УДК 341.1/8
Институциональный механизм урегулирования экологических проблем Каспийского моря
Малмир Мохаммадреза
Аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье поднимаются вопросы эффективного функционирования комитетов по обеспечению экологического благополучия Каспийского моря и сохранению его биологического разнообразия. Автор статьи предлагает собственную концепцию по рациональной работе комитета, функционирующего с целью урегулирования экологических проблем Каспийского моря.
Ключевые слова: Каспийское море, комитет, охрана окружающей среды, экология, Конвенция, правовой статус, Бухарестская декларация, мораторий.
О
А
Каспийское море является крупнейшим бессточным водоёмом, представляющим собой важнейший стратегический регион.
Регион Каспия - один из основных приоритетов внешней политики пяти прикаспийских государств, с точки зрения не только его энергетических и биоресурсов, но и национальной безопасности.
Активная деятельность прикаспийских государств, сухопутная и водная, связанная с геологоразведочными работами, промыслом, строительством, заселением берегов явило собой Каспий не только объектом национальной безопасности, но и объектом небезопасным, тревожно сигнализирующем о начале разрушительных процессов для экосистемы Каспийского региона.
После распада СССР первопроходцем среди прикаспийских государств по регулированию вопросов по экологической обстановке в Каспийском регионе стал Иран. Первым крупным шагом в этом направлении стало проведение Тегеранского саммита прибрежных государств Каспийского моря в феврале 1992 г. В результате официального заседания с участием президентов Ирана и Туркменистана, помощника президента Азербайджана, заместителя премьер-министра Казахстана и посла России в Тегеране была выдвинута идея о создании организаций по сотрудничеству прибрежных государств Каспийского моря, таких как: Комитет по правовому режиму Каспийского моря, Комитет гидроме-
теорологии, Комитет мореходства, Комитет по рыболовству (Каспийский комитет по биологическим ресурсам), Комитет по защите морской среды Каспийского моря [1, с. 24].
Для урегулирования экологической обстановки на Каспийском море были подготовлены проекты соглашений, среди которых: проект Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря, проект Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, проект Соглашения о защите природной среды Каспийского моря, проект Соглашения о сотрудничестве прикаспийских государств в области гидрометеорологии и мониторинга природной среды Каспийского моря [2, с. 307-308]. Также обсуждалась возможность по созданию Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). Данное предложение исходило от России, по задумке которой в данную организацию должны были войти пять государств: Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Предполагалось, что ОКЭС станет юридической основой межгосударственного ведения рыбного хозяйства в Каспийском бассейне и главным механизмом для поддержания популяции осетровых [3, с. 161]. ОКЭС так и не вступил в свои полномочия. В ст. 4 Декларации глав государств Российской Федерации и Республики Казахстан от 9 октября 2000 г. [4] стороны обратились к другим государствам с предложением о создании на по-
стоянной основе пятистороннего Стратегического Каспийского центра, который занимался бы мониторингом состояния природной среды Каспийского моря. Идея создания данного центра осталось только в намерениях Сторон.
Действия прикаспийских государств, которые нашли отражение в вышеперечисленных документах, были направлены на борьбу с результатами собственной активной деятельности: с загрязнением моря, в том числе нефтяного, что ведет к сокращению запасов осетровых, к болезни живых организмов в Каспийском водоёме, к угрозе проникновения чужеродных видов; с изменением естественных биогеохимических циклов1; с эвтрофика-цией2, с переловом и браконьерством, загрязнением фенолами3, с загрязнением тяжелыми металлами4, с гибелью тюленей; с загрязнением атмосферного воздуха при сжигании попутного газа и в результате пыления токсичных промышленных отходов; с загрязнением и деградацией почвенно-растительно-го покрова в результате деятельности предприятий нефтегазового, химического и энергетических комплексов; с загрязнениями из сельскохозяйственных источников.
Следует отметить, что не все вышеуказанные соглашения возымели действие, не все запланированные для урегулирования экологической обстановки комитеты (организации) начали функционировать. Причинами того, что предложения и проекты по экологическим комитетам (организациям) не были воплощены, является стечение ряда обстоятельств в результате распада СССР и образования независимых государств, таких как Азербайджан, Туркменистан, Казахстан - прикаспийских государств, некогда бывших в составе СССР. По мнению Д.Э. Столового, «именно распад СССР разрушил единую систему охраны воспроизводства и использования Каспийских рыбных ресурсов» [5, с. 56].
Связанная с осуществлением собственных меркантильных интересов активация нефтеразведочной и нефтедобывающей деятельности в акватории и на берегах прикаспийских государств, таких как Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, с
участием внерегиональных компаний не способствует единению прикаспийских государств в разрешении экологических проблем. Так, в акватории Азербайджана, где открыто большое количество скважин (см. рис. 1), ведется активная работа по добыче нефти.
Открытые скважины, как известно, служат источником загрязнений. Вдобавок к этому и Азербайджан, и Казахстан используют наихудшую систему скачивания с устаревшим оборудованием, способствующую сильнейшему загрязнению Каспия [7, с. 3]. Как справедливо отмечает Д.Э. Столовый, «одновременное вскрытие всех разведанных каспийских месторождений несет угрозу загрязнения моря и гибели его экосистемы, делает ее опасной для обитающих здесь рыб и млекопитающих, а в конечном итоге и для прибрежного населения» [5, с. 60].
Также среди причин невоплощения проектов по комитетам можно выделить факт того, что вплоть до августа 2018 г. не был определен правовой статус Каспийского моря, что рождало множество разногласий среди прикаспийских государств. По результатам V Каспийского саммита, проходившего 12 августа 2018 г. в Казахстане, в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря Каспий был определен как «окруженный сухопутными территориями Сторон водоем» [7]. Автор статьи выражает предположение, что определение правового статуса будет способствовать формированию новых или претворению старых проектов по созданию комитетов, обязанностью которых будет урегулирование экологической обстановки на Каспийском море.
В период с 1990 г. по настоящее время в результате переговоров и саммитов прикаспийских государств помимо Конвенции о правовом статусе Каспийского моря вошли в действие ряд договоренностей: Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря [8], Соглашение о сохранении и рациональном использовании биоресурсов Каспия [9], Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте [10], Соглашение о сотрудничестве прикаспийских
1 Массированное гидростроительство на Волге лишает рыб естественных местообитаний и приводит к другим проблемам, например, к заиливанию.
2 Нарушение баланса синтеза и распада органического вещества может привести к серьезным и даже катастрофическим изменениям.
3 Фенолы являются распространенными загрязняющими веществами, поступающими в природные воды со сточными водами нефтеперерабатывающих и других предприятий.
4 Загрязнения с тяжелыми металлами, находясь в воде в больших количествах, денатурируют белки, блокируют тиоловые группы, оказывают антибиотическое влияние на проявление жизненных процессов и вызывают генетические изменения.
Рис. 1. Добыча нефти в акватории и прибрежной зоне Каспийского моря [11]
государств в области гидрометеорологии Каспийского моря [12].
Основная идея Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря [9], подписанного в сентябре 2014 г., была направлена на сохранение зоны рыболовной юрисдикции и права ведения промысла гражданами или юридическими лицами исключительно прикаспийских государств. Целью Соглашения о защите природной среды Каспийского моря [13] явилось формирование системы защиты природной среды для предупреждения, предотвращения и ликвидации негативных последствий хозяйственной деятельности, где предусмотрено создание Координационного совета по защите окружающей среды, Каспийского фонда природохозяйственного страхования и Фонда управления окружающей средой Каспийского моря.
Так, Соглашение о сотрудничестве прикаспийских государств в области гидрометеорологии Каспийского моря [12] предусматривало создание и функционирование системы получения и обмена информацией для оценки и прогноза гидрометеорологических, океанологических характеристик и загрязнения природной среды в районе Каспийского моря.
Являясь первым региональном соглашением, определяющим основные области природоохранной деятельности, представляющим собой результат длительных переговоров прикаспийских государств на протяжении многих лет, значительный вклад в решение экологических вопросов в свое время внесла Рамочная (Тегеранская) конвенция по защите морской среды Каспийского моря, принятая 14 ноября 2003 г. [8], создав основу для взаимодействия прибрежных государств по сохранению уникальной экосистемы Каспийского региона [14].
В настоящее время функционирует Российско-иранская комиссия по вопросам рыбного хозяйства и Координационный комитет по гидрометеорологии Каспийского моря (КАСПКОМ [15]), целью которых является охрана природной среды и сохранение биологического разнообразия Каспийского моря.
Российско-иранская комиссия по вопросам рыбного хозяйства была основана в рамках Соглашения между РФ и Ираном о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 18 мая 1996 г. [16], в котором закреплен принцип традиционности российского и иранского рыбного промысла в Каспийском море, а также принцип проведения совместных научных исследований для сохранения, воспроизводства и оптимального использования биоресурсов Каспийского моря и управления ими. Ежегодно Комиссия обсуждает стратегические и текущие вопросы рыбного хозяйства Каспийского моря. Данная комиссия подведомственна со стороны России - Федеральному агентству по рыболовству, со стороны Ирана - Организации по рыболовству и рыбоводству
«Шилат» [17] Министерства сельскохозяйственного джихада Ирана [18]. Так, во время заседания 2016 г. Россией и Ираном обсуждались планы по активации совместной научно-исследовательской работы по сохранению и преумножению запасов уникального стада осетровых в Каспийском море [19]; в 2017 г. - вопрос о продлении моратория на промышленный вылов осетровых видов рыб в Каспийском море [20]. Во время заседания 2018 г. вышеуказанные стороны провели переговоры о планах по пролонгации запрета коммерческого вылова осетровых в Каспийском море и восстановлению их запасов [21].
Особо следует подчеркнуть деятельность Координационного комитета по гидрометеорологии Каспийского моря, ставшего единственным функционирующим комитетом из запланированных комитетов в результате Тегеранского саммита 1992 г. Правовой основой данного комитета стали следующие международные документы: Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря и Меморандум о взаимопонимании между Координационным комитетом по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря и Рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря [22].
Вышеуказанный комитет был создан с целью наблюдений за изменением климата, влияния метеорологических условий на деятельность человека, мониторинга загрязнений Каспийского моря, а также сохранения экосистемы моря. В состав комитета вошли национальные метеорологические организации - члены КАСПКОМ, среди которых: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ), Метеорологическая организация Исламской Республики Иран (ИРИМО), Национальный департамент по гидрометеорологии Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики (АЗГИДРОМЕТ), Республиканское государственное предприятие «КАЗГИДРОМЕТ» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, Национальный комитет по гидрометеорологии при Кабинете министров Туркменистана (ТУРКМЕНГИДРОМЕТ).
Важность сохранения экологической стабильности наряду с другими вопросами по Каспийскому региону была поставлена в число приоритетных задач. Так, Президент Российской Федерации во время Пятого саммита прикаспийских государств, проходившего в Казахстане 12 августа 2018 г., напомнил о необходимости обеспечения экологической проверки инфраструктурных проектов, создающих потенциальные риски для благополучия Каспийского моря; отметил важность продления запрета на коммерческий лов осетровых и готовность России к поддержке продолжительного моратория на данный
вид промысла. Также Президент Владимир Путин подчеркнул необходимость завершения работы над документом, регламентирующим совместную борьбу с браконьерством [7].
В результате вышеупомянутого саммита была принята Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, наряду с делимитацией Каспийского моря, предусматривающая ответственность Сторон, допускающих загрязнение, за ущерб, причиненный экологической системе Каспийского моря (п. 13 ст. 3); охрану природной среды Каспийского моря, сохранение, восстановление и рациональное использования его биологических ресурсов (п. 14 ст. 3); содействие проведению научных исследований в области экологии, сохранение и использование биологических ресурсов Каспийского моря (п. 15 ст. 3); разрешение на проведение подводных магистральных трубопроводов по дну Каспийского моря «при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней» (п. 2 ст. 14); «защиту и сохранение экологической системы Каспийского моря и всех ее компонентов» (п. 1 ст. 15); принятие мер и сотрудничество в целях сохранения биологического разнообразия, защиты, восстановления, устойчивого и рационального использования биологических ресурсов Каспийского моря, предотвращения, снижения и обеспечения контроля за загрязнением Каспийского моря из любого источника (п. 2 ст. 15); запрет деятельности, наносящей ущерб биологическому разнообразию Каспийского моря (п. 3 ст. 15); ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря (п. 4 ст. 15) [7].
Нелогичным в свете вышеперечисленных намерений президентов прикаспийских государств по сохранению биологического разнообразия Каспийского моря и охраны природной среды Каспийского моря видятся действия Азербайджана и Туркменистана, подписавших Бухарестскую декларацию по международному транспортному маршруту «Каспийское море - Черное море» [23]. Данный документ предусматривает строительство канала из порта Констанца (Румыния) на Черном море до порта Поти (Грузия), далее - по новому каналу до порта Алят (Азербайджан) на Каспийском море, далее - в Туркменбаши (Туркменистан) через Каспийское море (см. рис. 2).
Следует отметить, что длина канала составит 700 км, глубина - 10 м, что может негативно отразиться на экологической обстановке Каспийского моря и благополучии его биоты из-за разницы в климатических условиях, водной среды двух водных про-
странств, находящихся в разных климатических условиях (Черное море и Каспийское море), проникновение чужеродных для каждой среды организмов и элементов. В связи с этим российские активисты-экологи высказали серьезный протест [24]. Иран также как Россия выразил озабоченность по этому поводу, пожелав провести ряд экологических экспертиз по выявлению влиянию строительства нового транспортного канала на экологическую обстановку Каспийского моря [25].
Подводя итоги, хотелось бы отметить необходимость воплощения достигнутых на многочисленных саммитах договоренностей не только де-юре, но и де-факто, что подкреплялось бы действиями прикаспийских государств. Целесообразным видится создание Международного комитета, осуществляющего правовые, исполнительные, надзорные функции во исполнение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, Соглашения о сохранении и рациональном использовании биоресурсов Каспия, Протокола по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Соглашения о сотрудничестве прикаспийских государств в области гидрометеорологии Каспийского моря. В обязанность данного комитета, по мнению автора, будет вменен мониторинг экологической обстановки Каспийского моря по результатам предоставленных государствами регулярных национальных докладов по каждой, обозначенной комитетом эколого-правовой проблематике. Предполагается ввести мораторий на лов осетровых и других видов рыб в период нереста, также ввести запрет на строительство любых видов заводов на расстоянии менее 100 км от береговой линии Каспийского моря, наложение штрафа за несанкционированный лов осетровых и других видов рыб, сброс отходов в Каспийское море в результате промышленной, ирригационной и туристической деятельности человека и предприятий.
Рис. 2. Международный транспортный маршрут «Каспийское море - Черное море» [26]
Литература:
'."INIIUÛ AûUl^â .J^JÛ ^ILC- / .JJÀ. jjâ—.
UÛ ^ÛIJAIÛ .^j— ^ ôJJ^ f^jl! Jl— jlâià j 24 - ^ .41 sjl^^ - .1382 J— (Доктор Аббас Малеки. Деятельность прибрежных стран по разрешению правового режима Каспийского моря. // Ежеквартальный журнал исследований Центральной Азии и Кавказа. Институт Ирано-Евразийских исследований (ИРАС). - 1382 (2003). - № 41. - С. 24-48).
2. Панасенко Д.Н. Каспийское море: эколого-правовая проблема России // Вестник АГТУ. Серия Гуманитарные науки. - 2004. - № 3. - С. 297-312.
3. Вылегжанина Е.Е., Панасенко Д.Н. Развитие права трансграничного регионализма Каспийского моря // Вестник АГТУ. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - № 1 (48) . - С. 156-165.
4. Республика Казахстан. Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве на Каспийском море. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/kz/-/asset_publisher/44 tjMz WwjAFr/ content/id/597760
5. Столовый Д.Э. Международное сотрудничество в области сохранения водных биоресурсов Каспийского моря //Вестник АГТУ. Серия Рыбное хозяйство. - 2011. - № 2. - С. 56-62.
6. t UÛ Anrnijû / .ù ' " jj Û j JJ^ Ij^^
3 ^ A^i^i ,2016 Ojj -Ù J^ .AÛUAIÛ (^IjjI)lj—IjjI j ùljjl (Шива Ализаде. Каспийское море и его хрупкая среда. // Ежеквартальный журнал исследований Центральной Азии и Кавказа. Институт Ирано-Евразийских исследований (ИРАС). -2016. -№ 6. - С. 1-9).
7. Пятый Каспийский саммит. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58296
8. Тегеранская Конвенция. - URL: http://www.tehranconvention.org/spip.php?article19
9. Документы. О подписании Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря. - URL: http://government.ru/docs/14891/
10. Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря. - URL: http://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2Fu DbhJx9/content/protokol-po-ocenke-vozdejstvia-na-okruzausuu-sredu-v-transgrani cnom-kontekste-k-ramocnoj-konvencii-po-zasite-morskoj -sredy-kaspij skogo-mora
11. Документы. О подписании Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря. - URL: http://government.ru/docs/11191/
12. jj^- ^IJ ¿iVj.v.jo," ÖJAI*^. — URL: http://www.hamshahrionline.ir/news/68228/ jji-Ü^-^ljj-jljA^j-J^l^ (Соглашения о защите природной среды Каспийского моря). - URL: http://www.hamshahrionline.ir/news/68228/
13. Мурсалиев Араз Огтай Оглы. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря: информация об окружающей среде и доступ к ней. - URL: http://www.nbpublish.com/library_read _article.php?id=25118
14. Официальный сайт Координационного комитета по гидрометеорологии Каспийского моря. -URL: http://www.caspcom.com/
15. Международные договоры. Двусторонние договоры. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. - URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-294/47655
16. Official website of Shilat - Iran Fisheries Organization. jJ "jb U - URL: http://www.shilat.com/index.aspx
17. Official website/ Islamic Republic of Iran, Ministry of agriculture - Jahad. - URL: https://maj.ir/index.aspx?lang=2&sub=0
18. «Палладе» готовят визит в Иран. - URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/12231-pallade-gotovyat-vizit-v-iran
19. Россия и Иран выступают за продление запрета на коммерческий лов осетровых в Каспийском море. - URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/17739-rossiya-i-iran-vystupayut-za-prodlenie-zapreta-na-kommercheskij-lov-osetrovykh -v-kaspij skom-more
20. МРФ-2018: Россия и Иран отметили потенциал для расширения сотрудничества в сфере науки и ликвидации ННН-промысла на Каспии. - URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/24447-mrf-2018-rossiya-i-iran-otmetili-potentsial-dlya-rasshireniya-sotrudnichestva-v-sfere-nauki-i-likvidatsii-nnn-promysla-na-kaspii
21. Официальный сайт Координационного Комитета по гидрометеорологии Каспийского моря. Документы КАСПКОМ. - URL: http://www.caspcom. com/index.php?razd=docum&lang=1#1
22. Official website of the Republic of Azerbaijan Ministry of foreign affairs. No:053/19, Bucharest Statement - Special Meeting of the Ministers of Foreign Affairs of the Republic of Azerbaijan, Georgia, Romania and Turkmenistan/ Bucharest statement. -URL: http://mfa.gov.az/en/news/909/6049
23. Officiai website Tasnimnews. JI^jI Ь sjjjlS ^UrwlU« jjj^. Jll£ jia. Ь ^jjl ^IJJJ jji. — URL: https://www.tasnimnews.eom/fa/news/1397/05/24/1 803314/
l-jjj^.-Jljl£-(Officiai website Tasnimnews. Противодействие слиянию Каспийского моря с Азовским морем с подготовкой нового канала Евразия).
24. ^IJJJ AJ JJÀ ^Ь^Р Jl^ajl ÖJJJJ ¿JJJ ^jjJ. —
URL: https://www.tinn.ir/ -183779/49-^bjJ-J^j
ÔIJ^i-^IJJJ-AJ-JJÀ-^IJJJ-JI^JI-ÔJJJJ-AJ-^IJJI-JJJJ-^JJJ
(Officiai website Tinn. Почему Ирану необходимо соединение Каспийского моря с черным морем). - URL: https://www.tinn.ir/ -183779/49-^bjJ-J^j
In stitutional Meehanism forCaspian Sea Ecological Problems' Regulation
Malmir M.
Kazan (Volga Region) Federal University
Issues on effective functioning of committees on providing ecological well-being of the Caspian Sea and preservation of its biological diversity are being raised in the article. The author of the article suggests own conception on the rational activity of the committee, functioning with the goal for the regulation of ecological problems of the Caspian Sea.
Kew words: the Caspian Sea, committee, environment preservation, ecology, Convention, legal status, Bucharest statement, moratorium.