Научная статья на тему 'МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ'

МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / CASPIAN SEA / ENVIRONMENTAL PROGRAM / ENVIRONMENTAL SUPERVISION / ENVIRONMENTAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурсалиев Араз Огтай Оглы

Даже после принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 года состояние окружающей среды Каспийского моря требует дополнительной правой защиты. Автор рассматривает многосторонние международные механизмы охраны окружающей среды Каспийского моря с целью выявить потенциал повышения эффективности данных механизмов на международноправовом уровне. Делает вывод о перспективности дальнейшего развития многосторонних международных механизмов охраны окружающей среды Каспийского моря в целях большей координации их деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILATERAL INTERNATIONAL LEGAL MECHANISMS FOR ENVIRONMENTAL PROTECTION OF THE CASPIAN SEA

Even after the 2018 Convention on the Legal Status of the Caspian Sea was adopted, the environmental condition of the Caspian Sea requires additional legal protection. The author examines multilateral international mechanisms for the protection of the Caspian Sea environment in order to identify the potential for improving the effectiveness of these mechanisms at the international legal level. The author concludes that further development of multilateral international mechanisms for the protection of the Caspian Sea environment in order to better coordinate their activities is required.

Текст научной работы на тему «МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ»

Международное право; европейское право

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-1-128-131

МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Араз Оглай оглы МУРСАЛИЕВ, аспирант кафедры международного права МГИМО МИД России arazmursaliev@gmail.com

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. Даже после принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 года состояние окружающей среды Каспийского моря требует дополнительной правой защиты. Автор рассматривает многосторонние международные механизмы охраны окружающей среды Каспийского моря с целью выявить потенциал повышения эффективности данных механизмов на международно-правовом уровне. Делает вывод о перспективности дальнейшего развития многосторонних международных механизмов охраны окружающей среды Каспийского моря в целях большей координации их деятельности.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, Каспийское море, экологическая программа, экологический надзор, экологический мониторинг.

Annotation. Even after the 2018 Convention on the Legal Status of the Caspian Sea was adopted, the environmental condition of the Caspian Sea requires additional legal protection. The author examines multilateral international mechanisms for the protection of the Caspian Sea environment in order to identify the potential for improving the effectiveness of these mechanisms at the international legal level. The author concludes that further development of multilateral international mechanisms for the protection of the Caspian Sea environment in order to better coordinate their activities is required.

Keywords: environmental protection, Caspian Sea, environmental program, environmental supervision, environmental monitoring.

Научный руководитель: А.В. Кукушкина, кандидат юридических наук Рецензент: Ю.В. Филимонов, кандидат юридических наук

На сегодняшний день мониторинг состояния окружающей среды водных объек--«лов, в частности Каспийского моря, на международном уровне осуществляет Международная морская организация (International Maritime Organization, далее — ИМО), образованная в Женеве 6 марта 1948 г. с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации, основными функциями которой являются способствование

международному взаимодействию для предотвращения загрязнения на море и международному техническому обмену.

Программа ООН по окружающей среде осуществляет свою деятельность на уровне предоставления регулярных отчетов о состоянии мировых водных объектов, в частности Каспийского моря1. Однако деятельность указанных органов в отношении Каспийского моря носит в основном характер обозрения.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

На межгосударственном уровне мониторингом окружающей среды занимается Координационный комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря (далее — КАСПКОМ), в чьи задачи также входит прогноз погоды и климатических условий.

В состав данной организации входят все национальные гидрометеорологические службы сторон Тегеранской конвенции. Благодаря деятельности КАСПКОМ осуществляется координация восстановления и развития национальных систем наблюдения, обмен актуальной информацией, совместное обследование моря и прибрежной зоны, подготовка справочных материалов и т.д.2.

Перечисленный комплекс мер позволяет получать и обрабатывать большие объемы данных о состоянии окружающей среды, что делает возможным комплексный мониторинг Каспийского моря3. Более того, при помощи опыта КАСПКОМ удалось создать систему производственного мониторинга с применением экосистемного подхода, которым занимаются нефтегазовые компании, привлекающие для решения этой задачи специализированные научные и производственные организации4. В то же время важно подчеркнуть, что непосредственная организация мониторинга на территории страны осуществляется государственными органами в соответствии с национальным законодательством.

КАСПКОМ играет связующую роль в действиях пяти выделенных национальных органов в таких сферах, как оперативный обмен данными, развитие гидрологических систем, безопасность прибрежного населения и прогнозирование климатических наблюдений5. Данная структура была создана в связи с обеспокоенностью прикаспийских государств климатическими изменениями, а также активизацией хозяйственной деятельности в Каспийском регионе6.

Тем не менее КАСПКОМ не осуществляет контроль или координацию деятельности национальных служб в других сферах (например, в данный комитет не входит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, осуществляющая мониторинг безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений7, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта РФ, осуществляющая мониторинг морского и внутреннего водного транспорта8 и т.д.).

Ранее странами уже предпринимались попытки по созданию единой организации по ра-

боте непосредственно в Каспийском море, например, ныне не действующая Организация Сотрудничества между Прибрежными Государствами («Organisation for Co-operation between the Caspian Littoral States») 1992 г., Каспийская Экологическая Программа («Caspian Environmental Programme») 1998 г. и ее локальные органы, именуемые региональными тематическими центрами для развития Национальных Каспийских Планов Действий.

Каспийская экологическая программа была создана при содействии таких международных организаций, как Программа Развития ООН (ПРООН), Всемирный банк. Деятельность Программы направлена на предотвращение обострения экологических проблем и содействие устойчивому развитию Каспийского региона9, создание условий для улучшения экологического состояния окружающей среды Каспийского моря.

Как отмечается в доктрине10, Программа представляет собой систему организационных мероприятий, направленных на выработку для пяти стран-участниц направлений и способов совместных действий в целях решения экологических проблем Каспийского региона11. Функционирование Программы обеспечивается за счет определения специализации каждого государства-участника в рамках решения вышеназванных задач; например, Республика Казахстан призвана обеспечивать решение вопросов сохранения биологического разнообразия и колебания уровня воды Каспийского моря12. В рамках Программы была разработана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), которая была подписана Российской Федерацией в 2003 г.13 и вступила в силу в 2006 г.

В рамках Конвенции 2003 г. была также сформирована новая межрегиональная структура: Конференция договаривающихся сторон (далее — КС), состоящая из представителей всех стран-участниц. КС является директивным органом, в чьи задачи входит надзор за выполнением положений Рамочной конвенции, составление оценки окружающей среды Каспийского моря, утверждение рабочих программ и проч.

Важную роль в жизни приморских районов играет рыболовство. Для более качественного использования биоресурсов Каспия в 1992 г. была создана межведомственная Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря, которая действовала вплоть до 2016 г. Заявленные

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

цели организации включали выработку рекомендаций по сохранению биологических ресурсов региона, формирование правил рыбной ловли и т.д. На смену Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря в 2014 г. пришла Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и управлению их совместными запасами, основанная в результате заключения Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря14.

В соответствии с п. 3 ст. 7, подп. «§» п. 10 ст. 22 Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря договаривающиеся стороны будут осуществлять сотрудничество в принятии всех соответствующих мер для предотвращения, сокращения и контроля загрязнения, включая, где это уместно, создание совместных органов, ответственных за выявление и решение потенциальных проблем загрязнения. Функции Конференции сторон заключаются также в создании таких вспомогательных органов, которые могут быть сочтены необходимыми для осуществления настоящей Конвенции и протоколов к ней15.

Согласно положениям ст. 11 Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемых на суше видов деятельности (Московский Протокол) от 12 декабря 2012 г. к Тегеранской конвенции, в том случае, если сброс веществ из водотока, протекающего через территории двух или более договаривающихся сторон образует границу между ними, или вызывает, или может вызвать загрязнение морской среды Каспийского моря, соответствующие договаривающиеся стороны затрагиваемых территорий будут осуществлять сотрудничество для того, чтобы обеспечить полное применение Протокола, в том числе, в случае необходимости, путем создания совместных органов, отвечающих за обнаружение и последующее решение проблем загрязнения16. Согласно положениям Протокола Конференция договаривающихся сторон вправе создавать любые вспомогательные органы, которые могут быть признаны необходимыми для выполнения Протокола, в соответствии с пунктами 9 «а» и «с» ст. 22 Рамочной Конвенции.

Подпункт «Г» п. 1 ст. 12 Протокола о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (Актауский протокол) от 12 августа 2011 г. устанавливает, что для целей

данного Протокола и в соответствии с п. 10 ст. 22 Конвенции Конференция сторон, в частности, создает такие вспомогательные органы, которые могут быть сочтены необходимыми для осуществления Протокола17.

Таким образом, можно заключить, что существующая международно-правовая база, устанавливающая нормативные основы охраны окружающей среды в Каспийском море, уже включает целый ряд положений, предусматривающих возможность создания межгосударственной организации государств Каспийского моря, компетентной в области природоохранной деятельности в регионе. При этом функции международных организаций, конференций, программ в области охраны окружающей среды Каспийского моря пересекаются и носят некоординированный характер. В связи с этим, на наш взгляд, имеет перспективный характер создание единого центра координации такой деятельности на региональном международном уровне.

1 The United Nations Environment Programme. Caspian Sea // https://www.unenvironment.org/explore-topics/oceans-seas/what-we-do/working-regional-seas/regional-seas-programmes/caspian-sea (Дата обращения: 05.11.2019)

2 Оценка потенциального вклада КАСПКОМ в процесс реализации Тегеранской конвенции // URL: http:// www.caspcom.com/pdf/hist/Ozenka_rus.pdf (Дата обращения: 22.06.2020)

3 Там же.

4 Галанина Т.В., Блок К.Д. Основы проведения производственного экологического мониторинга // IX Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири» С. 163—167.

5 Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря // URL: http://caspcom.com/ files/AGREEMENT_ru.pdf (Дата обращения: 04.07.2020)

6 Координационный комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря // URL: http://www.caspcom.com/index.php?razd=main&lang=1 (Дата обращения: 04.07.2020)

7 Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // http://www. gosnadzor.ru/about_gosnadzor/401.pdf (Дата обращения: 04.07.2020)

8 Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (с изм. от 31.08.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

9 Мурсалиев А. О., Кукушкина А.В. Правовые аспекты противодействия экологическим угрозам на Каспийском море // Вопросы рос. и междунар. права. 2018. Т. 8. № 4А. С. 216.

10 Европейское международное право М.: Междунар.

отн., 2005. С. 307.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

11 Международное экологическое право: Учебник / Ред. P.M. Валеев. М.: Статут, 2012. С. 170—171.

12 Там же.

13 Постановление Правительства РФ от 29.10.2003 г. № 652 «О подписании Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4321.

14 Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря // URL: http://docs.cntd.ru/document/420356911 (Дата обращения: 26.06.2020)

15 Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. // http://www.tehranconvention.org/ IMG/pdf/Tehran_Convention_text_final_pdf.pdf (Дата обращения: 26.06.2020)

16 Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемых на суше видов деятельности (Московский Протокол) от 12.12.2012 г. // http://www.tehranconvention. org/IMG/pdf/Protocol_on_Pollution_from_Land_Based_ Sources_and_Activities.pdf (Дата обращения: 26.06.2020)

17 Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (Актауский протокол) от 12.08.2011 г. // http://www.tehranconvention.org/IMG/pdf/Aktau_ Protocol.pdf (Дата обращения: 28.06.2020)

Библиографический список

1. The United Nations Environment Programme. Caspian Sea // https://www.unenvironment. org/explore-topics/oceans-seas/what-we-do/ working-regional-seas/regional-seas-programmes/ caspian-sea (Дата обращения: 30.03.2020)

2. Координационный комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря // URL: http://www.caspcom.com/ index.php?razd=main&lang=1 (Дата обращения: 04.07.2020)

3. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. // http:// www.tehranconvention.org/IMG/pdf/Tehran_ Convention_text_final_pdf.pdf (Дата обращения: 26.06.2020)

4. Постановление Правительства РФ от

29.10.2003 г. № 652 «О подписании Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» // СЗ РФ.2003. № 44. Ст. 4321.

5. Постановление Правительства РФ от

30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (с изм. от 31.08.2019 г.). // СПС «Консультант Плюс»

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // http://www.gosnadzor.ru/about_ gosnadzor/401.pdf (Дата обращения: 30.03.2020

7. Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (Актаус-кий протокол) от 12.08.2011 г.) // http:// www.tehranconvention.org/IMG/pdf/Aktau_ Protocol.pdf (Дата обращения: 28.06.2020)

8. Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемых на суше видов деятельности (Московский Протокол) от 12.12.2012 г. // http://www.tehranconvention.org/IMG/pdf/ Protocol_on_Pollution_from_Land_Based_Sources_and_ Activities.pdf (Дата обращения: 26.06.2020)

9. Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря // URL: http://caspcom.com/files/AGREEMENT_ru.pdf (Дата обращения: 04.07.2020)

10. Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря // URL: http:// docs.cntd.ru/document/420356911 (Дата обращения: 26.06.2020)

11. Оценка потенциального вклада КАСПКОМ в процесс реализации Тегеранской конвенции // URL: http://www.caspcom.com/pdf/hist/Ozenka_ rus.pdf (Дата обращения: 22.06.2020)

12. Галанина Т.В., Блок К.Д. Основы проведения производственного экологического мониторинга // IX Междунар. науч.-практ. конф. «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири» С. 163—167.

13. Кукушкина А.В. Проблема определения территориального статуса Каспийского моря и охрана его окружающей среды // Десять лет внешней политики России: Матер. Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований / Под ред. А.В. Торкунова; Российская ассоциация междунар. исследований; МГИМО (У). М.: РОССПЭН, 2003. С. 563—575.

14. Международное экологическое право: Учебник / Ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.

15. Мурсалиев А. О., Кукушкина А.В. Правовые аспекты противодействия экологическим угрозам на Каспийском море / / Вопросы рос. и междунар. права. 2018. Т. 8. № 4А. С. 213—221.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.