7. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики [Текст] / Р. П. Овсе-пян. - М. : Журналистика, 1999. - 229 с.
8. Руденко, И. Детская пресса России на современном этапе [Текст] / И. Руденко. -М. : Детскаяжурналистика, 1996. -411 с.
9. Типология интернет-СМИ [Текст] : сб. научных трудов // Альманах кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. «Журналистика и общество». - 2012. - № 10. - С. 172-181.
10. Щинникова, В. И., Чупринова, Е. А. Журналы для детей и формы работы с периодическими изданиями в библиотеке. Почитай, полистай, посмотри [Электронный ресурс]. - URL :http://oubomsk.ru/Posobiya/konsultacii/zhurnaly_dlja_detej_2015.pdf.
Надыршина А. А.
СПЕЦИФИКА «ВЕАиТУ»-МАТЕРИАЛА КАК FASHION-ЖАИРА (НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСТВА ЭВЕЛИНЫ ХРОМЧЕНКО)
В данной статье рассматриваются особенности «beautyiï-материала как fashion-жанра и модной журналистики как медиафеномена. В качестве материала исследования послужило творчество российского журналиста и эксперта в области моды Эвелины Хромченко, а именно ее публикации в российской версии журнала «L'Officiel» (24 номера издания за 2008 и 2009 года), редактором которого Эвелина Хромченко была с 1998 по 2010 год. А также публикации на официальном сайте Эвелины Хромченко за 2015-2016год.
Ключевые слова: журналистика, fashion-журналистика, fashion-жанр, «beauty»-материал, блогинг, fashion-блогер.
На рубеже XIX и XX веков на первый план медиа-рынка вышла газетная индустрия, что несколько затормозило развитие журнальной прессы. Толстый журнал как самый качественный и востребованный формат журнальных периодических изданий неожиданно стал критиковаться за некоторую медлительность и громоздкость. Вскоре «толстушка» перестала удовлетворять широкому массовому запросу. Поэтому в журналистике возникает деление изданий по направлениям, отраслям.
В настоящее время нередко можно встретить понятия «модная журналистика» или «журналистика моды», которые являются синонимичными. Особенно эти словосочетания близки женской половине, читающей глянцевые издания, в которых журналисты пишут о моде, модных тенденциях, творчестве известных дизайнеров и историях Домов Высокой моды. Безусловно, история отечественной журналистики помнит толстые журналы, в которых были «модные» рубрики, и издания для дам. Но если тогда инфоповодов для этих колонок было немного, то сейчас модная индустрия изобилует событиями, требующими немедленного освещения в СМИ.
В связи с активным развитием модной индустрии, индустрии красоты и стилистики, а также с ростом потребности людей в новостях из мира моды и их значимостью, последнюю стали выделять в отдельное направление журналистики - fashion-журналистику.
Несмотря на столь широкий интерес к fashion-журналистике как к специфическому виду деятельности, модная журналистика не имеет статуса научной дисциплины. В этой ситуации вполне понятным является то, что если существует fashion-журналистика как деятельность, то должна существовать и наука, отражающая ее сущностные характери-
стики, закономерности, механизмы функционирования и т.п. Однако научному обоснованию данного явления не уделяется должного внимания.
Если находить определяющее слово в словосочетании «модная журналистика», то стоит отдать предпочтение прилагательному, ведь именно оно отражает специфику этой журналистики, отличает ее от других направлений.
Рассуждая так, К. В. Маркелов заключил, что сущностные характеристики, закономерности, механизмы функционирования моды как культурного феномена распространяются и на журналистику этого направления.
Маркелов выделяет три особенности моды как культурного феномена:
1. «Мода - явление тотальное. Каждый человек в той или иной степени причастен к моде;
2. Мода - явление кратковременное. В этом смысле моду можно противопоставить обычаю и стилю, которые отличаются устойчивостью и фундаментальностью;
3. Мода - явление доминантное. В моде всегда можно выделить некое кредо, некую идею, транслируемую на уровне визуальной коммуникации. Наименование этой идеи очень часто становится обозначением всей моды - сюр, мини, унисекс. Идея служит центром, вокруг которого выстраиваются многочисленные вариации модных стандартов» [2. С. 45].
На этих основаниях можно сделать вывод, что журналистика моды, как и сама мода, явление социальное, а значит тотальное, распространяющее свое влияние на общество и находящее свое отражение во всех культурных процессах жизнедеятельности человека. «Модная журналистика - явление масштабное, имеющее множество культурных проявлений, но вместе с этим явление кратковременное, имеющее свою актуальность здесь и сейчас» [23]. И наконец, мода - явление-идея, а журналистика - канал внедрения и распространения этой идеи в жизнь.
«Современный российский рынок модной периодики выглядит достаточно пестро. Здесь, как на восточном базаре, есть все, что душе угодно - полное типологическое разнообразие: газеты, еженедельники, журналы, информационные агентства, вестники и бюллетени. Не мудрено, что даже в среде профессионалов возникает терминологическая путаница. До сих пор нет полного согласия, какие периодические издания следует называть журналами мод, а какие нет. К примеру, «Cosmopolitan» традиционно называют журналом мод, хотя по тематике это типично женский журнал с рубрикой моды» [2. С. 31].
Есть журналы только о моде (или преимущественно о моде) - «Vogue», «Officiel», «Harper's Bazar», и есть журналы в том числе о моде - «Е11е», «Cosmopolitan», «MarieClaire». Журналы, пишущие только о моде или преимущественно о моде, строго говоря, и являются журналами мод.
Журналы, которые пишут только о моде, могут быть общего и узкоспециализированного характера. К примеру, у нас в России хорошо всем известны журнал о модной обуви «Step» или рекламный журнал свадебных нарядов «Жених и невеста». Журналы, пишущие «в том числе о моде», как правило, имеют различную тематическую направленность: «Cosmopolitan» - женский журнал, «ОМ» - преимущественно мужской, «Птюч» - молодежный. В каждом из них есть постоянная рубрика моды. Рубрики моды есть и в газетной периодике, а на радио и ТВ есть и отдельные передачи, посвященные вопросам моды.
Всю современную прессу, связанную с модой (подразумевается вся совокупность га-зетно-журнальной периодики), по средствам доставки к потребителю можно разделить на оффлайновую (печатные издания) и он-лайновую (интернет-издания). Между этими двумя типами изданий существует некоторая разница. Интернет-издания более оперативны (макет номера не надо везти в типографию), более иллюстративны (вплоть до наличия живых картинок), более скандальны (в Интернете намного безопаснее давать щекот-
ливые материалы о модельерах и их творчестве). Но как показывает практика, интернет-журналистика менее эксклюзивна, чем офф-лайновые издания, в ней больше вторичной информации, которая либо перерабатывается на новый лад, либо выдается за первичную. Все эти моменты следует учитывать при использовании Интернета как в профессиональных, так и в познавательных целях.
И в сетевой, и в оффлайновой журналистике присутствуют практически все темы, имеющие хоть какое-то отношение к моде: это и истории Домов, и творческие биографии кутюрье, и новинки моды, и конкурсы молодых модельеров, и многочисленные показы (особенно подробно освещаются недели Высокой моды и прет-а-порте, проходящие в Италии, Франции и России), модельный бизнес и пр.
«Набор журналистских жанров, используемых в журналистике моды, достаточно ограничен. Корреспонденция, комментарий и интервью - три наиболее эксплуатируемых жанра. Иногда встречаются аналитические статьи, обозрения, репортажи. Практически отсутствует художественно-публицистический блок - зарисовка, очерк, эссе. Зато набирает обороты «фикшн» (в переводе с американского «чтиво») - скандальные, эпа-тажные, аляповатые, наполовину придуманные истории о жизни и творчестве кутюрье, топ-моделей, поп-звезд, так или иначе связанных с модой» [2. С. 33]. Такого рода материалы можно обнаружить в «желтой» прессе («Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Мегаполис-экспресс», «Караван историй»). Причем спрос на журналистов, владеющих «фикшн», с каждым годом все увеличивается. Квалифицированный анализ тенденций моды может дать и аналитик моды, каких в России, кстати, совсем немного. От журналиста же в первую очередь требуется «развлекаловка» - такова печальная тенденция последнего времени.
Но может быть, аналитиков привлекают потому, что не хватает журналистов, владеющих анализом? В этом случае единственно верная профессиональная стратегия для журналиста моды должна заключаться в том, чтобы стать максимально универсальным, то есть по необходимости давать и сенсацию, и «развлекаловку» в стиле «фикшн», и анализ.
Сейчас для обозначения материала, темой и предметом которого является мода, принято употреблять термин «beauty». Воспользуемся им для того, чтобы выделить особенности «ЬеаШу»-материала как fashion-жанра.
В начале XX в. появились недорогие журналы мод с традиционными выкройками и умеренными пожеланиями в адрес добродетельных домохозяек и небогатых образованных женщин, желавших быть элегантными. Рекомендации давались непререкаемым тоном, но с легкой иронией.
В перерыве между двумя мировыми войнами стиль журналов мод становится более демократичным и либеральным. Многие журналы перепечатывают известное изречение писательницы Гертруды Стайн: «Не придавайте большое значение одежде, а главное, не гонитесь за модой, покупайте прочные и удобные вещи». Г. Стайн провозглашает независимость женщины от ее портного и диктата Больших Домов. Заметно меняется тональность в разговоре с читателем. Исчезает пафос, интонация становится мягче, советы даются осторожно и ненавязчиво.
С приходом Второй мировой войны кардинально меняется стиль оформления и подачи материала в журналах мод. Если раньше фотография сопровождала текст, то теперь она становится самостоятельной смысловой единицей. Журнал «Vogue» вообще предпочитает давать меньше текста и больше иллюстраций. И в этом есть определенный смысл: читательницы в первую очередь должны видеть модную вещь; предполагалось, что именно визуальная реклама обладает наибольшей эффективностью.
«Меняется и сама фотография. В 1935 г. Лейка изобретает новую камеру со скоростью кадра 1/1000 секунды, и это позволяет вывести модную фотографию на улицу. Безжизненные модели в статичных позах уходят на второй план. Новая фотоконцепция предпо-
лагает наличие динамики. Фотомодель не просто садится за руль автомашины; она сама ведет машину. Антураж улицы используется в качестве естественного фона. Развалины разбомбленных домов, рыночная толпа, городские улицы - все это служит интерьером для фотомоделей» [2. С. 28]. Расцвет уличной рекламной съемки модной продукции приходится на первую половину 40-х гг.; именно в это время появляются широкоугольные объективы, позволяющие охватывать объемы пространств более 180°.
В 70-е гг. в журналы мод возвращается статичная студийная постановочная фотография, отличающаяся оригинальностью, а иногда и вычурностью. Объемы текстов по сравнению с фоторядом уменьшаются в такой степени, что журналы мод практически становится невозможно читать, их можно только смотреть. Основную площадь журналов (до 90 %) занимает реклама Домов моды и фирм - производителей модной продукции. Появившаяся в 90-е гг. интернет-журналистика еще больше увеличила общий процент рекламных материалов о моде (до 95 %), и эта тенденция сохраняется по сей день: дается в основном реклама, изредка критика, и уже совсем редко - попытка анализа.
В плане возможности совмещения информативности, критики и аналитики интересны статьи российского журналиста и эксперта в области моды Эвелины Хромченко в качестве главного редактора российской версии журнала «L'Officiel», на посту которого она продержалась 13 лет (с 1998 по2010 год).
Каждая статья рубрики «Письмо редактора» совершенно уникальна, а каждое такое «письмо» позволяет выделить особенность «ЬеаШу»-материала как fashion-жанра или даже специфику модной журналистики.
Важно, что Эвелина при создании своих «модных» текстов опирается на традицию конца 30-ых начала 40-ых, когда во главе угла стояла не мода, а стиль, следовательно читателю ничего не навязывалось, не представлялось должным и образцовым. Разговор с читателем в то время приобрел мягкую, несколько осторожную в раздаче «слонов» интонацию. Подобная демократичность обеспечила небывалый успех журнала «MarieClaire», первый номер которого появился в 1937 г.
Эвелина Хромченко своими текстами пытается несколько сблизить модную индустрию, представителем которой она является, и читателя. Как это достигается? Большое количество риторических вопросов и обращений непосредственно к аудитории («Вы заметили?», «.. .правда?», «Вот вы уже решили, что у него попросите?» [4]), сближение за счет бытовых ситуаций, в которые мы одинаково часто попадаем: «Яблоки и бульон - и больше ничего нельзя. Это же надо отравиться в первый день, чтобы испортить себе двухнедельный отпуск в Тунисе!» [5], «Зажечь десять новых свечей JoMalone ради десяти минут в горячей ванне. Намазаться с ног до головы кремом с соком роз от AnnickGoutal на ночь, чтобы утром проснуться в ароматном облаке. Проболтать по телефону три часа подряд, как в седьмом классе. Ровно столько понадобится времени, чтобы обсудить свежий номер L'Officiel» [6]. Описывая жизнь, которой живет читатель журнала, Эвелина вызывает доверие и расположенность аудитории к себе и журналистам. Делясь с читателями историями из своей жизни, Эвелина показывает, что доверяет своему читателю и ждет некоторую взаимность в ответ.
Вместе с этим Эвелина представляет нам тот взгляд на моду, «который господствовал в период между двумя мировыми войнами, а именно либеральный» [3; С. 71]. Мода ни есть событие, мода как часть события. Она проявляется во всем, даже в бытовом. Можно заболеть и сильно похудеть, но «зато после яблок и бульона я отлично выглядела в узких атласных брюках телесного цвета» [5]. В тоже время здесь имеет место скрытый посыл, совет, а именно проскальзывает назидательная мысль о том, что женщина в любом состоянии и в любое время должна выглядеть достойно, и это не сложно.
Доверия Эвелина как редактор добивается и за счет неформальной, вольной подачи текста. Нет вычурных и пафосных фраз, обилия сложносочиненных конструкций, пу-
гающих читателя. Эвелина отказывается и от употребления узкоспециальных терминов, которые будут непонятны аудитории без профильного образования. Если же модная терминология употребляется, то она тут же в вольном стиле поясняется редактором: «ДНК бренда - это то самое, из-за чего мы моментально узнаем, кто создал сумочку или кольцо, понимаем, кто автор платья и туфель...» [7]. Эвелина не считает нужным переходить на более официальный язык повествования, говоря о Chanel, Lanvin, LouisVuitton, MarcJacobs. Простота подкупает аудиторию, делает моду более доступной.
Также статьи Эвелины некоторыми чертами напоминают дневниковые записи или письма. Любимый прием — P. S. «P. S. Ах да, этот номер про контрасты, - ну вы уже и сами догадались...» [7]. И зачастую именно в этой фразе очень лаконично и доходчиво излагается основная мысль. В данном случае - это тема номера.
Однако Эвелина Леонидовна не забывает и о присутствующей разнице между членами редакции и аудиторией. Во-первых, редакции известно чуть или даже гораздо больше, чем читателю. Именно поэтому в «письмах редактора» часто мелькают советы: «Вот вам моя универсальная десятка:
1. Классический тренч из черного шелкового атласа с полиэстром и эластаном ищите у Balenciaga, Burberry, Prada, MiuMiu, YSL. 2. Кашемировое пальто цвета camel - это конек МахМага, но прекрасные образцы есть и у DriesVanNoten» [7]. Во-вторых, редактор как лицо журнала должен обладать престижностью, статусом. Для того, чтобы подчеркнуть статус журнала, а также профессиональный «вес» людей, работающих над номером, а в отдельных случаях и читающих его (аудитория журнала довольна пестрая) Эвелина не стесняется указывать на те факты своей жизни, которые говорят о «звездности» ее персоны: «Через несколько дней, уже в Париже, я шла в свой номер в отеле Ritz...» [8], «Потому что в новом году я обязательно перееду в новую квартиру, куплю ребёнку красивый кабинетный рояль...» [4].
Кстати, сложно не заметить любовь Эвелины к троеточию. Многие литературоведы и критики недолюбливают этот знак препинания, однако бывший редактор L'Officiel использует его не случайно. О моде нельзя говорить однозначно, мода как образ во множестве его проявлений. Ее слова может продолжить любой другой, и это тоже будет верно.
О демократичном восприятии и понимании моды говорит статья мартовского номера 2009 года, главной героиней которой стала американская певица Бет Дитто, которая «влезая на сцену, потеряла туфли. И немедленно скинула с себя черную майку в пайетках. В общем, у микрофона парижского клуба VIP room Бет Дитто стояла в черном лифчике и трусиках в пайетках и черных колготках в крупную сетку. И босиком» [9]. Это была парижская неделя моды осень-зима 2008-2009, организованная домом Fendi. Всем известно, как неумолимо Карл Лагерфельд относится к лишнему весу, а в Бет Дитто больше 90 килограммов. Все «тело» статьи составляют размышления Эвелины на предмет женских недостатков, в которых можно всегда найти плюсы. Эвелина становится оппоненткой эстетических взглядов короля моды Лагерфельда, что подтверждает ее вольное и подвижное отношение к моде.
Акцентируя внимание на идее, что мода не закон и не правило, Эвелина в некоторых номерах в качестве статьи редактора печатает цитаты великих актрис, художников, историков моды, давая понять, что мода это множество взглядов: «Вкус формируется постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе даже на обед» (Элизабет Тейлор, актриса)» [10].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что письмо редактора глянцевого издания похоже на письмо женского или мужского журнала, но все же имеет несколько отличительных особенностей, а именно:
1. Сближение мира модной индустрии и мира читателя за счет риторических вопросов и обращений к аудитории;
2. Назидательных характер текстов (советы и рекомендации);
3. Мода ни есть событие, мода как часть события (демократизм редактора);
4. Доверие изданию за счет неформальной, вольной подачи текста;
5. Отказ от употребления узкоспециальных терминов (простота подкупает аудиторию, делает моду более доступной);
6. Черты дневниковых записок или письма. Любимый прием - P. S;
7. Подчеркивание статуса журнала, а также профессиональный «вес» людей, работающих над номером, а в отдельных случаях и читающих его (аудитория журнала довольна пестрая);
8. О моде нельзя говорить однозначно (любовь к троеточию и цитированию).
Таким образом, «мода и модная журналистика является и регулятором общественного
поведения, и средством массовой коммуникации, и неким социальным стандартом, на который следует равняться» [1; С. 48].
Отечественная медиарельность резко отличается от европейской. Зарубежный ме-диарынок четко разграничивает модных блогеров и модных журналистов. Российская модная блогосфера представляет собой удивительное явление. Эвелина Хромченко не только занимала пост редактора российской версии журнала «L Officiel», но и вела и продолжает работу над собственным блогом. Блог Эвелины Леонидовны интересно просматривать и изучать с точки зрения универсализации. Почти все российские модные блоги по структуре не отличаются от блога главного отечественного эксперта моды. Однако по наполняемости и качеству контента блог Хромченко выделяется.
Модный блог - журнал записей, связанных с модой, стилем, одеждой. Основным типом контента такого блога являются посты о современной моде, публикации, в которых блогеры рассказывают о последних событиях в этой области. Одни из последних заголовков в новостной ленте блога Эвелины Хромченко: «Эксперт моды Эвелины Хромченко провела в демзале ГУМа мастер-класс «8 модных стилей. Как выбрать свой?» [13], «Вечеринка Piaget& EvelinaKromtchenko.com во время парижской Недели моды» [12], «Коллекцию Yazbukey «Dressedtokill» представили в театре ДюРонд-Пуан» и пр. Важно отметить, что новостная колонка присутствует практически на всех блоговых площадках отечественных модников. Однако Эвелина использует прием дневниковости, датирует свои записи, которые зачастую пишут ее помощники и ассистенты. Это позволяет окунуться в жизнь Эвелины и буквально почувствовать каждый ее день. Кроме того материалы сопровождают качественные фотографии.
Фотоснимки по смысловой нагрузке делятся на сопровождающие и информативные. Первые в свою очередь иллюстрируют и подтверждают факт, событие. Как правило, это фотографии с показов одежды на неделях моды. Информативные иллюстрации рассказывают о том, что нужно носить в текущий сезон. Очень качественный и полезный фотоматериал вышел в конце марта «Демисезонность: Эвелина Хромченко выбирает пальто» [11]. Модные блогеры любят выкладывать собственные фотографии (так называемые «looks» - луки или образы), где подробно описывают, что на них надето (какой марки одежда, где куплена, ее стоимость), и объясняют, почему вещи лучше сочетать именно таким образом.
Отличительная черта подобного рода материалов в исполнении Эвелины - отсутствие текста. Есть качественные фотографии и подписи к ним, а именно: когда («во время парижской недели prêt-à-porter сезона осень-зима 2016-2017»), что («Пальто из норки -ViaCappella, очки - Dsquared2»),
Материал «Парижский шик» [15] вышел в январе и также не отличается излишней словоохотливостью: когда («Неделя моды в Париже»), что («Топ и юбка - Tamunalngorokva, пояс - SaintLaurent, очки - Dsquared, туфли - GianvitoRossi, сумка - BarbaraBui»),
Фэшн-блогеры считают себя экспертами в данной области, делятся с читателями своих журналов, или фолловерами (от англ. followers -последователи), своими мыслями
касательно моды и фэшн-лукамн, ожидая, что не очень модные и стильные люди будут равняться на них и станут лучше выглядеть. Главной нематериальной целью фэшн-блога является прививание хорошего вкуса тем, у кого его нет, создание базы советов и примеров для заинтересованных подписчиков.
Самое ценное в блоге Эвелины Хромченко - это советы и рекомендации. Пестреют следующие заголовки: «ОчкиЭвелиныХромченко: 7 советов эксперта моды собратьям-очкарикам» [14], «10 новогодних правил Эвелины Хромченко» [16], «8 советов от главного редактора Нового года-2016 Эвелины Хромченко», «Личный выбор эксперта моды Эвелины Хромченко» [20], «Эвелина Хромченко: 30 прописных истин, которые приходится часто повторять в программе «Модный приговор» [19]ипр.
Ценно и то, что Эвелина всегда делает акцент на том, что мода подвижна, подвижно и ее восприятие. Поэтому в блоге Хромченко можно встретить советы других стилистов: «Личный выбор Элины Халими из KabukiParis» [22], «Личный выбор главреда Tatler-Russia Ксении Соловьевой» [21], «Димитрий Семаков в ММОМА: «Структуры времени» [18] и пр.
Таким образом, задача, как модных журналистов, так и модных блогеров заключается в привнесение красоты в окружающий мир и, конечно, самовыражение за счет ответной реакции благодаря лайкам, репостам и комментариям. Российский модный бло-гинг представляет собой уникальное явление «переклички» журнала записей и модной журналистики.
Список литературы
1. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения [Текст] / А. Б. Гофман. - СПб. : Питер, 2004. - 208 с.
2. Маркелов, К. В. Мода и журналистика [Текст] : программа, учебное пособие / К. В. Маркелов. - М. : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. - 38 с.
3. Ямпольская, Р. М. Женская пресса. Типологические особенности [Текст] / Р. М. Ямпольская //Вест. Моск. унта. Сер. Журналистика. - 1995. -№11.-С.315.
4. L'Officiel Россия. - 2009. - № 113.
5. L'Officiel Россия. - 2009. - № 108.
6. L'Officiel Россия. - 2008. - № 99.
7. L'Officiel Россия. - 2009. - № 110.
8. L'Officiel Россия. - 2009. - № 107.
9. L'Officiel Россия. - 2009. - № 106.
10. L'Officiel Россия. - 2008. - № 94.
11. Хромченко, Э. Демисезонность: Эвелина Хромченко выбирает пальто [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=22708.
12. Хромченко, Э. Вечеринка Piaget & EvelinaKromtchenko.com во время парижской Недели моды [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko. com/?p=21857.
13. Хромченко, Э. Эксперт моды Эвелины Хромченко провела в демзале ГУМа мастер-класс «8 модных стилей. Как выбрать свой?» [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. -URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=23404.
14. Хромченко, Э. ЮчкиЭвелиныХромченко: 7 советов эксперта моды собратьям-очкарикам [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko. com/?p=20883.
15. Хромченко, Э. Парижский шик [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http:// evelinakhromtchenko.com/?p=20477.
16. Хромченко, Э. 10 новогодних правил Эвелины Хромченко [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=20385.
17. Хромченко, Э. 8 советов от главного редактора Нового года-2016 Эвелины Хромченко [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko. com/?p=20334.
18. Егоров, А. Димитрий Семаков в ММОМА: «Структуры времени» [Электронный ресурс] / А. Егоров, А. Арутюнян. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=17571.
19. Хромченко, Э. Эвелина Хромченко: 30 прописных истин, которые приходится часто повторять в программе «Модный приговор» [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=17010.
20. Хромченко, Э. Личный выбор эксперта моды Эвелины Хромченко [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=17024.
21. Хромченко, Э. Личный выбор главреда Tatler-Russia Ксении Соловьевой [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=16983.
22. Хромченко, Э. Личный выбор Элины Халими из Kabuki Paris [Электронный ресурс] / Э. Хромченко. - URL: http://evelinakhromtchenko.com/?p=16584.
23. Черницов, M. Российская мода. Итоги десятилетия. Часть вторая. Модная журналистика [Электронный ресурс] / М. Черницов. - URL: http://style.rbc.ru/ columnist/2010/01/28/107012.shtml.
Николаева Д. С.
РАБОТА ПРОДЮСЕРА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ
Данная статья посвящена вопросам продюсирования телевизионных ирадийных программ, созданных в рамках одной телерадиокомпании. Автор статьи рассматривает основные функциональные характеристики профессии продюсера во время подготовки программ на телевидении и радио, а также представляет сравнительный анализ полного цикла продюсирования телевизионной программы «Аккорд согласия» на телеканале «Россия 1 - Южный Урал» и радиопередачи «Мигранты» на радиостанции «Вести ¥М - Южный Урал», являющихся частью ГТРК «Южный Урал».
Ключевые слова: продюсирование, продюсер, телерадиокомпания, радиожурналистика, тележурналистика, «Россия 1 - Южный Урал», «Вести БМ - Южный Урал», ГТРК «Южный Урал», Челябинск.
В XXI веке в сфере средств массовой информации и журналистики прослеживается тенденция к конвергенции - явлению, когда один человек может выполнять сразу несколько функций. У такого универсального журналиста есть навыки и знания для создания телевизионного сюжета, радиосообщения, заметки для газеты и Интернета по одному информационному поводу. Но необходимо отметить, что еще с Х1Хвека существует профессия, где человек не может, а обязан выполнять сразу несколько ролей, и распространение данный феномен получил сначала в кинематографе, а после и в журналистике.
Профессия продюсера и процесс продюсирования на телевидении достаточно хорошо освещен в работах К. Келлисон, А. Крола, М. П. Ксинопуло, П. К. Огурчикова, Г. П. Ивановой и В. И. Сидоренко. Особенностям медиапродюсирования и деятельности продюсера в средствах массовой информации посвящены такие труды, как «Основы продюсер-ства. Аудиовизуальная сфера» под редакцией П. К. Огурчикова и «Профессия будущего. Информационный продюсер»А. Кириллова. Об особенностях регионального опыта продюсирования программ подробно рассказывает А. С. Сумская в работе «Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса».