Научная статья на тему 'Духовное наследие этносов юга Западной Сибири в деятельности музеев под открытым небом севера Кемеровской области'

Духовное наследие этносов юга Западной Сибири в деятельности музеев под открытым небом севера Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
427
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / ФОНДОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ / NON-MATERIAL HERITAGE / SPIRITUAL HERITAGE / OPEN-AIR MUSEUM / REVITALIZATION / STOCK-RESEARCH WORK OF MUSEUMS / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MUSEUMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Насонов Александр Александрович, Пронина Светлана Андреевна

В статье рассматривается проблема актуализации духовного наследия этносов юга Западной Сибири в работе музеев под открытым небом севера Кемеровской области. По мнению авторов, комплексное сохранение духовного наследия возможно только при использовании культурно-ландшафтного подхода, который подразумевает сохранение объектов традиционной культуры в естественном природном окружении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Spiritual Heritage of the South of Western Siberia in Open-Air Museums of the North of Kemerovo Region

The article deals with the problem of ethnic spiritual heritage actualization of the south of Western Siberia in open-air museums of the north of Kemerovo region, that is to say open-air museum “Mariinsk istoricheskij,” historical, cultural and natural museum “Tomskaja Pisanica,” ecological open-air museum “Tjul’berskij gorodok.” The authors draw attention to feature of this region, which consists of intension of cultural contacts. In this relation it is stressed that special role of open-air museums in cultural tradition communication, as well as it is defined concept “non-material cultural heritage” and “spiritual heritage.” Accordingly it described forms of spiritual heritage work in aforecited open-air museums. For example, annually in these museums organized theatrical events actualizing Siberian indigene calendar are held. As part of these activities, scientifically based reconstruction of indigenous rituals, prepared jointly with the museum staff and folk groups of Kemerovo region are carried out. The main methods of spiritual heritage actualization in open-air museums show fixation and science-based reconstruction. The fixation method is used when playing rites of Siberian indigenes. In the open-air museums, speakers of tradition (Shors, Teleuts and others) are invited. They transmit a tradition during museum festivals. However, the main method is science-based reconstruction, as reproducing Russian settlers’ heritage, a tradition which is difficult to find a speaker of. Rites are reconstructed on the basis of the published scientific literature and field data on the cultural heritage of Siberia. Reconstruction is complex: as the financial capacity of the museum recreated ritual paraphernalia, costume elements, traditional food, also used authentic items from the museum’s collections. As part of the theatrical events not only updated calendar rites, but also folk games, superstitions, folklore, etc. The authors make a conclusion that conservation and actualization of spiritual heritage should be conducted taking advantage cultural landscape approach, because it implies an object of traditional culture conservation in native environment. Cultural and educational activities’ importance of open-air museums of the north of Kemerovo region within spiritual heritage increases in relation to dynamic development of religious truism in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Духовное наследие этносов юга Западной Сибири в деятельности музеев под открытым небом севера Кемеровской области»

3. Кимеев В. М., Глушкова П. В. Древние дороги тюльберов. - Кемерово: Кузбасс, 2010. - 62 с.

4. Семь чудес Кузбасса: фотоиллюстрир. альбом. изд. - Кемерово, 2013. - 159 с.

5. Притомские калмаки. Историко-этнографические очерки. - Кемерово, 1998. - 152 с.

6. Челухоев В. И. Телеуты, история народа // Труды Кузбасской комплексной экспедиции / Ин-т угля и углехи-мии СО РАН. - Кемерово, 2004. - Т. 1: Беловский, Яшкинский, Таштагольский районы Кемеровской области. - С. 449-451.

7. Юсифова Л. Ю. «Томская Писаница» как туристская дестинация // Вестн. АлтГПА: Музееведение и сохранение историко-культурного наследия. - Барнаул, 2014. - № 18. - С. 149-152.

References

1. Kimeev V.M. Ekomuzej Pritom'ja v postindustrial'nom obshchestve: genezis, arhitektonika i funkcii [Ecomuseums in the post-industrial society: genesis, architectonic and functions]. Tomsk, 2008. 452 p.

2. Kimeev V.M. Kas'minskie chaldony. Byt i kul'tura russkih starozhilov Kas'minskoj volosti [Kasminsky Chaldons. Life and culture of old Russians in Kasminskaya parish]. Kemerovo, 1997. 205 p.

3. Kimeev V.M., Glushkov P.V. Drevnie dorogi tyul'berov [Ancient roads of Tyulbers]. Kemerovo, Kuzbass Publ., 2010. 62 p.

4. Sem' chudes Kuzbassa: fotoilljustrirovannoe al'bomnoe izdanie [Seven Wonders of Kuzbass: photo-illustrated album edition]. Kemerovo, 2013. 159 p.

5. Pritomskie kalmaki: istoriko-etnograficheskie ocherki [Near by Tom Kalmaks: historical and ethnographic essays]. Kemerovo, 1998. 152 p.

6. Cheluhoev V.I. Teleuts. Teleuty, istorija naroda [History of the people]. Trudy Kuzbasskoj kompleksnoj ekspedicii. T. 1. Belovskij, Jashkinskij, Tashtagol skij rajony Kemerovskoj oblasti - Proceedings of the Kuzbass complex expedition. Vol. 1. Belovo, Jashkino, Tashtagol districts of Kemerovo Region. Kemerovo, Institute of Coal and Coal Chemistry Publ., 2004, pp. 449-451.

7. Yusifova L.Y. "Tomskaja Pisanica" kak turistskaja destinacija ["Tomskaya Pisanitsa" as a tourist destination]. Vestnik AltGPA: Museevedenie i sohranenie istoriko-kul 'turnogo nasledija - Vestnik AltGPA: Museology and preservation of historical and cultural heritage. Barnaul, 2014, no 18, pp. 149-152.

УДК 069.8

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЭТНОСОВ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ СЕВЕРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Насонов А. А., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: nas-alex-alex@ rambler.ru

Пронина С. А., аспирант, преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: swetlanapro@yandex.ru

В статье рассматривается проблема актуализации духовного наследия этносов юга Западной Сибири в работе музеев под открытым небом севера Кемеровской области. По мнению авторов, комплексное сохранение духовного наследия возможно только при использовании культурно-ландшафтного подхода, который подразумевает сохранение объектов традиционной культуры в естественном природном окружении.

Ключевые слова: нематериальное наследие, духовное наследие, музей под открытым небом, ревитализация, фондово-исследовательская работа музеев, культурно-образовательная деятельность музеев.

ETHNIC SPIRITUAL HERITAGE OF THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA IN OPEN-AIR MUSEUMS OF THE NORTH OF KEMEROVO REGION

NasonovA. A., Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: nas-alex-alex@rambler.ru

Pronina S. A., Post-graduate Student, Lecturer of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: swetlanapro@yandex.ru

The article deals with the problem of ethnic spiritual heritage actualization of the south of Western Siberia in open-air museums of the north of Kemerovo region, that is to say open-air museum "Mariinsk istoricheskij," historical, cultural and natural museum "Tomskaja Pisanica," ecological open-air museum "Tjul'berskij gorodok." The authors draw attention to feature of this region, which consists of intension of cultural contacts. In this relation it is stressed that special role of open-air museums in cultural tradition communication, as well as it is defined concept "non-material cultural heritage" and "spiritual heritage." Accordingly it described forms of spiritual heritage work in aforecited open-air museums. For example, annually in these museums organized theatrical events actualizing Siberian indigene calendar are held. As part of these activities, scientifically based reconstruction of indigenous rituals, prepared jointly with the museum staff and folk groups of Kemerovo region are carried out. The main methods of spiritual heritage actualization in open-air museums show fixation and science-based reconstruction. The fixation method is used when playing rites of Siberian indigenes. In the open-air museums, speakers of tradition (Shors, Teleuts and others) are invited. They transmit a tradition during museum festivals. However, the main method is science-based reconstruction, as reproducing Russian settlers' heritage, a tradition which is difficult to find a speaker of. Rites are reconstructed on the basis of the published scientific literature and field data on the cultural heritage of Siberia. Reconstruction is complex: as the financial capacity of the museum recreated ritual paraphernalia, costume elements, traditional food, also used authentic items from the museum's collections. As part of the theatrical events not only updated calendar rites, but also folk games, superstitions, folklore, etc.

The authors make a conclusion that conservation and actualization of spiritual heritage should be conducted taking advantage cultural landscape approach, because it implies an object of traditional culture conservation in native environment. Cultural and educational activities' importance of open-air museums of the north of Kemerovo region within spiritual heritage increases in relation to dynamic development of religious truism in Russian Federation.

Keywords: non-material heritage, spiritual heritage, open-air museum, revitalization, stock-research work of museums, cultural and educational activities of museums.

Потребность человеческого сообщества в сохранении самобытности является необходимым условием дальнейшего его существования. Однако на протяжении своего развития любой этнос эпизодически или регулярно вступает во взаимодействие с другими культурными системами. Если такие контакты приводят к утрате уникальных черт, идентифицирующих индивида в культуре, эти процессы следует считать ассимиляционными, и не о какой самобытности в данном случае, как правило, в итоге говорить не приходится. Однако если контакты приводят не к «растворению» одной культуры в другой, а взаимному или одностороннему обогащению, такую ситуацию следу-

ет характеризовать как аккультурацию, способствующую не только сохранению самобытности, но и преодолению культурной стагнации.

Юг Западной Сибири являлся в прошлом чрезвычайно культурно-контактным регионом. Таковым он остается и сейчас. Воздействие различных государственных образований Древности и Средневековья, динамичные этнические и лингвистические процессы, разнонаправленные религиозные влияния многие века формировали пеструю культурную палитру региона. На сегодняшний день одним из главных социокультурных институтов выявления, изучения, сохранения и использования в туристских целях богатейшего

историко-культурного наследия юга Западной Сибири являются музеи под открытым небом, выступающие транслирующими посредниками между членами сообщества и их культурной традицией.

В данной статье авторами предпринята попытка охарактеризовать тот аспект деятельность данной категории музеев, который затрагивает работу с нематериальным культурным наследием, в частности с духовным наследием. Обращение к нематериальному культурному наследию и его актуализацию в деятельности музеев под открытым небом можно рассматривать как формирование новой концептуальной модели музея, делающей его «живым», сохраняющим свои институциональные особенности, менее консервативным, отвечающим современным требованиям человека. В этом случае роль музея под открытым небом в сохранении нематериального духовного наследия сложно переоценить, поскольку он транслирует информацию.

Под нематериальным наследием современными исследователями понимаются обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия [3, с. 246; 4, с. 55]. Долгое время презентация нематериального наследия ограничивалась показом его элементов: танцев, обрядов, технологий и т. д., причем подавалось все это как отдельные составляющие той или иной культуры, не связанные объединяющим понятием «нематериальное наследие». Современное состояние музейного дела ориентировано на интегративность, вовлеченность, комплексность, взаимообусловленность музея и объектов хранения [4, с. 55]. Во всем многообразии нематериального культурного наследия можно выделить категорию духовного наследия, включающую в себя комплекс религиозных воззрений и способы их выражения в обрядах и ритуалах, локализированных в сакральных местах и жилище или сосредоточенных в культовых сооружениях.

Деятельность музеев под открытым небом разнообразна. Сотрудники профессиональной научно-исследовательской (в том числе фондовой) работы сохраняют материал о праздниках, обрядах и многом другом, зафиксированный на аудио-,

видео-, цифровых носителях и оформленный в качестве определенного фондового собрания. Подобным образом осуществляется музеефикация духовной культуры, что подразумевает преобразование компонентов нематериального наследия, утративших механизмы естественной трансляции традиции, в объекты музейного показа в музее под открытым небом с целью максимального сохранения и актуализации. Элементы нематериального наследия в рамках музеефикации могут быть воссозданы и актуализированы в музее под открытым небом путем музейной интерпретации, научной реконструкции и ревитализации. Зачастую музейная интерпретация служит почвой для следующего этапа - научно обоснованной реконструкции. В случае с нематериальным наследием реконструкция представляет собой моделирование утраченных элементов традиционной духовной культуры с целью получения информации об их функционировании. Заключительным этапом в музейной работе с нематериальным духовным наследием является ревитализация, или «оживление». Уникальность данного метода заключается в восстановлении способности объектов нематериального духовного наследия к функционированию и самовоспроизведению, будучи включенными в музейный комплекс». Перечисленные методы могут быть взяты в комплексе либо по отдельности как автономные направления внутри музеефикации [4, с. 56].

Рассмотрим процессы актуализации духовного наследия на примере музеев под открытым небом севера Кемеровской области: музея-заповедника «Мариинск исторический», экомузея-заповедника «Тюльберский городок», историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница».

Музей-заповедник «Мариинск исторический»

На территории г. Мариинск находится несколько объектов духовного наследия, которые используются в работе музея [6]. Наиболее крупные из них:

- Православно-мемориальный комплекс «Память», посвященный жертвам политических репрессий 30-50-х годов XX века, с Часовней Святой Анастасии Узорешительницы. На территории комплекса регулярно проводятся экскурсии

и аудиоэкскурсии для туристов. Часовня является действующей, в ней регулярно проводятся богослужения.

- Свято-Никольский кафедральный собор. В составе организованных туристических групп собор посещают паломники. Служители собора активно сотрудничают с музеями, принимают участие в музейных мероприятиях, являются инициаторами многих мероприятий. При соборе действует воскресная школа, воспитанники которой также часто посещают музеи и музейные мероприятия.

Совместно со служителями собора музеем-заповедником был разработан и готовится к изданию путеводитель «Храмы и святые источники Мариинского уезда». Также музеем-заповедником «Мариинск исторический» разработан экскурсионно-познавательный маршрут «Храмы и святые источники Мариинского уезда».

В программе экскурсии: встреча туристической группы на Часовне Филарета Срезневского (поселок Верх-Чебула), посещение освященных источников Семиона Верхотурского и Филарета Срезневского, посещение Православно-Мемориального комплекса «Память» с часовней Анастасии Узорешительницы, обзорная экскурсия «Храмы и святые источники Мариинского уезда» по маршруту «Верх-Чебула - Мариинск», посещение Свято-Никольского кафедрального собора, тематическая экскурсия «Святые лики» (краеведческий музей), показ кинофильмов о святых источниках и храмах Мариинского уезда (музей «Береста Сибири»). В летнее время программа дополняется посещением места захоронения священников, погибших в период репрессий, и святого источника «Пророка Илии» с омовением в купели.

В рамках проекта «Деревянные персонажи старого города» музея-заповедника «Мариинск исторический» 18 декабря 2013 года на месте, где до 30-х годов ХХ века находился трехпре-стольный Никольский собор, разрушенный впоследствии большевиками, был установлен и освящен памятный знак в честь Святителя Николая Мирликийского. Посещение скульптурной композиции Николая Мирликийского входит в программу обзорной экскурсии по городу и туристического маршрута «Деревянные персонажи старого города».

В охранной зоне города сохранилось культовое сооружение 1896 года - здание еврейской синагоги - яркий образец каменного зодчества. В 1931 году евреи отказались от синагоги, и здание было передано горисполкому под культурный очаг. Там до войны находился спортивный клуб «Динамо», а затем почтамт. С 1999 года здание пустует. Оно находится в аварийном состоянии и требует реставрации. Тем не менее, здание синагоги является одним из достопримечательных объектов, через которые проходит обзорная экскурсия по городу.

В Краеведческом музее имеется большая коллекция православных икон разного возраста и старинные церковные книги конца XVIII-XIX века. Они экспонируются во временных выставках и используются на музейных уроках в качестве наглядного материала.

В музеях регулярно проводятся лекции, музейные уроки, театрализованные мероприятия, выставки, посвященные как православным, так и народным, языческим праздникам - Рождество и рождественские колядки, Крещение и святочные гадания, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, День православной книги, Медовый и Яблочный спас, Покрова Богородицы и т. д. Сотрудники музеев также участвуют в организации католических праздников, которые проводятся Центром немецкой культуры «Гармония». В экспозиции под открытым небом «Земля предков» (селькупское стойбище) в рамках театрализованной экскурсии проводится обряд камлания селькупского шамана и задабривания духов. Сотрудниками музея «Береста Сибири» по мотивам славянских традиций и обрядов разработан и проводится театрализованный обряд на долгую и счастливую супружескую жизнь «Берестяная свадьба».

Историко-культурный и природный

музей-заповедник «Томская Писаница»

В настоящее время музей-заповедник вышел за рамки краеведения. На его объектах представлена культура народов, живших и проживающих как непосредственно в Кемеровской области, так и на территории сопредельных ей регионов. Сегодня в музее-заповеднике открыты для посещения следующие археологические и этнографические комплексы: «Древнее святилище»; «Мифология», эпос «Славянский мифологический лес», Часовня.

Славянский мифологический лес (реконструкция языческого святилища)

Капище, возведенное на «Томской Писанице», представляет собой реконструкцию этого святилища, уменьшенную в два раза. Площадка вымощена камнем-плитняком для облегчения просмотра. С этой же целью ров заменен выложенными по краю лепестков камнями. На экспозиции в центре капища находится копия Збруч-ского идола. Збручский идол, скульптура X века, один из редких памятников славянского языческого культа, найденный у села Гусятин в р. Збруч (приток Днестра) в 1848 году. После принятия христианства был, вероятно, сброшен в воду (подобно идолам Перуна в Киеве и Новгороде).

На капищах разжигали ритуальный огонь. Эти костры разводили от «живого огня» - добытого трением. На экспозиции представлено сооружение для добывания огня. Вокруг капища расположены макеты основных славянских идолов: Род - прародитель вселенной, Рожаницы -небесные хозяйки мира, Велес - «скотий бог», Руевит - бог войны, судья душ в загробном мире, Сварог - отец бога солнца, Святовид - бог плодородия, Чур - охранитель границ, Ярило - божество солнца и плодородия. По кругу капище обнесено деревянной оградой, на которую вешают черепа жертвенных животных. Круг и овал - магические фигуры для славян [5].

Часовня в честь cвятых равноапостольных Кирилла и Мефодия

В сентябре 2008 года в музее-заповеднике «Томская Писаница» появилась новая экспозиция - действующая часовня-храм. Освоение Сибири Российским государством изначально было связано с распространением христианства среди местного населения. Часовня как памятник этого исторического процесса построена по инициативе губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева за 4 месяца. Здание уникально по своей архитектуре. Его высота составляет 33 метра. Таких высоких часовен в Кузбассе больше нет. Построена она по канонам древнерусского зодчества из лучших сортов дерева (сосна и лиственница) на живописном берегу р. Томи. Названа часовня в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой болгарской семьи. В семье было семь сыновей, причём Мефодий - старший, а Кирилл млад-

ший из них. До пострижения в монахи Мефодий сделал неплохую военно-административную карьеру, но впоследствии принял монашество в одном из монастырей. Кирилл был очень образованным для своего времени человеком. Он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык [5].

В фондах музея-заповедника «Томская Писаница» собраны уникальные коллекции культовых предметов телеутов и шорцев. Музейные экспонаты данной коллекции представляются в рамках передвижных выставок, которые в течение года организуются администрацией музея-заповедника. За многие годы работы музея-заповедника праздничная культура стала его неотъемлемой частью. В течение всего года сотрудниками музея-заповедника ведется работа по актуализации нематериального духовного наследия в рамках реконструкции обрядов и праздник, наиболее крупные из них - Рождество, Масленица, Троица, Пасха, Братчина-пир (праздник урожая) и день Ивана Купалы. Данные мероприятия празднуются на территории музея-заповедника «Томская Писаница» и отмечаются с размахов, жители Кемеровской области с большим удовольствием посещают данные мероприятия и принимают участие в них. Сохранение самобытной культуры народа и знакомство с ней массовой аудитории - несомненно значимый момент в работе музея. Музей под открытым небом «Томская Писаница» активно актуализирует в своей работе как языческие, так и православные праздники.

Экомузей-заповедник «Тюльберский городок»

В рамках культурно-образовательной деятельности в экомузее-заповеднике актуализируется нематериальное культурное наследие как русских, так и коренных жителей Сибири. Ежегодно в музее организуются театрализованные мероприятия, актуализирующие сибирский народный календарь. В рамках таких мероприятий проводятся научно-обоснованные реконструкции народных обрядов, подготовленные сотрудниками музея совместно с фольклорными коллективами Кемеровской области. Наиболее значимыми праздниками народного календаря для экомузея являются Святки, Сретенье, Масленица, Иван Купала, Медовый Спас и Спиридон-Солнцеворот. Также в музее отмечают профессиональные праздники, такие как Международный день эко-

лога и День этнографа, в структуру которых органично включается презентация нематериального наследия. К празднованию Дня эколога приурочены троицкие обряды, а на День этнографа студенты демонстрируют свое знание народной культуры и принимают участие в обрядовых действиях.

Основными методами актуализации нематериального наследия в экомузее «Тюльберский городок» выступают фиксация и научно-обоснованная реконструкция [7]. Метод фиксации используется при воспроизведении обрядов коренных жителей Сибири. В экомузей приглашаются носители традиции (шорцы, телеуты), которые транслируют ее в рамках музейных праздников. Примером может служить фиксация телеутского обряда «сомдор», который посетители музея наблюдают на ритуальном тюльберском городище. Однако доминирующим методом является все же научно обоснованная реконструкция, так как для воспроизводства наследия русского населения Сибири сложно найти носителя традиции. Обряды реконструируются на основе научной литературы и опубликованных полевых материалов по культурному наследию Сибири. Реконструкция носит комплексный характер: по мере финансовых возможностей музея воссоздаются ритуальная атрибутика, элементы костюма, традиционная пища, также используются подлинные предметы из коллекций музея. В рамках театрализованных мероприятий актуализируется не только календарная обрядность, но и народные игры, суеверные представления, фольклор и т. д.

Обряды реконструируются силами сотрудников музея, но зачастую в структуру мероприятия

включаются выступления фольклорных коллективов Кемеровской области. Гости мероприятия принимают непосредственное участие в реконструкции обрядовых действий, под руководством ведущего воспроизводят традиционные формы.

Таким образом, духовное наследие этносов юга Западной Сибири, представленное в музеях под открытым небом северной части Кемеровской области, весьма разнообразно и включает как верования коренного населения, так и объекты мировых религий. Вместе с тем, следует обратить внимание, что комплексное сохранение и актуализация духовного наследия возможны только при использовании культурно-ландшафтного подхода, сохранении объектов традиционной культуры в естественном природном окружении [1]. На сегодняшний день важность культурно-образовательной деятельности музеев под открытым небом севера Кемеровской области с духовным наследием возрастает в связи с динамичным развитием религиозного туризма в Российской Федерации [2].

Актуализация духовного наследия именно усилиями квалифицированных сотрудников музеев под открытым небом играет в современном обществе особую роль, поскольку не предполагает миссионерские действия, а стремиться решить только культурно-познавательные, образовательные и исследовательские задачи. Музей становится площадкой свободного взаимодействия носителей различных духовно-религиозных воззрений, способствует формированию установок терпимости к иной культурной традиции.

Литература

1. Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтный подход к сохранению наследия // Обсерватория культуры. - 2013. -№ 1. - С. 67-73.

2. Житенев С. Ю. Современные культурно-познавательные путешествия // Вопр. культурологии. - 2014. -№ 4. - С. 19-23.

3. Кирюшина Ю. В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности // Извест. Алт. гос. ун-та. Сер. Философия, социология и культурология. - 2011. - № 2-1 (70). - С. 244-247.

4. Курьянова Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 361. -С. 55-57.

5. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://www.gukmztp.ru/index2.html. - Загл. с экрана.

6. Музей-заповедник «Мариинск исторический» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://www. mariinsk-tur.ru/. - Загл. с экрана.

7. Экомузей-заповедник «Тюльберский городок» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: http://tyulber. kemsu.ru/. - Загл. с экрана.

References

1. Vedenin Ju.A. Kul'turno-landshaftnyj podhod k sohraneniju nasledija Observatorija kul'tury, 2013, no 1, pp. 67-73.

2. Zhitenev S.Ju. Sovremennye kul'turno-poznavatel'nye puteshestvija. Voprosy kul'turologii, 2014, no 4, pp. 19-23.

3. Kirjushina Ju.V. Nematerial'noe kul'turnoe nasledie - aktual'noe ponjatie sovremennosti. Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija. Filosofija, sociologija i kul'turologija, 2011, no 2-1 (70), pp. 244-247.

4. Kur'janova T.S. Muzej i nematerial'noe kul'turnoe nasledie. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no 361, pp. 55-57.

5. Istoriko-kul'turnyj i prirodnyj muzej-zapovednik "Tomskaja Pisanica". Available at: http://www.gukmztp.ru/index2. html.

6. Muzej-zapovednik "Mariinsk istoricheskij". Available at: http://www.mariinsk-tur.ru/.

7. Ekomuzej-zapovednik "Tjul'berskij gorodok". Available at: http://tyulber.kemsu.ru/.

УДК 069: 394.21.(571.17)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРЯДОВОЙ КУХНИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ1

Кимеева Т. И., кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: tat-kimeeva@mail.ru

Глушкова П. В., магистрант кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: polina-glushkova@mail.ru

Статья посвящена проблемам актуализации нематериального культурного наследия, а именно обрядовой кухни в деятельности музеев Кемеровской области. Авторами обобщен опыт реконструкции и презентации ритуальных блюд в рамках музейных мероприятий, раскрыт научный потенциал данного явления, выявлены проблемы актуализации традиционной обрядовой кухни и определены пути их решения.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, календарная обрядность, обрядовая кухня, актуализация культурного наследия, реконструкция наследия.

UPDATING THE TRADITIONAL CUISINE RITUAL IN MUSEUMS

OF KEMEROVO REGION

Kimeeva T. I., Candidate of Culturology, Docent, Docent of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: tat-kimeeva@mail.ru

Glushkova P. V., Undergraduate Student of Chair of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: polina-glushkova@mail.ru

In modern society, there has been increased interest in the intangible cultural heritage. Relevance of that ritual kitchen as one of the layers of this heritage is an integral part of calendar rites. Ceremonies are recreated in the museum activities. There is a need to justify the methods traditional cuisine update in the structure of rites held at the museum. This problem was not considered by culturologists. A study of museums of Kemerovo region has allowed to identify the most popular method of updating the traditional cuisine, a reconstruction based on ethnographic descriptions. Ritual serves of traditional Russian cuisine in Siberia are closely connected with the national calendar. Especially their preparation and selection reflect the deep representation of the people of the world order. The article examines the current state and possible reconstruction in museums of Kemerovo region in the structure of the kitchen ritual ceremonies calendar cycle in Russian and their attachment

1 Работа выполнена при поддержке проекта РГНФ №13-11-42006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.