Научная статья на тему 'Мобилизационные процессы в промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны (на примере предприятий Тюменской области)'

Мобилизационные процессы в промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны (на примере предприятий Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1704
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА / WORLD WAR II / TYUMEN REGION / MOBILIZATION PROCESSES / DEFENSE INDUSTRY WORKERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Южаков Виктор Петрович

Статья посвящена проблемам исследования особенностей мобилизационной экономики Тюменской области в годы первых пятилеток и в период Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны в регион были эвакуированы более 30 промышленных предприятий. Местные заводы и фабрики перешли на выпуск оборонной продукции. Строительство торпедных катеров, десантных планеров и добыча оптического кварца производились во время войны только на территории Тюменской области. Рассмотрены проблемы снабжения продовольствием, жилищные вопросы и культурное обслуживание работников промышленных предприятий. Для исследования мобилизационных процессов оборонной промышленности использовались как ранее опубликованные документы, так и впервые введенные в научный оборот источники. Полученные результаты можно использовать в краеведении, в преподавании истории тыла и патриотическом воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Южаков Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobilization processes in the industry before and during the Great Patriotic War (the case study of enterprises in the Tyumen region)

The article dwells on the study of mobilization economy peculiarities in the Tyumen region in the years of the first five period, and during the Great Patriotic War. In the first months of the war more than 30 industrial enterprises were evacuated to the region. Local factories started to release defense products. The construction of torpedo boats, landing gliders and optical quartz mining were produced during the war only in the Tyumen region. The problems of food, housing and cultural maintenance of industrial enterprise workers are researched. To study the processes of the defence industry mobilization, previously published documents as well as new scientific sources were used. The results can be applied in the study of local lore, the teaching of the rear and patriotic education history.

Текст научной работы на тему «Мобилизационные процессы в промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны (на примере предприятий Тюменской области)»

Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2016. № 1. С. 147-155.

В. П. Южаков

МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на примере предприятий Тюменской области)

Статья посвящена проблемам исследования особенностей мобилизационной экономики Тюменской области в годы первых пятилеток и в период Великой Отечественной войны. В первые месяцы войны в регион были эвакуированы более 30 промышленных предприятий. Местные заводы и фабрики перешли на выпуск оборонной продукции. Строительство торпедных катеров, десантных планеров и добыча оптического кварца производились во время войны только на территории Тюменской области. Рассмотрены проблемы снабжения продовольствием, жилищные вопросы и культурное обслуживание работников промышленных предприятий. Для исследования мобилизационных процессов оборонной промышленности использовались как ранее опубликованные документы, так и впервые введенные в научный оборот источники. Полученные результаты можно использовать в краеведении, в преподавании истории тыла и патриотическом воспитании.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Тюменская область, мобилизационные процессы, оборонная промышленность, труженики тыла.

Необходимость дальнейшего осмысления проблемы развития мобилизационных процессов в промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны обусловливается наличием вставших перед страной сложнейших социально-экономических задач. Особенно возрастает значение исследования на фоне нынешней стагнации промышленного производства и массового закрытия предприятий, эвакуированных на территорию Тюменской области в начале Великой Отечественной войны.

Мобилизационный характер предвоенной советской экономики предполагал высокоцентрализованную систему управления, жесткое подчинение экономических задач политическим целям. Третий пятилетний план (1938-1942 гг.) являлся естественным продолжением второго и первого пятилетних планов, направленных на реализацию политики индустриализации Советского государства. Как докладывалось на XVIII съезде ВКП (б), проходившем в марте 1939 г., по объему машиностроения СССР занял первое место в Европе и второе в мире, уступая только Соединенным Штатам Америки. Съезд утвердил рост выпуска промышленной продукции за 5 лет в 1,9 раза [10. С. 4-12].

Третья пятилетка, как и предыдущие, выполнялась как за счет усиления командно-административных и репрессивных мер, так и энтузиазма трудящихся. Массовый характер приобрело социалистическое соревнование. В 1940 г. новаторы производства составляли почти половину всех рабочих промышленности. По всей стране началось движение «стахановцев».

С другой стороны, усиливалась репрессивная политика, проводимая под маркой обличения прогульщиков, бракоделов, нарушителей дисциплины, резкой критики безответственности, бесхозяйственности. В 1938 г. администрациям предприятий было дано право увольнения работников за опоздание на 20 минут, а в 1940 г. за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин применялась уголовная ответственность. Выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Указом Президиума Верховного Совета СССР (июнь 1940 г.) был введен 8-часовой рабочий день, 7-дневная рабочая неделя и запрещен самовольный уход с работы рабочих и служащих [14. С. 45].

С военной точки зрения исключительное значение имела линия партии на ускоренное развитие промышленности в восточных районах, создание предприятий-дублеров по ряду отраслей машиностроения.

Экономика Тюменской области являлась составной частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. В соответствии с планом третьей пятилетки СССР был составлен и план народного хозяйственного развития региона на 1938-1942 гг. В нем предусматривалось продолжение курса на дальнейшую индустриализацию области, наращивание темпов экономического развития, оснащение промышленности и сельского хозяйства новой техникой. Общий объем валовой продукции промышленности предполагалось увеличить в 1,5 раза по сравнению с 1937 г. Наличие железнодорожного узла Транссибирской ма-

гистрали и разветвленной сети водного транспорта предопределило развитие промышленности в Тюменской области. Согласно государственным планам индустриализации на территории области получили развитие судостроительная промышленность, машиностроение, деревообработка и рыбообрабатывающая отрасль.

За годы первых пятилеток в области были построены заводы по выработке сухого и сгущенного молока в Ялуторовске и Любино, крупные мясокомбинаты Тюмени, Ишиме, крупнейший консервный комбинат в Салехарде. В Тюмени было запланировано строительство мощного завода карусельных станков, завода электромашиностроения по производству электромоторов и генераторов тока и завод пусковой электроаппаратуры. Расчетная годовая производительность трех заводов давала бы продукции на 145 млн. рублей.

Цифры (табл. 1) характеризуют значительный рост основных фондов предприятий области [7].

Таблица 1.

Основные фонды предприятий Тюменской

области( млн. руб.)

№ Наименование от- Годы Рост,

раслей 1938 1940 %

промышленности

1. Всего основных фондов по промышленности 165,8 225,1 151,4

2. Металлообработка 54,0 85,3 157,9

3. Пищевая 46,2 73,1 158,2

4. Деревообрабатывающая 9,2 21,6 234,7

5. Силикатно-кера-мическая 5,1 7,7 151,0

6. Кожевенно-об-увная 4,2 6,3 150,0

7. Текстильная 8.4 9,6 114,2

Тюменская судоверфь в предвоенные годы была крупнейшим судостроительным предприятием Западной Сибири. Предприятие, организованное в 1932 г. на базе национализированных частных судостроительных товариществ, выпускало буксирные пароходы, теплоходы и баржи [7].

Завод «Механик» являлся одним из крупных промышленных предприятий Тюменской области. Предприятие, основанное в 1899 г., имело полный производственный цикл и выпускало широкий ассортимент промышленного оборудования. С освоением производства собственных деревообрабатывающих станков по типу австрийских «Россеров» и шведских обрезных

станков «Болиндер» их импорт был полностью прекращен. Коллектив завода сэкономил для государства 4 млн. золотых рублей. В это же время предприятие впервые в СССР освоило производство чугунного литья для химической промышленности, ранее ввозимого из-за границы [8].

С началом Великой Отечественной войны потребовалось в кратчайшие сроки перевести большинство действующих промышленных предприятий страны на выпуск оборонной продукции. Новые требования времени предполагали концентрацию всех материальных, финансовых, организационных и людских ресурсов с целью создания мощной мобилизационной экономики в восточных районах страны. Принятый 16 августа 1941 г. «Военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии» был рассчитан на компенсирование утраченных военно-промышленных мощностей [15. С. 227]. Местные партийные и исполнительные органы власти стали исполнять роль региональных правительств, отвечавших за выпуск оборонной продукции. Для усиления партийного влияния на крупных оборонных предприятиях вводились должности парторгов ЦК ВКП (б).

Промышленные предприятия Тюменской области были переориентированы на выпуск военной продукции. Продукцию для фронта стали выпускать промышленные предприятия: завод «Механик», фанерный комбинат, судоверфь, деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь», Ялуторовский лесозавод, леспромхозы Ханты-Мансийского округа. Предприятия переводились в разряд оборонных с присвоением номера (литера). Тюменский завод «Механик» стал заводом № 762 Наркомата минометного вооружения (НКМВ). На предприятии был налажен выпуск минометов и боеприпасов. Тюменская судоверфь была переименована в завод № 639 Наркомата судостроительной промышленности (НКСП). Предприятие освоило выпуск торпедных катеров и 132-мм ракет для «Катюш». В связи с массовой заменой остродефицитного алюминия на авиационную фанеру оборонным предприятием стал Тюменский фанерный комбинат. Ханты-Мансийский, Кондинский, Уватский, Тобольский, и Заводоуковский леспромхозы вырабатывали высокосортную древесину для лыж и заготовки для оружейных прикладов (ружболванку). Мощнейшие в Сибири Ямальский, Ханты-Мансийский и Тобольский рыбопромышленные тресты, Тюменский рыбозавод Обского государственного рыбопромышленного треста полностью перешли

на производство рыбных консервов для фрон-та[12. С. 45-46].

С целью скорейшего выпуска военной продукции 2 декабря 1941 г. было принято Постановление Тюменского городского комитета ВКП(б) «О производстве вооружения на предприятиях г. Тюмени». Директорам промышленных предприятий предлагалось немедленно приступить к освоению выпуска минометов и пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ) по образцам (в виду отсутствия технической документации). Для судоверфи был утвержден норматив выпуска ротных минометов калибра 82 мм в количестве 20 шт. в месяц1.

Предвоенная экономика Тюменской области во многом носила уникальный характер: развитие базовых отраслей промышленности, формально гражданских (судостроения, станкостроения, лесной промышленности и др.), основывалось на использовании двойных технологий, пригодных для выпуска как гражданской, так и военной продукции. Это позволило тюменским предприятиям довольно быстро перейти на выпуск продукции для фронта.

По причине быстрого продвижения вглубь страны войск фашистской Германии в начале войны была проведена эвакуация промышленных предприятий на восток. До окончания 1941 г. по железным дорогам было перевезено в глубокий тыл 2593 промышленных предприятий и более 12 млн. человек [3. С. 123]

Американский журналист Л. Сульцбергер назвал легендарным перебазирование производительных сил СССР в глубокий тыл. «Этот осуществленный в гигантских масштабах перевод промышленности на Восток, - писал он 20 июня 1942 г. на страницах журнала «Лайф», - одна из величайших саг истории. Причем, речь идет отнюдь не о спорадическом процессе: перевоз заводов был подготовлен заранее и в день "П" - переезда - планы эвакуации были плавно пущены в ход».

Государственный комитет обороны (ГКО) СССР возложил непосредственную ответственность за прием, размещение и пуск эвакуированных предприятий на местные партийные и советские органы, наделив их чрезвычайными полномочиями. Из прифронтовых районов СССР на территорию Тюменской области были перебазированы более 30 промышленных предприятий и учреждений. Для оптимального решения жилищной проблемы эвакуированных жителей Тюменский областной совет Советов депутатов

1 ГАТО. Ф.969, Оп.1, Д.54, Л.5

трудящихся принял решение о порядке использования жилого фонда, установив норму жилой площади на одного человека, равную 4 м2. Предписывалось, в случае необходимости, вселять в одну комнату, разделенную ширмой или перегородкой, 2 семьи [13].

Эвакуированное оборудование чаще всего размещалось на местных предприятиях. На тюменский завод «Механик» в августе 1941 г. поступили станки Киевского завода «Красный экскаватор». Из 835 работников эвакуированного предприятия в Тюмень прибыло лишь 78 человек. Заводу предписывалось выпустить первую продукцию для фронта к 10 сентября 1941 г. Тюменский судостроительный завод разместил в своих цехах 6 эвакуированных предприятий. Осенью 1941 г. в Тюмень прибыли эшелоны с оборудованием завода № 241 Наркомата авиационной промышленности (НКАП) и объединенное конструкторское бюро (ОКБ) № 31 Тушинского завода НКАП. Все они были объединены в один завод № 241 НКАП. Главной продукцией этого предприятия стали десантные планеры типа А-7. На ст. Заводоуковскую было эвакуировано из Воронежа оборудование завода №499 НКАП, на котором стали выпускать десантные планеры А-7 [1. С. 59].

В феврале 1942 г. Центральным справочным бюро во всех регионах тыла была проведена перепись эвакуированного населения. Согласно материалам переписи, Тюменская область приняла более 100 тыс. человек гражданского населения, в том числе города: Тюмень - более 20 тыс. человек, Ялуторовск и Ишим - по 15 тыс. человек, 5 тыс. человек разместились в Тобольске. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком национальных округах было принято 9 тыс. эвакуированных жителей [9. С. 154-159].

В тяжелейших условиях дефицита жилья и производственных площадей работы по приему и обустройству эвакуированного контингента были завершены к концу 1941 г. Большинство эвакуированных в Тюменскую область предприятий приступило к выпуску продукции в начале 1942 г.

Планы производства вооружения разрабатывались Государственным плановым комитетом (Госплан) СССР, утверждались ГКО СССР и через Наркоматы в форме приказов доводились до оборонных предприятий. Как правило, планы оказывались завышенными, так как требования военного времени не соответствовали реальным возможностям производства. Красная Армия остро нуждалась в снарядах и минах большо-

го диаметра (120 мм). Тюменский завод № 762 Наркомата минометного вооружения (НКМВ) был переведен на выпуск крупнокалиберного вооружения. Имея собственное литейное производство, предприятие изготавливало до 1 тыс. корпусов мин и снарядов в сутки1. Но наркома-товские планы росли быстрее. Завод хронически не выполнял плановое задание. На основании приказа Народного Комиссара Государственного контроля СССР от 19 марта 1942 г. за невыполнение производственного плана по боеприпасам и вооружению директор завода № 672 НКМВ Ф. Павлов был отстранен от должности2.

Тюменскому судостроительному заводу № 639 Наркомата судостроительной промышленности (НКСП) предписывалось организовать производство торпедных катеров марки Г-5 конструкции А. Н. Туполева. По плану производства до конца 1942 г. необходимо было построить 82 катера. С октября 1942 г. на завод стали поступать по ленд-лизу американские двигатели «Паккард» и двуствольные пулеметные установки «Кольт-Браунинг». Одновременно с постройкой катеров типа Г-5 на заводе началась разработка проекта нового торпедного катера типа 123-бис «Комсомолец».

За военные годы было изготовлено 165 торпедных катеров: 134 - типа Г-5 и 31 единицу - ТК-123 «Комсомолец». Потребности Военно-Морского Флота СССР в торпедных катерах были полностью удовлетворены3.

На Тюменский мотоциклетный завод № 65 Наркомата среднего машиностроения (НКСМ) была возложена задача производства для Красной Армии тяжелых мотоциклов. В 1942 г. предприятие произвело 187 мотоциклов АМ-600 и первые 4 машины типа М-72. Количество продукции постоянно росло. В течение 1943 г. на фронт было отправлено 427 мотоциклов, много комплектов запасных частей.

Тюменский завод № 241 НКАП под руководством О. К. Антонова выпускал семиместные десантные планеры А-7. Планерами, построенными в Тюмени, были оснащены два авиадесантных полка. Пилоты-планеристы совершали на них боевые вылеты в район Сталинграда, доставляя вооружение, боеприпасы и продовольствие. За время пребывания в Тюмени было построено 600 планеров А-7. Конструкторы О. К. Антонов и А. П. Эскин разработали особый проект гибрида танка и десантного планера. Этот оригиналь-

1 ГАТО. Ф.293 ,Оп.1, Д.336, Л.120.

2 Там же. Л.97

3 Там же. Ф. 293, Оп. 1, Д.336, Л.27

ный планер стал именоваться КТ-60 («Крылья танка»). 2 сентября 1942 г. летчик-испытатель С. Анохин совершил первый испытательный полет на планере КТ-60. Испытания были прерваны из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60 [11. С. 129].

Десантные планеры выпускал также Заводо-уковский авиационный завод № 499 НКАП. В конце 1942 г. предприятие получило задание модернизировать семиместный десантный планер А-7. Главный конструктор О. К. Антонов завода № 241 НКАП по доверенности передал модернизацию и изготовление планера АМ-14 (Антонов-Москалев) директору завода № 499 НКАП А. С. Москалеву. Предприятию, в дополнение к АМ-14, было поручено серийное производство первого ракетного истребителя БИ-2. К сожалению, в одном из испытательных полетов БИ-2 потерпел катастрофу. Летчик-испытатель капитан Г. Бахчиванжи погиб. Производство БИ-2 было прекращено. В годы войны на заводе № 499 НКАП по заданию ГКО впервые в СССР был спроектирован истребитель-перехватчик РМ-1 (реактивный Москалева).

В мае 1943 г. завод № 499 НКАП получил задание изготовить 50 десантных планеров АМ-14, которые должны быть переброшены в район Минска к белорусским партизанам. Планеры должны быть оборудованы приспособлениями для транспортировки горючего и вооружения. Срок изготовления важного заказа составлял 25 суток. Выполнение этой задачи контролировал лично И. В. Сталин. В точно заданные сроки задание было выполнено и планеры переброшены сначала в Москву, а затем, нагруженные, к партизанам. За оперативную помощь партизанам О. К. Антонов и А. С. Москалев были награждены партизанскими медалями 1 степени. За 4 года было спроектировано и создано 13 конструкций самолетов, изготовлено 800 планеров4.

Тяжелейшее положение сложилось с недостатком алюминия в авиационной промышленности. Союзники по антигитлеровской коалиции отказали СССР в поставке этого стратегического материала. В сложившейся ситуации возвращение к фанере и дельта-древесине явилось единственным верным решением. Требовалось значительное увеличение поставок этого стратегического сырья, которое было необходимо для производства самолетов ЛАГГ-3, ЯК-3, а позднее и для ЛА-5 и ЛА-7. Тюменский авиафанерный комбинат № 15 Главного управления фанерной промышленности Наркомата лесной промыш-

4 ГАТО. Ф. 294, Оп.1, Д.123, Л. 46

ленности СССР с первых дней войны стал выполнять заказы для фронта. Директором оборонного предприятия был назначен заместитель наркома лесной промышленности СССР Е. Ботвинник, который принял энергичные меры по значительному увеличению выпуска продукции. В декабре 1943 г. на комбинате было выпущено 95 т дельта-древесины и 225 м3 авиационной фанеры. Фанера направлялась на Горьковский авиационный завод № 21 НКАП, в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа и в действующую армию.

На территории Тюменской области в 19411945 гг. было заготовлено и вывезено 1,9 млн. м3 древесины, произведено 240 тыс. м3 пиломатериалов, 11,2 тыс. м3 фанеры, 725 тыс. шт. шпал, добыто 2,2 тыс. т живицы. В леспромхозах, непосредственно в лесу тесали заготовки для прикладов (ружболванку)1.

Большое значение для оборонной промышленности СССР имели месторождения горного хрусталя в районе с. Саранпауль Тюменской области. После временной утраты Волынского рудника (Украина) Саранпаульское месторождение осталось единственным поставщиком стратегического минерала. Горный хрусталь использовался при изготовлении генераторов частоты радиопередатчиков и акустические приборы. За годы войны в Тюменской области было добыто 750 кг моноблоков оптического кварца. СССР поставил в Великобританию по обратному ленд-лизу 40 кг оптического кварца. Союзники использовали его для строительства локационных станций, охранявших Лондон и другие города от налетов гитлеровской авиации [5. С. 31].

Особое внимание во время войны уделялось развитию рыбной промышленности. На основании постановления партии и правительства «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» (6 января 1942 г.) работникам рыбной промышленности Тюменской области была поставлена задача увеличения в три раза производство рыбных продуктов. Всего за годы войны вылов рыбы составил 100 тыс. тонн, выработано консервов - 52 млн. банок2.

Из-за массового ухода на фронт мужского населения многие предприятия Тюменской области лишились до половины своих работников. Для обеспечения рабочей силой власти и руководство промышленных предприятий использовали комплекс мер: привлечение сельского населения, подростков, пенсионеров, женщин, выздоравли-

вающих воинов Красной Армии, немецких военнопленных.

Для работы на авиафанерном комбинате № 15 НКАП привлекались более 500 выздоравливающих в тюменских госпиталях воинов Красной Армии. Тюменский лагерь для военнопленных № 93 действовал с мая 1943 г. по октябрь 1948 гг. За это время через него прошло свыше 4 тыс. военнопленных немцев и их союзников. Пленные были заняты: в Тюмени - на авиафанерном комбинате № 15 НКАП, ДОКе «Красный Октябрь», мотоциклетном заводе; в пос. Боровский - на торфоразработках [9].

В годы войны значительно выросли ряды рабочего класса. Если в 1940 г. в Тюменской области имелось 58,2 тыс. работников промышленности (в т. ч. 38 % - женщины), то в 1945 г. их было уже 71,4 тыс. (женщин - 55 %)3. Благодаря комплексному подходу к кадровой политике, сочетанию принуждения и материальной заинтересованности проблема обеспечения рабочей силой промышленных предприятий в Тюменской области была успешно решена.

Для достижения более высоких результатов в производстве продукции для фронта власти широко использовали внеэкономические стимулы повышения производительности труда. Движение двухсотников - одна из форм социалистического соревнования, выражающееся в увеличении нормы выработки продукции до 200 %. Движение двухсотников переросло в движение трех-сотников, пятисотников, движение тысячников.

Одним из первых многосотников был строгальщик Тюменского завода № 639 НКСП А. Бе-лобородов. Еще до войны он выполнял 400 % от нормы. С лета 1941 г. путем усовершенствования станка передовик производства стал выпускать 30 деталей вместо 7 прежних [16].

5 мая 1942 г. было принято постановление Тюменского городского комитета ВКП(б) «О работе многосотников завода "Механик"», в котором поддерживалось движение 180 стахановцев. Во время войны в Тюменской области ударно трудились 2150 комсомольско-молодежных бригад, в том числе фронтовых - 340 и 50 гвардейских4.

В военные годы получило широкое развитие патриотическое движение тружеников тыла по оказанию материальной помощи фронту. Свои деньги для постройки торпедного катера перечислил преподаватель тюменской средней школы № 25 академик Б. И. Збарский - руководитель группы ученых, отвечающих за состояние тела

1 ГАТО. Ф. 294, Оп.1, Д.123, Л. 46

2 ГАСПИТО. Ф. 107, Оп.1, Д .5, Л..28

3 ГАТО. Ф. 969, Оп.1, Д.23, Л.2

4 ГАТО. Ф.293, Оп.1, Д.336, Л.120

В. И. Ленина (его саркофаг в годы войны хранился в здании Тюменского сельскохозяйственного техникума) [17].

По инициативе рабочих и служащих Тюменского вагонного участка Свердловской железной дороги на средства трудящихся был построен поезд-баня для бойцов и командиров Красной Армии. На строительство поезда было собрано 177 тыс. рублей. Руководили работой начальник вагонного депо А. Кочетков и комиссар С. Пацко. За 25 дней поезд был построен. 6 февраля 1942 г. старейший машинист Тюмени И. Садаков добровольно повел поезд-баню на фронт.

В марте-мае 1944 г. тремя специальными телеграммами Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил СССР И. В. Сталин передал тюменцам «боевой привет и благодарность Красной Армии» за собранные 1 млн. 100 тыс. рублей на постройку эскадрильи боевых самолетов, 107 тыс. рублей на постройку торпедных катеров, 13 тыс. рублей на строительство танковой колон-ны1. За период Великой Отечественной войны тружениками Тюменской области было собрано в Фонд Обороны 14 млн. 222 тыс. рублей.

С помощью дифференцированной системы снабжения правительство СССР, оборонные наркоматы, руководители заводов повышали заинтересованность работников оборонных предприятий в результатах труда и способствовали увеличению производства продукции для нужд фронта. Промышленные предприятия снабжались продуктами в зависимости от категории.

В служебной записке (июль 1942 г.) заместителю председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенскому нарком судостроительной промышленности И. И. Носенко просил: «В связи с увеличением государственного плана по строительству торпедных катеров Тюменский завод № 639 НКСП включить в особый список снабжения группы «А», что даст возможность улучшить питание рабочих, доведя таковое до 2 раз в сутки»2.

В годы Великой Отечественной войны повседневная информационная среда во многом формировалась под влиянием усилий партийно-государственной пропагандистской машины. Руководство страны учитывало значительное влияние советской культуры на поведение тружеников тыла в условиях военного времени. Наиболее эффективными видами культурной деятельности являлись печать, музыка, кинематограф и театральное искусство. Главным оружием живописцев и графиков в борьбе с врагом был плакат. По-

1 ГАТО. Ф.969, Оп.1, Д.107, Л.105

2 Там же. Ф.476, Оп.1, Д.38, Л.2

явились шедевры графического искусства, такие как «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксов и другие. На улицах городов, в учебных заведениях, в цехах оборонных заводов висели боевые плакаты, призывающие к уничтожению врага. Но эти издания доходили до Тюменской области в ограниченных количествах, поэтому местные художники изготовляли многочисленные копии и рисовали свои военно-политические плакаты.

В клубах и кинотеатрах демонстрировались фильмы. Особенно злободневными считались киносборники, специальные выпуски: «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», документальные фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «День войны», «Народный мститель», «Сталинград» и другие. С большим интересом шли зрители на художественные фильмы «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Два бойца». Для демонстрации кинофильмов на предприятиях использовались портативные проекторы (кинопередвижки). Благодаря своей мобильности они доносили шедевры киноискусства до каждого труженика тыла.

Работники промышленных предприятий Тюменской области в годы войны имели возможность посещать драматические театры. В то время на театральных сценах чаще всего ставились пьесы военной тематики. В июле 1941 г. в Тюменском драматическом театре состоялась премьера спектакля по пьесе К. Симонова «Парень из нашего города». Постановка этого спектакля также была осуществлена Тобольским драматическим театром в августе 1941 г. Через месяц после премьеры 38 артистов этого драмтеатра во главе с художественным руководителем и директором добровольно ушли на фронт [6].

В декабре 1943 г. Тюменскому драматическому театру за отличную шефскую работу была вручена грамота СНК СССР и ЦК профсоюза работников искусств СССР. С 1941 по 1943 гг. театр дал свыше 700 концертов в госпиталях и на промышленных предприятиях3. В годы Великой Отечественной войны работники культуры и искусства сыграли значительную роль в процессе формирования общественного сознания и поддержании морального духа работников промышленных предприятий Тюменской области.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны СССР удалось создать крупные резервы вооружений, необходимых для успешного продолжения военных действий. Правительство принимает решение переключить многие пред-

3 Там же. Ф.912, Оп.1, Д.17, Л.1

приятия на выпуск мирной продукции. С осени 1944 г. промышленность Тюменской области наряду с вооружением начинает выпускать гражданскую продукцию. Согласно приказу № 433 НКМВ от 7 декабря 1944 г., директору тюменского завода № 762 НКМВ Н. Клюеву предписывалось в январе 1945 г. поставить 2 фуговочных станка Наркомату внутренних дел СССР и Лаборатории № 2 Академии Наук СССР. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. В. Курчатовым, превратилась в Институт атомной энергии Академии наук СССР1.

В мае-июне 1945 г. практически все предприятия Тюменской области прекратили выпуск военной продукции. Перевод промышленности на мирные ресурсы осложнялся ухудшением материально-технической базы, оборудование большинства предприятий сильно износилось, нуждалось в капитальном ремонте, морально устарело и требовало замены. В какой-то мере компенсировать этот недостаток удавалось за счет вывоза материалов и оборудования по репарациям и соглашениям из Германии, Японии, Финляндии и других стран фашистского блока. Тюменский завод № 766 НКМВ получил из Германии демонти-

1 Там же. Ф.293, Оп.1, Д.338, Л.231

рованный сборочный цех завода «Мессершмидт» и комплект металлорежущего оборудования в количестве 450 единиц2.

В 1945 г. объем продукции для нужд фронта, выпускаемой предприятиями Тюменской области, составил более 300 % по отношению к уровню 1941 г. В области был создан ряд новых отраслей индустрии: авиационная промышленность, производство мотоциклов, аккумуляторов, электромеханическая промышленность, химическая промышленность. Такие виды военной техники, как торпедные катера и десантные планеры производились только в Тюменской области.

Военная экономика Тюменской области, как и всей страны, носила мобилизационный характер, была целиком сосредоточена в руках государства, не должна была считаться с интересами частных собственников и запросами потребителей. Именно в экстремальных условиях войны советская административно-командная экономическая система оказалась способна действовать наиболее успешно, что стало одним из важнейших условий победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2 Там же. Ф.293, Оп.1, Д.593, Л.57

Список литературы

1. Беленко, М. П. Численность и состав эвакуированного в Западную Сибирь гражданского населения (1941-1943 гг.) / М. П. Беленко // Вестн. Новосибир. гос. ун-та. - 2006 - Т. 5. - История, филология. - С. 154-159.

2. Белоусов, Р. С. Советская экономика в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны / Р. С. Белоусов // Вопр. экономики. - 1995. - № 5. - С. 4-12.

3. Газета «Красное Знамя», г. Тюмень. - 1943. - 23 февраля.

4. Газета «Красное Знамя», г. Тюмень. - 1944. - 4 июля.

5. Демидов, Ю. А. Вклад тюменской промышленности в дело Великой Победы / Ю. А. Демидов // Военная история Тюменской области. Вклад тюменцев в Победу в Великой Отечественной войне.

- Тюмень, 2005.- С. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ермаков, И. И. Тюмень тыловая / И. И. Ермаков. - Екатеринбург, 1995. - С. 59.

7. Завод - труженик, завод - воин. - Тюмень, 2010. - С. 283.

8. Куманев, Г. А. Война и эвакуация в СССР 1941-1942 гг. / Г. А. Куманев. - М., 2006. - С. 123-126.

9. Наш край. Хрестоматия по истории Тюменской области 1917-1970 гг. - Свердловск, 1973. -С. 184.

10.Патранова, В. А. Засекреченная добыча. Сырье для оборонной промышленности искали в горах Приполярного Урала / В. А. Патранова. - Х-Мансийск, 2006. - С. 31.

11. Решение Государственного комитета обороны о выработке военно-хозяйственного плана обеспечения обороны страны. 4 июля 1941 г. // КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - Т. 7. - С. 227.

12.Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г / под ред. Ю. И. Мандельштам. - М., 1956.

13.Серазетдинов, Б. У. К вопросу о развитии авиационной промышленности Омской и Тюменской области в годы Великой Отечественной войны / Б. У. Серазетдинов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2009.

- № 23 (161). - История. Вып. 33. - С. 129.

14.Тыл - это половина Победы. - Тюмень, 2006.- С. 194.

15.Тюменская область за 50 лет. - Тюмень, 1985. - С. 95.

16.Тюменский станкостроительный завод. 100 лет со дня основания. - Тюмень, 1999. - С. 14.

17.Тюменцы - фронту. - Тюмень, 2005. - С. 329.

Сведения об авторе

Южаков Виктор Петрович - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Тюменский государственный институт культуры. [email protected]

MOBILIZATION PROCESSES IN THE INDUSTRY BEFORE AND DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (the case study of enterprises in the Tyumen region)

V. P. Uzakov

Tyumen state institute of culture. [email protected]

The article dwells on the study of mobilization economy peculiarities in the Tyumen region in the years of the first five period, and during the Great Patriotic War. In the first months of the war more than 30 industrial enterprises were evacuated to the region. Local factories started to release defense products. The construction of torpedo boats, landing gliders and optical quartz mining were produced during the war only in the Tyumen region. The problems of food, housing and cultural maintenance of industrial enterprise workers are researched. To study the processes of the defence industry mobilization, previously published documents as well as new scientific sources were used. The results can be applied in the study of local lore, the teaching of the rear and patriotic education history.

Keywords: World War II, Tyumen region, mobilization processes, defense industry workers.

References

1. Belenko M.P. Chislennost' i sostav ehvakuirovannogo v Zapadnuyu Sibir' grazhdanskogo naseleniya (1941-1943 gg.) [The size and composition of the evacuated in Western Siberia the civilian population (1941-1943)]. VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novosibirsk State University], 2006, vol. 5, pp. 154-159. (In Russ.).

2. Belousov R.S. Sovetskaya ehkonomika v predvoennyj period i v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [The Soviet economy in the pre-war period and during the great patriotic war]. Voprosy ehkonomiki [Economy questions], 1995, no. 5, pp. 4-12. (In Russ.).

3. Gazeta «Krasnoe Znamja» [Krasnoye Znamya newspaper], 1943, 23 feb. (In Russ.).

4. Gazeta «Krasnoe Znamja» [Krasnoye Znamya newspaper], 1944, 4 jul. (In Russ.).

5. Demidov Yu.A. Vklad tyumenskoj promyshlennosti v delo Velikoj Pobedy [The contribution of the Tyumen industry in the case of the great victory]. Voennaya istoriya Tyumenskoj oblasti. Vklad tyumencev v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne [Military history of the Tyumen region. A contribution of residents of Tyumen to the Victory in the Great Patriotic War]. Tyumen, 2005. P. 45. (In Russ.).

6. Ermakov I.I. Tyumen' tylovaya [Tyumen rear]. Ekaterinburg, 1995. P. 59. (In Russ.).

7. Zavod - truzhenik, zavod - voin [Factory - worker, factory - warrior]. Tyumen, 2010. P. 283. (In Russ).

8. Kumanev G.A. Vojna i ehvakuaciya v SSSR 1941-1942 gg [War and the evacuation in the USSR 1941-1942]. Moscow, 2006. Pp. 123-126. (In Russ.).

9. Nash kraj. Hrestomatiyapo istorii Tyumenskoj oblasti 1917-1970 gg [Our land. Anthology on the history of the Tyumen region 1917-1970 years]. Sverdlovsk, 1973. P. 184. (In Russ.).

10.Patranova V.A. Zasekrechennaya dobycha. Syr'e dlya oboronnojpromyshlennosti iskali v gorah Pri-polyarnogo Urala [Secret prey. Raw materials for the defense industry have searched for in the subpolar Urals mountains]. H-Mansijsk, 2006. P. 31. (In Russ.).

11.Reshenie Gosudarstvennogo komiteta oborony o vyrabotke voenno-hozjajstvennogo plana obespech-enija oborony strany. 4 ijulja 1941 g. [Decision of the State committee of defense on development of the military and economic plan of ensuring defense of the country. On July 4, 1941]. KPSS v rezoljucijah s#ezdov, konferencij i plenumov CK [CPSU in resolutions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee], vol. 7. Moscow, 1985. P. 227. (In Russ.).

12.Mandel'shtam Ju.I. (ed.) Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR. 1938 g. - ijul' 1956 g. [Collection of laws of the USSR and decrees of Presidium of the Supreme Council of the USSR]. Moscow, 1956. (In Russ.).

13.Serazetdinov B.U. K voprosu o razvitii aviacionnoj promyshlennosti Omskoj i Tyumenskoj oblasti v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [To the development of the aviation industry of Omsk and Tyumen region during the great patriotic war]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state university], 2009, no. 23 (161), iss. 33, p. 129. (In Russ.).

14.Tyl - ehtopolovina Pobedy [The rear is a half victory]. Tyumen, 2006. P. 194. (In Russ.).

15.Tyumenskaya oblast' za 50 let [Tyumen region for 50 years]. Tyumen, 1985. P. 95. (In Russ.).

16.Tyumenskij stankostroitel'nyj zavod. 100 let so dnya osnovaniya [Tyumen stankostroitelnyj Zavod. 100 years since its foundation]. Tyumen, 1999. P. 14. (In Russ.).

17.Tyumency-frontu [Tumency - front]. Tyumen, 2005. P. 329. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.