Научная статья на тему 'Fashion-издания в Интернете: к вопросу о типологической направленности'

Fashion-издания в Интернете: к вопросу о типологической направленности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1702
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕДИАПРОЕКТЫ О МОДЕ / СМИ О МОДЕ / FASHION-СМИ / TYPOLOGY OF JOURNALISM / MEDIA PROJECTS ON FASHION / MEDIA ON FASHION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Екатерина Сергеевна

Проблема и цель. Исследование проблемы, связанной с типологией интернет-СМИ, актуально, поскольку в этой нише появляются новые проекты и направления. В качестве базы для анализа выбран сегмент электронных fashion-СМИ. Цель статьи предложить новую типологическую классификацию интернет-СМИ, посвященных моде. Методология. Исследование проводится на основе общих и частных методов журналистики. Автор опирается на общенаучные эмпирические методы исследования при наблюдении, сравнении и описании предметов исследования. В качестве частного метода журналистики выбирается типологизация как базовый метод теории журналистики. Результаты заключаются в представлении типологической классификации интернет-ресурсов о моде. В статье исследуются вопросы развития электронных fashion-СМИ. Выводы. Делаются выводы, что традиционный подход к анализу типологии интернет-СМИ о моде не исчерпывает специфики этого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE FASHION BOOKS: ON TYPOLOGICAL ORIENTATION

Introduction. The study of the problem related to the typology of Internet media is relevant due to the appearance of new projects and directions in this sphere. The purpose of the article is to offer a new typological classification of Internet media devoted to fashion. Materials and Methods. The research is conducted using the methods proposed by M.M. Lukina, Associate Professor of New Media and Theory of Communication Department of Lomonosov Moscow State University. Results. The article offers a typological classification of Internet media devoted to fashion. The article studies. Conclusions. It is concluded that the traditional approach to the analysis of the typology of the Internet media on fashion does not exhaust the specifics of this direction.

Текст научной работы на тему «Fashion-издания в Интернете: к вопросу о типологической направленности»

УДК 070 DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.37.45

Е. С. Радионцева,

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

FASHION-ИЗДАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Проблема и цель. Исследование проблемы, связанной с типологией интернет-СМИ, актуально, поскольку в этой нише появляются новые проекты и направления. В качестве базы для анализа выбран сегмент электронных fashion-СМИ. Цель статьи - предложить новую типологическую классификацию интернет-СМИ, посвященных моде.

Методология. Исследование проводится на основе общих и частных методов журналистики. Автор опирается на общенаучные эмпирические методы исследования при наблюдении, сравнении и описании предметов исследования. В качестве частного метода журналистики выбирается типоло-гизация как базовый метод теории журналистики.

Результаты заключаются в представлении типологической классификации интернет-ресурсов о моде. В статье исследуются вопросы развития электронных fashion-СМИ.

Выводы. Делаются выводы, что традиционный подход к анализу типологии интернет-СМИ о моде не исчерпывает специфики этого направления.

Ключевые слова: типология журналистики, медиапроекты о моде, СМИ о моде, fashion-СМИ.

Проблема и цель. В теории журналистики значимое место уделяется типологии СМИ. Она помогает осознать место и роль изданий или программ в системе средств массовой информации, способствует развитию конкуренции, обозначает место СМИ в географическом, экономическом или социальном пространстве. Типология способствует определению особенностей деятельности, выявляет взаимоотношения с различными структурами и с потребителями информации, помогает обозначить методы взаимодействия с аудиторией.

Сегодня типология СМИ строится исключительно на основе эмпирических данных. Не разработан пока системный подход, который позволил бы выстроить единую схему типологического характера. В основу общепринятой типологии современными исследователями положен технологический фактор. Именно он позволяет разграничивать все СМИ на печатные, телерадиовещательные и электронные (интернет-СМИ). Более того, среди исследователей, изучающих вопросы типологии, принято говорить о типологической доминанте или главном типообразующем признаке [1]. Здесь прослеживается два основных подхода. Одни ученые полагают, что типообразующим фактором является аудитория, говорят о ее доминирующем влиянии по типологию. Другие полагают, что ведущим признаком типологии СМИ стала функция, которую выполняет то или иное издание / программа.

Устойчивым типологическим типом СМИ по праву считаются издания, посвященные моде. Это не случайно - как тип они формировались в период становления журналистики. Так, в 1776 г. зародился французский журнал Galerie des modes et costumes francais («Галерея мод и французские костюмы»). В 1785 г. впервые увидел свет Cabinet des modes ou les modes nouvelles («Управление образами и последними модами», Франция). Немецкий журнал Bertuch'sche Journal des Luxus und der Moden («Журнал роскоши и моды») появился в 1779 г. В 1786-м увидел свет итальянский Journal des dames et des modes en France («Женский журнал и моды Франции»), в 1794 г. - английский Gallery of Fashion («Галерея моды»), в 1797-м - французский Journal des Dames et des Modes («Женский журнал мод») и др. История становления и развития модных журналов сегодня описана в научных исследованиях и открытых источниках [2].

Первые женские издания в России стали выходить так же, как европейские - в XVIII в., регулярно - с XIX в. История журналов «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», а также «Модный свет», «Моды и рукоделия» сегодня раскрыта в исследовательской литературе. В советский период о модных журналах не говорили - речь шла об изданиях для женщин, в которых подчеркивались такие женские роли, как роль работницы, продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме и проч. [3].

XXI век вывел на рынок большое количество новых медиапроектов. Огромное разнообразие предложил интернет. Сегодня количество зарегистрированных СМИ в Интернете достаточно велико и продолжает расти. Это не удивительно: количество интернет-пользователей в мире к концу января 2018 г. составило более 4 млрд человек (53 % от населения планеты), в России аудитория интернета в 2017 г. достигла 90 млн человек, или 73% населения страны [4].

Огромное число пользователей Интернета породило спрос на разные проекты, в том числе связанные с модой. Тематика оказалась настолько востребованной среди интернет-аудитории, что это привело к появлению новых тематических ниш. При этом, как показывает исследование, поле понятия «fashion-СМИ» стало делиться, с одной стороны, на узкие сегменты и повлекло за собой появление узкоспециализированных проектов, а с другой - стали формироваться предельно широкие тематические блоки, что вылилось в создание целых порталов, посвященных моде.

Какие типологические ниши можно выделить сегодня в электронных fashion-проектах? Попытаемся дифференцировать ресурсы, посвященные моде.

Методология. Первоначальная типология изданий русского Интернета предполагает деление ресурсов на две категории - собственно сетевые СМИ и онлайновые версии уже знакомых «традиционных» СМИ. Так, российский журналист, заместитель главного редактора журнала The New Times, политконсультант, колумнист Lenta.ru, «Свободной прессы», Slon.ru, GQ Иван Давыдов предлагает именно такой упрощенный подход к классификации интернет-СМИ по способу выхода: собственно сетевые издания и сетевые версии традиционных СМИ [5].

Подобный подход предлагает использовать доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации МГУ им. М. В. Ломоносова М. М. Лукина. В соответствии с ее типологией, интернет-СМИ можно разделить на три большие группы: копии традиционных СМИ; модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ, которые не копируют печатные аналоги, а проводят собственную информационную политику; медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие офлайновых прототипов [6]. В своем анализе мы оттолкнемся от этих частных методов. При этом будем опираться и на общенаучные эмпирические методы - при наблюдении, сравнении и описании предметов исследования.

Результаты. Первый крупный блок проектов, посвященных моде, представляют собой электронные СМИ, имеющие печатные аналоги. Яркие примеры - vogue.ru, bazaar.ru, elle.ru, cosmo.ru, marieclaire.ru, marieclaire.ru.

Попытаемся дать краткую характеристику проектам. Vogue.ru - настоящая библия для тех, кто готов погрузиться с головой в мир моды, в проекте представлено все самое интересное и свежее. Ресурс оценивает мир моды с позиций эстетических ценностей и вкладов дизайнеров в индустрию моды как высокое искусство. Bazaar.ru - журнал о моде, стиле и красоте; информация о новостях моды, шопинге, коллекциях, украшениях, трендах, здоровье, путешествиях, дизайне, культуре, гороскопах; статьи, видео, звёздные советы - в журнале привлекают разные формы подачи материала. Elle.ru -женский онлайн-журнал, позиционирующий себя как официальный сайт журнала № 1 о моде. Здесь представлены актуальные новости мира моды, красоты, шопинга, шоу-бизнеса и отношений, новые тенденции и актуальные модные тренды текущего года. Cosmo.ru - это российский электронный журнал о моде и красоте, с советами об отношениях с мужчинами, семейной жизни, карьере. В рубрике «Мода» - новости моды, тенденции, стиль звёзд и практические советы, как сочетать вещи и создавать образы. Они позволяют узнать, где купить самые последние новинки модного сезона, здесь же - интервью с экспертами индустрии моды и блогерами. Marieclaire.ru освещает новости мира моды и звёзд, представляет мнения экспертов о продуктах и услугах в области красоты. В журнале представлен fashion-гид, раздел астропрогнозов, кулинарные рецепты с картинками и афиша мероприятий. Glamour.ru - это публикации о красоте, моде и стиле жизни: новости, обзоры, советы. Ко всему этому - рецепты, тенденции, тренды, а также афиша культурных мероприятий.

Эти ресурсы позволяют следить за новостями в мире моды, они же участвуют в формировании fashion-трендов. В силу того, что за каждым журналом стоит сложившийся журналистский коллектив, воспитанный в рамках определенной журналистской школы, концепт и контент всех изданий -яркий, эмоциональный, интересный, запоминающийся. Хочется сразу оговориться, что у каждой печатной версии - своя специфика, отличная от электронного варианта, что придает интернет-версиям особую актуальность. Аудитория изданий широкая, разноплановая, информация о ней открыта, что сегодня проверяется без труда с помощью различных онлайн-сервисов, нацеленных на анализ сведений о пользовательском трафике любого ресурса.

Следующий типологический сегмент - сайты со специализацией на видеоконтенте. Это платформа эмоций и впечатлений, которая знакомит аудиторию с показами коллекций и представляет бэкстейджи.

Среди подобных проектов необходимо обозначить company.fashiontv.com - единственное он-лайн-ТВ, эквивалентное модным печатным СМИ, оно привлекательно для всех, кто интересуется модой, стилем, красотой и тенденциями. FashionTV понимает и обслуживает свою аудиторию, предоставляя оригинальные, беспристрастные и информативные программы, недоступные в других сетях.

Ресурс проектирует уникальный, космополитичный и современный стиль. Mbfashionweek.com -проект, представляющий видео и новости о компаниях-брендах, которые демонстрируют свои коллекции на ведущей мировой выставке Mersedes-Benz Fashion Week. Mercedesbenzfashionweek.ru -это серии сезонных показов российских дизайнеров, проводимых агентством владельца MercedesBenz Fashion Week Russia и Russian Fashion Week. Сайт позволяет подать заявку на участие в Неделе моды в рамках «Mercedes-Benz Fashion Week Russia».

Крупный блок ресурсов о моде представляют собой сайты, не имеющие печатных или вещательных аналогов. Они делают акцент на практической направленности материалов, осыпают примерами, дарят и раздают советы. Их тематика не ограничивается модой как такой - они не мыслят fash-ion-индустрию без советов по созданию причёсок, маникюру, аксессуарам. Их сильные стороны - это системы питания и диеты. Для них мода - это привычки, ценности и вкусы в предельно широком понимании - от эстетики до культуры общения и прагматичных советов по питанию.

Fashiontime.ru - главный помощник в мире моды, рассказывающий о fashion и модельном бизнесе, предлагающий на продажу обширный ассортимент изделий. Наряду с блоком разнообразных товаров, здесь представлены новости и интервью с перспективными модельерами и дизайнерами, обзор образов знаменитых людей. Сайт удобен тем, что есть каталог моделей и модельных агентств, портфолио и фоторепортажи. Arabio.ru - женский интернет-журнал с шестью разделами: мода, стиль жизни, знаменитости, красота, велнес и любовь. В них раскрывается, как видно из названий, разнообразные темы, начиная от эстетического отношения к миру, заканчивая психологией и физиологией (диеты и методики похудения). Он предназначен для тех, кто стремится быть модной, красивой и всегда молодой. Информационная лента сочетается с легкими тестами, выполняющими рекреативную функцию релакса. Jlady.ru раскрывает тему красоты в ее прикладном варианте: через пластическую хирургию, косметологию, диеты, макияж. Затрагивает вопросы воспитания и женского здоровья, психологических отношений, питания. Раздел «Мода» рассказывает о женских аксессуарах, гардеробе, обуви и даже информирует о свадебное моде. Ресурс интересен своей практической направленностью. Modnica.info - сайт, который подчеркивает свою практическую направленность системой рубрикации, в которой обозначены тематические направления ресурса: тренды, одежда, обувь, белье, аксессуары, стиль, макияж, маникюр и педикюр, бренды, новости. Здесь можно почерпнуть идеи для создания маникюра и педикюра, узнать о трендах нижнего белья и аксессуаров, стрижек и причесок. Все это вместе с новостями о моде и тенденциях в fashion-мире. Moda.ru позиционирует себя как каталог модной одежды. На сайте всего четыре раздела: «Журнал», «Люди», «Места» и «Каталог одежды». Если все категории наполнены и обновляются регулярно, то каталог - пустой (дата обращения - 6.05.2019). Видимо, ресурс находится на пути к реализации своих планов и пока не доработан. Modagid.ru - это один из наиболее слабых с информационной точки зрения ресурсов из всех представленных. При этом ресурс позиционирует себя как социальная сеть, объединяющая разные тематические блоки с интересами аудитории. Из недостатков - дизайн, который не позволяет выделить главное и интересное. Слабая система рубрикации: статьи, коллекции, фотоальбомы. Едва ли можно говорить о том, что она мотивирует зайти в раздел и просмотреть его информацию. Intermoda.ru - это сетевой журнал о моде. На сайте всего 4 раздела: «Новости», «Авторы», «Реклама» и «О нас». Основная концепция - охват новостного пространства. Новости здесь обновляются практически ежедневно. Это и собственные материалы редакции, и сообщения читателей и партнеров -PR-агентств, представителей брендов, дизайнеров, фотографов, блогеров. При таком подходе говорить о качестве представленных материалов трудно и неинтересно.

Эти ресурсы далеко не всегда представляют интересный и качественный контент. С большим трудом они могут претендовать на то, чтобы стать трансляторами модных тенденций - скромный вкус в дизайнерском и графическом оформлении, неудобная система навигации, непоследовательная проработка концепции лишают их интереса со стороны целевой аудитории. При этом гибкая система продвижения через социальные сети помогает поддерживать интерес и спрос со стороны целевой аудитории. Конечно, онлайн-сервисы, созданные для анализа сведений о пользовательском трафике, свидетельствуют, что количество их пользователей существенно ниже по сравнению с интернет-проектами, которые имеют печатные аналоги, и их ни в коем случае нельзя считать конкурентами.

Говоря о fashion-индустрии в мире электронных ресурсов, нельзя не упомянуть о сайтах российских дизайнеров. Безусловно, все они далеки от формата электронного СМИ - они, по большей части, функционируют в режиме интернет-магазинов. Однако внимание к ним со стороны аудитории растет, поэтому мы включаем их в перечень российских интернет-ресурсов, посвященных моде. Сай-

ты дизайнеров моды дают представление о коллекциях, истории брендов, информируют о статусе и заслугах дизайнеров. У каждого из них свой стиль, вызывающий разные эмоции. Знакомиться с ними - значит идти по пути вдохновения.

Количество российских дизайнеров, вышедших в плоскость публичного пространства, становится все больше. Приведем несколько примеров наиболее известных модельеров, представленных в числе топовых, по версиям разных открытых источников.

Zaitsev.info - сайт дизайнера Вячеслава Зайцева, на котором представлен целый мир: от биографии и живописи маэстро, описания его дома моды до каталога изделий. Yudashkin.com - интернет-ресурс с коллекциями и моделями Валентина Юдашкина. Проект выполнен в стилистике модельера и является источником не столько прагматической информации, сколько основой для вдохновения. Alexanderbogdanov.com - интернет-магазин модного дома Alexander Bogdanov от омского дизайнера Александра Богданова. Chapurin.com - сайт о русском доме моды, представленном в Европе, Азии, Америке. Rusmoda.ru - сайт компании Rusmoda, который занимается дизайном и производством одежды под марками Alexander Terekhov и Atelier Moscow, а также производством униформы и корпоративной одежды. Artemshumov.com - сайт Артема Шумова создан исключительно для того, чтобы делиться своими идеями, моделями и коллекциями. Alenaakhmadullina.ru - интернет-ресурс объединяющий две линии одежды дизайнера Алены Ахмадуллиной - Alena Akhmadullina и Akhmadullina Dreams.

Выводы. Таким образом, fashion-направление в электронной среде сегодня занимает прочное и устойчивое положение. При этом, как показывает исследование, ниша представлена разными типологическими сегментами, что позволяет охватывать интересы совершенно разной аудитории, и решает задачи, в которые вовлечены профессионалы (дизайнеры, стилисты, конструкторы, технологи, предприниматели) и любители - все те, кому не безразличен мир красоты и моды.

Проекты, посвященные моде, объединяет ряд общих функций. Это информационная функция, заключающаяся в предоставлении информации о положении дел в индустрии моды; воспитательная, задача которой формировать вкус и эстетическое отношение к миру; рекреативная, позволяющая расслабиться и восстановиться через прикосновение к прекрасному.

Объединяет модные СМИ как единый типологический сегмент и аудитория, которую, безусловно, трудно дифференцировать по возрасту (мода интересна и подросткам, и взрослым разных поколений), социальному положению и даже полу (мужчин, вовлеченных в индустрию моды, всегда немало). Аудиторию модных СМИ объединяет особое эстетическое отношение к миру, способность воспринимать его через красоту. Кто-то из читателей соединил с этой потребностью свою жизнь и сделал профессией, а для кого-то она осталась хобби.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание, что все четыре, выделенные в рамках исследования, группы изданий не равнозначны с точки зрения проработки и формирования эстетических потребностей, а также системы ценностей, к которой они апеллируют. И подобно тому, как дизайнерские коллекции моды делятся на три категории: от-кутюр (уникальная авторская одежда, изделия высокого искусства, созданные, чтобы подчеркнуть художественную ценность моды), прет-а-порте (изделия моды, изготовляемые в промышленных масштабах и отражающие модные тенденции) и масс-маркет (относительно недорогие изделия, выпускающиеся широкими партиями), модные СМИ делятся на три во многом аналогичных блока. Одни из них (например, vogue.ru) коррелируют с уровнем от-кутюр, вторые (сайты дизайнеров) работают в режиме прет-а-порте. Уровень масс-маркета демонстрируют электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов и работающие в режиме порталов.

Аналогия, увиденная автором, очень условная, но именно она отражает специфику типологии медиапроектов, посвященных моде, и позволяет соотнести тот или иной тип модных СМИ с определенной шкалой ценностей аудитории.

Библиографический список

1. Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. Москва: Аспект Пресс, 2007. 236 с.

2. Энциклопедия моды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki.wildberries.ru (27.05.2019).

3. Свитич Л. Г. Издания для женщин // Типология периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др. ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. Москва: Аспект Пресс, 2007. С. 156-171.

4. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1.html (27.05.2019).

5. Давыдов И. Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский Журнал. 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russ.ru/politics/20000928_davydov.html (27.05.2019).

6. Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. Москва: Аспект Пресс, 2010. 348 с.

E. S. Radiontseva, Candidate of Philology, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55 Mira ave., Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: 0000-0002-2248-198X e-mail: rakaty@yandex.ru

ONLINE FASHION BOOKS: ON TYPOLOGICAL ORIENTATION

Introduction. The study of the problem related to the typology of Internet media is relevant due to the appearance of new projects and directions in this sphere. The purpose of the article is to offer a new typological classification of Internet media devoted to fashion.

Materials and Methods. The research is conducted using the methods proposed by M.M. Lukina, Associate Professor of New Media and Theory of Communication Department of Lomonosov Moscow State University.

Results. The article offers a typological classification of Internet media devoted to fashion. The article studies.

Conclusions. It is concluded that the traditional approach to the analysis of the typology of the Internet media on fashion does not exhaust the specifics of this direction.

Keywords: typology of journalism, media projects on fashion, media on fashion.

References

1. Typology of printed media: Manual for students. M.E. Anikina, V.V. Baranov, O.A. Voronov, et al.. Ed. by M.V. Shkondin, LL. Resnyanskaya. Moscow, Aspect Press Publ., 2007, 236 p. (In Russian)

2. Encyclopedia of fashion. Available at: https://wiki.wildberries.ru (Accessed 27.05.2019). (In Russian)

3. Svitich L. G. Publications for women. Typology of printed media: Manual for students. M. E. Anikin, V.V. Baranov, O.A. Voronov, et al.. Ed. M.V. Shkondin, L.L. Resnyanskaya. Moscow, Aspect Press Publ., 2007, pp. 156171. (In Russian)

4. Russian Printed Media: Status, Trends and Prospects of Development in 2018. Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1.html (Accessed 27.05.2019). (In Russian)

5. Davydov I. Mass media of the Russian Internet. Main trends of development and analysis of the current situation. Russian Journal, 2000. Available at: http://www.russ.ru/politics/20000928_davydov.html (27.05.2019). (In Russian)

6. Internet media: Theory and Practice: Manual for students. Ed. M.M. Lukina. Moscow, Aspect Press Publ., 2010, 348 p.

Поступила в редакцию 2.06.2019 © Е. С. Радионцева, 2019

Автор статьи: Екатерина Сергеевна Радионцева, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: rakaty@yandex.ru

Рецензенты:

Г. В. Косяков, доктор филологических наук, профессор, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова.

Ю. Д. Кравченко, кандидат филологических наук, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.