References
1. Martynova M.A. Suschnost' i struktura gotovnosti studentov medicinskogo vuza k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v professional'noj sfere. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 5.
2. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1982; T. 2.
3. Rokityanskaya K.A. Formirovanie professional'noj inoyazychnoj kompetencii pri obuchenii inostrannomu yazyku u studentov neyazykovogo vuza. Agrarnaya nauka v XXI veke: problemy i perspektivy sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. N.I. Vavilova, 2018: 531 - 533.
4. Rahimova A.'E. Preimuschestva primeneniya komp'yuternyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam. Inostrannye yazyki v shkole. 2012; № 10: 56 - 59.
5. Majdisarova D.S., Tyulyubaev D.E. Interaktivnost' v sovremennom obrazovanii. Academy. 2019; № 2 (41): 10 - 11.
Статья поступила в редакцию 25.12.21
УДК 378
Dotsenko N.S., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government
of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES THROUGH AR-TOOLS. Modern educational technologies, among which Augmented Reality (AR) stands out, have led to a significant breakthrough in education, opening up new opportunities in teaching and learning a foreign language. Integration of the innovative augmented reality technology into the language learning process enables effective mastering of both receptive and productive types of foreign language speech activities as part of improving foreign language communicative competence. The paper aims to define the learners' attitude towards augmented reality tools which allow them to improve their foreign language speaking skills and increase their motivation. The author, examining the international experience, analyzes the advantages of this technology in foreign language teaching, as well as highlights some of the limitations arising in the course of implementation of AR-tools, as it is a new technology and the experience of its application is not well studied.
Key words: educational technology, augmented reality, mobile learning, motivation.
Н.С. Доценко, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ AR-ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Современные образовательные технологии, среди которых особо выделяется технология дополненной реальности, привели к значительному прорыву в образовании, открывая новые возможности в преподавании и изучении иностранного языка. Интеграция инновационной технологии дополненной реальности в процесс изучения языков позволяет эффективно осваивать как рецептивные, так и продуктивные виды иноязычной речевой деятельности в рамках совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции. Цель работы сводится к тому, чтобы определить отношение обучающихся к инструментам дополненной реальности, которые позволяет им совершенствовать навыки иноязычной речи и повышать мотивацию. Автор, исследуя международный опыт, анализирует преимущества данной технологии при обучении иностранному языку, а также выделяет некоторые ограничения, возникающие в процессе реализации AR-инструментария, так как это новая технология, и опыт ее применения недостаточно изучен.
Ключевые слова: образовательные технологии, дополненная реальность, мобильное обучение, мотивация.
Современный мир меняется очень быстро, технологический прогресс и цифровизация затрагивают все сферы деятельности человека, включая образование. Одной из важнейших компетенций на сегодняшний день становится умение адаптироваться к непрерывным преобразованиям, происходящим в экономической, общественной и профессиональной областях. Так, благодаря потенциалу передовых цифровых технологий и разработок для всех участников образовательного процесса открываются новые перспективы работы с информацией и ее усвоением. Одной из главных целей в обучении иностранному языку в условиях интенсификации образовательного процесса является создание естественной и динамичной образовательной среды. Дополненная реальность достаточно широко применяется в образовании для реализации этой задачи. AR имеет большой потенциал в области языкового обучения, поскольку обладает такими преимуществами, как визуализация информации и интерактивность обучения. Таким образом, эксперты включают дополненную реальность в ключевые тренды развития образования, что, скорее всего, коренным образом изменит подходы к организации учебного процесса.
Актуальность настоящего исследования заключается в нарастающей необходимости включения AR-инструментария в практику обучения иностранным языкам.
Цель статьи - проанализировать существующий международный опыт использования технологий дополненной реальности в обучении иностранным языкам.
Научная новизна работы заключаются в доказательстве положительного влияния AR-технологий на процесс обучения, включая улучшение успеваемости, повышение мотивации и вовлеченности, а также развитие сотрудничества среди обучающихся.
Теоретическая значимость научной работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения задач по внедрению AR в образовательный процесс с целью создания эффективной среды обучения.
В эпоху глобализации и повсеместного внедрения новых технологий во всех сферах жизни все острее чувствуется необходимость в соответствующем профессиональном образовании, которое способно адаптироваться к этим переменам. Соответственно, появление передовых технологий привело к значительному прорыву в образовании в информационном обществе. В контексте современного образования, которое является студентоцентрированным и ориентировано на использование активных методов обучения, именно цифровые
технологии благоприятствуют этому, располагая большим количеством преимуществ по сравнению с традиционными методами. Однако стоит помнить и о некоторых вызовах, которые могут препятствовать внедрению инновационных технологий в обучение, главными из которых являются применение опыта аутентичного обучения и необходимость повышения цифровой грамотности. Эти две проблемы могут быть решены с помощью особой технологии дополненной реальности
AR - трехмерная ВД технология, которая способна визуализировать реальный мир с помощью графического изображения предметов и технологии распознавания объектов. AR оказывает положительное влияние на процесс обучения, улучшая производительность, повышая мотивацию и вовлеченность, а также развивая сотрудничество среди обучающихся. Что касается языкового образования, AR имеет большой потенциал, так как эта технология обладает такими свойствами, как визуализация (т.е. представление виртуальной информации в многообразном контексте) и интерактивность обучения (т.е. взаимодействие обучающихся с виртуальным контентом).
В 1992 году Томас Престон Коделл, инженер исследовательской лаборатории корпорации "Воетд", ввел в понятие термин «дополненная реальность»
Технология дополненной реальности - цифровой инструмент, объединяющий реальный мир и виртуальную среду, обеспечивая их синхронное взаимодействие. Это интерактивный инструмент, который удовлетворяет современным требованиям организации электронного образования 3.0. AR позволяет накладывать виртуальные объекты (то, что называется «дополненные элементы») на реальный мир. Объединяя реальный и виртуальный миры, создается расширенная реальность, в которой объем получения информации увеличивается за счет стимуляции органов чувств, усиливая восприятие. Накладываемым цифровым контентом может быть компьютерная графика, текстовая информация, электронные ссылки, видео и 3D-объекты. В целом AR следует понимать как «технологию добавления, внедрения элементов виртуальной информации в реальную жизнь человека. Она позволяет стереть грань между окружающим и искусственно созданным миром» [1, с. 129]. Программное обеспечение AR интегрирует виртуальную информацию в физическое окружение пользователя так, что он воспринимает эту информацию как уже существующую в окружающей среде. Данная технология способствует интуитивному взаимодействию, эффективной визуальной коммуникации и предоставлению высококачественного учебного контента, созданного педагогами.
Важными характеристиками виртуальной реальности являются взаимодействие, погружение и эффект присутствия. Под взаимодействием понимается способность обучающихся распознавать ввод информации (например, с помощью жеста) и мгновенно реагировать на это действие. Таким образом, использование трехмерной компьютерной графики в сочетании с различными интерфейсными устройствами обеспечивает эффект погружения в интерактивную виртуальную среду, в которой учащиеся могут использовать визуальные, слуховые и тактильные сигналы для управления объектами в синтезированном пространстве. При этом имитируемая среда способна меняться в ответ на входящие действия пользователя. Под присутствием понимается личное субъективное ощущение учащегося, когда он ведет себя в виртуальной среде так же, как в реальном мире.
В настоящее время AR-технологии находят широкое применение в образовательных контекстах, включая изучение медицины, архитектуры, инженерии, а также в преподавании и изучении языков. Это обусловлено тем, что AR-тех-нологии:
- поддерживают практико-ориентированное обучение;
- способствуют переходу от информационно-сообщающего обучения к интерактивному взаимодействию с учебным контентом в реальном времени;
- позволяют делить общее виртуальное пространство с другими людьми за счет функции присутствия, что способствует сотрудничеству и совместной работе;
- обладают огромным потенциалом для повышения вовлеченности и мотивации обучающихся за счет создания учебной среды, воспринимаемой через органы чувств;
- адаптируются к конкретным потребностям каждого обучающегося;
- помогают преодолевать трудности у учащихся с низким уровнем успеваемости;
- расширяют функционал привычных учебных материалов благодаря высокой степени наглядности;
- побуждают учащихся и педагогов творчески подходить к предмету;
- позволяют проводить научные эксперименты, опыты без использования штатного лабораторного оборудования, без риска для жизни и здоровья;
- предоставляют возможность обучения за пределами класса, с любого цифрового устройства.
Таким образом, AR-технологии в обучении преследуют несколько целей: позволяют поддерживать совершенствование познавательных способностей учеников и педагогов в цифровом обществе, способствуют оптимизации, эффективности и качеству процесса обучения. На сегодняшний день этой теме посвящено небольшое количество научных публикаций. Однако важно отметить, что все научные исследования подчеркивают сильные стороны виртуальной образовательной среды, такие как наглядность, высокая степень вовлеченности, концентрация внимания, эффект присутствия, стимуляция органов чувств, безопасность и многие другие.
Вопросом применения AR-технологий в обучении занимались такие исследователи, как R.D.A. Budiman, T.H.C. Chiang, S.J.H. Yang, G.J. Hwang, S. Feine, S.J. Henderson, H. Kauffmann, B. Peixoto, D. Pinto, A. Krassmann, M. Melo, L. Cabra, M. Bessa, N. Guyndomush, G. Orhan, I. Sahin, X. Huang, D. Zou, G. Cheng, H. Xie, М.В. Амелькина, К.И. Бестыбаева, А.А. Дмитриев, В.В. Доброва, П.П Лабзина, О.П. Жигалова, А.В. Иванова, Ю.Ф. Катханова, В.В. Котенко, А.С. Крылова, Я. Ланьер, Я.Ю. Ленсу, И.П Никитичев, С.И. Пустов [2, с. 56]. Данные исследования, несомненно, содействуют постепенному внедрению AR-технологий в образование, а именно - в систему обучения иностранным языкам.
Существует взаимосвязь между успехом и мотивацией. Исследования таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, П.Я. Пальперин, В.Н. Мясищев, A.A. Леонтьева, H.A. Зимняя, Н.М. Симонова, ПА. Китайгородская доказывают, что «мотивация является наиважнейшей основой достижения успеха в изучении языков» [3, с. 125] и значительно облегчает процесс изучения. При обучении иностранному языку крайне важно сформировать естественную и занимательную образовательную среду, которая может способствовать повышению мотивации учащихся, вызывать у них интерес и побуждать их изучать иностранный язык. Учебная деятельность и образовательная среда должны быть созданы таким образом, чтобы привлечь внимание обучаемых, придать им уверенность в изучении иностранного языка и, наоборот, ограничить негативные эмоции, такие как беспокойство и страх. Инновации в обучении иностранному языку, ориентированные на использование AR и мобильных технологий, обеспечивают продуктивную систему обучения за счет изменения концепции времени и места изучения языка и улучшения четырех навыков - чтения, аудирования, говорения и письма.
Дополненная реальность является одним из инструментов реализации мобильного обучения иностранным языкам (MALL - mobile assisted language learning), который способствует осуществлению обучения иностранным языкам с помощью мобильных устройств для улучшения качества системы языкового образования и воспроизведения дидактического принципа индивидуализации, непрерывного образования и использования активных методов обучения иностранному языку. Одним из наиболее весомых достоинств мобильных технологий является предоставление возможности для практики иностранного языка вне класса или аудитории, то есть в реальных обстоятельствах. С помощью AR становится доступным воссоздание ситуации общения с носителями языка (например, при визите на фабрику, проведении собеседования, подписании контрак-
та), а также эффекта присутствия в различных местах за рубежом (в музее, на выставках, на экскурсии).
Китайские ученые в своей работе «Систематический обзор технологий дополненной реальности в изучении иностранных языков» [4] проанализировали работы ряда зарубежных исследователей (Чен, Браун и Слейтер, Ибрагим и др., Солак и Какир), посвященных данному вопросу и пришли к выводам, что AR способствует изучению языка за счет погружения учащихся в виртуальный мир.
Результаты показали, что AR способствует эффективному изучению лексики, позволяя учащимся визуализировать слова с помощью 3D-изображений, тем самым улучшая понимание их значений. Например, приложение Aurasma от HP Reveal используется для обучения орфографии, наглядно демонстрируя, как писать символы и буквы шаг за шагом. В одном из заданий с AR-приложением Aurasma студентам требовалось найти нужный предмет в виртуальной комнате с большим количеством различных вещей. Сначала учащиеся слушали описание предмета, далее сообщали информацию своим одногруппникам, чтобы те могли найти предмет. Таким образом, развиваются навыки аудирования, устной речи и тренируются коммуникативные способности. Технологии дополненной реальности, такие как Google Cardboard и Google Expeditions, предлагают трехмерные изображения культурных объектов с подробным описанием, позволяя учащимся совершить увлекательный виртуальный тур с изучением достопримечательностей. С помощью этой технологии студенты могли более детально знакомиться с предметами культуры на иностранном языке, что способствует изучению культуры и языка в целом, но чего трудно достичь, используя иные средства получения информации.
Чен [5], Браун и Слейтер [6] изучили AR-приложение Second Life с трехмерной многопользовательской виртуальной средой (MUVE, multiusers virtual environment). Здесь пользователи могут создавать собственные аватары и общаться друг с другом посредством голосового или текстового чата. Участникам исследования Чена было поручено выполнить задания, используя смоделированный сценарий с ситуациями из реальной жизни. Примеры заданий включали заказ еды в ресторане и знакомство посетителей с достопримечательностями своей страны. Приложение Second Life предоставило учащимся возможность взаимодействовать и общаться со студентами из разных культур на иностранном языке. Аналогичным образом Браун и Слейтер использовали SL в качестве платформы для моделирования устного перевода, например, в туристическом офисе и конференц-зале. Таким образом, студенты могли практиковать диалоги на двух языках, имитируя предоставление услуг делового характера.
Исследователи Ибрагим и др. [7], Солак и Какир [8] сравнили лексический запас студентов, которые обучались с помощью AR-инструментов, со студентами, которые обучались с использованием традиционных методов, и обнаружили, что студенты из учебного класса AR превзошли других обучающихся. По мнению ученых, это произошло потому, что AR-технологии позволяют визуализировать значения слов в данный момент времени, что способствует закреплению связей между формой и значением слова, и, следовательно, учащимся было легче запомнить и применить позже нужное слово. Студенты в исследовании, проведенном Ибрагимом, использовали AR-дисплей от Microsoft HoloLens для изучения лексики. С помощью этого AR-устройства студенты перемещались по виртуальной комнате, где были размещены различные объекты, отмеченные словами с пояснениями. Результаты данного исследования показали, что способ изучения лексики, снабженной виртуальными надписями, в реальном времени и пространстве, эффективен и стимулирует процесс запоминания слов на более глубоком уровне. Солак и Какир также отметили, что новые слова лучше запоминаются с помощью технологии AR, когда изучаемая лексика вводится сначала с помощью картинок, затем слово озвучивается, далее предоставляется значение слова. Таким образом, учащиеся могли усвоить контекстное значение слов с помощью технологии AR.
AR-технология также может быть использована для развития навыков письма, что подтвердили исследователи Лю и Цай [9]. Они утверждают, что учебные материалы с использованием AR обеспечивают языковую подготовку и увеличивают объем содержательных знаний, например, при написании эссе. Учебное задание в данном исследовании заключалось в том, чтобы познакомить студентов с виртуальной территорией университета. Все учебные материалы были разработаны с помощью AR, включая систему навигации, визуализацию кампуса и описание зданий. Студентам было предложено провести ознакомительную экскурсию, а затем описать окружающую и внутреннюю территорию кампуса в сочинение. Исследование выявило, что вся лексика, которую студенты выучили в ходе виртуального тура, была использована в сочинениях. Это означает, что учебные материалы на базе AR позволяют расширить и разнообразить словарный запас учащихся посредством более легкого и быстрого доступа к информации.
Анализ научных работ [4] позволяет выделить основные направления языкового обучения, в которых AR используются чаще всего: для изучения и улучшения усвоения лексики (28 статей), для развития навыков говорения (18 статей) и письменной речи (10 статей). Согласно результатам исследований, AR-техноло-гии предлагают интерактивный учебный контент, тем самым повышая учебную мотивацию. Обучающиеся понимают технологии AR как нечто новое и воспринимают такое обучение как увлекательное мероприятие, получая большое удовольствие от таких занятий.
Наряду с преимуществами необходимо отметить ряд ограничений, которые могут снизить использование AR-технологий в обучении:
- ограниченный доступ к Интернету или его полное отсутствие;
- трудоемкость создания приложения с дополненной реальностью и высокий уровень финансовых затрат [10];
- сложности с пониманием инструкций по использованию AR-технологий;
- технические ограничения цифровых устройств: низкое качество аудио-и видеоматериала, что может вызывать физический дискомфорт;
- методическая неподготовленность педагогов к применению AR-техноло-
гий;
- обеспокоенность со стороны учителей по поводу эффективности AR-ин-струментов, когда студенты больше сосредоточены на анимации, а не на учебном материале;
- недостаток опыта работы с AR-проектами как у студентов, так и у преподавателей;
- волнение родителей о том, что обучение с помощью AR может привести к чрезмерному использованию цифровых технологий.
Результаты показывают, что преподаватели и учащиеся сформировали позитивное отношение к внедрению AR на занятиях, а количество положительных отзывов о преимуществах AR явно превышает количество отрицательных. Дополненная реальность обладает способностью вовлекать обучающихся и мотивировать их учиться, повышая успеваемость. AR-технологии улучшают изучение
Библиографический список
языка посредством иммерсивного обучения, повышения мотивации, создания взаимодействия и снижению тревожности при обучении.
Последующие работы по данной теме должны быть ориентированы на выявление и более подробное изучение условий успешной интеграции приложений дополненной реальности в учебный процесс. К ним можно отнести техническое оснащение занятий, доступность мобильных устройств, способы мотивации преподавателей и студентов, решение вопросов информационной безопасности и этики, возникающие при использовании дополненной реальности.
Кроме того, следует разработать критерии, по которым преподаватели иностранных языков смогут отбирать приложения дополненной реальности в зависимости от конкретных учебных целей и задач. В будущих исследованиях нужно определить, какие факторы способствуют положительному восприятию AR-тех-нологий со стороны обучающихся. Исследователям предстоит изучить влияние AR-инструментов на вовлеченность в процесс обучения с помощью количественных данных, чтобы получить более полные результаты.
Тем не менее мы считаем, что эти проблемы могут быть преодолены, и они не должны быть препятствиями для использования AR в образовании. С учетом потенциальных технологических достижений и снижения затрат как на программное, так и на аппаратное обеспечение, внедрение AR-технологий в образовании, вероятно, будет более широко распространено в краткосрочной и/или среднесрочной перспективе.
1. Семенова Г.В. Использование преимуществ технологии дополненной реальности в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020; Т. 5, № 1: 128 - 133.
2. Коннова З.И., Семенова ГВ. Технологии дополненной и виртуальной реальностей: инновации в обучении иностранным языкам в вузе. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021; Т. 7, № 3: 53 - 67.
3. Рябцева О.М. Пути повышения мотивации в изучении иностранного языка. Известия ЮФУ. Технические науки. 2012; № 10 (135): 125 - 129.
4. X. Huang, D. Zou, G. Cheng, H. Xie. A Systematic Review of AR and VR Enhanced Language Learning. Sustainability. 2021; № 13 (9).
5. Chen J.C. The crossroads of English language learners, task-based instruction, and 3D multi-user virtual learning in Second Life. Computers & Education. 2016; № 102 (1): 152 - 171.
6. Braun S., Slater C. Populating a 3D virtual learning environment for interpreting students with bilingual dialogues to support situated learning in an institutional context. The Interpreter and translator trainer. 2014; № 8 (3): 469 - 485.
7. Ibrahim A., Huynh B., Downey J. Hollerer T., Chun D., O'donovan J. ARbis pictus: A study of vocabulary learning with augmented reality. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. 2018; № 24: 2867 - 2874.
8. Solak E., Cakir R. Investigating the role of augmented reality technology in the language classroom. Online Submiss. 2016; № 18: 1067 - 1085.
9. Liu P.H.E., Tsai M.K. Using augmented-reality-based mobile learning material in EFL English composition: An exploratory case study. British Journal of Educational Technology. 2013; № 44 (1).
10. Аверьянова С.С., Прохорова И.А. Дополненная реальность: применение и перспективы в образовании. Наука ЮУРГУ: материалы 71-й научной конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУРГУ, 2019: 36 - 44.
References
1. Semenova G.V. Ispol'zovanie preimuschestv tehnologii dopolnennoj real'nosti v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovogo vuza. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2020; T. 5, № 1: 128 - 133.
2. Konnova Z.I., Semenova G.V. Tehnologii dopolnennoj i virtual'noj real'nostej: innovacii v obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Nauchnyjrezul'tat. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2021; T. 7, № 3: 53 - 67.
3. Ryabceva O.M. Puti povysheniya motivacii v izuchenii inostrannogo yazyka. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2012; № 10 (135): 125 - 129.
4. X. Huang, D. Zou, G. Cheng, H. Xie. A Systematic Review of AR and VR Enhanced Language Learning. Sustainability. 2021; № 13 (9).
5. Chen J.C. The crossroads of English language learners, task-based instruction, and 3D multi-user virtual learning in Second Life. Computers & Education. 2016; № 102 (1): 152 - 171.
6. Braun S., Slater C. Populating a 3D virtual learning environment for interpreting students with bilingual dialogues to support situated learning in an institutional context. The Interpreter and translator trainer. 2014; № 8 (3): 469 - 485.
7. Ibrahim A., Huynh B., Downey J. Hollerer T., Chun D., O'donovan J. ARbis pictus: A study of vocabulary learning with augmented reality. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. 2018; № 24: 2867 - 2874.
8. Solak E., Cakir R. Investigating the role of augmented reality technology in the language classroom. Online Submiss. 2016; № 18: 1067 - 1085.
9. Liu P.H.E., Tsai M.K. Using augmented-reality-based mobile learning material in EFL English composition: An exploratory case study. British Journal of Educational Technology. 2013; № 44 (1).
10. Aver'yanova S.S., Prohorova I.A. Dopolnennaya real'nost': primenenie i perspektivy v obrazovanii. Nauka YuURGU: materialy 71-j nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YuURGU, 2019: 36 - 44.
Статья поступила в редакцию 30.01.22
УДК 372.881.161.1
Kalinina A.S., postgraduate, Lomonosov Moscow State University; teacher, The European High School (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
POSITIONAL RULES OF PERSIAN CONSONANT SYSTEM IN THE CONTEXT OF TEACHING RUSSIAN PHONETICS TO PERSIANS. The article deals with problems of designing courses of Russian practical phonetics for Persian native speakers. Currently, there are almost no stand-alone courses of Russian pronunciation for Persian-speaking students. However, there is a number of various dialects of Persian language, and each of them has its own phonetic characteristics. Such features are transferred to the accent of Persian native speakers learning Russian language. The article discusses the main deviations in pronunciation of Teh-rani-speaking students caused by the differences between positional rules in Russian language and Tehrani dialect of Persian. The transfer of the positional rules of native system to Russian pronunciation causes significant and recurring deviations in the accent of non-Russian-speaking students, in our case - the Tehrani-speaking students. The results of the research can be used for designing the courses of Russian practical phonetics for Persian native speakers.
Key words: foreign accent, phonetic interference, pronunciation, consonant system, positional rules.
А.С. Калинина, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; преп., Европейская гимназия, г. Москва,
E-mail: [email protected]