Научная статья на тему 'МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР НА ПУТИ К УСПЕШНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ НАШИХ ДЕТЕЙ'

МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР НА ПУТИ К УСПЕШНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ НАШИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ / НАУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калина Исаак Иосифович, Юренко Николай Александрович

Организация деятельности многопрофильной школы рассматривается как частная научная задача общей проблемы поиска решений социального согласия интересов общества и государства в системе российского образования. Рассмотрена неструктурированная потребность российских семей в школе, как государственной организации, помогающей семьям вырастить здоровых, умных и счастливых детей. Проведено преобразование и декомпозиция этих потребностей российских семей через нормативно-правовую деятельность многопрофильной школы. Поиск решения согласованного взаимодействия семей и многопрофильной школы в интересах повышения качества жизни в нашей стране осуществлен в условиях трех современных и существенных факторов в образовании: роста объема научной информации; многообразия современных технологий и роста градиента скорости развития детей. Базовым решением такого согласованного взаимодействия определен учитель многопрофильной школы, обладающий полнотой научной, технологической и функциональной компетентностью в профессиональной деятельности. Обоснована двухэтапная подготовка учителя с требуемыми компетентностями в классических университетах через профильный бакалавриат и педагогическую магистратуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калина Исаак Иосифович, Юренко Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED SCHOOL AS A CONTEMPORARY VECTOR TOWARDS TO THE SUCCESSFUL SELF-DETERMINATION OF OUR CHILDREN

The organization of the specialized school’s activity is considered to be a particular scientifc task aimed at fnding the solution to consent the interests of society and the state within the Russian education system. The unstructured need of families in school, as a government organization that helps families to bring up healthy, smart, and happy children, was analysed. The transformation and decomposition of these needs were conducted based on the specialized school normative legal acts. The search for a solution to the coherent interaction between the students’ families and the specialized was conducted considering three essential aspects of the educational system: the increase of the amount of scientifc information, the diversity of modern technologies, and the children’s development. A technologically, scientifcally, and functionally competent teacher is subjected to be the basic decision of this coherent interaction. The need for the two-step teacher preparation with the required competencies at the Bachelor and Master programmes was substantiated.

Текст научной работы на тему «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР НА ПУТИ К УСПЕШНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ НАШИХ ДЕТЕЙ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №3

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

И . И . КАЛИНА, Н . А . ЮРЕНКО

многопрофильная школа как современный вектор на пути к успешному самоопределению наших детей

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

Организация деятельности многопрофильной школы рассматривается как частная научная задача общей проблемы поиска решений социального согласия интересов общества и государства в системе российского образования. Рассмотрена неструктурированная потребность российских семей в школе, как государственной организации, помогающей семьям вырастить здоровых, умных и счастливых детей. Проведено преобразование и декомпозиция этих потребностей российских семей через нормативно-правовую деятельность многопрофильной школы. Поиск решения согласованного взаимодействия семей и многопрофильной школы в интересах повышения качества жизни в нашей стране осуществлен в условиях трех современных и существенных факторов в образовании: роста объема научной информации; многообразия современных технологий и роста градиента скорости развития детей. Базовым решением такого согласованного взаимодействия определен учитель многопрофильной школы, обладающий полнотой научной, технологической и функциональной компетентностью в профессиональной деятельности. Обоснована двухэтапная подготовка учителя с требуемыми компетент-ностями в классических университетах через профильный бакалавриат и педагогическую магистратуру.

Ключевые слова: профильное обучение; многопрофильная школа; учитель многопрофильной школы; научная, технологическая, функциональная компетентность учителя; классический университет; педагогический университет; качество жизни.

Поиск решений проблемы взаимодействия государства и общества был и остаётся объектом внимания, как ученых, так и политиков . Частной научной задачей практического решения единения интересов каждой семьи и государства в общей системе образования может выступать организация профильного обучения старшеклассников в государственной школе . Условием решения такой задачи могут быть ясные и понятные для всех ответы на три вопроса: что, как и зачем дает школа взамен присваиваемого ею ученического времени?

Есть общее понимание обществом и государством в ответе на первый вопрос, что школа обучает и воспитывает детей, подростков и молодежь

[1; 2]. Можно согласиться, что неструктурированная потребность каждой семьи видеть сейчас и в будущем нынешних школьников здоровыми, умными и счастливыми учтена в задаче повышения качества жизни наших сограждан, решаемой, в том числе, средствами образования [3]. Очевидно, что и по третьему вопросу «зачем?» позиции государства и общества совпадают. Как следствие, поиск решения поставленной научной задачи можно свести к поиску ответа на второй вопрос, также всеми принимаемый и взаимоувязанный с ответами на первый и третий вопросы . Механизмом такого поиска может быть преобразование и декомпозиция вопроса, как обучать и воспитывать детей, чтобы они были здоровы, умны и счастливы, через нормативно-правовую организацию образовательной деятельности в школе [4; 5].

Будем полагать признание большинством семей использование школой ученического времени на обучение и воспитание их детей и внуков, тем, что школьники за это время приобретают новые знания и школа их убеждает, что эти знания школьникам необходимы . Для получения детьми этих знаний, в школе с ними постоянно взаимодействуют более взрослые люди, обладающие функциональностью учительской деятельности: умением организовать доступ к новой информации, умением проектировать на основе этой информации для детей учебные ситуации, исследовать и правильно интерпретировать (управлять) восприятие детьми новой информации в учебных ситуациях, умением быть убедительными, объяснив детям нужность и полезность для них этой новой информации [6]. Когда взрослый функционален к обучению школьника (обладает необходимым жизненным опытом и / или освоил азы педагогики и психологии), новая информация становится знаниями для детей . Сегодня интернет создает иллюзию самостоятельного доступа детей к знаниям . Но это пока лишь доступ к новой для них информации, в результате чего дети становятся обладателями набора сведений, становятся разносторонне осведомленным . Но без опыта обучения, тем более, без опыта обучения в коллективе, и без умения обобщать и систематизировать новые сведения, наши дети умными не станут

Сведения лишь тогда становятся знаниями, когда они применяются обучающимся на практике и трансформируются в умения . Между знаниями и умениями находятся желания наших детей (их мотивация на обучение) применять знания посредством доступных им технологий, методик, способов и приемов . Универсальная формула обучения «хочу и могу» сопровождает нас не только в школе, но и на протяжении всей жизни . Если мы, взрослые, хотим, чтобы новые обстоятельства, которые постоянно привносятся в нашу жизнь, не стали сильнее нас, придется нам «желать» находить новые решения .

Для обоснования вариантов ответа на второй вопрос «как разумно тратить ученическое время в школе?», важно рассмотреть три фактора,

оказывающих сегодня существенное влияние на обучение и воспитание школьников

Первый фактор - это объем новой информации . Сегодня информация по всем областям знаний находится в принципиально новом состоянии . На смену недостатка информации в последние годы пришел её переизбыток, что породило проблему современного содержания образования детей в школе [7]. Пока имеется возможность обобщить и структурировать необходимую учебную информацию в учебниках и учебных пособиях для школьных предметов начальной и основной школы . Времени и сил на создание общих для выпускников старшей школы учебников, соответствующих современному уровню знаний, нет и уже не будет. Первый фактор порождает проблему предметной научности учительской деятельности в старших классах наших школ . Если её не решать, то мы будем продолжать обучать детей прошлым знаниям

Второй фактор - это технологии . Современные технологии - это резко увеличивающееся число вариантов интеграции научных и практических знаний . Их многообразие открывает перед нами новые возможности по достижению новых результатов при их применении . И ровно также, даже само незнание о существующих технологиях, создает риски не достижения требуемых результатов . Второй фактор порождает проблему как технологичности учительской деятельности, так и технологичности деятельности организаторов образовательного процесса в школе [8].

Третий фактор - это возрастающая разница в развитии детей одного возраста . В публикациях последних лет отмечается рост градиента скорости развития детей [9; 10]. Это про детей, физическое, психическое и психофизиологическое развитие которых протекает нормально . Третий фактор подразумевает уникальность маршрута объективного процесса обучения каждого школьника . Этот фактор ставит под сомнение право школы на «нежелание» индивидуализировать или персонифицировать обучение каждого ребенка на всем протяжении его пребывания в школе . Это серьезная проблема школы, когда ставится под сомнение достижение общенациональной цели о создании в каждой школе возможностей для самореализации и развития талантов каждого ребенка [11].

Первый фактор позволяет сделать вывод, что функциональность деятельности школьного учителя может быть необходимым и достаточным условием только для обучения и воспитания детей начальной и основной школы . Для обучения детей в старшей школе от учителя потребуется дополнительно к функциональности ещё и предметная научность его педагогической деятельности . Второй фактор еще больше наращивает требования к школьному учителю . Школе сегодня нужен учитель со сформированной функциональностью, научностью и технологичностью его деятельности . Этот фактор создает не только качественную потребность к деятельности учителя, но и предъявляет новые требования к школе, как

к образовательному пространству, обязательному наличию в нем современных высоких технологий . Второй фактор актуализирует техносферу образовательного пространства школы, как новый формат рабочего места учителя . Третий фактор, применительно к задаче обучения и воспитания умных школьников, заставляет нас задуматься об их готовности к практическому применению школьных знаний, о чем Аристотель предупреждал нас две с половиной тысячи лет назад [12].

Готовность человека к деятельности рассматривается нашими известными учеными по-разному . Интересны подходы Я . Л . Коломинского, изучавшего готовность как определенный уровень развития сознания и личности, а также Н . В . Кузьминой, считавшей, что готовность человека к деятельности характеризуется наличием у него знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники [13; 14] .Л . И . Божович, А . В . Запорожец, Л . А . Венгер, И . Шванцар, Г . Вицлак проблему готовности рассматривали в связи с тремя основными этапами становления, формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе, начало получения профессионального образования (профессиональное самоопределение) и самостоятельная профессиональная деятельность [15-19]. Развитием мнения наших ученых о необходимости формирования готовности к практической деятельности в общеобразовательной школе уже с начальных классов, тем более с учетом исторических традиций нашей страны и с учетом современных факторов в образовании, следует полагать формирование профессионального самоопределения также в школе, в старших классах .

Профессиональное самоопределение старшеклассников через взаимосвязь их знаний и умений современная школа может организовать в двух и более профильных классах из естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического и универсального профилей обучения . Такая организация учебного процесса характерна для многопрофильной школы и она направлена на выполнение поручения Президента России о разработке комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования, с учетом ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях, а также его предложения о приобретении школьниками старших классов предпрофессиональных и профессиональных навыков [20]. Школе сегодня в правовом поле разрешено обучать школьников одновременно по школьным и по профессиональным образовательным программам, как на школьной учебной материальной базе, так и на базе иных, в том числе профессиональных образовательных организаций . Следовательно, у старшеклассников появилась новая возможность на момент выпуска из школы получить или профессию, или пред-профессиональные умения и навыки . А у школы появилась возможность

использовать в обучении старшеклассников современную технологичную образовательную инфраструктуру, прежде всего вузов и колледжей . Очевидно, что государством создаются условия перехода от «школьника знающего» к «школьнику умеющему» .

В итоге, поиск решений по организации обучения в многопрофильной школе сводится к трем областям: старшая школа, учитель старшей школы, условия обучения в старшей школе (образовательное технологическое пространство) . Итак, первая область поиска решения - это организация обучения в старшей школе, не ограничивающая возможности обучающихся в получении базовых знаний и умений, в получении дополнительных знаний и умений в предпочтительных для них областях, в получении ими профессиональных или профессионально ориентированных знаний, умений и навыков . Надо понимать, что исторически фундаментальность обучения (базовые знания и умения) старшеклассников закладывалась в общую обязательную программу основной средней школы . Индивидуальность обучения была заложена в образовательные программы дополнительного образования, выбираемые школьниками и их родителями добровольно . Опять же, исторически, дополнительное образование (внеурочное) воспринималось всеми, как второстепенное . Третий фактор выводит сегодня на один уровень значимости и полезности для детей основное и дополнительное образование в школе

Более тесная кооперация вузов и школ позволяет сегодня дополнительно к профильной ориентации ещё в школе учесть и профессиональную ориентацию старшеклассников . Тогда среди профильных классов школа может организовать предпрофессиональные классы, например, такие, как инженерные, академические (научно-технологические), медицинские, кадетские классы . Для старшеклассников важно обучение в профильных классах ещё тем, что они могут ещё в школе осознать ошибку в выборе профессии и отказаться от своего выбора в сторону другого предпочтения будучи школьником . Это наиважнейший момент предпро-фессиональных классов - выпускник не будет на втором курсе вуза чувствовать себя несчастным, потому что он пошел «не туда»: у него есть возможность скорректировать свой выбор еще в многопрофильной школе .

Конечно, академические классы не могут быть в каждой многопрофильной школе, поскольку количество ученых не может быть огромным . Для самоопределения одаренных детей есть массовое олимпиад-ное движение

Очевидно, что многопрофильные школы полезны вузам и колледжам . Взаимодействие вузов и колледжей с многопрофильными школами позволяет интегрировать различные уровни образования, создавать единое образовательное пространство, расширяющее рамки программ профильного обучения и переводящие их на уровень предпрофессиональных программ . Следствием программной интеграции и организационного

взаимодействия безусловно будет более высокое качество выпускников школ . Из многопрофильных школ в вузы и даже в колледжи будут приходить абитуриенты с навыками самоорганизации, саморазвития, умения учиться, работать и действовать в соответствии с выбранной профессией . Грамотная организация образовательного процесса в многопрофильных школах позволяет устранить существующий сегодня значительный разрыв между уровнем и предъявляемыми требованиями школьного и вузовского образования . В свою очередь, качественно новое студенчество из выпускников многопрофильных школ, потребует от вузов соответствующих изменений в организации вузовского образовательного процесса .

Вторая область поиска решения - как и где подготовить учителя профильных и предпрофессиональных классов многопрофильной школы? В школе возможности обучения школьников, прежде всего старшеклассников, ограничены возможностями школьных учителей и их готовностью к обучению по различным образовательным направлениям, и, тем более, по индивидуальным образовательным траекториям . Есть известный в кибернетике принцип Эшби . Его смысл в том, что управляющая система (в нашем случае, обучающая - учитель старших классов) должна обладать большим разнообразием, чем управляемая система (в нашем случае, обучаемые - старшеклассники с их разным уровнем развития и с многообразием образовательных потребностей). Очевидно, что проблема школы, вызванная третьим фактором, может быть решена только учителем, у которого сформирована функциональность, научность и технологичность его деятельности .

Всё говорит о том, что обстоятельства сегодня выводят роль учителя школы на решающую позицию в ответе на вопрос «как обучать и воспитывать детей за их "ученическое" время, чтобы они после выпуска из школы были здоровыми, умными и счастливыми?» . И ещё . Эти же обстоятельства исключают решение этой задачи вне современной высокотехнологичной образовательной среды . Сложность организации профильного обучения, когда большие усилия не приводят к реализации заложенных в многопрофильной школе возможностей для старшеклассников, создает сильную заинтересованность в качественном учителе профильных классов многопрофильной школы всех участников образовательного процесса в такой школе - администрации школы, учителей, учеников и их родителей

«Качественным» ученикам, какими являются мотивированные обучающиеся профильных классов, только качественные учителя обеспечат качественные образовательные результаты . С приходом таких учителей многопрофильная школа сумеет создать новые акценты в содержании образования старшеклассников: формирование навыков и умений для реальной жизни, конвергентное (метапредметное) образование, надпред-метные исследования, образование в условиях техносферы будущего,

развитие профильного образования до уровня предпрофессионального . Такого учителя можно подготовить или в классическом, или в педагогическом университете . Учитель из числа студентов классического университета обладает высоким научным предметным уровнем (химия, физика, математика, биология и т .д .), из педагогического - серьезными знаниями по психолого-педагогические наукам и развитыми личностными качествами, необходимыми для полноценной педагогической деятельности .

Подготовка учителя профильных классов с фундаментальным предметным и педагогическим образованием предпочтительна в классическом университете . Система требований к подготовке в классическом университете, в большей степени, чем в педагогическом, ориентирована на формирование у студентов исследовательских навыков . С педагогической точки зрения такая подготовка означает большую чувствительность учителя профильных классов к инновациям и умению применять многообразие педагогических технологий . При этом, классический университет в большей степени формирует у студентов критическое мышление, а педагогический преимущественно ориентирован на усвоение устоявшихся, типовых способов и методических приемов психолого-педагогического взаимодействия . Существенно, что в классическом университете студент имеет возможность приобщиться к лучшим научным кадрам, исследователям, научным школам по разным направлениям

Примером рационального решения подготовки учителя старших классов для многопрофильных школ является их подготовка по магистерской программе «Учитель профильной школы» на базе факультета педагогического образования ведущего классического университета страны Московского государственного университета имени М . В . Ломоносова . Педагог для многопрофильной школы для старших классов формируется в структуре классического университета в два этапа: через предметный бакалавриат (4 года) и педагогическую магистратуру (2 года). При этом, педагогический факультет классического университета не конкурирует с педагогическими университетами, поскольку не имеет соответствующих условий для подготовки учителей начальной и основной школ, например, полноценной практики и психолого-педагогической подготовки . Подготовка учителей начального и основного образования в многопрофильных школах, естественно, продолжается на базе педагогических университетов, обеспечивающих преемственность разных уровней профессионального педагогического образования и сохраняющих уникальную, десятилетиями складывавшуюся, модель подготовки учителей . Такое внимание классических и педагогических университетов к многопрофильным школам приведет к росту их числа с качественными учителями профильных классов . Востребованность выпускников таких школ, безусловно, будет высокой

Третья область поиска решения научной задачи: как обеспечить качественному учителю профильных классов качественную технологичную образовательную среду? Благодаря поручению Президента России школы получили возможность готовить выпускников не только на школьной учебной материальной базе, но и на базе профессиональных образовательных организаций разных уровней образования (колледжи и вузы), а также на базе иных организаций, предоставляющих качественную технологическую образовательную среду для обучения старшеклассников .

Многопрофильная школа, по существу, формирует умения выпускника к постоянному познанию, она поддерживает, сохраняет и развивает жажду познания мира, как в детстве Выпускники многопрофильной школы, сохраняя надолго традицию постоянного познания во взрослой жизни, будут задавать вопросы уже не родителям и не учителю, а самим себе . Тем самым, благодаря учителю, у них сохраняется вектор по направлению к успеху и счастью Исследовательский и коллективный характер обучения в профильных классах развивает умения детей слышать и понимать друг друга . И, вырастая, это качество выпускники многопрофильной школы сохраняют, как общую для них часть детства, сохраненную и поддержанную в школе

Полноценная организация образовательного процесса в многопрофильной школе содержит в себе потенциальные возможности устранения лишней перезагрузки старшеклассников и сохранения их здоровья при получении ими в школе знаний и умений, необходимых для повышения качества жизни нашего общества . Многопрофильная школа сегодня выступает основой для успешного самоопределения школьников . Образовательное пространство многопрофильной школы позволяет взаимодействовать с каждой семьей таким образом, чтобы совместными усилиями вырастить здоровых, умных и счастливых детей

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г . с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г . № 273-Ф3.

3 . Послание Президента Российской Федерации В . В . Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г.

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» .

5 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями).

6 . Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями).

7 . Ковалев С. В., ШабановаН. А., Чиркова С. Е. О подготовке научной информации к учебному процессу. // Вестник Томского государственного педагогического университета . 2011, выпуск 2 (104). C .70-72.

8 . Материалы XXIV Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование» / Под ред . Ю . Л . Хотун-цева . М . : МПГУ, 2018. 270 с .

9 . Клейнман П. Психология . Люди, концепции, эксперименты / пер. с англ . О . Медведь; [науч . ред . В . Шульпин]. М . : Манн, Иванов и Фербер, 2015 . 143 с

10. Черниговская Т. «Главная беда современного ребенка - в тщеславных родителях», «Почему люди обучаются с разной скоростью?» [Электронный ресурс] URL: https://philologist . livejournal . com/10103529. html (Дата обращения 01 07 2021)

11 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г »

12 . Ахманова А. С. Логическое учение Аристотеля. М . : Издательство URSS, 2015. 312 с .

13. КоломинскийЯ.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя М : Просвещение, 1988 190 с

14. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения . М . : Высшая школа, 1990. 119 с .

15 . БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . (Психологическое исследование) М : Просвещение, 1968 464 с (Академия педагогических наук СССР)

16 . Запорожец А. В. Подготовка детей к школе . Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А . В . Запорожца, Г . А. Марковой . М . : Просвещение, 1980 250 с

17 Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? М : Знание, 1994 192 с

18 . Шванцара Й. и кол . Диагностика психического развития . Прага: Ави-ценум, 1978 388 с

19 . Витцлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося . М . : Просвещение, 1986 71 с

20. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. (утв. Президентом РФ 2 января 2016 г. № Пр-15ГС).

Сведения об авторах

Калина Исаак Иосифович - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой образовательных технологий факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, советник-наставник Мэра Москвы. E-mail: Kiimgu@yandex.ru

Юренко Николай Александрович - доктор технических наук, профессор, доцент кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: referentmon@ yandex.ru

specialized school as a contemporary vector towards to the successful self-determination of our children

I. I. Kalina, N . A. Yurenko

The organization of the specialized school's activity is considered to be a particular scientific task aimed at finding the solution to consent the interests of society and the state within the Russian education system. The unstructured need of families in school, as a government organization that helps families to bring up healthy, smart, and happy children, was analysed. The transformation and decomposition of these needs were conducted based on the specialized school normative legal acts. The search for a solution to the coherent interaction between the students' families and the specialized was conducted considering three essential aspects of the educational system: the increase of the amount of scientific information, the diversity of modern technologies, and the children's development. A technologically, scientifically, and functionally competent teacher is subjected to be the basic decision of this coherent interaction. The need for the two-step teacher preparation with the required competencies at the Bachelor and Master programmes was substantiated.

Keywords: specialized education; specialized school; specialized school teacher; scientific, technological, functional competence of a teacher; classical university; pedagogical university; life quality.

References

1 Konstitucija Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation]. (Adopted by popular vote on 12 December 1993, with amendments approved by a national vote on 1 July 2020).

2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ . [Federal Law «On Education in the Russian Federation» of 29 December 2012. № 273-FZ]

3 . Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V . V . Putina Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii ot 21 aprelja 2021 g . [Message dated 21 April 2021

from the President of the Russian Federation, V . V . Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation].

4 . Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 18 ijunja 2002 g. № 2783 «Ob utverzhdenii Koncepcii profil'nogo obuchenija na starshej stupeni obshhego obrazovanija» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 18 June 2002. № 2783 «On approval of the Concept of Profiled Education at the Senior Level of General Education»].

5 . Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maja 2012 g . № 413 (s izmenenijami i dopolnenijami) [Federal State Educational Standard for General Secondary Education, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17 May 2012 № 413 (with amendments and additions)].

6 . Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated 18 October 2013. 544h «On approval of the professional standard «Pedagogue (pedagogical activity in the sphere of pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)»]

7 . Kovalev S . V . , Shabanova N . A. , Chirkova S . E. O podgotovke nauchnoj informacii k uchebnomu processu [Preparation of scientific information for the educational process]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Gazette]. 2011, vypusk 2 (104). pp .70-72.

8 . Materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennoe tehnologicheskoe obrazovanie» [Materials of XXIV International Scientific-Practical Conference «Modern Technological Education»]. Ed. Ju. L. Hotunceva. Moscow: MPGU, 2018. 270 p.

9 . Klejnman P . Psihologija . Ljudi, koncepcii, jeksperimenty [Psychology. People, concepts, experiments] [Ed. V . Shul'pin]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2015 143 p

10 . Chernigovskaja T . «Glavnaja beda sovremennogo rebenka - v tshheslavnyh roditeljah», «Pochemu ljudi obuchajutsja s raznoj skorost'ju?» [Jelektronnyj resurs] URL: https://philologist . livejournal. com/10103529, html (Accessed 01.07.2021).

11 . Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2020 g . № 474 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 g .» [Decree of the President of the Russian Federation dated 21 July 2020. № 474 «On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030»].

12 . Ahmanova A . S . Logicheskoe uchenie Aristotelja [Aristotle's logical teachings] Moscow: Izdatel'stvo URSS, 2015 312 p

13 . Kolominskij Ja .L. , Pan'ko E. A. Uchitelju o psihologii detej shestiletnego vozrasta: kniga dlja uchitelja [Teacher on the psychology of six-year-olds: teacher's book]. Moscow: Prosveshhenie, 1988. 190 p .

14 . Kuz'mina N . V . Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija [Professionalism of the teacher and master of industrial education]. Moscow: Vysshaja shkola, 1990. 119 p.

15. Bozhovich L . I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. (Psihologicheskoe issledovanie) [Personality and its formation in childhood. (Psychological study)]. Moscow: Prosveshhenie, 1968. 464 p .

16 . Zaporozhec A . V . Podgotovka detej k shkole. Osnovy doshkol'noj pedagogiki [Preparation of children for school . Fundamentals of pre-school education]. Ed. A. V . Zaporozhca, G. A. Markovoj. Moscow: Prosveshhenie, 1980. 250 p.

17 . Venger L. A . Gotov li vash rebenok k shkole? [Is your child ready for school?] Moscow: Znanie, 1994. 192 p .

18 . Shvancara J. Diagnostika psihicheskogo razvitija [Diagnosis of mental development]. Praga: Avicenum, 1978. 388 p.

19. Vitclak G. Ocenka povedenija i harakteristika uchashhegosja [Student Behaviour Assessment and Profile]. Moscow: Prosveshhenie, 1986. 71 p .

20. Perechen' poruchenij Prezidenta Rossijskoj Federacii po itogam zasedanija Gosudarstvennogo soveta Rossijskoj Federacii ot 23 dekabrja 2015 g . (utv. Prezidentom RF 2 janvarja 2016 g. № Pr-15GS) [List of instructions of the President of the Russian Federation on the results of the meeting of the State Council of the Russian Federation of 23 December 2015].

About the Authors

Kalina Isaac I.- Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Head of the Department of Educational Technologies, Faculty of Pedagogical Education M. V. Lomonosov Moscow State University, Advisor-mentor to the Mayor of Moscow, Russia. E-mail: Kiimgu@yandex.ru

Yurenko Nikolay A.- Doctor of Technical Sciences, Professor, Associate Professor Departments of History and Philosophy of Education, Faculty of Pedagogical Education M. V. Lomonosov Moscow State University, Russia. Email: referentmon@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.