УДК 355. 241 (091) (571.1)
Б.У. Серазетдинов
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1941-1945 ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)
Сургутский государственный университет
Борьба советского народа за восстановление и развитие эвакуированных предприятий оборонной промышленности в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны явилась важным звеном в общей системе мероприятий по организации и укреплению советского тыла.
В период военного лихолетья Омская область, простиравшаяся от степей Казахстана до Карского моря, стала мощным боевым арсеналом Западной Сибири. Сюда из западных прифронтовых областей было перебазировано около 27 предприятий оборонной промышленности. Они и составили основу оборонной промышленности.
В годы войны создается и развивается авиационная промышленность в рассматриваемых областях. В Омск на базе строившегося авиазавода № 166 в предвоенные годы были эвакуированы Московский завод по производству самолетов № 81 (из Тушина) и Московский завод опытного самолетостроения № 156. Вместе с авиазаводами из Москвы в Омск 25 июля 1941 г. было эвакуировано Особое конструкторское бюро № 29 НКВД, в котором работали А.Н. Туполев и С.П. Королёв. Королёв в начале своей деятельности в Омске работал технологом в бригаде крыла, а позднее был назначен помощником начальника цеха по изготовлению фюзеляжа для первого серийного бомбардировщика ТУ-2 авиазавода № 166. Летом 1943 г. С.П. Королёв был переведен в Казань к главному конструктору В.П. Глушко [1, с. 119]. Первый эшелон завода № 156 прибыл 12 июля, последний - в конце августа 1941 г., и в дальнейшем через 2-3 дня прибывали регулярно эшелоны. 23 августа окончательно было закреплено положение завода № 166 на двух территориях: автосборочном заводе и заводе имени Коминтерна. Площадка автосборочного завода имела 49 га с одним производственным корпусом в 27000 кв. метров. Из них основного производства 20000 кв. метров и вспомогательных производственных и бытовых площадей - 7000 кв. метров. Площадка завода имени Коминтерна имела 50 га производственных площадей - 13900 кв. метров, вспомогательных (бытовых и складских) площадей - 8100 кв. метров. К октябрю 1941 г. работали все цеха завода, за исключением части агрегатных цехов (цех
крыла, оперения и отчасти центроплана), которые работали не полностью. По выпуску заводу было намечено заместителем наркома авиационной промышленности Н.В. Дементьевым изготовить 2 самолета в ноябре и 8 самолетов в декабре с соответствующим набором мощностей на первый квартал 1942 г. [2, л. 26]. Первым директором объединенного завода № 166 был назначен первый Герой Советского Союза А.В. Ляпидевский. Он прибыл вместе со своим заводом № 156 в город Омск и работал до сентября 1942 г.
На заводе № 166 должны были производить самолеты типа бомбардировщик 103-с с двумя моторами водяного охлаждения АМ-37, которые затем заменили на моторы М-82 воздушного охлаждения и истребительного типа Як-3. Заводы № 81 и № 156 вывезли из Москвы 909 единиц металлорежущего и деревообрабатывающего оборудования, из них к октябрю было установлено 880 единиц, остальные станки должны были пройти капитальный и восстановительный ремонт. Помимо вышеуказанного оборудования было смонтировано еще 700 единиц производственного и энергетического оборудования.
Завод № 81 на момент эвакуации располагал производственными и вспомогательными рабочими в количестве 5782 чел. и ИТР - 1157 чел. Завод № 156 - 2257 чел. и ИТР - 2354 чел. На 1 ноября 1941 г. завод № 166 имел 5625 чел. рабочих и 2323 ИТР, причем из них 212 чел. находились на опытном производстве, вновь набранные заводом ученики составляли 500 чел. Всего необходимо было для успешного выполнения программы 7930 человек [2, л. 27].
В Омск прибыло также оборудование из г. Запорожья - одного из крупных авиамоторостроительных заводов № 29 имени П. И. Баранова.
В спешно введенных в эксплуатацию и еще не достроенных цехах началось изготовление производственно-технического задела и полуфабрикатов, рассчитанных на выпуск до 400-450 авиамоторов М-88, также доводка мотора М-89 и модели М-90 для запуска в серийное производство. Завод № 29 (директор завода М. М. Лукин) прибыл в сентябре 1941 г. на строительную площадку, но до конца
года для этого завода были построены огромные производственные площади, проведены большие работы по коммуникациям и другим вспомогательным хозяйствам. Начал работать завод на выпуск продукции в ноябре, дав 9.3 %, в декабре - 27.6 % и в январе 1942 г. - 100 % программы [3, л. 15].
На базе завода сельскохозяйственного машиностроения имени Куйбышева и частично прибывшего оборудования завода № 20 был организован новый завод № 495. Начался на этом заводе выпуск следующей продукции: бензонасосов для всех моторов, маслонасосов для гидросистем, регуляторов для винта с переменным шагом, аварийных ручных насосов, маслофильтров и других агрегатов для авиамоторов и самолетов [4, л. 16]. В декабре 1941 г. в Омске стал действовать новый единый завод Наркомата авиационной промышленности № 20 вместо завода № 495. Завод № 20 (директор завода И.Т. Борисов) работает в этот период лучше других заводов авиационной промышленности Омской области. В декабре уже дает продукции 60.0 % и в январе 1942 г. - 100 %. Монтаж оборудования завода был проведен организованно и быстро [3, л. 13].
В Омск в конце ноября 1941 г. стало поступать эвакооборудование завода № 288 и завода № 30 из г. Кимры. На территории этих заводов базировались 4 конструкторских бюро: А.Н. Туполева, Д. Л. Томашевского, В.М. Мясищева и И.Г. Неймана. В октябре прибыло 5-е конструкторское бюро А.А. Архангельского. Так появился опытный авиазавод, которому присвоили № 288. Зимой на заводском аэродроме начали вести испытания нового бомбардировщика Ту-2, который вскоре стали готовить к серийному выпуску на одном из московских заводов. Поступил приказ о перепрофилировании завода к производству истребителей Як-7. Конструкторы завода № 288 начали готовить к испытанию новые модели самолетов, а также помогали заводу № 166, осуществляя испытания агрегатов и деталей выпускавшихся на нем истребителей [5, л. 13, 15, 16.; 4, л. 2, 16; 6, л. 79, 81; 2, л. 26, 27]. В 1944 г. завод перешел на выпуск современного истребителя Як-9. В сутки с конвейера сходило по 8-10 самолетов, и до конца войны было выпущено более 3400 истребителей Як-7 и Як-9 [7, с. 18].
На станцию Заводоуковская (около г. Тюмени) прибыло из Воронежа оборудование завода № 499. Завод № 499 НКАП (директор завода А.П. Москалев) был организован на базе оборудования эвакуированного в 1941 г. опытно-конструкторского бюро и размещен на границе двух районов: Ново-Заимского и Ялуторовского, на площадях Падун-ского промсовхозкомбината и Ново-Заимского зерносовхоза, ранее занимаемых складскими помеще-
ниями, мельницей, гаражом, механическими мастерскими и т.д. [8, л. 10].
Производственная площадь завода - 4770 кв. метров. С ноября он начал выпуск продукции. Завод выпускал десантные кабины к самолетам Ил-4, учебные планеры А-2, А-7 и бензиновый планер А-7Б. Десантный планер РФ-8 (А-7) был деревянной конструкции. Планер имел закрылки, интерцепторы, двухколесное убирающееся шасси и приборы для ночных полетов. Полезная нагрузка А-7 составляла около 1000 кг. В 1942 г. заводу поручили модернизацию планера конструкции О.К. Антонова в 11-местный. В результате появился 14-местный планер, названный по инициативе конструктора АМ-14 (Антонов - Москалев) [9, с. 102-104]. До августа 1944 г. завод изготовлял планер А-7Д (десантный, семиместный), А-7 (двойного управления), А-7У (учебный), а в 1944 г. завод произвел работу по освоению и переходу на серийный выпуск новой машины АМ-14 (планер четырнадцатиместный). На 1 января 1945 г. рабочая сила по возрасту характеризуется: от 14 до 17 лет - 239 чел.; от 17 до 25 лет - 498 чел.; от 26 до 40 лет - 402 чел.; от 41 до 50 лет - 188 чел. и от 51 и выше - 90 чел. По стажу работы: до одного года - 494 чел., до двух лет - 705 чел., до трех лет и выше - 208 чел. [10, л. 7, 8]. Планеров изготовлено 262 единицы при плане 306 (85.1 %), недодано 44 единицы. Хотя товарной и оборонной продукции за 1944 г. было выпущено на 19 % больше, чем в 1943 г. [10, л. 9].
9 ноября 1941 г. прибыли в Тюмень первые эшелоны с оборудованием Московского планерного завода № 241, позже планерные мастерские из г. Голи -цино Московской области и ОКБ-31 из Воронежа. Конструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали особый проект гибрида танка и десантного планера. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1941 г. Он стал именоваться КТ-60 («крылья танка»). Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. По расчетам конструкторов, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20-30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Планер построили в апреле 1942 г., после чего перевезли для испытаний в подмосковный Жуковский. Проводил их летчик-испытатель С. Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3. Ввиду отсутствия более мощного буксировщика и прекращения выпуска танков типа Т-60 испытания были прерваны. И завод № 241 сосредоточил свои усилия на выпуске десантных планеров типа А-7 [11, с. 39]. Во второй половине 1942 г. завод № 241 был реэвакуирован [12, с. 47].
В 1941 г. организованы авиаремонтные мастерские, где производился ремонт легких отечествен-
ных самолетов типа У-2, ПО-2, Ш-2 и двигателей к ним [13, с. 29]. Во всесоюзном социалистическом соревновании в октябре 1943 г. заводы № 29 и № 166 по Наркомату авиационной промышленности заняли третье место [14, л. 23].
В годы войны также началось развитие танковой промышленности. В Омск на базе паровозовагоноремонтного завода вначале прибыл танковый завод № 173. В соответствии с постановлением ГКО с февраля 1942 г. было организовано производство танка Т-50 и корпусов к ним по 8-10 в сутки. На территорию этого завода начало прибывать оборудование, а затем прибыл и коллектив Ленинградского танкового завода № 174. В 1943 г. завод стал крупнейшим предприятием. Коллектив проделал большую работу по наращиванию выпуска модернизированного танка Т-34-85, имевшего более прочную противоснарядную броневую защиту. Производство танков на заводе за 1944 г. составило 14.77 % от всех танков Т-34, выпущенных в этом году танковой промышленностью страны [12, с. 67]. Вместе с танками завод выпускал запасные части для танка, снаряды 122 мм М-13.
Стали действовать в Омской области предприятия Наркомата минометного вооружения. Завод «Машиностроитель» в Омске стал значительным предприятием Наркомата минометного вооружения. Здесь выпускались следующие продукции: ав-тодегазационные машины, дегазационные камеры, насосы, брандспойты и химоборудование. В Тюмени на базе завода «Механик» и эвакуированного Одесского завода дорожных машин имени 10 лет Октября был создан оборонный завод № 762. Завод изготавливал мины М-82, М-120, минометы и 122-миллиметровые артиллерийские снаряды. На базе оборудования этих заводов вначале был образован Тюменский завод строительных механизмов, который начал выпускать мины М-82, М-50, минометы 50-мм, бетономешалки и растворомешалки. Заводу присвоили № 766. Коллектив завода самоотверженно трудился, выполняя и перевыполняя свои задания. В 1943 г. он по праву занял 3-е место среди заводов Наркомата. На базе оборудования Киевского завода «Красный экскаватор» и Дмитровского завода Наркомата минометного вооружения был создан завод № 769. Завод изготавливал мины М-82 и отдельные детали для продукции завода № 762.
На базе эвакуированных предприятий в Омской области возникли и развивались заводы Наркомата судостроительной промышленности. Ленинградский завод № 206 в Омске продолжал выпускать шумопеленгаторы «Марс» и гидроакустические станции «Тамир». В Тюмень, на действующую с 1929 г. судоверфь Наркомата речного флота, перебазировались Ленинградский судостроительный
завод № 363, цеха торпедных катеров Херсонского завода Наркомречфлота имени Коминтерна, Ка-мыш-Бурунского завода, Рыбинского судостроительного завода № 341 и часть оснащения Ленинградского завода № 194 имени А. Марти. Судостроительному заводу был присвоен № 639. Завод выпускал торпедные катера и изготавливал буксиры, баржи, корпуса мин калибра 50 82 мм и детали к снарядам М-13 для «катюш». В первые дни войны инженер завода К.В. Лемешев разработал также проект «плавучей танковой батареи», но в этот период проект был признан нецелеобразным [15]. Всего за время войны тюменские корабелы построили 165 торпедных катеров: 134 - типа Г-5 и 31 единицу - типа 123-бис «Комсомолец» [16, с. 20].
Ленинградский завод Наркомата вооружения № 357, производивший прицелы, прибыл в Омск, так возникла новая отрасль промышленности в Омской области - производство военной оптики.
В Омскую область также был эвакуирован ряд предприятий Наркомата боеприпасов. Так, в Омск по предложению наркомата и Совета по эвакуации ГКО прибыло оборудование цеха № 14 Тульского завода № 187 и оборудование завода из Ростова-на-Дону № 513. Завод № 513 организовал производство гильз разных калибров. В это же время в Омске развернули работу по монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования завода по производству боеприпасов № 510. В 1943 г. завод стал значительным предприятием в системе Наркомата боеприпасов.
В конце ноября 1941 г. в Тюмень начали прибывать люди и оборудование Таганрогского мотоциклетного завода. Завод № 65 начал производство мотоциклов типа АМ-600 и М-72 для Красной армии. На заводе изготовлялись также и детали для взрывателя типа КТМ-1.
В Тюмени на базе оборудования Московского завода АТЭ-2, Калужского завода мотоэлектрооборудования, а также двух ленинградских заводов (элекротехнический и карбюраторный) был создан Тюменский завод АТЭ. Основными видами военной продукции этого предприятия были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотраспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Эти же приборы применялись и для установки на танках и самоходноартиллерийских установках, а также магнето для мотоциклов.
В октябре 1941 г. в Тюмень эвакуировали Подольский аккумуляторный завод, который выпускал аккумуляторы для танков и автомобилей. В цехах завода «Цепи Галля», который прибыл из Киева, изготовляли разнообразную продукцию для
фронта: пистолеты-пулеметы ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки.
Огромное значение для оборонной промышленности имели месторождения кварцевых песков на восточном склоне Урала, в пределах Ханты-Мансийского округа. После временной утраты Волынского рудника на Украине Саранпуль остался единственным поставщиком кварца для электротехнической промышленности страны. Потребность фронта в пьезокварце вынуждала проводить на Приполярном Урале работы по добыче и геологоразведке горного хрусталя во всевозрастающих объемах. Эксплуатация полезных ископаемых округа проводилась специализированной ПолярноУральской экспедицией треста № 13, в составе которой трудились русские, коми и манси.
Пуйва дала стране в первом военном году 17.5 т кристаллов, из которых после обогащения Саран-пульская база приняла всего лишь 486 кг пьезо-
кварца, из них первым сортом - 11.2 кг. Как сказано было в отчете, выход пьезокварца от общего веса добытых кристаллов составлял 2.8 % [17, с. 6]. Всего за 4 года войны из недр Северо-Восточного Урала для нужд оборонной промышленности добыли 750 кг моноблоков оптического кварца [18, с. 59].
Становление и развитие оборонной промышленности шло главным образом за счет эвакуированных литерных заводов с запада. Восстановление заводов происходило в экстремальных условиях, однако некоторые из них уже через две недели-месяц приступали к выпуску военной продукции.
Таким образом, созданные в период военного лихолетья омские и тюменские заводы оборонной промышленности внесли весомый вклад в обеспечение победы боевой техникой в воздушном пространстве, на земле и на море.
Поступила в редакцию 16.05.2008
Литература
1. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачев Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М., 1994.
2. Центр документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО). Ф. 17. Оп.1. Д. 2995.
3. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп.1. Д. 2977.
4. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп.1. Д. 2984.
5. ЦДНИОО. Ф.17. Оп.1. Д. 2976.
6. ЦДНИОО. Ф.17. Оп.1. Д. 2986.
7. Машкарин М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне: страницы историографии и истории. Омск, 1998.
8. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп.1. Д. 2985.
9. Хлебный, целебный, лесной: Заводоуковский район: Годы. События. Люди. Екатеринбург, 2004.
10. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО.) Ф. 124. Оп. 1. Д. 86.
11. Тыл - это половина Победы. Тюмень, 2006.
12. Шуранов Н.П. Создание оборонной промышленности в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны. Кемерово, 2004.
13. Демидов Ю.А. Вклад тюменской промышленности в дело Великой Победы // Военная история Тюменской области. Вклад тюменцев в Победу в Великой Отечественной войне / По материалам научно-практической конференции. Тюмень, 2005.
14. ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 3796.
15. Государственный архив Тюменской области (ГАТО.) Ф. 969. Оп. 1. Д. 134.
16. Ермаков И. Тюмень тыловая. Екатеринбург, 1995.
17. Патранова В. Засекреченная добыча. Сырье для оборонной промышленности искали в горах Приполярного Урала // Новости Югры. 2006. 14 февраля.
18. Серазетдинов Б.У. Югра в годы войны. 1941-1945. Екатеринбург, 2005.