Научная статья на тему 'О стратегии развития наземного радиовещания в Европе'

О стратегии развития наземного радиовещания в Европе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕЩАТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НАЗЕМНОЕ ВЕЩАНИЕ / МУЛЬТИСЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рихтер С. Г.

Европейский вещательный союз (EBU) в своей деятельности уделяет большое внимание оценке роли наземных систем вещания (НСВ) в будущем. Исследовательские группы из представителей разных государств L членов союза прорабатывают вопросы стратегии развития НСВ, политики, согласования доступности и эффективности использования радиочастотного спектра (РЧС). В частности, была поставлена задача проанализировать состояние радиовещания в Европе и сформулировать наиболее очевидные перспективы развития на ближайшее будущее. Подготовленный доклад дает хорошее представление об оценках и ожиданиях в отношении радиовещания, поскольку он учел мнения специалистов из 24 стран Европы и 11 откликов представителей промышленности [1-5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стратегии развития наземного радиовещания в Европе»

О стратегии развития наземного радиовещания в Европе

Ключевые слова: Европейский вещательный союз; стратегия развития; наземное вещание; мультисервисные услуги; интернет-распределение; мобильная связь; широкополосный доступ

Европейский вещательный союз (ЕВи) в своей деятельности удаляет большое внимание оценке роли наземных систем вещания (НСВ) в будущем. Исследовательские группы из представителей разных государств - членов союза прорабатывают вопросы стратегии развития НСВ, политики, согласования доступности и эффективности использования радиочастотного спектра (РЧС). В частности, была поставлена задача проанализировать состояние радиовещания в Европе и сформулировать наиболее очевидные перспективы развития на ближайшее будущее. Подготовленный доклад дает хорошее представление об оценках и ожиданиях в отношении радиовещания, поскольку он учел мнения специалистов из 24 стран Европы и 11 откликов представителей промышленности [1 -5].

Рихтер С.Г.,

профессор МТУСИ,

[email protected]

Цифровая революция, которая началась приблизительно 20 лет назад, кардинально повлияла на привычки потребителей услуг телерадиовещания. Это становится очевидным, если учесть масштабы проникновения мобильных телефонов и компьютеров в жизнь европейского населения, а также вездесущим доступом в Интернет. Современные радиоприемники все больше превращаются в мощные компьютерные системы, обеспечивая таким образом доступ к множеству услуг, среди которьх радиовещание лишь одна из многих. В результате жизненный цикл радиовещательных устройств снижается. Все это оказывает влияние на механизм распределения контента, вследствие чего очень важно своевременно оценить выгоды и недостатки этих тенденций, осмыслить будущее НСВ. Должна быть определена стратегия, следуя которой удастся найти ответы на фундаментальные вопросы, а именно: как следует доставлять программы слушателям и зрителям через пять, десять и 20 лет..., с помощью каких технических средств..., при каких условиях... и во что выльются затраты на реализацию?

Относительно основных средств приема для радио и телевизионных услуг ответы специалистов можно суммировать следующим образом:

— в большинстве стран наземное радиовещание безусловно самый популярный способ получения радиоуслуг — им пользуется до 100 % радиослушателей;

— хотя радио доступно и на других платформах, т.е. эти услуги могут быть получены с помощью и других средств доставки, однако эти альтернативные средства в большинстве стран используются незначительно (исключение — кабельные сети в Нидерландах).

В большинстве европейских стран наземные широковещательные сети обеспечивают практически полное покрытие (охватывают территории, где проживает более 98 % населения). Есть несколько причин, объясняющих широкое распространение наземных вещательных сетей. Наиболее часто указывают следующие причины:

— свободный доступ к эфиру;

— доступность всех способов приема, включая мобильный;

— почти полное покрытие (территории вешрнием);

— приемлемые затраты (по сравнению с другими способами доставки);

— прямой доступ к потребителям услуг;

— выполнение юридических обязательств в силу контролируемой наземной передачи;

— пригодность для регионального применения за счет локального покрытия;

— надежность (например, в чрезвычайных ситуациях);

— простота использования для потребителей услуг.

Кроме этих главных, был также указан ряд других причин:

— доля на рынке общественных вещателей выше на наземной платформе, нежели на других;

— наземное вещание — наименее дорогой способ организации покрытия для реализации мобильного приема;

— в некоторых странах наземное вещание единственно свободный ресурс, поскольку все другие требуют абонирования (подписки);

— наземное телерадиовещание является естественным и основным способом распределения программ, в то время как распределение через кабель, спутник или IPTV является "перераспределением";

— для радиовещания нет никакой реальной альтернативы наземному распределению;

— наземное вещание основано на использовании национальной (государственной) инфраструктуры, независимой от иностранных компаний;

— наземное вещание — это самый простой способ перехода на цифру (пользователи могут использовать существующие антенны).

По результатам обзора сформулированы ожидаемые достижения в наземном вешрнии в Европе на ближайшие пять-десять лет:

— будет закончен переход от аналогового телевидения к цифровому;

— наземное радиовещание будет по-прежнему доминировать, оставаясь аналоговым, однако ясно проявится тенденция к переходу к наземному цифровому радиовещанию;

— будут предлагаться новый контент и услуги;

— в телевидении будет заметное движение к телевидению высокой четкости HDTV;

— доля наземного цифрового ТВ (DTT) на рынке увеличится;

— увеличится важность мобильного и портативного приема;

— DTT может потерять свою долю на рынке фиксированного приема в пользу IPTV;

— в ряде стран от AM радио полностью откажутся;

— могут быть востребованы платформы, предлагающие больший выбор и более сложные услуги;

— гибридные широкополосные сети получат очень широкое распространение, возможны также и беспроводные широкополосные сети, однако эта тенденция зависит от: темпов развития IP- сети, способностей и покрытия территорий беспроводными широкополосными сетями и, наконец, что не менее важно, от бизнес-стратегии операторов телекоммуникации.

Рис. 1 иллюстрирует прогноз специалистов по продвижению различных технологий, дополняющих, развивающих и может быть заменяющих НСВ на ближайшие 5, 10 и более лет. Высота столбцов соответствует числу ответов [2].

Рис. 1. Прогноз специалистов по продвижению технологий, дополняющих наземное вещание

Рис. 2. Технологии, которые, как ожидают, заменят наземное вещание в будущем

Next 5 years 5-10 years Beyond 10 years

Рис. 3. Важность наземной платформы распределения для радиоуслуг в будущем

Отсюда следует, что наземное распределение останется существенной платформой доставки контента, однако будет дополнено гибридными системами (ВВ/ВС) и мобильными сетями (1ГЕ), причем важность последних будет быстро возрастать. Ожидается введение DVB-T2 параллельно с DVB-T, а также быстрое развитие технологии

IPTV. В ближайшие 5-10 лет должна стать широкодоступной технология LTE, однако ее способностей может оказаться недостаточно для существенного роста вещательных услуг. Поэтому ожидается прогресс в области гибридных решений на основе наземной платформы как единого механизма доставки контента. Безусловна также важность доставки программ на основе IP-распределения по Интернету. Отмечается также тенденция к уменьшению роли FM радио в пользу цифрового радио. В нескольких ответах специалистов выражается мнение о том, что будет продолжаться политическое и экономичное давление, которое, в конечном счете, приведет к дальнейшему сокращению доступного радиоспектра для наземного цифрового ТВ.

На рис. 2 представлены результаты оценок специалистов по возможной альтернативе наземным вещательным сетям в ближайшие 5,10 и более лет.

В среднесрочной перспективе альтернативы наземному вещанию нет. Однако проявится тенденция к замене фиксированного эфирного приема широкополосными кабельными сетями. Начнут также прогрессировать технологии поставки радиоуслуг на базе сотовых сетей подвижной связи. Основу прогноза на период 10 и более лет составляет убеждение специалистов в том, что важная роль наземной платформы распределения программ радио и телевидения по-прежнему сохранится, но на ее основе будут оказываться мультисервисные услуги — вещание + мобильная связь + широкополосный доступ — после появления соответствующих массовых муль-тисервисных терминалов. К этому времени беспроводные широкополосные технологии могут достигнуть в своем развитии такого уровня, чтобы, в принципе, заменить наземное вещание. Вещатели, очевидно, заинтересованы во внедрении новых широковещательных служб, которые обеспечат более высокое качество вещания и появление новых услуг. В то же время существование и роль наземного вещания будет зависеть от доступности спектра. Однако, есть также общее чувство, что любое предсказание на срок более, чем 10 лет является в значительной степени спекулятивным.

Из обзора следует четкий сигнал: наземная платформа распределения очень важна и будет обязательно использоваться как основная даже через 10 лет. Этот вывод более очевиден для развития радиовещания, нежели чем для телевидения. Важность наземной платформы распределения для радиоуслуг в будущем иллюстрирует рис.3; здесь колонки слева направо означают: неважно; отчасти важно; очень важно; необходимо.

Несколько слов о рассматриваемых технологиях вещания. Стандарт DAB (Digital Audio Broadcasting) представляет собой лучшую на сегодняшний день радиовещательную технологию, широко распространяемую в мире с 1995 г. Однако за прошедшее с тех пор время были разработаны более эффективные и экономичные алгоритмы кодирования звуковых вещательных сигналов, а именно стандарты серии MPEG-4 ААС (Advanced Audio Coding). Это послужило основанием для появления более продвинутых форматов вещания семейства стандартов Eureka-147: DMB (Digital Multimedia Broadcasting) и DAB+ (рис. 4).

Заметим, что форматы вещания DAB и DAB+ предлагают слайд-шоу, EPG (Electronic Programme Guide) и другие мультимедийные возможности. При этом DAB обеспечивает от 8 до 10 радиовещательных услуг в полосе 1,54 МГц, в то время как DAB+ - от 20 до 25 в такой же частотной полосе. DMB — это, в первую очередь, мобильная H.264 ТВ платформа, использующая ту же многодиапазонность и структуру OFDM-модема, что и DAB. Возможно комбинировать и передавать вместе в одном (или нескольких) ансамблях услуги в форматах DAB, DAB+ и DMB. Эта технология использует одночастотные сети (SFNs), которые имеют три преимущества:

— Сеть может быть адаптирована по национальному или региональному требованию;

— Покрытие может быть увеличено без дополнительных спектральных затрат;

— Ретрансляторы могут обеспечить прием в метро или особенные требования на обслуживание.

Рекламодатели требуют, чтобы радио было более ответственным, более отзывчивым и более привлекательным — особенно для молодой аудитории. Для вещателей проблема состоит в том, что пока не ясно, будут ли слушатели требовать визуального радио и столь же разнообразного контента, который им доступен в Интернете. Способность радио оставаться самим собой находится в опасности, поэтому существуют ключевые вопросы, среди которых:

— какая из новых платформ радио будет доминирующей?

— какая платформа обеспечивает лучшую, с экономической точки зрения, плату за прослушивание?

— к каким дополнительным затратам приведет увеличение зоны покрытия и количества каналов?

— какая платформа может с течением времени легче адаптироваться к новым требованиям слушателей?

— какая платформа предоставляет вещателю достаточный контроль, гарантирующий доставку контента?

Цифровое радио должно предложить потребителю такую услугу, которая не позволит ему отказаться от покупки нового радиоприемника. Таким предложением, например, может стать доступ к дополнительному контенту, поскольку контент является главным фактором успеха новой платформы.

Из вышеизложенного следуют, как минимум, два фундаментальных вывода [2]:

1. наземные системы доведения до потребителя программ радио и телевидения останутся крайне важными (и даже обязательными), по крайней мере, в течение ближайших 10 лет;

2. альтернативное решение представляет собой своеобразный гибрид, когда технология радиопередачи будет дополнена широкополосной сетью, предназначенной для оказания как фиксированных, так и мобильных услуг (ВВ/ВС — широкополосные сети / вещательные сети). Это позволит приспособиться к изменяющимся требованиям и привычкам потребителей услуг.

Эти выводы согласуются с пониманием того, что гибридное распределение предполагает использование наземных систем вещания как надежной технологии передачи информации из космоса для распределения контента для служб радио и телевидения. С другой стороны, новые требования СМИ, предъявляемые к системам вещания (например, предоставление услуг по запросу и т.п.), станут неотъемлемой частью медийного рынка, а это предполагает доступ к соответствующим широкополосным сетям. Конечно, часть подобных услуг можно было бы предоставлять уже сегодня, но это потребовало бы серьезного усложнения приемников за счет увеличения объема памяти и использования интеллектуального программного обеспечения, которое предусматривает доступ пользователя к ресурсам. Ясно, что та же самая функциональность может быть достигнута путем использования технологий доступа к широкополосной сети. Очевидно, что только эта технология позволяет реализовать услуги по требованию.

В любом случае такой гибридный сценарий предполагает наличие устойчивых и надежных наземных вещательных сетей, пригодных для оказания услуг в необходимом объеме и надлежащего качества. При реализации такого сценария крайне важно, что:

— для наземного вещания доступен достаточный спектральный ресурс;

— широковещательные и широкополосные сети разработаны и

построены так, что обеспечивают "бесшовный" переход из одной зоны обслуживания в другую, реализуя доступ к соответствующим услугам;

— имеются в наличии приемники, обеспечивающие в полной мере возможность пользоваться всеми услугами при всех используемых вариантах распределения (сигнала);

— вещатели должны оказывать все востребованные мультимедийные услуги.

Эти положения являются призывом вещателей к действию, а именно:

— требуются действия по лоббированию выделения спектрального ресурса для вещания;

— общая стратегия развития сетей должна согласовываться между вещателями и операторами широкополосных сетей;

— будущие конструктивные требования к новым моделям приемников должны согласовываться между вещателями и производителями оборудования — с заботой о расширенной функциональности приемника.

Наличие большого количества радиоканалов притягивает рекламодателей и несет с собой рост инвестиций для вещателей, которые, в свою очередь, могут увеличить ассортимент своих услуг. Слушатель обычно недоволен только тогда, когда избранный им контент отсутствует на конкретной платформе, поэтому регулирующие органы должны быть уверены, что все вещатели поддерживают свои платформы и поэтому их совместная работа гарантирует успех. Целью нормативной модели (она может несколько видоизменяться в различных странах) является создание привлекательного предложения, которое выгодно трем сторонам — вещателям, потребителям и производителям/ продавцам. Без этих трех составляющих платформа не выдержит конкуренции на рынке.

Из-за различий в законодательстве европейских стран появляется необходимость в приемнике, который мог бы декодировать сигналы всех трех стандартов: DAB, DAB+ и DMB, чтобы выбор одной из стран не влиял на единый рынок. Архитектура и чипы приемников DAB существенно отличаются от мультимедиа-устройств DMB. Так, чипы, используемые в DAB- приемнике, не способны отображать видео. В свою очередь, DMB-приемники были сделаны для Азиатского рынка, в силу чего они не способны декодировать сигналы DAB+. Должна быть обеспечена совместимость, однако новые мощные чипсеты требуют до 24 месяцев на разработку и новые значительные инвестиции. Поэтому производители неохотно выполняют требования вещателей, так как нет гарантий, что новые услуги будут востребованы на рынке.

Профили цифрового радиоприемника состоят из минимальных требований и функций, которые будут реализованы в цифровых приемниках разных классов, обеспечивая совместимость с новыми приемниками и услугами во всех странах, вещатели которых используют комбинации вещательных форматов DAB, DAB+ или DMB. Спецификации состоят из трех иерархических профилей радиоприемника [4].

Профиль 1. Стандартный радиоприемник для всех аудио услуг с обыкновенным текстовым дисплеем.

Профиль 2. Дорогие настольные приемники медиасигналов с цветным дисплеем, которые способны принимать все звуковые программы, наряду с дополнительными текстовыми и графическими приложениями.

Профиль 3. Мультимедийный приемник для таких устройств, как мобильный телефон и персональный медиаплеер, способный принимать дополнительный вид мультимедийных сигналов, включая видео.

Профиль приемника определяет минимум требований к функ-

циям и возможностям каждого из трех классов устройств, кроме того рассматривается так же возможность включения и других стандартов, например, DRM.

Одним из наиболее интересных последних разработок ведущих производителей является комбинация DAB/DAB+ и Интернет-радиоприемника. Этот метод предоставляет новый уровень интерактивности и возможность не использовать Интернет-соединение для приема радиопрограмм.

В настоящее время получает все большее распространение интернет-распределение и у ряда специалистов существует убеждение, что Интернет будет доминирующей платформой распределения для вещания в долгосрочной перспективе. Во многих европейских странах наземное радиовещание все еще считают основным средством доведения радиопрограмм до слушателей, причем превалирует здесь FM-вещание. Ситуация с телевидением несколько иная, поскольку есть страны, где больше 50 % населения используют наземные сети ТВ, в то время как в других странах число таких пользователей ниже 10 % из-за высокого проникновения кабельных сетей и услуг непосредственного спутникового вещания (НТВ).

Наше время содержит новые вызовы и требует разнообразия и контента и набора высококачественных мультимедийных услуг. Вещатели должны вспомнить свои корни и пересмотреть то, что они могут предложить обществу. В рамках такого подхода вещатели должны осмыслить новые технологии с позиций возможного их применения в наземном вещании. Среди подобных технологий FTTH (Fibre To The Home — сеть с доведением оптического кабеля до пользователя), когнитивное радио, femto-соты, самоорганизующиеся сети и перераспределение вещательных сигналов с использованием альтернативных технологий связи. Например, сигнал DVB-T распределяется обычным способом посредством наземной вещательной сети, но дополнительно этот сигнал перераспределяется с помощью технологии Wi-Fi для обеспечения покрытия внутри некоторых помещений. Другой пример, когда для канализации интернет-потока используется технология FTTH, а распределение внутри помещений осуществляется в цифровом формате вещания DMB в полосе III (174...240 МГц) ОВЧ диапазона частот.

Ясно, что это может потребовать отказа от некоторых дорогих традиций и перехода к использованию новых понятий. В противном случае не просматривается ясная перспектива развития традиционного наземного вещания. Такое видение будущего наземного вещания необходимо довести до Администраций и политических деятелей, чтобы гарантировать принятие правильных решений в будущем. Это могло бы помочь лоббировать интересы вещателей в CEPT

(Европейская конференция администраций почтовой и электросвязи) и Европейской комиссии.

Рекомендации. Настоящий анализ показывает, что платформа наземного вещания имеет жизненно важное значение для членов EBU. Таким образом, важно обеспечить, чтобы в долгосрочной перспективе наземные распределительные сети оставались способными:

— предоставление текущих и будущих расширенных линейных услуг вещания,

— выполнение все возрастающих требований к качеству и выбору услуг, включая нелинейные сервисы вещания, и поддержка миссии общественных услуг для членов EBU.

В связи с этим, пользователям адресуются следующие рекомендации [3,5]:

— ввести во всех государствах ЕС дополнительные функциональные возможности, которые будут общими на всех новых устройствах цифрового радиоприема на едином рынке ЕС;

— разработать и принять стандарт ЕС для спутникового радиоприема в автомобилях;

— добиться большей определенности относительно выбора радиотехнологий (на едином рынке ЕС);

— оставить на усмотрение Государств-участников возможности использования традиционных стандартов цифрового вещания, таких как DRM и DAB+;

— продолжить исследования по использованию узкополосных стандартов (например, DRM+) в диапазонах ОВЧ I, II и III;

— организовать исследования в области распределения затрат и привлекательности инвестиций в радиовещание;

— организовать мониторинг и отчетность о ходе развертывания сетей цифрового радиовещания;

— организовать общественные семинары/форумы для выявления наилучших достижений в технической, экономической и политической областях (в сфере радиовещания).

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. www.rspg.groups.eu.int/consultation.

2. Beutler R. Strategic considerations on the future of terrestrial broadcasting // EBU TECHNICAL REVIEW 2011 Q2 p. 1-14.

3. EBU Technical Report 013 / Future of Terrestrial Broadcasting. Geneva November 2011, p. 41.

4. Howard Q One Digital Radio across Europe // EBU Technical Review — 2009 Q1 p. 4-14.

5. http://www.itu.int/net/pressoffice/ press_releases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.