ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
издательство
Креативная экономика
мобильные технологии как инновации в системах корпоративного электронного обучения
Шиков А.Н.1, Баканова А.1, Логинов К.В.1, Окулов С.А.1, Чунаев А.В. 1
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Статья посвящена анализу возможностей использования мобильных технологий в системах корпоративного электронного обучения. Рассмотрены преимущества мобильных приложений, перспективы, которые раскрывают мобильные устройства для получения новых знаний и стратегического развития компаний как инновационного процесса. Отдельный акцент сделан на практических примерах и проблемах, связанных с их применением.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мобильное обучение, инновации, информационно-коммуникационные технологии, мобильные технологии,корпоративное электронное обучение.
Mobile technologies as innovation in corporate e-learning
ShikovA.N.1, Bakanova A.1, LoginovK.V.1, OkulovS.A.1, ChunaevA.V. 1
1 ITMO University, Russia
Введение
Большинство компаний относят подготовку и повышение квалификации персонала к стратегическим направлениям развития. Роль человеческого капитала как одной из составляющих конкурентного потенциала предприятия особенно возрастает в современных жестких условиях обострения конкурентной борьбы в связи, с одной стороны, с ограниченностью доступа к финансовым ресурсам, вследствие перманентной турбулентности в мировом экономическом пространстве, а с другой - с процессом интеграции экономических систем в международный хозяйственный комплекс [5] (ЫаЫуЪаеу, 2017). Возникает настоятельная необходимость создания условий для профессионального и личностного роста, развития необходимых компетенций с целью эффективного использования каждого сотрудника компании. Очное обучение в рабочее время уходит в прошлое. Все больше организаций переходят на электронное обучение с применением мобильных технологий. Это позволяет организовать обучение и повышение квалифика-
ции в удобное для сотрудников время и место (вечером, в общественном транспорте, в выходные дни на даче и т.п.).
Проблемы подготовки и обучения кадров
Изменения, происходящие сегодня во многих сферах современной жизни, сместили акценты в вопросах профессионального развития персонала с государственного уровня на внутрифирменный. Успешной сегодня считается организация (фирма, компания), которая способна самостоятельно учиться [4] (Zobkova, 2017). «В основу концепции «обучающейся организации» положен следующий тезис: подобно человеку, организационные системы открытого типа способны к обучению, мышлению, формированию интеллектуального потенциала. Как и люди, открытые организационные системы способны приспосабливаться к изменениям внешней среды, прибегая к использованию механизмов обратной связи. Организации способны учиться на собственном опыте, осуществляя мыслительный процесс, воспринимая окружающую реальность, интерпретируя ее и принимая на этой основе необходимые решения» [7] (Rotanova, 2014).
Большинство предпринимателей (73% участвовавших в исследованиях компаний) осознают, что гораздо выгоднее учить своих сотрудников внутри компании, создавая собственные внутрикорпоративные системы обучения, т.к. в них заложена специфика каждой конкретной организации [8] (Shikov, Shilova, Chunaev, 2017). Но есть организации, которые не хотят тратить силы и средства на подготовку персонала, а сразу нанимают сотрудников с имеемыми компетенциями и опытом работы, даже приглашая специалистов из конкурирующих компаний. По данным наших исследований, таких фирм не более 9%. Остальные компании не имеют внятной стратегии и кадровые
ABSTRACT:_
The article is devoted to the analysis of the possibilities of using mobile technologies in corporate e-learning systems. The advantages of mobile applications, perspectives that reveal mobile devices in acquiring new knowledge and strategic development of the company as an innovative process. Specific emphasis is placed on practical examples and issues associated with their use.
KEYWORDS: mobile training (M-learning), innovations, information and communication technologies, mobile technologies, corporate e-learning.
JEL Classification: i20, i29, 031, 032 Received: 03.05.2018 / Published: 30.06.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shikov A.N. ([email protected] )
CITATION:_
Shikov A.N., Bakanova A., Loginov K.V., Okulov S.A., Chunaev A.V. (2018) Mobilnye tekhnologii kak innovatsii v sistemakh korporativnogo elektronnogo obucheniya [Mobile technologies as innovation in corporate e-learning]. Ekonomika truda. 5. (2). - 351-360. doi: 10.18334/et.5.2.39096
вопросы решают в зависимости от сложившейся ситуации. Они не всегда могут собственными силами организовать обучение и подготовку кадров, но регулярно отправляют на курсы по налогообложению и бухучету, охране труда и экологии. Остальной персонал нередко сам решает, нужно ли ему учиться, когда и чему, без системной основы и потребности самой организации.
В связи с широким использованием информационно-коммуникационных технологий обучения актуализируется вопрос создания соответствующей инновационной структуры фирмы, которая бы системно охватывала и координировала все виды корпоративного обучения. Особую актуальность в современных компаниях в связи с ограниченностью времени и занятостью работающих специалистов приобретает мобильное обучение ^-^гш^), которое позволяет им без отрыва от производства с использованием небольших, непрогнозируемых во времени и пространстве промежутков учебной деятельности приобретать новые знания и повышать свою квалификацию.
Однако, несмотря на повышенное внимание к данным проблемам, они требуют детальной проработки по причине динамичного развития персонала и компании в целом в современных условиях, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Процесс создания и внедрения мобильных технологий в системы корпоративного обучения является по значимости и результатам инновационным. Он дает возможность предприятиям быстро, эффективно и с минимальными затратами организовать процесс обучения и повышения квалификации сотрудников. При этом обеспечивается высокая мотивация и заинтересованность персонала, которая реализуется в индивидуальных траекториях обучения и приобретении тех компетенций, которых нет у обучаемых.
Проблемы, связанные с формированием и развитием корпоративного обучения, исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, среди них: М. Безлепкина,
ОБ АВТОРАХ:_
Шиков Алексей Николаевич, доцент кафедры компьютерных образовательных технологий, кандидат технических наук, доцент (shik-off0mai1.ru )
Баканова Анна, аспирант кафедры компьютерных образовательных технологий (Ьакапоуа55аппа0 gmai1.com)
Логинов Константин Викторович, аспирант кафедры компьютерных образовательных технологий (dis1er01ist.ru )
Окулов Сергей Александрович, аспирант кафедры компьютерных образовательных технологий ^о. оки1оу0дтаК.сот )
Чунаев Антон Владимирович, аспирант кафедры интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере (тнхдтЬ0дтаЦ.сот)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Шиков А.Н., Баканова А., Логинов К.В., Окулов С.А., Чунаев А.В. Мобильные технологии как инновации в системах корпоративного электронного обучения // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 351-360. doi: 10.18334М.5.2.39096
А. Гришнова, А. Голишенкова, М. Козак, А. Печников, В. Савченко, А. Харчишина, И. Урусова, Д. Артюшкин, К. Вилера, Л. Денсфорд, Д. Киркпатрик, К. Камерон, Р. Куинн, С. Тодд и др.
Проблемы использования мобильных информационно-коммуникационных технологий в образовании исследовали: Д. Абернати, Е. Вагнер, Г. Веттер, Т. Георгиев, Дж. Еттевелл, А. Жуков, А. Кей, Д. Киган, С. Кувшинов, В. Куклев, А. Кукульська-Хульме, Е. Михалкина, Дж. Паско.
«Сегодня далеко не все отечественные компании уделяют достаточное внимание проблеме повышения конкурентоспособности персонала. Существующая ситуация связана с отсутствием у руководящего звена организаций понимания важности вложения сил и ресурсов в процессы создания, сохранения, качественного преобразования и использования корпоративных знаний, их влияния на текущую деятельность компании и перспективы ее развития» [3] (Zelinskaya, Adetunzhi, 2017).
С 2002 года проводится целый ряд международных научных конференций, на которых обсуждаются технологии мобильных образовательных ресурсов, среди них: Международная конференция по мобильному обучению Mobile Learning (mlearning-conf.org), Международная конференция MLearnCon (Elearningguild.com) и другие. На этих мероприятиях идет постоянный процесс совершенствования применения мобильных технологий в системах электронного обучения, а также действенный обмен опытом.
Большинство проводимых исследований касаются организационно-экономических отношений. В контексте педагогических инноваций проблемы внутрифирменной подготовки требуют особого внимания и тщательного исследования. Цель создания эффективной системы обучения персонала компании, начиная от рядового работника и до топ-менеджера, которая позволит обеспечить эффективную подготовку персонала, будет способствовать достижению основной цели компании.
Применение мобильных технологий в системах корпоративного обучения
Актуальность исследований возможностей использования современных мобильных технологий в системах корпоративного электронного обучения, анализе особенностей и принципов их использования, выявлении преимуществ и проблем внедрения является обоснованной и первостепенной в настоящих условиях.
Термин «мобильное обучение» (mobilelearning, M-learning) относится к использованию мобильных и портативных IT-устройств, в частности, карманных компьютеров PDA (PersonalDigitalAssistants), мобильных телефонов, ноутбуков и планшетных ПК в учебном процессе [6] (Matiashvili, Svyatov, Scherbakova, 2017).
Так, компания Bersin&Associates, которая занимается исследовательской и консалтинговой деятельностью в сфере услуг связи, в своих публикациях утверждает, что M-learning сегодня становится основным видом образования в бизнесе. Основная
причина - удобство для пользователей. По мнению генерального директора и президента Bersin&Associates Джоша Берсини, «мобильное обучение - это начало новой эры беспрецедентной скорости, гибкости и достижений, которые способны предоставлять работникам ключевые знания и навыки именно тогда, когда им это необходимо» [1] (Bova, Leschanov, 2017).
Исследователи M-learning раскрывают такие возможности мобильных устройств для обучения [2] (Golitsyna, 2017):
1. Голосовое сопровождение. Эта технология может быть использована для изучения иностранных языков, отработки умений ораторства, прослушивания литературы и тому подобное.
2. SMS-сообщения. SMS могут быть использованы на этапах быстрой поддержки в форме консультирования, мониторинга процесса обучения. Примером являются инновационные ролевые игры, основанные на применении SMS-уведомлений для удаленных участников.
3. Графические и видеоиллюстрации. Наибольшие преимущества эти средства оказывают путем мультимедийного сопровождения обучения, когда графический материал обеспечивает иллюстрацию текстовых сообщений, алгоритмов и способов деятельности.
4. Загрузочные программы. Достаточный объем памяти обеспечивает возможность загрузки и установки программ, с помощью которых создается новое учебное пространство.
5. Браузеры мобильного интернета со встроенными в них техническими средствами, которые используют 3G или GPRS-связь для увеличения сети получаемых данных.
В качестве наглядного практического примера успешного использования мобильных технологий в корпоративном обучении можно использовать опыт CorporationGifttrade LTD, которая занимается торговлей одеждой и обувью по всему миру и имеет собственный корпоративный университет.
На сегодняшний день в систему корпоративного электронного обучения компании встроены такие мобильные технологии обучения:
• платформа MobileELDIT - мобильная система поддержки обучения, разработанная в Италии с целью поддержки процесса обучения языкам (MobileELDIT состоит из словаря, набора текстов и тестовых заданий);
• платформа Мobl21, которую используют как преподаватели для создания учебных материалов, так и обучающиеся сотрудники для создания конспектов занятий (Mobl21 позволяет быстро и эффективно конструировать учебные материалы в виде мультимедийных учебных пособий; работники компании могут получить доступ к материалам в удобное для них время и в любом месте, а также просматривать материал в удобном для них темпе; преподаватель может управлять содержанием и пользователями системы для поддержки обучения);
• подкасты - последовательность эпизодов, публикуемых на одном ресурсе с возможностью подписки. Технологическая основа подкастинга - это формат RSS со специфическим элементом «вложения», который показывает подключаемый медиа-файл (документ, видео- или аудиофайл). Используя подкасты, компания получает способ оценить потребности своих работников и свои возможности, уточнить, какая часть контента подходит для мобильного обучения, без трансформаций и адаптации, и собрать соответствующую статистику, а на ее основании сделать выводы о путях дальнейшего развития.
Рассматривая М-learning в системах корпоративного электронного обучения, обратим внимание и на имеющиеся недостатки этой технологии и проблемы:
• ограничены функциональные возможности для хранения данных на мобильных телефонах и планшетах;
• не все смартфоны и планшеты имеют возможность поддерживать полный функционал системы корпоративного обучения;
• небольшие размеры мобильных экранов смартфонов и планшетов ограничивают возможности представления учебного контента по типу и виду;
• не все сотрудники компаний пользуются смартфонами и планшетами.
Кроме того, при внедрении мобильных технологий обучения в корпоративных
сетях существуют определенные трудности, связанные с возрастом обучаемых, речь идет о сотрудниках старше 50 лет, а именно:
• сложно убедить их поменять те мобильные устройства, которыми они уже пользуются. Маловероятно, что для учебных целей сотрудник заведет второе мобильное устройство или откажется от привычного;
• у возрастных сотрудников уже существуют устоявшиеся сценарии использования мобильных устройств. Например: утром по дороге на работу проверка новостей в аудиоформате - если за рулем, или чтение с экрана - если человек пользуется общественным транспортом. Эти сценарии продиктованы образом жизни и под них следует индивидуально адаптировать учебный процесс;
• привычные программные конфигурации. Если для получения информации конкретный обучаемый использует программу чтения электронных книг, то и учебную информацию он предпочтет получать с использованием той же программы в соответствующем формате.
Если же обучаемый предпочитает просматривать видео, то учебные материалы целесообразно подавать в формате, совместимом с привычным видеоплеером.
В рамках проведенных исследований разработан оптимальный функциональный состав мобильного приложения для организации корпоративной системы электронного обучения:
1. Индивидуальный профиль сотрудника:
а. Календарь обучений:
i. список необходимых для посещения учебных мероприятий (интеграция с Outlook и GOOGLE-календарём).
b. Индивидуальная траектория развития:
г. начальный профиль сотрудника после прохождения испытательного срока;
п. текущий профиль сотрудника;
Ш. варианты дальнейшего развития сотрудника;
гу. мониторинг личной успеваемости;
v. рейтинг и набор достижений.
c. Перечень ключевых знаний, умений, навыков (ЗУН): г. оценка ключевых ЗУН со стороны коллег;
п. самого сотрудника.
2. Каталог компетенций:
a. Тематический рубрикатор компетенций (например): г. управление продуктами;
п. тестирование; Ш. разработка; Гу. внедрение; V. продажи;
уг. техническая поддержка; уп. и т.д.
b. Компетентностные наборы должностей сотрудников (например): г. менеджер продукта;
п. системный администратор;
Ш. менеджер по продажам;
Гу. специалист технической поддержки;
V. бухгалтер;
уг. и т. д.
c. Компетентностные наборы ролей сотрудников (например): г. наставник;
п. организатор корпоративных мероприятий; Ш. менеджер компонента; Гу. спикер на мероприятиях; у. и т. д.
3. Подсистема отслеживания результатов обучения сотрудников:
a. Модуль мониторинга выполнения индивидуальных планов: г. скорость освоения;
п. регулярность обучения; Ш. текущий уровень освоения материала.
b. Модуль фиксации посещений регулярных обучений: г. фиксация задаваемых вопросов;
п. и др.
4. Подсистема формирования траекторий обучения:
a. Формирование нескольких типов учебных блоков траектории: г. индивидуальное изучение теоретического материала;
п. выполнение тестового задания;
Ш. выполнение практического задания и его проверка экспертом;
гу. планирование личной встречи и сдача зачёта преподавателю;
v. групповая работа с первоначальным распределением ролей;
уг. парная работа с другим участником обучения;
уп. коучинг;
уШ. участие в тренингах.
гх. и др.
b. Составление индивидуальной учебной траектории:
г. выбор доступных сотруднику целевых компетенций, соотнесение их с необходимым набором учебных блоков требуемых типов; п. составление индивидуальной траектории обучения и планирование календарных мероприятий.
c. Периодический пересмотр индивидуальных траекторий сотрудников для коррекции.
а. Планирование регулярного обучения сотрудников.
5. Подсистема коммуникации с преподавателями и другими участниками обучения.
a. личные и групповые чаты;
b. новостная лента;
c. вебинары; а. и др.
6. Система управления знаниями:
a. хранение и предоставление знаний;
b. формирование учебных курсов на основании размещённых в ней материалов.
c. и др.
Наиболее перспективным и востребованным становится применение открытых онлайн курсов, которые учитывают специфику и особенности каждого предприятия и базируются на корпоративных базах знаний. Именно они лучше всего реализуются средствами мобильного обучения.
Заключение
Таким образом, можно делать следующие выводы:
1. Обучение персонала в рамках корпоративной электронной системы с использованием мобильных технологий - это один из наиболее перспективных, доступных и эффективных видов бизнес-образования, который по сути, результатам и значе-
нию является инновационным. Важным его преимуществом является возможность обучения всего коллектива в удобное для персонала время, что позволяет сэкономить время, деньги для достижения необходимого прогресса в обучении и проверки его эффективности.
2. Компаниям важно на постоянной основе заниматься подготовкой и повышением квалификации своего персонала. Работа эта должна проводиться на глубоком анализе имеемых у сотрудников компетенций и выделению тех знаний, умений и навыков, которых им не хватает для эффективной деятельности в интересах предприятия. Исходя из этих данных и формируются индивидуальные образовательные траектории, которые могут полностью или частично реализовываться посредством мобильных технологий электронного обучения.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бова В.В., Лещанов Д.В. Подсистема корпоративного обучения: технологии и сред-
ства построения // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2017. - № 1(129). - с. 76-100.
2. Голицына И.Н. Мобильное обучение как информационная образовательная техно-
логия // Школьные технологии. - 2017. - № 2. - с. 39-44.
3. Зелинская М.В., Адетунжи А.М. Повышение конкурентоспособности организа-
ции на основе управления персоналом (по материалам ПАО «Сбербанк России»). Научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ povyshenie-konkurentosposobnosti-organizatsii-na-osnove-upravleniya-personalom-po-materialam-pao-sberbank-rossii ( дата обращения: 03.05.2018 ).
4. Зобкова Л.Д. Корпоративное обучение в условиях непрерывного образования //
Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 1. - с. 351-355.
5. Малдыбаев А.Б. К вопросу о человеческом капитале как главном факторе общест-
венного развития страны // Интернаука. - 2017. - № 7-2(11). - с. 39-45.
6. Матиашвили В.М., Святов В.В., Щербакова О.Н. Корпоративное обучение как фак-
тор создания ценности // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1(79-1). - с. 698-701.
7. Ротанова М.Б. Тенденции корпоративного обучения в контексте образовательных
парадигм. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-korporativnogo-obucheniya-v-kontekste-obrazovatelnyh-paradigm ( дата обращения: 03.05.2018 ).
8. Шиков А.Н., Шилова И.В., Чунаев А.В. Применение индивидуальных образователь-
ных траекторий в системах корпоративного обучения на примере ГК «СКАУТ» // Научный журнал. - 2017. - № 2. - с. 14-19.
REFERENCES:
Bova V.V., Leschanov D.V. (2017). Podsistema korporativnogo obucheniya: tekhnologii i sredstva postroeniya[The subsystem of corporate learning: technology and build tools]. Informatika, vychislitelnaya tekhnika i inzhenernoe obrazovanie. (1(129)). 76-100. (in Russian).
Golitsyna I.N. (2017). Mobilnoe obuchenie kak informatsionnaya obrazovatelnaya tekhnologiya [Mobile learning as an information educational technology]. Shkolnye tekhnologii. (2). 39-44. (in Russian).
Maldybaev A.B. (2017). K voprosu o chelovecheskom kapitale kak glavnom faktore obschestvennogo razvitiya strany [On the issue of human capital as the main factor of social development of the country]. Inter-Science (Inter nauka). (7-2(11)). 39-45. (in Russian).
Matiashvili V.M., Svyatov V.V., Scherbakova O.N. (2017). Korporativnoe obuchenie kak faktor sozdaniya tsennosti [Corporate trainig and development as the value creation factor]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-1(79-1)). 698-701. (in Russian).
Shikov A.N., Shilova I.V., Chunaev A.V. (2017). Primenenie individualnyh obrazovatelnyh traektoriy v sistemakh korporativnogo obucheniya na primere GK «SKAUT» [Application of individual educational trajectories in corporate training systems on the example of "Scout group"]. Science Magazine. (2). 14-19. (in Russian).
Zobkova L.D. (2017). Korporativnoe obuchenie v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Corporate training in the conditions of continuous education]. Social and humanitarian knowledge (Sotsial\'no-gumanitarnyye znaniya). (1). 351-355. (in Russian).