Научная статья на тему 'Мобильные электронные устройства как объективные предпосылки нового этапа развития дидактики в 2010-2020 годах'

Мобильные электронные устройства как объективные предпосылки нового этапа развития дидактики в 2010-2020 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / DIDACTICS / МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / GADGET / DIDACTIC MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головяшкина Марина Александровна

В статье рассматриваются возможности электронных цифровых устройств как средств обучения. Оценивается педагогический и методический потенциал портативных устройств в образовательном пространстве. Приводится анализ основных работ последнего времени, посвящённых роли мобильных компьютерных устройств в жизни человека и в образовательном процессе. Приводятся данные опроса студентов на предмет эффективности и пользы мобильных устройств в образовательном пространстве. Делается вывод о возможности переноса эффективности мобильной техники из повседневной жизни в образовательное пространство и объективных признаков новой парадигмы в дидактике и методике, где ключевым является вопрос о направлении потенциала мобильной электронной техники в нужное русло при решении образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GADGETS AS OBJECTIVE PREMISES OF A NEW DIDACTIC STAGE IN 2010-2020 S

The article views the opportunities of using gadgets as didactic means. It estimates their pedagogical and methodological potential in educational space. It review key works dedicated to the role of mobile devices in human life and education. The article present the result of student poll on the use of gadgets. It concludes that their daily effect can be transferred onto education. It suggests the premises of a new paradigm in didactics with the key question of effective using pedagogical potential of gadgets.

Текст научной работы на тему «Мобильные электронные устройства как объективные предпосылки нового этапа развития дидактики в 2010-2020 годах»

УДК 372.881

МОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ В 2010-2020 ГОДАХ

Головяшкина Марина Александровна,

канд. пед. наук,

доцент кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин,

e-mail: placid2@yandex.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

В статье рассматриваются возможности электронных цифровых устройств как средств обучения. Оценивается педагогический и методический потенциал портативных устройств в образовательном пространстве. Приводится анализ основных работ последнего времени, посвящённых роли мобильных компьютерных устройств в жизни человека и в образовательном процессе. Приводятся данные опроса студентов на предмет эффективности и пользы мобильных устройств в образовательном пространстве. Делается вывод о возможности переноса эффективности мобильной техники из повседневной жизни в образовательное пространство и объективных признаков новой парадигмы в дидактике и методике, где ключевым является вопрос о направлении потенциала мобильной электронной техники в нужное русло при решении образовательных задач.

Ключевые слова: дидактика, мобильное устройство, средство обучение, педагогический потенциал, информация

GADGETS AS OBJECTIVE PREMISES OF A NEW DIDACTIC STAGE IN 2010-2020 S

Golovyashkina M.A.,

PhD in Pedagogy,

Associate Professor at the department of psychology, pedagogics and social and humanitarian disciplines,

e-mail: placid2@yandex.ru, Moscow Witte University

The article views the opportunities of using gadgets as didactic means. It estimates their pedagogical and methodological potential in educational space. It review key works dedicated to the role of mobile devices in human life and education. The article present the result of student poll on the use of gadgets. It concludes that their daily effect can be transferred onto education. It suggests the premises of a new paradigm in didactics with the key question of effective using pedagogical potential of gadgets. Keywords: didactics, gadget, didactic means, pedagogical potential, information

DOI 10.21777/2500-2112-2018-2-26-32

Проблема средств обучения всегда считалась одной из наиболее важных в дидактике, поскольку именно средства являются инструментом реализации дидактических методов и приёмов для достижения поставленной учебной цели. Без подходящих средств даже идеально продуманная педагогическая концепция или методик едва ли может привести к желаемому результату.

Широко известно, что под средством обучения понимается определённый объект, выступающий носителем учебной информации, внедряющийся тем или иным способом в педагогический процесс. Поскольку средства материальны, они являются, пожалуй, той частью дидактической системы, которая в большей степени зависит от технического прогресса.

В этом смысле XX столетие - эпоха, в которую начался ускоряющийся до сих пор технический прогресс, привнесло в дидактику, возможно, больше средств и вместе с ними педагогических возможностей, чем все предшествующие века, с тех пор как дидактика получила научное обоснование в трудах великого педагога Я.А. Коменского (1592-1670 гг.).

Технические средства обучения, появившиеся в прошлом столетии позволяют вводить в учебный процесс информацию в отличном от книжного виде, внося в обучение существенное разнообразие, открывая возможности для постоянной смены деятельности в рамках одного занятия, что, несомненно, повышает его эффективность с позиций не только чистой методики, но и педагогической психологии. Это же идёт в унисон с идеями интенсификации обучения, также получившими развитие в прошлом столетии.

Важность технических средств обучения сегодня действительно не нуждается в обосновании. Активные и интерактивные технологии, предусмотренные сегодня ФГОС ВО, сами по себе подразумевают обязательность использования соответствующих средств, то есть они являются обязательными не только с идейно-педагогической, но и по сути с нормативной точки зрения.

Действительно, даже электронными техническими средствами в учебном процессе в наши дни никого удивить не возможно, однако, данная аксиоматичность существенно обедняет исследования в области их использования именно с точки зрения актуальности [7]. С учётом того, что проблема средств обучения сама по себе актуальность потерять не может ни при каких технологических условиях развития мира и общества; для разрешения подобного методологического противоречия уже сегодня представляется целесообразным выделять новый этап в развитии электронных средств обучения, а именно эпоху мобильных электронных устройств, которые стали доступными большинству наших соотечественников в 2010-е годы, а к наступлению 2020-х уже окончательно вошли в повседневную предметно-пространственную среду (в т.ч. в условиях образовательного учреждения), став неотъемлемой её частью.

В данной статье мы ставим задачу обозначить роль и основные особенности мобильных электронных устройств как средств обучения, принципиально отличающие их от большинства традиционных ТСО и открывающих возможности и направления дидактических исследований, которые могут иметь место уже в новом десятилетии.

С наступлением новой эпохи устройств активность их использования во всех сферах жизни человека и общества повышается и ускоряется всевозрастающими темпами. Такие устройства называются также сегодня гаджетами, девайсами - словами напрямую заимствованными из английского языка для обозначения понятия, которое по-русски можно выразить только словосочетанием. В этом смысле с лингвистической точки зрения подобное заимствование представляется разумным и по всем законам функционирования языка не является излишнем. Появление новейших мобильных цифровых технологий на мировой арене поспособствовало внедрению их и в образовательное пространство. Так разумно возник вопрос о возможности и способах задействования современных и, что самое главное, доступных широкой массе людей на сегодняшний день гаджетов в образовательном процессе. В рамках предлагаемой статьи мы также ставим задачу выявить и описать вариативность применения подобных устройств в образовательном пространстве, оценивая при этом как положительные, так и отрицательные стороны подобного внедрения на различных стадиях (этапах) обучения иностранному языку. Исследование основано на информации, полученной от студентов, личном опыте преподавания, а также на мнении коллег. Для получения этих эмпирических данных использовались такие методы, как включенное наблюдение, беседа и опрос.

В настоящее время активно входящее в русский язык английское слово «гаджет» (gadget) мы используем, как правило, когда подразумеваем любое устройство, обладающее множеством и вариативностью функций. При помощи прямого перевода данного слова мы получаем следующие значения: устройство, аппарат, приспособление, инструмент. Традиционно «гаджет» понимается нами как многофункциональное портативное устройство, которое имеет предназначение усовершенствовать и облегчить жизнь человека и общества, в частности упрощая и делая более эффективными технически разные виды деятельности. Не может являться в данном случае исключением и деятельность образовательная.

Иногда возникает неоднозначная трактовка понятий «гаджет» и «девайс» с точки зрения их тождественности. Некоторые люди считают эти термины полностью взаимозаменяемыми и синонимич-

ными, хотя в их смысле существует небольшая разница с точки зрения именно английского языка. Согласно словарям, в том числе и электронным, словом «девайс» обозначается «устройство, созданное для какой-то конкретной цели», в отличие от слова «гаджет», которое обозначает прибор, бесспорно обладающий многофункциональностью.

Едва ли нуждается в обосновании тезис о том, что активное и повсеместное внедрение новых электронно-цифровых и электронно-сетевых технологий не могло не затронуть также и образовательную среду. Образование является важнейшей частью современного человечества и его характерным признаком, на основе которого складывается понимание, насколько развито общество. Так, очевидно, образование - фактор развития общества и мира в целом. Число пользователей-студентов, не представляющих процесс обучения без гаджетов, растёт во всём мире. Молодые люди, родившиеся на рубеже тысячелетий уже не помнят и, следовательно, едва ли могут объективно представить существование в мире без электронно-сетевых мобильных технологий, подобно тому, как поколению XX века сложно прочувствовать жизнь без автомобилей, телевидения, радио и других изобретений, определивших предметно-пространственную среду той эпохи. Использование информационных средств и гаджетов в образовательном процессе повышает его интенсивность и даёт дополнительные возможности с точки зрения повышения качества образования - категория, которая в эпоху образовательного менеджмента служит ключевым критерием эффективности работы образовательных систем. Информационные средства успешно применяются в работе многими современными преподавателями, в том числе и представителями старших поколений.

К основным возможностям информационных коммуникативных средств и технологий можно отнести следующие:

- быстрый и лёгкий способ получения информации;

- визуализация учебной информации разнообразного характера как натуральных объектов изучения, так и виртуальных;

- запрограммированное готовое решение информационно-поисковых и вычислительных задач;

- возможность связи с преподавателем в необходимый момент;

- упрощение контроля успеваемости для преподавателя и обучающегося;

- мгновенный доступ к необходимым в рамках изучаемого курса учебным материалам;

- архивное хранение больших объемов текстовой и графической информации.

Как уже отмечалось выше, с развитием функциональной вариативности мобильных электронно-сетевых устройств всё большее число обучающихся не представляют обучения в вузе без использования современных гаджетов, однако, они, как и любое другое социальное или техническое явление, обладают не только положительными, но и отрицательными сторонами [9].

Такие исследователи, как Половникова Н.Л., Голицына И.Н. а также некоторые другие отмечают следующие положительные технические стороны рассматриваемых устройств: сенсорный экран, активное взаимодействие, компактность, наличии функции персонального компьютера, беспроводная сеть, работа в группе, отсутствие привязи к конкретному месту, быстрый поиск необходимой информации, возможность обучаться, не выходя из дома.

Отмечаются также и отрицательные стороны: ограничение памяти, регулярная необходимость в подзарядке, небольшой экран [6].

Так можно сказать, что наблюдается явное преимущество положительных сторон и качеств использования гаджетов в учебе. Однако, несмотря на активное и весьма успешное применение их в учебном процессе, некоторым обучающимся они играют злую службу, отрицательно влияя на результаты их обучения.

В этой связи разумным представляется вопрос о том, почему применение гаджетов выводит одних на эффективный скачок в качестве обучения, а другим, наоборот, мешает в освоении учебной программы.

Широко известно, что учитывая электронный вектор развития современных образовательных систем, профессорско-преподавательским составом вузов в наши дни активно создаётся образовательный контент, доступный как на сайтах учебных заведений в открытом доступе (программы и прочие УММ), так и внутри информационной образовательной электронно-сетевой среды образовательной

организации. Это позволяет получить доступ к онлайн-книгам, учебным материалам, заданиям для самостоятельной работы студентов. В открытом доступе также находятся рабочие программы по разным дисциплинам, в которых преподаватели регулярно закладывают и актуализируют различные задания в рамках самостоятельной работы студента, созданные с помощью различных средств ИКТ.

Несомненно, такое мощное учебно-методическое обеспечение представляет огромное преимущество в возможности применения электронного контента на занятиях, но реальная педагогическая практика показывает, что сегодня достаточно большое количество студентов используют гаджеты для выхода в социальные сети непосредственно во время лекции или практического занятия, что губительно для образовательного процесса. Однако студенты, действительно мотивированные на получение качественных знаний и необходимых профессиональных компетенций, всегда используют инновационные устройства по предназначению; в этой связи повышается значимость учебной мотивации обучающихся, поскольку при её отсутствии студент не просто недостаточно внимателен и не полностью включён в занятие, как было ещё в 1990-е и 2000-е годы, но и вообще полностью выпадает из него.

Для подтверждения либо опровержения данных тезисов нами было проведено анкетирование студентов 1 и 2 курсов Московского университета им. С.Ю. Витте с целью выявления наиболее популярных гаджетов и оценки влияния электронно-сетевых мобильных устройств на образовательный процесс.

Наиболее эффективным электронным устройством для реализации академических задач студенты назвали мобильный телефон (72% опрошенных), на втором месте следует ноутбук (41% опрошенных) и лишь на третьем месте (15% опрошенных) - планшетный компьютер. Весьма несложно предположить, что подобная относительная непопулярность планшетов связана с высокими ценами на качественную технику в нашей стране. Действительно, в данной цепочки устройств (телефон-ноутбук-планшет) первые два уже фактически являются вещами первой необходимости, в то время как планшет всё же сложно причислить к таковым однозначно. С учётом этого обучающимся легче адаптировать мобильный телефон (смартфон) под учебный процесс, нежели приобретать дорогостоящее устройство для академических целей.

Почти все обучающиеся, принимавшие участие в анкетировании (около 90%) заявили о том, что их мобильные устройства являются ценным помощником в достижении образовательных целей. Примерно половина студентов (55% опрошенных) сообщили о том, что устройства оказывают им помощь в подготовке к занятиям. Некоторые из последних изъявили желание иметь возможность пользоваться инновационными средствами коммуникации и мобильными устройствами во время семинарских занятий, если нужно представлять большие объёмы информации. Эти студенты уверены, что за счёт гаджета улучшится качество их выступления перед аудиторией. Вызывает беспокойство тот факт, что достаточно большой процент опрошенных (8%) откровенно признались, что используют свои гаджеты для навигации в социальных сетях и на развлекательных сайтах непосредственно во время учебных занятий.

Также некоторые студенты откровенно ответили, что часто используют на занятии устройства как шпаргалки или с целью быстрого поиска ответа на заданный вопрос (57% опрошенных). Для работы с электронным учебником вместо бумажного - основная задумка в рамках электронного вектора развития образовательного учреждения - гаджет применяет пока меньше половины опрошенных студентов (41%), что говорит о том, что образовательный консерватизм присущ не только преподавателям, многие из которых являются представителями старшего поколения, но и самим обучающимся. Относительно малая доля студентов видит возможность печатать лекции в своём мобильном устройстве (12% опрошенных). Совсем не используют электронные устройства в вузе всего 2% опрошенных студентов, но как мы видим из представленных выше данных существует определённая проблема с именно эффективным академическим использованием гаджетов и, в особенности с использованием их по назначению.

Восемь из десяти опрошенных нами студентов согласились с тем, что с появлением гаджетов студенческая жизнь стала намного ярче и приобрела более яркие оттенки. Большое количество студентов каждый день пишет сообщения не только друг другу, но и преподавателям. 95% респондентов пояснили, что отсылают смс сообщение хотя бы один раз в день. Другие (60%) признались, что чувствуют зависимость от электронных технологий, в общем, и от интернета в частности.

Интернет - неотъемлемая и довольно активно используемая опция современного гаджета. Теперь это важная часть жизни людей, даже тех, кто вполне прекрасно обходился без него некоторое время тому назад. Студенты, следуя известному принципу «не надо обязательно знать - надо знать, где искать» научились правильно и главное быстро ставить вопросы перед Google в интернете, решая ту или иную экзаменационную задачу, а опытные преподаватели наработали навык отличать работу Google от работы студента.

Современные студенты научились пользоваться различными функциональными мобильными приложениями для обучения. Но преподаватели ещё не используют их педагогический потенциал для изучения, повторения или расширения знаний по изучаемым темам. Как выяснилось, некоторые преподаватели и тренеры имеют недостаточно полное представление о нём, а значит и не могут внедрять устройства в образовательный процесс современной высшей школы.

Рассмотрим некоторые мобильные приложения гаджетов, которые преподаватели иностранного языка могут использовать на практических занятиях и для внеаудиторного закрепления, контроля и оценки знаний студентов.

Первое с чего логично начать в изучении языка - это мобильное приложение - словарь. Из анкеты студентов мы видим, что подавляющее большинство (85%) студентов чаще отдают предпочтение мобильному переводчику. Остальные 15% прибегают к помощи электронного словаря. Мы считаем, что это проблема, с которой необходимо бороться, так как ни один, даже самый хороший, электронный переводчик не может заменить традиционный словарь. Только сегодня он видоизменился, обогатился и стал более удобным, перейдя в виртуальное пространство. Существует огромный выбор словарей для мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков. Оценив их достоинства и недостатки, мы выделили LingvoLive, Aword, LangBook. Это словари, работающие без подключения к сети интернет, а также предоставляющие возможность изучения и запоминания слов, при помощи интерактивных флеш-игр. Преподаватель иностранного языка может составить список иностранных слов, требуемых для изучения программой курса, и студенты в приложении ознакомятся с полным списком возможных переводов слов, и каждый день в ненавязчивой форме через функцию напоминания будут возвращаться к заучиванию слов.

Для студентов первых курсов могут представлять интерес разнообразные приложения-самоучители английского языка. Среди них, возможно, выделить «Английский язык с EWA». Данное приложение имеет основную цель - повысить мотивацию к освоению языка, объективно недостающую современному студенчеству. В приложении содержатся фильмы, сериалы и книги с более сорока тысячами популярных слов из их, тест на словарный запас по методике института Виктории, несколько сотен рассказов как классических, так и современных авторов, которые возможно читать на языке прямо из приложения с получением удобного перевода новых незнакомых слов в один клик.

Деловой английский (бизнес-английский) для студентов собран в очень удобном и интересном приложении «Bizzwords». Такое приложение было разработано преподавателями делового английского языка и бизнесменами из крупнейших англоязычных стран и сотрудников их фирм и предприятий. Эта программа предлагает специальные тематические комплексы по отраслям промышленности для работы со словами и грамматическими конструкциями по таким темам как, например, «Деловые обеды», «Финансы», «Деловое письмо» и пр.

Если говорить о собственно профессиональном или узкопрофессиональном иностранном языке и мобильных приложениях, способных внедриться в учебный процесс, стоит отметить, что на данный момент их не существует. Представляется, что данный пробел могут компенсировать сами вузы, в лице его преподавателей иностранных языков, обучающих профессиональному английскому языку студентов юридических, экономических, финансовых, психолого-педагогических и др. факультетов. В данном пробеле есть пространство для реального инновационного развития и предложения для академического сообщества действительно нового контента.

Подытоживая исследование, необходимо отметить, что современные мобильные электронно-сетевые устройства играют важную роль как в коммуникации на разных уровнях и в разных сферах жизни общества, так и в процессе образования в вузе. С помощью гаджетов студенты оперативно приобретают новую информацию, труднодоступную, имеют возможность записывать лекции, готовиться к занятиям и пользоваться специальными обучающими мобильными приложениями, положительно вли-

яющими на качество обучения. Однако наряду с положительными особенностями мобильной техники следует выделить и негативные воздействия гаджетов на образовательный процесс. Прежде всего, сюда относится проведение времени в социальных сетях во время лекций и списывание на контрольных занятиях. Возможно, следует поставить вопрос о блокировки социальных сетей и развлекательных ресурсов в стенах образовательного учреждения, однако, сложность и неоднозначность подобного решения в данном случае заключается в том, что социальные сети сами по себе выступают средством коммуникации, в том числе академической. Здесь мы тоже видим образовательный потенциал, который нужно направить в правильное русло. Принимая во внимание результаты анкетирования студентов, оценку выявленных преимуществ и недостатков в использования электронных мобильных устройств в учебном процессе, с учётом собственного педагогического опыта, возможно, сделать вывод, что такие аппараты в большей степени всё же положительно влияют на образовательный процесс и развитие современного поколения.

Данное исследование носит постановочных характер, обозначая преимущества и недостатки мобильной техники в достижении академических целей. Неоднозначность пользы или вреда подобных устройств и с другой стороны - очевидный на сегодняшний день их статус, как средств обучения в виду неоспоримого дидактического потенциала, позволяют говорить об открывшемся относительно недавно новом векторе дидактических исследований, а именно того, как минимизировать отрицательные и с максимальной эффективностью использовать положительные стороны данных приборов в учебном процессе.

Совершенно очевидно, что успех в данном направлении зависит от форм, методов работы с ними, от педагогического мастерства, учебной мотивации и прочих важных компонентов педагогической системы и образовательного процесса, которые по-новому проявляются и, следовательно, должны изучаться под новым углом с появлением в образовательной системе 2010-х годов принципиально новых средств обучения - мобильных электронно-сетевых устройств. Так мобильные технологии, а именно мобильные средства обучения намечают появление новой дидактической парадигмы; а с учётом того, что электронное образование, дистанционное образование, «мобильное образование» сегодня широко распространяется и изучается в парадигме экономической и управленческой, представляется возможным говорить, что уже вероятно в 2020-х годах подобный вектор исследований и дидактического анализа педагогического процесса станет неизбежным, поскольку события, происходящие непосредственно в аудитории, не могут «законсервироваться» и явно отставать от общих тенденций развития социально-образовательной среды, даже с учётом определённого образовательного консерватизма; при этом ключевым будет оставаться вопрос о направлении потенциала мобильной техники в нужное русло, что фактически означает эффективное её использование в образовательных целях.

Список литературы

1. Годжин Г. Культура мобильных телефонов: мобильные технологии в повседневной жизни // Routledge. - 2012. - 271 с.

2. Киселева М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах // Информатика и образование. - 2005. - С. 27-37.

3. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32-38.

4. Суздальцев Е.Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения // Информатика и образование. - 2008. - № 9. - С. 125-126.

5. Таунсенд A.M. Жизнь в городе реального времени: мобильные телефоны и городской метаболизм // Journal of Urban Technology. - 2000. - Vol. 7 (№2). - С. 85-104.

6. Топор В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 2. - С. 4-8.

7. Флёров О.В. Виртуальные средства обучения английскому языку // Образовательные ресурсы и технологии. - 2015. - № 1 (9). - С. 28-33.

8. Флёров О.В. Цифры и буквы: влияние электронных технологий на освоение иностранных языков. В сборнике: актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике материалы XIV международной научной конференции: в 4 частях. - 2018. - С. 532-538.

9. Потатуров В.А. Плоды и издержки современных образовательных технологий // Образовательные ресурсы и технологии. - 2017. - № 4. - С. 7-14.

References

10. Godzhin G. Kul'tura mobil'nyh telefonov: mobil'nye tekhnologii v povsednevnoj zhizni // Routledge. -2012. - 271 s.

11. Kiseleva M.M. Ispol'zovanie komp'yuternyh tekhnologij v mezhpredmetnyh proektah // Informatika i obrazovanie. - 2005. - S. 27-37.

12. Novikov S.P. Primenenie novyh informacionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe // Pedagogika. -2003. - № 9. - S. 32-38.

13. Suzdal'cev E.L. Primenenie sovremennyh tekhnicheskih sredstv kak faktor povysheniya kachestva obucheniya // Informatika i obrazovanie. - 2008. - № 9. - S. 125-126.

14. TaunsendA.M. Zhizn' v gorode real'nogo vremeni: mobil'nye telefony i gorodskoj metabolizm //Journal of Urban Technology. - 2000. - Vol. 7 (№ 2). - S. 85-104.

15. Topor V. Problema ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v prepodavanii predmetov social'no-gumanitarnogo cikla // Prepodavanie istorii v shkole. - 2007. - № 2. - S. 4-8.

16. Flyorov O.V. Virtual'nye sredstva obucheniya anglijskomu yazyku // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2015. - № 1 (9). - S. 28-33.

17. Flyorov O.V. Cifry i bukvy: vliyanie ehlektronnyh tekhnologij na osvoenie inostrannyh yazykov. V sbornike: aktual'nye problemy sovremennogo obshchestva i puti ih resheniya v usloviyah perekhoda k cifrovoj ehkonomike materialy XIV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 4 chastyah. - 2018. - S. 532-538.

18. Potaturov V.A. Plody i izderzhki sovremennyh obrazovatel'nyh tekhnologij // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2017. - № 4. - S. 7-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.