Научная статья на тему 'Мобильность креативного инновационного высшего профессионального образования'

Мобильность креативного инновационного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильность / креативность / инновационные компетенции / профессиональное образование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильность креативного инновационного высшего профессионального образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Брындин Е.Г.

Исследовательский центр «Естествоинформатика», Новосибирск

bryndin15@yandex.ru

МОБИЛЬНОСТЬ КРЕАТИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: мобильность, креативность, инновационные компетенции, профессиональное образование.

1. Мобильность государственного высшего образования

Мобильность креативного инновационного высшего образования основана на мульти- меж- и трансдисциплинарном фундаментальном и прикладном обучении с верифицированным диверсифицированным системным овладением конкурентных профессиональных компетенций.

Наполнением и изменением образовательного процесса в соответствии с запросами самих учащихся реализуется принцип мобильности обучения. Принцип мобильности обучения даёт возможность гибко реагировать на изменения потребностей отдельных компаний и субъектов федерации. Данный принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур, позволяющую университетам адаптироваться в подготовке кадров по быстро меняющимся технологиям инновационной индустрии и промышленности.

Непосредственно сам принцип мобильности проявляется в многообразии средств, способов и организационных форм системы всех уровней образования, их гибкости и готовности к быстрому преобразованию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, рынка труда, общества. Он позволяет использовать разные продуктивные методические системы и технологии и заключается в создании информационных сетей, баз знаний и банков данных для дистанционного образования, в результате чего ученик может корректировать или дополнять свою образовательную программу в желаемом направлении.

Для эффективной реализации принципа мобильности используются различные информационные и коммуникативные технологии, которые обеспечивают гибкое и быстрое, взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

На уровне профессионального образования преподаватель отслеживает прохождение стажировок и практик, образовательных программ, тем самым создавая систему эффективного мониторинга мобильности обучающихся. Принцип мобильности в системе профессионального образования направлен на формирование социальных, профессиональных, коммуникативных и других компетенций. Данные компетенции способствуют развитию познавательной и социально-профессиональной мобильности студентов профессионального образования, которые в свою очередь относятся к числу наиболее востребованных качеств современного специалиста. Он предполагает постоянное обновление содержания обучения и совершенствование знаний, умений и навыков по мере необходимости, в связи с изменениями на рынке труда.

Принцип мобильности подразумевает непрерывное, опережающее развитие, способность к ускоренной и расширенной системе подготовки. Учащиеся учатся принимать рациональные решения в случае коррекции профессиональной деятельности на рынке труда, для получения недостающих знаний, умений, навыков и способов освоения необходимых компетенций и профессий и обучаться нескольким специальностям параллельно с правом получения дипломов по каждой из них.

Применение мобильного принципа в системе государственного высшего образования позволяет готовить на уровне профессионального обучения квалифицированных социально и профессионально мобильных специалистов, что является одним из приоритетных направлений на современном этапе цифровой индустриализации общества.

1.2 Модели высшего бизнес-образования

Говоря об образовании для бизнесменов и менеджеров, обычно выделяют три модели обучения. Первая - «германская» - заключается в подготовке квалифицированных руководителей с фундаментальными знаниями. Вторая -«американская» - готовит узких специалистов, так называемых профессиональных менеджеров. Третья модель -смешанная, она вбирает в себя одновременно черты первой и второй и характерна для стран, находящихся в состоянии перестройки образовательной системы. Бизнес-образование в России развивается по смешанной модели.

Сегодняшняя система образования в России включает в себя высшее, дополнительное и последипломное образование. В области высшего образования выделяются следующие ступени: степень бакалавра, квалификация специа-

листа и академическая степень магистра. Практически в каждом высшем учебном заведении есть факультеты, на которых обучают специалистов экономического и управленческого профиля на научно-практическом (бакалавр, специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровне.

Систематизируя российскую систему образования, целесообразно будет выделить четыре основных пути получения профессии менеджера. Первый путь - традиционный, то есть высшее образование. Его наличие означает, что человек умеет учиться.

Второй способ - это профессиональная переподготовка. Ее цель - введение в профессию менеджера, развитие у студента практических навыков, расширение его кругозора. Человек получает возможность профессионально сориентироваться в том, что ему придется делать на практике.

Третий способ бизнес-образования объединяет множество краткосрочных программ, тренингов и семинаров. По их результатам выдаются удостоверения о повышении квалификации или сертификаты об участии в программе. Ориентированы они на практическое изучение актуальных проблем в отрасли профессиональной деятельности руководителя, конкретного производства, специфических методик. Это наиболее популярный способ, предлагающий обновление знаний, приобретение новых навыков, ознакомление с последними тенденциями в области управления.

Основу бизнес-образования во всем мире составляет четвертый способ - MBA (Master of Business Administration). Главное отличие программ МВА от других программ дополнительного образования заключено в том, что, во-первых, здесь акцент делается на практических интерактивных занятиях (тренингах, кейсах), а, во-вторых, результаты обучения во многом зависят от активности самого слушателя. Задача МВА - научить человека не только знать, а быть стратегом, менеджером, руководителем. Основная ценность программы в том, что степень MBA является ощутимым толчком к развитию карьеры менеджера среднего или высшего звена и создает прекрасные условия для достижения высот в предпринимательской деятельности.

Высшее бизнес-образование учит думать, профессиональная подготовка - где искать ответ на поставленный вопрос, краткосрочные программы дают конкретные и точные правила действий в проблемных ситуациях, а MBA готовит профессиональных руководителей, более востребованных на рынке труда. МБА помогает подняться по карьерной лестнице и добиться значительной прибавки к заработной плате, если получить хорошее основное или дополнительное бизнес-образование. В условиях быстро развивающейся экономики всегда есть потребность в сильных руководителях, тонких стратегах, хороших менеджерах, которые направят это развитие в нужном направлении.

2. Мобильность корпоративного образования

Во всем мире корпоративное образование пользуется высоким спросом среди компаний, желающих достичь ощутимых положительных результатов в своей работе. В этом и заключается главный секрет успеха. Корпоративное обучение представляет собой совокупность образовательных мер, которые могут помочь квалифицированно переподготовить сотрудников и тем самым увеличить общую производительность труда компании. А одним из главных его преимуществ является то, что при корпоративном образовании, как правило, обучается не один сотрудник, а весь коллектив или существенная его часть, что позволяет значительно сэкономить на времени для достижения необходимого прогресса в обучении и его результата.

Задача корпоративного образования - подготовка специалиста, который может устойчиво выполнять свои профессиональные обязанности во взаимодействии с организацией (коллективом) в интересах организации и своих личностных интересах. Для того чтобы ее решить, необходимо обеспечить наличие всех перечисленных выше факторов, элементов корпоративного образования. Это и означает, что корпоративное образование, как и любое другое, должно быть системным. В отличие от образования корпоративное обучение не предполагает системности, решая задачу постижения профессии - обеспечение осознанности своих действий - основы работы и жизни в коллективе. Корпоративное обучение обеспечивает профессиональное и социальное продвижение специалиста, его личностный рост как в пределах корпорации, так и за ее пределами.

2.1 Конкурентная направленность корпоративного образования

Корпоративное обучение - это систематический процесс повышения компетенции (делового мастерства) управленческой команды предприятия, который должен соответствовать стратегии развития предприятия. Главная особенность данной системы обучения - ее исключительно практическая направленность, когда обучение сотрудников фокусируется только на современных практических знаниях.

Главная цель корпоративного обучения - развитие конкурентоспособности. Корпоративное обучение, проводимое ведущими учеными и консультантами непосредственно на предприятии, позволяет напрямую включить все самые передовые достижения науки в практические действия и решения руководителей и специалистов. Корпоративные программы обеспечивают возможность успешного внедрения современных рыночных инструментов, прогрессивных методов и технологий менеджмента уже в процессе бизнес-обучения.

Организация корпоративных программ включает следующие этапы: анализ состояния предприятия и потребности в обучении; обучение; мониторинг; развитие. Анализ потребностей фирмы-заказчика учитывает специфику и направление деятельности компании, задачи и цели обучения, профессиональные интересы слушателей. Корпоративное обучение сотрудников, осуществляется с учетом задач и специфики бизнеса компании, на основе согласования учебного материала и сертификатов для слушателей, проведения тренингов/семинаров/занятий на территории заказчика или на территории университета (по договоренности) по заранее согласованной программе. Мониторинг практическо-

го использования, разработка эффективных программ реорганизации бизнеса, нацеленность на долговременное развитие - важнейшие принципы корпоративного обучения.

Корпоративное обучение проводится в двух формах. Обучение отдельных сотрудников в соответствии с их задачами на открытых семинарах и тренингах университета согласно плану повышения квалификации сотрудников и графика проведения образовательных мероприятий. И обучение определенных категорий сотрудников одновременно на территории университета или клиента в согласованные сроки.

Подготовка разработчиков высокотехнологичными компаниями, конкурирующими на внешних рынках, с высокой добавленной стоимостью дает многократную отдачу и значительное конкурентное преимущество [1]. А просвещение пользователей их высокотехнологичной продукции обеспечивают стабильность присутствия компании на рынке.

3. Научно-образовательная синергия подготовки исследователей

Соединение учебной и научной деятельности, их синергия - фактор и реальное средство повышения эффективности и конкурентоспособности инновационной высокотехнологичной деятельности. Синергия образования и науки есть непременное условие развития инновационной экономики.

Синергия интеграции науки и образования дает ускоренный образовательный эффект в подготовке высококвалифицированных исследователей. Ускоренный процесс подготовки высококвалифицированных исследователей реализуется путем интеграции высшей школы с передовой исследовательской фундаментальной наукой. Образование и наука, особенно в их синтезе, дающем синергетический эффект, все более становятся локомотивом технологического прогресса, без которого в наше время немыслим прогресс социально-экономический. Качественная подготовка исследователей высшей квалификации, базирующаяся на союзе с научной деятельностью, является приоритетным направлением политики во всех развитых странах мира, а также необходимой составляющей институциональной структуры инновационной экономики. МГУ и ТГУ уже лидируют сегодня во многих высокотехнологичных областях науки и образования.

Воспроизводство высококвалифицированных исследователей, отвечающих требованиям инновационной экономики, имеет высокий приоритет. Крупные корпорации должны вкладывать достаточные средства в научные исследования и разработки в области высоких технологий, подготовки специалистов соответствующего количества и качества, формировать систему государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Создание крупных учебных комплексов, базирующихся на совместной деятельности университета и производственного сектора, - одно из важнейших направлений межотраслевого взаимодействия для развития высокотехнологичной индустрии.

Будущее за исследователями, способными к постоянной творческой самореализации. Альберт Эйнштейн говорил, что «воображение важнее знаний». Развитие творческих способностей человека, расширение возможностей индивидуальной исследовательской инновационной деятельности, мобилизация потенциала исследователя на реализацию собственных идей и разработок обеспечивает мобильность креативного инновационного высшего профессионального образования [2, 3]. Особенность такого образования состоит в том, что оно нацелено на развитие постоянной потребности в созидании, поиске нового, в накоплении интеллектуального потенциала и использовании его на практике.

Появляется новое качество труда - творческая деятельность как функция самореализации целостного человека, человека-творца. Глубокая фундаментальная подготовка и мобильность, характерная для креативного инновационного высшего профессионального образования, дает синергетический эффект, способствует непрерывному обучению, позволяет прогнозировать и оценивать тенденции развития. Такое образование расширяет восприятие проблем и вариантов их решения, стимулирует творческий подход к их решению. Но главное - реализует идею необходимости и возможности обучения творческой исследовательской деятельности. Сейчас нужны исследователи с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести та или иная новая технология.

Сегодня креативное инновационное высшее профессиональное образование и наука, их синергия - главный ресурс инновационной деятельности и высокотехнологичной экономики [4-11].

Список литературы

1. Брындин Е.Г. Стратегия высокотехнологичного опережающего образования // Управление талантами и трансформация корпоративной культуры / Издательский дом ТГУ. 2016. - С. 221-224.

2. Брындин Е.Г. Креативное инновационное высшее образование // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 13, ч. 2. - С. 797-802.

3. Bryndin E. Creative Innovative Higher Education of Researchers with Flexible Skills and Synergy of Cooperation // Scientific Journal of Research and Review. 2018. - Vol. 1, N 2. - P. 1-5.

4. Брындин Е.Г. Инновационное развитие с опорой на высокотехнологичное образование // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы конференции / ТИУ. 2017. - С. 266-271.

5. Брындин Е.Г. Междисциплинарная технологическая культура становления научно-образовательного общества // Человеческое измерение университета: материалы конференции / Издательский дом ТГУ. 2017. - С. 11-15.

6. Брындин Е.Г. Синергия университетов, высокотехнологичного бизнеса и институтов управления цифровой экономикой и инновационным развитием. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - http://ukros.ru/archives/18356

7. Брындин Е. Г. Синергия инновационного и технологического развития // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник.- М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 13, ч. 2. - С. 301-306.

8. Брындин Е.Г. Технологические, экономические и социальные аспекты эпохи развития цифровой индустрии 4.0. // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. - № 1. - С. 15-34.

9. Bryndin E. Directions of Development of Industry 4.0, Digital Technology and Social Economy // American Journal of Information Science and Technology. 2018. - Vol. 2, N 1. - P. 9-17

10. Bryndin E. Digital technologies of the industry 4.0. // Computer Science Advances: Research and Applications. USA / Nova Science Publisher. 2019. - Chapter 10. P. 201-222.

11. Брындин Е.Г. Научно-образовательная, инновационно-технологическая, социально-экономическая, здоровье-экологическая синергия развития // Сборник материалов Международной научной конференции XXVI Кондратьевские чтения: «Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее». - М.: МООСИПНН Н.Д. Кондратьева, 2019. -С. 53-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.