Научная статья на тему 'МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЕЖИ'

МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ОПЫТ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кибальченко И.А., Голубева Е.В.

Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А. Статья посвящена определению модели влияния опыта отношений в родительской семье на формирование личностного ресурса молодежи (в частности, жизнестойкости) с помощью множественного регрессионного анализа. Определены значимые факторы влияния для личностного ресурса «Жизнестойкость»: включенность отца; субъективное восприятие семейной ситуации; воспитательное воздействие родителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кибальченко И.А., Голубева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9.075

Кибальченко И.А.

доктор психол. наук, профессор кафедры психологии и безопасности

жизнедеятельности

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (Россия, Таганрог)

Голубева Е.В.

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (Россия, Таганрог)

МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОПЫТА

ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЕЖИ

Аннотация: Статья публикуется при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А.

Статья посвящена определению модели влияния опыта отношений в родительской семье на формирование личностного ресурса молодежи (в частности, жизнестойкости) с помощью множественного регрессионного анализа. Определены значимые факторы влияния для личностного ресурса «Жизнестойкость»: включенность отца; субъективное восприятие семейной ситуации; воспитательное воздействие родителей.

Ключевые слова: опыт отношений в родительской семье, личностный ресурс, регрессионный анализ, модель влияния, молодежь

Попытка проведения множественного регрессионного анализа для задач выявления причинно-следственной связи наличия кризисных проявлений подростков от их психологических свойств и особенностей социальной ситуации

развития предпринята А. Шамне [7]. В этом исследовании было установлено, что наиболее весомыми предикторами возрастного кризиса являются индивидуально -типологические свойства (измеренные с помощью теста 16PF и ОСА), психосоциального развития (шкалы опросника «PSI»), а также - особенности социальной среды, воспитания в семье (шкалы «Биографического опросника» PSyKON и ERZIEN). То есть семейная ситуация, а именно, фактор ERZIEN (+) «Воспитательное воздействие родителей или лиц, их заменяющих» (в = -0,347) является важным предиктором кризиса. Негативное влияние воспитательного поведения взрослых увеличивает трудности социальной адаптации подростков. Однако при рассмотрении юношеского возраста автором не обнаружено значимого влияния семьи на возникновение и протекание кризиса [7].

Тем не менее, существует достаточно большое количество как зарубежных [8; 9], так и отечественных [1; 2; 3; 4; 5; 6] исследований, в которых показано, что опыт отношений в родительской семье продолжает оказывать влияние на становление личности человека и в молодости, и во взрослости: на профессиональное развитие личности на этапе выбора профессии и профессионального обучения, на развитие позитивного самоотношения и надежной привязанности во взрослых межличностных отношениях, интеллектуальные и личностные ресурсы.

Важнейшим личностным ресурсом человека, предиктором совладания с трудными жизненными ситуациями и успешности, является его жизнестойкость как система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Жизнестойкость включает в себя следующие параметры: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Поэтому целью нашего исследования стало определение модели влияния опыта отношений в родительской семье на формирование личностного ресурса молодежи (в частности, жизнестойкости) с помощью множественного регрессионного анализа.

Выборку составили 153 студента ЮФУ, 101 юноша и 52 девушки, в возрасте 18-23 лет. Для определения независимых переменных (составляющие опыта отношений в родительской семье) были использованы методики:

1. Вопросы анкеты, в которой предлагалось оценить включенность родителей в процесс воспитания. Для выявления включенности отца (Во) предлагалось ответить на вопрос: «Насколько отец был включен в Ваше воспитание? Такой же вопрос был задан в отношении матери (Вм).

2. Биографический опросник: шкалы «FAM» - субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности; «ERZIEN» - воспитательное воздействие родителей.

Для выявления зависимой переменной - личностного ресурса (в частности, жизнестойкости) был применен Тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Для статистической обработки результатов был использован статистический пакет Statistica 64 (Multiple linear regression).

Результаты статистического исследования показали, что корреляционная матрица не содержит мультиколлинеарных факторов, т.к. все коэффициенты корреляции не превосходят значение 0,7. Поэтому все факторы могут быть задействованы для построения модели. Предварительный анализ качества модели показал, что остатки нормально распределены и не зависят от значений отклика.

Оценка приемлемости модели основывается на полученных показателях:

а) уровень значимости (р=0,00 < 0.05), свидетельствовавший о том, что модель будет иметь большую предсказательную мощность, чем «наивный» прогноз;

б) коэффициента детерминации (R2=0,20 < 0,03), отражающий долю изменяемости отклика, происходящей под одновременным воздействием всех включенных в модель факторов.

Результаты множественного регрессионного анализа представим в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты множественного регрессионного анализа

b* Std.Err. b Std.Err. t(148) p-value

Intercept 104,52 11,69 8,94 0,00

Вм -0,01 0,08 -0,09 0,83 -0,11 0,92

Во 0,15 0,08 0,94 0,48 1,95 0,04

ЕЛМ -0,26 0,09 -3,28 1,18 -2,77 0,01

ERZIEN -0,17 0,09 -2,66 1,42 -1,88 0,04

* - полужирным шрифтом выделены значимые факторы.

Как следует из таблицы, значимыми факторами для личностного ресурса «Жизнестойкость» являются включенность отца, субъективное восприятие семейной ситуации в детстве и юности и воспитательное воздействие родителей. Уравнение регрессии в нашем случае выглядит следующим образом: Жизнестойкость = 104,52 + 0,94*Во - 3,28*ГЛМ - 2,66*ERZIEN

Необходимо отметить, что высокие оценки по шкалам FAM и ERZIEN говорят о неудовлетворительных отношениях с родителями, о негативном воздействии семьи, поэтому в модели они представлены со знаком «-». В целом, модель свидетельствует о том, что чем выше включенность отца в воспитание ребенка, благополучнее семейная ситуация и благоприятнее воспитательное воздействие родителей, тем выше будет жизнестойкость юноши или девушки.

Что касается фактора «Включенность матери», то он не вошел в модель, т.к. почти у всех опрошенных он оказался выражен довольно сильно. Поэтому можно заключить, что высокая включенность матери в воспитание является постоянной и не определяет в такой степени различия в жизнестойкости. Поэтому к перспективам работы можно отнести привлечение к исследованию респондентов с разной включенностью матери в процесс воспитания.

Список литературы:

1. Бурменская Г.В. Принятие-отвержение как фактор детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в детстве и взрослости // Мир психологии. № 1 (93), 2018. С. 108-126.

2. Головей Л.А., Александрова Н.А., Данилова М.В., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-петербургского университета. Психология и педагогика. № 2, 2013. С.31-39.

3. Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. 176 с.

4. Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы. Таганрог, Изд-во ЮФУ, 2017. 160 с.

5. Лимаева Ю.Ю. Особенности образов родителей и типы привязанности в межличностных отношениях у мужчин и женщин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. № 3(10), 2012. С. 139-142.

6. Цуркин В.А. Связь образа физического «Я» и эмоциональной привязанности к матери во взрослости // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. № 6 (203), 2015. С. 211-218.

7. Шамне А. Предикторы нормативного кризиса развития в подростковом и юношеском возрасте // Zeszyty Naukowe Panstwowej Wyzszej Szkoly Zawodowej im. Witelona w Legnicy, 2015, 16 (3), 59-71.

8. Mailers, M.H., Charles, S.T., Neupert, S.D., Almeida, D.M. Perceptions of childhood relationships with mother and father: daily emotional and stressor experiences in adulthood. (2010). Dev Psychol. 46(6): 1651-1661. doi:10.1037/a0021020.

9. Rohner, R.P., Khaleque, A., Cournoyer, D.E. (2012). Introduction to parental acceptance-rejection theory, methods, evidence, and implications. University of Connecticut. Retrieved from www.csiar.uconn.edu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.