Научная статья на тему 'Колонка редактора: социологические аспекты журналистской науки'

Колонка редактора: социологические аспекты журналистской науки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колонка редактора: социологические аспекты журналистской науки»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 1

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Я.Н. Засурский

Калоша редактора:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ НАУКИ

Факультет журналистики в процессе своего становления искал пути к научному осмыслению процессов развития средств массовой информации. В 40-е и 50-е годы речь шла преимущественно об истории журналистики, о газетных жанрах и о публицистике, терминология была очень отлична от той, которая существует сегодня. Речь шла о печати преимущественно, к радиовещанию, а потом и к телевидению обратились в конце 50-х.

От публицистики к печати — к СМИП и СМИ

Первым шагом к научному исследованию журналистики стало стремление проанализировать закономерности развития публицистики. Именно на этом были сосредоточены усилия ученых факультета журналистики в момент его становления. Дискуссии Носили очень острый и горячий характер. Активные участники этих словесных баталий — Е.П. Прохоров, М.С. Черепахов, В.В. Ученова — открыли дискуссию, которая продолжалась долгое время, пока не уступила место другим подходам к научному осмыслению журналистики, когда на смену интересу к публицистике появился интерес к средствам массовой информации, к путям и средствам реализации журналистских замыслов.

Изучение закономерностей функционирования печати постепенно привело к созданию концепции средств массовой информации и пропаганды. И вот здесь важную роль сыграло тогдашнее понимание функций журналистики прежде всего как средства пропаганды, организации и агитации, но пропаганда была ведущим элементом в этой триаде. Дальнейший ход развития привел к проблемам изучения взаимодействия печати, прессы с аудиторией, й тогда в нашем факультетском НИИ появилось стремление к изучейию социологии журналистики.

Сорок лет социологии на факультете журналистики

В 1966 г. была организована Социологическая группа, которую возглавил профессор Е.П. Прохоров. В дальнейшем эта группа превратилась в Лабораторию функционирования печати, радиовещания и телевидения. Эта лаборатория и положила начало систематическим социологическим исследованиям. Под редакцией Е.П. Прохорова вышла книга "Социология журналистики" (М., 1981), затем было проведено исследование "Литературной газеты" и ее аудитории, изучение районной газеты в системе журналистики. Социологические исследования позволили по-новому посмотреть на роль журналиста в обществе и на подготовку журналистских кадров. Тогда же в рамках этих социологических проектов были сделаны первые шаги по изучению профессии журналиста. Сегодня эти опросы

проводятся регулярно, и подготовлены достаточно серьезные исследования процесса обучения журналистике и журналистской профессии. Это очень серьезный вклад в развитие научной работы на факультете журналистики: преподавание стало более осмысленным и целенаправленным. Кроме того, новый социологический инструментарий обогатил всю научную работу факультета, позволил сделать новый шаг в ее развитии и придать новые параметры преподаванию журналистики.

СМИ и социальная психология

Следующий шаг был сделан в процессе дальнейшего изучения роли средств массовой информации в жизни общества. С тогдашних позиций главное внимание уделялось трем основным функциям, как они определялись в советской концепции журналистики, — пропаганде, агитации и организации. На первом плане была пропаганда. Соответственно журналистику заменило исследование СМИП — средств массовой информации и пропаганды. Именно пропагандистская сторона журналистики изучалась достаточно активно, и многое делалось для того, чтобы подготовить людей, владеющих навыками пропаганды.

Выступая в принципе против манипулирования прессой, наши специалисты говорили о роли пропаганды, нб обращая внимания на то, что пропаганда, конечно же, является средством воздействия на сознание, на поведение, средством манипулирования. Поэтому, когда активную роль в журналистике стали играть помимо печати и радио еще и телевизионные каналы, появилась новая тенденция — рассматривать журналистику как средство массовой информации и массовой коммуникации. Против этого выступили сторонники пропагандистской роли журналистики, отказывавшиеся принять этот термин СМИ и настаивавшие на термине средства массовой информации и пропаганды. Тогда снова прощли острые дискуссии. Тех, кто отстаивал идеи массовой информации, обвиняли в уступках буржуазной идеологии, но так или иначе, а термин СМИ, в конце концов, закрепился, и СМИП по крайней мере на терминологическом уровне превратились в СМИ.

Усложнение и углубление исследований СМИ заставили глубже рассматривать проблемы роли самих журналистских инструментов — печати, радиовещания, телевидения. Появился термин "медиа" — для обозначения каналов распространения информации.

Медийная сфера стала занимать наших ученых в гораздо большей степени. Выяснилось, что важнейшим элементом журналистского творчества, журналистского процесса наряду с информацией является коммуникация. Появился еще один новый термин — "средства массовой коммуникации", под которым понимались те же самые печать, радио, телевидение, то, что именовалось также и СМИ. Но здесь уже больше внимания уделялось эффективности передачи информации по каналам информационным, по каналам коммуникации. Это был серьезный шаг вперед в понимании коммуникации. В конце концов, уже к середине 80-х годов коммуникативная сфера стала важнейшим объектом исследования средств массовой информации.

От СМИ к изучению массовой коммуникации

Бурное развитие4 телевидения и радио, которое изменило коммуникационную среду, привело к увеличению числа новых исследований воздействия массовой коммуникации. Всеохватность коммуникационного процесса заставила внимательно отнестись к различным сторонам ее

проявления. В этом смысле коммуникационные исследования стали важнейшей частью самого процесса развития научных исследований.

Массовая коммуникация породила практически новое научное направление в мировой науке. Во всех странах появились исследования аудитории телевидения, аудитории радиовещания, путей воздействия на сознание этих новейших тогда систем коммуникации, особое же внимание уделялось влиянию на развитие сознания и поведение детей. Все это привело к созданию новой обширной отрасли исследований массо-

^ вой коммуникации.

* Вместе с тем по мере развития информационной коммуникационной технологии появлялись новые аспекты, которые заставили по-новому подойти к исследованию массовой коммуникации. К началу XXI в. выясни-

9 лось, что существует очень серьезная граница между содержанием ком-

муникации и самими коммуникациями, как и различные особенности их деятельности: с одной стороны, каналы коммуникации, которые пересекаются, объединяются, сталкиваются и ведут к различным новым эффектам, с другой стороны, содержание, которое передают по этим каналам.

Начало XXI в. привело к таким коренным переломам в развитии информационно-коммуникационной технологии, что это дало основание говорить об информационно-коммуникационной революции. В этих условиях выяснилось: существует известный дефицит содержания. Этот процесс был ускорен и изменен созданием Интернета — новой информационно-коммуникационной среды, той виртуальной реальности, где коммуникация царит и правит. И, конечно же, Интернет заставил по-новому посмотреть на весь процесс массовой коммуникаций, еще более четко выделив каналы и в то же время отделив от них содержание. Стало ясно: есть то, что и раньше было очевидно, но теперь это обнажено благодаря развитию, бурному росту каналов виртуальных, существуют различные закономерности в развитии каналов и содержания. Более того, развитие Интернета привело к избытку каналов и к недостатку коммуникации — многочисленные новые каналы требовали наполнения, а вот содержания, той воды, которая течет по каналам, не хватало, каналы пересыхали. Этот процесс способствовал оживлению средств массовой информации как источника и поставщика содержания — наступил новый этап в исследовании массовой коммуникации. Она стала обладать известной всеобщностью, выяснилось, что даже сами каналы могут меняться, как и их содержание. Каналы могут сливаться, объединяться.

Оцифровка изображения, звука, текста привела к процессу конвергенции, а конвергенция заставила по-новому отнестись к проблеме содержания, которое все больше становилось самостоятельной частью коммуникационного процесса.

Таким образом, исследование коммуникаций достигло нового рубе-

* жа, появились новые понятийные категории и еще более новые каналы распространения и получения содержания, информации — мобильные те-

\ лефоны, коммуникация стала индивидуализированной и персональной.

Наступил кризис массовой коммуникации. Этот кризис был связан с еще

* одним шагом информационно-коммуникационной революции, который вел в сторону от массовой коммуникации в направлении межличностной коммуникации.

В конце XX — начале XXI в. на сцену в массовом количестве выходит сотовая мобильная телефонная связь. Она постепенно охватывает весь мир. И сегодня мы в мире имеем больше 4,5 млрд сотовых телефонов — их больше, чем телевизоров. Появляется новое средство коммуникации. Если в эпоху Интернета таким средством была электронная почта, то

теперь вместо электронной почты появляется мобильное сообщение SMS — краткое мобильное сообщение — и MMS —краткое визуальное сообщение. Краткие мобильные сообщения по количеству обгоняют электронную почту и обладают известными преимуществами перед ней. Главное из них состоит в скорости и особенно в персональном характере доставки, что меняет ситуацию в самой сфере коммуникации.

Наступает новейшая эпоха коммуникационного развития — эпоха межличностной, персонифицированной, индивидуализированной медийной и медиативной коммуникации.

Мобильное общество

С развитием мобильной коммуникации появляется возможность доставки информации персонально отдельным лицам. Коммуникация медийная в значительной степени утрачивает массовый характер, становится индивидуальной и персональной. Это существенно меняет и сферу рекламной деятельности, и сферу информации. От демассификации, которая происходила в связи с развитием Интернета как промежуточного звена в развитии массовой коммуникации, — к. адресной личной коммуникации.

Происходит новый процесс доставки информации. У владельца сотовой телефонной связи появляется как бы новое лицо: его личность определяется тем телефоном, на который приходит информация и с которого он отправляет информацию. Сотовый телефон становится инди-фикатором личности, ее alter ego.

Этот новый момент в развитии коммуникации заставляет переосмыслить теорию коммуникации и, уйдя от теории массовой коммуникации, более внимательно и глубоко разобраться в межличностных коммуникационных процессах. Сегодня эпоха сотового телефона: вы получаете на свой телефон не только массовую коммуникацию, но и индивидуальную.

На место коммуникационной раздробленности и фрагментарности приходит прицельность: индивидуальная коммуникация поступает на ваш индивидуальный личный адрес. И вместо раздробленной многоадресной коммуникации вы получаете прицельную коммуникацию лично в ваш собственный персональный адрес, только в ваши уши и только для вас. Возникают персональные средства информации и коммуникации.

И уже радиостанция "Эхо Москвы" дает вам телефон, по которому вы можете получать новости ежедневно в любую минуту. Уже Си-эн-эн создает подписку на персональные сообщения о новейших поворотах в развитии общества — это сигнальная коммуникация.

Коммуникация персонифицируется. Общество перестает быть массовым, оно регуманизируется. Это очень важный результат развития ин-формационно-коммуникационных технологий в ходе информационно-коммуникационной революции. Сегодня нам нужно изменить подход к исследованиям коммуникации, учитывая это обстоятельство, необходимость понимания содержания и развития каналов как массовых, так и индивидуальных. Каждому рту, каждому уху своя индивидуальная система доставки содержания.

Новая эпоха в развитии не только коммуникации, это, я думаю, новая эпоха в развитии общества: от общества постиндустриального, от общества массового — к обществу индивидуальности, личности, где важны не только права каждого человека, но и право общения каждого человека становится его собственной прерогативой. Эпоха межличностной коммуникации укрепляет понятие и роль личности в коммуникационном и информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.