Трухин А.С., аспирант РАНХиГС при Президенте РФ Гузаиров В.Ш., канд. соц. наук Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
МНОГОВЕКТОРНЫЕ ТУРЕЦКО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Alexandr [email protected]
Статья посвящена анализу многостороннего турецко-иранского сотрудничества. Автор раскрывает ряд базовых направлений в сфере политики, экономики, торговли, энергетики, на основе которых в ближайшей и среднесрочной перспективе будут строятся отношения между одними из доминантов в регионе Ближнего Востока - Турцией и Ираном.
Ключевые слова: Иранско-турецкие отношения, сирийский конфликт, санкции стран Запада, иранская ядерная программа, торгово-экономические отношения на Ближнем Востоке, противостояние КСА и ИРИ.
Зарубежные эксперты отмечают, что Турция вынуждена нести значительные издержки из-за нынешнего курса ее руководства в регионе, приведшего к провалу провозглашенной президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом политики «ноль проблем с соседями», в том числе с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Значительный ущерб турецким интересам наносит сирийский конфликт, чрезмерная вовлеченность в который Анкары обусловлена ее ошибочными прогнозами развития обстановки в Сирийской Арабской Республике (САР) и недооценкой способности режима Б. А с ада к выживанию [1].
Участие Турции в этом противостоянии на стороне оппозиции деструктивно повлияло на ее политические и торгово-экономические отношения с Ираном, расценивающим действия Анкары как сговор с США и арабо-суннитскими режимами в целях ослабления позиций Тегерана на Ближнем Востоке. Руководство ИРИ обеспокоено усилением военной составляющей во взаимодействии Турции с аравийскими монархиями. Тегеран расценивает это как содействие Анкары реализации американских планов по формированию военно-политической «оси Турция -Саудовская Аравия - Катар» антииранской и антишиитской направленности. Попытки Анкары урегулировать под давлением США отношения с Тель-Авивом, активизировавшееся военное сотрудничество Турции с Западом, дислокация на турецкой территории радара ПРО США и развертывание на ее границе с САР натовских зенитных ракетных комплексов «Патриот» привели к отмене планировавшихся визитов на высоком и высшем уровне [2]. В турецких СМИ опубликованы сведения о формировании в Иране нескольких групп из состава Корпуса стражей исламской революции (КСИР) для организации в крупных городах Турции масштабных акций протеста против проамери-
канской политики Р.Т. Эрдогана. Все это, по мнению политологов, свидетельствует о беспрецедентном снижении уровня турецкоиранских связей за последние 10 лет. Вместе с тем после подписания в Женеве «шестеркой» международных посредников и ИРИ Совместного плана действий по урегулированию иранской ядерной проблемы (ИЯП), предусматривающего ослабление режима санкций и постепенный выход Ирана из международной изоляции, Анкара начала вносить коррективы в отношения с Тегераном, прежде всего в сфере торгово-экономических связей, обратили на приостановку действий санкций ЕС и США в отношении торговли золотом и драгметаллами, а также на смягчение некоторых запретительных мер, что позволит иранской казне получить примерно 7 млрд. дол. США в предстоящие 6 мес. Это, по мнению экспертов, должно привести к значительному росту товарооборота между двумя странами [3].
Глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу, выступая в Ближневосточном институте стратегических исследований в Тегеране, выразил удовлетворение женевскими договоренностями по ИЯП и подчеркнул особую значимость турецко-иранского диалога для стабильности и процветания в регионе, а также необходимость его дальнейшего укрепления [4]. Как констатировал турецкий министр, за годы пребывания у власти Партии справедливости и развития (ПСР) товарооборот между Анкарой и Тегераном возрос с 2,5 млрд. до 22 млрд. дол. Облегчение санкций в отношении Ирана, которые нанесли большой урон экономике Турции, позволит увеличить этот показатель до 50 млрд. дол. [5].
Посол Ирана в Турции Али Бикдели отметил, что при условии отсутствия санкций двусторонний товарооборот уже сегодня составлял
бы 30 млрд. дол. США [6]. Он также указал на тесное двустороннее сотрудничество на высоком уровне, которое, по его мнению, очень важно для поддержания экономической и политической стабильности в регионе, продвижения политического урегулирования конфликта в Сирии, а также курдской проблемы [7].
В случае отмены санкций Анкара до 2020 г. планирует довести объем двусторонних торгово-экономических связей до 100 млрд. дол. (такой же объем товарооборота и к этому же сроку запланирован турками и с Россией).
Анкара готова рассмотреть также возможность создания между двумя странами свободной экономической зоны и увеличения объема приграничной торговли, что сыграет позитивную роль в улучшении тяжелой социально-экономической ситуации в юго-восточных провинциях Турции, где уровень безработицы в три раза выше, чем в среднем по стране. В ближайшей перспективе планируется изучить вопросы поэтапной реанимации ранее замороженных из-за санкций двусторонних соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере, что позволяет транзитной Турции рассчитывать на роль энергетического моста между потребителем энергоресурсов Европой и их поставщиком Ираном [8]. В октябре 2014 года министр энергетики Турции Танер Иылдыз заявил, что его страна ежегодно закупает у Ирана 10 млрд. м3 трубопроводного газа и готова увеличить этот объем, если такая возможность представится.
Однако Иран пока не очень заинтересован в ориентации на транзитную роль Турции в поставках газа в западном направлении. Тегеран на нынешнем этапе готов отвести Анкаре роль крупного потребителя.
Планы ИРИ ограничить возможности Турции, в качестве главного энергетического хаба на Ближнем Востоке, связаны с замораживанием доступа турецкого капитала к освоению трех фаз на месторождении «Южный Парс». Еще в 2007 г. Иран подписал с Турцией меморандум о намерениях, предусматривавший участие турецких компаний в разработке газового месторождения «Южный Парс» (22-я, 23-я и 24-я фазы), а также строительство нового газопровода протяженностью примерно 2 тыс. км. Однако дальше заключения меморандума дело так и не пошло. Причины связаны не только с режимом односторонних санкций Запада, но и с недостаточной изученностью крупных газовых месторождений в ИРИ, растущими внутренними потребностями страны, не позволяющими, особенно в зимний период, стабильно доставлять в Турцию законтрактованные объемы газа. Запасы «Южного Парса» Тегеран стремится сохранить для более
важных целей на Ближнем Востоке и в торге непосредственно с Западом [9, 10].
Для Анкары важна также открывающаяся возможность использования турецкими экспортерами Ирана как транзитной территории для грузоперевозок в целях увеличения товарооборота с центральноазиатскими и ближневосточными странами. Турция планирует восстановить прежний объем экспорта золота в Иран, который под давлением США сократился в три раза, что негативно сказалось на платежном балансе Турции. Экономические эксперты уже фиксируют юридическое оформление и открытие иранских фирм, а также совместных турецко-иранских предприятий в крупнейших турецких промышленных центрах Стамбуле, Адане, Мерсине, отмечают рост иранских инвестиций в турецкую экономику. Прорабатываются вопросы технического осмотра и ремонта в Турции иранских самолетов.
Премьер-министр Турции Абдулла Гюль назвал женевские договоренности по ИЯП важным шагом в направлении стабильного будущего региона и напомнил о том, что Турция неоднократно предоставляла свою «площадку» для реализации различных инициатив в процессе урегулирования иранской ядерной проблемы. Турецкие эксперты полагают, что женевские договоренности способны купировать элементы напряженности между натовской Турцией и Ираном, а также избавить Анкару от необходимости развивать собственный ядерный потенциал. Ослабление санкций, считают они, будет способствовать укреплению иранского риала, снижению инфляции, усилению региональных позиций Ирана, что может привести к обострению его борьбы с Саудовской Аравией за влияние в исламском мире. В таких условиях это станет одним из факторов повышения эффективности турецкой внешней политики в регионе путем укрепления роли Турции как возможного посредника между Тегераном и Эр-Риядом.
В парламенте Ирана возобновила свою работу межпарламентская Группа ирано-турецкой дружбы, делегация которой посетила Анкару. В результате переговоров с турецкими парламентариями достигнута договоренность о совместных усилиях по укреплению и совершенствованию законодательной базы двусторонних отношений, которая будет способствовать расширению политического и торгово-экономического сотрудничества.
Анкара и Тегеран планируют закрепить реанимацию двусторонних отношений договоренностями в ходе предстоящего в ближайшей перспективе обмена визитами на высоком и высшем уровне. Зарубежные эксперты отмечают,
что в таком развитии событий на нынешнем этапе заинтересованы США и ЕС. Запад рассчитывает на то, что «потепление» в турецко-иранских отношениях может способствовать формированию приемлемой для «шестерки» позиции Тегерана по окончательному урегулированию иранской ядерной проблемы, а также ослаблению - вследствие увеличения экспорта газа из Ирана - зависимости Турции от энергопоставок из Украины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Qelikdonmez, Omiir. Turkiye'nin Suriye Politikasi // Time Turk. 2013. Ekim 31. Режим доступа: http://www.timeturk.com.
2. Kuloglu A. Suriye politikasi yenilenmeli // Yenicag gazetesi. 2013. Ekim 26. Режим доступа: http://www.yg.yenicaggazetesi.com.
3. Turkey Seeks Increased Trade with Iran // Voice of America. 2013. November 12. Режим доступа: http://www.voanews.com.
4. iran-Torkiy ediyaloguna Davutoglu yorumu! // Haberturk. 2013. Kasim 27. Режим доступа: http://www. haberturk.com.
5. Turkey Seeks Increased Trade with Iran // Voice of America. 2013. November 12. Режим доступа: http://www.voanews.com.
6. Turkiye iran iliskilcri // Wowturkey. 2013. Kasim 24. Режим доступа: http://wowturkey.com.
7. Iranian ambassador says Turkish and Iranian special services cooperate regularly // Vestnik Kavkaza. 2013. November 29. Режим доступа: http://vestnikkavkaza.com.
8. iran-Tiirkiye diyaloguna Davutoglu yorumu! // Haberturk. 2013. Kasim 27. Режим доступа: http://www. haberturk.com.
9. Iran a Decade or More From Becoming a Major Gas Exporter. Reuters. 2013. December. Режим доступа: http://www.voanews.com.
10. Turkiye Iran ili§kileri // Wowturkey. 2013. Kasim 24. Режим доступа: http://wowturkey.com.