УДК 378.147
йО! 10.23951/2307-6127-2019-1-122-129
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
А. М. Григоренко
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для организации эффективной учебной деятельности и формирования навыков самостоятельной работы в вузе в процессе обучения иностранному языку. Анализируются возможности использования такого вида ИКТ, как мобильные приложения. В процессе педагогического эксперимента апробируется процесс обучения студентов грамматике иностранного языка с использованием мобильных приложений в процессе самостоятельной работы в аудитории и в рамках домашней работы. Было установлено, что для повышения уровня мотивации обучающегося необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы влиять не только на умственную деятельность, но и на систему личного отношения к изучаемому языку. Приведены теоретические и практические обоснования того, что использование в процессе обучения инновационных технологий, таких как ИКТ, позволяет студентам развивать различные навыки, такие как способность организовывать и самостоятельно планировать процесс изучения языка, оценивать свою учебную деятельность, корректировать ее, уделяя особое внимание ожидаемому результату обучения. В результате описанного эксперимента были подтверждены преимущества использования мобильных приложений в самостоятельной работе студентов университетов в процессе изучения грамматики иностранного языка.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение иностранному языку, самостоятельная работа, мобильное приложение.
Сегодня необходимо создавать условия для наиболее полного развития способностей обучающихся. Учитывая особенности современных студентов, практически постоянно погруженных в интернет-пространство, необходимо рассматривать влияние Интернета и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целом на сознание и развитие обучающихся. Виртуальное информационное пространство - это незаменимый образовательный ресурс. Данное исследование направлено на поиск эффективных путей использования ИКТ в процессе обучения, так как это открывает широкие возможности для организации самостоятельной работы и самостоятельного развития обучающегося.
Главной задачей российской образовательной политики на сегодняшний день является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его соответствия актуальным и перспективным потребностям общества, государства и личности [1]. Это значит, что необходимо искать пути решения проблемы внедрения инновационных технологий в процесс обучения.
Одной из составляющих инновационных образовательных технологий является современное содержание, передаваемое обучающимся, предполагающее не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, соответствующих современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Это содержание
должно быть хорошо структурировано и представлено в виде мультимедийных учебных материалов, передаваемых с помощью современных коммуникационных технологий.
Использование в обучении таких инновационных технологий, как ИКТ, позволяет сформировать у обучающихся различные умения: самостоятельно организовывать, планировать и оценивать свою учебную деятельность, корректировать ее, ориентируясь на предполагаемый итоговый результат. Обучающиеся учатся самостоятельно принимать решения, делая осознанный выбор. У них формируются навыки работы в информационном пространстве, осуществления поиска и анализа информации, представления результатов с использованием различных современных ИКТ. Таким образом, происходит формирование целого спектра необходимых компетенций [2].
Многие отечественные специалисты в области использования современных ИКТ в процессе обучения полагают, что в современной системе образования существует тенденция при обнаружении потребности в качественно новых, современных учебно-методических средствах и методах отдавать предпочтение компьютерным обучающим системам. Можно допускать, что по мере развития информационных и информационно-коммуникационных технологий и совершенствования образовательной сферы компьютерные обучающие системы будут составлять базу учебно-методического обеспечения.
Следует рассмотреть такой вид современных ИКТ, как мобильные приложения. В современном обществе все большее количество людей пользуются разнообразными возможностями мобильных устройств. Это обусловлено тем, что данные устройства очень удобны в использовании: они имеют сравнительно небольшой размер и являются многофункциональными. Для многих пользователей мобильные телефоны и смартфоны заменили персональный компьютер [3]. Кроме того, смартфон - это инструмент доступа к информации и различным учебным ресурсам через Интернет. Стоит отметить, что помимо образовательных и познавательных мотивов использования мобильных телефонов у обучающихся нередко преобладают развлекательные мотивы их использования. Мобильные устройства и мобильные приложения на данный момент не заняли свою нишу в области решения образовательных задач. Однако различные методы обучения ИЯ с использованием интерактивных (в том числе и мобильных) технологий применяются на занятиях в вузе. Они имеют ряд преимуществ:
- высокая информативность;
- наглядность;
- интенсивность обучения;
- стимулирование активности обучающихся.
Разработка приложений, предназначенных для совершенствования процесса обучения, имеет большую актуальность. В 2014 г. компания Google разработала приложение Classroom. Оно представляет собой систему управления процессом образования. Данная система обеспечивает возможность создания заданий, а также оценивания их выполнения обучающимися без использования бумажных носителей. Описанное приложение обладает функционалом, предназначенным не только для получения знаний и оценки, но и для общения преподавателей и обучающихся онлайн из любой точки мира в любое время и с любого мобильного устройства. Данное приложение было разработано для использования в рамках школьного обучения, однако перспективы его применения в высших учебных заведениях несомненны [4, с. 30].
Компьютеризация сформулировала новые высокие требования к внутренним механизмам ответственности за активацию познавательной деятельности и саморегулирования обучения самих студентов [5, с. 50]. Обучение ИЯ с использованием смартфонов - это
доступный и вызывающий интерес у студентов способ развития иноязычных навыков и умений, приобретающий широкое распространение в современной методике преподавания. Одним из преимуществ использования мобильных приложений в процессе обучения ИЯ является возможность осуществлять непрерывное обучение. Эта возможность создается за счет того, что мобильное устройство всегда доступно для использования, следовательно, есть возможность без затруднений в любое удобное для обучающегося время продолжить курс обучения [6, с. 175].
К отдельным преимуществам использования мобильных приложений в процессе самостоятельной работы студентов в рамках обучения ИЯ можно отнести их мультимедийность и гипертекстуальность. Например, гиперссылки в мобильных приложениях приводят обучающегося к ресурсу с необходимой информацией гораздо быстрее, нежели поиск вручную в бумажных носителях, таких как словари. Этот факт свидетельствует о том, что использование мобильных приложений в самостоятельной работе способствует увеличению интенсивности обучения ИЯ [6, с. 176].
Еще одним преимуществом использования мобильных приложений в процессе обучения является «самообразование и непрерывное повышение образовательного и культурного уровня обучающихся». В современных условиях важная роль в образовании отводится проблемам формирования потребности непрерывного образования у студентов, а также разработки технологий самообучения, основанных на ИКТ. В связи с этим преподавателю необходимо научить студентов работать в новой коммуникационной среде [7, с. 76].
По мнению Ю.В. Еремина, основной отличительной чертой обучения с использованием мобильных технологий, в том числе и мобильных приложений, является «его ориентация на активную и сознательную самостоятельную работу» [8, с. 159].
Перечислим некоторые функции обучения с использованием мобильных технологий:
- мотивационная функция: использование мобильных приложений в процессе обучения ИЯ способствует психологической разрядке, а также активизации учебно-познавательной деятельности;
- обучающая функция: удобный доступ к учебным материалам;
- развивающая функция: развитие навыков самостоятельной работы с учебными материалами, а также развитие информационной компетенции студента;
- воспитательная функция: индивидуализация самостоятельной работы оказывает положительное влияние на личностные характеристики обучающихся, «развивая в них трудолюбие, эмоционально-волевую сферу и навыки саморефлексии» [8, с. 161-121].
Исследователи в области педагогики выделяют различные преимущества использования мобильных приложений в процессе обучения. Для многих пользователей мобильные телефоны и смартфоны заменили персональный компьютер [9]. Например, А. А. Прасолова выделяет следующие преимущества использования мобильных технологий в образовательном процессе:
- непривязанность обучающегося к определенному местоположению (студент всегда находится в процессе непрерывного обучения);
- предоставление обучающимся возможности общения как друг с другом, так и с преподавателем, задавать необходимые вопросы, касающиеся предмета изучения;
- возможность дистанционного обучения для людей, не имеющих возможности присутствовать лично на занятиях;
- мобильные телефоны (а также смартфоны, планшеты и т. д.) компактны, следовательно, более удобны для студентов;
- наглядность учебного материала; привлекательность для обучающихся (реализуемая в повышении уровня мотивации студентов);
- легкодоступность (при условии наличия в университете беспроводных сетей, например, Wi-Fi).
Помимо достоинств, существуют и некоторые недостатки использования мобильных технологий в процессе обучения. К ним можно отнести зависимость от заряда батареи и памяти мобильного устройства, ограниченность навыков, которые можно развивать с помощью приложений, отвлечение внимания студентов от процесса обучения, доступность ряда приложений (бесплатный доступ) и т. д. [4, с. 29].
В рамках исследования был проведен эксперимент. Цель эксперимента - проверить технологию изучения грамматики английского языка с помощью мобильных приложений в соответствии с разработанной моделью (рисунок). На первом этапе эксперимента проводилось анкетирование с целью выявления мнений и потребностей обучающихся как объектов педагогической деятельности. Данные, полученные в результате анкетирования обучающихся, были использованы в качестве обоснования постановки гипотезы. В анкетировании приняли участие 89 обучающихся Новосибирского государственного технического университета. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что современные студенты не только видят для себя пользу в применении мобильных приложений в процессе обучения, но и готовы к сотрудничеству и взаимодействию с преподавателем для достижения целей обучения.
В данном исследовании были использованы положения Н. Е. Введенского о рациональной организации умственной работы, которые подходят для организации самостоятельной работы как преподавателей, так и студентов:
- начинать работу не сразу, не рывком, а постепенно погружаясь в процесс;
- развивать ритм работы, потому что ритм служит средством умственной мотивации человека;
- соблюдать последовательность при осуществлении всех видов деятельности;
- разумно осуществлять чередование работы и отдыха;
- социальная значимость труда является важным правилом плодотворной умственной деятельности [10, с. 88].
Важный вопрос заключается в том, как сделать мобильные приложения выгодным сегментом эффективно функционирующего механизма улучшения процесса и результатов самостоятельной работы студентов. Кажется целесообразным в разработке схемы принципов организации самостоятельной работы с использованием мобильных приложений опираться на постулаты Н. Е. Введенского о продуктивной организации умственной работы (рису-
Анализ результатов анкетирования и разработанная модель организации самостоятельной работы приводят к выводу, что мобильные приложения могут сыграть значительную роль в организации самостоятельной работы обучающихся посредством реализации основных принципов рациональной умственной работы.
В ходе эксперимента проводилась апробация разработанной схемы. Обучающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы. На занятиях по ИЯ в экспериментальной группе были использованы задания с применением таких мобильных приложений, как British Council - Learn English Grammar (British English), технологии QR-код и приложения QR Code Reader by Scan.
Работа с приложением British Council - Learn English Grammar использовалась в качестве самостоятельной домашней работы. После прохождения каждого аспекта темы Modal
Принципы рациональной организации умственного труда
Постепенный вход в процесс работы
Организация последовательного выполнения работы
Создание собственного ритма работы
Чередование работы и отдыха
Преимущества использования
мобильных приложений в процессе обучения
Опыт домашнего обучения
Доступ к необходимым материалам
Персонализация среды бучения
Удобная форма организации обучения
Неформальн ый процесс обучения
Принципы организации самостоятельной работы студентов с использованием мобильных приложений
verbs студентам предлагалось в качестве домашнего задания пройти один из тестов, соответствующий пройденному аспекту. В рамках мобильного приложения студенту предоставляется несколько попыток прохождения заданий, вызвавших трудности. Эти задания варьировались в соответствии с проблемными областями знаний каждого студента. Все обучающиеся экспериментальной группы выполнили задания в рамках каждого аспекта изучаемой темы. Проверка качества выполнения задания осуществлялась посредством анализа преподавателем скринов результатов тестов каждого студента. На занятии прорабатывались вопросы, возникшие в ходе самостоятельной работы.
Использование приложения QR Code Reader by Scan и технологии QR-код осуществлялось в нескольких этапов:
- разработка упражнений в соответствии с темой занятия;
- поиск бесплатного приложения для считывания QR-кода;
- скачивание приложения обучающимися;
- проведение аудиторной самостоятельной работы: выполнение разработанных упражнений с использованием технологии QR-код.
В период проведения эксперимента изучалась тема «Неличные формы глагола: герундий». Преподавателем были разработаны различные упражнения, предусматривающие различный уровень знаний и владения грамматическими навыками (ГН) каждого студента. Задания для студентов с более низким уровнем владения ГН включали в себя пересказ грамматических правил, приведение примеров на заданную тему. Студентам со средним уровнем владения ГН предлагалось выполнить упражнения с раскрытием скобок и употреблением правильных грамматических форм. Студенты, владеющие знаниями по данной теме на высоком уровне, выполняли перевод предложений с русского языка на иностран-
ный. На занятии все студенты одновременно выполняли самостоятельную работу, однако уровень упражнений соответствовал уровню каждого студента в отдельности.
Задания с использованием мобильных приложений, применяемые в экспериментальной группе, применялись в качестве контроля по пройденной на каждом занятии грамматической теме по предмету «иностранный язык». Данные задания выполнялись большинством студентов регулярно, в связи с этим можно сделать вывод, что данный вид ИКТ имеет преимущества в процессе обучения ИЯ.
На занятиях с обучающимися, состоящими в контрольной группе, изучались грамматические темы, в том числе и тема «Модальные глаголы». Занятия проводились без использования ИКТ, упражнения, включенные в аудиторную и домашнюю самостоятельную работу, выполнялись в устной и письменной формах. Использовались традиционные средства обучения: учебники, раздаточные материалы. Домашние задания выполнялись студентами нерегулярно, однако посещаемость занятий была высокая. Сведения об уровне выполнения домашних заданий в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице.
Уровень выполнения домашних заданий в экспериментальной и контрольной группах
Выполнение домашних заданий Группа
Уровень За семестр, % Экспериментальная Контрольная
Абс. % Абс. %
Высокий 90-100 11 79 1 11
Средний 50-89 2 14 3 33
Низкий 0-49 1 7 5 56
По сравнению с результатами освоения программы в контрольной группе в экспериментальной группе у обучающихся наблюдался существенный темп развития ГН. По итогам проведения контрольных заданий по окончании семестра можно утверждать, что в экспериментальной группе знания студентов по ИЯ улучшились, в том числе благодаря использованию в процессе обучения такого вида ИКТ, как мобильные приложения. По итогам проведения структурированного интервью с обучающимися экспериментальной группы было установлено, что успешность внедрения заданий с использованием мобильных приложений зависела от таких их преимуществ, как удобная для обучающихся форма организации обучения, неформальный характер обучения, доступ к необходимым материалам в любое время и в любом месте, возможность самоконтроля.
Таким образом, применение заданий с использованием мобильных приложений в самостоятельной работе студентов позволяет улучшить качественные показатели успеваемости обучающихся, способствует повышению уровня знаний и развития грамматических навыков.
Список литературы
1. Модернизация современного школьного российского образования: перспективы и возможности. Сайт Edutarget Нюансы педагогики. 2016. URL: http://www.edutarget.ru/sonics-63-2.html (дата обращения: 20.12.2016).
2. Вардашкина Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Инновации в науке: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. II. URL: http://sibac.info/conf/innovation/v/26478 (дата обращения: 20.12.2016).
3. Сайкенов А. С., Зотин И. П., Жуматаева Ж. Е. Разработка мобильного приложения для студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по материалам XX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 5 (20). URL: http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf (дата обращения: 10.03.2018).
4. Прасолова А. А., Студенова Д. В. Мобильные системы в образовании // Вестник МГУП. 2015. № 5. С. 28-31.
5. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. Independent Learning - Literature // Research Report DCSF-RR051 (Department for Children Schools and Families). London, 2008. 392 p.
6. Исмагилова Г. К., Крикунов Е. В. Мобильные приложения как современное средство изучения английского языка // Научная электронная библиотека Киберленинка. Инновационная наука, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mobilnye-prilozheniya-kak-sovremennoe-sredstvo-izucheniya-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 10.03.2018).
7. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. Оренбург, 2006. 235 с.
8. Еремин Ю. В., Крылова Е. А. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку в неязыковом вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. № 167. С. 158-166.
9. Сайкенов А. С., Зотин И. П., Жуматаева Ж. Е. Разработка мобильного приложения для студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по материалам XX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 5 (20). URL: http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf (дата обращения: 10.03.2018).
10. Введенский Н. Е. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1952. 699 с.
Григоренко Анна Михайловна, аспирант, преподаватель, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.10.2018.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-1-122-129
MOBILE APPLICATIONS AS A MEANS OF INDEPENDENT WORK ORGANIZATION IN THE FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR STUDY
A. M. Grigorenko
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation
It was found that in order to increase the level of motivation of the learner, it is necessary to organize the learning process in such a way as to influence not only mental activity, but also the personal attitude system irradiated to the studied language. Using innovative technologies such as information and communication technologies (ICT) in teaching allows students to create various skills, such as the ability to organize and plan independently, evaluate their training activities, adjust it, focusing on the expected final result. In this article, the problem of using ICT for the organization of effective educational activity and formation of skills of independent work in the university is considered. The possibilities of using such kind of ICT as mobile applications are analyzed. The concept of independent work and the possibility of using mobile applications in the process of independent work in the framework of teaching a foreign language in the university were considered. The advantages of using mobile applications in the independent work of university students in the process of learning a foreign language were revealed. The article presents theoretical and practical substantiations for the thesis that using innovative technologies such as mobile applications in learning process allows students to develop various skills such as the ability to organize and independently plan the process of learning a language, evaluate their learning activities, adjust it, paying special attention expected learning outcome. A scheme of the process of teaching students to a foreign language using mobile applications in independent work is created and described.
Key words: information and communication technologies (ICT), teaching foreign languages, independent work, mobile application.
References
1. Modernizatsiya sovremennogo shkol'nogo rossiyskogo obrazovaniya: perspektivy i vozmozhnosti [Modernization of the modern school education in Russia: prospects and opportunities]. Sayt Edutarget Nyuansy pedagogiki - Edutarget site Nuances of pedagogy, 2016 (in Russian). URL: http://www.edutarget.ru/sonics-63-2.html (accessed 20 December 2016).
2. Vardashkina E. V. Ispol'zovaniye informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obuchenii angliyskomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov [Use of information and communication technologies in teaching English to students of non-linguistic universities]. Innovatsii v nauke: sb. st. po mater. V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' II [Innovations in Science: Sat. Art. by mater. V Intern. scientific-practical. conf. Part II]. Novosibirsk, SibAK Publ., 2011 (in Russian). URL: http://sibac.info/conf/ innovation/v/26478 (accessed 20 December 2016).
3. Sikenov A. S., Zotin I. P., Zhumataeva Zh. E. Razrabotka mobil'nogo prilozheniya dlya studentov [Development of a mobile application for students. Scientific community of students of the XXI century. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Tekhnicheskie nauki: sb. st. po mat. XXmezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Scientific community of the XXI century. Technical Sciences: a collection of articles based on the materials of the XX International Student Scientific Practical Conference], 2014, no. 5 (20) (in Russian). URL: http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf (accessed 10 March 2018).
4. Prasolova A. A., Studenova D. V. Mobil'nyye sistemy v obrazovanii [Mobile systems in education]. Vestnik MGUP, 2015, no. 5, pp. 28-31 (in Russian).
5. Meyer B., Haywood N., Sachdev D., Faraday S. Independent Learning - Literature, Research Report DCSF-RR051 (Department for Children Schools and Families). London, 2008. 392 p.
6. Ismagilova G. K., Krikunov E. V. Mobil'nyye prilozheniya kak sovremennoye sredstvo izucheniya angliyskogo yazyka [Mobile applications as a modern means of learning English]. Nauchnaya elektronnayabiblioteka Kiberleninka. Innovatsionnaya nauka [Scientific electronic library Kiberleninka. Innovative science]. 2017 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mobilnye-prilozheniya-kak-sovremennoe-sredstvo-izucheniya-angliyskogo-yazyka (accessed 10 March 2013).
7. Krasil'nikova V. A. Ispol'zovaniye informatsionnykh ikommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii: uchebnoye posobiye [The use of information and communication technologies in education: a textbook]. Orenburg, OSU Publ., 2012. 291 p. (in Russian).
8. Eremin Yu. V., Krylova E. A. Ispol'zovaniye mobil'nykh tekhnologiy v samostoyatel'noy rabote studentov po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [The use of mobile technologies in the independent work of students on a foreign language in a non-linguistic university]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena - News of the RSPU them. A. I. Herzen, 2014, no. 167, pp. 158-166 (in Russian).
9. Saykenov A. S., Zotin I. P., Zhumataeva Zh. E. Razrabotka mobil'nogo prilozheniya dlya studentov [Scientific community of students of the XXI century]. Nauchnoye soobshchestvo studentovXXI stoletiya. Tekhnicheskiye nauki: sb. st. po materialyXX mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf., 2014, no. 5 (20) (in Russian). URL: http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf (accessed 10 March 2018).
10. Vvedensky N. E. Izbrannyye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Medgiz Publ., 1952. 699 p. (in Russian).
Grigorenko A. M., Novosibirsk State Technical University (pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russian Federation, 630073). E-mail: [email protected].