Научная статья на тему 'Мода на fashion: специфика развития fashion-журналистики в России'

Мода на fashion: специфика развития fashion-журналистики в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1604
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ FASHION-СМИ / МЕДИАПРОЕКТЫ О МОДЕ / СМИ О МОДЕ / RUSSIAN FASHION-MEDIA / MEDIA PROJECTS ABOUT FASHION / MEDIA ABOUT FASHION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

В статье исследуются типологические особенности одного из самых устойчивых сегментов российской медиаиндустрии fashion-СМИ. Анализ проводится на основе эмпирических данных открытой информации о fashion-СМИ и издательских домах, которые их выпускают. В качестве методологической основы применяется общепризнанное типологическое деление СМИ на печатные, аудиовизуальные и электронные ресурсы, а также признание таких типологических доминант, как аудитория и цели изданий. По отношению к fashion-СМИ автор предлагает ввести в типологию еще один критерий, который позволит обозначить типологическое многообразие СМИ о моде, это ценности, транслируемые и формируемые изданиями. В статье представлена новая структура fashion-СМИ, соотносимая с устойчивой классификацией в fashion-индустрии: издания уровня от-кутюр, прет-а-порте и масс-маркета. Автор упоминает о наиболее ярких ТВ-проектах о моде на общедоступных и специализированных телеканалах. Материал может быть полезен не только журналистам, но и практикам fashion-индустрии.The article examines the typological features of one of the most stable segments of the Russian media industry fashion-media. The analysis is based on empirical data-open information about fashion-media and publishing houses that produce them. The generally recognized typological division of the media into printed, audiovisual and electronic resources is applied as methodological basis, as well as such typological dominants as the audience and goals of publications are recognised. The author proposes to introduce another criterion into the typology in relation to public media, which will allow to designate the typological diversity of the media about fashion-these are the values broadcast and formed by publications. The article presents a new structure of fashion media, correlating with a stable classification in the fashion industry: publications on of Haute couture, pret-a-porter and mass market. The author mentions the most striking TV projects about fashion on public and specialized TV channels. The material can be useful not only for journalists, but also for practitioners of the fashion industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода на fashion: специфика развития fashion-журналистики в России»

Volodchenkova O.I. Dinamika kharakteristik zhanra «Ob"yavlenie o prieme na rabotu» v angliyskoy lingvokul'ture [Dynamics of Characteristics of the «Job Announcement» Genre in English Linguistic Culture]. Volgograd, 2016.

Vugman A.A. Etnokul'turnye osobennosti vospriyatiya reklamnykh soobshcheniy [Ethnocultural Features of the Perception of Advertising Messages]. Moskva, 2003.

Dostovalova E.K. Ob"yavlenie o nayme kak osobyy zhanr teksta [Hiring Announcement as a Special Text Genre]. Filologiya i lingvistika: problemy i perspektivy [Philology and Linguistics: Problems and Prospects]. Chelyabinsk, 2011.

Kvashneva N.A. Yazykovye sredstva oformleniya deshifrovochnykh lingvisticheskikh modeley: na materiale nemetskikh ob"yavleniy «Predlagayu rabotu» [Language Tools for Decorating Linguistic Models: Based on German Job Offer Ads]. Saratov, 2006.

Kozhanova N.V. K voprosu o gendernoy asimmetrii naimenovaniy lits po professii v nemetskom yazyke [On the Issue of Gender Asymmetry of Names of Persons by Profession in the German Language]. Aktual'nye problemy izucheniya yazyka i literatury: yazykovaya lichnost' v mezhkul'turnoy kommunikatsii [Actual Problems of the Study of Language and Literature: Linguistic Personality in Intercultural Communication]. Abakan, 2005.

Molendor O.V. Osobennosti delovoy nemetskoy kul'tury [Features of Business German Culture]. Kar'era [Career]. 2008. № 30.

Neupokoeva A.V. Naimenovaniya lits v tipe teksta «Ob"yavlenie o prieme na rabotu» v gendernom aspekte (na materiale nemetskogo yazyka) [Names of Persons in the Type of Text «Announcement of employment» in the Gender Aspect (Based on German material)]. Moskva, 2009.

МОДА НА FASHION: СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ FASHION-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ

Е.С. Радионцева

Ключевые слова: российские fashion-СМИ, медиапроекты о

моде, СМИ о моде.

Keywords: Russian fashion-media, media projects about fashion,

media about fashion.

DOI 10.14258/filichel(2019)4-13

Типологические подходы, которые сегодня распространены по отношению к fashion-СМИ, не исчерпывают их специфику и не раскрывают всего богатства типологического направления медиапроектов о моде.

Fashion-журналистику сегодня определяют по-разному: ее относят как к специализированной, так и к досуговой прессе. Обозначают как lifestyle-журналистику, поскольку понятия fashion и lifestyle в современном мире взаимодополняют друг друга и выступают

в качестве схожих направлений, тесно связанных с понятиями «глянец», «гламур», «глянцевый журнал».

Одинаковое прочтение близких по значению, синонимичных понятий не случайно. В теории масс-медиа их объединяет общее типологическое направление - тождественные функции, специфика потребностей аудитории и соответствующая тематическая направленность изданий [Типология периодической печати, 2009]. Между тем, применительно к fashion-СМИ необходимо выделить еще один параметр в типологии, позволяющий раскрыть разнообразие медиаресурсов о моде. Речь идет о ценностях, транслируемых изданиями.

Проблема ценности явлений окружающего нас мира, человеческой жизни, ее целей и идеалов является важной составляющей СМИ. Масс-медиа стали одним из значимых компонентов психосоциальной среды обитания человека. Они претендуют - не без основания - на роль мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Чтобы разобраться, какие ценности формируют и транслируют fashion-СМИ, можно опереться на классификацию, созданную самой fashion-индустрией как отраслью экономики.

В моде как направлении искусства принято делить дизайнерские коллекции на три категории: от-кутюр - уникальная авторская одежда, изделия высокого искусства; модели этого уровня создаются, чтобы подчеркнуть художественную ценность моды; прет-а-порте - изделия моды, изготавливаемые в промышленных масштабах и отражающие модные тенденции; масс-маркет - относительно недорогие изделия, выпускающиеся широкими партиями.

Подобно этой классификации все СМИ о моде можно разграничить на три категории: одни из них (например, vogue.ru и L'Officiel) коррелируют с уровнем от-кутюр; вторые (издания в том числе о моде, или потребительские модные СМИ) работают в режиме прет-а-порте; уровень масс-маркета демонстрируют электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов и работающие в режиме порталов.

В основе этой классификации - система ценностей, транслируемых fashion-СМИ. Для «настоящих» или «истинных» изданий о моде, соотносимых с уровнем от-кутюр, характерна эстетическая система ценностей, построенная на создании, выявлении, переживании красоты и гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков

настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие.

Журналы, пишущие только о моде или преимущественно о моде, строго говоря, и являются журналами мод. В классификации, представленной автором, эти медиапроекты соотносятся с уровнем от-кутюр. Мода, в понимании таких изданий, - не просто отражение внутренней индивидуальности личности, способ ее самовыражения, но и катализатор общественного мнения. Vogue или L'Officiel не ограничиваются стилевой концепцией, в них рассматриваются всевозможные способы подачи образа, начиная от уличного стиля и заканчивая богемным.

Уровень ценностей транслируется через эстетику визуального ряда, где практически каждое фото - произведение искусства; эстетику речи и специфику проработки тем, направленных на констатацию или осмысление процессов, тенденций в мире моды. Отдельное направление в этом сегменте - открытие новых имен и обозначение их достижений.

Практически в каждом издательском доме, в чьем портфолио содержатся глянцевые женские журналы [Свитич, 2007], есть примеры изданий уровня от-кутюр. В Condé Nast это журнал Vogue, в Independent Media - Harper's Bazaar, ACMG выпускает L'Officiel.

Статус и авторитет этой группы изданий завоеван. Немалую толику вложил сюда кинематограф. В 2006 году в свет вышла комедия «Дьявол носит Прада» режиссера Д. Фрэнкела (США, Франция). Прототипом одной из главных героинь стала Анна Винтур, редактор американского Vogue с 1988 года, непререкаемый авторитет в мире моды. Ее журналистскому творчеству посвящен и документальный фильм «Сентябрьский номер» режиссера Р.Дж. Катлера (США). Фильм появился на экранах в 2009 году. Здесь Анна Винтур играет саму себя - бессменного редактора fashion-журнала.

Нет сомнений, что Vogue возглавляет серию изданий уровня от-кутюр. Журнал, как и другие представители этого направления, главный акцент делает на качество выпускаемых материалов. Аудитория видит происходящее в индустрии глазами фотографов, стилистов, редакторов. «Привратники моды», как их иногда называют, создают имена дизайнерам и рекламу брендам, пропагандируют определенный стиль жизни и тем самым оказывают влияние на эстетические идеалы читателей.

Категория СМИ, соотносимая с уровнем прет-а-порте, предполагает более прагматичный подход. Это издания, чья тематика связана с модой только отчасти, или, вернее, с модой в том числе.

Яркий пример - журнал Cosmopolitan, чьи ценности связаны не только с эстетическим восприятием мира, но и с формированием других жизненных установок, потребностей и мотиваций. По сути, именно эту категорию СМИ можно обозначить как lifestyle-журналистику.

В этой нише работает большая часть издательских домов, выпускающих проекты, так или иначе связанные с модой. Российский издательский дом Conde Nast издает GQ - Gentlemen's Quarterly: искусство быть мужчиной; GQ Style - издание, позиционирующее себя как издание «Только о моде для мужчин»; Glamour; Tatler. В портфолио издательского дома Independent Media ярким примером является уже упомянутый нами Cosmopolitan, а также Grazia, Esquire. В структуре группы компаний Hearst Shkulev тоже представлены бренды, соотносимые с уровнем прет-а-порте, - Woman.ru, Elle, Marie Claire.

К нише прет-а-порте можно отнести и телевизионные проекты «Модный приговор» на Первом канале с Александром Васильевым и «Успеть за 24 часа» на СТС с Александром Роговым. Программы на общедоступных телеканалах объединяет интересная сюжетная игра, построенная на преображении героев. Проекты скорее формируют интерес к миру моды, нежели транслируют ее ценности. С формированием эстетических ценностей более связан Fashion TV -телеканал о мире высокой моды, демонстрирующий новейшие тенденции в дизайне одежды, макияже, прическах, аксессуарах. В силу того, что в России телеканал Fashion TV не входит в структуру общедоступных мультиплексов и транслируется через операторов кабельного и спутникового телевидения, говорить о приобщении массовой аудитории к сфере моды через ТВ не приходится.

Уровень масс-маркета демонстрируют сегодня электронные СМИ, не имеющие печатных аналогов. Их прагматичные задачи сводятся к простым шагам, которые можно соотнести с базовым уровнем потребностей - быть ухоженной, выглядеть красиво, знать, как создать образ и с чем его сочетать. Этот сегмент начал формироваться относительно недавно и заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее.

Сразу оговоримся, что речь пойдет не об интернет-версиях традиционных СМИ о моде, поскольку зачастую digital-аналоги остаются в той же типологической нише, что и их печатные «родители». В интернете активно развиваются самостоятельные проекты о моде, не имеющие печатных аналогов. Яркие примеры -Fashiontime.ru, Arabio.ru, Jlady.ru, Modnica.info, Moda.ru, Modagid.ru, Intermoda.ru, Intermoda.ru.

Fashiontime.ru - главный помощник в мире моды, рассказывающий о fashion и модельном бизнесе и предлагающий на продажу обширный ассортимент изделий. Наряду с блоком разнообразных товаров здесь представлены новости и интервью с перспективными модельерами и дизайнерами, обзор аутфитов знаменитых людей. Arabio.ru - женский интернет-журнал с шестью разделами: «Мода», «Стиль жизни», «Знаменитости», «Красота», «Велнес» и «Любовь». Ресурс раскрывает, как видно из рубрикации, разнообразные темы, начиная от эстетического отношения к миру, заканчивая психологией и физиологией, прикладные аспекты которых - диеты и методики похудения. Сайт предназначен для тех дам, которые стремятся быть модными и красивыми. Информационная лента сочетается с легкими тестами, выполняющими рекреативную функцию. Jlady.ru раскрывает вопросы, связанные с красотой в ее прикладном варианте: через пластическую хирургию, косметологию, диеты, макияж; затрагивает вопросы воспитания, женского здоровья, психологических отношений, питания. Ресурс интересен своей практической направленностью. Modnica.info - сайт, который подчеркивает свою прагматическую направленность системой рубрикации, в которой обозначены тематические направления медиаресурса: «Тренды», «Одежда», «Обувь», «Белье», «Аксессуары», «Стиль», «Макияж», «Маникюр и педикюр», «Бренды», «Новости». Здесь можно почерпнуть идеи для создания маникюра и педикюра, узнать о трендах нижнего белья и аксессуаров, стрижек и причесок. Все это вместе с относительно скудной подборкой новостей о моде и тенденциях в fashion-мире. Moda.ru позиционирует себя как каталог модной одежды; на сайте всего четыре раздела: «Журнал», «Люди», «Места» и «Каталог одежды». Если все категории наполнены и обновляются регулярно, то каталог - пустой. Видимо, ресурс находится на пути к реализации своих планов и пока не доработан. Modagid.ru - это один из наиболее слабых, с информационной точки зрения, ресурсов из всех представленных. При этом ресурс позиционирует себя как социальная сеть, объединяющая разные тематические блоки с интересами аудитории. Из недостатков -дизайн, который не позволяет выделить главное, и слабая система рубрикации: «Статьи», «Коллекции», «Фотоальбомы». Едва ли можно говорить о том, что она мотивирует зайти в раздел и просмотреть информацию. Intermoda.ru - это сетевой журнал о моде. На сайте всего 4 раздела: «Новости», «Авторы», «Реклама» и «О нас». Основная концепция - охват новостного пространства.

Новости здесь обновляются практически ежедневно. Это и собственные материалы редакции, и сообщения читателей и партнеров - PR-агентств, представителей брендов, дизайнеров, фотографов, блогеров. При таком подходе говорить о качестве представленных материалов не приходится.

Все обозначенные электронные ресурсы объединяет прикладной пользовательский характер в подаче информации. Иначе говоря, они не приобщают к миру моды, не транслируют ее ценности, не участвуют в формировании эстетической картины мира. Ресурсы носят практический, утилитарный характер: подсказывают, какой макияж в тренде, удивляют новыми прическами, демонстрируют стилистические эксперименты с гардеробом и т.д.

Задача моды как направления в искусстве - сформировать эстетический вкус, погрузить в мир прекрасного, зародить потребность в красивом. Дать конкретные рекомендации - прикладная задача, которая должна быть подкреплена авторитетом медиа или лицом, которое его возглавляет.

Для подобных ресурсов характерна низкая пользовательская активность. Именно об этом свидетельствуют онлайн-сервисы, созданные для анализа сведений о пользовательском трафике. Они показывают, что количество пользователей подобных интернет-ресурсов в сотни раз ниже по сравнению с проектами, которые имеют печатные аналоги, и их ни в коем случае сегодня нельзя считать конкурентами.

Стоит отметить, что ресурсы, соотносимые с уровнем от-кутюр, прет-а-порте и даже отчасти масс-маркетом, сегодня конкурируют с медиаресурсами российских дизайнеров. В качестве примеров можно упомянуть сайт дизайнера Вячеслава Зайцева, на котором представлен целый мир: от биографии и живописи маэстро, описаний его дома моды до каталога изделий (Zaitsev.info), или интернет-ресурс с коллекциями и моделями Валентина Юдашкина (Yudashkin.com), чей проект выполнен в стилистике модельера и является источником не только прагматической информации, но и основой для вдохновения. Не менее интересны ресурсы дизайнера Алены Ахмадуллиной (Alena Akhmadullina и Akhmadullina Dreams), омского дизайнера Александра Богданова (Alexanderbogdanov.com), талантливого создателя моделей Игоря Чапурина (Chapurin.com) и мн.др.

Классификация, предложенная автором, во многом условная, но она позволяет отразить специфику типологии медиапроектов, посвященных моде, и соотнести тот или иной тип fashion-СМИ с определенной шкалой ценностей аудитории.

Литература

Свитич Л.Г. Издания для женщин // Типология периодической печати. М., 2007. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2009.

Ямпольская Р.М. Тенденции развития типологической структуры женской прессы // Вестник Московского университета. Серия № 10. Журналистика. 1997. № 4.

References

Svitich L.G. Izdaniya dlya zhenshhin [Women's Editions]. Tipologiya periodicheskoj pechati [Typology of Periodicals]. Moskva, 2007.

Tipologiya periodicheskoj pechati [Typology of Periodicals]. Pod red. M.V. SHkondina, L.L. Resnyanskoj. Moskva, 2009.

Yampol'skaya R.M. Tendencii razvitiya tipologicheskoj struktury' zhenskoj pressy' [Trends in the Development of the Typological Structure of the Women's Press]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Series № 10. Journalism. 1997. № 4.

«МЫ ВСЕ СОБОРНО ВИНОВАТЫ»: ЭКСПЛУАТАЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО ДИСКУРСА В ЭПИСТОЛЯРИИ И ПУБЛИЦИСТИКЕ А.Н. ТОЛСТОГО 1917-1923 ГГ.

В.В. Чекушин

Ключевые слова: А.Н. Толстой, христианский дискурс,

революция, эмиграция, Ф.М. Достоевский.

Keywords: A.N. Tolstoy, Christian discource, revolution,

emigration, F.M. Dostoevsky.

DOI 10.14258/filichel(2019)4-14

Обращение к библейской топике является «общ[ей] тенденци[ей] в поэзии и публицистике революционных лет» [Лейдерман, 2012, с. 116]: множество авторов апеллировали к ней при осмыслении событий революций и Гражданской войны. Появление в творчестве А.Н. Толстого элементов христианской образности тоже связано с произошедшими в России глобальными социокультурными переменами.

Наиболее полно Толстой использовал христианские мотивы в парижском издании романа «Сестры», первой части «Хождений по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.