Научная статья на тему 'Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов'

Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов»

А. Ю. Демшина

Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов

Искусство века ХХ достаточно легко отказалось от эстетической составляющей, провозглашая «КРАСОТУ» не только не необходимой, но враждебной подлинности и правде искусства. Стремление человека к прекрасному и совершенному все равно нуждалось в реализации и одной из сфер, подхватившей знамя эстетики, становится мода, когда для изобразительных искусств отображение реального и идеально-прекрасного перестали быть первостепенной задачей, тоска по идеально-визуальному и со стороны художников, и со стороны зрителя, нашла воплощение в моде, что на первый взгляд лигитимизировало ее и как социальное явление, и как вид искусства. Исторически каждая эпоха рождала собственные идеалы мужественности и женственности, соответствия которым добивались при помощи одежды, косметики, ювелирного искусства, следования этикету. В ХХ веке условность разделения предметов быта и костюма на атрибуты «профанного» и «сакрального», нестабильность их символических значений,1 является показателем размывания границ самой повседневности. Маркеры, разделяющие «будничное» и «праздничное», теперь становятся предметом индивидуального выбора или навязываемыми рекламой и СМИ2.

Повседневность перестает быть «серыми буднями», теперь это не только рутина повторяющихся заурядных событий, забот, но и экстраординарные ситуации, творчество, духовные поиски, которые становятся частью жизненного мира каждого человека. «Быт» перестает прочитываться как противовес «духовному бытию» личности, а мода постепенно становится важной частью быта современного человека, где создает идеальный мир, мир иллюзий, предлагая модели красоты различных видов -от классической строгости, спортивного стиля, до панк-эстетики, облагороженной фантазией модельера.

О проблеме навязывания имиджей СМИ, о власти моды написано достаточно. Для современных философов эта проблема оказывается свя-

1 Например, в современном Китае происходит постепенный отказ от традиционного красного цвета одежды невесты на европейский белый.

2 Так романтические герои противопоставляют мир фантазии миру реальному - можно вспомнить романы Ж. Санд, М. Шелли, Ш. Бронте и др., где романтический герой, не находящий понимания и счастья в мире обыденности, стремятся в мир другой, устроенный по другим законам и правилам, ищет единомышленников в своих поисках.

57 © Демшина А. Ю., 2007

занной с пониманием роли эстетики в современной культурной ситуации. Если для Адорно, Хюбнера, эстетика имеет этическое значение, как следствие отношение к индивидууму критическое, то для Лиотара, Вельша эстетика сегодня - средство анестезии от этического и общественного, в ситуации распада культуры, смерти метанарраций. Но на практике насколько можно говорить, что эстетика, или эстетический образ жизни, является проявлением отчаяния современного человека, ищущего телео-логизма в обществе, ориентированном на бытие сейчас, или только бегством от скуки. Ж. Бодрийяр отмечает: «Как бы высокомерно мэтры современного искусства ни относились к дизайнерам и модельерам, они делают общее дело - воплощают эстетические каноны в реальность и этим способствуют исчезновению как реальности, так и искусства»1. Бодрийяр видит ситуацию достаточно пессимистично, отмечая активность средств искусства в сфере повседневности и связь этого процесса с деятельностью модернистов, при этом не замечает того, что именно в этой области наблюдается образование областей нового, формируется гуманистическое отношение к индивидуальности. Еще до Бодрийяра, Киркегор представлял «соблазнителя» в качестве эстетической фигуры2, но этот «соблазнитель» порождение не моды, и не изобретение двадцатого века, это отражение давней проблемы человечества, мечущегося между материальным и духовным. В различные эпохи развитие этого конфликта реализовалось в отношении к телесности, в том числе и в том, как скрывается или демонстрируется тело одеждой. При ближайшем рассмотрении это метание сегодня есть взаимодействие разных полюсов, в центре которого только свободная воля «Я», ищущего в себе «Я-ДРУГОГО» и «Я-ПОДЛИННОГО».

Мода, в силу двойственного положения между коммерцией и искусством, как отражает различные грани этих двух непримиримых позиций, так и оказывается мишенью для критики. Практически можно говорить, что искусство на службе повседневности (естественно, если рассматривать лучшие образцы) замещает нишу, оставленную высоким искусством, отказавшимся от гармонии и фигуративности. Источник вдохновения для художника модельера не сакральный мир как мир-над-реальностью, а сакрализация мира жизненного, как мира, содержащего идеальное, конструирования мира-вне-реальности.

Достижение современной культуры - свобода выбора личности, а без эстетики, визуально-идеального выбор оказывается неполон. Часто, говоря о демократизации современного общества, мы забываем, что права предполагают и обязанности, в том числе ответственность за свой выбор.

1 БодрийарЖ. Америка. - СПб., 2000 . - С. 24

2 Kierkegaard S. Entweder/Oder. - Köln-Düsseldorf, 1969. Bd. 1. - S. 323.

Ведь мода - это и возможность увидеть себя другим, найти для себя личную шкалу приемлемости, посмотреть на себя со стороны. Неслучайно специалисты по модным трендам (тенденциям), много времени проводят, изучая самоорганизовавшиеся субкультуры, уличную моду (например, известное агентство Нелли Роди).

В таком случае наиболее радикальные заявления о моде как «машине соблазнения от скуки», можно расшифровать и как недоверие к индивидууму, запрет на его собственные открытия и ошибки. Естественно, критики при этом во многом правы, мода - это не только праздник союза искусства и повседневности, но проблемы моды - это и проблемы нашего общества в целом, ведь мода не создает, а только транслирует социокультурные стереотипы. Образ как идеальная форма транслируется не только самой моделью одежды, но и модной фотографией, модными журналами, интерьерами бутиков и т. д.

Сегодня можно говорить о лояльности прессы к моде, хотя модные журналы соединяют рекламные и редакционные материалы в единое целое. К сожалению, противовес этой критики со стороны философов -только модные журналы, которые редко ставят своей целью эстетический анализ той или иной коллекции, а только информируют и продвигают определенные модные тренды. М. Голсорхи, редактор журнала «Tank» говорит, что это плохо не только для читателей, но и для самих модельеров, которые не получают объективной критики своей работы на страницах прессы.1 Более интересные аналитические материалы можно найти в Интернете. Это положение с модной критикой как ни странно похоже на положение критики современного искусства. Как отмечает Б. Гройс, современная художественная критика не рассматривает художественное произведение, а выступает как вербальный комментарий, защита искусства, который должен восполнить дефицит легитимности искусства, без словесной оболочки не понятного зрителю.2 Как художественная критика оказывается связанной с миром искусства, так и модная критика становится частью модной индустрии, а не моды как искусства. Если в киноиндустрии от критического объективного анализа не застрахованы даже звезды, то в моде это скорее исключение.

На первый взгляд, мода ближе к традиционному искусству, для понимания которого требовалась некая степень инкультурации, образованности (знания об истории, мифологии, культуре), но на практике этого не происходит. Модные журналы чаще критикуют и анализируют не работы модельеров, но удачные или нет модные образы, актуализированные тем

1 Цит по: Миллер З. «Модный прорыв в никуда» // www.globalstyle.ru

2 Гройс Б. Комментарии к искусству / О современном положении художественной критики. - М, 2003. - С. 9.

или иным модным персонажем, а произведения модельеров здесь рассматриваются только как краски актуального образа. Практически в каждом из журналов есть рубрика, которую можно назвать «да и нет», где на примерах в качестве исключений можно вспомнить статьи в «Times» С. Менкес, деятельность М. Голсорхи в журнале «Tank», отдельные статьи на российском портале Модныеspb.

В России ситуация с модой более сложная, чем на западе, у нас, к сожалению, еще нет модной индустрии как таковой, отечественные модельеры только-только начинают развивать коммерческие проекты, не ограниченные ателье для отдельных заказчиков, поэтому и модная журналистика скорее старается поддержать наших дизайнеров. Это может быть связано с тем, что о моде хотя и говорят как об искусстве, но чаще ее рассматривают только как социальный феномен, или коммерческое предприятие.

Моду сегодня вроде бы и считают одним из видов художественной деятельности, но на практике исследователей чаще интересует проблемный аспект этого явления. Хотя параллельно творения художников-модельеров занимают заслуженные места в авторитетных музеях, работы модных фотографов украшают выставочные залы как самостоятельные произведения. Как и современное искусство, мода интерактивна и концептуальна.

Это двойственное положение моды связно с тем, что художник-модельер, кроме самого акта творения, оказывается связан и с коммерческой составляющей «индустрии создания имиджей», хотя не стоит забывать, что при необходимости обеспечивать коммерческий успех марки, художник-модельер - это творческий человек, который должен доказывать собственную талантливость два раза в год, представляя новые коллекции. Ряд дизайнеров превращают в бренд не только свои творения, но и себя, например. Том Форд, Ж.П. Готье бесстрашно подставляют себя под стрелы публики, другие, как, например, М. Прада, держатся в тени, чем создают интригу вокруг собственных творений. Модельер превращает себя в символ, выражающий философию его одежды, как и художник-поведения в актуальном искусстве, репрезентирующий себя в качестве произведения искусства (например, О. Кулик, К. Миллер, Бартеньев, В. Мамышев-Монро).

Правда, чтобы быть замеченным модной индустрией, художник-модельер должен поразить паблисити. Классический пример это Джон Гальяно, которому спонсоров для первой коллекции нашла Анна Винтур, редактор «Вог», другой пример - Метью Вильямсон, который просто принес свои работы в редакцию того же «Вог». Это говорит о том, что мода как индустрия не может развиваться без поисков новых талантов, то есть «художников от моды».

Заявление модного фотографа Винсента Пичерса, о том, что мода -наследник великого искусства, которое во все века имело коммерческую компоненту, так художники эпохи Возрождения, или Моцарта, творили по заказу, только на первый взгляд может показаться поверхностным. Если присмотреться внимательнее, то становится видно, что мода перенимает институциональный аспект художественного творчества прошлых веков, образование будущих модельеров также основано на художественных традициях. Мода как вид искусства в чем-то копирует систему институализации мира классического искусства, только теперь вместо Мастера, на которого работают ученики, существуют модные бренды, на которые работают художники модельеры.

Модные тенденции оперируют эфемерной вещью - образами, которые не имеют практической значимости, а отсылают только к различным вариантам понимания красоты. Это причина, по которой их продвижение тоже не может быть стандартным, для каждого из них надо придумать собственную историю, что, несомненно, требует не только высокого уровня профессионализма, но и таланта. Творческие поиски, осуществляемые сегодня в мастерских модных домов можно сравнить с алхимической лабораторией, где эстетические идеалы находят свои новые формы. Сегодня, когда большинство закупщиков размещают заказы на предварительных показах, сам модный показ превращается в настоящее театральное представление, которое можно назвать и демонстрацией эстетических доминант сезона. Показы Гальяно, Готье напоминают хорошо срежиссированные спектакли. Теперь в качестве «образца» или материала выступает все культурное наследие человечества: от классического искусства до первобытного, от природных форм до фантазии. В качестве примера можно привести творчество японского модельера Е. Ямомото. Серьезное философское отношение к своей работе нашло отражение в книге модельера «Разговаривая с самим собой», где Ямомото немалую часть отводит беседам с ученым-философом Киокаци Вашида о проблемах жизни, бытия, творчества.

«Шоу-мен» от моды Ж. П. Готье, который вывел в 90-е годы на подиум материалы из порно индустрии, записал музыкальный альбом, вел телепрограммы, демонстрирует пример успешной и творческой, и коммерческой реализации талантливой личности. Но если бы Готье был только талантливым рекламистом и коммерсантом, то его коллекции не оказались бы востребованы звездами, такими как Мадонна, Нина Хаген, и «незвездными» потребителями линий пред-а-порте. Мода сегодня это фабрика грез, но если одежда не гармонична, плохо не талантливо сделана, на одной рекламе и РЯ-стратегиях далеко не уедешь. Тем более, что современный человек, как говорят сами специалисты в области моды,

стал более разборчив.1 Стильность персонажа сегодня определяется сочетанием индивидуальности и моды, а не просто копированием образов из глянцевых журналов. Эпатаж ради эпатажа в данной сфере уже не является модным.

Подарив модной индустрии все права на прекрасное, современное искусство теперь само обращается к ней в поисках утраченной красоты. Как результат - выставки модных фотографов (например, Ньюмана, У. Кляйна, М. Тестино), показы модельеров в центрах актуального искусства (например, выставки Х. Чалаяна в художественных галереях).

Специфика моды заключается в сочетании социальной и эстетических задач. На сегодняшний день мода как особый вид искусства анализируется исследователями реже, чем коммерческий, социокультурный потенциал данного явления. Хочется надеяться, что в перспективе, оценка и изучение модных феноменов будет проходить не только в рамках социологии, маркетинга, стратегий продвижения на рынке тех или иных брендов, но и в рамках понимания моды как особого вида искусства.

1 См. на эту тему: Тангейт М. Построение бренда в сфере моды. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.