Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
4. Развитие дифференциальной подсистемы.
На сегодняшний день в России разработана «Программа поддержания и развития КНС ГЛО-НАСС», в которой предусматриваются мероприятия по безусловному сохранению КНС ГЛОНАСС, а также ускоренное оснащение отечественного парка пользователей, работающих одновременно по сигналам от двух систем: ГЛОНАСС и GPS.
Библиографические ссылки
1. Радиотехнические системы. М. : Высш. шк., 1990.
2. Соловьев Ю. А. Системы спутниковой навигации. М. : Эко-Трендз, 2000.
3. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС / под ред. В. Н. Харисова, А. И. Перова, В. А. Болдина. М. : ИПРЖР, 1998.
4. Липкин И. А. Спутниковые навигационные системы. М. : Вуз. книга, 2001.
© Вишнев А. В., Долидудко М. Ю., Акзигитов Р. А., 2010
УДК 378.02:312.8
А. В. Вишнев, М. С. Орленко Научный руководитель - Р. А. Акзигитов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ КТО ТАКИЕ «БАКАЛАВР»,
«СПЕЦИАЛИСТ», «МАГИСТР»
Рассмотрены основные направления обучения в многоуровневой системе образования. Приведены отличия подготовки. Расшифрованы основные понятия.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (срок обучения не менее чем 4 года);
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения не менее чем 5 лет);
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок обучения не менее чем 6 лет).
Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).
Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу. Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Введением в 1992 г. многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше выпускались толь-
ко дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определенному «направлению» -квалификация (степень) «бакалавр», еще 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) «магистр». При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится «специалист» в течение 5-6 лет.
Итак, в чем различие «бакалавров», «специалистов» и «магистров»?
У специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика («инженер», «агроном», «экономист», «механик» и т. п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года -и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение еще двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20 % от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в нее можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: «направление подготовки дипломированного специалиста».
Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов -для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Имея диплом бакалавра из одного вуза,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.
Любое нововведение требует на свою «утряску» какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 г. прошло уже немало, но есть еще некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырех курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют многоуровневую. При этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т. е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, так как учится только 4 года. В законе говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Имеются следующие достоинства выбора бакалавриата.
1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом.
2. Фундаментальность подготовки, ее «широко-профильность» позволяет легко сменить профессию. В соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого перечня совместимых
профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию придется за 2-3 года, да еще и на коммерческой основе, так как это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Что выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?
Прежде всего, следует подумать о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, необходимо выяснить реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства и, постараться понять, насколько конкурентноспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.
Библиографические ссылки
1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон [от 22.08.96 г.]. № 125-ФЗ.
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) : федер. закон [от 24 октября 2007 г.]. № 232-Ф3.
© Вишнев А. В., Орленко М. С., Акзигитов Р. А., 2010
УДК 621.396.932.1
М. Л. Кайданович Научный руководитель - В. М. Мусонов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТУРЫ GPS В ЛЕТНОЙ ПРАКТИКЕ
Применение в летной практике аппаратуры GPS позволяет повысить точность определения текущих координат и эшелонирования в процессе полета. Вместе с этим использование прибора GPS в радионавигации воздушных судов имеет свои особенности.
Внедрение систем GPS в летной практике способствует повышению надежности бортовых навигационных систем, повышению точности соблюдения эшелонирования и экономии горючего за счет установления минимальной длительности маршрута.
К сожалению, на многих воздушных судах не только в России но и за рубежом GPS- навигация используется недостаточно широко. Это показало исчезновение самолета компании Air France с 228 пассажирами на борту над Атлантическим океаном и продолжительный поиск останков самолета.
Авиаслужбами большинства стран мира по настоящее время основным средством слежения слу-
жат радиолокационные установки, включающие первичные и вторичные РЛС [1]. Во вторичных РЛС недостаточно быстро внедряются дискретно-адресные методы, позволяющие производить подробный обмен информацией «борт-земля» и обратно, включающей передачу на землю навигационной вР8-информации, а на борт ВС информации о дифференциальных поправках навигационных параметров. Тем более, что разработке технологии такого обмена уже более 15 лет.
В настоящее время на всей территории США проектируется внедрение вР8-сети, которое оценивается в $35 млрд. Тем не менее, предполагается,