Научная статья на тему 'Особенности использования аппаратуры GPS в летной практике'

Особенности использования аппаратуры GPS в летной практике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
286
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кайданович М.Л., Мусонов В.М.

Применение в летной практике аппаратуры GPS позволяет повысить точность определения текущих координат и эшелонирования в процессе полета. Вместе с этим использование прибора GPS в радионавигации воздушных судов имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования аппаратуры GPS в летной практике»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Любое нововведение требует на свою «утряску» какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 г. прошло уже немало, но есть еще некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырех курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют многоуровневую. При этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т. е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, так как учится только 4 года. В законе говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Имеются следующие достоинства выбора бакалавриата.

1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом.

2. Фундаментальность подготовки, ее «широко-профильность» позволяет легко сменить профессию. В соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого перечня совместимых

профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию придется за 2-3 года, да еще и на коммерческой основе, так как это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).

3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего, следует подумать о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, необходимо выяснить реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства и, постараться понять, насколько конкурентноспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Библиографические ссылки

1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон [от 22.08.96 г.]. № 125-ФЗ.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) : федер. закон [от 24 октября 2007 г.]. № 232-Ф3.

© Вишнев А. В., Орленко М. С., Акзигитов Р. А., 2010

УДК 621.396.932.1

М. Л. Кайданович Научный руководитель - В. М. Мусонов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТУРЫ GPS В ЛЕТНОЙ ПРАКТИКЕ

Применение в летной практике аппаратуры GPS позволяет повысить точность определения текущих координат и эшелонирования в процессе полета. Вместе с этим использование прибора GPS в радионавигации воздушных судов имеет свои особенности.

Внедрение систем GPS в летной практике способствует повышению надежности бортовых навигационных систем, повышению точности соблюдения эшелонирования и экономии горючего за счет установления минимальной длительности маршрута.

К сожалению, на многих воздушных судах не только в России но и за рубежом GPS- навигация используется недостаточно широко. Это показало исчезновение самолета компании Air France с 228 пассажирами на борту над Атлантическим океаном и продолжительный поиск останков самолета.

Авиаслужбами большинства стран мира по настоящее время основным средством слежения слу-

жат радиолокационные установки, включающие первичные и вторичные РЛС [1]. Во вторичных РЛС недостаточно быстро внедряются дискретно-адресные методы, позволяющие производить подробный обмен информацией «борт-земля» и обратно, включающей передачу на землю навигационной вР8-информации, а на борт ВС информации о дифференциальных поправках навигационных параметров. Тем более, что разработке технологии такого обмена уже более 15 лет.

В настоящее время на всей территории США проектируется внедрение вР8-сети, которое оценивается в $35 млрд. Тем не менее, предполагается,

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

что на переходном этапе нынешние радиолокационные системы, скорее всего, будут работать как минимум еще десять лет.

В России развитие подобной сети пока находится на стадии обсуждений. Поэтому применение навигационной GPS-аппаратуры осуществляется аналогично ее использованию автомобилистами. Но даже и такое применение дает существенный эффект, особенно при полетах в северных и малонаселенных регионах над труднодоступными районами Сибири и Дальнего Востока.

Нынешняя система организации воздушного движения не позволяет диспетчерам видеть, что происходит над океаном на расстоянии трехсот километров от берега. Обычно местоположение самолета определяется на основании расписания полетов. В результате воздушные суда оказываются особенно уязвимыми в чрезвычайных ситуациях. Например, если самолет совершит аварийную посадку на лед, или воду, пассажиров могут не успеть спасти, так как поиск займет слишком много времени. Кроме того, если самолет будет угнан над океаном, никому не удастся узнать, куда он полетел и полетел ли вообще, пока он не появится на экране радиолокатора.

В настоящее время в мире производится достаточно большое количество GPS-навигаторов. Примером может служить прибор I Colorado 300, который поставляется

с базовой картой мира и поддерживает карты памяти для установки дополнительных карт. Выбирав необходимую карту региона Garmin, топографическую карту, карту побережья и озер можно легко ориентироваться в процессе полета и сверять полученные результаты с показаниями других навигационных приборов. Гнездо для карты памяти расположено в водонепроницаемом аккумуляторном отделении.

Наряду со стандартными в приборе предусмотрен ряд дополнительных функций. Colorado 300 снабжен электронным компасом, барометрическим высотомером и программой для просмотра изображений. Слот расширения для карты памяти [2] идеально подходит для того, чтобы загружать дополнительные детали MapSource - картографические ресурсы в формате 3D. Это дает возможность во время полета и особенно на начальной стадии посадки просматривать трассу и получать необходимую дополнительную информацию. Дополнительно можно просматривать температуру воздуха, датчик сердечного ритма и скорости, пройденного расстояния.

Другим примером является универсальный навигатор Garmin GPSMAP 276C. Навигатор поддерживает детальные карты с автоматической прокладкой маршрута. Для загрузки карт в Garmin 276C необходимо использовать специальные модули памяти.

Навигатор GPSMAP 276C, содержит в себе цветной картплоттер. В этом универсальном GPS навигаторе используется цветной TFT экран (256 цветов) с отличным качеством изображением даже при ярком свете. Навигатор имеет встроенную базовую карту мира и поддерживает сменные картриджи памяти Garmin всех доступных объемов. Приемник включает в себя новый индикатор отклонения от курса (CDI) - современный навигационный инструмент, широко используемый в авиации. На суше Вам пригодится диск «Дороги России с маршрутизацией», с помощью которого прибор GPSMAP 276C сможет прокладывать оптимальный маршрут, осуществлять поиск различных объектов. Для обеспечения функций голосового сопровождения необходимо приобрести специальный адаптер для питания от 12 вольт, в комплект которого входит громкоговоритель. Важным нововведением стала функция CDI-индикатор отклонения от курса, который удобен для применения в авиационных приборах.

В соответствии со стандартами ICAO и России на борту самолета должна находиться радиостанция аварийной связи с автономным питанием. Крайне полезным было бы совместить эту аппаратуру с навигатором GPS, обеспечивающим в чрезвычайных ситуациях автоматическую передачу навигационных данных. При аварийных посадках, особенно в зимних условиях и серьезных травмах экипажа и пассажиров получение точных координат является важнейшей задачей для службы поиска.

Библиографические ссылки

1. Целиков Д. Специалисты призывают к скорейшему внедрению GPS-систем в авиации. URL: http://science.compulenta.ru/.

2. Малышев В. В., Куршин В. В. Навигация авиационного потребителя с использованием цифровых карт. URL: mai604@online.ru.

© Кайданович М. Л., Мусонов В. М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.