Научная статья на тему 'Мобильное телевидение -- высокодоходный бизнес?'

Мобильное телевидение -- высокодоходный бизнес? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Одной из наиболее часто обсуждаемых тем, как направление, способное обеспечить новые возможности для многих предприятий телекоммуникационного сектора, в настоящее время является мобильное телевидение. Данная технология обещает создание новых брендовых платформ для медийных компаний, желающих расширить контент в сфере услуг мобильной связи, а также получение операторами, которые все чаще сталкиваются с проблемой снижения ARPU своего бизнеса, новых доходов. В статье обсуждаются вопросы, связанные с развитием мобильного телевидения, а также анализируются трудности регуляторного, технического и экономического характера, встречающиеся при внедрении на рынок мобильного телевидения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильное телевидение -- высокодоходный бизнес?»

Мобильное телевидение -высокодоходный бизнес?

Одной из наиболее часто обсуждаемых тем, как направление, способное обеспечить новые возможности для многих предприятий телекоммуникационного сектора, в настоящее время является мобильное телевидение. Данная технология позволит создать новые брендовые платформы для медийных компаний, желающих расширить контент в сфере услуг мобильной связи, а также получение операторами, которые все чаще сталкиваются с проблемой снижения А1^Ри своего бизнеса, новых доходов. В статье обсуждаются вопросы, связанные с развитием мобильного телевидения, а также анализируются трудности регуляторного, технического и экономического характера, встречающиеся при внедрении на рынок мобильного телевидения

за

атализатором развития нового рынка (рынка мобильного телевидения) является быстро растущий сектор мобильной связи. Все большую популярность приобретают сети мобильной связи третьего поколения, и число подписок на их услуги уже во многих европейских странах превышает число подписок на услуги сетей второго поколения. Это, в свою очередь, инспирирует стремление абонентов получать больше новых услуг и большую функциональность от своих мобильных радиотелефонов. С другой стороны, компании - собственники контента и широковещательные компании видят в мобильном телевидении новую возможность к расширению присутствия своих брендов в области мобильной связи. Это должно позволить им наращивать свои пользовательские базы и соответственно получать большие доходы. Однако, как будет показано ниже, компании - участники нового бизнеса встречают значительные трудности при разработке технологий доставки продукта высокого качества, создании новых бизнес-моделей и в процессе стандартизации.

Новые возможности у операторов возникли также благодаря огромной популярности телевидения вообще. Практически каждый житель европейских стран является собственником телевизионного при-

Век Качества N° 6

емника. Кроме того, предполагается, что в течение последующих 12 месяцев во всем мире будет продан 1 млрд новых радиотелефонов, что позволит мобильному телевидению стать действительно технологией для широких масс населения.

Однако операторы сетей мобильной связи должны будут доставлять услугу мобильного телевидения не по чрезмерно высоким ценам, ассоциирующимся с ценами на услуги передачи данных по сетям третьего поколения, а по вполне приемлемым. Широковещательные нало-

женные технологии

такие, как

FLO (Forward-Link-Only) наряду с конкурирующими стандартами DVB-H (Digital Video Broadcasting - версия стандарта DVB-T для мобильного телевещания), ISDB-T (Integrated Services Digital Broadcasting), DMB (Digital Media Broadcast) поддерживают доставку высококачественных потоков видео- и аудио-информации на массовый рынок при низкой стоимости для индивидуального пользователя за 1 бит информации. Технология FLO обеспечивает, например, на типовом европейском UHF-канале шириной 8 МГц более 30 QVGA линейных видеоканалов, 10 аудиоканалов высокого качества и сотни минут в день узкоформатного файлового контента службы «Clipsat».

Бизнес-модель мобильного телевидения

Сети на стандартах DBH, DMB и ISDB-T представляют собой наложенные системы для вещания мультимедийных услуг, тогда как технология FLO обладает тем преимуществом, которое позволяет поддерживать передовые схемы мультиплексирования сервисов, обеспечивающих большее покрытие при меньшем количестве передатчиков и широкий пакет услуг.

Реальным преимуществом на рынке может пользоваться лишь успешно окупаемая ТВ-модель, которая обеспечивает более широкий пакет услуг одновременно с широким пакетом ТВ-каналов, и которая основана на услуге базового уровня и дополнительных, «премиальных», каналах. Это дает широковещательной компании возможность получить более высокую маржу от предоставляемого контента.

Что касается сетевого оператора, то для него меньшие капитальные затраты (capex) и большая пропускная способность каналов передачи означает, что он может предложить больший пакет ТВ-каналов пользователям, а это, в свою очередь, ускорит возврат вложенных средств. Успешная финансовая модель мобильного ТВ должна обеспечивать компаниям степень рентабельности, необходимую для получения высоких прибылей.

Технология - это только часть процесса создания бизнес-модели, но, тем не менее, она относится к ключевому вопросу, который наиболее часто обсуждался в прошедшем году при разработке модели мобильного ТВ. В Корее, например, в течение 2006 г. было продано более 2 млн аппаратных T-DMB-платформ с бесплатным принципом доступа к эфиру (free-to-air). Несмотря на то что в Корее количество пользователей успешно увеличивается, доходы от мобильного ТВ стандарта T-DMB пока остаются ниже прогнозируемых. Кроме того, построение сети для T-DMB истощило ресурсы широковещатель-

ных компаний и компаний-произво-дителей радиотелефонов, поэтому быстрый возврат инвестиций продолжает находиться под вопросом.

Существуют и другие проблемы с внедрением мобильного ТВ. Например, в Финляндии, где компания Nokia всецело поддерживает стандарт DVB, коммерческая услуга мобильного ТВ полностью еще не реализована. Препятствием к этому стали нерешенные вопросы прав на контент. Основная же проблема заключается в самой бизнес-модели free-to-air, которая сдерживает от участия в мобильном ТВ-бизнесе большинство наиболее крупных игроков в данной области, а, следовательно, сдерживает и разработку инновационных услуг.

Одновременно со сложными процессами внедрения мобильного ТВ, происходящими в вышеперечисленных странах, в Японии внедрение аналогичной услуги под названием One-Seg (апрель 2006 г.) также было сопряжено с рядом проблем. Эта услуга, базирующаяся на технологии ISDB-T, в настоящее время предлагается пользователям на основе все того же принципа free-to-air по контракту, заключаемому пользователем с оператором сетей мобильной связи. Сама природа данной услуги изначально ведет к необходимости подписания телефонного контракта, а затем как бы к прекращению его действия после получения бесплатной ТВ-услуги. Если (как прогнозируется) мобильное ТВ станет генератором доходов, то подобные аномалии должны быть ликвидированы.

Существуют и положительные примеры внедрения услуги мобильного ТВ. В США компания Verizon Wireless внедрила приблизительно на 25 заранее выбранных рынках платную телевизионную услугу V-CAST. Ее стоимость составляет 15 долл. и на начальном этапе пользователям предлагается восемь каналов с контентом. Услуга доставляется по широковещательной сети США -MediaFLO. Компания MediaFLO, являющаяся членом FLO-форума, обещает создать самый крупный в мире рынок ТВ-услуг. С аналогичным заявлением выступил самый крупный оператор США - компания AT&T. Она намерена внедрить услугу мобильного ТВ, базирующуюся на Media-FLO в конце 2007 г. Предполагается, что все участники внедрения услуги - поставщики технологии, сетевые операторы, владельцы контента и широковещательные компании -будут получать определенные выгоды от данного процесса.

Получение лицензии на технологию можно отнести к числу наиболее критических вопросов, которые

должны быть решены в ближайшие месяцы. В целом ряде случаев условия получения лицензий на право предоставления услуги мобильного ТВ остаются неясными. Действительно, компании задают вопрос, какую сумму они должны платить владельцам патентов на DVB-H за использование этой технологии в своем бизнесе. До настоящего времени точных условий приобретения технологии не существует. Такое положение озадачивает многие широковещательные компании: они боятся риска, связанного с тем, что цена за внедренную технологию станет известна им позже. Такая неопределенность с вопросами приобретения лицензий на мобильное телевидение может существенно отсрочить коммерческое внедрение этой услуги в Европе.

С другой стороны, процесс выдачи лицензий на технологию FLO проходит по строгой программе, что способствует разработке, производству и продаже радиотелефонов FLO, поддерживающих данную технологию. Программа направлена на поддержку существующих лицензиатов создания CDMA-чипов в их деятельности по разработке и сбыту CDMA/FLO-многорежимных радиотелефонов (CDMA включает технологии CDMA2000 и/или WCDMA/UMTS). Новые разработки, проводимые в рамках этой программы, не предполагают дополнительных отчислений владельцу патента на радиотелефоны технологии CDMA.

Стандартизация и спектральный ресурс

Другим чрезвычайно важным вопросом при попытке внедрения услуг мобильного ТВ является стандартизация. FLO-форум, в состав которого в настоящее время входят 80 компаний-участников процесса внедрения мобильного ТВ, пытается ускоренными темпами решить этот вопрос. В августе 2006 г. Ассоциацией телекоммуникационной промышленности (TIA) была опубликована спецификация на радиоинтерфейс -TIA-1099. За ней последовали публикации других спецификаций - TIA-1102, 1103, 1104, 1120, содержащих весь необходимый минимум стандартов на характеристики передатчиков, радиотелефонов и оборудования транспортного уровня FLO. Параллельно «Исследовательская группа 6» в недавно утвержденных МСЭ-Р «Новых рекомендациях», относящихся к широковещательным мультимедийным услугам и приложениям, включила FLO в перечень базовых технологий с названием ITU-R Multimedia System M. ETSI также предпринял усилия в области

стандартизации технологии FLO: недавно на своем Комитете по проблемам широковещания (ETSI Broadcast Committee) этот европейский институт утвердил новую Рабочую группу для разработки соответствующего стандарта.

Стандартизация технологии мобильного телевидения важна как для мировых, так и для европейских рынков, и в первую очередь потому, что она способствует снижению цен на компоненты и на проводимые разработки. Кроме того, она сокращает время внедрения на рынке устройств, а также служит подтверждением того, что требования операторов признаются первостепенными. Наконец, стандартизация обеспечивает взаимодействие участников рынка услуг, снижает эксплуатационные расходы на оборудование и сервис технологии FLO.

Приобретение компанией

Qualcomm 700 МГц-спектра на аукционе ФКС-49 в 2003 г. (США) дало возможность в 2007 г. ввести полностью коммерческую услугу мобильного ТВ, базирующуюся на технологии FLO. В Европе картина в области внедрения мобильного ТВ существенно отличается от США, а доступность необходимого радиочастотного спектра будет играть основную роль при развертывании систем мобильного ТВ в регионе. Многие регулирующие организации европейского континента прогнозируют переход от аналоговых систем ТВ-РВ-вещания к цифровым не ранее 2012 г. И только после этого предполагается освобождение УВЧ-спектра для новых широковещательных услуг. Однако на некоторых рынках переход к коммерциализации услуги мобильного ТВ может произойти намного раньше, в частности, к концу 2008 г. Примером могут служить аукционы на полосы частот L-диапазона, планируемые в Великобритании и на территории других европейских стран уже в следующем году. Гармонизация УВЧ-спект-ра является катализатором к широкому распространению технологий мобильного телевидения.

Наряду с вышеперечисленными проблемами при внедрении мобильного ТВ есть также трудности чисто технического и коммерческого характера, с которыми придется столкнуться всем компаниям, участвующим в этом бизнесе. Несмотря на то что существует много конкурирующих технологий, находящихся на этапах коммерческого и пред-коммерческого внедрения, еще не выбраны «технологии-победители». Согласно предварительным данным, не будет существовать единого доминирующего стандарта для мобильного широковещания - в каж-

Ноябрь 2007 г.

с с с

дом регионе будет своя уникальная комбинация регулирующих, технологических, деловых и юридических условий. Следует отметить, что в настоящее время многие компании - члены FLO-форума, которые ранее заявляли о своей поддержке других технологий мобильного широкого вещания, публично заявили о своей поддержке технологии FLO.

2007 г. и последующие годы станут критическим временем для мобильного телевидения. Это период, в течение которого планируется расширить коммерческое развертывание сетей. Уже в ближайшее время будут предложены услуги мобильного ТВ массовому пользователю мобильной связи США. Рынок должен учесть немало нюансов, касающихся того, каким образом пользо-

ватели используют мобильное телевидение, какой тип контента им предпочтителен, а также какие трудности могут появиться у компаний, участвующих в бизнесе мобильного телевидения. Однако в любом случае мобильное телевидение останется темой, наиболее часто обсуждаемой в ближайшем будущем. J

По материалам журнала European Communications

ХРОНИКА I Новости компаний

де

«Системная интеграция Сибири»

7 и 8 ноября в рамках «ИНФО-КОМ'2007» в здании Государственной филармонии Алтайского края работала межрегиональная конференция «Системная интеграция Сибири».

Конференция «Системная интеграция Сибири», собравшая специалистов в области инфокоммуникационных технологий, продемонстрировала взаимосвязь работы программного обеспечения, оборудования и последующих сопровождающих услуг на примерах уже реализованных проектов. Своеобразной иллюстрацией конференции стала мини-экспозиция, где были представлены оборудование, услуги, технологические решения.

В своем приветственном слове к участникам конференции во время церемонии открытия В. Деревнин, заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций администрации края отметил важность этого нового формата работы ИТ-специалистов. Также он рассказал об основных направлениях работы администрации края, среди которых - создание информационно-аналитической системы органов власти, решение задач в области образования, а также дальнейшее внедрение системы государственного заказа.

По окончании церемонии открытия были подведены итоги конкурса ИТ-проектов-2007, который прошел по двум номинациям - «Лучший проект в регионе» и «Лучший проект в регионе от поколения Next».

В этот день специалисты ИТ-отрас-ли из Москвы, Новосибирска, Барнаула рассказали об услугах связи и оборудовании, услугах фиксированной спутниковой связи на базе технологии VSAT, о стратегии антивирусной защиты, лицензировании популярных программных продуктов: 1C, Microsoft, Гарант и Консультант+.

8 ноября доклады участников конференции были посвящены современным технологиям для начинающего бизнеса, корпоративной сети компании «Галэкс», современному офису с комплексным подходом к решению бизнес задач в области связи и др. ЗАО «ЮССС» (ТМ «Skylink») представила новинку на рынке Алтайского края -

Век Качества N° 6

высокоскоростной мобильный Интернет. Компания «ДиалинкБарнауп», которая появилась на рынке Алтайского каря совсем недавно, выставила IP-box - продукт позволяет абоненту хранить информацию в виртуальном боксе (с англ. - коробка), изменять ее и пользоваться ею с мобильного телефона.

На стендах партнера конференции ООО «НТЦ Галэкс» работал удаленный офис компании, а также был оборудован демонстрационный зал презентационного оборудования. Компания представила посетителям выставки систему широкоформатной печати Xerox 6240, другое презентационное оборудование. Кроме специалистов «НТЦ Галэкс» свои доклады представили участники из компаний Cisco Systems, Microsoft, Xerox. Их консультации и ответы на интересующие вопросы могли получить все посетители стенда компании.

В конференции приняли участие 360 человек, что превзошло ожидания организаторов мероприятия. Сама площадка стала местом активных переговоров, решения общих задач. ИТ-рынок ищет новые формы для совместной работы. предложил Конференция «Системная интеграция Сибири», по отзывам ее участников, стала важным событием в жизни ИТ-отрасли и значимым мероприятием в рамках «ИНФО-КОМ'2007».

www.altfair.ru

Второй ежегодный IPTV Forum Russia/CIS 2007

17-19 декабря 2007 г. в Конгресс-центре ЦМТ, Москва состоится IPTV Forum Russia/CIS - ключевое событие года для ведущих в этой индустрии телекоммуникационных компаний, поставщиков оборудования и системных интеграторов, контент- и сервис-провайдеров. Участники форума соберутся вместе и обсудят важные вопросы развития бизнеса и технологий, маркетинга, продаж, обеспечения качества и внедрения услуг IPTV.

Докладчики на IPTV форуме - люди, определяющие развитие индустрии IPTV. Ключевые выступления будут представлены: Оксана Панкратова, ComNews Research; Себастьян Мориц, MPEGIF; Дмитрий Малов, «Корбина Те-

леком»; Алексей Рокотян, «Норильск-Телеком»; Константин Кочуашвили, НАТ; Элдар Разроев, «Система Масс-Медиа»; Даниэль Вондрачек, Telefonica O2; Якуб Бржежовски, Orange; Томас Станикер, Deutsche Telecom; Итало Миланес, Telecom Italia.

www.exposystems.ru/iptv

Customer Management Congress подводит итоги

23 и 24 октября в Москве в гостинице «Ренессанс» продолжалась работа IV Международного конгресса «Управление отношениями с клиентами». CRM Конгресс - это традиционная ежегодная кросс-индустриальная встреча бизнес-лидеров, на которой обсуждаются в первую очередь стратегические вопросы управления взаимоотношениями с клиентами, рассматриваются успешные примеры реализации программ лояльности и построения клиенториен-тированной модели бизнеса. Также среди примеров представлены успешные российские и зарубежные CRM-проекты в самых различных отраслях бизнеса.

В ходе 4-й ежегодной встречи более 80 докладчиков и участников панельных дискуссий - представители топ-менеджмента ведущих российских и зарубежных компаний - поделились с участниками конгресса богатым опытом в управлении клиентами. Форум предоставил уникальную возможность в режиме интерактивного общения с лидерами рынка перенять этот опыт, задать острые и интересные вопросы, услышать мнение экспертов, аналитиков и консультантов. В этом году участниками конгресса стали бизнес-лидеры от ведущих компаний: финансовых учреждений, в том числе банков, страховых и инвестиционных компаний, крупнейших операторов сотовой и фиксированной связи, риелторов, транспортных компаний, аэропортов, предприятий сферы туризма и отдыха, гостиниц, магазинов розничной и оптовой торговли, многих других.

Конгресс собрал более 500 участников из 10 стран: Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Украины, стран Европейского союза и других государств.

www.exposystems.ru/cmc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.