Научная статья на тему 'Моббинг как проблема философского осмысления'

Моббинг как проблема философского осмысления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
437
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / PHILOSOPHY OF LAW / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / МОББИНГ / MOBBING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / КОНФЛИКТ / CONFLICT / СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРРАКЦИОНИЗМ / SYMBOLIC INTER-REACTIONISM / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новикова Светлана Валерьевна

Статья посвящена философскому исследованию моббинга как феномена социальной коммуникации. Автором исследуется понятие "моббинг" и его разновидности. Речь идет о недопустимости моббинга с позиции естественного права как посягательства на честь и достоинство человека. А так же предлагается рассмотреть моббинг в качестве символического языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobbing as a problem of philosophical comprehension

The article is devoted to the philosophical study of mobbing as a phenomenon of social communication. The author explores the concept of "mobbing" and its varieties. It is about the inadmissibility of mobbing from the position of natural law as an encroachment on the honor and dignity of a person. And it is also proposed to consider mobbing as a symbolic language.

Текст научной работы на тему «Моббинг как проблема философского осмысления»

сти реализации Стратегии не отражают влияние внешних и внутренних ситуативных факторов, а оценка эффективности реализации Стратегии в соответствии с обозначенными в ней критериями не дают желаемый результат. За последние двадцать лет наша страна пережила несколько серьезных экономических кризисов, оказавших влияние на процесс социокультурной модернизации России. В современных условиях необходимо разрабатывать такие программы и концепции, в которых должны быть предложены альтернативные варианты развития в соответствии с рисками и теми условиями, в которых происходит процесс социокультурной модернизации и формирования информационного общества в России.

Успех социокультурной модернизации России связан с процессом создания информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, которая предполагает в том числе подготовку квалифицированных креативных кадров и создание нормативно-правовой базы, которая должна способствовать повышению эффективности социокультурной модернизации России в условиях формирования информационного общества.

Литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. - Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004.

- CLXX. - 788 с.

2. Глобальное партнерство во имя знания. М. сайт GKP М., 2018 - URL: http://www.globalknowledge. org/, свободный. (Дата обращения: 12.02.2018 г.).

3. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". - М., 2018. - URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/l0_otchet_ 2016.pdf, свободный. Загл. с экрана, (дата обращения: 12.02.2018 г.).

4. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета "О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации". - М., 2008. - URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/819, свободный. Загл. с экрана, (дата обращения: 12.02.2018 г.).

5. Стратегии развития информационного обще- ; ства в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г.

- М., 2008. - URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/ informacia-strategia-dok.html, свободный, (дата обращения: 12.02.2018 г.).

6. ICT Development Index 2017 г. М., 2018. URL: www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html#idi2017 economycard-tab&RUS, свободный, (дата обращения: 12.02.2018 г.).

СО

1-Н

О си

-О X

9

г-

CU

си

S

199

MOBBING AS A PROBLEM OF PHILOSOPHICAL COMPREHENSION

Novikova Svetlana Valerievna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Sociology, Ural State Law University, Ekaterinburg

The article is devoted to the philosophical study of mobbing as a phenomenon of social communication. The author explores the concept of "mobbing" and its varieties. It is about the inadmissibility of mobbing from the position of natural law as an encroachment on the honor and dignity of a person. And it is also proposed to consider mobbing as a symbolic language.

Keywords: philosophy of law; philosophy; mobbing; professional ethics; conflict; symbolic inter-reactionism; social communication.

МОББИНГ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Статья посвящена философскому исследованию моббинга как феномена социальной коммуникации. Автором исследуется понятие "моббинг" и его разновидности. Речь идет о недопустимости моббинга с позиции естественного права как посягательства на честь и достоинство человека. А также предлагается рассмотреть моббинг в качестве символического языка. Ключевые слова: философия права; философия; моббинг; профессиональная этика; конфликт; символический интерракционизм; социальная коммуникация.

УДК 101

ВАК РФ 09.00.11

© Новикова С.В., 2018

Чем сложнее социальные процессы в обществе, чем интенсивнее и нестабильнее социально-политические и экономические преобразования, тем острее встают вопросы, касающиеся правовой и психологической защищенности человека в социальной коммуника-

НОВИКОВА Светлана Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и социологии, Уральский государственный юридической университет, Ека теринбург

ции, в частности в ситуации моббинга. Проблемой моббинга, поиском способов предотвращения и прекращения данного вида психологического насилия над человеком занимаются юристы [8], Ш-менеджеры, психологи, журналисты и руководители, придерживающиеся гуманистического 1 подхода к управлению персоналом.

Моббинг может рассматриваться как феномен социальной коммуникации, языковая агрессия (сплетни, критика, угрозы) - как символ другого, скрытого явления. Например, желания выжить из коллектива конкурента или уволить неугодного сотрудника (со стороны руководителя). В этом случае под коммуникацией понимается "тип взаимодействия между людьми, опосредованный различными знако-во-символическими системами" [1]. Моббинг становится символом другого, неявного на первый взгляд намерения.

Моббинг как пример социального насилия, становится и философской проблемой, представляя интерес для социальной философии в контексте понятий символического интеррак-ционизма,2 в аспекте многомерности и неоднозначности интерпретаций и философии права [11 ], в аспекте прав человека на защиту чести и достоинства. В работе "Честь в философии и праве" Й. Экштейн обосновывает с философской точки зрения необходимость защиты чести и достоинства человека, обращая внимание на необходимость интеграции права, этики и философии права [13]. Поскольку понятие чести подразделяется на внутреннюю и внешнюю честь, как духовно-нравственное внутреннее состояние человека и этическое, определяемое оценками других людей. Внешняя честь в таком случае понятие так же субъективное.

1 В результате "хоторнских экспериментов" подтверждено, что "...психологический климат на производстве <...> групповые аспекты деятельности в ряде случаев являются факторами, имеющими большее значение для эффективности деятельности работников, чем предельно структурированная организационная среда и грамотное использование денежного вознаграждения. Соответственно, большее внимание в этом управленческом подходе уделяется оптимизации социально-психологических факторов внутриорганизационной деятельности".[5;74]

2 Термин "символическая интеракция" относится к совершенно определенному, особому виду интеракции, которая осуществляется людьми. Особенность этой интеракции заключается в том, что люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям [3;173-179].

Моббинг может возникать в любых социальных группах, выделяют школьный, вузовский, кибермоббинг (на ютубе, в социальных сетях). Моббинг имеет множество родственных понятий, рассмотрим основные интерпретации. Моббинг (от англ. mob - толпа), буллинг (англ. bullying-травля), боссинг (отангл. "bash" - нападение), все они означают моральное преследование, психологическое насилие над человеком в социуме. Американский профессор Девенпорт проводит различие между моб-бингом и буллингом как "поведение толпы" против одного человека и насилие "один против одного" соответственно [7].

Причины школьного моббинга или буллин-га не само по себе проявление агрессии, а некомпетентность или сознательная манипуляция учителя, в рабочем коллективе, -недостаток гуманистических ценностей в корпоративной культуре организации. Основные тактики моббинга на работе [2]: беспочвенная травля сотрудника, вовремя не остановленная руководителем; распространение слухов и сплетен о сотруднике, направленное; негативное настраивание коллег сотрудника, публичные оскорбления, унижения сотрудника; привлечение к выполнению непопулярной, непривлекательной работы в качестве наказания; намёки, что сотруднику лучше перевестись либо уволиться. Все это, слова, действия, невыполнимые поручения может рассматриваться как символический язык, символ неявного намерения, наподобие манипуляции. Целью моббинга в большинстве случаев является не само по себе психологическое уничижение человека в силу личной антипатии, а выживание из коллектива соперника или неугодного сотрудника. В ряде случаев моббинг (эйджинг, боссинг) используется руководителем как негуманный метод проведения сокращения сотрудника.

Моббинг опасен для объекта психологического насилия и неблагоприятен для коллектива в целом. Опасен тем, что может привести к "депрессии, снижению самооценки, фобиям, расстройству сна и пищеварения, и в результате - к серьезному снижению работоспособности. Такие последствия бывают не только у жертв моббинга, но и у всего коллектива, поскольку коллеги страдают от неблагоприятного психосоциального климата в рабочей среде", и как следствие "снижению эффективности и производительности на работе, полному отсутствию инициативы на предприятии". [7] В ряде европейских стран моббинг считается уголовным преступлением. [10]

Есть и обратная сторона моббинга. Поскольку язык - это система кодирования и декодирования смыслов, активная коммуникативная деятельность, моббинг может оказаться и ложной интерпретацией, наделением поступка (слова) незаложенным изначально негативным посланием. Тем не менее, как отмечает В.А. Глазы-рин в статье "Основополагающие идеи конфликтологии: от того, что видно, к тому, что не видно": "Для объяснения истоков конфликтов более важным, чем объективное описание ситуации, является её образ в представлении социальных акторов. Если акторы воспринимают ситуацию неприемлемых вызовов их интересам как реальную, то, как следствие, конфликт станет реальным" [4]. В любом случае, в ситуации моббинга важно не поддерживать сплетни и обсуждения, не допускать обсуждения профессиональных качеств и достижений человека в уничижительном аспекте в его отсутствие, соблюдать кодексы профессиональной, служебной и корпоративной этики [9].

Само по себе соблюдение норм профессиональной этики, в частности профессиональной этики юриста, является защитой от моббинга. В "Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" присутствует глава, регламентирующая отношения с коллегами. "6.1. Нотариус обязан строить свои отношения с коллегами на принципах взаимоуважения и профессионального взаимодействия, проявлять корректность и доброжелательность. 6.2. Нотариус в отношении своих коллег не вправе умалять их профессиональное достоинство и авторитет"[6]. В статье 15 "Кодекса профессиональной этики адвоката" так же присутствует положение, согласно которому недопустимо любое действие, уничижающее честь, достоинство и деловую репутацию. "1. Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав. 2. Адвокат не должен: 1) употреблять выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката; 2) использовать в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражения, порочащие другого адвоката, а также критику правильности действий и консультаций адвоката, ранее оказывавшего юридическую помощь этим лицам...". Схожие требования присутствуют и в этических кодексах большинства профессий (педаго-гичском, медицинском).

Итак, организационный моббинг, его выявление и прекращение как явления, не только травмирующего психику жертвы моббинга, но

и снижающего эффективность труда - в первую очередь задача руководителя организации (подразделения), а также любого сотрудника организации, который стал свидетелем публичной уничижительной критики, оскорблений, сплетен и любой другой формы унижения человеческого достоинства своего коллеги. В случае, когда источником буллинга, боссинга или эйджинга является непосредственный руководитель "жертвы", необходимо вмешательство вышестоящего руководства или профсоюзной организации, в крайнем случае - обращение в суд. Все это явления и процессы социального действия, в котором переплетаются три взимопересекающихся мира, объективный, где происходят деловые отношения, социальный мир нормативных отношений и субъективный мир человеческих чувств, переживаний и размышления [12].

Итак, проблема моббинга является не только соцально-психологичекой проблемой, но и философско-правовой. Поскольку моббинг нарушает естественные права человека на честь и достоинством философия направлена на осмысления социальной реальности с позиций гуманизма. Как отмечает С. А. Азарен-ко, "Конфликт и напряжение в отношениях необязательно должны оборачиваться насилием. Здесь возможны продуктивные решения без прибегания к разрушительным действиям. В истории можно обнаружить действие действительно созидательной силы - это сила социальной коммуникации" [1 ]. Социальная коммуникация содержит в себе потенциал выхода в сферу диалога, завершающего моббинг, даже если для этого недостаточно этических норм и в силу вступают правовые (обращение в суд).

Литература:

1. Азаренко С.А. Насилие и социальная коммуникация // http://www.uralsky-missioner.ru/accounts/ 1/upload/cfiles/nasilie_asarenko3.pdf - 08.04.2018.

2. Александровская Т. "Что делать, если вас унижают на работе?", http://www.e-xecutive.ru/career/ adviser/1742085/ - 25.03.2018

3. Блумер Г. Современная зарубежная психология. Тексты / под ред. Г.М. Андреевой, H.H. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: МГУ, 1984.

4. Глазырин В.А. Основополагающие идеи конфликтологии: от того, что видно, к тому, что не видно. // Дискуссия. - 2016. - № 8. - С. 70-75. -https://cyberleninka.rU/article/v/ osnovopolagayuschie-idei-konfliktologii-ot-togo-chto-vidno-k-tomu-chto-ne-vidno - 24.03.18

5. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. - СПб.: Речь, 2010. - 319 с.

6. "Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" (утв. Минюстом России 19.01.2016)// Косультант Плюс - http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_

L AW_1 891 2 9/1 5e2723a9cccca84d4fdd5 Oc2f3a62b7fbfdd3b7/ от 25.03.2018.

7. Мицкевич H. Моббинг на рабочем месте. - http:/ /mobbingu.net/articles/detail/160/ -26.03.18.

8. Пластинина Н. Как защищаться от моббинга? // Трудовое право. - 2012. - №2.

9. Сорокотягин И. Н. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев.- М.: Юрайт,2013. - 318 с.

10. Толстоног В. Правовые способы защиты от моббинга на рабочем месте в Германии. - http:// mobbingu.net/articles/detail/48/ - 26.03.18

11. Философия права и закона // Философия права и закона: учебник для бакалавров и магистратуры / под ред. д.ф.н. проф Грибакина A.B. - М. : Юрайт, 2016-289 с.

12. Хабермас Ю.Теория коммуникативного действия. // Вопросы социальной теории. - 2007. -Том 1. - Вып 1. - https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ vst/2007/habermas_2.pdf-08.04.2018.

13. Экштейн Й. Честь в философии и праве. - СПб., 1895.- 149 с.

HUMANISM ASA SOCIO-CULTURAL DOMINANT OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

Polomoshnov Platon Andreevich, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don

Global socio-cultural changes in modern society, occurring with increasing speed and scale make the status of the individual and personal development extremely problematic. The article analyzes the transformation of the idea of humanism in modern philosophical discourse. As a result, the author proves that modern humanism actualizes itself as a recreated space of intercultural dialogue, communication, implying an irreducible qualitative diversity of communicating subjects. Humanism is inseparably linked with the concept of identity of a person. In the context of the paradigm of modernity and postmodern, humanistic identity presupposes self-creation, designing oneself as a person, suggesting problems, selectivity, polycentricism, pluralism.

Keywords: humanism; personality; personal de velopment; socio-cultural dynamics; identity of the personality.

УДК 177.7:159.923.2 ГУМАНИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОМИНАНТА

ВАК РФ 09.00.11 РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

© Поломошнов П.А., 2018 Глобальные социокультурные изменения в современном обществе, происходящие с нарастающей скоростью и масштабом, делают статус личности и личностное развитие крайне проблематичными. В статье анализируется трансформация идеи гуманизма в современном философском дискурсе. В результате автор доказывает, что современный гуманизм актуализирует себя как воссозданное пространство межкультурного диалога, коммуникации, подразумевающее несводимое качественное многообразие вступающих в общение субъектов. Гуманизм неразрывно связан с концептом идентичности личности. В контексте парадигмы модерна и постмодерна гуманистическая идентичность предполагает самосоздание, проектирование себя личностью, предполагающее проблемность, избирательность, полицентричность, плюрализм. Ключевые слова: гуманизм; личность; личностное развитие; социокультурная динамика; индивидуальность; идентичность личности.

ПОЛОМОШНОВ Платон Андреевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и культурологии, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону

В современном мире повсеместно, и россияне не исключение, существуют серьезные трудности, с которыми сталкивается человек на любом уровне социального взаимодействия, коммуникации, несмотря на невиданные ранее в истории технические возможности для ее осуществления. Ставшие стандартом равнодушие к человеку, эгоизм, антипатия, часто даже агрессия в поведении - все это наводит на мысль о том, что происходят некие фундаментальные, парадигматические сдвиги, нарушения в принципиальных, стержневых компонентах отношений и деятельности, сгладить которые не в силах поверхностные, внешние меры и механизмы, решения, техники. П.А. Сорокин еще в первой половине XX века гениально предвидел последствия таких глубоких изменений образа отношений между людьми и указал на их подлинную причину. Следуя собственному концептуальному представлению о социокультурной динамике, он предсказывал тяжелый период слома в ходе перестройки смысловых и ценностных основ современной цивилизации и гло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.