-vaniia v oblasti balto-slavianskoi dukhovnoi kul'tury: (Pogrebal'nyi obriad) [Research in the field of Balto-Slavic spiritual culture: (Funeral ceremony)]. Moskow, Nauka Publ., 1990, pp. 99-118. Available at: http://www.inslav.ru/ images/stories/pdf/1990_Pogrebal'nyj_obr'ad.pdf / the title screen. (In Russ.).

2. Glushkova P.V. Vosproizvedenie ritual'noi atributiki v ramkakh prezentatsii kalendarnoi obriadnosti russkikh v muze-iakh pod otkrytym nebom Sibiri [The motif of the destruction of wires evil forces in Eastern Slavic Midsummer rite]. Malochislennye etnosy v prostranstve dominiruiushchego obshchestva: praktika prikladnykh issledovanii i effektivnye instrumenty etnicheskoi politiki: sbornik nauchnykh statei po itogam vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konferentsii [Minority ethnic groups in the space of the dominant society: practice, applied research and effective tools of ethnic policy]. Kemerovo, Praktika Publ., 2014, pp. 472-477. (In Russ.).

3. Glushkova P.V., Kimeeva T.I. Aktualizatsiia traditsionnoi obriadovoi kukhni v deiatel'nosti muzeev Kemerovskoi oblasti [Updating traditional ritual food in museums Kemerovo region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2014, no 28, pp. 49-55. (In Russ.).

4. Kiriushina Iu.V. Nematerial'noe kul'turnoe nasledie- aktual'noe poniatie sovremennosti [Intangible cultural heritage - actual concept of modernity]. Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Altay state University], 2011, no 2. Available at: http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/cult/TheNews0fA.SU-2011-2-1-cult-01.pdf / the title screen (In Russ.).

5. Konovich A.A. Teatralizovannye prazdniki i obriady v SSSR [Theatrical festivals and rituals in the USSR]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1990. 208 p. (In Russ.).

6. Krasnova E.M. Muzeinaia teatralizatsiia kak odno iz napravlenii sovremennykh kommunikativnykh tendentsii: na primere muzeev respubliki Belarus' [Museum theatricality as one of modern communication trends: the case of museums of the Republic of Belarus]. Voprosy muzeologii [Issues of museology], 2012, no 1 (5), pp. 31-35. Available at: http://history.spbu.ru/userfiles/5.pdf (In Russ.).

7. Rivs R. Real'nost' v reklame [Reality in advertising]. Available at: http://profilib.com/chtenie/79411/rosser-rivz-real-nost-v-reklame-7.php (In Russ.)/

8. Rossiiskaia muzeinaia entsiklopediia [The Russian Museum encyclopedia]. Available at: http://www.museum.ru/rme/ dictionary. asp (In Russ.).

9. Shulepova E.A., Kaulen M.E., Chuvilova I.V., Cherkaeva O.E., Gubina M.V., Cherniavskaia N.E, Khakhanova L.P. Kul'turnoe nasledie v kontekste innovatsionnykh gumanitarnykh tekhnologii [Cultural heritage in the context of innovative humanitarian technologies]. Muzeevedenie i istoriko-kul'turnoe nasledie: sbornik statei [Museology and cultural heritage: a collection of articles]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2009, pp. 5-90. (In Russ.).

10. Shliakhtina L.M. Sovremennyi muzei: idei i realii [The contemporary Museum: ideas and realities]. Voprosy muzeologii [Issues of museology], 2011, no 2 (4). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-muzey-idei-i-realii (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.