Научная статья на тему 'Мобильные технологии в странах Восточной Африки – новые возможности для экономического роста'

Мобильные технологии в странах Восточной Африки – новые возможности для экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восточная Африка / цифровой разрыв / мобильная телефония / мобильный Интернет / мобильная платежная система / инновационные центры / East Africa / digital divide / mobile phone / payment system / innovation centres

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Зинаида Степановна

Автор проанализировал развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в странах Восточной Африки и подчеркнул их особое значение, как новых возможностей для ускорения социально-экономического подъема. Исследование их места в глобальном и континентальном измерении показало, что несмотря на успехи в развитии отрасли, остается «цифровой разрыв» с остальным миром, большие контрасты внутри региона, резкие различия между городским и сельским населением, между возрастными и гендерными группами, между богатыми и бедными. Выявлено наиболее динамичное развитие ИКТ на Маврикии, Сейшельских островах, в Кении. Подчеркнуто особое значение мобильных технологий в удаленных и изолированных сельских районах в предоставлении информации, образования, медицинской помощи, в развитии бизнеса и предпринимательства. Представлена платежная система M-Pesa в Кении, получившая распространение за ее пределами не только в Африке, но и в Западной Европе, Индии, Афганистане. Показаны инновационные центры по разработке новейших технологий для коммерческих начинаний. Исследование подтверждает наметившуюся в Африке тенденцию ускоренного развития отраслей, ориентированных на внутреннее потребление, в отличие от прежнего уклада, основанного на развитие экспортных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile Technologies in East Africa: new opportunities for economic growth

The article analyses the information and telecommunication technologies (ICT) in East Africa countries as a technological platform which carries great potential in its social and economic development. The region has experienced a boom in mobile phone use. The author underlines that a mobile phone nowadays is more than a way of communications but a way of life for Africans: many people lack access to electricity and running water but have mobile phones. Over time the mobile phone has became a technological platform that allowes to develop services. The author provides an analysis of mobile technologies transforming economy and fostering development in East Africa countries. The study reveals that despite the progress there is a huge gap in the development of East Africa ICT infrastructure compared to the rest world. Also there is a deep digital divide between the countries in the region. There are sharp contrasts between the ICT wage in towns and rural areas. Mauritius, Seychelles and Kenya are among the most dynamic in ICT development in East Africa. Mauritius has long been a pioneer in the telecom sector. It was the first in the region to provide a 3G service, the first in the world to develop wireless broadband network. The author focuses attention on great mobile technologies impact in business. The Smart Cities project in Mauritius stimulates innovative scientific and technological activities. The government has set a package of attractive fiscal incentives to investors for the development of «smart cities» across the island. The article underlines an increasing mobile technologies penetration into rural areas. They lead to cause significant benefits for rural households as they provide villages and farms with access to information, education and improve access to healthcare. They are used used to spread information about farming, to lower marketing costs and to boost profit. The author the concluds that ICT and mobile networks introduction have the potential to influence economic and human development in remote and isolated villages and farms in rural Tropical Africa with its extreme poverty, heavy burden of infection diseases and insufficient infrastructure in water, roads and power. The article shows that the mobile money service is transforming Africa. This service is authentically African technological revolution. Service M-Pesa created in Kenya continues to expand into other countries and beyond the continent. Mobile payments in East Africa has become the form of payment. About 100 millions people in the world use mobile money: 40 millions of them are in Africa and 26 millions in Kenya. The author stresses the huge mobile technologies impact on the real sector of the Africa countries economy.

Текст научной работы на тему «Мобильные технологии в странах Восточной Африки – новые возможности для экономического роста»

Проблемы экономики

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ -НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

© 2018 З.С. Новикова

НОВИКОВА Зинаида Степановна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Институт Африки РАН, РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: [email protected]

Аннотация: Автор проанализировал развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в странах Восточной Африки и подчеркнул их особое значение, как новых возможностей для ускорения социально-экономического подъема. Исследование их места в глобальном и континентальном измерении показало, что несмотря на успехи в развитии отрасли, остается «цифровой разрыв» с остальным миром, большие контрасты внутри региона, резкие различия между городским и сельским населением, между возрастными и гендерными группами, между богатыми и бедными. Выявлено наиболее динамичное развитие ИКТ на Маврикии, Сейшельских островах, в Кении. Подчеркнуто особое значение мобильных технологий в удаленных и изолированных сельских районах в предоставлении информации, образования, медицинской помощи, в развитии бизнеса и предпринимательства. Представлена платежная система M-Pesa в Кении, получившая распространение за ее пределами не только в Африке, но и в Западной Европе, Индии, Афганистане. Показаны инновационные центры по разработке новейших технологий для коммерческих начинаний. Исследование подтверждает наметившуюся в Африке тенденцию ускоренного развития отраслей, ориентированных на внутреннее потребление, в отличие от прежнего уклада, основанного на развитие экспортных отраслей.

Ключевые слова: цифровой разрыв, мобильная телефония, мобильный Интернет, мобильная платежная система, инновационные центры

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-111-125

Успешное развитие передовых технологий в области информатики, телекоммуникаций и других технологических новаций является яркой чертой современной Африки. Сегодня мы видим, что Африка, которая в привычном представлении утвердилась как слаборазвитый континент, почти исключительно как источник природных богатств, меняет свое лицо. Оказывается, что ей постепенно становятся доступными такие высочайшие технологии, как освоение робототехники и искусственного интеллекта, разработка летательных беспилотных аппаратов (дронов), освоение космического пространства и создание крупных высокотехнологичных кластеров. Строящиеся в ряде стран цифровые города являются моделями развития Африки в XXI в. [1].

Действительность опровергает сомнения в перспективности развития информационно-коммуникационных технологий в Африке, которые высказывались на пороге 2000-х годов. В частности, 2001 г. была опубликована монография «Интернет и Афри-

ка: параллельные реальности» [2], полно и разносторонне отражавшая возможности континента и раскрывавшая роль, которую могли бы сыграть ИКТ, в том числе Интернет, в социально-экономическом и политическом развитии Африки. Оценка ближайшей перспективы распространения Интернета на континенте не была оптимистичной. Опираясь на такие объективные факторы, как слабое развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, общая бедность большей части населения и низкий индивидуальный доход, невысокий образовательный уровень, многочисленные культурные и языковые барьеры (учитывая, что информация в Интернете подается на английском языке), было сделано, казалось бы, обоснованное предположение, что распространение Интернета «будет идти крайне медленными темпами». Такой взгляд нашел отражение и в названии исследования.

Действительно, в конце 1990-х годов, учитывая глубокую социально-экономическую отсталость стран Африки, трудно было предположить, что ситуация так сильно изменится за сравнительно небольшой промежуток времени: число пользователей Интернета возрастет с 555,5 тыс. человек в 1999 г. [2, с. 123] до 412,15 млн в 2017 г. [3], составив 10,2% от уровня мировой доступности.

Стремительное подключение Африки к развитию инновационных технологий позволило заговорить о революции ИКТ на континенте. Тем не менее Доклад о мировом развитии 2016 г. Всемирного банка (World Bank's 2016 World Development Report) в разделе Цифровые дивиденды (Digital Dividends) на вопрос, действительно ли в Африке началась «цифровая революция», дает ответ: "нет, еще нет" [4]. С уверенностью можно говорить лишь о преобразовательном потенциале быстро развивающихся в последние два десятилетия цифровых технологий для повышения производительности труда, расширения возможностей для бедных и среднего класса, создания рабочих мест, повышения качества услуг. Но для реализации этого потенциала необходимы такие основы как образование, условия для предпринимательства, специальное законодательство и прочее.

Как показала история последних лет, в Африке важным фактором информационно-коммуникационного развития стал сотовый телефон. Непроходимые тропические леса, обширные пустыни, полупустыни и болота чрезвычайно осложняют коммуникацию, в то время как сотовая связь сегодня проникла в самые глухие уголки, часто оказываясь единственной возможностью обеспечить общение между людьми.

Однако теперь мобильный телефон служит не только средством связи. Получив возможность выхода в интернет-пространство, он стал жизненной необходимостью африканцев, предоставляя им даже в самых отдаленных деревнях доступ к образованию, услугам здравоохранения. Нельзя переоценить его роль в развитии бизнеса и предпринимательства. Ускоренное распространение мобильного интернета стало отличительной чертой современной Африки. Сегодня мобильный интернет является динамично развивающимся рынком во всем мире, однако самые высокие темпы его роста наблюдаются в Африке. В 2014 г. доля африканского мобильного трафика Интернета составила 38% - это самый высокий в мире показатель: в Европе этот показатель находится на уровне 16%, в Южной Америке - 17%, Северной Америке - 19%, Азии - 37%, в среднем по миру - 25% [5]. Цифровые технологии создали на континенте возможности ранее недоступные для бедных слоев населения.

Эксперты характеризуют происходящие в последние годы изменения как проявление экономического возрождения Африки. Отмечается совершенствование экономической политики, благоприятствующей ведению бизнеса; улучшение управления природными ресурсами, позволяющее использовать преимущество обладания сырьевым богатством в своих интересах; повышение спроса на африканские товары со стороны стран с формирующимся рынком, таких как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР. Все это, не-

смотря на глобальный экономический спад, последовательно вело к увеличению экономического роста в странах континента.

В последние годы изменилась общая тенденция в оценке африканской действительности. Российские ученые-африканисты неоднократно отмечали высокие темпы экономического развития Африки в первое десятилетие нынешнего века. Исследование экспертов Международного банка реконструкции и развития «Да, Африка может: успешные истории с динамичного континента» (Yes, Africa Сan: Success Stories from a Dynamic Continent) также показало, что длительная экономическая стагнация сменилась рывком темпов роста ВВП, достигшим почти 6% в среднем за период 2003-2008 гг. (по сравнению со средним ежегодным приростом менее 2% в 1978-1995 гг. [6]). Разбирая примеры отдельных стран, среди причин такого подъема эксперты называют высокий рост частных национальных и иностранных инвестиций в сегмент мобильных коммуникаций. В качестве примера приводится «чудо» Маврикия. Его превращение из бедной слаборазвитой, зависимой от экспорта сахара страны накануне получения независимости в 1968 г. в то государство, которое видим сейчас, произошло благодаря революции в области ИКТ конца 1990-х годов, сопровождавшейся либерализацией экономики и быстрым ростом частных инвестиций.

К юбилейным дням начала освобождения от колониальной зависимости Африканский банк развития (АБР, African development bank group) подготовил исследование «Африка через 50 лет: путь к исключительному росту» (Africa in 50 Years: the Road towards Inclusive Growth) [7]. Эксперты, констатируя беспрецедентно высокие темпы роста ВВП в течение последнего периода времени несмотря на мировой кризис конца 1980-х годов, высказывают определенный оптимизм относительно возможной реализации имеющегося у Африки потенциала развития, хотя и делается оговорка, что для существенного сокращения бедности потребуются десятилетия. Согласно данным АБР еще и в 2060 г. одна треть африканцев будет жить менее чем на $1,25 в день. Меняется однако стратегический взгляд на путь постепенного возрождения, которое связывается с техническим прогрессом, образованием, предпринимательством и торговлей, развитием инфраструктуры.

Одним из путей движения к возрождению признается развитие инновационных технологий, в том числе в области информатики и телекоммуникаций. По всей Африке вплоть до отдаленных частей континента совершен скачок в средствах связи, технологиях, нововведениях. Розничные торговые компании обратили внимание на рост торговых оборотов, связав это с успехами мобильной телефонии и ростом африканского среднего класса, который позиционируется как ключ к будущему процветанию. Устойчивый рост среднего класса наблюдается с 1980-х годов: так в 1980 г. на долю среднего класса в Африке южнее Сахары (АЮС) приходилось 26% населения, в 1990 г. - 27%, в 2010 г. - 34,4%, к 2060 г. предполагается рост до 42%. Средний доход этой части населения составляет $1460 - $7300. По стандартам развитых стран или стран с развивающимся рынком такие доходы не определяют принадлежность к среднему классу, однако по меркам Африки эти люди могут позволить себе покупку все больших объемов товаров и услуг, таким путем повышая общий уровень благосостояния общества. Беспрецедентный рост среднего класса в Африке отмечен и российскими учеными [8, с. 15].

Связь между ростом среднего класса и инновационными технологиями имеет обоюдный характер. Увеличение дохода населения ведет к расширению электронной торговли в связи с повышением предъявляемого спроса на все большие объемы товаров и услуг. Средний класс Африки состоит преимущественно из молодых людей - 70% из них в возрасте до 40 лет. Развитие в области инновационных технологий более всего расширяет горизонты деятельности именно у этой части населения, поскольку молодежь наиболее восприимчива ко всему новому и все больше обращается к новейшим

технологиям для своих коммерческих начинаний. Параллельно активизируется частный сектор. Демографическая база роста довольно обширна: число молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет насчитывает порядка 230 млн чел. - это примерно 19% всей молодежи этой возрастной группы в мире. Прогнозируется, что к 2030 г. доля Африки возрастет до 42% [9, с. 9].

Достигнутые в Африке успехи во внедрении телекоммуникационных технологий во многом объясняются пониманием государственным руководством отдельных стран важности и приоритетности развития отрасли. Однако задача не могла быть решена без технической, финансовой и интеллектуальной поддержки мирового сообщества, которую они получили на заре начавшейся революции в области мобильных технологий. В рамках ООН были разработаны и осуществлялись многочисленные программы, направленные на приоритетное развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и расширение доступа к мировым телекоммуникационным структурам. В числе задач первой необходимости было формирование образовательной сети по овладению информационными технологиями. Специальные программы такого направления были созданы по линии ЮНЕСКО, Международного союза электросвязи, Всемирной организации здравоохранения и других. «Хартия по глобальному информационному обществу», где подчеркивалась необходимость поддержки усилий развивающихся стран в области телекоммуникационного сектора, была принята 22 июля 2000 г. на встрече стран Большой восьмерки. Были разработаны также многочисленные программы на субрегиональном уровне при участии частного капитала и правительств отдельных развитых стран [2, с. 136-142].

Телекоммуникации стран Восточной Африки в мировом и континентальном измерении

Страны региона Восточная Африка очень неоднородны по уровню развития инновационных технологий. В числе основных выводов доклада «Глобальный инновационный индекс 2017», подготовленного совместно Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС, Organisation Mondiale de la Propriété Intelectuelle, OMPI), Корнельским университетом (Cornell University) и школой бизнеса INSEAD, называется «высокая в сравнении с уровнем развития инновационная активность в странах АЮС» [10]. ЮАР, Маврикий и Кения с рейтингами 57, 64 и 80 соответственно являются лидерами АЮС в области инноваций. Таким образом в числе достаточно продвинутых 100 стран мира оказались две страны Восточноафриканского региона. Начиная с 2012 г. в АЮС насчитывается более всего стран, включенных в группу «динамичных новаторов», по сравнению с другими регионами мира. В 2017 г. в эту группу входят 8 стран Восточной Африки: Кения, Руанда, Уганда, Малави, Бурунди, Танзания, Мозамбик, Мадагаскар. Как подчеркивается в докладе, в настоящее время ключевое значение имеет сохранение и наращивание темпов инновационной деятельности.

В рейтинге Международного союза электросвязи (МСЭ, International Telecommunication Union, ITU), специального подразделения ООН в области информационных технологий, по уровню развития ИКТ среди восточноафриканских стран выделяются островные государства Маврикий и Сейшельские острова, а также Кения. Критериями мирового рейтинга являются 11 показателей, касающихся доступа к технологиям, их использования, имеющихся практических знаний и навыков. В ряду 167 обследованных в 2017 г. стран мира лишь 6 африканских стран (с индексами 5,88 - 4,77) входят в первую сотню, среди них - Маврикий и Сейшельские острова (рейтинги 72 и 90). Внутри региона третье место принадлежит Кении (рейтинг 138). Остальные страны стоят в конце мирового списка, занимая места в диапазоне 149 - 176, последняя - Эритрея [11].

Маврикий, Сейшельские острова и Кения занимают первые три места в регионе и по уровню сетевой готовности. Являясь комплексным показателем, индекс сетевой готовности учитывает наличие условий для развития ИКТ, готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ, существующий уровень использования ИКТ в коммерческом и государственном секторах. Причиной слабого сетевого взаимодействия является недостаточная развитость инфраструктуры ИКТ. В ряду обследованных в 2015 г. 143-х странах мира были 37 африканских, среди которых лишь Маврикий оказался в первой половине списка, занимая 45-е место с индексом 4,5, превышающим среднемировой показатель (4,2). С большим отрывом стоят Сейшельские острова (74-е место с индексом 4,0). В первую сотню попала и Кения, заняв 86-е место с индексом 3,8. Остальные восточноафриканские страны находятся в конце списка, самая последняя из них - Бурунди (141-е место с индексом 2,4) [12].

Очень важным показателем инновационного развития региона является уровень развития электронного правительства, отражающий возможность и готовность государственных структур использовать новейшие технологии для предоставления гражданам государственных услуг. Как подчеркнуто в разделе «Цифровые дивиденды» доклада Мирового банка о развитии в 2016 г., улучшая государственные услуги путем использования Интернета, правительство может наращивать свой потенциал и повысить эффективность госсектора. Первые три позиции в регионе по этому показателю принадлежат тем же трем странам. В ряду 193-х стран мира Маврикий имеет рейтинг 76, причем он - второй в Африке после Туниса; у Сейшельских островов рейтинг 81, у Кении -119. Самые слабые позиции в регионе у Сомали - рейтинг 193 [13].

Уровень развития ИКТ отражается на конкурентоспособности страны. В основе рейтинга глобальной конкурентоспособности лежат показатели макроэкономической стабильности, эффективности рынка труда, размер внутреннего рынка, технологический уровень. В Рейтинге глобальной конкурентоспособности 2015-2016 гг., охватившем 140 стран мира, самое высокое 46 место принадлежит Маврикию, на 58 месте стоит Руанда, все остальные страны как региона, так и всей Африки находятся во второй половине списка, замыкая его [14].

В условиях глобальной информационной революции при оценке уровня экономического развития учитывается, помимо ВВП, такое понятие как «человеческий капитал». Имеются в виду гарантированные государством жизненные ценности, не поддающиеся стоимостной оценке, но обеспечивающие людям достойную, долгую и здоровую жизнь, гарантии прав человека, самоуважение. Подобная оценка имеет название Индекс человеческого развития (ИЧР). В рейтинге 2015 г. для 188 стран мира по этому показателю Маврикий и Сейшельские острова (63 и 64 места) оказались во 2-й группе стран, которая номинируется как группа «с высоким уровнем ИЧР». В Африке в эту группу, помимо названных двух стран, входят только Алжир и Тунис. Все прочие страны Восточной Африки находятся в 4-й группе «с низким уровнем ИЧР» последняя -Эритрея (186 место) [15].

Представленные данные говорят о существенном «цифровом разрыве» большинства восточноафриканских стран с остальным миром и очень большом неравенстве в масштабе региона. Внутри отдельных стран наблюдается резкое различие между городским и сельским населением, возрастные различия между молодыми и зрелыми (старше 45 лет) людьми, гендерные различия, а также между богатыми и бедными.

Особенно быстро и успешно в регионе развивалась мобильная телефония. Уже к середине 2000-х годов она фактически вытеснила фиксированную телефонную связь. В 2015 г. самое большое число абонентов насчитывалось на Сейшельских островах и Маврикии, оно составляло соответственно 143 и 126 в расчете на 100 жителей [16]. Вслед за ними идет Кения с 72-мя подписчиками. Самое слабое развитие имеет Эрит-

рея, где лишь 6 человек из 100 являются пользователями мобильных телефонов. В регионе, однако, очень высока зона доступности сотовой связи, она охватывает от 90 до 100% жителей, что очень важно, так как наличие хорошо развитой инфраструктуры дает обоснованную надежду и базу для дальнейшего охвата населения услугами ИКТ. Трудности с проникновением мобильной телефонии связаны с удаленностью и изолированностью сельских общин и низким уровнем жизни большой части населения.

Восточная Африка была одним из первых регионов, подключенных к сети Интернет, во многом благодаря системе подводных оптоволоконных кабелей. С начала 2000-х годов число подписчиков росло темпами, превышающими среднемировые, к 2017 г. оно насчитывало сотни тысяч, а в отдельных странах - миллионы абонентов. По числу пользователей Интернета 1-е место занимает Кения с 43,3 млн человек [17] (в 1999-м их было всего 15 тыс. [2, с. 122]). Степень проникновения Интернета, то есть отношение числа подписчиков к общей численности населения страны, также самое высокое в Кении (89,4%), следом идут Маврикий (62,7%) и Сейшельские острова (56,5%). Самое слабое подключение Интернета в Эритрее (0,1%). Важным показателем уровня развития Интернета является наличие домохозяйств с персональными компьютерами, обеспечивающими широкополосное соединение. Наиболее высока доля таких домохозяйств на Сейшельских островах и Маврикии. Высокий уровень развития Интернета на Маврикии и Сейшельских островах объясняется хорошим покрытием сетями 3G и развернувшимся в последние годы распространением сетей 4G.

Активное внедрение мобильной телефонии и Интернета позволило Восточной Африке стать мировым лидером по показателю количества мобильных платежей и распространенности мобильного банкинга, что в большой степени связано, как будет показано ниже, с действующей кенийской системой мобильных денег М-Pesa, охватившей ряд других стран.

Наиболее развитую инфраструктуру ИКТ в Восточной Африке таким образом имеют три государства - островные Маврикий и Сейшельские острова и Кения. Очень важным для стран региона было введение в эксплуатацию компанией Seacom оптоволоконного кабеля протяженностью 13700 км, соединившего Мозамбик, Кению, Танзанию и Джибути с Египтом и Индией. Проект включил также прокладку наземных волоконных кабелей для национальных магистральных и муниципальных сетей и вышек для мобильных связей. Важно отметить, что 70% акций компании принадлежат африканским инвесторам, что говорит о развитии коммерческой инициативы и сопутствующем росте среднего класса. Соединение Кении и Объединенных Арабских Эмиратов обеспечила Восточноафриканская подводная система (East African Marine System). Создание новой инфраструктуры позволило увеличить охват населения и круг предоставляемых услуг, основанных на широкополосном интернете. Это обеспечило перспективу дальнейшего расширения средств телекоммуникаций, повышения мобильности и концентрации деятельности в центрах знаний, подключенных к мировой экономике.

Маврикий сохраняет первенство в регионе по развитию мобильных технологий

Маврикий уже долгие годы сохраняет за собой первенство по развитию телекоммуникационного сектора в регионе: с 1989 г. в стране закладывается сеть мобильных телекоммуникаций, в 2004 г. впервые в регионе здесь появилась сеть третьего поколения 3G, в 2005 г. впервые в мире была применена технология широкополосного мобильного интернета. На Маврикии, одном из первых в Африке, было запущено цифровое телевидение. Руководство Маврикия поставило цель превратить остров в «Африканский Сингапур», провозгласив страну /Г-центром Восточного региона. Проведен-

ные за последние годы реформы направлены на то, чтобы сделать Маврикий полноправным международным финансовым центром. Возможности дальнейшего развития инновационных технологий напрямую зависят от новых вложений капитала в телекоммуникационную инфраструктуру.

Государственная политика определяет развитие телекоммуникационной отрасли по трем направлениям:

1) создание надлежащей инфраструктуры, то есть технологической основы будущего общества,

2) разработка и реализация основных принципов концепции «электронное правительство»,

3) создание системы курсов для широких слоев населения, включая безработных, для изучения основ компьютерной грамотности.

Одним из направлений реализации намеченных целей является осуществляемая Программа Smart City по созданию «умных городов» [18]. Проект «умного города» является очень важной инициативой по стимулированию инноваций и научно-технической деятельности, а также оказанию высокотехнологичных услуг для бизнеса. Претворение в жизнь проекта позволит Маврикию укрепиться в статусе международного делового и финансового центра путем создания идеальных условий для работы и проживания. Новые «умные города» откроют много разнообразных инвестиционных возможностей, поскольку программа предусматривает пакеты привлекательных финансовых и других стимулов для инвестирования в проект. Стимулы включают в себя освобождение от налогов, в частности, на землю и на дробление участков, таможенных и регистрационных пошлин и ряд других налоговых льгот и видов финансовой помощи. Обращает внимание предоставление ежегодной финансовой помощи в размере 50% от стоимости капитальных затрат на оборудование. Программа предполагает также решение проблем «зеленых технологий». Интеллектуальные системы повысят эффективность энергетической инфраструктуры, в свою очередь интеллектуальные транспортные системы будут способствовать сокращению углеводородных выбросов. Возможность приобрести недвижимость предоставляется любому гражданину Маврикия и иностранцу, что благотворно влияет на инвестиционный климат.

Рынок мобильной связи обеспечивает стране большие доходы. Только в туризме, бурно развивающемся последние десятилетия, мобильные технологии приносят сотни миллионов долларов. Из-за высокого уровня насыщенности рынка мобильной связи происходит острое соперничество мобильных операторов. Конкуренция заставляет их улучшать качество обслуживания клиентов, постоянно инвестировать в инфраструктуру, разрабатывать инновационные предложения, создавать услуги за счет аутсорсинга.

Кения - одна из крупнейших на континенте по развитию ИКТ

В Кении курс на либерализацию отрасли был взят в 1998 г., когда прекратила свое существование Национальная почтовая и телекоммуникационная корпорация (Kenya Post and Telecommunication Corporation). Провозглашенная полная ее либерализация привела к притоку частных инвестиций, как иностранных, так и национальных. В настоящее время крупнейшим оператором является Safarwom, совместное англо-кенийское предприятие. Совладельцем государственной кенийской компании Telecom Kenya выступает британский телекоммуникационный концерн Vodafone. Довольно крепкие позиции на рынке Кении имеют французский оператор сотовой связи Orange, принадлежащий компании France Telecom и Airtel Network, являющейся филиалом индийской Bharti Group.

В стране был разработан целый ряд программ по развитию ИКТ: Национальная информационная политика 2006, Стратегический план по развитию телекоммуникаций на период 2008-2012 гг., программный документ «Видение Кении 2030» (Kenya Vision 2030). Последний определил стратегию развития страны на период 2007-2030 гг., в которой правительство Кении отдает должное внимание роли цифровых технологий в создании конкурентоспособного государства со стабильной экономикой, способной поднять уровень жизни населения. В принятых программах ставится задача оказывать всестороннюю поддержку разработке компьютерных программ и цифровых технологий, поощрять в цифровом контексте местные языки, прежде всего суахили, а также культуру и знания местных диаспор.

Флагманским проектом Кении и одновременно основной частью документа «Видение Кении 2030» является проект высокотехнологичного цифрового города Конза (Konza Technological City) [19], по аналогии с американской «Силиконовой долиной» названного «Африканская силиконовая долина». Проект, реализация которого началась в 2013 г., предусматривает развитие инфраструктуры мирового уровня и технологий, способствующих проведению исследований в разных областях науки и техники. Благодаря проекту, включающему новые учебные заведения, центры бизнеса и стартапы, в стране создается экономика, опирающаяся на знания. Именно в эту сферу будут направляться главные инвестиции. Здесь будет разрабатываться программное обеспечение, проводиться аутсорсинг бизнес-процессов, /Г-аутсорсинг компаний, предполагается создание центров обработки данных и центров аварийного восстановления данных. Новый город будет расположен в 70 км к юго-востоку от Найроби на пути к порту Момбаса. Планируется, что создающийся технополис обеспечит к 2030 г. 200 тыс. рабочих мест, создав возможности для трудоустройства молодых кенийцев в области новых технологий. Город будет состоять из нескольких технопарков, соединенных высокоскоростными железными дорогами, по которым поезда пройдут со скоростью 180 км в час. Будут проложены скоростные автобаны. Вклад будущего города оценивается в 10% ВВП страны. Ожидается, что в перспективе город привлечет крупные мировые корпорации и станет одним из мировых центров технологического прогресса.

Программа развития ИКТ в Кении осуществляется довольно успешно. Кения находится в пятерке стран, где расположена половина всех имеющихся на настоящий период в Африке технологических центров, так называемых хабов (hubs). Из общего числа 314 таких центров 27 функционируют в Кении. Здесь был создан один из первых в Африке технологический центр Nairobi's iHab, предназначенный объединить местное технологическое сообщество [1, с. 53].

Инновации в сфере информатики и телекоммуникаций проникают в систему здравоохранения Кении. В частности, развивается электронная регистрация пациентов. Первая начавшая делать это, была клиника в Монсориоте для ВИЧ-инфицированных больных, одна из 18 клиник в Западной Кении. При старой системе записей переезд пациентов, не забравших досье, означал потерю очень важной для жизни документации. Настоящая программа обслуживает 70 тыс. человек. На приеме у врача данные вносятся в карту и далее передаются в центральную электронную систему, где они анализируются, пополняются рекомендациями и данными о результатах медицинских анализов и ходн лечения, затем возвращаются в медицинский пункт отсылки. Благодаря центральной электронной системе на постоянной основе ведется документация о медицинских услугах, оказанных пациентам с ВИЧ.

Существует также инновационная программа помощи на дому с использованием портативных компьютеров. Для этой работы привлекаются ВИЧ-инфицированные люди, которые прошли подготовку в качестве специалистов по работе с населением. Они беседуют с больными и регистрируют их ответы, которые поступают в центр данных

клиники. Это позволяет следить за своевременным посещением пациентом клиники в назначенные сроки. Такая система результативно способствует борьбе с этим тяжелым и распространенным в Африке заболеванием [22].

Платежная система M-Pesa

Особым достижением Кении считается создание цифровой платежной системы M-Pesa [20] (на языке суахили pesa означает «деньги»). Система мобильных денег использовалась ранее в Норвегии и Японии, но в очень незначительном масштабе. В Кении она приобрела поистине сейсмический масштаб и стала одной из самых известных инновационных платежных систем в мире. Мобильные деньги M-Pesa называют величайшей поистине африканской технологической революцией. Доработанная молодым кенийским студентом, система была запущена в 2007 г. и благодаря огромному успеху практически сразу распространилась на другие африканские страны - Танзанию, ЮАР, Лесото и Мозамбик, позже Египет. В Танзании внедрение M-Pesa проходило намного медленнее из-за более низкого уровня финансовой грамотности и существующей там банковской системы, как необходимого условия осуществления мобильных платежей. Сейчас M-Pesa вышла за пределы Африки и используется также в Индии, Афганистане, Румынии и Албании. В Европу она пришла в 2014 г., когда опытным полигоном стала Румыния, где более трети населения не имели традиционных банковских счетов. Из 100 млн пользователей мобильных денег в мире 40 млн составляет африканское население, и 26 млн живут в Кении.

Внедрение M-Pesa означало, что в сфере денежных переводов и платежей наряду с банками появились сотовые операторы, успешно с ними конкурирующие и многократно увеличивающие доступность финансовых услуг. Новая система позволила таким образом выстроить альтернативную банковскую систему. До этого доступ к банковским услугам имели немногие, его полностью были лишены бедные слои населения. Ускоряя обращение денег в стране, M-Pesa способствует развитию экономической активности в провинции. Через эту платежную систему кенийцы получают зарплату, совершают покупки в магазинах, оплачивают услуги больниц, страховых компаний и так далее. Объем ежегодных транзакций через M-Pesa составляет третью часть ВВП Кении. За 5 лет с момента образования этой платежной системы через нее было переведено $17 млрд. После внедрения M-Pesa расценки на денежные переводы снизились почти на 90%. Эта система платежей составила определенную конкуренцию кенийским банкам, предпринимались даже попытки ее закрыть. M-Pesa вызвала к жизни многочисленные старта-пы, многие молодые кенийцы выстраивают свой бизнес вокруг системы мобильных платежей.

Технология M-Pesa на основе мобильной телефонии резко сократила транзакцион-ные издержки. В систему активно включаются трансграничные платежи между странами региона и межконтинентальные денежные переводы. На конец декабря 2016 г. суммарное число пользователей системы во всех странах насчитывало 29,5 млн человек и 287,4 тыс. агентов. В 2016 г. было совершено 6 млрд операций [21, с. 43]. За период 2005-2016 гг. число банкоматов в стране выросло с 320 до 2500.

В Кении начинают работать крупные мировые телекоммуникационные компании. В 2012 г. компания Gougle запустила проект Beba - это специальная карточка которая позволяет расплачиваться в автобусе, просто приложив ее к смартфону кондуктора.

Мобильный банкинг в Кении, как и во всей Африке, имеет гораздо большую популярность чем в развитых странах. Он удобен не только для внутренних переводов, но широко используется для переводов денег из США и Европы. Например, кенийская фирма Simba Pay предоставляет посреднические услуги, осуществляя денежные пере-

воды из Франции, Германии, Ирландии, Италии. Теперь африканцы, живущие в этих странах, могут мгновенно отправить деньги домой в Африку без комиссионных.

Мониторинг этого рынка платежей позволяет отслеживать денежные потоки и служит заслоном на пути отмывания денег и финансирования терроризма. Цифровые финансовые услуги не только вносят свой вклад в развитие финансовой системы Кении, но и способствуют финансовой стабильности, поскольку уменьшают потребность в наличности, улучшая условия для проведения денежно-финансовых операций.

Инновационные технологии в интересах развития как признак нового времени

Средства мобильной связи, новые компьютерные технологии, развивающиеся в странах Восточной Африки, становятся все более значительными факторами экономического роста. Особая роль отводится ИКТ в решении задач социально-экономического развития наиболее отсталых изолированных сельскохозяйственных районов в рамках проекта «Деревни тысячелетия». Из 10 охваченных проектом стран 6 стран находятся в Восточной Африке: Руанда, Уганда, Малави, Кения, Танзания, Эфиопия. Внедрение современных приложений ИКТ поможет решить самые больные проблемы - повысить уровень продовольственной безопасности и сократить масштабы голода и недоедания, обеспечить доступ к чистой питьевой воде, охватить качественным образованием детей и молодежь в деревнях, предоставить медицинскую помощь населению, снизить уровень материнской и детской смертности.

Особая значимость разрешения насущных социально-экономических проблем возникает в аспекте повышенного риска социально-политической дестабилизации в Африке. Наибольшая концентрация стран с высокими рисками такого рода приходится на Восточную Африку. Таковыми являются Танзания, Кения, Уганда, Бурунди, Мозамбик, Малави, Эфиопия [23]. Эти риски определяются как «чрезвычайные». В Эфиопии и Бурунди дестабилизационные процессы уже происходят, прогнозируется их возможное обострение, сдерживать их становится все сложнее для властей. В Танзании, Кении и Малави повышенные риски дестабилизации прогнозируются в ближайшие 2020-е годы. Использование ИКТ в разрешении назревших социально-экономических проблем можно рассматривать как превентивную меру для предотвращения угроз социального взрыва. Выход из создавшегося положения может быть найден путем модернизации и роста производительности труда в сельском хозяйстве, создания дополнительных несельскохозяйственных отраслей, эффективного использования образованного молодого населения. ИКТ могут внести свой большой вклад в реализацию этих задач.

В Восточной Африке возникают разнообразные инновационные центры по разработке новейших технологий, которые используются для коммерческих начинаний. Уровень развития ИКТ в странах региона позволяет им войти в рынок аутсорсинга, который представляет собой новую разновидность международной торговли и означает передачу услуг в области информационных технологий и бизнеса в другие страны, где они могут быть выполнены при меньших затратах. Эта появившаяся в международном разделении труда услуга стала возможной в результате охвата все новых стран мира, в том числе развивающихся, инновациями в области информатики и телекоммуникаций. Многие развитые страны заинтересованы в такой услуге и ищут возможности снижения своих производственных затрат при помощи аутсорсинга.

В Восточной Африке в этот процесс уверенно включились Маврикий и Кения. Согласно данным компании Kearney Global Services Location в рейтинге 2014 г. Маврикий занимает 36-е место в мире по Индексу глобального размещения аутсорсинговых /Г- и BPO-услуг (/Г- and Business Process Outsourcing), опережая такие африканские страны как Сенегал (40-е место) и ЮАР (47-е место). Маврикий и Кения попали также в число

100 крупнейших мировых центров ТГ-услуг. Центр ТГ-услуг в Порт-Луи (Маврикий) занял в рейтинге этих стран 89-е место, в Найроби (Кения) - 97-е место, опередив в Африке Дурбан (ЮАР, 100-е место). В эту сотню, помимо названных, входят центры в Йоханнесбурге, Аккре, Кейптауне, Касабланке, Каире и Александрии [24].

Уганда также надеется стать участником международного рынка аутсорсинговых услуг и предпринимает для этого определенные усилия. В стране открыт центр ТеекпоБгмт, готовый предоставить ВРО-услуги иностранным компаниям. В центре организовано специальное обучение для овладения знаниями в области технологии и совершенствования английского языка. Правительство Уганды преследует цель создания новых рабочих мест для жителей Уганды и надеется, что в стране появятся и начнут свою деятельность новые подобные центры [25].

В Руанде создано несколько компаний, направленных на расширение широкополосной телекоммуникационной инфраструктуры. Студенты инженерных специальностей из Научно-технического института в Кигали организовали компанию по разработке приложений для мобильных устройств.

В Кении вновь создающиеся компании используют последние информационные технологии в самых разнообразных областях, включая образование, связь, сферу услуг, развлечения. Интернет-платформа Ushahidi дает возможность незамедлительно сигнализировать о времени и месте стихийного бедствия, отображая его на карте сайта. Позже эта технология была использована в Японии, Чили, на Гаити [1, с. 53].

Мобильные технологии начинают активно подключать к решению проблем «зеленой революции», так как они могут помочь реализовать огромный незадействованный потенциал сельского хозяйства, в котором в настоящее время наблюдается регресс. В докладе «Глобальный инновационный индекс 2017» подчеркнуто, что сейчас очень остро ощущается необходимость «умного сельского хозяйства» для стимулирования и оптимизации отрасли путем внедрения сельскохозяйственных инноваций, значительно повышающих продуктивность [10]. Сельское хозяйство Кении, являясь ключевым сектором экономики, обеспечивающим 65% экспортных доходов и 18% рабочих мест, тем не менее не получает должного финансирования информационно-технологического обслуживания. Такое же положение, впрочем, наблюдается и во всей Африке [26]. Преимущество мобильных технологий в возможности доносить нововведения до самых отдаленных уголков страны вооружает сельских предпринимателей знаниями о современных агротехнических приемах, в том числе зарубежных.

Возможность мобильных технологий быстро доставлять важную информацию в удаленные фермерские хозяйства позволяет принимать своевременные решения. В Руанде, например, запущен специальный проект е-8око, цель которого давать круглосуточную информацию о состоянии цен на основных рынках посредством Интернета и £М£-сообщений. Созданный кенийскими программистами мобильный сервис ¡Сон* предоставляет фермерам рекомендации относительно скотоводства. В Танзании с помощью мобильного сервиса Tigo КШшо (ГК) фермеры могут получать советы от агрономов, информацию об изменении погоды, времени сбора урожая, о ценах на сельскохозяйственные продукты и лучшем времени продажи урожая на рынке. Особенно активно сервисом пользуются фермеры-женщины, так как он позволяет запрашивать и читать сельскохозяйственную литературу, предоставляет новые знания, которыми можно делиться с другими. Сервис очень популярен, так как базируется на £М£-рассылке за небольшую плату. Далеко не у всех фермеров в Танзании есть свой доступ в Интернет, это редкость и считается большой роскошью, в то время как мобильная связь широко распространена и стоит недорого.

Неоценимы возможности мобильных технологических центров по оказанию медицинских услуг. В Танзании, в частности, создан мобильный сервис Ша2а21 Шре^ет,

который присылает беременным женщинам, матерям новорожденных и опекунам уведомления о запланированных осмотрах в целях создания здоровой культуры беременности и заботы о детях раннего возраста. В Малави рассылка на мобильные телефоны простых напоминаний о необходимости своевременно принять лекарство оказалась эффективной для больных с ВИЧ. В Кении и Танзании мобильные телефоны используют для регулирования в сфере распределения лекарств и медицинского оборудования: сведения, поданные в централизованную базу и сгруппированные по географическому признаку, помогают администрации своевременно восполнять нехватку лекарств и оборудования.

Цифровые технологии могут повысить подотчетность государственной власти в процессе выборов: в Кении и Мозамбике, например, мониторинг выборов с помощью мобильных устройств позволил выявить случаи мошенничества и снизить случаи проявления насилия при проведении выборов.

Важным направлением, которое получает развитие в регионе, является расширение доставки грузов беспилотными летательными аппаратами (дронами). В Кении над подобным проектом работает швейцарская компания Flying Donkey. В Руанде сооружается специальный порт для регулярных полетов дронов по проекту Red Line [1, с. 54].

Число инновационных технологических центров, высокотехнологичных парков в регионе растет, увеличивается и их разнонаправленность.

Развитие ИКТ вносит свой вклад в формирование ВВП, хотя доля его пока невелика. В Кении, например, одной из крупнейших в регионе по развитию отрасли, вклад услуг ИКТ составил в 2013 г. 3,8% (хотя это скромный показатель по сравнению c мировым, составляющим в среднем 6%). Как показывают исследования российских африканистов, в экономике Африки последних лет утверждаются две новые тенденции в формировании ВВП: «возрастание роли реального сектора экономики и ускорение развития отраслей, ориентированных не на внешний рынок, а на удовлетворение внутренних потребностей африканских стран» в отличие от доминировавших прежде экспортных отраслей. Формирование такой тенденции - это «важнейший качественный поворот в экономическом развитии континента» [27]. Представленный анализ довольно успешно развивающихся инновационных технологий в странах Восточной Африки позволяет сказать, что они, несомненно, внесут свою немалую лепту в возрастание доли реального сектора экономики в развитии стран Африки.

Источники

1. Калиниченко Л.Н. Новикова З.С. Африка на пути инновационного развития. Азия и Африка сегодня. 2017. №9 (722). с. 48-55.

2. Абрамова И.О. Поликанов Д.В. Интернет и Африка: параллельные реальности. М. Институт Африки РАН. 2001. 171 с. ISBN 5-201-04861-7.

3. Internet Usage Statistics. The Internet Big Picture. World Internet Users and 2018 Population Stats (dec. 31 2017-update). www.internetworld.com/stats.htm (дата обращения 20.02.2018)

4. Digital Revolution Needs Offline Help to Realize It. www.vsemirnyjbank.org/ru/news/ feature/2016/01/03/digital-revolution-need-offline-help-to-realize-its. (дата обращения 25.02.2018)

5. Новикова З.С. Телекоммуникации завоевывают Африку. Азия и Африка сегодня. 2015. №11 (700). с. 43-48.

6. Yes, Africa Can: Successes Stories from a Dynamic Continent. https//siteresourses.worldbank. org/AFRCAEXT/Resourses/258643-127179801256/YAS_Consolidated. (дата обращения 19.02.2018)

7. Африка через 50 лет: путь к исключительному росту. www.inf.org/externel/russian/pubs/ ft/fannd/2011/12/pdf/fd 1211r.pdf. (дата обращения 19.02.2018)

8. Фитуни Л.Л. Абрамова И.О. Большие вызовы XXI века: Африка в глобальных торговых коллаборациях. Ученые записки Института Африки РАН. 2017. № 3 (40).

9. Фитуни Л.Л. Предиктивный анализ роли демографического дивиденда в преодолении структурных дисбалансов социально-демографического развития Африки. Ученые записки Института Африки РАН. 2017. №2 (39).

10. Глобальный инновационный индекс 2017. www.wipo.int/pressroom/ru/article/_0006.html. (дата обращения 18.03.2018)

11. Global ICT Development Index 2017 ITU Data. www.itu.int/net4 (дата обращения 26.02.2018)

12. The World Economic Forum: Networked Readiness Index 2015. gt market.ru/raitings-networked-readiness-index-info. (дата обращения 15.02.2018)

13. The United Nation's E-Government Survey 2014. gtmarket.ru/raitings-e-government-survey. (дата обращения 16.02.2018)

14. The World Economic Forum: Global Competitiveness Index 2016-2017. Gtmarket, 28. 09.2016-gtmarket.ru/news/2016/09/7304(20.04.2017)?(Q). (дата обращения 17.02.2018)

15. Программа развития ООН. Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 г. gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285. (дата обращения 18.02.2018)

16. World Development Indicators 2015. 5. 11. World Development Indicators: Power and communications. The World Bank, 2015. (дата обращения 19.02.2018)

17. Africa Internet Users, 2017. www.intenetworldstats.com/stats.1htm. (дата обращения 20.02.2018)

18. Программа Smart-city по созданию умных городов на Маврикии. Mauritiusinvest.ru/ news/smart-city. (дата обращения 22.02.2018)

19. Kenya's Konza Technological City Vision 2030. https://www.tecnology.com/2014/07/kenya-konza-technological-city-vision.html. (дата обращения 25.02.2018)

20. История платежной системы M-Pesa. www.coinside.ru/2014/05/08-istorija-platezhnoj-sistemi-m-pesa. (дата обращения 28.02.2018)

21. Долженков A. Африканская платежная звезда. Эксперт. 2017. № 15. 10-16 апреля.

22. Электронная регистрация спасает жизни. www.who.int/features/africaworking/Kenya/overwiew.ru. (дата обращения 01.03.2018)

23. Зинькина Ю. Коротаев А. Шульгин С. Риски социально-политической дестабилизации стран Тропической Африки. polit.ru/article/2017/05/07/Africa. (дата обращения 03.03.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Цветкова Н.Н. Развитие аутсорсинга IT-услуг и бизнес-процессов в Гане. Гана: 60 лет независимости. М. ИАфр. РАН. 2017. с. 187-190. ISBN 978-5-91298-204-0.

25. Uganda Hopes to Become a Market for Outsorcing. poliglotmobile/ru/listening/technology/ learning_english-tv-part1/Uganda-hopes-to-become-market-outsorcing. (дата обращения 02.03/2018)

26. Фитуни Л.Л. Место Африки в посткризисной мировой экономике. Азия и Африка сегодня. 2011. №1. с. 187-190.

27. Фитуни Л.Л. Африка: ресурсные войны ХХ1 века. М. ИАфр РАН. 2012. с. 84-85. ISBN 978-5-91298-4.

MOBILE TECHNOLOGIES IN EAST AFRICA: NEW OPPORTUNITIES

FOR ECONOMIC GROWTH

© 2018 Zinaida Novikova

NOVIKOVA Zinaida S., PhD (Economics), Senior Research. Institute for African studies, Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka, Moscow, 123001, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract: The article analyses the information and telecommunication technologies (ICT) in East Africa countries as a technological platform which carries great potential in its social and economic development. The region has experienced a boom in mobile phone use. The author underlines that a mobile phone nowadays is more than a way of communications but a way of life for Africans: many people lack access to electricity and running water but have mobile phones. Over time the mobile phone has became a technological platform that allowes to develop services. The author provides an analysis of mobile technologies transforming economy and fostering development in East Africa countries.

The study reveals that despite the progress there is a huge gap in the development of East Africa ICT infrastructure compared to the rest world. Also there is a deep digital divide between the countries in the region. There are sharp contrasts between the ICT wage in towns and rural areas. Mauritius, Seychelles and Kenya are among the most dynamic in ICT development in East Africa. Mauritius has long been a pioneer in the telecom sector. It was the first in the region to provide a 3G service, the first in the world to develop wireless broadband network. The author focuses attention on great mobile technologies impact in business. The Smart Cities project in Mauritius stimulates innovative scientific and technological activities. The government has set a package of attractive fiscal incentives to investors for the development of «smart cities» across the island.

The article underlines an increasing mobile technologies penetration into rural areas. They lead to cause significant benefits for rural households as they provide villages and farms with access to information, education and improve access to healthcare. They are used used to spread information about farming, to lower marketing costs and to boost profit. The author the concluds that ICT and mobile networks introduction have the potential to influence economic and human development in remote and isolated villages and farms in rural Tropical Africa with its extreme poverty, heavy burden of infection diseases and insufficient infrastructure in water, roads and power.

The article shows that the mobile money service is transforming Africa. This service is authentically African technological revolution. Service M-Pesa created in Kenya continues to expand into other countries and beyond the continent. Mobile payments in East Africa has become the form of payment. About 100 millions people in the world use mobile money: 40 millions of them are in Africa and 26 millions in Kenya.

The author stresses the huge mobile technologies impact on the real sector of the Africa countries economy.

Keywords: digital divide, mobile phone, payment system, innovation centres

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-43-2-111-125

Referencies

Abramova I.O. Polikanov D.V. Internet i Afrika: parallelniye realnosti. (Internet and Africa: Parallel Realities) Moscow. Institut Afriki RAN. 2001. 171 p. ISBN 5-201-04861-7.

Afrika cherez 50 let: put' k vseob'emleshemu rostu (Africa in 50 Years: the Way to Inclusive Growth). www.inf.org/externel/russian/pubs/ft/fannd/2011/12/pdf/fd1211r/pdf (accessed 19.02.2018)

Africa Internet Users. 2017. www.internetworldstats.com/stats.1htm (accessed 20.02 2018)

Digital Revolution Needs Offline Help to Realize It. www.vsemirnijbank.org/ru/news/feature/ 2016/01/03/digital-revolution-needs-offline-help-to-realize-it (accessed 25.02.2018)

Dolzhenkov A. Afrikanskaya platezhnaya zvezda (African payment star). Expert. 2017. № 15. Fituni L.L. Abramova I.O. Bol'shie vyzovy XXI veka: Afrika v global'nykh torgoyikh kollaboratsiyakh. (Grand Challenges of the XXI Century: Africa in global Trade Collaborations). Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN, 2017. № 2 (39).

Fituni L.L. Africa: Resursnye voyny XXI veka (Africa: Resource Wars of XXI Century). Moscow. Institut Afriki RAN. 2012. pp.84-85.

Fituni L.L. Mesto Afriki v postkrizisnoy mirovoy ekonomike (Africa's place in postcrisis world economic). Aziya i Afrika segodnya. 2011. № 1, pp.15-20.

Fituni L.L. Abramova I.O. Prediktivniy analiz roli demographicheskogo dividenda v preodolenii strukturnykh disbalansov sotsial'no-demographicheskogo razvitiya Afriki. (Predictive Analysis of the Role of Demographic Dividend in Overcoming Structural Imbalances of the Socio-Economic Development in Africa (2015-2060)). Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN. 2017. № 2(39). Global ICT Development Index 2017 ITU Data. www.itu.int/net4 (accessed 26.02.2018) Globalniy innovatsionniy indeks 2017 (Global Innovation Index 2017). www.wipo.int/pressroom/ ru/article/0006.html (accessed 18.03.2018)

Internet Usage Statistics. The Internet Big Picture. World Internet Users and 2018 Population Stats (dec. 31 2017-update). www.internetworld.com/stats.htm (accessed 20.02.2018)

Istoriya platezhnoy sistemy M-Pesa (History of the Payment System M-Pesa). www.coinside.ru/2014/05/08-istorija-platezhnoj-sistemi-m-pesa (accessed 28.02 2018)

Kalinichenko L.N. Novikova Z.S. Afrika na puti innovatsionnogo razvitiya. (Africa on the Way to Innovation Development). Aziya i Afrika segodnya. 2017. № 9 (722). pp. 48-55.

Kenya: elektronnaya registratsiya spasaet zhizni (Kenya: e-registration saves lives). www.who.in/features/africaworking/Kenya/overview/ru (accessed 01.03.2018)

Kenya's Konza Technoligical City Vision 2030. https://technologysage.com/2014/07/kenya-konza-technoligical-city-vision.html. (accessed 25.02.2018)

Novikova Z.S. Telekommunikatsii zavoevivayut Afriku. (Telecommunication Are Conquering Africa). Aziya I Afrika segodnya. 2015. № 11 (700). pp. 43-48.

Programma razvitiya OON. Index chelovecheskogo razvitiya v stranakh mira v 2015 godu (UN Program of Development: Index of Human Development in the World Countries in 2015 Year). gtmarket.ru/news/2016/09/30/7246 (accessed at 18.02.2018)

Programma Smart-City po sozdaniyu umnikh gorodov na Mavrikii (The Smart-City Program for the Creation of Smart Cities in Mauritius). Mauritius .ru/news/mauritius58/html (accessed 22.02 2018) The United Nations E-Government Survey 2014. gtmarket.ru/raitings/e-government-survey (accessed 16.02.2018)

The World Economic Forum: Global Competitiveness Index 2016-2017. Gtmarket,28.09.2016-gtmarket.ru/news2016/09/7304(20.04.2017)?(Q) (accessed 17.02.2018)

The World Economic Forum: Networked Readiness Index 2015. gtmarket.ru/raitings/networked-readiness-index/networked readiness-index-info/30/10/2018 (accessed 15.02.2018)

Tsvetkova N.N. Razviniye autsorsinga IT-uslug i biznes-protsessov v Gane (IT- and Business Processes Ousourcing Development in Ghana). Gana: 60 let nezavisimosti (Ghana: 60 Years of Independence). Moscow. Institut Afriki RAN. 2017. pp.187-190.

Uganda Hopes to Become a Market for Outsorcing. poliglotmobile.ru/listenibg/technology/ learning_english-tv-part1/Uganda-hopes-to-become-market-outsorcing (accessed 02.03.2018)

Zin'kina U. Korotaev A. Shul'gin S. Riski sotsial'no-politicheskoy destabilizatsii stran Tropicheskoy Afriki (Social-Political Destabilization Risks for Tropical Africa Countries). polit.ru/article/2017/05/07/Africa) (accessed 03.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.