Научная статья на тему 'Многосторонние и двусторонние международные соглашения в области усыновления'

Многосторонние и двусторонние международные соглашения в области усыновления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА / ГАРАНТИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Константин Павлович

актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью ратификации Гаагской Конвенции от 29.05.1993 с целью урегулирования вопросов в области международного усыновления (удочерения)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойко Константин Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многосторонние и двусторонние международные соглашения в области усыновления»

Многосторонние и двусторонние международные соглашения в области усыновления Бойко К.П.

Бойко Константин Павлович /Boyko Konstantin Pavlovich - магистрант, кафедра гражданского и трудового права, юридический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью ратификации Гаагской Конвенции от 29.05.1993 с целью урегулирования вопросов в области международного усыновления (удочерения).

Abstract: the relevance of the topic chosen due to the need to ratify the Hague Convention of 05/29/1993 with a view to resolving the issues in respect of Intercountry Adoption.

Ключевые слова: приемные родители, усыновление (удочерение), принципы защиты ребенка, гарантии, международное право, коллизионные нормы, страны-участницы.

Keywords: adoptive parents, adoption (adoption), the principles of child protection, guarantees, international law, conflict of laws rules, the participating countries.

Исходя из международных стандартов в отношении усыновления, закрепленных в ст.21 Конвенции о правах ребенка, 29 мая 1993 г. была принята Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления,1 которая вступила в силу 01.05.1995 г. Россия подписала Конвенцию 07.09.2000 г.2, но ее не ратифицировала. Гаагская конвенция защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 г. - наиболее значимый универсальный международный договор в данной области. В этой Конвенции были реализованы основополагающие принципы защиты ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Ее участниками являются 85 государств, среди которых Австралия, Австрия, Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Грузия, Израиль, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Латвия, Мексика, Нидерланды, Перу, Польша, США, Турция и др.

Конвенция применяется к случаям, когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве, будучи усыновленным, переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство (п.1 ст.2). Ее действие распространяется только на те случаи усыновления, в результате которых возникает постоянная связь между сторонами как между родителями и детьми (п.2 ст.2). Следовательно, в тех странах, где существует 2 формы усыновления (простое и полное), положения данной Конвенции будут распространяться только на полное усыновление, в результате которого утрачиваются правовые отношения с кровными родителями и аналогичные отношения возникают между усыновителями и усыновленными.

Цели Конвенции, закрепленные в ст.1, определяются с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, Резолюции 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. о передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. Целями Конвенции являются:

a) создать гарантии того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в наилучших интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;

b) создать систему сотрудничества между Договаривающимися государствами для обеспечения действенности таких гарантий и посредством этого предотвратить похищение, продажу детей или торговлю ими;

c) обеспечить признание усыновлений в Договаривающихся государствах, совершенных в соответствии с Конвенцией.

Конвенция не содержит коллизионных норм. В ней закреплены несколько принципиальных положений, соблюдение которых является обязательным при установлении усыновления: ребенок может быть усыновлен; нет возможности устройства ребенка в семью в государстве его происхождения; заинтересованные лица информированы о последствиях усыновления; согласие на усыновление дано добровольно и без получения за это какого-либо денежного вознаграждения; учтено желание и мнение ребенка, согласие ребенка, если оно требуется, было получено добровольно, когда это требуется, согласие матери было получено только после рождения ребенка и др.) - ст.4 Конвенции. Компетентные органы принимающего государства определяют, что предполагаемые приемные родители имеют право на усыновление и подходят для этого, что они в необходимой мере проконсультированы и, что ребенку разрешается или будет разрешено въезжать в это государство и постоянно проживать в нем (ст.5).

Конвенция подробно определяет обязанности центральных органов стран-участниц и уполномоченных ими организаций, а также саму процедуру усыновления (глава IV). Усыновление, произведенное

1 «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (заключена в г. Гааге 29.05.1993 г.). СПС «КонсультантПлюс».

2 Распоряжение Президента РФ от 26.06.2000. №241-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)». СЗ РФ. 3.07.2000. №27. СТ.2844

компетентным органом государства в соответствии с Конвенцией, имеет законную силу в других Договаривающихся государствах (ст.23). «В признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве только тогда, когда усыновление явно противоречит его государственной политике, принимая во внимание наилучшие интересы ребенка» (ст.24). Конвенцией также определяются последствия признания усыновления. В соответствии со ст.26 признание усыновления включает признание:

a) правовых взаимоотношений между ребенком и его приемными родителями;

b) ответственности приемных родителей за ребенка;

ф прекращения ранее существовавших правоотношений между ребенком и его матерью и отцом, если усыновление имеет такие последствия в Договаривающемся государстве, в котором оно имело место.

Следует заметить, что в Конвенции участвуют как государства, граждане которых чаще усыновляются, так и государства, в которые усыновленные дети, как правило, переезжают вместе с усыновителями. Министерство образования и науки России еще в 2009 году указывало на необходимость ратифицировать Гаагскую Конвенцию о международном усыновлении: «Конвенцию надо подписывать, она ничем не грозит нашим детям, а, наоборот, защищает их права и вынуждает наших партнеров более скрупулезно относиться к своим обязанностям», - отмечал Фурсенко, выступая на заседании Координационного совета уполномоченного по правам человека в РФ. По его словам, в этом международном документе достаточно четко оговорены важнейшие для России позиции, например, позиция о том, что первично национальное усыновление. Кроме того, Конвенция дает возможность узаконить все те международные усыновления, которые есть в России.3 Однако до сих пор Конвенция так и не ратифицирована Россией. Хотя участие России в Конвенции активно поддерживается и в доктрине. В литературе в то же время была высказана и иная точка зрения, согласно которой «ратификация Конвенции может заметно ослабить контроль за системой вывоза детей - граждан России из Российской Федерации, и поэтому она не соответствует интересам детей-сирот.»4 Эта позиция неоднократно критически оценивалась российскими учеными. Многими научными учреждениями РФ были даны компетентные заключения о желательности и целесообразности ратификации Россией рассматриваемой Конвенции.5 Ведущий специалист в области международного семейного права Н.И. Марышева замечает, что «что Конвенция не занимается вопросами права, подлежащими применению при усыновлении российских детей. Эти вопросы будут решаться, как и сейчас, российскими судами, выносящими решения об усыновлении и оценивающими все обстоятельства конкретного дела с позиций и иностранного, и российского права. Таким образом, действие правил российского законодательства, защищающих интересы детей, как нам кажется, не будет умалено»6.

Присоединяясь к мнению ведущих ученых России относительно желательности ратификации Гаагской Конвенции об усыновлении, считаем, что такой шаг со стороны Российской Федерации является не только желательным, но и целесообразным. Такая позиция обосновывается следующим. Во-первых, Гаагская Конвенция 1993 г. полностью базируется на общих и специальных принципах (касающихся усыновления), закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка, участницей которой является Россия. Во-вторых, Гаагская Конвенция устанавливает субсидиарный характер иностранного усыновления (т.е. усыновление российского ребенка иностранными гражданами становится возможным только в том случае, если не удалось устроить ребенка в российские семьи). В-третьих, Гаагская Конвенции закрепляет ряд обязательных требований, которые должны быть соблюдены при установлении усыновления (получения согласия ребенка на усыновление, в любом случае учет его мнения при установления усыновления, согласие матери, когда это является необходимым и ряд других). В-четвертых, усыновление, произведенное в одном договаривающемся государстве, не требует осуществления дополнительных процедур для его признания на территории другого государства. В-пятых, на центральные органы, назначенные в иностранных государствах, возлагаются, в том числе, и обязательные функции контроля за тем, как протекает усыновление после переезда усыновленного российского ребенка в страну гражданства усыновителя.

В рамках Совета Европы 24 апреля 1967 г. в Страсбурге заключена Европейская конвенция об усыновлении детей7, которая была пересмотрена в 2008 г. Европейская конвенция от 27 ноября 2008 г.8 заменяет Европейскую конвенцию об усыновлении детей 1967 г. Конвенция вступила в силу 1 сентября 2011 г. Ее частниками являются: Испания, Норвегия, Румыния, Украина (среди 11 подписавших, но еще не ратифицировавших Конвенцию, - Великобритания, Германия, Италия, Украина и др.). Россия не принимает участия в этой Конвенции.

Как указано в преамбуле, Конвенция разработана в качестве дополнительного международного инструмента Совета Европы по усыновлению детей, «способного стать эффективным дополнением», в частности, к Гаагской конвенции 1993 г. Конвенция 2008 г., учитывая существующие различные взгляды на

3 www.pravda.ru. 08.04.2009

4 Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления //"Журнал российского права. 2012. №5. СПС «КонсультантПлюс».

5 См., например, Lex Russica. 2006. N 2. С. 413 - 415

6 Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления //"Журнал российского права. 2012. №5. СПС «КонсультантПлюс».

7 «Европейская конвенция об усыновлении детей» (ETS №58). Заключена в г. Страсбурге 24.04.1967 г. Конвенция вступила в силу 26.04.1968 г. СПС «КонсультанПлюс».

8 «Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная)» (CETS №202). Заключена в г. Страсбурге 27.11.2008 г. Конвенция вступила в силу 01.09.2011 г. СПС «КонсультанПлюс».

принципы, которые должны регулировать усыновление, различия в процедурах усыновления и в правовых последствиях усыновления, ставит своей целью, в частности способствовать сокращению препятствий, вызываемых различиями в национальном законодательстве, и защите интересов усыновленных детей.

Конвенция состоит в основном из материально-правовых предписаний. Коллизионные нормы в ней отсутствуют. В ней формулируется единые правила по вопросам, которые по-разному регулируются законодательством отдельных государств. При этом государствам-участникам вменяется в обязанность внести соответствующие изменения в национальные законы для обеспечения соответствия законодательства указанного государства положениям настоящей Конвенции (ст.2).

В соответствии со ст.1 Конвенции, ее действие распространяется на усыновление ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, не состоящего и не состоявшего в браке, не состоящего и не состоявшего в зарегистрированном партнерстве, и не достигшего совершеннолетия. Она применяется только к такому институту усыновления, который создает постоянную взаимосвязь ребенок - родитель (ст. 1).

Положения Конвенции относятся к порядку и условиям усыновления. В соответствии со ст.7 допускается усыновление двумя лицами разного пола, как состоящими в браке или в отношениях зарегистрированного партнерства, так и лицами, которые живут «вместе в стабильных семейных отношениях», а также одним лицом. Устанавливаются возрастные рамки для усыновляющего лица: минимальный возраст усыновителя может быть установлен не ниже 18 и не выше 30 лет, разница в возрасте между усыновителем и ребенком должна составлять не менее 16 лет. С учетом интересов ребенка национальным законодательством может быть отменено требование о минимальном возрасте усыновителя и разнице в возрасте с усыновляемым ребенком.

Усыновление может быть отменено и признано недействительным только по решению компетентного учреждения государства-участника, но только с учетом интересов усыновляемого ребенка (ст. 14). Государства-участники вправе установить испытательный срок, в течение которого ребенок буде находится на попечении усыновляющего лица, с тем, чтобы оценить обоснованность предстоящего усыновления.

Закрепляется запрет на повторное усыновление усыновленного ребенка, за исключением одного или нескольких из следующих случаев:

a. если ребенка усыновляет супруг или зарегистрированный партнер усыновляющего лица;

b. если предыдущий усыновитель умер;

c. если усыновление было признано недействительным;

Л если предыдущее усыновление прекратилось или в силу этого прекращается;

е. если повторное усыновление обосновано серьезными причинами и предыдущее усыновление не может по законодательству быть прекращено (ст.8).

Закрепляется, что никто не должен получать неправомерно финансовую или иную прибыль от деятельности, связанной с усыновлением ребенка (ст. 17).

Анализ содержания Конвенции позволяет сделать вывод о том, что ее содержание в основном соответствует положениям Гаагской Конвенции 1993 г. и российскому законодательству (о действительности усыновления, о соблюдении интересов ребенка при усыновлении и некоторые другие). В то же время Конвенция обязывает государства ввести в национальное законодательство ряд материально-правовых норм, которые, в частности, не совпадают с нормами российского законодательства, а в некоторых случаях ему прямо противоречат (возможность усыновления ребенка однополыми парами, фактическими супругами). Хотя и в силу ст.27 Конвенция позволяет исключить возможность усыновления однополыми партнерами, сделав соответствующую оговорку при подписании, при этом «остается неясным, будет ли в этом случае признаваться в России усыновление однополыми партнерами, установленное за границей»9. Не допускаются оговорки относительно иных положений Конвенции за исключением тех, которые перечислены в п.1 ст.27 Конвенции (в частности, не предусматривается возможность сделать оговорку относительно усыновления фактическими супругами). Следовательно, присоединившись к Конвенции, Россия обязана будет не только признать усыновление ребенка фактическими супругами, произведенного за рубежом, но и допустить такое усыновление ребенка-российского гражданина иностранными и российскими гражданами, чей брак не был зарегистрирован в установленном порядке. Данные положения идут в разрез не только с существующим законодательством, но и противоречат основным направлениям государственной семейной политики, одним из направлений которой является преодоление негативных тенденций в области семьи и брака.

Литература

1. СПС «КонсультантПлюс»: «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного

усыновления» (заключена в г. Гааге 29.05.1993 г.).

2. СПС «КонсультантПлюс»: Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права:

вопросы усыновления //Журнал российского права. 2012. №5.

3. СПС «КонсультанПлюс»: «Европейская конвенция об усыновлении детей» (БТ8 №58). Заключена в г.

Страсбурге 24.04.1967 г. (Конвенция вступила в силу 26.04.1968 г).

4. СПС «КонсультанПлюс»: «Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная)» (СБТ8

№202). (Заключена в г. Страсбурге 27.11.2008 г.) (Конвенция вступила в силу 01.09.2011 г.).

9

Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления //"Журнал российского права. 2012. №5. СПС «КонсультантПлюс».

5. Распоряжение Президента РФ от 26.06.2000. №241-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)». СЗ РФ. 3.07.2000. №27. СТ.2844.

6. Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. №712 в ред. от 05.10.2002 г. «Об основных направления государственной семейной политики». СЗ РФ. 20.05.1996. №21. Ст.2460.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.