Научная статья на тему 'Колонка редактора: российская модель СМИ в начале XXI века'

Колонка редактора: российская модель СМИ в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
973
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колонка редактора: российская модель СМИ в начале XXI века»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 2

МЕДИАДИСКУРС: РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Я.Н. Засурский

Колонка редактора:

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СМИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Понятие "модель" сейчас очень модно. В 2004 г. вЫшла интересная книга двух авторов — профессора Университета Перуд-жи Паоло Манчини и проФессЬра Калифорнийского университета в Сан-Диего Даниела Халлина, — посвященная специально моделям средств массовой информации в Европе и Северной Америке. В ней системы СМИ рассматриваются в контексте политической, культурной и-коммуникационной жизни этих стран.

На нашем факультете в 2003 г. прошла международная конференция, на которой обсуждались проблемы формирования структур СМИ будущего. Материалы этой конференции были опубликованы в 2004 г., в них рассматриваются региональные и национальные модели СМИ различных континентов.

Российские модели

За последние пятнадцать лет в России сменилось несколько моделей журналистики. Самая смелая модель была в 1991—1993 гг., кргДа журналисты стали не только публицистами, но и владельцами своих изданий. Но потом ситуация изменилась, денег у журналистов не было, и пошел процесс приватизации5 наших средств массовой информации, сложный и разнообразный.

Сегодня мы можем говорить о том, какова российская модель журналистики. При этом имеется в виду несколько аспектов. Первый из них — отношения государства и средств массовой инфор^ мации. С этой точки зрения, наши СМИ юридически независимы и, как правило, свободны. Важная особенность нашей модели — значительный государственный сектор средств массовой информации, что отличает Россию от других европейских стран.

Это относится прежде всего к телевизионному сектору, где у государства недоминирующее положение с точки зрения количества, потому что в стране имеется свыше 800 телевизионных ком-> паний, из них государственных около 100. Но все федеральные и основные каналы, т.е. охватывающие территорию России с наибольшей долей аудитории, государственные, такие как 1-й, 2-й, "Культура"; "Звезда4', "Спорт". И, таким образом, формально негосударственным остается один федеральный канал — НТВ, ко-

торый, и это необходимо отметить, является частью компании "Газпром-медиа", — через его посредство НТВ включается в государственную сферу. И вот здесь "Газпром", который сегодня играет все большую роль.в жизни нашей страны, занимает очень важное место и в российских, бредствах массовой информации..

Укрепление позиций "Газпром-медиа"

Прошлый год как раз ознаменовался тем, что в известном смысле "Газпром" занял доминирующую позицию не только на телевидении, но и в печати, в каком-то смысле "Газпром" со своим медиахолдингом стал системообразующим элементом рбссййских среДСтв массовой информации. Бывают города, где существуют предприятия, которые являются градообразующими, и в Известном смысле сейчас "Газпром" превращается в подобное системообразующее медиаобъединение. Здесь знаковым событием стал переход "Известий" из концерна "Лроф-медиа" в Тазпромгмедиа" — в сочетании с НТВ такое приобретение придает сегодня этому холдингу особую влиятельность. К тому же одна из наиболее интересных и живых радиостанций России "Эхо Москвы", кстати, созданная на нашем факультете, также принадлежал- "Газпром-медиа", и, как мы видим, "Газпром" весьма успешен йа телевидении, в газетном деле ,и на радио. На это необходимо обратить внимание, поскольку один из элементов нашей российской модели — присутствие государства в средствах массовой ийформации. Это присутствие выглядит по-разно-му; э "Известиях", на НТВ и радиостанции "Эхо Москвы". Пожалуй, наиболее очевидно присутствие "Газпром-медиа" сказывается, на НТВ: Если в целом для российской модели характерно наличие СМИ, принадлежащих государству, и это ее отличительная черта, то в других странах Европы такого государственного сектора нет.

Другая важная особенность российской модели — активная концентрация СМИ, на первых порах принявшая характер ^вое-образной олигархизации. Но медиаимперии Гусинского и Березовского к сегодняшнему дню изчезли с медийной карты России и( уступили, место "Газпром-медиа", "Профгмедиа", другим круп-, ным концернам, чья роль в этом смысле выросла.

Частный сектор медийного рынка

, Вместе с тем — и ,это важная составная часть российской модели — в телевизионном'секторе активно развивается коммер-ческое телевидение. В прошлом году частные компании сделали очень заметные шаги. Это, конечно же, появление СТС с новым каналом "Домашний". Может быть, он еще в процессе формирования, но тем не менее рассчитан на достаточно широкую аудиторию — это кзнал общего профиля. У него нет новостей, однако с точки зрения обслуживания населения очень интересен и дает

возможность обратиться к той части аудитории, которая не принимает слишком навязчивую рекламу и определенные неэтические моменты нашего телевизионного вещания, которые общеизвестны, — секс, кровь и проч. "Домашний" этого избегает".

СТС и его канал "Домашний" относятся к особому разделу частного сектора российского телевидения — сетевому.

Сетевое телевидение

Сетевое телевидение по охвату аудитории постепенно приближается к федеральным каналам и хотя еще серьезно им уступает, но создает известйую альтернативу государственному вещанию. В связи с этим следует отметить еще одно событие в развитии частного сектора: переход RenTB в собственность иностранного капитала — крупной германской фирмы RTL* транснациональной по существу.

Пока на вещании RenTB это сказывается не так основательно, во всяком случае новостные программы там сохранились, в том числе и, может быть, даже самая острая программа Марианны Максимовской. Тем не менее этот канал в каком-то смысле продолжает заполнять нишу, которую дЬ изменения собственника занимал канал НТВ: здесь срабатывает рыночная сторона современной российской медийной модели.

С другой стороны, поя бился еще один весьма важный канал, который существовал и до этого, но в прошлом году расширил сферу своей деятельности, включив в нее новости и увеличив таким образом свою аудиторию, — канал агентства "Росбизнесконсалтинг". Эти новости интересны еще и потому, что в них больше внимания уделяется экономическим аспектам. Сетевое телевидение расширяет свой репертуар. К сожалению, наши федеральные каналы не ведут систематического мониторинга экономической сферы и этим существенно отличаются от европейских каналов. Канал "Росбизнесконсалтинг" в данном направлении действует очень интересно, и это также„ важное развитие для российской модели телевидения.

Тем не менее какие-то изменения в нашей модели происходят. Обычно частные медийные компании называют свободными, поскольку они негосударственные, но здесь ситуация более сложная: частными средствами массовой информации государство не управляет, однако всегда есть владельцы, которые также взаимодействуют с государственными структурами, но не на уровне указаний и приказов.

> Региональная составляющая

Еще одна особенность в современном развитии российской модели связана с укреплением позиций региональных средств массовой информации — газет, телевидения и радиовещания. Совокупная аудитория регионального телевещания приближается по охвату к уровню федерального канала. Вместе с тем своеоб-

разием нашей модели СМИ является отсутствие национальных газет. Московские газеты часто любят называть себя национальными, но практически даже "Известия" во многих субъектах федерации выписываются в весьма ограниченных количествах. В результате у нас нет качественной газеты, которую читали бы по всей стране, И это, с одной Ьтороны, отражает демократизм нашей системы, с другой стороны, ее слабость, невозможность обеспечить всех читателей доступом к газетам, что представляется важной задачей современного государства.

Говоря о характере нашей модели СМИ, нужно отметить, что, как и во всем мире, мы переживаем очень сложный период в развитии массовой коммуникаций.

Конвергенция

Наступление новых технологий заставляет изменить представление о том, что такое массовая коммуникация. Кроме печати, телевидения, радио появляется и Интернет, и мобильная связь. Это способствует тому, что называют конвергенцией средств массовой информации, объединению содержания печати, радио, телевидения благодаря Интернету и мобильной телефонии в оцифрованном виде. В результате происходит известная универсализация информационного продукта, а вместе с этим и профессии журналисту. Сегодня распространение информации выходит за рамки системы массовой информации, активно работает немассовая межличностная коммуникация — сотовый телефон, которым располагают в России больше половины граждан и который передает информацию на уровне межличностного' общения. Конечно, это не означает, что на каждый телефон приходится один россиянин, но тем не менее сотовых телефонов в России больше, чем любых других средств коммуникации.

Такая же ситуация складывается в мире, где сейчас имеется сотовых телефонов больше, чем телевизоров. Число сотовых телефонов приближается к 2 млрд, и это меняет общую ситуацию в мире, когда сотовый телефон — средство личного общения — становится причастным к, обмену информацией на личностном уровне. Как и в те времена, когда журналистика только зарождалась, а зарождалась она в виде писем, сегодня уже не письма, а SMS и телефонные звонки обеспечивают эту индивидуализированную информацию. Будущее развитие системы информации связанскименно с этим обстоятельством. Так считают и американские специалисты. В докладе на конференции в Финляндии руководитель медиалаборатории Массачусетского института технологии Тендер говорил о том, что новая эра коммуникации — это персонифицированная, индивидуализированная информация. Личность становится особенно важным игроком в информационном пространстве. Это новая эпоха в развитии коммуникации. Мы не можем сейчас точно сказать, как она будет развиваться

дальше, но ясно, что это будет идти в сторону персонификации* й индивидуализации информационного пространства. ,

Важно отметить, что эта сфера трудно контролируемая. Конечно, Интернет можно контролировать: он управляется структурами провайдеров, а здесь в мире имеется полтора миллиарда телефонов, и проконтролировать их трудно. В этом смысле новая ситуация имеет свои плюсы й минусы.

Мобильная журналистика

Следует специально коснуться еще одной проблемы — развития мобильной связи в России и в мире. Недавно газета "Коммерсант4 сообщила: в 2005 г. число .проданных телефонов может достигнуть астрономичёской цифры в 1 млрд, а это может привести к тому, что количество сотовых телефонов превысит поло-' вину населения Зёмного шара. Сегодня сотовая связь активйЬ развивается в Африке» Азии и в Латинской Америке. И важно отметить, что по насыщенности новыми информационными технологиями мир выравнивается. В некоторых африканских селах> деревнях, там, где появляется один сотовый телефон, его владелец делится им со своими односельчанами за определенную сумму. Таким образом, й мире появляется система новой межличностной, и не только межличностной коммуникации.

В России мобильная телефония становится частью российской модели коммуникации. Хотелось бы специально обратить внимание на необходимость более серьезного изучения взаимот действия сотового телефона, газеты, радио, телевидения. Тогда мы сможем лучше понять нашу российскую модель и динамику ее будущего. ,

Приближается новая эпоха в развитии культуры информации — индивидуальной, персональной и межличностной коммуникации. Это ¡эпоха новых форм взаимодействия массовой, и межличностной коммуникации, массовых и индивидуальных персональных медиа. Информационный ландшафт изменяется, а вместе с ним и российская модель коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.