УДК 378.147; 372.881.111. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-5
Семенова Г.В. *, Воробьева H.B.
Мобильное обучение как инструмент формирования мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе
Тульский государственный университет, пр. Ленина, д. 92, г. Тула, 300012, Россия galinasem27.03@mail.ru*
Статья поступила 05 мая 2022; принята 12 декабря 2022; опубликована 30 декабря 2022
Аннотация. Введение. Современный этап развития системы иноязычного образования в России проходит в рамках глобальной цифровизации. Мобильное обучение как один из ее инновационных инструментов стремительно проникает в процесс овладения иностранным языком, помогая разнообразить и оптимизировать учебный процесс для современного поколения студентов. Применение мобильных технологий в иноязычном образовательном процессе способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе. Цель исследования - изучение и анализ влияния применения мобильных технологий при обучении иностранному языку на мотивацию студентов к изучению дисциплины. Материалы и методы. Теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов исследования. В иноязычном образовательном процессе наряду с традиционными методами применялись элементы мобильного обучения для выявления его влияния на мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Результаты. Наблюдалась положительная динамика, уровень сформированности мотивации к изучаемой дисциплине студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами вырос значительнее. Выводы. Мобильные технологии обладают дидактическим потенциалом при изучении иностранного языка. Используя их как инструмент формирования мотивации к изучению предмета, появляется возможность осваивать иностранный язык более эффективно: усиливается интерес к изучаемой дисциплине и вовлеченность в образовательный процесс. Благодаря использованию привычных для современной молодежи мобильных устройств, которые позволяют визуализировать объекты, геймифицировать процесс обучения, вносят интерактивность и дают возможность индивидуализировать процесс освоения знаний, уровень мотивации к изучению иностранного языка повышается.
Ключевые слова: мобильное обучение; мотивация; изучение иностранного языка; информатизация образования; информационные технологии
Информация для цитирования: Семенова Г.В., Воробьева Н.В. Мобильное обучение как инструмент формирования мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №4. С. 55-65. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-5.
G.V. Semenova N.V. Vorobyeva
Mobile learning as a tool for motivating students to learn a foreign language in higher education
Tula State University, 92 Lenin Ave., 300012, Tula, Russia galinasem27.03@mail.ru*
Received on May 05, 2022; accepted on December 12, 2022; published on December 30, 2022
Abstract. Introduction. The current stage of development of the system of foreign language education in Russia takes place within the framework of global digitalization. Mobile learning as one of its innovative tools is rapidly penetrating the process of mastering a foreign language, helping to diversify and optimize the learning process for the modern generation of students. The use of mobile technologies in the foreign language educational process helps to increase the motivation of students to study a foreign language at a university. The purpose of the research is to study and analyze the impact of the use of mobile technologies in teaching a foreign language on the motivation of students to study the discipline. Materials and methods include: theoretical analysis of scientific, pedagogical and methodological literature on the research topic, pedagogical observation, questionnaire, conversation, analysis of research results. In the foreign language educational process, along with traditional methods, elements of mobile learning were used to identify its impact on the motivation of students to learn a foreign language. Results. Positive dynamics was observed, the level of motivation for the discipline studied by students of experimental groups increased significantly compared to control groups. Conclusions. Mobile technologies have didactic potential when learning a foreign language. Using them as a tool to create motivation for learning the subject, it is possible to learn a foreign language more effectively: interest in the discipline and involvement in the educational process are strengthened. Thanks to the use of mobile devices familiar to modern youth, which allow you to visualize objects, gamify the learning process, introduce interactivity and make it possible to individualize the process of mastering knowledge, the level of motivation to learn a foreign language increases.
Keywords: mobile learning; motivation; learning a foreign language; informatization of education; information technology
Information for citation: G.V. Semenova, N.V. Vorobyeva (2022) "Mobile learning as a tool for motivating students to learn a foreign language in higher education", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 8 (4), 55-65, DOI: 10.18413/2313-89712022-8-4-0-5.
Введение (Introduction). В Российской системе образования в последние годы происходят серьезные изменения благодаря внедрению цифровых технологий. Тотальная цифровизация общественных процессов и жизни людей изменяет способы восприятия мира, способы мышления и переработки информации. Клиповое мышление молодого
поколения заставляет менять и традиционные образовательные модели. Молодые люди, которые выросли в среде с высоким информационным потоком, с трудом воспринимает тексты без динамичных иллюстраций. Снижается интерес к учебному предмету и мотивация к обучению (Семенова, 2021: 153). Основной проблемой низкого
уровня знания иностранных языков является непосредственно мотивация. Поэтому появляется необходимость наряду с традиционными методами и формами обучения использовать цифровые образовательные технологии для улучшения качества образования и оптимизации процесса обучения. Одним из эффективных инструментов цифровизации в последнее время стало мобильное обучение, которое основано на технологических особенностях мобильных устройств или на дидактических возможностях их применения. Данные технологии позволяют разнообразить учебный процесс для современного поколения студентов. По мнению Чирковой В.М., «особую роль мобильное обучение может сыграть в оптимизации процесса преподавания иностранных языков, так как обладает широкими возможностями не только при осуществлении контроля и администрировании учебного процесса, но и организации индивидуальной и групповой работы, как в аудитории, так и за ее пределами» (Чиркова, 2021: 198). При обучении иностранному языку крайне важно сформировать естественную и занимательную образовательную среду, которая может способствовать повышению мотивации студентов, вызывать у них интерес и побуждать их изучать иностранный язык. Учебная деятельность и образовательная среда должны быть организованы таким образом, чтобы привлечь внимание обучаемых, придать им уверенность в изучении иностранного языка и, наоборот, ограничить негативные эмоции, такие как беспокойство и страх (Доценко, 2022). Именно в рамках обучения иностранному языку проблемы мотивации рассматривались в научных трудах таких отечественных и зарубежных исследователей как А.А. Алха-зишвили, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Л. Скалкина, Е.И. Пассов, Н. М. Симонова, Э.П. Шубина, R. D. Gonzales, R. Gardner, W. Lambert, M. Rost, M. Tanaka и др. Однако этот вопрос актуален еще больше сегодня, т.к. поколение студентов, которое с детства живет в тесном контакте с гаджетами, трудно и скучно учиться
по-старому. Мобильное обучение стремительно проникает в иноязычное образование и может стать одним из эффективных инструментов повышения уровня мотивации к учебной деятельности и вовлечения в образовательный процесс.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что применение мобильных технологий в иноязычном образовательном процессе способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка в вузе.
Цель исследования состоит в изучении и анализе влияния применения мобильных технологий при обучении иностранному языку на мотивацию студентов к изучению дисциплины.
Материалы и методы (Methodology and methods). Необходимость достижения цели исследования обусловила выбор комплексной методики исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ результатов исследования.
Для участия в педагогическом эксперименте по выявлению эффективности влияния технологии мобильного обучения на мотивацию студентов к изучению иностранного языка были привлечены группы студентов 1 курса института права и управления Тульского государственного университета. За время проведения эксперимента в 2020-2021 учебном году в нем приняли участие 72 студента, обучающиеся по направлению «Таможенное дело». Они были разделены на 4 группы: контрольная группа № 1, контрольная группа № 2, экспериментальная группа № 1, экспериментальная группа № 2.
Для проведения анкетирования в начале и в конце эксперимента была использована методика Т.Д. Дубовицкой, которая представляет собой опросник из 20 вопросов с вариантами ответов. Для проведения беседы в начале и в конце экспериментальной работы из каждой группы было выбрано случайным образом по семь студентов. Педагогическое наблюдение велось во всех группах
в течение всего эксперимента, и на заключительном этапе был проведен анализ результатов.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Термин «мобильное обучение» (м-обучение) (mobile learning (m-learning)) относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры, мобильные телефоны и планшетные ПК в процессах преподавания и обучения (Архипова, 2015). Такое обучение стремительно входит в сферу образования и приносит с собой огромные преимущества по сравнению с традиционными методами и средствами. С.В. Титова указывает на следующие полезные приложения в мобильных устройствах: инструкции по обучению, словари, справочники, планировщики курсов, специализированные поисковики, подкасты лекций, новостные ленты, образовательно-ориентированные сайты, блоги и т.д. (Титова, 2012). Существуют также электронные тренажеры - «специальные программы, которые можно установить, как на персональный компьютер, так и на смартфон, а также использовать при обучении в режиме online» (Королева, 2020: 26).
По мнению О.А. Морозовой и Р.А. Ила-евой, «мобильные устройства обеспечивают также разнообразные виды виртуального общения: голосовое общение, SMS, электронная почта, видеосвязь, социальные сети, которые сопровождаются дополнительными возможностями (написать, показать и рассказать)» (Морозова, Илаева, 2018). В последнее время стал распространятся и новый аспект расширения среды обучения иностранному языку с использованием мобильных устройств, который определяется возможностями объединения ресурсов информационной среды и объектов реального мира. Это можно осуществить благодаря технологии графического кодирования информации (матричных QR-кодов), а также технологии дополненной реальности.
Мы согласны с мнением С.В. Титовой, которая в своей работе выделяет «следующие преимущества использования мобильных устройств:
- мгновенный доступ к аутентичным учебным, справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;
- регулярная обратная связь с учителем и учебным сообществом;
- учет индивидуальных особенностей школьников (выявление проблем в обучении и поиск эффективных решений для их устранения, индивидуальный темп обучения и др.);
- повышение учебно-познавательной мотивации и интереса обучающихся благодаря использованию знакомых технических средств и виртуального окружения;
- организация автономного обучения;
- создание персонализированного учебно-образовательного пространства школьника;
- развитие готовности к непрерывному обучению в течение жизни;
- повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции учителей без отрыва от педагогической деятельности» (Титова, 2012).
В век цифровизации мобильное обучение является одним из важных инструментов повышения уровня мотивации к изучению различных дисциплин, особенно к изучению иностранного языка в вузе. В настоящее время студентам недостаточно традиционных средств и методов обучения иностранному языку. Скучные печатные учебные пособия не позволяют разнообразить процесс обучения и вызвать интерес к изучаемому предмету. Раздаточный материал, работа с видео и аудиоматериалами усиливают интерес к изучаемой дисциплине, они тоже малоэффективны на сегодняшнем этапе развития общества. Поколение студентов, которое с детства пользуются гаджетами, не хочет и не может учиться по-старому. Соответственно, имеет смысл применять смартфоны и планшеты на занятиях с пользой, чтобы заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс обучения и мотивировать к изучению иностранного языка. Этот вопрос стал активно подниматься среди ученых в последние годы.
Формирование мотивации студентов к процессу обучения всегда являлось одной из актуальных проблем методико-педагогиче-ского сопровождения сферы высшего образования. Стремительные изменения, происходящие в современном обществе и, прежде всего, внедрение дистанционной формы обучения в условиях пандемии, требует обновления содержания технологий и методик преподавания базовых дисциплин в вузах, в частности - иностранного языка (Королева, Семенова, 2021: 66).
«Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в высшей школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, на данный момент обучение иностранному языку в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у студентов «естественной потребности» в общении на иностранном языке. В связи с этим перед преподавателем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приблизив её к естественным условиям» (Семенова, 2020: 57-58).
А.А. Реан и Я.Л. Коломинский делают акцент на том, что «именно положительные внешние мотивы и сильная внутренняя мотивация, выступая в роли процесса, активизирующего и оптимизирующего деятельность субъекта обучения, могут восполнить недостаток специальных способностей к изучению иностранного языка у студентов, а также на начальном этапе обучения компенсировать небольшой запас знаний, умений и навыков» (Реан, Коломинский, 1999).
З.И. Коннова и Г.В. Семенова подчеркивают, что «образовательный процесс в настоящее время требует искать и осваивать новые мотивационные инструменты для иноязычного образования» (Коннова, Семенова, 2020: 39). Мобильное обучение может стать именно одним из таких инструментов в
руках преподавателя, который предоставляет студентам быстрый доступ к различным аутентичным образовательным ресурсам и программам на занятиях и за пределами аудитории.
Говоря об инновациях в обучении иностранному языку, ориентированных на использование мобильных технологий, Н.С. Доценко обращает внимание на то, что они «обеспечивают продуктивную систему обучения за счет изменения концепции времени и места изучения языка и улучшения четырех навыков - чтения, аудирования, говорения и письма» (Доценко, 2022: 161).
Выполнению поставленных задач способствует также гибкость данных технологий. Работа на мобильных устройствах может быть включена в структуру урока, в процесс индивидуальной работы или коллективной творческой деятельности. Именно мобильное обучение, благодаря своим преимуществам, является для студентов приемлемым, интересным, привычным и легким. Изучение иностранного языка с помощью привычных для молодых людей гаджетов приносит удовольствие от процесса познания нового и доставляет обучаемым эмоциональное удовлетворение. Современное поколение срослось со смартфонами и планшетами, поэтому в обучении следует принимать эту особенность во внимание.
Результаты исследования и их обсуждение (Research Results and Discussion). Для достижения цели нашего исследования мы внедрили в процесс преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей наряду с традиционными методами элементы мобильного обучения.
Для участия в педагогическом эксперименте в 2020-2021 учебном году по выявлению эффективности влияния технологии мобильного обучения на мотивацию студентов к изучению иностранного языка были привлечены 72 студента бакалавриата 1 курса Тульского государственного университета, которые были распределены в 4 группы: две контрольные и две экспериментальные.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью методов беседы и анкетирования была проведена диагностика фактического исходного уровня сформированно-сти мотивации студентов контрольных и экспериментальных групп к изучению иностранного языка. Испытуемым была предложена анкета на основе методики Т.Д. Дубо-вицкой, которая состоит из 20 суждений и
предложенных вариантов ответа (Дубовиц-кая, 2002). После обработки результатов выявлено, что показатели уровня сформирован-ности мотивации студентов экспериментальных и контрольных групп к изучению иностранного языка приблизительно равные (высокий - у 10,3 - 13,3 % студентов, средний - у 33,6 - 35,2 % студентов, низкий - у 56,1 - 51,5 % студентов), что отражено в диаграмме (рис. 1).
56,10%
60,00% 50,00%% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
КГр 1
■ высокий уровень мотивации
52,60%
53,40%
51,50%
КГр 2 ЭГр1
I средний уровень мотивации
ЭГр2
низкий уровень мотивации
Рис. 1 Показатели уровня сформированности студентов экспериментальных и контрольных групп к изучению иностранного в начале эксперимента Fig. 1 Indicators of the level of formation of motivation of students of experimental and control groups to learn a foreign language at the beginning of the experiment
В ходе формирующего этапа эксперимента два раза в семестр определялся уровень сформированности мотивации к изучению предмета, велись беседы и педагогическое наблюдение.
Экспериментальная работа проводилась в течение всего курса обучения, то есть в течение 2 семестров, следующим образом: в контрольных группах на занятиях по иностранному языку применялись традиционные методы и средства обучения. В экспериментальных группах вместе с традиционными методами и средствами обучения использовалось мобильные технологии. Студенты экспериментальных и контрольных групп изучали лексику разной тематики и направленности, читали тексты по странове-
дению и профессии, смотрели видеоматериалы и вели дискуссии на иностранном языке. Обучаемые всех задействованных в эксперименте групп осваивали одинаковый объем материала за одинаковое количество аудиторных часов. Студентам экспериментальных групп в ходе традиционных занятий было предложено на некоторое время перейти работать в смартфонах. Формы работы с мобильными технологиями на уроках иностранного языка включают: изучение лексических единиц; отработку фонетических навыков; обучение навыкам полилогической, диалогической, монологической и письменной речи; автоматизацию навыков использования грамматических явлений в речи и на письме. Преподаватель побуждал
студентов записаться на различные программы, соответствующие их интересам, а затем предоставлял им возможность поделиться своим опытом и знаниями с группой. Студенты ежедневно общались в социальных сетях, писали заметки на иностранном языке и делились ими со своими одноклассниками. Преподаватель по электронной почте одновременно передавал сообщения всем студентам экспериментальных групп. С помощью мобильных устройств организовывались видеоконференции.
Для развития всех видов речевой деятельности и закрепления языкового материала и речевых образцов студентам было предложено поработать с мобильными программами и приложениями (www.paltalk.com, English Grammar in Use, Words, Lingua Leo, ESL Games World и др.), энциклопедиями и справочниками в интернете, пройти разнообразные онлайн-тестиро-вания.
Чаще всего в данном эксперименте использовались приложения Words, которое предназначено для изучения английской лексики, и Learn English Grammar.
Words состоит из следующих тематических разделов: карточки, собери слово, выбери перевод, выбери перевод аудио, найди слово, собери пару. Приложение предлагает не только готовые наборы словарных единиц по заданной теме, но и дает пользователям возможность добавить свои. Тренажер обладает принципом индивидуального подхода к обучающимся, давая им возможность начать с базового уровня и дойти до комплексного владения лексикой по выбранной теме. Он включает в себя самые необходимые темы повседневного общения на иностранном языке: meals, human, science and technology, means of transport, health and beauty, family and friends, home, sports, society, leisure time, clothes, money, geography, mathematics, computers, shopping, time, colors. Кроме того, в
нем можно тренировать и базовые грамматические навыки по следующим разделам: adverbs, adjectives, nouns, verbs (phrasal verbs, irregular verbs) (Розанова, Королева, 2021: 65).
Мобильное приложение Learn English Grammar (British Council), предназначенное для работы над развитием грамматических навыков, также было предложено студентам для работы. В нем представлены грамматические упражнения четырех уровней. Обучаемым предлагается выполнить различные виды упражнений, например, заполнение пропусков, множественный выбор, сопоставление вопросов и ответов.
На заключительном этапе эксперимента с помощью методов беседы и анкетирования была проведена еще раз диагностика уровня сформированности мотивации студентов контрольных и экспериментальных групп к изучению иностранного языка после обучения в рамках мобильной технологии студентов экспериментальных групп и после обучения с помощью традиционных методов и приемов в контрольных группах. В результате оказалось, что уровень мотивации к изучаемой дисциплине повысился и в экспериментальных, и в контрольных группах. Однако показатели в экспериментальных группах значительно выше, что отражено в диаграмме (рис. 2).
Сравнив и оценив показатели уровня сформированности мотивации к изучению иностранного языка в начале и в конце проведенного эксперимента в контрольных и экспериментальных группах, можно сделать вывод о том, что по критерию эффективности педагогического мониторинга уровня мотивации к изучению иностранного языка будущих специалистов в условиях применения мобильного обучения в результате опытно-экспериментальной работы получена положительная динамика, а именно увеличение уровня сформированности мотивации студентов экспериментальных групп.
Рис. 2 Показатели уровня сформированности мотивации студентов экспериментальных и контрольных групп к изучению иностранного языка в конце эксперимента Fig. 2 Indicators of the level of formation of motivation of students of experimental and control groups
to learn a foreign language at the end of the experiment
Это исследование подтверждает выводы предыдущих исследований о том, что использование мобильных технологий на занятиях по иностранному языку повышает уровень мотивации студентов к изучению предмета. Например, исследование, проведенное среди женщин в Саудовской Аравии, которые для изучения английского языка использовали мобильное приложение с игровыми элементами, показало, что мобильное обучение повышает уровень мотивации к дисциплине (Gamlo, 2019), однако не были представлены статистические данные по трем уровням сформированности мотивации. Ряд проведенных экспериментов в европейских странах показал, что использование неформального общения между студентами и преподавателями в социальных сетях с использованием мобильных технологий оказывало заметное положительное влияние на успеваемость и даже дисциплину, формируя доверительную среду общения как среди студентов, так и между студентами и педагогами (Бабешко и др., 2015), что значительно повышает уровень мотивации к изучению предмета. Результаты этих экспериментов совпадают с выводами нашего исследования,
однако вызывает сомнение отсутствие анализа полученных в их ходе статистических данных.
Заключение (Conclusions). Для достижения поставленной цели были изучены мобильные технологии и определены преимущества ее применения в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза, проведена сравнительная оценка показателей уровня сформированности мотивации к изучению дисциплины у студентов экспериментальных и контрольных групп в начале и в конце эксперимента, показана возможность применения данной технологии наряду с традиционными в процессе обучения иностранному языку. Мобильные технологии бесспорно имеют огромный дидактический потенциал при изучении иностранного языка студентами вуза.
Основываясь на приведенных выше результатах исследования, можно сделать вывод о том, что, используя мобильные технологии как инструмент для повышения уровня мотивации к изучению предмета, у обучаемого появляется возможность осваивать иностранный язык более эффективно и в привычной атмосфере. Мобильные технологии вносят разнообразие в процесс обучения.
Для современных студентов это обычные га-джеты, без которых они не представляют свое существование. Проведенный эксперимент доказал, что мобильное обучение проникает в иноязычный образовательный процесс, отодвигая традиционные технологии и занимая свое определенное место.
Благодаря использованию привычных для современной молодежи мобильных устройств, которые позволяют визуализировать объекты, геймифицировать процесс обучения, вносят интерактивность и дают возможность индивидуализировать процесс освоения знаний, уровень мотивации к изучению дисциплины повышается, т.к.:
- усиливается интерес к изучаемой дисциплине и вовлеченность в образовательный процесс;
- учебный материал лучше усваивается;
- оптимизируется процесс обучения иностранному языку;
- упрощается сам процесс получения знаний;
- появляется эмоциональное удовлетворение от процесса познания.
Полученные в ходе экспериментальной работы результаты могут иметь значение для понимания роли использования мобильных технологий в усилении мотивации студентов к изучению иностранного языка за счет их применения наряду с традиционными средствами и методами.
Следует также отметить некоторые ограничения этого исследования. Поскольку полученные результаты отражают характеристики студентов бакалавриата в частности, необходимы дальнейшие исследования с различными возрастными группами. Это было небольшое исследование, в котором приняли участие только 72 студента ТулГУ. Поэтому в последующих исследованиях предлагается включить в эксперимент большее число участников разных специальностей, изучить шире влияние мобильных технологий на внутренние и внешние мотивы к изучению иностранного языка.
Сегодня мобильные технологии имеют огромный потенциал для применения при
обучении студентов иностранному языку в вузе. Они позволяют усилить обучающий эффект, повысить мотивацию и интерес к изучаемому предмету и в будущем станут большим прорывом в подаче образовательного языкового материала. Данные технологии стали лишь недавно доступны широкому кругу пользователей, но до сих пор существует много препятствий для их применения в иноязычном образовательном процессе в вузах России, однако, мобильные технологии - это один из перспективных способов преподавания и изучения иностранного языка современными студентами.
Список литературы
Аманов М.Э. Феномен мотивации при изучении иностранных языков как объект педагогического исследования // Проблемы Науки. 2017. №38 (120). С. 45-52.
Архипова М.В. К вопросу о развитии мотивации изучения иностранного языка у современных школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 211.
Доценко Н.С. Международный опыт обучения иностранным языкам посредством AR-инструментария // Мир науки, культуры, образования. 2022.№ 1 (92). С. 160-162.
Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42-45.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе: учеб. для вузов. М.: Просвещение. 1991. 222 с.
Коннова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. №2. С. 34-41. Б01: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-4.
Королева Н.В. Инновационные педагогические технологии обучения студентов неязыковых специальностей английскому языку с применением электронных тренажеров // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 4. С. 23-29.
Королева Н.В., Семенова Г.В. Электронные тренажеры как средство повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка в условиях дистанционного обучения в вузе // Актуальные проблемы лингвистического образова-
ния в высшей школе: Материалы XV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Язык - образование - современность», Тула, 29 января 2021 года. Тула: Тульский государственный университет, 2021.С. 65-72.
Минеева О.А., Ляшенко М.С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. №4 (25). С. 269-273. ЩЯШШШШШШШШШШ^
Морозова О.А., Илаева Р.А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 256-259.
Мотивационные аспекты использования мобильных технологий в образовательном процессе вузов / Бабешко В.Н., Колосков С.С., Само-чадин А.В., Гребеник А.Г. // Научные ведомости БелГУ. Серия. Экономика. Информатика. 2015. № 19(216). Выпуск 36/1. С. 144-151.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
Розанова О.В., Королева Н.В. Применение электронного тренажера Words для организации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку в условиях дистанционного обучения // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2021. № 1. С. 63-68.
Семенова Г.В. Как повысить мотивацию к изучению иностранного языка: технология дополненной реальности на мобильных устройствах // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 3. С. 57-62.
Семенова Г.В. Применение учебных пособий с элементами дополненной реальности при обучении иностранному языку в вузе // Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы: Сборник статей по итогам IV Профессорского форума. В 2-х томах, Москва, 27-30 сентября 2021 года. Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание». 2021. С. 152-156.
Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 9-23.
Чиркова В.М. Интеграция мобильных приложений в электронную образовательную среду в процессе изучения иностранных языков // Балтийский гуманитарный журнал. 2021.
Т. 10. № 2(35). С. 198-200. DOI 10.26140/bgz3-2021-1002-0053.
Gamlo N. The Impact of mobile game-based language learning apps on EFL learners' motivation // English Language Teaching. 2019. № 12. P. 5473. DOI: 10.5539/elt. v12n4p49.
Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, Mass.: Newbury House Publishers. 1972. 313 p.
Gonzales R. D. Differences in Motivational Orientation in Foreign Language Learning Context: Findings from Filipino Foreign Language Learners // The Assessment Handbook. 2011. № 4(2). P. 19-42.
Rost M. Generating Student Motivation. Michael Rost Series Editor of World View. URL: www.longman.com/worldview. (Дата обращения: 27.05.2022)
Tanaka M. Motivation, self-construal, and gender in project-based learning // Innovation in Language Learning and Teaching. 2022. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/358772468 DOI:
10.1080/17501229.2022.2043870 (Дата обращения: 14.05.2022)
References
Amanov, M.E. (2017), "The phenomenon of motivation in learning foreign languages as an object of pedagogical research", ProblemyNauki, 38 (120), 45-52. (In Russian).
Arkhipova, M.V. (2015), "On the development of motivation for learning a foreign language in modern schoolchildren", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 4, 211. (In Russian).
Babeshko V.N., Koloskov S.S., Samochadin A.V. and Grebenik A G. (2015), "Motivational aspects of the use of mobile technologies in the educational process of universities", Nauchnye vedomosti. Serija Ekonomika. Informatika, 19 (216), 36/1, 144151. (In Russian).
Dotsenko, N.S. (2022), "International experience of teaching foreign languages through AR-tools", Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 1 (92), 160-162. (In Russian).
Dubovitskaya, T.D. (2002), "The method of diagnostics of the orientation of educational motivation", Psikhologicheskaja nauka i obrazovanie, 2, 42-45. (In Russian).
Zimnaya, I.A. (1991), Psikhologija obuchen-ija inostrannym yazykam v shkole: uchebnik dlja vuzov [Psychology of teaching foreign languages at school: textbook for universities], Moscow: Enlightenment, Russia.
Konnova, Z.I. and Semenova, G.V. (2020), "Teaching a foreign language to medical students in
the framework of virtual reality technology", Nauch-nyj rezul'tat. Pedagogika i psikhologija obrazovan-ija, 6, 2, 34-41. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-62-0-4. (In Russian).
Koroleva, N.V. (2020), "Innovative pedagogical technologies for teaching English to students of non-linguistic specialties using electronic simulators", Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universi-teta. Pedagogika, 4, 23-29. (In Russian).
Koroleva, N.V. and Semenova, G.V. (2021), "Electronic simulators as a means of increasing motivation of students to learn a foreign language in the conditions of distance learning at the university", Ak-tual'nye problemy lingvisticheskogo obrazovanija v vysshej shkole: Materialy XV Vserossijskoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem "Yazyk - obrazovanie - sovremennost'", Tulskij gosudarstvennyj universi-tet, 65-72. (In Russian).
Mineeva, O.A. and Lyashenko, M.S. (2018), "Study of motivation of students of non-linguistic specialties to study a foreign language", Baltijskij gumanitarnyjzhurnal, 4 (25), 269-273. (In Russian).
Morozova, O.A. and Ilaeva, R.A. (2018), "The effectiveness of the use of mobile technologies in the process of teaching English", Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 59-2, 256-259. (In Russian).
Rean, A.A. and Kolominsky, Ya.L. (1999), Sotsialnaja pedagogicheskaja psikhologija: ucheb posobie dlja vuzov. [Social pedagogical psychology: handbook for universities]. St. Petersburg, Russia.
Rozanova, O.V. and Koroleva, N.V. (2021), "Application of the Words electronic simulator for the organization of independent work of students in foreign language classes in the conditions of distance learning", Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Pedagogika, 1, 63-68. (In Russian).
Semenova, G.V. (2020), "How to increase motivation to learn a foreign language: augmented reality technology on mobile devices", Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagog-ika, 3, 57-62. (In Russian).
Semenova, G.V. (2021), "The use of textbooks with elements of augmented reality in teaching a foreign language at a university", Nauka i tekhnologii XXI veka: trendy i perspektivy: Sbornik statej po itogam IV Professorskogo foruma, 152156. (In Russian).
Titova, S.V. (2012), "Mobile learning today: strategies and prospects", Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Serija 19: Lingvistika i mezhkulturnaja kommunikatsija, 1, 9-23. (In Russian).
Chirkova, V.M. (2021), "Integration of mobile applications into the electronic educational environment in the process of learning foreign languages", Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 10. 2(35). 198-200. DOI 10.26140/bgz3-2021-1002-0053. (In Russian).
Gamlo, N. (2019), "The Impact of mobile game-based language learning apps on EFL learners' motivation", English Language Teaching. 12(4), 49-56. DOI: 10.5539/elt. v12n4p49. (In Canada).
Gardner, R.C. and Lambert, W.E. (1972), Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, Mass.: Newbury House Publishers, USA.
Gonzales, R.D. (2011), "Differences in Motivational Orientation in Foreign Language Learning Context: Findings from Filipino Foreign Language Learners", The Assessment Handbook. 4(2). 19-42. (In USA).
Rost, M. Generating Student Motivation. Michael Rost Series Editor of World View. URL: www.longman.com/worldview. (Accessed 27 May 2022).
Tanaka, M (2022), "Motivation, self-con-strual, and gender in project-based learning", Innovation in Language Learning and Teaching, URL: https: //www.researchgate.net/publica-tion/358772468 DOI:
10.1080/17501229.2022.2043870. (In UK). (Accessed 14 May 2022).
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Семенова Галина Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тульский государственный университет.
Воробьева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Тульский государственный университет.
About the authors:
Galina V. Semenova, Associate Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Tula State University. Natalia V. Vorobyeva, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Tula State University.