УДК 316.4
МНОГОУКЛАДНОСТЬ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
Земфира Ивановна Калугина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор социологических наук, профессор кафедры общей социологии НГУ, тел. (383)330-33-51, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются тенденции, специфика и перспективы развития трех секторов сельскохозяйственного производства: сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и хозяйств населения. Отмечено снижение роли корпоративного сектора и трансформация семейных форм аграрного производства.
Ключевые слова: структура аграрного производства, сельскохозяйственные организации, фермерское хозяйство, хозяйства населения.
MULTISTRUCTURE OF AGRARIAN ECONOMY IN THE CONTEXT RATIONAL USE OF RESOURCES
Zemfira I. Kalugina
Federal State Institution of Science, Institute of Economics and Industrial Engineering, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Akademik Lavrentiev Prospect, Professor of Sociology, Department of General Sociology, NSU, tel. (383)330-33-51, e-mail: [email protected]
The article considers trends, specifics and prospects of development of three agricultural production sectors: agricultural organizations, farmers and private households. The article noted decline in the role of the corporate sector and the transformation of family forms of agricultural production.
Key words: structure of agrarian economy, agricultural organizations, farmers, private households.
Рыночные реформы 1990-х годов существенно изменили расклад сил на агропродовольственном рынке России. Статистика свидетельствует о том, что роль крупного бизнеса в сельскохозяйственном производстве в течение последнего двадцатилетия существенно уменьшилась. Если в советские времена на долю сельскохозяйственных предприятий приходилось три четверти общего объема сельскохозяйственного производства, то в настоящее время - меньше половины. Сельскохозяйственные предприятия доминируют в производстве зерна (три четверти общего объема), сахарной свеклы - 90%, яиц - 78%, семян подсолнечника 90%. В них производится также примерно половина объема молока и 70% мяса (в убойном весе) [1, с. 376].
Личные подсобные хозяйства, обеспечивающие в советские времена чуть больше четверти объема сельскохозяйственной продукции, в настоящее время образуют один из весомых секторов аграрного производства, где производится
более 40% сельскохозяйственной продукции страны. На долю крестьянских (фермерских хозяйств) приходится лишь одна десятая часть сельскохозяйственной продукции.
Выполненный нами типологический анализ социально-экономического развития сельских регионов России [2] позволил выявить региональную специфику в структуре производства по категориям хозяйств. Так, в сельских регионах Центрального Черноземья, Поволжья, а также в части регионов Западной Сибири и Урала равноценными товаропроизводителями являются сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. Крестьянские (фермерские) хозяйства производят здесь менее 10% сельскохозяйственной продукции.
Семейные формы сельскохозяйственного производства (хозяйства населения и фермерские хозяйства) в наибольшей степени развиты в Восточном приграничье с низкой плотностью населения и на территории кавказских республик с ограниченными земельными ресурсами, а также в отдаленных северовосточных и южных регионах страны. Это обусловлено, с одной стороны, природно-климатическими особенностями регионов, ограничивающие возможности для ведения крупного аграрного производства (Саха Якутия, Магаданская и Сахалинская области), а с другой, - развитие производства сдерживалось в силу сложившихся социально-политических обстоятельств (Чеченская республика и Дагестан).
Наименьшее развитие крестьянских (фермерских) хозяйств отмечено в сельских регионах не аграрного профиля. Среди них - деградирующие районы Нечерноземья и северные территории России с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Основными товаропроизводителями в сельские регионах Центрального Черноземья, Поволжья, а также в части регионов Западной Сибири и Урала, являются сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. Крестьянские (фермерские) хозяйства производят здесь менее 10% сельскохозяйственной продукции. Хозяйства населения в этой группе сельских регионов обеспечивают примерно 45% производства сельскохозяйственной продукции.
Анализ показал, что в процессе рыночных преобразований в сельскохозяйственном производстве заметно снизилась роль крупных сельскохозяйственных предприятий и многократно увеличилась роль семейных форм аграрного производства. Неформальная семейная форма сельскохозяйственного производства развивалась в 2000-е годы скорее вопреки, а не благодаря аграрным реформам. Значительный (в 1,6 раза) рост продукции, выращенной в хозяйствах населения, свидетельствует не столько об успехах, сколько о неудачах проведенных аграрных реформ. Неформальная аграрная экономика стала своеобразной формой выживания сельского населения. Многие коллективные хозяйства в результате поспешных, непродуманных и тотальных преобразований были разрушены, а сельский социум в силу объективных и необратимых причин был не готов вновь вернуться к индивидуальному землепашеству. Утраченный опыт индивидуально-семейного ведения сельскохозяйственного производства в крупных масштабах возвращается медленно и как бы поневоле. Тем не менее,
нужда заставила сельское население вернуться к прошлому опыту. По объему производства сельскохозяйственной продукции семейные хозяйства стали конкурировать с крупными сельскохозяйственными предприятиями, а в некоторых регионах и опережать их.
Мимикрия личного подсобного хозяйства
В советские времена подсобный характер семейного сельскохозяйственного производства был обусловлен тем, что основным занятием членов семьи, достигших трудоспособного возраста, был труд в колхозе или совхозе, в социальных учреждениях или в других сферах деятельности. Часть трудоспособной молодежи была занята на учебе в системе школьного или профессионального обучения. Труд в семейном хозяйстве носил для всех членов семьи добровольный и подсобный (относительно основного занятия) характер и служил дополнительным источником доходов семьи.
В настоящее время роль личного подсобного хозяйства существенно изменилась. Для многих сельских жителей оно стало основной сферой занятости, приносящей львиную долю доходов сельской семьи. Личное подсобное хозяйство трансформировалось, по терминологии О.Фадеевой, из "семейно-потребительского уклада" в "семейно-предпринимательский уклад". Если доминирующей целью хозяйственной деятельности в первом случае является выживание за счет собственного производства продукции и получения натурального дохода в качестве компенсации недостающих доходов, то во втором -получение стабильного денежного дохода [3, с. 35].
Как показали тенденции последних лет, главным способом выживания на селе в условиях массовой безработицы является ведение крупного товарного семейного производства сельскохозяйственной продукции на неформальной основе. За годы реформ произошла мимикрия личного подсобного хозяйства, которое трансформировалось в крупный неформальный сектор семейного аграрного производства. На сегодняшний день в этом секторе производится при мерно половина всей сельскохозяйственной продукции, в том числе больше 80% картофеля, 77% плодов и ягод, около 70% овощей, примерно половина всего производства молока и шерсти. В них содержится около половины крупного рогатого скота, в том числе коров, а также овец и коз.
При этом уровень товарности произведенного в хозяйствах населения мясной и молочной продукции существенно вырос и составил в 2014 г. соответственно - 45,5% и - 33,9%. Наряду с этим владельцы личных хозяйств реализуют примерно пятую часть выращенного картофеля, овощей и яиц. Это говорит о том, что хозяйства населения являются в современных условиях значимым источником не только натуральных, но и денежных доходов сельского населения.
По оценкам специалистов, малый бизнес использует землю гораздо эффективнее, чем сельскохозяйственные организации. Каждый гектар используемый малым бизнесом, дает в 2 раза больше валовой продукции сельского хозяйства, чем в СХО [4].
Расширению производства в неформальном секторе аграрного производства способствовало значительное высвобождение рабочей силы из формального сектора. Только за период с 2000 по 2013 гг. численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 2,6 млн. чел. и составила в 2013 г. 6,36 млн. человек или 9,4% от численности занятых в экономике. Для сравнения в развитых странах, таких как Великобритания, Германия, Франция, США, примерно в два раза ниже и составляет от 1,5 до 4-5% численности занятых в экономике [1, с. 105, 647].
Развитие фермерских хозяйств
В процессе экономических реформ 90-х годов были созданы институциональные основы и правовая база для всех видов предпринимательской деятельности на селе и формирования многоукладной аграрной экономики. После вступления в силу закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Закона РФ 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в России" у российских крестьян появилась реальная возможность вести самостоятельный бизнес и стать независимыми хозяйствующими субъектами.
Однако фермерский сектор, как мы и предвидели в 90-е годы [5, с. 152164], не стал доминирующим укладом в сельскохозяйственном производстве России. Состояние общественного сознания, отсутствие промышленного потенциала, способного в короткий срок обеспечить выпуск необходимой сельскохозяйственной техники в больших масштабах, длительность становления рыночных отношений, социально-демографическая ситуация на селе, дисперсная система расселения, слабое развитие системы коммуникаций стали сдерживающими факторами для широкого распространения фермерских хозяйств и превращения их в господствующую форму сельскохозяйственного производства. Тем не менее, и в России после 70 лет коллективного труда в колхозах и совхозах нашлись желающие трудиться самостоятельно и стать эффективными хозяевами своих ферм. Фермерский сектор занял устойчивую позицию в производстве зерновых и масличных культур, а также в производстве овощей и сахарной свеклы. В настоящее время в крестьянских (фермерских) хозяйствах производится десятая часть сельскохозяйственной продукции страны, в том числе - четверть всего объема зерна, примерно треть производства шерсти и семян подсолнечника, десятую часть - овощей и сахарной свеклы. При этом на протяжении последних 25 лет наблюдается постепенное наращивание объемов и расширение ассортимента продукции, производимой в фермерских хозяйствах.
По данным ФНС, в едином государственном реестре на 1 августа 2015 г. в РФ было зарегистрировано 3 млн. 510 тыс. индивидуальных предпринимателей, а также 139600 фермерских хозяйств. По сравнению с началом года число индивидуальных сельских предпринимателей увеличилось на 2,6%, а фермерских хозяйств - на 7,1%. При этом количество индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность на основании собственного решения, в январе - июле 2015 г. уменьшилось на 22,5%, а фермерских хозяйств - на 33,5% [6].
Тенденции развития сельскохозяйственных организаций
Основу корпоративного сектора аграрной экономики после рыночных преобразований составили реорганизованные колхозы и совхозы, а также вновь созданные вертикально интегрированные сельскохозяйственные организации -агрофирмы и агрохолдинги. При этом наиболее эффективными оказались аг-рохолдинги с иностранным участием. Уровень рентабельности производства в них (26%) вдвое превышал средний уровень по крупным и средним сельскохозяйственным организациям. Наименее эффективны - государственные агрохолдинги (средняя рентабельность - 4%). Муниципальные агрохолдинги убыточны (-12,5%) [4].
Несмотря на все усилия сельскохозяйственных организаций, им не удалось преодолеть разрушительных последствий рыночных аграрных реформ. За годы реформ вклад сельскохозяйственных организаций в производство продукции резко сократился с 73,7% в 1990 г. до 49,5% - в 2014 г. Посевные площади в сельскохозяйственных организациях сократились за тот же период времени с 74,2 до 55,3 млн. га. Посевы зерновых и зернобобовых культур сократились с 40,7 до 32,2 млн. га. Вдвое сократилось поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров. Но благодаря перепрофилированию существенно увеличилось поголовье свиней - в 1,8 раза, удвоилось поголовье птицы. Производство зерна увеличилось с 59, 4 млн. т. до 77,6 млн. т. [7, с. 55]. По оценкам экспертов, Россия может стать крупнейшим производителем зерна в мире.
Таким образом, многоукладная структура аграрной экономики создает предпосылки для эффективного использования имеющихся природных, трудовых и материальных ресурсов.
Доклад подготовлен в рамках исследований по Гранту РГНФ №14-0300332.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат.- М., 2014. - 693 с.
2. Калугина З.И., Фадеева О.П., Братющенко С.В. Социально-экономическая поляризация сельского пространства России // Регион: экономика и социология, 2015, №3 (87), с. 123145.
3. Фадеева О.П. Сельские сообщества и хозяйственные уклады: от выживания к развитию / под ред. З.И.Калугиной. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - 264 с.
4. Узун В.Я. Оценка результатов Ельцинской аграрной реформы // ЭКО, 2013, N3, с. 530.
5. Калугина З.И. Рыночная трансформация аграрного сектора России. Социологический дискурс. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2015. - 342 с.
6. URL // http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v-rossii
7. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесное в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - М., 2015, // http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/selhoz15.pdf
© З. И. Калугина, 2016