Научная статья на тему 'Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза'

Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фугелова Татьяна Анатольевна

Потребность в новом типе специалиста ни у кого не вызывает сомнения. В вузе важно создать условия для подготовки молодежи к вступлению в социальные отношения, построению жизненной и профессиональной карьеры. Вопрос стоит о формировании профессионально мобильного специалиста. Не любая среда, сформированная в вузе, создает для этого условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильный студент - субъект воспитательно-развивающей среды вуза»

УДК 159.9(075.8)

Фугелова Татьяна Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного нефтегазового университета, fta2009@mail.ru, Тюмень

МОБИЛЬНЫЙ СТУДЕНТ - СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА

Fugelova Tatyana Anatolievna

Post-graduate student Tyumen State oil and Gas University, fta2009@mail.ru, Tyumen

MOBILE STUDENT IS THE SUBJECT OF EDUCATIONAL-DEVELOPING ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

В современном обществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которой являются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость, умение общаться и налаживать контакты с людьми. Для молодежи остро встает вопрос о занятии определенного положения в обществе, о путях самореализации, но из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. Поэтому в вузе важно создать условия для решения вопросов, связанных с подготовкой молодежи к вступлению в социальные отношения, построению жизненной и профессиональной карьеры. Вопрос стоит о формировании профессиональной мобильности.

Под профессиональной мобильностью мы понимаем качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека посредством включения в деятельность (события, ситуации), в которой человек проживает и осваивает социокультурный опыт, результатом которого является процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды. И этот процесс зависит от того, в какой субъектной связи находится ценностная сфера личности с воспитательноразвивающей средой образовательного учреждения.

В современной психологии и педагогике понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности и как субъект жизни. Для того, чтобы состояться как личность, каждый человек должен стать субъектом своего жизненного пути. «Подлинным субъектом жизни становится та личность, которая способна организовать свой жизненный путь как целое, сохранив на протяжении времени и обстоятельств свои важнейшие потребности, которые не удалось реализовать в настоящем, направляя всю свою жизнь на достижение главных ценностей, на решение задач самовыражения» [1, с. 76].

Выбор учебного заведения - это начало социального и профессионального самоопределения человека, а период обучения в университете - способ организации жизни, способ развития, который определяет последующую линию жизни в становлении личности как субъекта своего жизненного пути.

Известно положение, что основой превращения человека из объекта в субъект является деятельность, в которой реализуются те или иные социальные функции человека [2, с. 110]. Именно в процессе деятельности человек утверждает свою жизнь, удовлетворяет и развивает свои материальные и духовные потребности [4, с. 181].

Современный студент - это субъект познания. Современные студенты считают образование необходимым условием достижения социального успеха, а образование в сочетании с целеустремленностью, упорством и трудолюбием важными составляющими жизненного успеха.

Наше исследование (использована методика «ОТеЦ», И. Г. Сенин, табл. 1) показало, что сфера обучения и образования является значимой для студентов в реализации жизненно-важных ценностей: достижения высокого материального благосостояния через повышение уровня своего образования; стремления человека к постижению конкретных и ощутимых результатов своего образовательного процесса (например, получение дополнительного образования, международной квалификации, защита диссертации), которые служат основанием для высокой самооценки; стремление узнать как можно больше об изучаемой дисциплине, интересуясь, в первую очередь, ее содержанием, желанием глубже проникнуть в предмет изучения своей области знания.

Таблица 1 - Значимость терминальных ценностей внутри жизненных сфер

Терминальные ценности (жизненные цели) Жизненные сферы

Профессио- нальная жизнь Обучение и образование Семей- ная жизнь Обще- ственная жизнь Увлече- ния

Собственный престиж 6,6 5,8 5,3 5,3 5,4

Высокое материальное положение 5,9 8,0 7,9 6,5 6,3

Креативность 6,8 6,9 6,5 5,5 5,7

Активные социальные контакты 5,7 7,3 5,1 7,4 5,8

Развитие себя 7,6 6,5 6,7 7,0 7,4

Достижения 7,6 8,5 7,2 6,9 7,4

Духовное удовлетворение 7,5 8,1 7,6 7,5 5,2

Сохранение собственной индивидуальности 7,0 5,7 6,3 5,6 6,7

Современный студент - субъект профессиональной деятельности. В период вузовского обучения многие молодые люди начинают професси-

ональную деятельность. Включение в профессионально-трудовую деятельность требует от личности не только особых знаний, умений и навыков, но и опыта, получить который на этапе студенческого возраста крайне сложно. Вступая в фазу трудовой деятельности, личность должна освободиться от романтических представлений, свыкнуться с тем, что необходимо научиться выполнять рутинную работу, без чего в принципе невозможно творчество. А это удается далеко не каждому.

Студенческий период характеризуется нацеленностью на социальные достижения. Современная молодежь достаточно легко вписывается в рыночные отношения, проявляет экономическую активность. Профессиональную деятельность студенты начинают уже во время обучения в университете. Наш опрос среди студентов ТюмГНГУ (931 респондент) показал: работают по специальности 16%; работают не по специальности 59%. Из общего количества работающих студентов 5% имеют свое дело. Студенты оптимистично смотрят в будущее: две трети уверены, что у них больше шансов на рынке труда, чем у выпускников других учебных заведений. Но современные студенты слабо связывают профиль обучения с последующей профессиональной деятельностью.

Исследуя профессиональное будущее студентов, мы можем констатировать, что для некоторой части студентов характерны иждивенческие настроения; неумение грамотно выстраивать систему целей; ориентация на сегодняшний день, в лучшем случае на ближайшие события в своей жизни; отсутствие настроенности на успех (мечта есть, а как достичь успеха, нет). «Неполная, неадекватная самореализация - это уничтожение ценности, а тем самым растрата личностного времени» [1, с. 73]. Именно здесь заложена серьезная опасность не реализовать свой жизненный потенциал.

Для большинства студентов важным в сфере профессиональной жизни является получить духовное удовлетворение, которое выражается в стремлении иметь интересную содержательную работу или профессию; характерно желание как можно глубже познать предмет своего труда.

Итак, одним из главных противоречий студенческого возраста на пути достижения профессионально-трудовой зрелости является противоречие между высокой активностью в плане достижения успеха, что находит отражение в стремлении получить экономическую свободу, адаптироваться к рынку и несколько инфантильным отношением студентов к своему профессионально-трудовому будущему.

Современный студент - субъект общественной деятельности. Активные социальные контакты молодежи выражаются в стремлении реализовать свою социальную направленность через активную общественную жизнь. Для студентов характерно желание занять такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивало бы более тесный контакт с определенным кругом лиц (значимые, авторитетные для личности люди) и давало бы возможность взаимодействовать с ним в общественной деятельности.

Деятельность общественных объединений студентов отличается отсутствием сплоченности их в достижении поставленных целей, аморфностью структур, слабой развитостью их в регионах, незначительным охватом студенческой молодежи, отсутствием единого информационного пространства и неразработанностью нормативно-правовой базы их деятельности.

В студенческий период актуализируется противоречие между социальными надеждами общества на интеллектуальную, трудовую, общественно-политическую мобильность молодежи и ее уровнем трудовой, интеллектуальной, общественно-политической активности и инициативы.

Современный студент - субъект общения. Общение оказывает помощь в самоактуализации личности, дает возможность понять себя, оценить свои возможности, осознать свои потребности. Крайне важна для раскрытия личностного потенциала система отношения, в которой личность может реализовать себя. Общение в группе оказывает неоценимую помощь в актуализации личности. По нашему исследованию, студенческая группа играет заметное влияние на развитие и формирование личности, особенно на младших курсах.

Значимой сферой самопознания, самоутверждения является общение с преподавателями. Студенты ценят компетентность, профессионализм, они чувствительны к оценке преподавателями их способностей, умений, воспринимают их как оценку будущих возможностей. Преподаватели начинают играть заметную роль в жизни на старших курсах, когда контакты начинают затрагивать практико-ориентированную сферу. В целом современная ситуация характеризуется дефицитом неформального общения студентов с преподавателями, что снижает продуктивность воспитательных отношений.

Деформация воспитательного взаимодействия в системе «преподаватель-студент» приводит к различным формам отчуждения. Отчужденность во взаимоотношениях проявляется в уходе личности в себя, отсутствии доверия, понимания в отношениях, что является препятствием к развитию и совершенствованию личности.

Отчужденность студента от учебного процесса проявляется в потере интереса к знаниям, в ухудшении психического и физического здоровья, различных формах деструктивного поведения. Отчужденность личности от коллектива проявляется в уходе человека в личные проблемы, ослабления интереса к общественной жизни, потере социальной активности. Наиболее тяжелая форма отчужденности - это отчужденность личности от самой себя. Это определенная деформация сознания, которая ставит серьезные препятствия на пути развития личности. Жизненные силы тратятся не продуктивно, личность не может в полной мере реализовать себя в жизни.

Развивающаяся личность стремится к расширению и обогащению ее связей. «Но личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из всего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным об-

разом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе» [6, с. 638].

Образовательно-развивающая среда технического университета содержит разнообразные возможности для формирования зрелого субъекта, способного к самосовершенствованию, самовоспитанию, а значит способного быть мобильным в профессии и жизни.

Качество субъекта выражается в том, что индивид объективно находится в позиции, которая требует от него преобразования действительности. Индивид выступает в качестве субъекта, изменяющего действительность только в пределах проблемного способа связи с ней. Становясь субъектом воспитательно-развивающей среды университета, личность может занять различную позицию: адаптироваться в среде; обогащаться, используя разнообразные возможности среды и обогащать среду.

Личность в среде можно описать многими психологическими характеристиками (вид доминирующего мотива, характер самооценки, уровни ожиданий и притязаний, локус контроля, наличие ответственности, система ценностной осмысленности мира и т. д.). Определенные типы личности порождают соответствующую образовательную среду, и эта среда, в свою очередь, образует, культивирует, укрепляет, именно этот тип личности.

В своем исследовании мы предприняли попытку выделить наиболее типичные субъектные связи личности со средой. Мы вполне солидарны с Ю.С. Мануйловым в том, что проектировать будущее личности по среде можно «только в самых общих чертах на уровне типа, но не более» [5, с. 52].

В качестве основания для типологии мы взяли две позиции: активность

- пассивность и зависимость - свобода. Аргументация нашей позиции исходит из следующих положений. Исторически получение высшего образования предполагает активную, самостоятельную деятельность студента. Чем в принципе он должен отличаться от «учащегося» колледжа, техникума, ПТУ. Активность предполагается не только «физическую» активность, т. е. направленность человека на поддержание контактов с окружающим его миром, но и «психическую» - направленность человека на рефлексию тех или иных фактов жизни, на объяснение и переживание происходящих событий, на сознательное планирование своей деятельности, поведения, всей жизни.

Современный выпускник вуза должен отличаться независимостью суждений, поступков, что лежит в основе творчества. В условиях образовательного учреждения это означает быть способным продвигаться в тех видах деятельности, которые являются сферой его самореализации в воспитательно-развивающей среде. Мерой свободы и зависимости, на наш взгляд, является нравственная доминанта (ответственность), которая составляет основу построения отношений личности со средой. Итак, мы выделили четыре типа студентов:

Прагматический Нравственно- пассивный Инфант ильны й Ответственно- творческий

активность, зависимость пассивность, свобода пассивность, зависимость активность, свобода

В векторной модели (рис. 1) среда образовательного учреждения может быть представлена в разных характеристиках: карьерная, творческая, догматическая,, безмятежная. В. А. Ясвин, проводя анализ взаимодействия личности и образовательной среды, разработал систему психолого-педа-гогического проектирования личностно-ориентированных, развивающих сред. Образовательная среда рассматривается им «как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении» [7, с. 81].

Догматическая среда способствует развитию пассивности и зависимости студентов. Она характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жесткой дисциплиной, культом внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявшимися традициями. Для такого типа воспитательной среды характерны добросовестность, самоограничение, самопре-одоление, «благоразумие, доходящее до пассивности», уверенность в собственной правоте.

В безмятежной среде царят покой и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой. В такой среде работа никогда не служит какой-либо идее, а лишь является средством для обеспечения жизненных условий (Я. Корчак).

Карьерная среда ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса. Здесь воспитанников, по мнению Я. Корчака, не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают.

Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением. Здесь человек радостно вершит, творит по доброй воле. Здесь нет догм, а есть проблемы. Здесь нет благоразумия, а есть жар души, энтузиазм.

Актив Творческая (НОСТЬ Карьерная

Свобода Безмятежная Пассш Зависимость Догматическая шость

Рисунок 1 - Типы образовательной среды

Для определения качества субъектных связей личности с воспитательно-развивающей средой технического вуза мы составили анкету, которая состояла из тестовых фраз-утверждений. К примеру, для прагматического типа были предложены высказывания, которые свидетельствуют об общей прагматической направленности студентов: для меня университет - это место, которое приближает к главной цели моей жизни; место, где я учусь быть успешным в жизни; место, где я учусь решать реальные проблемы; где я приобретаю нужные связи, знакомства; место, которое позволит зараба-

тывать настоящие деньги в бизнесе и т. д. Тестовые фразы для инфантильного типа были такие: для меня университет - место, которое позволяет как-то убивать время; место, куда случайно поступил; место, где я могу не думать о завтрашнем дне и т. д.

Тестовые фразы в анкете были написаны вразброс. Процедура заполнения анкеты заключалась в выборе утверждений, которые наиболее точно отражают отношения респондентов к вузу. Общее количество респондентов составило 931 человек. Результаты анкетирования показали, что все четыре типа субъектных связей присутствуют в среде технического университета. Преобладает прагматический тип - 56,6%, на втором месте - ответственнотворческий - 23,3%, на третьем месте - нравственно-пассивный - 12,4%, на четвертом - инфантильный тип - 7,7%.

Качество освоения каждой группой студентов воспитательно-развиваю-щей среды технического университета мы анализировали по следующим показателям: качества личности, которые сформировались у студентов за время обучения в вузе; круг проблем, на решение которых настроены студенты; поведенческие характеристики; успешность в различных сферах деятельности.

Исследование значимых сфер деятельности проводилось с помощью биографического метода. Студентам предлагалось назвать события, которые для них наиболее значимы. И, как правило, они совпадают с видами деятельности, активными организаторами и участниками которых являются сами студенты: учебная, внеучебная, исследовательская, профессиональная, общение. Качественный анализ результатов исследования показал, что поведение личности достаточно устойчиво связано с типом субъектной связи, которую личность выстраивает со средой. Студент берет из воспитательной среды то, что совпадает с его смысловым полем.

Студентов, демонстрирующих высокую физическую, психическую активность и свободу, мы отнесли к ответственно-творческому типу. Студенты пришли в университет получать знания, и настроены на серьезный труд в получении профессии. Ведущим мотивом деятельности является познавательный интерес, связанный со сферой их будущей профессиональной деятельности. Студенты проявляют направленность на поддержание контактов с окружающим их миром, на рефлексию тех или иных фактов жизни, на объяснение и переживание происходящих событий, на сознательное планирование своей карьеры, поведения, всей жизни. Для того чтобы ответственнотворческий тип мог реализоваться в среде, важно наполнить учебно-воспита-тельный процесс «со-бытиями», активными участниками и организаторами которых должны быть студенты; создавать условия для интеллектуального общения, оказывать квалифицированную помощь в самостоятельной научнотворческой деятельности; включать студентов в реальный научный поиск на основе сотрудничества с учеными, практиками, будущими работодателями.

Для личности свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков.

Другой тип студентов демонстрирует высокую физическую, психическую активность, но зависимость от сложившихся в обществе стереотипов, мнения значимого окружения (работодатели, преподаватели, семья и т. д.), жесткой нормативности. Мы назвали данный тип прагматическим. Прагматически настроенные студенты рассматривают пребывание в университете как средство получения специальности и дальнейшего успешного устройства на рынке труда. Активность направлена на то, что приближает к результату. Результатом для прагматиков является не просто получение диплома, а овладение знанием, которое позволит им стать успешными на рынке труда. Студенты отдают приоритет прикладному знанию, именно это знание востребует современный рынок, и это знание позволит получить быстрый видимый эффект. Студенты данной группы ориентированы на освоение конкретной деятельности для достижения конкретных задач. Их волнует все, что связано с определением профессиональной перспективы. Они ищут варианты для пробы профессиональных сил, как в университете, так и вне университета, откликаются на практико-ориентированные курсы, профессионально-ориентированные формы деятельности, возможность получения дополнительного образования. Студенты данного типы готовы для свободного маневра в трудоустройстве; используют все, что приближает их к достижению цели (высокие связи, подкуп и т. д.). Но у них возникает опасность сосредоточиться на полезном знании, а узкий профессионализм существенно обедняет мировоззрение.

Для данной группы студентов необходимо предлагать профессионально-ориентированные задачи, создавать условия для пробы профессиональных сил, открывать профессиональные перспективы, оказывать помощь в трудоустройстве, стимулировать мыслительную активность, формировать интерес к процессу обучения, а не только к результату.

Студентов обладающих невысокой активностью, но высоким уровнем внутренней свободы, мы отнесли к нравственно-пассивному типу. Студенты данного типа слабо готовы к напряженному труду по овладению профессией. Но они позитивно настроены на процесс познания. Основной смысл обучения видят в процессе самопознания. Часто период обучения в вузе используют для социального и личностного самоопределения. Они, как правило, тревожны, озабочены своим будущим.

Встречаясь с трудностями и препятствиями, предпочитают самоустраниться от их решения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире. Для них важно чтобы в воспитательно-развивающей среде вуза было создано пространство эмоционально-значимого общения. Им необходимо оказывать квалифицированную психологическую коррекцию и помощь (консультации, тренинги), снимая излишнюю тревожность, учить ставить цели и достигать их. В учебной информации ориентируются на личностные смыслы, на самопознание. В системе внеучебной деятельности их необходимо привлекать к дискуссионным формам работы.

Студентов, обладающих невысокой активностью и низким уровнем внутренней свободы, мы отнесли к инфантильному типу. Студенты данного типа не готовы к напряженному учебному труду, не нацелены на процесс самостоятельного познания. Они еще не определились, чего хотят в жизни, к чему стремятся, зачем приобретают данную специальность. Данный тип студентов вполне соответствует ситуации современных рыночных отношений. Непритязательный рынок труда не стимулирует получение качественного образования. Образование становится формальным атрибутом работника, удостоверенного соответствующим дипломом. Поддерживает инфантильного студента и само учебное заведение, поскольку отчислять нерадивых студентов стало экономически невыгодно. Следует учитывать, что такое поведение личности скорее приведет к «псевдообразованию», которое мало что даст для личности и для общества. Для студентов, которые ориентированы на такое образование, важно создавать условия для обучения навыкам учебной работы, находить способы стимулирования успешной учебной деятельности, создавать ситуацию успеха в обучении. Процесс обучения нужно жестко контролировать. Они нуждаются в квалифицированной помощи психолога по вопросам жизненного и профессионального самоопределения.

Можно предположить, что определенный тип образовательной среды вуза создает условия для формирования соответствующего типа мобильности личности.

Типы образовательной среды Типы «мобильности» личности

Карьерная Прагматический

Догматическая Нравственно-пассивный

Безмятежная Инфантильный

Творческая Ответственно-творческий

Очевидно, что наиболее продуктивным типом является ответственнотворческий, а наименее продуктивным - инфантильный.

Студенты являются активными субъектами воспитательно-развивающей среды вуза. Активность проявляется как в освоении воспитательноразвивающей среды учебного заведения, так и в обогащении этой среды. Принципиальным является то, что формирование типа профессиональной мобильности зависит от того, какой тип субъектной связи студент выстраивает с воспитательно-развивающей средой вуза. Педагогическое влияние заключается в формировании соответствующего типа образовательной среды, оказании адекватной помощи, которая соответствует типу «мобильности», что позволяет личности наиболее продуктивно развиваться.

Создание воспитательно-развивающей (творческой как наиболее перспективной в плане формирования соответствующего типа мобильности личности) среды вуза предполагает:

- наполнение цели и содержания деятельности вуза смыслом. Глобальной проблемой современности является воспитание нравственной личнос-

ти, ориентированной на общечеловеческие ценности. Студенты должны овладеть опытом отношения к миру как ценности, осознавать свою ответственность. Личностные смыслы должны быть связаны с расширением поля для самореализации личности, которая происходит в процессе той деятельности, которая позволяет полно проявлять личностный потенциал;

- актуализацию педагогического потенциала окружения обучающихся для организации условий смыслообразования. И здесь важен вклад социальных партнеров в реализацию ведущих ценностей педагогической системы;

- нацеленность педагога на личностное развитие студента, поиск смысла своей деятельности в процессе совместного творческого труда со студентами.

- включение в картину мира обучающегося культурных и духовных смыслов социальной практики, общественной жизни. Основными факторами влияния являются: богатая социальная практика; наличие образцов для подражания; включенность в диалог, диспут;

- использование смыслообразовательного потенциала применяемых педагогических технологий, способность и готовность педагогического коллектива к их усовершенствованию;

- наполнение воспитательного процесса событиями, которые являются значимыми для студентов и соответствуют основным видам их деятельности. То, что стало для студентов событием, означает, что пережили они его как «со-бытие», совместное бытие;

- деятельность, в которую включаются студенты, должна создавать ценностно-смысловое поле, требовать активности личности (самоуправление студентов) и поэтому должна содержать достаточное количество стимулов.

Перевод воспитательно-развивающей среды в творческую запускает внутренний механизм развития личности посредством включения в деятельность (со-бытия, ситуации), в которой человек проживает и осваивает социокультурный опыт. Результатом является процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

Библиографический список

1. Абульханова, К. А. Психология сознания и личности.[Текст] / К. А. Абульха-нова, - М.: Моск. Псих.-соц. Ин-т; Воронеж: Изд-во НПОЛ «Модэк», 1999. - 224 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания.[Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 271 с.

3. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании [Текст]/ Я. Корчак, Пер. с польск. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с.

4. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения.[Текст]/

А. Н. Леонтьев. - В. 2т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1993. - 320 с.

5. Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Текст]/ Ю. С. Мануйлов //Вестник университета Российской академии образовании. - 2003. - № 1 (19). - С. 36-68.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]/ С. Л. Рубинштейн, -СПб: Питер, 2001. - 720 с.

7. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред [Текст]/ В. А. Ясвин // Психологический журнал. - 2000. - Т.21.№4. - С. 79-88.

8. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. [Текст]/

В. А. Ясвин - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

УДК 378.1

Ангеловский Алексей Анатольевич

Кандидат педагогических наук, заместитель директора лингвистического центра ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», ale-angelovskij@yandex.ru, Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Angelovskiy Aleksey Anatolievich

The candidate of pedagogical science, deputy director of the Linguistic centre, South Ural State University, ale-angelovskij@yandex.ru, Chelyabinsk

PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY:

THE NOTION AND THE STRUCTURE

В последние годы, на фоне экономической и политической стабилизации российского общества, прослеживается определенная динамика в развитии трудовых и профессиональных отношений, постепенно восполняются проблемы в системе ценностных ориентаций личности. В современной России в трудовой мотивации личности устойчивую тенденцию получает стремление к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. Одной из важнейших движущих сил социальной динамики становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и повышение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за эффективность принимаемых экономических решений.

Приоритетными факторами созидательного и прогрессирующего развития любого общественного организма и современной цивилизации в целом являются профессионализм и нравственность. Необходимые условия такого развития - профессиональное совершенство личности, основанное на достижениях современной науки, образования и социальной практики, и духовно-нравственная высота человека, его этические ценности, воплощенные в социальной деятельности и определяющие смысложизненное целеполагание. В качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий. В числе наиболее востребованных качеств работника выделяются широкий профессиональный профиль, динамизм, творчество, способность к грамотной оценке, социальная ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.