ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 2
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ
Я.Н. Засурский, профессор, зав. кафедрой истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Колонка редактора
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Мобильное общество приобретает особую подвижность и особую значимость ввиду своей доступности широким слоям общества. За все время, пока существует Интернет, количество пользователей не превысило полутора миллиардов, а сотовым телефоном пользуются уже 3 млрд. Особенности мобильного телефона именно в том, что он снимает многие аспекты, связанные с цифровым расколом. Для пользования телефоном нужны минимальные знания и возможности, а отсутствие этих знаний не мешает пользоваться теми преимуществами, которые дает мобильный телефон. И вот это триумфальное наступление мобильного телефона ведет к тому, что возникают не только мобильная медицина, работа, управление обществом, не только мобильные системы мэрии или правительства, но и новая концепция мобильности в обществе, которая дает возможность резко ускорить развитие экономики. И здесь у мобильной системы оказались огромные преимущества. Сочетание высочайшей технологии с широчайшей доступностью этой технологии делает мобильную составляющую уникальным фактором ускорения развития общества, что и привело к созданию нового этапа в информационном обществе. Здесь в отличие от интернет-общества появляется возможность не только массовой коммуникации, но и развитие индивидуальной, межличностной коммуникации, которая позволяет сделать еще более интенсивной возможность обработки и использования информации. И, конечно, это мобильное общество вызывает новые импульсы. И сегодня одним из наиболее активно изучаемых моментов развития общества является его мобильная составляющая.
Мы уже отмечали, что в развитии современной системы коммуникаций мобильный телефон играет уникальную роль.
Мобильный телефон, во-первых, — самое массовое средство коммуникации, во-вторых, он позволяет индивидуализировать обмен информации, открывая новые возможности для межличностной коммуникации. И, в-третьих, мобильный телефон лишен того элемента отчуждения, который все-таки чувствуется и проявляется при пользовании Интернетом, сайтами. И вот в этом смысле мобильная связь — наиболее прямая связь человека с человеком, лишенная обезличенности массовой коммуникации — газет, радио, телевидения. И это достоинство способствует дальнейшему развитию мобильного телефона не только в сфере межличностного общения, но и как инструмента, важного для обмена информацией.
Здесь несколько важных аспектов: во-первых, делаются попытки развития мобильного телевидения. Пока это эксперимент. Но при дальнейшем расширении новых информационно-коммуникационных технологий эта трудность пользования телефоном для просмотра телевизионных передач может быть устранена. Технология сегодня способна на многое. Во-вторых, происходит дальнейшее усиление связи с Интернетом через мобильный телефон. Один из элементов этой связи — это возможность пользоваться содержанием Интернета с помощью мобильного телефона. В-третьих, мобильный телефон может быть средством индивидуальной доставки информации и содержания от одного пользователя мобильного телефона к другому. При этом особенно важно подчеркнуть, что новости поступают на телефон в любое время. И в этом смысле у мобильного, конечно, больше преимуществ перед другими средствами массовой информации. Не говоря уже о газете, телевидении, радио. Вы получаете новость индивидуально. И это важно. Не случайно же называют часто мобильный телефон средством вездесущей информации. Эта вездесущность мобильного телефона определяется тем, что вы можете мгновенно преодолевать пространство — разговаривать из Москвы с Аргентиной или с любым другим участком земного шара, где есть сотовая связь. Это и преодоление времени: вы можете вести разговор в любое время суток на любом расстоянии. Вседоступность мобильного телефона является его важным качеством. Я думаю, если мобильный телефон является средством межличностной коммуникации, он одновременно является важным средством доставки содержания массовой коммуникации аудитории.
Велики его возможности также и в развитии образования, и в доступе к различным видам развлекательных программ на телевидении и в Интернете. Все эти обстоятельства вызвали
серьезный интерес к мобильному телефону в исследовательской среде. Прежде всего в тех странах, где мобильная связь особенно активно развивается. Я имею в виду Японию, Южную Корею, Соединенные Штаты, Европейский союз. И сегодня в повестку дня исследования коммуникации вошла важным элементом наряду с массовой коммуникацией межличностная коммуникация, мобильная коммуникация. С этой точки зрения интересно обратиться к тем научным трудам, которые появились по этому поводу в последнее время. Эти труды, конечно, рассматривают разные стороны возможностей мобильного телефона.
Одной из первых книг-монографий, посвященных мобильному телефону, была книга американского профессора из Фордхэмского университета (Fordham University) в Нью-Йорке Пола Левинсона «Сотовый телефон»1. В этой книге главное внимание уделяется истории развития мобильного телефона (книга издана в 2004 г.) и большое внимание уделяется различным моментам использования его в целях журналистики. Об этом говорят и основные главы этой интересной книги одного из ветеранов научных исследований в области коммуникаций. Книга открывается рассуждениями о чудо-телефоне. Автор говорит об информации в движении, о доступе к глобальной Паутине, о мобильном воображении. Одновременно уделяется внимание и тем сложностям, которые несет с собой мобильный телефон, обозначая их как недостатки постоянного контакта. Но, рассматривая разные аспекты мобильного телефона, автор уделяет особое внимание преодолению цифрового раскола, говоря о прыжке, который совершил в развитии коммуникации мобильный телефон. Наконец, в этой же книге речь идет о том, как полезен мобильный телефон для журналиста. И он называет этого журналиста «журналистом сотового телефона». Есть определенные и слабые места в развитии телефона. Соответственно это первая книга о проблемах мобильной коммуникации, и, конечно, серьезное исследование, которое заслуживает всяческого уважения.
Одновременно происходили важные события в изучении мобильной телефонии и в других странах. В том же 2004 г., когда вышла книга Левинсона, был создан в Японии (в Токио) Институт исследования мобильного общества (The Mobile Society Research Institute) при компании NTT DoCoMo Inc., которая занимается производством телефонов в Японии. Этот институт
1 Levinson P. Cellphone. The story of the world's most mobile medium and How it has transformed everything! 2004.
провел и проводит чрезвычайно интересные исследования. Одно из них было сделано с помощью английских исследователей и посвящено позитивным и негативным сторонам мобильного телефона. По заказу Института исследования мобильного общества корпорация «Докомо инк» (NTT DoCoMo Inc.) провела опрос пользователей мобильного телефона по двум направлениям — о негативных аспектах2 и об относительно позитивных моментах3. Руководили исследованием два японских специалиста: И. Кущю (I. Kushchu) и М. Куску (M.H. Kuscu), которые провели для этого опросы пользователей в разных странах. Участвовали университеты из Сасекса (Sussex University) и Лондонской школы экономики (The London School of Economics). Они опрашивали людей разных возрастов и разных профессий, что является полезным материалом для дальнейших исследований. Особенно важно это для компании, которая создала институт и занимается производством мобильных телефонов. И, конечно, это исследование помогает им изучить рынок и сложности его развития. Я думаю, что эти исследования очень важны.
Примерно в это же время Массачусетский институт технологий (Massachusetts Institute of Technology), который является одним из наиболее серьезных исследовательских центров в сфере коммуникации, выпустил книгу американского исследователя Ричарда Линга «Мобильная связь. Сотовый телефон и его влияние на общество»4, где рассматриваются разные аспекты внедрения мобильного телефона в жизнь современного человека. И особое внимание уделяется проблемам безопасности, различным аспектам пользования мобильным телефоном, влиянию мобильного телефона на повседневную жизнь. Все это представляет большой интерес. Особое внимание уделяется воздействию мобильного телефона на детскую и юношескую аудиторию. Речь идет о том, как мобильный телефон меняет представление об обществе. И особое внимание уделено личности, поскольку мобильный телефон предполагает возможность индивидуализации в отличие от других средств коммуникации.
Наконец, в 2005 г. в том же издательстве Массачусетского института технологий была издана книга, в которой рассматривалось влияние мобильного телефона на японскую жизнь.
2 Kushchu I., Kuscu M.H. Negative feelings toward mobile phones (http://www.mgov-ernment.org/resurces/antipathyfinal.pdf).
3 Kushchu I. Positive contributions of mobile society (http://www.mgovernment.org/ resurces/positivezfinal.pdf).
4 Ling R. The Mobile connection: The cell phone's impact on society. 2004.
Название книги было достаточно показательным — «Личный, переносной, пешеходный»5. Подчеркивая особую роль мобильного телефона в межличностном общении, исследователи, японские специалисты (редакторы Мицуко Ито (Mizuko Ito), Дайсуке Окабе (Daisuke Okabe) и Миса Мацуда (Misa Matsuda)), хотели показать возникновение нового дискурса в японском обществе, который требует, видимо, серьезного изучения специалистами, знающими японский язык. Эта книга сыграла важную роль в осмыслении влияния на японцев мобильного телефона, прежде всего на молодежь. Она интересна тем, что базируется на исследованиях общества, которое действительно широко пользуется мобильными коммуникациями.
Можно назвать и другие книги, посвященные развитию мобильного общества. Вот, например, книга «Мобильные медиа: содержание и сервисы для беспроволочной коммуникации»6, изданная Европейским институтом медиа (The European Institute for the Media), рассматривает мобильный телефон как средство развития массовой информации, основанной на беспроволочной коммуникации. И, предсказывая цифровое будущее коммуникации, авторы особо выделяют новые возможности развития содержания и моделей общества. И соответственно проблемы развития контента здесь очень важны. Исследование, опубликованное под редакцией профессоров Джо Грёбеля (Jo Groebel), Эли Ноама (Eli M. Noam) и Валерии Фельдман (Valerie Feldman), носит достаточно практический характер, выявляя особенности работы с информацией в мобильном телефоне. И в заключительной главе один из инициаторов этой работы, Джо Грёбель, пишет о мобильных массовых средствах информации, рассматривая их как новый век для потребителей, бизнеса и общества. Правда, при этом он ставит и знак вопроса. Но практически текст убеждает в больших возможностях мобильной связи.
В заключение хотел бы коснуться двух книг, изданных совсем недавно. Это прежде всего книга «Культура мобильных телекоммуникаций»7 доктора философских наук Сергея Владимировича Бондаренко. Она является по существу первым в России научным исследованием массовой коммуникации, что привлекает к ней серьезное внимание. Автор прежде всего смотрит на мобильную коммуникацию как на фактор развития
5 Personal, Portable, Pedestrian: Mobile phones in Japanese life / Ed. by M. Ito,
D. Okabe, M. Matsuda. 2005.
6 Mobile Media: content and services for wireless communications / Ed. by J. Groebel,
E.M. Noam, V. Feldmann. 2006.
7 См.: Бондаренко С.В. Культура мобильных телекоммуникаций. Ростов н/Д, 2007.
культуры. В заключении он пишет: «Они такие маленькие, эти мобильные телекоммуникационные артефакты, а связанный с ними мир Культуры такой огромный. Безграничный мир, постоянно расширяющийся и развивающийся как Вселенная!»8 Это исследование мобильной коммуникации как фактора прежде всего культуры, очень интересная и полезная книга.
Большое исследование «Мобильная коммуникация и общество: глобальная перспектива» было проведено также под эгидой Массачусетского института технологий, одноименная книга была издана в Лондоне в 2007 г.9 В ней основное внимание уделяется изучению развития мобильной телефонии в разных странах мира, но, к сожалению, авторы не сумели сказать что-то основательное относительно ситуации в России. И это, пожалуй, самый заметный пробел в исследовании. Основное внимание они сосредоточили на странах Азии, Африки, Европейского союза. Тем не менее книга представляет большой интерес еще и потому, что в состав авторского коллектива входит замечательный исследователь информационного общества Мануэль Кастелс (Manuel Castells), которому в этой книге составляют компанию Мирея Фернандес-Ардеволь (Mireia Fernandez-Ardevol), Джек Линчуан Куи (Jack Linchuan Qiu), Араба Сэй (Araba Sey).
Таким образом, имеется обширная литература, на которую можно опереться. В этих трудах акцент сделан прежде всего на теоретический аспект развития мобильной коммуникации. И в то же время исследование, которое было проведено с участием Мануэля Кастелса, связывает развитие мобильной связи с информационным обществом. В первой главе «Мобильная коммуникация и общество» (Mobile Communication and Society) говорится о важности темы и определяется основная цель этого исследования. По мнению авторского коллектива, в рамках сегодняшних знаний это должно помочь установить тональность для будущего анализа и оценок тенденций, которые переосмысливаются и определяют новые дефиниции во взаимоотношениях коммуникации, технологии и общества во всем мире. Это интересное исследование, как и многие другие, сближает мобильную коммуникацию с массовой. Здесь, пожалуй, сказывается сильное влияние традиций: рассматривать коммуникацию только через призму массового потребления, в то время когда мобильный телефон создает условия для
8 Бондаренко С.В. Указ. соч. С. 320.
9 Mobile communication and society: a global perspective / Ed. by M. Castells, M. Fer-nandez-Ardevol, J. Linchuan Qui, A. Sey. 2007.
развития индивидуальной, межличностной коммуникации — и это самым серьезным образом меняет наше представление относительно современного общества, которое в ходе развития на пути к обществу знаний все в большей степени опирается на личности выдающихся исследователей. И в этом смысле межличностная коммуникация здесь особенно важный момент. Соавторами Кастелса в этой книге выступают исследователи из разных университетов: Джек Линчуан Куи, доцент Школы журналистики и коммуникации Китайского университета Гонконга (School of Journalism and Communication at the Chinese University of Hong Kong), и сооснователь сети китайского Интернета Араба Сей, докторант Анненбергской школы коммуникации в Университете Южной Калифорнии (The Annenberg School of Communication,University of South California). В состав коллектива входит также Джоан Гроссман (Joanne Grossman) из Массачусетского института технологий, который занимался и занимается всеми этими проблемами. Эти книги дают серьезный материал для изучения проблем мобильного телефона. Я не назвал еще одного из авторов — Мирею Фер-нандес-Ардеволь, которая является исследователем в Междисциплинарном интернет-институте Открытого университета Каталонии (The Internet Interdisciplinary Institute, Open University of Catalonia) и лектором эконометрии на факультете экономических наук Университета Барселоны (Faculty of Economic Sciences, University of Barcelona).
Я думаю, что главным пробелом этой книги является отсутствие материалов о России, которая тем не менее занимает одно из важнейших мест в развитии мобильной связи.
Все эти исследования, конечно, очень интересны, но они отходят от темы — развитие наряду с массовой коммуникацией изменений в самой системе коммуникаций и прежде всего возрастание роли межличностной и индивидуальной коммуникации, которая отражает запросы и интересы общества знаний. Именно общество знаний позволяет увидеть новые перспективы развития коммуникации.
Во введении к книге авторы говорят, что они рассматривают мобильное начало как часть мобильного сетевого общества, которое является воплощением социальных структур, которые были концептуализированы в сетевом обществе на этот раз с позиций новых беспроводных коммуникационных технологий. В этом определении тем не менее отсутствует важный момент индивидуализации коммуникации, который открывает мобильная телефония и который важен и характерен для формирующегося общества знаний.
Новая журналистика еще сильна и потому, что она может быть многократно заново увидена, услышана, просмотрена и, конечно, прочитана, будучи зафиксирована в тексте. Все это требует значительного усовершенствования сайтов, которые позволят аудитории действительно получать информацию всеми возможными способами восприятия — зрением, слухом, а главное с помощью развития своего интеллекта. И от разделения «культуры текста» на «культуру уха» и «культуру глаза» мы приходим к объединению этой культуры в новой синергии конвергенционного восприятия мира. Это новый этап в развитии журналистики, который еще не завершился, но развивается и требует технологической и интеллектуальной доработки. В то же время это новый существенный фактор, который сегодня активно меняет нашу журналистику: печать, радио, телевидение. И за счет изменения их в смысле технологическом, прежде всего за счет более всестороннего представления о разных сторонах жизни с помощью современных информационных технологий возникает новая синергия журналистики ХХ! в. — многосторонней, аналитической и многослойной — журналистики общества знаний, в которой на первый план выходит индивидуализированная межличностная коммуникация, свободная и ответственная.